Физико-математические науки
УДК 303.02
DOI 10.1555/2409-3203 -2017-0-12-215-218
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАД В
ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Фисунова Людмила Владимировна
старший преподаватель кафедры Лесного хозяйства, деревообработки и прикладной механики ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья»
Россия, г. Тюмень katuchka85_85@mail.ru Моисеева Мария Николаевна старший преподаватель кафедры Лесного хозяйства, деревообработки и прикладной механики ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья»
Россия, г. Тюмень katuchka85_85@mail.ru
Аннотация: В настоящее время снизилась мотивация участия в олимпиадах, а это происходит, потому что снизился уровень знаний. Потому что необходимо искать новые пути привлечения студентов к участию в олимпиаде, анализировать пути повышения творческого потенциала, а также учить их применять нестандартные методы решения задач. Чтобы заинтересовать студентов в участии в олимпиаде необходимо проводить многоступенчатость, а также применять различные методы поощрения.
Ключевые слова: начертательная геометрия, олимпиада, дисциплина, потенциал, комплексные задачи, лекции, решение задач, информация.
PROBLEMS OF ORGANIZING AND CONDUCTING OLYMPIADS IN HIGHER
EDUCATION
Fisunova Lyudmila Vladimirovna
senior lecturer of the Department of Forestry, woodworking and applied mechanics Of the "State agrarian University of Northern Zauralye" Russia, Tyumen
Moiseeva Maria Nikolaevna senior lecturer of the Department of Forestry, woodworking and applied mechanics Of the "State agrarian University of Northern Zauralye" Russia, Tyumen
Abstract: currently, decreased motivation to participate in the Olympics, and this is because decreased level of knowledge. Because it is necessary to look for new ways to attract students to participate in the Olympics, to analyze ways of enhancing creativity, as well as to teach them to apply unconventional problem-solving methods. To interest students in participating in the competition must be multi-layered, and apply various methods of promotion.
Key words: descriptive geometry, the Olympics, discipline, potential, complex tasks, lectures, problem solving, information.
В высшем учебном заведении ежегодно на кафедре в конце первого семестра проводится олимпиада по «Начертательной геометрии», участники, которой выбираются ведущими преподавателями из наиболее заинтересованных и успевающих студентов. В последние годы количество студентов, участвующих в олимпиаде сократилось, а уровень олимпиадных работ снизился. В своих работах студенты не пытаются применять нестандартные методы решения задач, не проявляют своего творческого потенциала, стараясь обойтись стандартными способами решения задач. Оценки олимпиадной работы сводится к определению его теоретических и практических знаний в рамках учебной программы, а не дает оценку самобытности мысли, нестандартности рассуждений при подходе к решению поставленных задач, поэтому возникает необходимость подбора и разработки методического материала для соответствующей подготовки студентов[ 1 ].
Олимпиада - одна из начальных форм участия студентов в научно-познавательном процессе. Залог будущих успехов в учебе и практической деятельности, а олимпиада по «Начертательной геометрии» способствует развитию инженерной эрудиции, культуры, умению воплощать в графическом виде конструкторских идей, а также служит проверкой приобретенных умений и навыков и повышения профессиональной самооценки, а в итоге успех в практической деятельности, так как в рыночной экономике, студент закончивший высшее учебное заведение должен быть конкурентоспособным и соответствовать компетенциям.
Олимпиада должна восприниматься как форма поощрения. Это может заключатся в первую очередь оценкой «отлично» на экзамене, а также грамотами для портфолио студента, и денежными вознаграждениями или памятными призами.
Многоступенчатая система отбора позволит выявить наиболее способных учащихся, повышает заинтересованность к дисциплине[ 2 ].
Традиционно считается, что олимпиадные задачи бывают «очень трудными», поэтому нередко возникает психологический барьер, мешающий удачному выступлению на олимпиаде. Студентам, которые сталкиваются с такой проблемой, хочется посоветовать следующее: следует отнестись к олимпиадным задачам как к обычным, но «более интересным» задачам! Олимпиадные задания, как правило, сконструированы таким образом, что исходные условия кажутся неполными, хотя на самом деле таковыми не являются. Главное творческое усилие как раз и будет состоять в том, чтобы понять суть этой «неполноты» условий и суметь грамотно воспользоваться имеющейся информацией.
Олимпиадные задания являются комплексными и включают в себя элементы позиционных и метрических задач и геометрических множеств требующих знания основ геометрии и геометрических множеств, следовательно, подготовку студентов надо начинать не в конце курса, а течение семестра[ 3 ]. На практических занятиях по Начертательной геометрии особое внимание необходимо уделять многовариантным решениям задач, а также разбору комплексных задач с неплановыми элементами. Помимо традиционных форм обучения необходимо применять проблемные лекции, то есть лекции, где задаются задачи с определенными противоречиями. Важнейшими элементами подготовки к олимпиаде являются самостоятельная работа студентов, которая включает в
себя: проработку лекций, дополнительная учебная литература, видеоматериалы, а также рабочие тетради.
Предметная олимпиада по дисципланам может быть перспективным направлением интеграции внеучебной и учебной деятельности студентов вузов и создать условия для проявления и развития личностных и профессиональных качеств будущих специалистов.
Участие в предметной олимпиаде по дисциплинам для студентов - это возможность:
- получить новые знания, необходимые для оптимального взаимодействия в социальной среде вуза;
- подготовиться к сдаче экзаменов и зачетов по дисциплинам;
- приобрести опыт обсуждения ситуаций;
- определить и развить свои способности и интересы;
- самореализоваться;
- развить коммуникативные умения;
- проявить себя во внеучебной деятельности при подготовке к олимпиаде;
- повысить свой статус (авторитет) в глазах студентов и преподавателей вуза.
Был разработан комплекс заданий для самостоятельной подготовки студентов к участию в олимпиаде по Начертательной геометрии. Данный комплекс содержит задачи из различных разделов курса Начертательной геометрии. В каждом разделе приведены примеры решения задач и предложены задачи для самостоятельной проработки. При разработке комплекса заданий стояла цель подобрать примеры задач с различной степенью сложности. Комплексные задачи с многоэтажным решением и задачи с несколькими способами решения[ 3 ].
Общая схема решения всех задач сводится к трем этапам:
• анализу данных;
• поиску идеи решения и ее записи;
• геометрическим построениям.
В анализе данных по заданным проекциям геометрических объектов мысленно представляют их форму и взаимное расположение в пространстве. Исходные проекции рекомендуется выделить черным цветом, соблюдая типы и толщины линий по правилам, установленным стандартами ЕСКД. Главное - понять условие задачи. На этапе поиска идеи намечается «пространственный» план решения задачи, т.е. последовательность геометрических операций, с помощью которых может быть получен ответ на поставленную задачу. Поскольку способов решения, как правило, бывает несколько, целесообразно выбрать из них наименее трудоемкий.
У предметных олимпиад по начертательной геометрии в вузе хорошие перспективы. Поэтому процесс обучения должен быть построен таким образом, чтобы студент оптимально использовал свои психологические возможности (внимание, память, мышление и т. д.) для развития таких способностей и навыков, которые, сохраняясь и после завершения образования, обеспечивали бы ему возможность не отставать от ускоряющегося роста научно-технических знаний. С этой целью необходимо использовать соревновательные моменты в обучении, формировать творческие сообщества студентов и преподавателей для подготовки к участию в предметных олимпиадах [ 4 ].
Список литературы:
1. Бушманина Н. С., Шихова О. Ф. Олимпиада по Инженерной графике как средство формирований творческих профессиональных компетенций студентов технического ВУЗа, Образование и наука - 2013. - №2(101). - С. 60-73.
2. Вышнепольский В. И. Методические основы подготовки и проведения олимпиад по графическим дисциплинам в высшей школе. - Москва, 2005. - 250с.
3. Герасимов В. А. Начертательная геометрия. Учебное пособие. - Брянск БТТУ, 2008. - 128с.
4. Педагогический контроль знаний, умений и навыков студентов по начертательной геометрии. Сборник контролирующей документации. - Ульяновск УлГТУ, 2003. - 52с.