Научная статья на тему 'Корпоративные ценности как управленческий ресурс государственной гражданской службы'

Корпоративные ценности как управленческий ресурс государственной гражданской службы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
349
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шедий Мария Владимировна

Статья посвящена исследованию современной системы корпоративных ценностей государственной гражданской службы. Корпоративные ценности являются внутренним стержнем корпоративной культуры государственной гражданской службы, действенной стороной «коллективного сознания». Поэтому формирование целесообразных ценностных ориентаций является важным условием эффективного функционирования государственной гражданской службы на благо общества. Кроме того, построение демократического правового государства с приоритетом прав и свобод человека как высших ценностей во многом зависит от отторжения «старых» корпоративных ценностей государственной гражданской службы. Именно это условие способно возродить доверие к государственной власти со стороны общества, и, соответственно, повысить ее престиж в общественном сознании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corporate Values as an Administrative Resource of the State Civil Service

Article is devoted to research into modern system of the state civil service corporate values. Corporate values are an internal core of o the state civil service corporate culture, active force of collective consciousness. Therefore formation of expedient value orientations is an important condition of effective state civil service functioning for the public good. Besides foundation of a democratic legal state where human rights and freedoms priority is considered to be great values depends on tearing old state civil service corporate values away. This condition can revive trust of the society to the government and raise its prestige in public consciousness.

Текст научной работы на тему «Корпоративные ценности как управленческий ресурс государственной гражданской службы»

М.В. Шедий,

кандидат социологических наук, доцент

Орловской региональной академии государственной службы

КОРПОРАТИВНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ РЕСУРС ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

^В начале третьего тысячелетия Россия вступила в очередную и, вероятно, самую трудную реформу - административную, которая может быть успешной лишь в случае, если окажется комплексной, учитывающей тенденции развития страны, инновации в кадровом менеджменте.

Прогрессивное обновление российской государственной гражданской службы диктует необходимость создания единой социально-профессиональной корпорации государственных служащих, осознающих специфику своих корпоративных ценностей и интересов и способных эффективно реализовать требования общества. Ценностную основу формирующейся модели государственной гражданской службы составляют не только динамично развивающаяся совокупность ценностей, среди которых ключевыми являются ценности российской ментальности, общецивилизационные ценности, нормативные ценности Конституции Российской Федерации, но и корпоративные ценности, ориентированные на цели и миссию демократического, правового и социального государства.

Под корпоративными ценностями прежде всего следует понимать социально значимые предметы, явления и процессы, направленные на удовлетворение потребностей членов организации в самосохранении, самовоспроизводстве внутренних интересов и структуры и служащие стратегическими детерминантами поведения личности во времени и культурном пространстве организации.

Ценности, разделяемые и декларируемые наиболее авторитетными руководителями государственной гражданской службы, зачастую становятся тем ключевым звеном, от которого зависит сплоченность сотрудников различных подразделений и уровней управления. Эти ценности, формирующие единство взглядов и действий, а следовательно, обеспечивающие эффективность достижения целей госаппарата, образуют центральную корпоративную систему ценностей, которая объединяет внутренние и внешние среды организации, а также нижние и верхние уровни управления. В нее включены такие корпоративные ценности, как служение общественному благу, профессиональная компетентность, социальная ответственность за свои действия, карьера, корпоративная этика, дисциплина, гласность в осуществлении профессиональной деятельности, личная идентификация с группой, строгое следование установленным правилам и процедурам, престиж и социальный статус профессии государственного служащего.

Исследование корпоративных ценностей российской государственной гражданской службы позволило выявить, что наиболее важной корпоративной цен-

ностью является личная идентификация служащего с группой, то есть осознание служащими своей идентичности. Как показали социологические исследования, степень осознания своей идентичности в отношении других групп населения и профессиональных слоев у служащих органов исполнительной власти велика. Социологический анализ анкетирования госслужащих администраций различного рода показал, что основным критерием, позволяющим в социально-психологическом плане рассматривать корпорацию государственных служащих как целостное образование, является присутствие социально-психологического эффекта, обозначенного как «Мы - работники администрации» [1].

Анализ материала социологических исследований, подтвержденный теоретическими выводами Е.А. Агеевой, Н.А. Челышевой, А.В. Понеделкова, В.Г. Игнатова, Г.П. Зинченко и других, показывает, что основной корпоративной ценностью общности госслужащих является осознание принадлежности к государственному аппарату управления с его спецификой и атрибутами.

Безусловно, значимой для большинства чиновников является корпоративная ценность карьеры, связанная с должностным продвижением, приобретением новых материальных, социальных и правовых статусов. Продвижение по служебной лестнице имеет большое значение почти для всех государственных гражданских служащих, причем служебная карьера трактуется ими как предоставляемая гражданину возможность поступления на государственную гражданскую службу, перспектива роста влияния, ответственности и оклада. Следовательно, именно карьера - наиболее важная ценность в корпоративной системе ценностей государственной гражданской службы.

Государственная гражданская служба характеризуется жесткими требованиями, предъявляемыми к соблюдению норм и ролей корпоративной структуры. Анализ данных показывает, что в настоящее время среди критериев оценки труда государственные гражданские служащие поставили на третье место соблюдение дисциплины и порядка (45,2%), которое ценится выше таких критериев, как реальная польза для организации (24,7%), стаж работы (22,3%), строгое соблюдение правил (22,9%), творчество и инициатива (30,8%).

Таким образом, корпоративные ценности государственной гражданской службы - это сложный комплекс, включающий единые представления основной массы государственных гражданских служащих о своем месте и роли в обществе, оценку своих возможностей, действий и их результатов.

На современном этапе институционализации российской государственной гражданской службы сосуществуют как традиционные корпоративные, так и новые, только зарождающиеся ценности. Немаловажен факт, что процесс возникновения, закрепления и развития новых ценностей во властных структурах происходит медленно в связи с закономерным стремлением власти к самосохранению. Причем значительная часть служащих остается в рамках устаревшей парадигмы управления обществом, над ними довлеют стремительно устаревающие понятия о целях службы, организационной и корпоративной культуре, профессионализме.

Вместе с тем наблюдается рост готовности определенной части служащих -ориентированных на интересы развития общества и собственные социально-

профессиональные ценности - к организационным социокультурным изменениям. Как отмечает профессор В.Л. Романов, «исследования свидетельствуют, что чувство долга, социальной ответственности, стремления делать добро, следование традициям служения Родине и т.д., формирующие ядро государственного корпуса, укрепляют новый тип государственной службы как службы государства народу - верховному субъекту власти» [2, с. 46].

Таким образом, формирование корпоративных ценностей государственной гражданской службы, нацеленных на общенациональные интересы, будет способствовать не только воспитанию у служащих этических основ и высокой нравственности, но и превращению государственного аппарата в авангард преобразований, пользующийся высокой степенью доверия граждан.

Библиографический список

1. Калиниченко, Л. А. Социальная организация государственной службы [Текст] / Л. А. Калиниченко. - М., 2000.

2. Романов, В. Л. К становлению новой парадигмы обществоведения [Текст] / В. Л. Романов // Синергетика: человек, общество. - М., 2000.

А.Р. Гарифова,

аспирант Казанского государственного технологического университета им. С.М. Кирова

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

юбой социальный процесс, социальное явление наполняются определенным культурным содержанием. Рассмотрение организаций как сообществ взаимодействующих индивидов, имеющих единообразное понимание своих целей, ценностей, норм и правил поведения, привело к появлению понятия организационной культуры.

В последние годы интерес к организационной культуре усилился в связи с тем, что возросло понимание влияния, которое культура оказывает на функционирование организации. Многочисленные исследования показывают, что процветающие организации отличаются высоким уровнем культуры, который формируется в результате продуманных усилий, направленных на развитие духа организации, во благо всех заинтересованных в ее деятельности сторон.

Проблемы организационной культуры освещаются как в зарубежной, так и в отечественной социологии. Вместе с тем исследований, посвященных орга-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.