Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА СОВЕТСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В 1946-1956 гг. (ПО МАТЕРИАЛАМ Г. ГОРЬКОГО)'

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА СОВЕТСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В 1946-1956 гг. (ПО МАТЕРИАЛАМ Г. ГОРЬКОГО) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
35
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
досуг / советская общеобразовательная школа / Советское государство / семья / социум / послевоенные годы / воспитание / кружки / неформальные школьные сообщества / leisure / Soviet secondary school / Soviet state / family / society / post-war years / education / clubs / informal school communities

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Смирницкий Александр Евгеньевич, Старикова Ниина Владимировна, Шуршикова Анна Владимировна, Нартымов Дмитрий Михайлович

Статья посвящена изучению особенностей организации досуга советских школьников в первые послевоенные годы. Исследование построено на основе как опубликованных, так и архивных источников, которые впервые вводятся в научный оборот. На материалах города Горького авторы статьи изучили основные направления организации досуговой деятельности школьников в тяжелый для страны послевоенный период, показали роль в этом процессе различных субъектов учебно-воспитательного процесса, в том числе семьи, государства и советской общеобразовательной школы. Главным источником для исследования стали делопроизводственные материалы учреждений образования и РОНО города Горького. Авторами сделаны убедительные и содержательные выводы о специфике и направленности досуговой деятельности советских школьников в первые послевоенные годы, определены ее основные формы, среди которых – кружковая деятельность, школьные секции, неформальные сообщества школьников, официальные школьно-библиотечные мероприятия. Выявлены достоинства и недостатки советской воспитательной политики, показано влияние объективных исторических условий на систему воспитания школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Смирницкий Александр Евгеньевич, Старикова Ниина Владимировна, Шуршикова Анна Владимировна, Нартымов Дмитрий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEISURE ACTIVITIES OF SOVIET SCHOOLCHILDREN IN 1946-1956 (BASED ON THE MATERIALS OF GORKY)

The article is devoted to the study of the peculiarities of organizing leisure time for Soviet schoolchildren in the first post-war years. The study is based on both published and archival sources, which are being introduced into scientific circulation for the first time. Using materials from the city of Gorky, the authors of the article studied the main directions of organizing leisure activities for schoolchildren in the difficult post-war period for the country, and showed the role in this process of various subjects of the educational process, including the family, the state and the Soviet secondary school. The main source for the research was the records of educational institutions and regional educational institutions of the city of Gorky. The authors made convincing and meaningful conclusions about the specifics and direction of leisure activities of Soviet schoolchildren in the first post-war years, identified its main forms, including club activities, school sections, informal communities of schoolchildren, official school and library events. The advantages and disadvantages of Soviet educational policy are revealed, the influence of objective historical conditions on the system of education of schoolchildren is shown.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА СОВЕТСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В 1946-1956 гг. (ПО МАТЕРИАЛАМ Г. ГОРЬКОГО)»

2. Apolte T., Müller J. The persistence of political myths and ideologies // European Journal of Political Economy. - Vol. 71. - 2022 / URL: https://doi.Org/10.1016/j.ejpoleco.2021.102076.

3. Romashova M.V. Trudovoe vzroslenie v SSSR vo vtoroj polovine 1940- h gg. // Vlast'. - 2012. - № 10. - S. 187-190.

4. Zaharovskij L.V., Razinkov S.L. Uchebnye zavedeniya sistemy Gosudarstvennyh trudovyh rezervov SSSR v 1941-1954 gg.: adaptaciya k migracionnomu vozdejstviyu // Nauchnyj dialog. - 2021. - N° 1. - S. 267-285.

5. Hisamutdinova R.R., Hisamutdinov D.R. Realizaciya gosudarstvennoj politiki prizyva molodezhi v sistemu trudovyh rezervov v period chetvertoj pyatiletki na territorii Urala (1946-1950 gg.) // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Istoricheskie nauki. - 2022. - № 1 (41). - S. 168-184.

6. Larionova M.B., Zaglodina T.A., Razinkov S.L. Sociokul'turnye markery kak osnova dlya rekonstrukcii portreta uchashchihsya sistemy Gosudarstvennyh trudovyh rezervov // Professional'noe obrazovanie i rynok truda. - 2023. - T.11. - №2. - S. 65-80.

7. Os'machko S.G. Kul'turologicheskie problemy vzaimodejstviya mifa i stereotipa v sovremennom obshchestvennom soznanii // Verhnevolzhskij filologicheskij vestnik. - 2018. - № 4. - S. 244-250.

8. Ryazanova S. V. Politicheskij mif kak yavlenie: vchera, segodnya i vsegda // Vestnik Permskogo nauchnogo centra. - 2016. - № 5. - S. 86-91.

9. XVII s"ezd Vsesoyuznoj Kommunisticheskoj partii (b), 26 yanvarya-10 fevralya 1934 g. : stenograficheskij otchet. M.: Partizdat, 1934.

10. O meropriyatiyah po uluchsheniyu uchebno-proizvodstvennoj i vospitatel'noj raboty v shkolah fabrichno-zavodskogo obucheniya, remeslennyh i zheleznodorozhnyh uchilishchah [Tekst] / Glav. upr. trud. rezervov pri SNK SSSR. - Moskva : [b. i.], 1941. - 15 s.

11. Znamyonka. - 1941. - 8 iyunya. - №90.

12. Postanovlenie SNK SSSR i CK VKP (b) № 204 ot 27 yanvarya 1941 «O dopolnitel'nyh merah po podgotovke gosudarstvennyh trudovyh rezervov v shkolah fabrichno-zavodskogo obucheniya v 1941 g.» // Gosudarstvennye trudovye rezervy: Sb. ofic. rukovodyashchih materialov / Glav. upr. trud. rezervov pri SNK SSSR. - M.: Izd. otd. Glavtrudrezervov, 1945. - 218 s.

13. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii (GARF). F. 9507. Op.1. D.19.

14. Polozhenie o nagrudnom znachke «Otlichnik gosudarstvennyh trudovyh rezervov». Utverzhdeno Glavnym upravleniem trudovyh rezervov. 12 iyulya 1942 g. // Gosudarstvennye trudovye rezervy: Sb. ofic. rukovodyashchih materialov. — M., 1945.

15. Zabotlivo gotovit' novye kadry dlya promyshlennosti // Pravda. - 1950. - 30 maya. - №150.

16. Pravda. - 1952. - 3 oktyabrya. - №277(12479).

17. Ukaz Prezidiuma VS SSSR «Ob otmene prizyva (mobilizacii) molodezhi v RU i ZhDU» ot 18 marta 1955 g. // Resheniya partii i pravitel'stva po hozyajstvennym voprosam: V 5 t. - T. 4. 1953-1961 gg. / Sost. K.U. Chernenko, M.S. Smirnov. - M.: Izd-vo polit. lit., 1968. - S. 197-198.

18. O gosudarstvennyh trudovyh rezervah SSSR: Ukaz Prezidiuma Verhovnogo Soveta SSSR ot 02.10.1940. Tekst: neposredstvennyj // Pravda. 1940. 3 oktyabrya.

19. Dostizheniya sovetskoj vlasti za sorok let v cifrah. Statisticheskij sbornik. - M.: Gosudarstvennoe statisticheskoe izd-vo, - 1957. - 370 s.

20. Stalin I. V. Rech' v Kremlyovskom dvorce na vypuske akademikov Krasnoj Armii 4 maya 1935 goda (po gazetnomu otchetu) // Stalin I. V. Sochineniya. T. 14.

ЗАХАРОВСКИИ ЛЕОНИД ВЛАДИМИРОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент, директор Института гуманитарного и социально-экономического образования, Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург) (konung-75@mail.ru).

РАЗИНКОВ СЕРГЕЙ ЛЬВОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент, кафедра документоведения, права, истории и русского языка Института гуманитарного и социально-экономического образования, Российский государственный профессионально-педагогический университет» (Екатеринбург) (sergerazinkov@mail.ru).

ЛАРИОНОВА МАРИНА БАРИЕВНА - кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой документоведения, права, истории и русского языка Института гуманитарного и социально-экономического образования, Российский государственный профессионально-педагогический университет (Екатеринбург) (marin.lar@mail.ru).

ЗАГЛОДИНА ТАТЬЯНА АЛЕКСЕЕВНА - кандидат социологических наук, доцент кафедры философии, социологии и социальной работы Института гуманитарного и социально-экономического образования, Российский государственный профессионально-педагогический университет (Екатеринбург (tz1708@yandex.ru).

ZAKHAROVSKY, LEONID V. - Ph.D. in History, Associate Professor, Director of the Institute of Humanitarian and SocioEconomic Education, Russian State Vocational Pedagogical University (Ekaterinburg) (konung-75@mail.ru). RAZINKOV, SERGEY L. - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of Document Management, Law, History and Russian Language, Institute of Humanitarian and Socio-Economic Education, Russian State Vocational Pedagogical University (Ekaterinburg) (sergerazinkov@mail.ru)

LARIONOVA, MARINA B. - Ph.D. in History, Associate Professor, Head of the Department of Document Management, Law, History and Russian Language, Institute of Humanitarian and Socio-Economic Education, Russian State Vocational Pedagogical University (Ekaterinburg) (marin.lar@mail.ru).

ZAGLODINA, TATYANA A. - Ph.D. in Sociology, Associate Professor of the Department of Philosophy, Sociology and Social Work, Institute of Humanitarian and Socio-Economic Education, Russian State Vocational Pedagogical University (Ekaterinburg (tz1708@yandex. ru).

УДК. 94(47).084:379.83«1946/1956» Б01: 10.24412/2308-264Х-2023-6-169-176

СМИРНИЦКИЙ А.Е., СТАРИКОВА Н.В., ШУРШИКОВА А.В., НАРТЫМОВ Д.М. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА СОВЕТСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В 1946-1956 гг. (ПО МАТЕРИАЛАМ Г. ГОРЬКОГО)

Ключевые слова: досуг, советская общеобразовательная школа, Советское государство, семья, социум, послевоенные годы, воспитание, кружки, неформальные школьные сообщества.

Статья посвящена изучению особенностей организации досуга советских школьников в первые послевоенные годы. Исследование построено на основе как опубликованных, так и архивных источников, которые впервые вводятся в научный оборот. На материалах города Горького авторы статьи изучили основные направления организации досуговой деятельности школьников в тяжелый для страны послевоенный период, показали роль в этом процессе различных субъектов учебно-воспитательного процесса, в том числе семьи, государства и советской общеобразовательной школы. Главным источником для исследования стали делопроизводственные материалы учреждений образования и РОНО города Горького. Авторами сделаны убедительные и содержательные выводы о специфике и направленности досуговой деятельности советских

школьников в первые послевоенные годы, определены ее основные формы, среди которых - кружковая деятельность, школьные секции, неформальные сообщества школьников, официальные школьно-библиотечные мероприятия. Выявлены достоинства и недостатки советской воспитательной политики, показано влияние объективных исторических условий на систему воспитания школьников.

SMIRNITSKY, A.E., STARIKOVA, N.V., SHURSHIKOVA, A.V., NARTYMOV D.M.

PROBLEMS OF LEISURE ACTIVITIES OF SOVIET SCHOOLCHILDREN IN 1946-1956 (BASED ON THE MATERIALS OF GORKY)

Key words: leisure, Soviet secondary school, Soviet state, family, society, post-war years, education, clubs, informal school communities.

The article is devoted to the study of the peculiarities of organizing leisure time for Soviet schoolchildren in the first post-war years. The study is based on both published and archival sources, which are being introduced into scientific circulation for the first time. Using materials from the city of Gorky, the authors of the article studied the main directions of organizing leisure activities for schoolchildren in the difficult post-war period for the country, and showed the role in this process of various subjects of the educational process, including the family, the state and the Soviet secondary school. The main source for the research was the records of educational institutions and regional educational institutions of the city of Gorky. The authors made convincing and meaningful conclusions about the specifics and direction of leisure activities of Soviet schoolchildren in the first post-war years, identified its main forms, including club activities, school sections, informal communities of schoolchildren, official school and library events. The advantages and disadvantages of Soviet educational policy are revealed, the influence of objective historical conditions on the system of education of schoolchildren is shown.

Одной из актуальных и малоизученных проблем истории развития советской общеобразовательной школы первого послевоенного десятилетия является работа по организации досуга советских школьников. По определенным причинам эта тема не нашла должного отражения в исторической науке, хотя в той или иной степени материал, посвященный этой теме, содержится во многих работах по истории развития советской общеобразовательной школы и истории СССР послевоенного периода [1-3].

На наш взгляд, трактовка этого сюжета в исторической литературе, тем более в советской, носит слишком формализованный характер [4-6]. Как правило, в работах, посвященных истории советской общеобразовательной школы первого послевоенного десятилетия, даются общие цифры, характеризующие количество кружков и секций, проведенных мероприятий, в том числе пионерских сборов и торжественных линеек, приуроченных к какому-либо значимому советскому празднику или памятному событию. На основе этих общих данных делается вывод об особенностях досуга советских школьников в первые послевоенные годы [7-10]. При этом, как правило, не учитывается общеисторический контекст проблемы, игнорируется ряд исторических источников, прежде всего личного происхождения, позволяющих историку воссоздать картину досуга советских школьников.

На наш взгляд необходим иной подход к изучению данной темы, в полной мере учитывающий вышеперечисленные факторы. Следует подчеркнуть, что тема организации досуга советских школьников в первые послевоенные годы находится лишь в стадии разработки, однако без нее история советской общеобразовательной школы первых послевоенных лет будет неполной.

Целью данной статьи является выявление основных проблем организации досуга советских школьников в первые послевоенные годы и определение степени эффективности их решения в соотношении с объективными историческими условиями, учитывая в тяжелейший восстановительный период. Для ее реализации авторы сочли необходимым выявить круг лиц и организаций, вовлеченных в формирование досуга школьников, определить степень и результативность их влияния на этот процесс. Важнейшей задачей является исследование эволюции взглядов школьников на организованный досуг и анализ процесса их самоорганизации. Последнему явлению особенно «не повезло» в исторической литературе. Все признают наличие такого явления, но по тем или иным причинам уклоняются от его исследования. Следует подчеркнуть, что авторы ограничили не только временные, но и территориальные рамки своего исследования школьной средой крупного промышленного города, поскольку в первые послевоенные годы досуг сельских школьников, учащихся малых городов и поселков, советских школ за рубежом, а также школьников на территориях, бывших в оккупации, имел свою специфику, требующую специального отдельного изучения [11, 12].

Наряду с решением тяжелейших проблем, доставшихся нашей стране от страшной войны, были, на первый взгляд, менее заметные и значительные вопросы, также требовавшие внимания. К их числу относится организация досуга школьников. Задача эта существенно осложнялась огромными потерями, которые наш народ понес в ходе Великой Отечественной войны. В годы войны в школах, клубах, домах культуры размещались эвакуационные госпитали. Таким образом, отдельных и специализированных помещений для организации отдыха и досуга школьников не было. Особенно тяжелым в этом плане было положение в г. Горьком. Во время Великой Отечественной войны город стал крупным эвакуационным центром, в котором размещались не только семьи эвакуированных, но и различные учреждения и организации. Освобождение от них школьных зданий после окончания войны растянулось на несколько лет.

Не менее важной проблемой организации досуга советских школьников было элементарное отсутствие необходимых средств. Нельзя забывать, что страна во время войны потеряла треть своего национального богатства. На восстановление разрушенного в годы войны требовались колоссальные средства. Как свидетельствуют источники, даже при ассигновании соответствующих средств и их увеличении год от года советские досуговые организации испытывали постоянный дефицит необходимых материалов (игр, мячей, музыкальных инструментов, кистей, красок и т.п.) [1, с. 35-36].

В этих условиях Советское государство ориентировало органы образования и общественные организации на изыскание дополнительных источников ресурсов для организации детского досуга. К их числу относились шефская помощь промышленных предприятий, которых было немало в г. Горьком [2, с. 50-57]. Как свидетельствуют источники, в меру своих возможностей администрация предприятий откликалась на нужды общеобразовательных школ и молодежных организаций, поскольку такая помощь способствовала привлечению кадров работников на заводы, которые были весьма дефицитны в тот период времени.

Большую роль в организации детского досуга играли родители, которых на общественных началах привлекали к работе в школе, в ее кружках и секциях. Так, например, мать ученика школы № 30 Автозаводского района г. Горького Е.П. Ксюнина создала у себя дома библиотеку. С осени 1947 г. ее сын стал собирать дома товарищей (9 чел.), где они занимались подготовкой уроков и чтением. С разрешения родителей книги выдавались мальчикам на дом. За эту работу школа объявила Ксюниной благодарность [13, л.45об.].

И конечно же школы осуществляли сбор книг для собственных библиотек, как и игрушек, наглядных пособий и пр. Значительную часть наглядных пособий изготавливали сами ученики под руководством учителей.

Весьма непростой была ситуация с денежными сборами для досуговых нужд школьников. Одним из источников доходов были деньги от организации концертов учащихся. Из средств родителей оплачивались путевки в пионерские лагеря для детей. В то же время власти однозначно высказывались против регулярных денежных сборов с родителей и учащихся на нужды школы и, в том числе, на организацию детского досуга, поскольку в полной мере учитывали низкий уровень жизни значительной части советских семей [1, с.35-36; 2, с. 86-89].

Остро стояла задача организации и контроля за досугом школьников еще и потому, что детей было необходимо вырвать из-под влияния «улицы». В исторических исследованиях, во многом под влиянием «холодной войны», сложилась устойчивая традиция изучения советской системы образования как важнейшей, непротиворечиво развивающейся части единого советского общества. Между тем, это далеко не так. Советская система образования, в том числе и в первые послевоенные годы, развивалась в жесткой конкурентной среде. Она вела борьбу за умы и души детей с влиянием криминальных элементов, религиозных организаций, обывательской среды, деструктивных идеологий (национализм, пережитки традиционного общества) [14, с. 68-75].

Борьба велась и в сфере досуга. В крупных городах она была не менее острой, ибо в них имелись налицо асоциальные формы досуга и его очаги (рестораны, пивные, увеселительные заведения, карточная игра). Ситуация осложнялась и тем, что школьники соприкасались с асоциальными формами досуга в поисках заработка для себя и своих семей. Учащиеся торговали папиросами, нательными крестиками, ирисками, юмористическими журналами. Эта ситуация была своего рода приметой послевоенного времени. Подтверждение этому мы встречаем в официальных документах учреждений образования, как, например, в годовом отчете

Автозаводского РОНО за 1951 - 1952 учебный год: «На улицах мы можем встретить нищенствующих детей, которые продают на рынках картофельные очистки и вещи» [15, л. 20].

К асоциальным формам досуга Советское государство относило и посещение детьми церквей. Так, учителя-коммунисты школы № 30 Ждановского района г. Горького требовали от властей закрыть церковь в Верхних Печерах, поскольку ее посещают не только пожилые прихожане, но и школьники [16, л. 3]. Многие дети посещали храмы под влиянием своих родственников, однако часть из них прельщалась хорошим заработком. Мальчики, певшие в церковном хоре или помогавшие в церкви, зарабатывали 50 руб. в день помимо «доброхотных даяний» от прихожан.

Основой организации досуга школьников были общеобразовательные школы и дома пионеров, в которых организовывались кружки и секции [14, с. 70-88; 17, с. 11-23]. Источники, имеющиеся в архивах, в том числе годовые отчеты о работе школ, дают общее представление о количестве кружков и секций и их направленности. На основе анализа этих отчетов можно отметить, что кружковой деятельности преобладали наименее затратные: литературные, хоровые, футбольные. Наименее распространенными были мотокружки и кружки автодела, требующие больших средств.

Особое внимание уделялось спортивному направлению, прежде всего, коллективным видам спорта, которые способствовали не только физической закалке, но и формированию духа коллективизма. Организация дворовых футбольных, волейбольных, баскетбольных команд была наилучшим средством для отвлечения детей от соблазнов улицы [1, с. 36].

Обилие кружков и секций, фигурировавших на страницах официальных документов, не должно вводить исследователя в заблуждение. В первые послевоенные годы на различных уровнях неоднократно отмечалось, что в условиях дефицита средств и кадров многие виды школьного досуга существуют «в порядке миража». В этих условиях для развития кружково-секционной работы большую роль играл человеческий фактор. Те из преподавателей, которые были увлечены своей работой, обладали организаторскими способностями, пользовались большой популярностью среди детей. Их деятельность широко освещалась в советских средствах массовой информации.

Важным направлением развития детского досуга в СССР в первые послевоенные годы был летний отдых. Ему уделялось большое внимание, так как именно летом рос уровень детской безнадзорности, а, следовательно, травматизма и разного рода правонарушений. Организация лагерной кампании была возложена на районные комитеты ВЛКСМ под контролем областных и районных организаций ВКП(б) и ВЛКСМ [18, с. 86-118]. На промышленные предприятия, профсоюзы и Советы депутатов трудящихся было возложено финансирование пионерских лагерей. Регулярное питание, четкий распорядок дня, организация полноценного подвижного отдыха на природе делали их весьма популярными в глазах родителей. Еще в 1938 г. ЦК ВЛКСМ принял решение перейти от ежегодной аренды помещений для пионерских лагерей к строительству постоянных корпусов и закреплению их за определенными организациями, как правило, за промышленными предприятиями. Таким образом, стала формироваться пионерская традиция: покидая пионерский лагерь, школьники рассчитывали вернуться туда вновь. На основе совместной игровой и трудовой деятельности между детьми устанавливались дружеские отношения. Повышалась ответственность за сохранность помещений и инвентаря. Пионерские лагеря размещались в наиболее живописных местах СССР.

В то же время следует подчеркнуть, что пионерскими лагерями было охвачено не более 30% детей. В это число входят и те, кто отдыхали в городских пионерских лагерях. Остальные дети проводили свой летний досуг в зависимости от материальных возможностей их семей: на дачах, у родственников, на улице [2, с. 50-57]. Безнадзорные школьники были наиболее уязвимы. Именно они составляли весомую часть криминогенной уличной среды, играя на деньги, цепляясь на подножки трамваев и автомашин, воруя белье.

В 1951 г. ЦК ВЛКСМ выступил с инициативой организации путешествий по родному краю. И взрослые, и дети откликнулись положительно на эту инициативу. В ряде школ были организованы такие путешествия. Для школьников, наиболее отличавшихся успеваемостью и прилежанием, организовывали экскурсии в Москву и Ленинград. О таких экскурсиях советские газеты писали, как о важном политическом событии, хотя число их участников не превышало

десятка человек [18, с. 102-108]. Значение таких поездок трудно переоценить. В условиях того времени перед детьми открывался большой мир нашей страны. Образы советских городов, величавая русская природа навсегда оставались в памяти школьников - участников этих поездок и походов, расширяли их кругозор. Известно, что детские впечатления самые прочные, поскольку они являются эмоционально ярко окрашенными. Призыв ЦК ВЛКСМ актуален и в наши дни. Для того, чтобы быть патриотом совей страны, школьник, начинающий жизнь, должен знать и видеть ее, на практике ощущая ее красоту и обширность.

Такие хорошо организованные путешествия имели большое социальное значение. Во время них школьники сближались, осваивали навыки самообслуживания, так углублялся процесс их социализации. В какой-то степени эти поездки были альтернативой асоциальным путешествиям некоторых школьников, которые, мечтая «посмотреть мир», брали семейные средства и нелегально отправлялись в Крым и на Кавказ, подвергаясь в пути большой опасности.

Однако массовые формы досуга не могли полностью завлечь всех детей школьного возраста в силу объективных и субъективных причин. Во-первых, не только ребенок, но и любой человек тяготеет к неформальному общению. Большой коллектив нивелирует, одиночка чувствует себя обездоленным, и лишь в небольшом кругу друзей из 3-5 человек можно чувствовать себя комфортно [19, с. 8-21]. Любой большой коллектив, будь то школьный класс или пионерский отряд, состоял из таких дружеских мини-коллективов, формировавшихся по общим интересам. Такие компании не во всем принимали коллективные формы досуга, устанавливаемые советским государством и обществом. Часть ребят не могли в полной мере раскрыть свои творческие способности в большом коллективе или освоить новые навыки, и замыкалась в себе, стесняясь возможных насмешек товарищей.

Во-вторых, предписанные формы досуга, как бы благотворны они не были, вызывали отторжение у части детей своей обязательностью и заданностью. Такие ребята были склонны не к предписанному, а инициативному общению.

В-третьих, следует отметить наличие в советском обществе послевоенного времени определенных социальных различий между семьями, обусловленными не только их доходами, но и социальным статусом. В зависимости от статуса своих семей дети тяготели к определенным неформальным группам.

В-четвертых, как отмечалось в официальных документах различных уровней, посвященных работе пионерской и комсомольской организаций в школе, деятельность многих из них отличалась формализмом. Как свидетельствуют изученные нами источники, эта тенденция развивалась не снизу, а сверху. Отделы пионеров и отделы школ областных и районных комитетов ВЛКСМ усердно разрабатывали сценарии образцовых пионерско-комсомольских мероприятий, создавали отчеты о количестве проведенных пионерских сборов. Такие формы досуга вызывали отторжение у значительной части учащихся. В отчетах о деятельности школьных пионерских организаций фиксируются высказывания пионеров от такого рода мероприятиях: «На пионерских сборах скучно, неинтересно, пионеры сбегают со сборов, тематика сборов устарела, все, что говорится на сборах, мы знаем из газет и радио» [20, л. 22 об.].

Следует обратить внимание, что в организации массового досуга советские учреждения допустили серьезную ошибку, последствия которой были отмечены в официальных документах того времени. С одной стороны, в досуговые объединения затруднялось поступление плохо успевающих учащихся. Очевидно, что после отказа зачислить такого ученика в кружок или секцию, он уходил в уличные компании, в которых были распространены асоциальные формы досуга. В то же время хорошо успевающие ученики были буквально перегружены общественными поручениями и внешкольной работой. В результате сложившейся ситуации 12 декабря 1949 г. был издан приказ Министра просвещения РСФСР 1092, в котором школьникам разрешалось одновременно состоять лишь в одном предметном и кружке и в одной спортивной секции, а также выполнять лишь одно общественное поручение. По этому приказу школьник мог быть занят на внеурочной работе не более 4 ч. в 5-7-х классах и 5 ч. в 8 -10-х классах в неделю [21, л. 120 об.].

Низкая оплата труда пионервожатых и широкий круг обязанностей приводили к острой нехватке кадров в этой сфере. Часть пионерских отрядов вовсе не имела вожатых или их обязанности исполняли сами учащиеся. Во многих отрядах за учебный год менялось по несколько вожатых.

Подобная ситуация в организации официального детского досуга нашла своеобразное преломление в возникновении детских неформальных организаций, имеющих сходную с официальными детскими организациями идеологическую основу.

Архивные источники свидетельствуют, что, как правило, в этих неформальных организациях состояли хорошо успевающие дети, активные общественники. Идеологические установки таких организаций в целом соответствовали пионерским и комсомольским. Сходными были и направления их деятельности - помощь фронтовикам и инвалидам, взаимопомощь. Что же в таком случае побуждало к созданию неформальных групп? Прежде всего, особенности психологии детей школьного возраста - стремление к неформальному, неограниченному взрослыми и официальными рамками общению, к своей собственной «тайне». Во-вторых, это формализм, присущий многим официальным учреждениям и организациям, порождавший скуку школьных мероприятий. Все это способствовало объединению части активных школьников в неформальные организации.

Руководители системы народного образования и ВЛКСМ не увидели их творческого и позитивного потенциала. В отчетах о работе школ в первые послевоенные годы их появление рассматривалось вышестоящим руководством как чрезвычайное происшествие, результат недостатков в учебно-воспитательной работе советских школ. Между тем, эти самопроизвольные организации удовлетворяли потребность детей в неформальном общении по интересам. Должное использование их потенциала способствовало бы существенному повышению дисциплины и успеваемости в школах. Однако этого не произошло в силу того, что руководители советской системы народного образования и ВЛКСМ увидели в этих организациях неподконтрольные им элементы детской инициативы. Ликвидация неофициальных школьных сообществ, созданных социально ответственными и активными пионерами и комсомольцами, не привела, разумеется, к уничтожению детского неформального досуга. Однако, их закрытие привело к преобладанию в детском неформальном досуге аполитичных и, порой, асоциальных форм. Школьники, особенно старшего возраста, собирались у кого-либо дома, слушали джаз, песни П. Лещенко, А. Вертинского, танцевали, играли в фанты. Порой эти посиделки имели вовсе не безобидный характер, однако, в отличие от неформальных детских организаций проконтролировать их было весьма сложно и в случае каких-либо происшествий администрация школы, ставилась перед фактом свершившегося проступка.

Важным направлением деятельности Советского государства в области организации досуга школьников была организация школьного чтения. В условиях разрушенного войной народного хозяйства в стране ощущался книжный голод [2, с. 50-57]. Книг было мало, да и тех хватало далеко не всем школьникам. В этих условиях школа широко практиковала проведение читательских конференций, на которых обсуждались популярные в те годы книги. В том случае, когда такие мероприятия проводились с душой и интересом, а не для отчетности, их влияние на формирование личности школьника трудно переоценить. Школьники обменивались мыслями о сюжете и героях произведений, учились навыкам анализа текста, осмысления прочитанного. В ходе читательских конференций, организуемых при школах и библиотеках, учащиеся вырабатывали строгий литературный вкус, интерес к изучению родного языка и мировой культуры. Хорошая книга расширяла их кругозор и скрашивала суровые будни послевоенного времени. Особый интерес вызывали книги о недавно закончившейся Великой Отечественной войне, поскольку она была и частью судеб школьников послевоенного времени. В числе книг, наиболее часто обсуждавшихся на читательских конференциях, были «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Четвертая высота» Н. Ильиной, «Повесть о сыне» М. Кошевой, «Дорогие мои мальчишки» Л. Кассиля, «Люди с чистой совестью» П. Вершигоры и др. [15, л. 20].

В то же время среди школьников пользовалась большой популярностью литература, подвергавшаяся жесткой критике со стороны властей. Произведения Л. Чарской, повести о сыщике Нате Пинкертоне были широко распространены в школьной среде. Существовал и неформальный книгообмен между учащимися, причем школьники обменивались как произведениями советской литературы, так и книгами, не рекомендованными к прочтению.

Таким образом, проблема организации досуга школьников в первые послевоенные годы была более чем актуальна. Важнейшей задачей Советского государства и общества было не

допустить формирование «потерянного поколения» из детей, переживших войну и живших в условиях послевоенной разрухи.

Максимально привлекая силы общественности, Советское государство предлагало детям разнообразные формы досуга. Эта работа проводилась трудно в обстановке жесткой конкуренции с асоциальными формами досуговой деятельности. Несмотря на указанные в статье ошибки при проведении досуговой политики Советского государства, в тяжелейших условиях послевоенной разрухи была сформирована действенная позитивная альтернатива асоциальным и мещанским формам проведения досуга. При организации детского досуга Советским государством речь не шла о том, чтобы изолировать детей от влияния улицы, тем более что это невозможно. Главной задачей коммунистической партии и Советского государства была выработка у школьников прочного иммунитета к различного рода асоциальным проявлениям. Судя по большинству школьников, эта политика вполне обеспечивала поставленные Советским государством задачи при минимальных бюджетных издержках.

Литература и источники

1. Алиева Б.Ш. Организация воспитательной работы в школах в послевоенное время. // KANT. - 2016. - № 4 (12). - 35-38.

2. Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. - М.: РОССПЭН, 2000.

3. ГлухЕ.Г. Комсомол и развитие внешкольной воспитательной работы с детьми. 1945-1975 - М.: ВКШ, 1977.

4. Народный учитель: Очерки об учителях РСФСР - М.: Просвещение,1968.

5. Народный учитель: Сборник очерков - М.: Педагогика,1981.

6. Проблемы истории советской школы и педагогики: Сборник статей / Под ред. З.И. Равкина - Йошкар-Ола: б.и., 1971.

7. Народный учитель СССР. - М., 1985.

8. Советская общеобразовательная школа: К 60-летию СССР - М.: Педагогика,1983.

9. Советская школа: К 50-летию образования СССР / Под ред. Н.П. Кузина. - М.: Педагогика,1973.

10. Советский учитель. - М., 1975.

11. ВеличкинаВ.М. Сельская общеобразовательная школа: история и современность. - М.: МОПИ,1978.

12. Вопросы истории советской и зарубежной школы и педагогики: Сборник трудов/ Под ред. В.А. Ротенберга. - М., 1975.

13. Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО). Ф.2529. Оп.4. Д. 58.

14. Гусев А. Год за годом: Из летописи дет. ком. движения СССР, 1917-1981 гг. - М.: Мол. гвардия, 1981.

15. ЦАНО. Ф.2530. Оп.4. Д.52.

16. Государственный общественно-политический архив Нижегородской области (ГОПАНО). Ф.3762. Оп.1. Д.13.

17. Фильченкова А.Д., Толстенева А.А. Исторический аспект развития школьных театров // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. 11- № 2. - С. 6-23.

18. КПСС и школа: Сборник трудов. - М.: МГПИ, 1976.

19. ТерещенкоВ.В. Горизонты взросления растущего ребенка: парадоксы и перспективы исследования // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. 11. - № 1. - С. 8-21.

20. ГОПАНО. Ф.2344. Оп.1. Д.32.

21. ГОПАНО. Ф.810. Оп.10. Д.289.

References and Sources

1. Mironov B.N. Social'naya istoriya Rossii perioda imperii (XVIII - nachalo HH

1. Alieva B.Sh. Organizaciya vospitatel'noj raboty v shkolah v poslevoennoe vremya. // KANT. - 2016. - № 4 (12). - 35-38.

2. Zubkova E.Yu. Poslevoennoe sovetskoe obshchestvo: politika i povsednevnost'. - M.: ROSSPEN, 2000.

3. Gluh E.G. Komsomol i razvitie vneshkol'noj vospitatel'noj raboty s det'mi. 1945-1975 - M.: VKSh, 1977.

4. Narodnyj uchitel': Ocherki ob uchitelyah RSFSR - M.: Prosveshchenie,1968.

5. Narodnyj uchitel': Sbornik ocherkov - M.: Pedagogika,1981.

6. Problemy istorii sovetskoj shkoly i pedagogiki: Sbornik statej / Pod red. Z.I. Ravkina - Joshkar-Ola: b.i., 1971.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Narodnyj uchitel' SSSR. - M., 1985.

8. Sovetskaya obshcheobrazovatel'naya shkola: K 60-letiyu SSSR - M.: Pedagogika, 1983.

9. Sovetskaya shkola: K 50-letiyu obrazovaniya SSSR / Pod red. N.P. Kuzina. - M.: Pedagogika,1973.

10. Sovetskij uchitel'. - M., 1975.

11. Velichkina V.M. Sel'skaya obshcheobrazovatel'naya shkola: istoriya i sovremennost'. - M.: MOPI,1978.

12. Voprosy istorii sovetskoj i zarubezhnoj shkoly i pedagogiki: Sbornik trudov/ Pod red. V.A. Rotenberga. - M.: MGPI, 1975.

13. Central'nyj arhiv Nizhegorodskoj oblasti (CANO). F.2529. Op.4. D. 58.

14. Gusev A. God za godom: Iz letopisi det. kom. dvizheniya SSSR, 1917-1981 gg. - M.: Mol. gvardiya, 1981.

15. CANO. F.2530. Op.4. D.52.

16. Gosudarstvennyj obshchestvenno-politicheskij arhiv Nizhegorodskoj oblasti (GOPANO). F.3762. Op.1. D.13.

17. Fil'chenkova A.D., Tolsteneva A.A. Istoricheskij aspekt razvitiya shkol'nyh teatrov // Vestnik Mininskogo universiteta. - 2023. -T.11- №2. -S.6-23.

18. KPSS i shkola: Sbornik trudov. - M.: MGPI, 1976.

19. Tereshchenko V.V. Gorizonty vzrosleniya rastushchego rebenka: paradoksy i perspektivy issledovaniya // Vestnik Mininskogo universiteta. - 2023. - T. 11. - № 1. - S. 8-21.

20. GOPANO. F.2344. Op.1. D.32.

21. GOPANO. F.810. 0p.10. D.289.

СМИРНИЦКИИ АЛЕКСАНДР ЕВГЕНЬЕВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права, Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, orcid.org/0000-0003-0352-8823 (ya.alex-smir1974@yandex.ru).

СТАРИКОВА НИИНА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой истории России и вспомогательных исторических дисциплин, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, orcid.org/0000-0001-6631-0296 (ninast78@yandex.ru).

ШУРШИКОВА АННА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России и вспомогательных исторических дисциплин, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина orcid.org/0000-0002-8012-4630 (annashurshikova@yandex.ru).

НАРТЫМОВ ДМИТРИЙ МИХАИЛОВИЧ - кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права, Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации. SMIRNITSKY, ALEXANDER E. - Ph.D. in History, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law, Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

STARIKOVA, NINA V. - Ph.D. in History, Associate Professor, Head of the Department of Russian History and Auxiliary Historical Disciplines, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University.

SHURSHIKOVA, ANNA V. - Ph.D. in History, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University

NARTYMOV, DMITRY M. - Ph.D. in Law, Senior Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law, Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

УДК 94(47).084.9«195/196» DOI: 10.24412/2308-264X-2023-6-176-180

СУРОВЕГИНА Е.С.

К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СССР В КОНЦЕ 50-Х - СЕРЕДИНЕ 60-Х ГОДОВ XX ВЕКА

Ключевые слова: социальная политика, СССР, национальный доход, жилищное строительство, продолжительность жизни, здравоохранение, материальное благосостояние.

В статье рассмотрены основные направления социальной политики, выработанные и принятые советским руководством в конце 50-х - середине 60-х годов. Автором проанализированы следующие социальные показатели: уровень среднемесячной зарплаты рабочих, средняя продолжительность рабочего дня, пенсионное обеспечение, жилищно-бытовые условия, здравоохранение, развитие системы образования и др. Анализ полученных данных позволил сделать вывод о том, что перенос приоритетов экономической политики с быстрой индустриализации на социальную сферу выступил важнейшей предпосылкой и необходимым условием экономического развития и улучшения материального благосостояния населения.

SUROVEGINA, E.S.

ON THE QUESTION OF THE MAIN DIRECTIONS OF SOCIAL POLICY OF THE USSR IN THE LATE 50'S - MID 60S

OF THE XX CENTURY

Keywords: social policy, USSR, national income, housing construction, life expectancy, healthcare, material well-being.

This article examines the main directions of social policy developed and adopted by the Soviet leadership in the late 50s - mid-60s. The author analyzed the following social indicators: the level of average monthly wages of workers, average working hours, pensions, living conditions, healthcare, development of the education system, etc.

Analysis of the data obtained led to the conclusion that the transfer of economic policy priorities from rapid industrialization to the social sector was the most important prerequisite and necessary condition for economic development and improvement of the material well-being of the population.

Конец 50-х - середина 60-х гг. ХХ столетия являются важным периодом в истории СССР, характеризовавшимся значительными изменениями в Советском государстве. Эволюционировала политическая система советского общества. Прекратились массовые репрессии. Советское общество стало менее закрытым. Значительно расширились международные культурные связи, начал развиваться туризм, в том числе международный. Смягчение политического режима оказало большое влияние на культуру, науку и образование. В целом, Советский Союз смог добиться глобальных успехов. Наступивший новый этап научно-технической революции позволил человеку впервые побывать в космосе. XXI съезд КПСС (1959 г.) провозгласил полную и окончательную победу социализма в СССР. Принятая на XXII съезде КПСС (1961 г.) третья Программа партии определила перспективы дальнейшего движения к коммунистизму.

Историография проблем социальной политики СССР в 50-е - 60-е годы весьма обширна. Работы советского периода носят обобщенный характер, авторы, как правило, рассматривали специфику социального общества того времени, его структуру, вопросы социалистического быта, а также социальные проблемы рабочих [1-3]. Постсоветская историография характеризуется наличием работ критически-разоблачительного характера, посвященных проблемам социальной политики СССР [4-6]. В настоящее время авторами активно рассматриваются вопросы, связанные с модернизацией всей социальной инфраструктуры городского и сельского пространства [7-9].

В 1950-х - начале 1960-х годов политическое руководство страны сместило акценты экономической политики с форсированной индустриализации на развитие социальных программ, повышавших благосостояние населения страны через такие направления, как развитие легкой промышленности, сельского хозяйства, жилищного строительства и пр. Отправной точкой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.