Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ БАНКОВ'

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ БАНКОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ БАНКОВ»

усилия в этом направлении саморазвития могут дать наиболее заметный эффект.

Второе — развитие имеющихся положительных умений и качеств, которые можно усилить, если их совершенствовать целенаправленно. Это наиболее легкая задача, которую с успехом решают многие менеджеры без внешней помощи, конечно, из тех, кто ее осознает.

Третье — устранение недостатков и ограничений, снижающих эффективность деятельности менеджера и мешающих профессиональному росту. Это весьма трудная задача, для ее решения большинству менеджеров необходима помощь тренеров и консультантов.

Теоретически наиболее эффективен путь саморазвития, когда менеджер работает над собой сразу по трем направлениям. Но на практике такой путь осуществить невозможно. Работа в любом из этих направлений является сложной и психологически трудной задачей актуальных проблем, принципиально не отвергает риск и не возражает против критики традиционного порядка, создается благоприятная морально-психологическая среда для саморазвития.

Использованные источники:

1. Аверин В. Психология личности: учеб. пособие. - СПб.: Издат. Михайлова В., 2001. - 191 с.

2. Гительман, Л.Д. Условия совершенствования и профессионального саморазвития. Электронный ресурс. - Режим доступа: www.elitarium.ru (дата обращения 23.12.2013)

Султанова А. А. магистрант

Ризванова М. А. - научный руководитель

к. э.н.

Уфимский государственный университет экономики и сервиса

Россия, г. Уфа

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РОССИЙСКИХ БАНКОВ

Успех на рынке банковских услуг в значительной степени предопределяются качеством управления работой банка и организацией эффективного комплекса маркетинга.

Банковское управление ориентируется на выполнение ряда количественных, качественных и социальных показателей: количественные показатели имеют отношение ко всем сферам управления банковской деятельностью: число клиентов банка и их счетов, размер депозитов, кредитных вложений, инвестиций; объем операций и услуг, совершаемых банком. Качественные показатели делятся на несколько видов. Первую группу представляют показатели доходов и расходов банка. С их помощью осуществляется управление рентабельностью банка. Вторая группа

охватывает показатели скорости оборота средств, трудоемкости затрат на совершение операций, скорости обработки документов. В третью группу входят показатели степени удовлетворения запросов клиентов по объему, структуре и качеству оказываемых банком услуг.[2]

Банковский маркетинг выступает в качестве рыночного инструментария современного управления, разработки новых продуктов, является важной составляющей конкурентоспособности и влияет на повышение результативности финансово-кредитных организаций. Следует отметить, что большинство отечественных региональных коммерческих банков, небанковских финансово-кредитных институтов и других нефинансовых организаций предлагают идентичные услуги, что неизбежно приводит к усилению конкуренции, а также оказывает влияние на уровень их доходности. Эти и другие аспекты вызывают необходимость внедрения банковского маркетинга как комплексной системы, формирующую организацию управленческой и маркетинговой деятельности банков с учетом интересов и потребностей потребителей банковских продуктов и услуг. Становится необходимым построение системы банковского маркетинга, основанной на социально-ориентированной концепции. Суть, которой заключается в том, что именно внедрение такой системы указывает пути эффективной деятельности банков, ориентированных на рынок и на потребителя, укрепляет имидж банка, повышает банковскую лояльность клиентов, оптимизирует процесс принятия руководством региональных банков гибких решений, расширяет возможности банковской деятельности и тем самым способствует увеличению доходности и прибыльности.

Базой исследования проблемы организации деятельности коммерческих банков на основе применения банковского маркетинга послужили научные разработки зарубежных ученых экономистов: Р.Смита, Ч.Т. Сендиджа, Питера Друкера, Э.Доллана, В. Фрайдбургера, К.Роцтолла, Питера С. Роуза, К. Мюллера, Ю.В.Пашкуса, Т.Питера, Р.Уотермана, Ф. Котлера, Дж. Эванса, Б.Бермана, С. Эбеля, М. Бруна, Дж. Тилмеса, М. Ауэрома, М. Герцена, Д. Бэре, Г.Амстронга, и других.

В отечественной литературе функционированию банковской системы посвящены работы: И.В.Корнеевой, В.Е. Хруцкого, М. Усоскина, О.И. Лаврушина, Е.П. Голубкова,Е.Э. Автуховой, В.Э. Гордина, В.В. Иванова, А.И.Ковалева, С.Захаровой, Д.Н.Владиславлева, О.В. Грядовой, Ю.И.Коробова, И.Т Балабанова, В.Т. Севрука, В.В. Рудько - Селиванова, Е.С. Стояновой.

Состояние банковской системы России на современном этапе и ее стремление к международной интеграции, заставляют использовать зарубежный опыт во многих сферах банковской деятельности. Становление и развитие банковской инфраструктуры не является исключением.

Отметим, что в большинстве стран с развитой экономикой становление банковской инфраструктуры происходило в соответствии с запросами

банковского сектора. Развитие частного предпринимательства и инициативность коммерческих банков позволяли строить взаимоотношения между банками и институтами банковской инфраструктуры на взаимовыгодной основе. Одним из существенных отличий России от стран Европы и США в этом отношении является то, что в России очень мало развита практика создания дочерних компаний обслуживающих конкретный банк по одному из направлений банковской инфраструктуры. Например, в США большая часть предприятий занимающихся продвижением банковских продуктов - это компании специализирующиеся исключительно на банковской рекламе. К тому же там не принято обслуживать конкурирующие фирмы, в том числе банки. Это вполне объяснимо. Если над проектами по продвижению разных банков работают одни и те же художники, сценаристы, имиджмейкеры, а продукция тестируется на одних и тех же фокус-группах, то и результат будет похожим и потеряет необходимую в рекламе яркую индивидуальность. В России же преобладает тенденция выражаемая фразой «пусть будет как у конкурента, только лучше». Поэтому банки идут в те же агентства, что и их основные конкуренты, а в итоге получают дорогостоящий продукт качество которого по рекламным стандартам может и быть высоким, но эффективность таких рекламных продуктов очень низка.

Аналогично рекламным агентствам создаются дочерние компании или заключаются партнерские соглашения на маркетинговые исследования рынка. При этом принято платить такую сумму вознаграждения за информацию, которая не только окупала бы затраты на ее сбор, но и позволяла бы зафиксировать исключительные права на использование такой информации. В нашей стране, во-первых, качество маркетинговых исследований в банковской отрасли оставляет желать лучшего. Те исследования, которые проводятся, осуществляются не специалистами банковской сферы не знающими специфики банковского рынка. Основные приемы таких исследований схожи с социологическими - это в основном опросы. Строить прогнозы, делать выводы, а главное - формировать тактику и стратегию поведения на рынке на основании таких исследований абсолютно не возможно. Поэтому многие банки проводят такие исследования своими силами. В итоге мы наблюдаем рост себестоимости банковских продуктов и отсутствие движущей силы развивающей банковскую инфраструктуру в данном направлении - отсутствие спроса. [1]

Банковский маркетинг сегодня тесно связан с новыми формами расчетов, в максимальной степени учитывающими характер хозяйственной деятельности клиентов банка, их финансовое состояние и другие факторы, влияющие на скорость денежного оборота. Специфика банковского маркетинга заключается в том, что банк заинтересован не только в привлечении вкладов, но и в активном использовании привлеченных средств как юридических, так и физических лиц в целях кредитования. Отсюда

следует, что основным принципом банковского маркетинга является комплексность маркетингового процесса в банке, взаимосвязанность процессов планирования, анализа, регулирования и контроля, как в сфере отношений банка с вкладчиками средств, так и в сфере кредитных вложений.

Сложившаяся в России ситуация побуждает банки постоянно совершенствовать свою деятельность на основе среднесрочной и долгосрочной маркетинговой стратегии. Чтобы выжить в конкурентной борьбе, банки должны вводить в практику новые виды обслуживания, бороться за каждого клиента, ориентируясь на прозрачность и легальность всех операций. Выявление наличествующего и потенциального рыночного спроса и требований клиентов к банковским продуктам и услугам путем комплексного исследования состояния финансового рынка и перспектив его развития является одним из приоритетных направлений банковского маркетинга. Эффективная организация деятельности по созданию новых и совершенствованию предоставляемых банковских продуктов позволяет полнее удовлетворять запросы всех категорий клиентов, обеспечивая не только приток новых клиентов, но и укрепление отношений с уже привлеченными вкладчиками.

Стремление к интеграции в европейскую финансовую систему ориентирует российские банки прежде всего на расширение ассортимента банковских продуктов и услуг, исходя из реальных возможностей банка и требований мирового финансового рынка.[3] Одним из немаловажных аспектов маркетинговой политики банка является планирование и координация деятельности банка на финансовом рынке. Поддержание и развитие имиджа банка как надежной, ориентированной на потребности клиента организации, осуществляется путем проведения мероприятий и акций рекламного характера.

Использованные источники:

1. Гусев, А.И. Новые тенденции российского Private Banking [Текст]/ А.И. Гусев.// Банковское дело. 2007. N 9. С. 90 - 92.

2. http://www.bibliotekar.ru/biznes-14/index.htm

3. http://www.jourclub.ru/13/1256/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.