Научная статья на тему 'Конкурентоспособность бизнеса на основе клиентоориентированного подхода (на примере банковского сектора)'

Конкурентоспособность бизнеса на основе клиентоориентированного подхода (на примере банковского сектора) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1330
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКИЙ ПРОДУКТ / КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / IT-СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С КЛИЕНТАМИ / CRM-СИСТЕМЫ / BANKING PRODUCT / CLIENT-ORIENTED APPROACH / COMPETITIVENESS / IT-SYSTEMS OF MANAGING CLIENT RELATIONSHIPS / CRM-SYSTEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подопригора В. Г., Герасимова Е. А.

В статье рассматриваются вопросы применения клиентоориентированного подхода в деятельности коммерческих банков. Классифицированы факторы, влияющие на политику банка по отношению к клиентам, рассмотрен методический подход к оценке влияния клиентоориентированности на конкурентоспособность банковских структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competitiveness of business on the basis of client-oriented approach (case of the banking sector)

The article discusses the application of client-oriented approach in the work of commercial banks, classifies significant factors in the banks’ politics towards their clients, and gives suggestions for evaluation of the affect produced by the client-oriented approach upon the competitiveness of the banking structures.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность бизнеса на основе клиентоориентированного подхода (на примере банковского сектора)»

ка создают возможности для предложения ему новых видов банковских продуктов. Эти события называют «переломными точками». К их числу относятся: окончание школы, регистрация брака, получение капитала, уход на пенсию и многие другие. В каждом конкретном случае возникают потребности, связанные с определёнными финансовыми операциями. Таким образом, сегментация, равно, как и учет крупных событий в жизни людей, позволяет банку обнаружить новые целевые рынки и расширить предложение банковских продуктов.

Технология и конкуренция заставляет банки внедрять IT-системы управления взаимоотношений с клиентами (CRM-сис-темы), невзирая на затраты и сложности автоматизации. CRM (Customer Relationship Management) — это система работы с клиентами банка на протяжении всего жизненного цикла клиента, направленная на достижение основной цели: создание конвейера по привлечению новых клиентов и развитию существующих клиентов.

Цели использования CRM системы в банке могут быть разделены на пять взаимодополняющих групп:

1. Управление продажами (Sales Force Management). Прежде всего, CRM-система это главный инструмент продавца, менеджера банка. Именно в этой системе есть возможность планирования и выполнения всего процесса продаж. Именно с помощью CRM-системы решаются такие задачи как увеличение доходности клиентов, предложение нового продуктового

Факторы влияния на клие)

портфеля определенной группе клиентов, увеличение количества используемых продуктов, расширение клиентской базы и другие.

2. Повышение эффективности работы сотрудников (Performance Management). CRM-система управляет последовательностью выполнения задач менеджеров банка. Для руководителя департамента по работе с клиентами появляется возможность отслеживать все действия менеджеров, анализировать и улучшать процессы продажи банковских продуктов.

3. Организация информации о клиентах и управление элементами документооборота (Document Flow). В CRM системе вся необходимая для привлечения и развития клиента информация доступна в одном информационном поле. Если дополнение параметров клиента, как правило, связано со значительными техническими сложностями, то в CRM системе мы можем видеть по клиенту: финансовые показатели, взаимосвязи с другими клиентами, знаменательные события, историю переговоров, переписку, документооборот и многое другое.

4. Оптимизация взаимодействия подразделений банка (Collaboration). Если топ-менеджер VIP клиента юридического лица обратится в одно из отделений банка как физическое лицо, CRM позволит отследить это обращение и предложить клиенту соответствующий уровень обслуживания. Другой пример: клиент звонит в Call-центр банка и интересуется условиями кредитования юридических лиц. По результатам общения с оператором

Таблица 3

»ориентированность банка

№ п/п Фактор Влияние Характеристика

1 Квалификационный уровень персонала Прямое влияние и взаимодействие персонала банка с клиентами. Сотрудники всех уровней организационной иерархии должны быть заинтересованы в результате своей работы и банка в целом. Персонал должен быть приветлив, вежлив и компетентен. Потребители банковских услуг обращаются в кредитную организацию в силу своей личной предрасположенности. Им нравиться работать именно с «этим» менеджером. Этап коммуникативной связи (общения) является достаточно важным, т.к. в процессе общения с менеджером клиент начинает делать выводы и формировать свое предварительное мнение об услуге. Отношения с клиентом должны постоянно стимулироваться. Клиент не должен быть забыт при введении новых льгот и скидок или при распределении праздничных подарков. Ослабление внимания к клиенту грозит потерей. А потеря крупного клиента опасна вдвойне, поскольку это не только финансовые потери, но и угроза бизнесу. [2] Кредитным организациям следует развивать систему персонального менеджмента, предусматривающего предоставления каждому клиенту отдельного сотрудника для выполнения обязанностей квалифицированного консультанта и администратора его операции. [3] Ценные кадры не должны покидать банк, поскольку банк несет существенные денежные затраты на поиск нового специалиста и значительные временные затраты на то, чтобы он стал членом команды. Уход персонала означает потерю части клиентской базы.

2 Технологическая оснащенность банка Усовершенствования клиентского обслуживания, при помощи новых технологий. Банковская деятельность является одной из самых технологически сложных. Именно поэтому финансовый сектор обратил внимание на технологии взаимодействия с клиентами существенно позднее остальных сфер бизнеса. [2] Внедрение прогрессивных банковских технологий, показывает потенциальным клиентам высокий уровень профессионализма кредитной организации. Главное — не переусердствовать в этом стремлении и не отпугнуть потенциального клиента. Обслуживание он-лайн, система автоматического банковского обслуживания по телефону и смс-оповещения — это лишь часть современных банковских услуг, предлагаемых в комплексе с основным банковским продуктом. Их использование способно значительно упростить взаимоотношения кредитной организации со своим клиентом.

3 Маркетинговые разработки и мероприятия, коммуникации Репутация банка. Имидж банка. Разработка и реклама банковских продуктов и услуг. Привлечь клиента — основная задача всех служб банка. [5] В этой связи особенно важным представляется поиск более совершенных форм взаимоотношений коммерческого банка с клиентами, создание системы оценки клиентоориентированности и конкурентной среды банковского сектора. Важной составляющей привлечения и удержания клиентов является репутация банка. Рейтинги в мировых финансовых изданиях, публикации в периодической печати, аудиторские заключения, высказывания различных специалистов в СМИ в значительной мере формируют восприятие клиентом кредитной организации в целом и могут подтолкнуть или оттолкнуть от обращения в банк. Многие клиенты обращаются в банк в надежде на его надежность. Другие — в силу привычки, потому что в течение продолжительного времени они обслуживаются именно в нем и уже успели составить свое мнение о его репутации и надежности. Некоторые обращаются из принципа. [6] Информация, предлагаемая в рекламе, должна быть максимально приближенной к реальности, а спектр «родственных» услуг — стимулировать клиента к дальнейшему сотрудничеству.

4 Финансовое положен ие банка Надежность и устойчивость банковской деятельности, доверие клиентов. Клиентов, конечно же, интересует спектр и качество услуг, предоставляемых банком, но, в данном случае, клиенты рассматриваются как пользователи информации о финансовой деятельности. С этой позиции их интересует, прежде всего, надежность и устойчивость банка.

Таблица 4

Показатели факторов влияния на клиентоориентированность банка

Фактор влияния Название показателя Формула для расчета показателя Экономический смысл

1. Квалификационный уровень персонала Коэффициент профессионализма персонала (Кп.п.) Коэффициент обученность персонала (Кобуч.) Коэффициент жалоб на персонал (Кжал.) Кп.п. = ЧПв.о./ЧПср., где ЧПв.о. — численность персонала с высшим образованием, ЧПср. — средняя численность персонала за определенный период. Кобуч. = ЧПобуч./ЧПср., где ЧПобуч. — количество персонала прошедших обучение. Кжал. = ЧПжал./ЧПср., где ЧПжал. — количество жалоб на персонал от клиентов банка. Характеристика изменчивости профессионализма и компетентности персонала банка при взаимодействии с клиентами за определенный период.

2. Техническая оснащенность банка Коэффициент частого использования пластиковых карт (Кч.) Коэффициент редкого использования пластиковых карт (Кр.) Коэффициент насыщенности удаленными терминалами (Кнас.уд.т.) Кч. = ПКч./ПКвып., где ПКч — количество пластиковых карт используемые часто (более 183 раза в год), ПКвып. — общее количество выпущенных карт за определенный период. Кр. = ПКр./ПКвып., где ПКр — количество пластиковых карт используемых редко (менее 183 раза в год). Кнас.уд.т. = Туст./Т, где Туст. — количество приобретенного и установленного удаленного терминала за определенный период, Т — общее количество удаленного терминала на начало периода. Коэффициенты технической оснащенности банковской сферы скрыты в частом/редком использовании клиентами пластиковых карт и качественном и современном обслуживании их при помощи удаленных терминалов (банкоматов) в удобном расположении для клиентов.

3. Маркетинговые разработки и мероприятия, коммуникации Коэффициент эффективности маркетинговых мероприятий (Кэф.м.м.) Кэф.м.м. = КЛпосле/КЛдо, где КЛполе — количество клиентов после проведения маркетингового мероприятия, КЛдо — количество клиентов до проведения маркетингового мероприятия. Увеличение количества обращений клиентов за банковскими продуктами, услугами после проведения маркетинговых акций (мероприятий). Благоприятная репутация банка, складывающаяся из сообщений СМИ (рейтинги, публикации, исследования), способствуют увлечению числа вкладчиков и заемщиков. Рост количества заинтересованных лиц банковскими продуктами после получения информации из рекламных сообщений.

4. Финансовое положение банка Генеральный коэффициент надежности (К1) Коэффициент мгновенной ликвидности (К2) Кросс-коэффициент (К3) К1 = К/АР, где К—собственный капитал банка, АР — активы работающие. К2 = ЛА/ОВ, где ЛА — ликвидные активы, ОВ — обязательства до востребования. КЗ = СО/АР, где СО — суммарные обязательства. Определение финансового положения банка, исходя из его текущих показателей, а также выявление основного источника прибыли способствует достижению финансовой стабильности, с сохранением перспектив роста в дальнейшем.

Call-центра автоматически будет сформирована задача для менеджера. Далее, при оформлении кредита, бизнес-процесс будет управлять рассмотрением кредитного дела в юридическом департаменте банка, отделе оценки, отделе безопасности и обеспечит скорость и полноту передачи информации.

5. Планирование и анализ продаж (Analysis). Прежде всего, CRM-система позволит в явном виде (буквально в одном окне интерфейса) получить информацию о самых главных событиях по клиентам банка. Кроме того, при планировании продаж будущих периодов, проводится анализ количества потенциальных клиентов банка, вероятности соответствующих сделок, стадий переговоров [3].

Клиентоориентированность по своей значимости сопоставима с понятием конкурентоспособности с соответствующей разницей. Конкурентоспособность — комплексный анализ эффективности менеджмента кредитной организации, моделирование ее успешного развития строиться на концепции взаимозависимости основных факторов и их совокупного влияния на результат.

Составляющие конкурентоспособности банка отражают количественные и качественные направления развития и внутренние и внешние основные факторы успеха кредитной организации, позитивное изменение которых способствует прочности ее конкурентной позиции на финансовом рынке [4].

Клиентоориентированность — это инструмент управления взаимоотношениями с клиентами, нацеленный на получение устойчивой прибыли в долгосрочном периоде и базирующийся на трех критериях:

1. ключевая компетенция,

2. целевые клиенты,

3. равенство позиций.

Ключевой компетенцией является специфический способ достижения банком требуемых результатов с большей эффективностью, чем конкуренты. Ключевая компетенция является конкурентным преимуществом, оказывающим влияние на предпочтения клиента. В банке не может быть много ключевых компетенций, но при этом их формулировка должна быть предельно конкретной, дающей однозначное представление о преимуществе данного банка. Ключевой компетенцией банка может стать конкурентное преимущество продукта, инфраструктура обслуживания клиентов, а также неукоснительное выполнение обязательств и др.

Целевые клиенты — это ограниченный перечень клиентов или клиентских групп, приоритетных для банка в долгосрочной перспективе. Характеристики целевых клиентов должны быть формализованы, соответствовать основным критериям сегментирования целевых групп. К специфическим потребностям целевых групп можно отнести особые требования к продукту, необходимые документам, способы и сроки выполнения обязательств. Также клиентом могут быть востребованы дополнительные сервисы и дополнительная отчетность.

Равенство позиций, или партнерство, является критерием, характеризующим отношения между банком и клиентом, при которых отсутствует сознательное или случайное доминирование одной из сторон на любом этапе взаимоотношений. При этом партнерские отношения подразумевают достаточную степень открытости банка и клиента.

Тем не менее, надо учитывать, что между банком и клиентом существует еще одна неучтенная взаимосвязь, которая заключается в существовании взаимной регулировки между потребностями клиентов и ключевыми компетенциями банка. С одной стороны, сформулировав характерные потребности опре-

деленной целевой группы, банк может совершенствовать свои ключевые компетенции. С другой стороны, о многих своих потребностях клиент не подозревает, пока их реализация не будет предложена рынком. Такая взаимосвязь потребностей и ключевых компетенций реализуется посредством коммуникаций.

Рассмотрим факторы, которые повлияют на клиентоориен-тированный подход в банковской деятельности, табл. 3.

Рассмотренные факторы внутренней среды банковской деятельности можно с уверенностью отнести к факторам, определяющим конкурентоспособность банка. Конкурентоспособность, равно как и клиентоориентированность, содержит в себе качество и уровень обслуживания, разновидность и современность предлагаемых банковских товаров и услуг и непосредственно позиционирует свою надежность и устойчивость финансового положения.

Данные факторы влияния на клиентоориентированность банка можно оценить при помощи коэффициентов, разбитых отдельно для каждого фактора (табл.4).

Рассчитаем комплексный показатель эффективности кли-ентоориентированного подхода (Эк/ор. п.) по формуле: Эк/ор.п. = ГК/п,

где К — сумма всех коэффициентов факторов влияния,

п — число коэффициентов.

Данный показатель должен стремиться к 1. Чем значение (Эк/ор. п.) ближе к 1, тем банк больше ориентирован на клиента и соответственно наоборот.

При помощи комплексного показателя эффективности клиентоориентированного подхода можно дать достоверную и точную оценку ориентации банка (организации) на клиента.

Преимущества клиентоориентированного подхода заключаются в следующем:

1. повышение конкурентоспособности банка;

2. снижение издержек;

3. соблюдение баланса интересов банка и удовлетворенности клиента;

4. повышение управляемости банка, слаженное взаимодействие всех подразделений, формирование команды.

Для повышения клиентоориентированности, а следовательно конкурентоспособности, банкам необходимо прибегнуть к значительным затратам, которые будут существенны сейчас, но в дальнейшем окупятся и отразятся на увеличении их доходности и рыночной стоимости.

Литература

1. Андреева И.А., Ященко Е.И., Чаплина А.Н. Методический инструментарий анализа клиентской базы предприятия // Актуальные проблемы развития потребительского рынка: материалы VII Межрегион. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, 22 апр. 2009 г., г. Красноярск / Федер. агентство по образованию, Омский экон. ин-т, Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т ; редкол. Ю.Л. Александров [и др.]. — Красноярск, 2009. — С. 95-97.

2. Бусаркина В.В. Понятие клиентоориентированности предприятия и проблемы ее оценки // Проблемы современной экономики. — 2007. — № 4. — С. 179-182.

3. Герасимов Б.Н., Павлович В.Е. Методология организации клиентоориентированного бизнес-процесса // Вестник ИНЖЭКО-На. Сер. Экономика. — 2008. — № 3. — С. 225-230.

4. Данилова Т.Н., Зиновьева С.В. Проблемы формирования сбалансированной клиентской политики банка // Финансы и Кредит. — 2008. — № 17. — С. 9-11.

5. Капустина Л.М., Бабенкова А.В. Корпоративный клиент в системе маркетинга предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. — 2010. — № 5. — С. 34-45.

6. Крюкова А.А. Алгоритм управления взаимоотношениями с клиентами / Российское предпринимательство. — 2011. — № 2 (вып.2). — С. 92-98.

7. Лосев С.В. Равнение на клиента: основные принципы построения клиенто-ориентированной организации // Маркетинг в России и за рубежом. — 2007. — № 6. — С. 31-41.

8. Макаров А.М., Галямова Э.Ф. Управление клиентским капиталом на российских предприятиях // Практический маркетинг. — 2007. — № 3. — С. 2-9.

9. Тютюнник А.В. Природа клиентской лояльности, или «Химия» в бизнес-отношениях // Банковское дело. — 2009. — № 10. — С. 46-49.

10. Шевченко И.В., Халафян А.А., Васильева Е.Ю. Создание виртуальной клиентской базы для анализа кредитоспособности российских предприятий // Финансы и Кредит. — 2010. — № 1. — С. 13-18.

применение модифицированного подхода в оценке качества управления портфелем

банковского сектора региона

Д.А. Рабаданова,

доцент кафедры финансов и страхования Дагестанского государственного университета (г. Махачкала),

кандидат экономических наук salyhat1@rambler.ru t-ok@rambler.ru

В статье рассматривается задача обеспечения устойчивости кредитных организаций в условиях экономического кризиса. Показано, что для определения устойчивости кредитных организаций используется комплексный подход в анализе их финансового состояния. Автором дается оценка уровня управления портфелем банковского сектора региона на основе применения модифицированного балансового уравнения.

Ключевые слова: кредитная организация, банковский портфель, устойчивость кредитных организаций, банковский сектор, регион.

УДК 336.77 ББК 65.262.2

Банковская система играет важную роль в экономике каждого государства. Любой сбой в ее функционировании, затрагивающий интересы всех хозяйствующих субъектов, может привести к дестабилизации экономической, политической, социальной и других сфер общественной жизни. Только в условиях стабильной, устойчивой банковской системы, составным элементом которой являются коммерческие банки, возможно развитие национальной экономики [4, 6].

Устойчивость банков — это не только необходимое условие современной политики выживания, но и стратегия развития кредитных учреждений. От того, как будут развиваться коммерческие банки, во многом зависит успех экономических преобразований в России [3].

Стабильное функционирование банковской системы обеспечивается не только крупнейшими кредитными организациями с их развитой филиальной сетью, но и региональными самостоятельными средними и мелкими кредитными организациями. Именно региональные коммерческие банки обеспечивают необходимыми ресурсами региональную экономику и предоставляют банковские услуги населению региона. Следовательно, функционирование и развитие банковской системы страны, ее подверженность кризисным явлениям будет зависеть от того, насколько устойчиво и надежно состояние регионального банковского сектора.

Кредитные организации, являясь центрами финансовых услуг, удовлетворяют потребности своих клиентов в дополнительных денежных средствах, обеспечивают перераспределение капиталов, управляют имуществом, предоставляют консультационные и другие многочисленные услуги. Снижение деловой активности банков неизбежно приводит к сокращению банковских продуктов, ограничивает возможности расширения реального сектора экономики. Поэтому общество, стремящееся к развитию, к повышению эффективности своей деятельности, обращает внимание на состояние банковского сектора, на устойчивость кредитных учреждений [2, 6].

Деятельность кредитных организаций в современных условиях является сложной и многоаспектной и оценить эффективность реализации всех взаимосвязанных целей можно лишь на основе комплексного подхода. Комплексный подход предполагает изучение по возможности всех направлений деятельности кредитных организаций. В качестве такой обобщающей, комплексной характеристики деятельности банков и уровня системы их управления рассматривается финансовое состояние кредитных организаций [8].

В теории и практике экономического анализа существуют различные подходы к анализу деятельности кредитных организаций и определяются они во многом различными его видами и методами. Решение вопросов кредитования, установления корреспондентских отношений, обеспечения конкурентных позиций на рынке банковских продуктов и услуг требуют определения общего состояния ликвидности и прибыльности кредитных организаций [1].

В целях оптимизации банковского портфеля и управления его рисками используется модель модифицированного балансового уравнения: активы = пассивы, или уравнение баланса для анализа эффективности использования оборотных средств коммерческих банков. Главная цель модели анализа заключается не в выявлении величины прибыльности и уровня ликвидности банков, а в квалифицированном использовании имеющихся в распоряжении кредитных организаций пассивов и определении различных сторон их финансового состояния с позиции сбалансированности между прибыльностью и ликвидностью. Модель анализа позволяет определить, соблюдает ли менеджмент в активных и пассивных операциях необходимую диверсификацию и рациональность управления портфелем коммерческих банков [5, 7].

Данный подход к анализу оптимизации соотношения прибыльности и ликвидности кредитных организаций основан на том, что в процессе управления ликвидностью необходимо соблюдать определенные соотношения в активах и пассивах или метод закрепления отдельных статей пассивов за определенными статьями активов. Метод группировки позволяет путем систематизации данных баланса разобраться в сущности анализируемых явлений и процессов. По этому принципу формируется агрегированный баланс банков, определяется качество активов и структура пассивов и дается оценка ликвидности.

Проведем анализ деятельности кредитных организаций Республики Дагестан за 2009-2010 гг. на основе модифицированного балансового уравнения, который позволит обеспечить мониторинг коммерческих банков по соблюдению и регулированию портфельных ограничений, определяющих перспективы развития банковского сектора региона.

Таблица 1

Структура пассивов кредитных организаций Республики Дагестан*

Показатели на 1.01.2010 г. на 1.01.2011 г.

млн руб. в % млн руб. в %

Собственный капитал 6032,1 14,0 6903,7 11,5

Уставной фонд 3070,6 7,1 3386,0 5,7

Прибыль 1780,4 4,1 2010,5 3,4

Вклады до востребования 14096,8 32,7 18378,9 30,1

Срочные обязательства 10880,9 25,3 15225,8 25,4

Прочие обязательства 12043,5 28,0 19382,6 32,4

Всего обязательств 37021,2 86,0 52987,3 88,5

Всего пассивов 43053,3 100,0 59891,0 100,0

* Составлено автором по материалам НБ РД ЦБ РФ.

Основным источником ресурсов кредитных организаций Республики Дагестан являются привлеченные средства. Они выступают реальным платным привлеченным ресурсом для

банков и вложение их должно приносить доход. Анализ фактических данных по кредитным организациям республики позволяет сделать предварительный вывод о потенциальном расширении производительных активов, источником которых являются привлеченные платные средства. Рассматривая в динамике сумму вкладов до востребования и срочных вкладов (на

1.01.2010 г. - 24977,7 млн руб. и на 1.01.2011 г. - 33604,7 млн руб.), можно сделать вывод об увеличении «объемов выручки» от банковской деятельности, так как привлеченные платные средства по экономическому содержанию представляют собой выручку от продажи банковских продуктов и услуг (см. табл. 1).

Следовательно, деятельность кредитных организаций Республики Дагестан, с одной стороны, направлена на создание привлекательных конкурентоспособных продуктов, а, с другой, — на обеспечение прибыльности за счет дешевых ресурсов, при этом проблемы по управлению ликвидностью решаются с помощью значительных объемов кассовых остатков в активе.

Если рассматривать продуктовый ряд кредитных организаций в составе привлеченных платных средств в целом по банковскому сектору Республики Дагестан, то можно отметить увеличение «выручки коммерческих банков» от продажи банковских продуктов и услуг на 8627 млн руб. или на 25,7%. Потенциальный объем ресурсной базы для активных операций банков также возрос на 12212,5 млн руб. или на 24,7%.

Удельный вес собственного капитала в структуре пассивов составляет 14,0% и 11,5% соответственно на 1.01.2010 г. и

1.01.2011 г. Следовательно, несмотря на снижение достаточности капитала, кредитные организации Республики Дагестан обеспечивают выполнение своих обязательств в рамках текущей платежеспособности. Объем собственного капитала-нетто имеет незначительный рост на 478,4 млн руб., или на 10,9% и связан он в основном с увеличением уставного фонда банков на 10,3% за 2009-2010 гг. (см. табл. 1).

Таким образом, можно отметить, что мультипликативный эффект капитала в целом по кредитным организациям Республики Дагестан имеет тенденцию к повышению, хотя и слабую. Косвенным подтверждением этого являются темпы роста прибыли и валюты баланса, соответственно, 112,9% и 139,1% (см. табл. 1). Однако, абсолютная величина прибыли региональных кредитных организаций не является достаточным основанием, чтобы судить об эффективности их деятельности. Она показывает только то, что достигнут удовлетворительный баланс между полученной и вложенной суммой.

Прибыль — максимальная величина, которую мог бы израсходовать коммерческий банк в течение определенного периода времени и оставаться с такой же ценностью общего капитала (ценностью активов), как и в начале. Так, динамика рентабельности инвестиций кредитных организаций Республики Дагестан за анализируемый период свидетельствует о незначительном снижении ценности общего капитала:

(1780,4 млн руб. / 43053,3 млн руб. / 4,1%) = 1,0 — в 2009 г.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(2010,5 млн руб. / 59891,0 млн руб. / 3,4%) = 0,99 — в 2010 г. (см. табл. 1).

Структура активов банковского сектора Республики Дагестан отражена в таблице 2.

Таблица 2

Структура активов кредитных организаций Республики Дагестан*

Показатели на 1.01.2010 г. на 1.01.2011 г.

млн руб. в % млн руб. в %

Кассовые активы 12425,0 28,9 14813,8 24,7

Ценные бумаги 967,0 2,2 1053,3 1,8

Кредиты 22117,7 51,4 31461,9 52,5

Капитализированные активы 1637,6 3,8 2030,8 3,4

Прочие активы 5906,0 13,7 10531,2 17,6

Всего активов 43053,3 100,0 59891,0 100,0

* Составлено автором по материалам НБ РД ЦБ РФ.

Как видно из данных табл.2, активы коммерческих банков региона за 2009-2010 гг. выросли в 1,39 раза. Доля производитель-

ных активов незначительно увеличилась с 53,6% до 54,3% в основном за счет роста объема выданных кредитов, т.к. вложения в ценные бумаги составляют не более 2% в структуре активных операций банков. Удельный вес непроизводительных активов также вырос с 13,7% до 17,6%. Рост непроизводительных активов кредитных организаций республики при значительной доле вкладов до востребования (более 30%) может привести к росту структурного риска портфеля привлеченных платных средств. В этих условиях коммерческим банкам приходится поддерживать достаточный уровень кассовых активов (на 1.01.2010 г. — 28,9% и на 1.01.2011 г. — 24,7%), чтобы при высоком уровне счетов до востребования обеспечивать текущую ликвидность для выполнения своих обязательств.

Таким образом, по результатам анализа активных и пассивных операций кредитных организаций Республики Дагестан за 2009-2010 гг. можно сделать вывод, что региональные коммерческие банки не достаточно эффективно управляют собственным портфелем активов и пассивов; значительная часть прибыли формируется за счет относительно дешевых средств до востребования; отсутствует управление корреспондентскими счетами из-за плохой структуризации привлеченных платных средств. Это вынуждает кредитные организации иметь высокий уровень кассовых активов для управления ликвидностью, отвлекая средства из производительного оборота. Отсутствие достаточной диверсификации привлеченных средств по срокам и объемам не способствует расширению доходоприносящих кредитных операций, а, наоборот, увеличению денежных средств в расчетных операциях. Абсолютное увеличение прибыли при увеличении непроизводительных активов объясняется значительным уровнем дешевых по стоимости платных привлеченных средств. Следовательно, коммерческие банки республики, работая по принципу высокой ликвидности, не в полной мере используют потенциальные возможности увеличения своей прибыльности.

Таблица 3

Анализ структуры пассивов банковского сектора Республики Дагестан*

Показатели Оптимальное значение коэффициента на 1.01. 2010 г. на 1.01. 2011 г.

Капитал/активы 0,08-0,15 0,15 0,12

Онкольные и срочные обязательства/активы 0,5-0,7 0,60 0,58

Срочные обязательства/ активы 0,2-0,35 0,26 0,26

Срочные обязательства/ все обязательства 0,1-0,3 0,29 0,29

Прочие обязательства/ всего обязательства стремится к min 0,33 0,37

* Рассчитано автором по данным таблиц 1 и 2.

Как видно из данных табл.3, в целом кредитные организации Республики Дагестан имеют в пределах оптимальных значений показатель достаточности капитала. Вместе с тем за анализируемый период отмечается снижение показателя достаточности капитала на 3%, что связано с более высокими темпами роста активов банков в сравнении с приростом собственного капитала. Несмотря на рост привлеченных средств банков, их структура не достаточно диверсифицирована по срокам и объемам, что не способствует увеличению прибыли вследствие низкого значения мультипликатора капитала.

Уровень обеспечения срочными обязательствами и обязательствами до востребования находится в пределах оптимальных значений и вполне достаточен, что обеспечивает текущую ликвидность банков. Данный уровень обеспечения достигнут благодаря высокой доле кассовых активов и значительным остаткам средств на корреспондентских счетах коммерческих банков.

Уровень обеспечения срочными обязательствами также имеет значение в пределах оптимальных параметров, однако абсолютный рост объема привлеченных срочных обязательств не обеспечил относительного прироста срочных вкладов в структуре пассивов кредитных организаций республики (см. табл. 1). В этой связи нами подтверждается ранее сделанный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.