Научная статья на тему 'Актуальные вопросы проведения экспертиз наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ и прекурсоров в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел'

Актуальные вопросы проведения экспертиз наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ и прекурсоров в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
1089
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Дроздов М. А., Гладырев В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы проведения экспертиз наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ и прекурсоров в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел»

~ КОНТРОЛЬ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ И ОРУЖИЯ

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ,

психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ и прекурсоров

В ЭКСПЕРТНО-КРИмИНАЛИСТИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ

ДЕЛ

УДК 343.98:351.74

М.А. ДРОЗДОВ,

заместитель начальника отдела экспертиз материалов , веществ и изделий ЭКЦ МВД России, член Постоянного комитета по контролю наркотиков

В настоящее время участие в борьбе с незаконным оборотом контролируемых в Российской Федерации веществ, к которым в соответствии с действующим законодательством относятся наркотические средства, психотропные вещества и их аналоги, прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ, сильнодействующие и ядовитые вещества, а также одурманивающие вещества, является одним из основных направлений деятельности экспертно-кри-миналистической службы МВД России.

Создание в 2003 году специализированной службы - ФСКН России до настоящего времени не привело к ожидаемому снижению нагрузки на сотрудников экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел (ЭКП ОВД) России, занятых в сфере производства экспертиз данных объектов. Так, после создания ФСКН России,

В.В. ГЛАДЫРЕВ,

старший эксперт отдела экспертиз материалов, веществ и изделий ЭКЦ МВД России

общее количество выполняемых в ЭКП ОВД экспертиз и исследований по данному направлению к началу 2006 года уменьшилось всего на 30%. А по сравнению с указанным периодом к началу 2007 года это количество даже несколько возросло. В целом, количество экспертиз и исследований контролируемых веществ в настоящее время составляет около 25% от общего количества экспертиз, выполняемых отделами специальных видов исследований, или около 15% от всех экспертиз и исследований, проводимых ЭКП ОВД России.

Кроме того, в последнее время наблюдается тенденция к изменению структуры подпольного рынка контролируемых веществ в сторону увеличения производства, сбыта и потребления синтетических и полусинтетических наркотических средств и психотропных веществ, то есть более концентри-

рованных и вызывающих более выраженное формирование наркотической зависимости (это, например, стимуляторы амфетамино-вого ряда, героин и др.) [1]. Производство экспертизы такого рода средств и веществ требует наличия в распоряжении ЭКП ОВД современного аналитического оборудования, позволяющего использовать различные физико-химические методы исследования, а также разработки новых методик качественного и количественного определения подобных веществ в различных объектах.

Головным подразделением, организующим работу ЭКП ОВД по производству всех видов экспертиз и исследований, является Экспертно-криминалистический центр МВД России. Отделы Центра осуществляют работу по всем существующим в настоящее время направлениям экспертной деятельности и проводят экспертизы и исследования как для Центрального аппарата МВД России, так и для ОВД тех субъектов Российской Федерации, где они по разным причинам не могут быть выполнены региональными ЭКП. Это, прежде всего - повторные, наиболее сложные, требующие применения уникальной аппаратуры или разработки новых методик исследования вещественных доказательств, экспертные исследования. Сотрудники отделов Центра принимают участие в качестве специалистов в следственных действиях и оперативно-розыскных мероприятиях, проводимых подразделениями Центрального аппарата МВД России, ведут централизованные экспертно-криминалистические учеты.

Производство экспертизы контролируемых веществ осуществляется в отделе экспертиз материалов, веществ и изделий ЭКЦ МВД России. Наш отдел оснащен практически всем необходимым оборудованием, используемым для решения этих задач. Специалисты отдела используют целый комплекс физико-химических методов анализа, таких как тонкослойная, жидкостная и газовая хроматография, капельные цветные реакции, хромато-масс-спектрометрия, ИК Фурье и УФ спектроскопия, рентгеновская спектроскопия, различные методы элементного анализа. Имеющиеся в распоряжении экспертов отдела базы данных содержат сведения о сотнях тысяч химических соединений, в том числе контролируемых веществах и промежуточных продуктах их синтеза. В отделе имеется также и натурная коллекция различных видов наркотических средств и психотропных веществ. Наличие таких возможностей позволяет нашим спе-

циалистам успешно выполнять экспертизы и исследования практически любых объектов, содержащих контролируемые вещества. Сотрудниками научно-исследовательской лаборатории Центра совместно с сотрудниками нашего отдела разрабатываются и внедряются в практику различные методики экспертного исследования контролируемых веществ. На настоящий момент по данной тематике разработано и внедрено в практику экспертных подразделений правоохранительных органов более 30 утвержденных Постоянным комитетом по контролю наркотиков методик их криминалистического исследования.

Основными задачами, решаемыми в настоящее время экспертно-криминалистичес-кой службой МВД России, являются:

- обеспечение и внедрение в практику экспертных подразделений новой высокоэффективной аналитической техники для проведения сложных физико-химических исследований контролируемых веществ;

- разработка методического обеспечения, позволяющего проводить исследования указанных веществ, находящихся в незаконном обороте на территории Российской Федерации;

- обучение специалистов ЭКП ОВД работе на новом оборудовании и применению нового методического обеспечения для производства экспертиз и исследований указанных веществ.

В системе экспертно-криминалистической службы МВД России в настоящее время сложилась и действует достаточно стройная структура подразделений, к компетенции которых относится производство экспертиз и исследований контролируемых веществ.

Верхним звеном этой структуры является отдел экспертиз материалов, веществ и изделий ЭКЦ МВД России. Следующими звеньями являются базовые межрегиональные отделы специальных видов исследований, имеющиеся в 19 ЭКП ОВД краев и областей Российский Федерации. К функциям этих отделов относится не только производство экспертиз и исследований материалов, веществ и изделий, включая экспертизу контролируемых веществ для своего края или области, но и производство наиболее сложных экспертиз такого рода объектов для подразделений органов внутренних дел, отнесенных к региону обслуживания данного базового отдела, а также обучение сотрудников ЭКП как своего края или области, так и всего обслуживаемого им региона.

Отделы (отделения) специальных видов исследований имеются и в структуре ЭКП ОВД всех остальных субъектов Российской Федерации. К основным функциям этих отделов (отделений) относится производство экспертиз и исследований контролируемых веществ по заданиям различных подразделений ОВД данного субъекта, а также обучение сотрудников ЭКП горрайорганов внутренних дел. И, наконец, основной задачей ЭКП горрайорганов внутренних дел и отдельных экспертов-химиков, входящих в состав ЭКП горрайорганов внутренних дел, является экспертно-криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом контролируемых веществ, по заданиям оперативных и следственных служб конкретного города или района. Чаще всего это сводится к проведению исследований наркотических средств растительного происхождения. Такая структура экспертно-кри-миналистических подразделений, занятых производством экспертиз и исследований контролируемых веществ, позволяет достаточно качественно и оперативно решать подавляющее большинство вопросов, связанных с экспертным сопровождением уголовных дел данной категории.

Однако в своей деятельности ЭКП ОВД сталкиваются с рядом проблем, значительно снижающих эффективность их деятельности по данному направлению исследований. Общий круг возникающих проблем можно обозначить как проблемы подготовки кадров, проблемы технического обеспечения ЭКП и проблемы нормативно-правового обеспечения их деятельности. Следует отметить, что данные проблемы не специфичны для экспертных подразделений органов внутренних дел и равно актуальны для ЭКП ФСКН, ФСБ, ФТС, ФСО, Минюста, Минобороны и Минздравсоцразвития России. Рассмотрим данные проблемы подробнее.

Одной из важнейших, если не самой важной проблемой, является вопрос подготовки кадров. В количественном и качественном выражении описанная выше структура ЭКП, занятых исследованиями контролируемых веществ, выглядит следующим образом: ЭКЦ МВД России, в составе которого - отдел экспертиз материалов, веществ и изделий; 19 ЭКП ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, в составе которых - базовые межрегиональные отделы специальных видов исследований; 90 ЭКП региональных МВД, ГУВД, УВД и УВДТ, в составе которых

- отделы (отделения) специальных видов исследований. Во всех указанных подразделениях исследования контролируемых веществ проводят около 1500 экспертов, численность которых в процентном выражении составляет всего 12% от общей штатной численности экспертной службы МВД России в целом, а количество выполненных ими экспертиз и исследований по данным на 2006 год (в основном это - экспертизы и исследования контролируемых веществ) составило около 25% от общего количества всех экспертиз и исследований, выполненных экспертной службой МВД России за этот же период. Даже несмотря на то, что укомплектованность подразделений экспертной службы ОВД России в среднем составляет 90%, средняя нагрузка на одного сотрудника отделов специальных видов исследований остается очень высокой и составляет около 300 экспертиз и исследований в год. Во многих подразделениях эта цифра значительно выше. Такое положение создает большую напряженность в работе наших подразделений и предъявляет жесткие требования к подбору и обучению специалистов.

В настоящее время среди сотрудников отделов специальных видов исследований, проводящих экспертизу контролируемых веществ, наибольший процент составляют выпускники химических или химико-технологических вузов, много выпускников химических факультетов педагогических институтов, специалистов-фармацевтов и провизоров, биологов и физиков. Данные специальности крайне востребованы в коммерческих структурах, и уровень заработной платы экспертов ЭКП ОВД несопоставим с уровнем оплаты труда сотрудников в этих организациях. Кроме того, надо учесть, что ни один вуз страны, даже из числа ведомственных, осуществляющих подготовку экспертов-криминалистов на специализированных факультетах (Московский университет МВД России, Саратовский юридический институт МВД России и др.), не готовит специалистов для подразделений специальных видов исследований, в том числе и специалистов по исследованию контролируемых веществ. В связи с этим каждый вновь принятый на работу сотрудник проходит первичную подготовку сначала в своем подразделении, а затем стажировку в базовом отделе специальных видов исследований обслуживаемой зоны или в отделе экспертиз материалов, веществ и изделий ЭКЦ МВД России. Эта работа ведется достаточно напряженно. Так, на

протяжении последних лет отдел экспертиз материалов, веществ и изделий ЭКЦ МВД России ежегодно стажирует по направлению экспертизы наркотических средств и психотропных веществ около 70 сотрудников из различных экспертных подразделений ОВД. Проблему усугубляет необходимость подтверждения квалификации всего экспертного состава ОВД каждые 5 лет в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» [2]. В связи с чем наш отдел ежегодно проводит дополнительные стажировки по повышению квалификации 30-35 экспертов, занятых исследованием контролируемых веществ.

Одновременно с повышением уровня профессионального мастерства сотрудников, занятых исследованием контролируемых веществ, ведется и работа по техническому переоснащению наших подразделений. Эта проблема является одной из главнейших проблем, стоящих перед экспертной службой. Отсутствие современного оборудования создает большие трудности при проведении экспертных исследований (особенно синтетических наркотических средств и психотропных веществ), если требуется оперативное проведение идентификации вещества или его количественного определения.

Отдел экспертиз материалов, веществ и изделий ЭКЦ МВД России в настоящее время оснащен самыми современными приборами ведущих производителей аналитического оборудования в мире. Это приборы для газохроматографического анализа, масс-спектрометры, жидкостные хроматографы, ИК-Фурье спектрометры, ИК-микроскоп, УФ-спектрофотометр, атом-но-абсорбционный спектрометр, ICP-MS спектрометр, рентгеновский дифрактометр и рентгенофлуоресцентные анализаторы. Весь комплекс этого оборудования позволяет решать задачи любой сложности при исследовании микроколичеств вещественных доказательств, в отдельных случаях без разрушения или расходования объектов исследования. Оснащение отдела не уступает, а по некоторым параметрам превосходит оснащение аналогичных подразделений криминалистических служб многих стран Европы и Америки.

В базовых отделах специальных видов исследований имеется комплекс оборудования, аналогичного имеющемуся в ЭКЦ МВД России, но в меньшем количестве и за исключением самых уникальных приборов.

Большинство базовых отделов имеют в своем распоряжении хромато-масс-спектромет-рические системы, ИК-Фурье спектрометры, газовые хроматографы и рентгенофлуорес-центные анализаторы, что позволяет решать более 90% всех задач по качественному и количественному исследованию контролируемых веществ.

На следующей по оснащенности ступени стоят региональные ЭКП МВД ГУВД, УВД, УВДТ субъектов Российской Федерации. Большинство этих подразделений имеют на вооружении оборудование, произведенное в странах Восточной Европы в конце 1970-х - начале 1980-х годов, и лишь некоторые из них получили по централизованным закупкам МВД России отдельные виды современных приборов. Химики ЭКП городского и районного звена в качестве основного метода исследования применяют тонкослойную хроматографию, которая является дешевым и экспрессным методом для исследования большинства видов наркотических средств растительного происхождения. Однако в настоящее время наметилась тенденция к переносу основных усилий по оснащению современной техникой с базовых отделов специальных видов исследований, которые уже вышли на достаточно высокий уровень, на региональные ЭКП. В первую очередь для них планируется приобретать оборудование, используемое для исследования наркотических средств и психотропных веществ синтетического происхождения - хромато-масс-спектрометрические системы, газовые хроматографы и ИК-Фурье спектрометры. Для обеспечения выполнения в полном объеме качественных и количественных исследований контролируемых веществ во всех региональных ЭКП потребуется дополнительное финансирование на сумму около 1 млрд. рублей.

Весь комплекс этого оборудования позволяет решать задачи установления природы вещества, выявления в объектах наркотических, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ, количественного определения содержания наркотически активных компонентов, проведения сравнительных исследований образцов. В случае исследования наркотических средств или психотропных веществ решаются задачи установления вида данного средства или вещества, проводится его количественная оценка, выполняются сложные сравнительные исследования изъятых образцов. В случае анализа синтетических наркотических

средств и психотропных веществ устанавливается способ их синтеза, что в дальнейшем позволяет выявлять конкретные подпольные лаборатории. Проводятся экспертные исследования по установлению факта потребления некоторых видов наркотических средств по их наличию внутри волос и ногтей.

При исследовании некоторых видов наркотических средств и психотропных веществ, являющихся редкими для нашей страны, или впервые появившихся в незаконном обороте, эксперты сталкиваются с проблемой отсутствия официально разработанных российскими государственными экспертными учреждениями и утвержденных нашим национальным комитетом по контролю наркотиков (как это требовалось, согласно разъяснениям ранее действующего Пленума Верховного суда Российской Федерации [3], вплоть до 28 июня 2006 года) методик проведения их исследования. В этом случае используются методические рекомендации, разработанные лабораториями ООН или экспертными организациями других правоохранительных органов России.

Серьезная проблема возникает и в связи с отсутствием стандартных образцов некоторых редких наркотических средств и психотропных веществ, которые необходимы для проведения сравнительного исследования, а также для калибровки аналитического оборудования при определении количественного содержания наркотически активных компонентов в исследуемых объектах. На сегодняшний день такие задачи могут решаться пока только в базовых отделах специальных видов исследований ЭКП ОВД и в отделе экспертиз материалов, веществ и изделий ЭКЦ МВД России.

Вопрос методического обеспечения эк-спертно-криминалистических подразделений, а также обеспечения их стандартами наркотических средств и психотропных веществ обнажает пласт проблем юридичес-ко-правового характера, стоящих перед ЭКП ОВД России, а равно перед экспертными подразделениями всех правоохранительных органов Российской Федерации. Экспертиза контролируемых веществ, наверное, как ни один другой вид судебных экспертиз регулируется целым рядом нормативно-правовых актов: международными договорами, конституционными, федеральными и местными законами, подзаконными нормативными актами и ведомственными приказами, зачастую противоречащими друг другу и создающими факт юридической коллизии.

Основным вопросом, решаемым ЭКП ОВД при производстве судебной экспертизы наркотических средств и психотропных веществ, является отнесение либо не отнесение их к указанным средствам и веществам. При решении этого вопроса эксперты, в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» [4], должны руководствоваться исключительно «Перечнем наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации», утвержденным постановлениями Правительства Российской Федерации [5, 6], при отнесении вещества к сильнодействующему или ядовитому - действующими «Списками сильнодействующих и ядовитых веществ» Постоянного комитета по контролю наркотиков [7], а не какими-либо медицинскими или другими документами и определениями (в настоящее время по инициативе ФСКН России проводится работа по подготовке изменений в ст. 324 Уголовного кодекса Российской Федерации с целью передачи Списков сильнодействующих и ядовитых веществ под контроль Правительства Российской Федерации. Поводом для внесения изменений формально послужил статус Постоянного комитета по контролю наркотиков как независимой экспертной организации. По мнению авторов будущего законопроекта, нормативно-правовые акты, затрагивающие вопросы ограничения прав и свобод граждан, не могут издаваться общественными организациями. Эта же позиция косвенно отражена в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 года, в котором отсутствует какое бы то ни было упоминание о ПККН). Точно также не могут служить основой для определения вида наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ и Конвенции ООН о наркотических и психотропных средствах, подписанные в 1961, 1971 и 1988 годах [8-10]. Несмотря на то, что эти Конвенции и послужили основой для создания национального «Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» [5, 6], а также действующих «Списков сильнодействующих и ядовитых веществ» [7], они не содержат всех веществ, включенных в указанные Перечень и Списки.

Интересно обратить внимание и на тот факт, что в правоприменительной практике в настоящее время невозможно возбудить уголовное дело по факту незаконного оборота аналогов наркотических средств и психо-

тропных веществ, понятие которых приведено в Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах» [4]. Согласно данному Федеральному закону -аналоги наркотических средств и психотропных веществ - «...запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят.». Таким образом, для признания какого-либо вещества аналогом наркотического средства или психотропного вещества необходимо проведение комплексной физико-химической, биологической и токсикологической экспертизы, трудозатраты на которую будут сравнимы, например, с трудозатратами на двухгодичную НИР коллектива отраслевой лаборатории среднестатистического научно-исследовательского института. На практике при поступлении на экспертизу аналога наркотического средства или психотропного вещества эксперт любого ведомства сделает вывод, что представленное на экспертизу вещество не включено в «Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации», в действующие «Списки сильнодействующих и ядовитых веществ» или в «Списки одурманивающих веществ» Постоянного комитета по контролю наркотиков и, таким образом, не отнесено к каким-либо контролируемым веществам!

В то же время и некоторые из принимаемых Правительством в настоящий момент подзаконных актов также не лишены ошибок и недочетов. Например, в постановлении Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2004 года №454 «О запрещении культивирования на территории Российской Федерации растений, содержащих наркотические вещества» [11] указано: «... запретить культивирование на территории Российской Федерации следующих растений, содержащих наркотические вещества: эфедра (растение вида Ephedra L); кактус, содержащий мескалин (растение вида Lophophora williamsii)». В этой связи возникают следующие вопросы: почему к «растениям, содержащим наркотические вещества» отнесено растение эфедра, которое наркотических

или психотропных веществ в своем составе не содержит?! (Содержащийся в растении эфедра эфедрин отнесен к сильнодействующим веществам). Кроме того, если в статье 18 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» указано только, что: «.на территории Российской Федерации запрещается культивирование опийного мака и кокаинового куста, а также незаконное культивирование конопли в целях незаконного потребления или использования в незаконном обороте наркотических средств», то появление в тексте прилагаемых к вышеуказанному постановлению Правительства «Размеров запрещенных к возделыванию на территории Российской Федерации растений, содержащих наркотические вещества, для целей статьи 231 Уголовного кодекса Российской Федерации» таких диспозиций, как «Кат (растение вида СаШа edulis)» и «Грибы (любая часть плодового тела), содержащие псилоцибин и (или) псилоцин» выглядит непонятно. Ведь согласно тому же Федеральному закону «О наркотических средствах и психотропных веществах» формально культивирование ни растения кат, ни грибов, содержащих псило-цибин и (или) псилоцин, законодательно не запрещено (в отличие от их хранения - как наркотических средств Списка I Перечня). А грибы, с точки зрения общей биологии, вообще растениями не являются.

При экспертизе контролируемых веществ в последние годы следственные органы всё чаще ставят вопрос о количественном определении наркотического средства, психотропного вещества в составе объекта, изъятого у подозреваемого. Так, если ранее, когда в основном изымались наркотики растительного происхождения, можно было просто взвесить объект и рассчитать количественное содержание в нем наркотического средства. Теперь, когда примерно 50% от общего количества изымаемых объектов составляют наркотические средства и психотропные вещества синтетического происхождения, для определения их количественного содержания требуется использование инструментальных методов анализа и наличие стандартных образцов чистых веществ. Такие стандартные образцы можно приобрести пока только за рубежом и, естественно, за большие деньги. Кроме того, синтетические наркотические средства и психотропные вещества обладают высокой активностью и поэтому применяются в крайне малых концентрациях. Вследствие

этого их количественный и качественный анализ требует использования высокочувствительного аналитического оборудования и квалифицированного персонала, а, значит, на данном этапе может быть выполнен не во всех ЭКП ОВД России. Проблема обеспечения экспертно-криминалистических подразделений стандартами наркотических средств является крайне «болезненной» и актуальной для всех ЭКП правоохранительных органов Российской Федерации. Однако, не смотря на то, что приемлемого решения данного вопроса до сих пор не найдено, мы надеемся, что в ближайшее время правовая неурегулированность данного вопроса будет разрешена. Федеральным законом от 19 июля 2007 г. №134-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» и статью 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» введено понятие аналитических (стандартных) образцов наркотических средств, психотропных веществ, а также разрешена переработка государственными унитарными предприятиями изъятых из незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ Списка I Перечня для

экспертных, научных целей, а также для целей фармацевтической промышленности.

В заключение хотелось бы привести оценку работы экспертно-криминалистической службы органов внутренних дел в области исследования наркотических средств, данную когда-то генерал-лейтенантом милиции А.Н. Сергеевым, чье имя сейчас носит Международный межведомственный центр подготовки специалистов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков: «ЭКП МВД России как в центре, так и на местах накопили значительный опыт в раскрытии преступлений, связанных с наркотиками, и вносят большой вклад в работу по противодействию наркомании в нашей стране... Считаем необходимым подчеркнуть, что деятельность Вашей службы не вызывает каких-либо серьезных нареканий со стороны подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков...».

С благодарностью принимая этот отзыв, мы не собираемся останавливаться на достигнутом и стараемся проводить работу с целью достижения максимальной результативности экспертиз и исследований контролируемых на территории Российской Федерации веществ.

Литература:

1. World drug report 2006. V.1, V.2. United Nations: Office of drugs and crime.

2. Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

3. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 г. №9 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическим средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами».

4. Федеральный закон от 8 января 1998 г. №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. №681 «Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 08 июля 2006 г. №421 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства РФ по вопросам, связанным с оборотом наркотических средств и психотропных веществ».

7. «Списки сильнодействующих и ядовитых веществ» Постоянного комитета по контролю наркотиков, вступившие в силу с 15 июля 2007 года.

8. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года (с поправками, внесенными в нее в соответствии с протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года). ООН, 1961 г.

9. Конвенция о психотропных веществах 1971 года. ООН, 1971 г.

10. Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года. ООН, 1988 г.

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2004 г. №454 «О запрещении культивирования на территории Российской Федерации растений, содержащих наркотические вещества».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.