Научная статья на тему 'Проблемы организации производства новых видов экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях системы МВД России (по опыту экспертно-криминалистического центра УМВД России по Белгородской области)'

Проблемы организации производства новых видов экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях системы МВД России (по опыту экспертно-криминалистического центра УМВД России по Белгородской области) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1297
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА НОВЫХ ВИДОВ ЭКСПЕРТИЗ / ТОВАРОВЕДЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ORGANIZATION OF PRODUCTION OF NEW TYPES OF EXPERTISE / MERCHANDISING EXPERTISE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чернышев С. А., Чиненов Е. В.

В статье обосновывается необходимость внесения изменений в нормативные правовые акты МВД России, регулирующие вопросы производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чернышев С. А., Чиненов Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ORGANIZATION OF PRODUCTION OF NEW TYPES OF EXPERTISE IN THE FORENSIC UNITS OF THE INTERIOR MINISTRY OF RUSSIA (EXPERIENCE OF THE EXPERT AND CRIMINALISTIC CENTER OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA ACROSS THE BELGOROD REGION)

The article substantiates the necessity of amendments to normative legal acts of the MIA of Russia regulating the issues of production of judicial examinations in ekspertno-the criminalistic departments of internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «Проблемы организации производства новых видов экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях системы МВД России (по опыту экспертно-криминалистического центра УМВД России по Белгородской области)»

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА НОВЫХ ВИДОВ ЭКСПЕРТИЗ В ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ (ПО ОПЫТУ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА УМВД РОССИИ ПО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

PROBLEMS OF ORGANIZATION OF PRODUCTION OF NEW TYPES OF EXPERTISE IN THE FORENSIC UNITS OF THE INTERIOR MINISTRY OF RUSSIA (EXPERIENCE OF THE EXPERT AND CRIMINALISTIC CENTER OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA ACROSS THE BELGOROD REGION)

УДК 343.9(470.325)

С.А. ЧЕРНЫШЁВ,

кандидат социологических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) [email protected]

Е.В. ЧИНЕНОВ,

кандидат экономических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) [email protected]

S.A. CHERNYSHEV,

candidate of sociological sciences (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)

E.V. CHINENOV,

candidate of economic sciences, associate professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)

Аннотация: в статье обосновывается необходимость внесения изменений в нормативные правовые акты МВД России, регулирующие вопросы производства судебных экспертиз в экспертно-кри-миналистических подразделениях органов внутренних дел России.

Ключевые слова: организация производства новых видов экспертиз, товароведческая экспертиза.

Abstract: the article substantiates the necessity of amendments to normative legal acts of the MIA of Russia regulating the issues of production of judicial examinations in ekspertno-the criminalistic departments of internal Affairs of Russia.

Keywords: organization of production of new types of expertise, merchandising expertise.

Возникновение и развитие новых родов и видов судебных экспертиз в системе МВД России является естественным процессом, обусловленным изменением структуры преступности, развитием научно-технических средств, совер-

шенствованием экспертных методик исследования доказательств, а также потребностями подразделений предварительного расследования и подразделений, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность.

В последние годы в экспертно-криминалисти-ческих учреждениях страны совершенствуются такие виды экспертиз, как генотипоскопические (методом ДНК-анализа), компьютерные, фоно-скопические, активно развиваются сравнительно новые виды исследований: автороведческие, радиотехнические, строительно-технические, зарождается производство товароведческих и психофизиологических экспертиз.

В нашей статье мы остановимся на случаях организации производства тех видов экспертиз, которые не предусмотрены Перечнем родов (видов) судебных экспертиз (далее - Перечень), производимых в экспертно-криминалистических подразделениях (далее - ЭКП) органов внутренних дел Российской Федерации (далее - ОВД РФ), утвержденным приказом МВД России от 29 июня 2005 года № 511 «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминали-стических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации» [1] (далее - приказ № 511).

Принятие руководством органов внутренних дел регионального уровня решения об организации производства новых видов экспертиз, не предусмотренных данным Перечнем, обусловливается рядом причин, а именно:

- значительное снижение финансирования органов внутренних дел для производства платных экспертиз в условиях оптимизации бюджетных расходов;

- низкое качество исследований по материалам отдельных уголовных дел;

- отсутствие возможности оперативного производства исследований в ночное время, в выходные и праздничные дни;

- организация производства аналогичных видов экспертиз в ЭКП ОВД других субъектов Российской Федерации.

Возможность организации новых направлений экспертной практики, не входящих в указанный Перечень, ранее была предусмотрена пунктом 4 приказа № 511 следующего содержания: «Производство экспертиз, не предусмотренных Перечнем родов (видов) экспертиз, производимых в ЭКП, может быть организовано в ЭКП при наличии сотрудников, обладающих правом производства экспертиз по соответствующей экспертной специальности, полученным (подтвержденным) в установленном Положением об аттестации экспертов на право самостоятельного производства судебных экспертиз и о порядке пересмотра уровня их профессиональной подготовки».

Организация производства нового вида экспертиз - процесс многоэтапный и сложный. При решении данного вопроса ЭКП ОВД РФ сталкиваются с рядом проблем, а именно:

- отсутствие подготовленных сотрудников,

имеющих право самостоятельного производства нового вида экспертиз;

- отсутствие возможности прохождения аттестации экспертами на право самостоятельного производства нового вида экспертиз в Центральной экс-пертно-квалификационной комиссии МВД России;

- отсутствие у руководства ЭКП ОВД РФ необходимых и достаточных знаний в области нового вида экспертиз для оценки качества исполненных сотрудниками материалов;

- отсутствие необходимых и достаточных резервов по кадровому сопровождению организации и производства нового вида экспертиз;

- для производства товароведческих экспертиз

- необходимость соблюдения требований Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» [2] о членстве субъектов оценочной деятельности в одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавших свою ответственность.

Руководитель ЭКП ОВД РФ оказывается перед незавидным выбором. С одной стороны - требования руководства регионального ОВД РФ, связанные с потребностью правоохранительных органов в производстве отдельных видов экспертиз и исследований, которые не выполняются в ЭКП ОВД РФ, а с другой - положения приказа № 511, в котором приведен исчерпывающий перечень видов экспертиз, производимых в ЭКП ОВД РФ.

В данной статье мы обратимся к опыту организации производства товароведческих экспертиз в Экспертно-криминалистическом центре УМВД России по Белгородской области (далее

- ЭКЦ УМВД), так как это зарождающееся в ЭКП ОВД РФ направление экспертной практики в настоящее время является очень востребованным. Актуальность данного направления экспертной деятельности обусловлена, с одной стороны, необходимостью оценки имущества для определения причиненного преступлением материального ущерба и решения вопроса о возбуждении (отказе в возбуждении) уголовного дела, а с другой - отсутствием достаточного финансирования, выделяемого для проведения данных экспертиз на платной основе в гражданских организациях.

В начале подготовки экспертов вопрос достоверности названия экспертизы указанного вида не рассматривался. Исходя из многолетней правоприменительной практики, сложившейся на территории России, решено было остановиться на существующем названии - «товароведческая».

Попытка реализации поставленной задачи через возможности Федерального бюджетного учреждения Российского федерального центра судебной экспертизы (ФБУ РФЦСЭ) при Миню-

сте России не увенчалась успехом в связи с высокой стоимостью обучения одного кандидата (72 тыс. руб.), а также предъявляемым требованием к кандидатам на обучение - наличие дополнительного профессионального образования по специальности «Товароведение». Указанную переподготовку решено было пройти в Учебно-методическом центре повышения и переподготовки кадров Белгородского университета кооперации,экономики и права, при этом стоимость обучения одного сотрудника составила 25 тыс. руб. Для обучения была определена группа экспертов из 12 человек.

Предварительным итогом подготовительного этапа явился расчет затрат на подготовку одного эксперта и определение срока завершения обучения экспертов. Дополнительно был изучен опыт производства данного вида экспертиз в ЭКП Курской, Орловской и Ростовской областей. В результате обсуждения этого опыта на рабочих встречах с работниками суда и прокуратуры Белгородской области выработан вариант решения этого вопроса через обучение экспертов отдела экономических экспертиз ЭКЦ УМВД по специальности «Товароведение» с обязательным прохождением ими стажировки в подразделениях и организациях, которые имели практический опыт работы. К завершению стажировок удалось оборудовать рабочие места экспертов-товароведов доступом к сети Интернет.

Время, затраченное на организацию производства данного вида экспертиз, составило около 5 месяцев. С 1 декабря 2015 года в ЭКЦ УМВД начато производство товароведческих экспертиз.

Однако приказом МВД России от 27 октября 2015 года № 1012 [3] в приказ № 511 были внесены изменения, в соответствии с которыми указанный пункт 4 признан утратившим силу, вследствие чего производство экспертиз, в том числе товароведческих, в ЭКП ОВД РФ в настоящее время фактически запрещено. В связи с этим выполнение товароведческих экспертиз в ЭКЦ УМВД было приостановлено. Однако в связи с высокой потребностью органов следствия и дознания в производстве данного вида экспертиз и имеющегося дефицита бюджетных средств на их оплату в гражданских организациях, выполнение в ЭКЦ УМВД товароведческих экспертиз по решению руководства УМВД России по Белгородской области было возобновлено.

Опыт ряда регионов России по уменьшению сроков производства таких исследований за счет сокращения текстового объема документа, оформленного как заключение специалиста, что решало бы все указанные выше проблемы, не был внедрен в экспертную практику Белгородской области по ряду причин процессуального характера [4].

В связи с отсутствием опыта производства то-

вароведческих экспертиз ЭКЦ УМВД столкнулся с рядом проблем методического характера. Были разработаны и направлены в подразделения следствия и дознания УМВД России по Белгородской области рекомендации по назначению судебных товароведческих экспертиз и исследований по вопросам, связанным с определением стоимости товаров различных товарных групп, в которых указан перечень товаров, не подлежащих товароведческой оценке экспертами ЭКЦ УМВД, а именно:

1. Автомобили, запасные части, бывшие в употреблении (за исключением аккумуляторных батарей, шин) (отсутствие специальных знаний).

2. Предметы кустарного или самодельного производства (при отсутствии аналогов).

3. Предметы, относящиеся к произведениям искусства (отсутствие специальных знаний).

4. Антиквариат (отсутствие специальных знаний).

5. Памятные знаки (отсутствие специальных знаний).

6. Средства индивидуального использования, бывшие в употреблении (бельё, духи, крема, лаки, косметика, средства личной гигиены), не подлежащие обмену, возврату в торговую сеть.

7. Ювелирные изделия с камнями без бирок (исключением является вставка из фианита) (отсутствие специалиста-геммолога).

Данный перечень пополнился ещё и сельскохозяйственным оборудованием, техникой (дождевальные установки, сеялки и т.д.) и комплектующими их деталями. Это связано с тем, что экспертами-товароведами ЭКЦ УМВД оцениваются только товары народного потребления, предназначенные для продажи населению с целью непосредственного использования их для удовлетворения материальных и культурных потребностей. Сельскохозяйственное оборудование, техника и их комплектующие не являются товарами народного потребления, так как связаны с использованием в коммерческих целях.

Кроме того, в рамках проведения товароведческих экспертиз и исследований не определялась стоимость каких-либо ремонтных работ.

Исключили из практики производства товароведческих экспертиз практикуемое в ряде ЭКП ОВД РФ обязательное параллельное производство дополнительных экспертиз (экспертизы металлов и сплавов при оценке золота, баллистической экспертизы при оценке оружия и т.п.).

Анализируя проблемы, возникающие при выполнении товароведческих экспертиз, необходимо отметить, что организация их производства только на первый взгляд не вызывает затруднений. Однако это не так. В качестве примеров можно привести следующее:

- совершен грабеж, в ходе которого у женщины похитили из сумки открытый флакон дорогостоящих духов; лицо задержано, а эксперты в соответствии с вышеуказанным перечнем этот объект не исследуют;

- задержан водитель автомобиля, в кузове которого оградка, похищенная с могилы на кладбище; аналогов в сети Интернет нет, по цене металлолома сумма не превышает 2,5 тысяч рублей; на вопрос: «Почему не учтена стоимость установки оградки, стоимость покраски накануне кражи?» ответа нет, так как по этому поводу там где-то уже маячит мнение конкретного прокурора, судебная практика в каком-то регионе и т.п.;

- в магазине с прилавка похищена запасная часть, которую приняли к реализации; как определять ее стоимость в рамках уголовного дела: по накладным или по цене продажи в магазине, или по среднерыночной цене, которая может резко отличаться от первых двух как в одну, так и в другую сторону.

В связи с этим на практике приходится работать что называется «с чистого листа», так как отсутствуют соответствующие методические рекомендации, а перечень исследуемых объектов настолько велик, что для разработки необходимых методик потребуется длительное время.

В текущем году в ЭКЦ УМВД назначено около 1300 товароведческих экспертиз и исследований по более 3000 объектов. Из них экспертами исполнено более 1 тыс. товароведческих экспертиз и исследований по 2,5 тыс. объектов. По предварительным расчетам экономия бюджетных

ассигнований в результате производства товароведческих экспертиз на базе ЭКЦ УМВД составила от 700 тыс. до 1,5 млн рублей. При этом необходимо отметить, что при проведении мероприятий по организации производства нового для региона вида экспертиз важным условием стабильной работы существующих направлений экспертной практики является достаточная обеспеченность ЭКП ОВД РФ соответствующими кадровыми ресурсами. Несоблюдение данного положения и переориентирование части сотрудников на новое направление деятельности повлечет за собой увеличение нагрузки на экспертов и времени, затрачиваемого на производство экспертиз, что, как следствие, может повлиять на увеличение сроков расследования уголовных дел.

Изложенное выше в совокупности свидетельствует о том, что положения нормативных правовых актов МВД России, в том числе приказа № 511, регулирующих вопросы производства экспертиз в ЭКП ОВД РФ, не соответствуют реальным потребностям правоохранительных органов в борьбе с преступностью и обеспечении общественной безопасности в стране.

По нашему мнению, учитывая складывающиеся в России общеэкономическую и социальную ситуации, целесообразно рассмотреть вопрос о внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России, в том числе в приказ № 511, связанных с предоставлением возможности производства в ЭКП ОВД РФ отдельных видов экспертиз, не входящих в Перечень родов (видов) судебных экспертиз, производимых в ЭКП ОВД РФ.

Литература

1. www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_55315.

2. www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19586.

3. www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71175526.

4. Маркова Т.Ю. Некоторые проблемы использования в уголовном процессе заключения специалиста // Уголовное судопроизводство. 2010. № 1. С. 23-26.

= References =

1. Markova T.Y. Some problems of the use in criminal proceedings opinion of a specialist // Criminal proceedings. 2010. № 1. P 23-26.

(статья сдана в редакцию 10.10.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.