Научная статья на тему 'ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОНТУРЫ «ПАРАДНОГО» ПОРТРЕТА УЧАЩЕГОСЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРУДОВЫХ РЕЗЕРВОВ (1940-1950-Е ГГ.)'

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОНТУРЫ «ПАРАДНОГО» ПОРТРЕТА УЧАЩЕГОСЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРУДОВЫХ РЕЗЕРВОВ (1940-1950-Е ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тема Государственных трудовых резервов / «парадный» портрет учащихся / модель формирования «официального» образа учащихся / the system of the State Labor Reserves / "ceremonial" portrait of students / the model of formation of the "official" image of students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захаровский Леонид Владимирович, Разинков Сергей Львович, Ларионова Марина Бариевна, Заглодина Татьяна Алексеевна

Формирование «парадного» портрета учащихся системы Государственных трудовых резервов представляло собой сложный, многослойный процесс, в ходе которого чисто идеологические установки интегрировались с динамикой социально– политических процессов и задач экономической модернизации. Цель исследования – создание и описание модели формирования «парадного», «официального» образа учащегося системы Государственных трудовых резервов в 1940– 1950– е гг. Показано, что уроки противостояния фашистской Германии, а затем коллективному Западу и балансирование на грани войны, потребовали от СССР реализации целого ряда передовых в технологическом отношении проектов – от атомного до космического, что требовало корректировки политики воспроизводства трудовых резервов. Однако этого не удалось осуществить в полной мере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захаровский Леонид Владимирович, Разинков Сергей Львович, Ларионова Марина Бариевна, Заглодина Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEOLOGICAL CONTOURS OF THE "PARADE" PORTRAIT OF A STUDENT OF THE STATE LABOR RESERVES SYSTEM

The formation of the "ceremonial" portrait of students of the State Labor Reserves system was a complex, multi– layered process, during which purely ideological attitudes were integrated with the dynamics of socio– political processes and the tasks of economic modernization. The aim of the study is to create and describe the model of formation of the "ceremonial", "official" image of a student of the State Labor Reserves system in the 1940s– 1950s. It is shown that the lessons of confrontation with fascist Germany, and then with the collective West and balancing on the brink of war, required the USSR to implement a number of technologically advanced projects from nuclear to space, which required adjustments to the policy of reproduction of labor reserves. However, this could not be fully implemented.

Текст научной работы на тему «ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОНТУРЫ «ПАРАДНОГО» ПОРТРЕТА УЧАЩЕГОСЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРУДОВЫХ РЕЗЕРВОВ (1940-1950-Е ГГ.)»

4. Central'nyj arhiv Ministerstva oborony Rossijskoj Federacii (CAMO RF). Kollekciya lichnyh del. Inv. №2 0449290. Lichnoe delo A.K. Repina.

5. Ermakov V.Ya. Rol' Glavkomata VVS v sozdanii i stanovlenii vozdushnoj armii // Sozdanie vozdushnyh armij v gody Velikoj Otechestvennoj vojny i ih rol' v dostizhenii pobedy nad fashistskoj Germaniej (Po materialam voenno-nauchnoj konferencii, posvyashchennoj 55-letiyu sozdaniya vozdushnyh armij v sostave otechestvennyh Voenno-vozdushnyh sil). - Monino: VVA, 1998. - S. 67-72.

6. Rossijskij gosudarstvennyj voennyj arhiv (RGVA). F. 33987. Op. 3. D. 1107 «Informacionnye materialy Razvedyvatel'nogo upravleniya RKKA (14.11.1938 - 15.12.1938 gg.)».

7. RGVA. F. 29. Op. 47. D. 616. «Spiski nachsostava, pribyvshego iz speckomandirovki "H" (1938 g.)».

8. RGVA. F. 29. Op. 69. D. 68 «Vypiski iz prikazov Narodnogo Komissara Oborony po lichnomu sostavu VVS. 1939 g.».

9. RGVA. F. 29. Op. 35. D. 104 «Postanovleniya Soveta narodnyh komissarov SSSR i CK VKP(b) po voprosam VVS RKKA».

10. Averchenko S.V. Zarozhdenie i razvitie ekspluatacionno-tekhnicheskoj sluzhby Voenno-vozdushnyh sil RKKA v mezhvoennyj period (1921-1941 gg.). Monografiya. - M.: Fond sodejstviya aviacii «Russkie vityazi», 2006. - 320 s.

11. Kozlov V.P. Rol' i znachenie vozdushnyh armij frontov v dostizhenii pobedy sovetskogo naroda v Velikoj Otechestvennoj vojne // Sozdanie vozdushnyh armij v gody Velikoj Otechestvennoj vojny i ih rol' v dostizhenii pobedy nad fashistskoj Germaniej (Po materialam voenno-nauchnoj konferencii, posvyashchennoj 55-letiyu sozdaniya vozdushnyh armij v sostave otechestvennyh Voenno-vozdushnyh sil). - M.: VVA, 1998. - S. 15-22.

12. Sovetskie Voenno-vozdushnye sily v Velikoj Otechestvennoj vojne 1941 - 1945 gg. Sbornik №2 7. Inzhenerno-aviacionnaya sluzhba VVS. - M.: Upr-e GK VVS, 1965. - 368 s.

13. CAMO RF. F. 33. Op. 682524. D. 580.

14. Inzhenerno-aviacionnaya sluzhba v gody Velikoj Otechestvennoj vojny 1941 - 1945 / Pod red. V.Z. Skubilina. - M.: Voenizdat, 1985. - 270 s.

15. Lashkov A.Yu., Golotyuk V.L. Glavnoe komandovanie: ot Voennogo Vozdushnogo flota do Vozdushno-kosmicheskih sil Rossii. - M.: Buksir; Nebo Otchizny, 2017. - 696 s.

16. Nastavlenie inzhenerno-aviacionnoj sluzhbe Voenno-vozdushnyh sil Krasnoj armii (NIAS-43). - M.: Voenizdat, 1943. - 243 s.

17. Kumanev G.A. Govoryat stalinskie narkomy. - Smolensk: Rusich, 2005. - 632 s.

18. Kotel'nikov V.R. Aviacionnyj lend-liz. - M.: Fond «Russkie Vityazi», 2015. - 366 s.

19. Glavnyj ispytatel'nyj aerodrom. Vzglyad skvoz' gody... 1920-2020 / Pod red. R.A. Barieva. 3-e izd., pererab. i dop. - Volgograd: Panorama, 2020.

20. Skubilin V.Z. Inzhenerno-aviacionnoe obespechenie boevyh dejstvij VVS v gody Velikoj Otechestvennoj vojny // Rol' Voenno-vozdushnyh sil v Velikoj Otechestvennoj vojne 1941 - 1945. (Po materialam IX voenno-nauchnoj konferencii VVS). - M.: MO SSSR, 1986. - 176 s.

21. Rabota D.P. Rol' IAS VVS Krasnoj armii v boevyh dejstviyah aviacii v Velikoj Otechestvennoj vojne // Rol' Voenno-vozdushnyh sil Krasnoj armii v pobede v Velikoj Otechestvennoj vojne 1941-1945 gg. (Po materialam nauchno-prakticheskoj konferencii VVS, posvyashchennoj 55-j godovshchine Pobedy sovetskogo naroda nad nemecko-fashistskimi zahvatchikami). - Monino: VVA, 2001. - 198 s.

22. CAMO RF. F. 33. Op. 686046. D. 376.

23. Averchenko S.V. Vo glave ekspluatacionno-tekhnicheskoj sluzhby Voenno-vozdushnyh sil RKKA v 1921-1941 gg. // Voenno-istoricheskij zhurnal. - 2008. - № 8. - S. 60-64.

АВЕРЧЕНКО СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ - кандидат исторических наук, преподаватель кафедры истории войн и военного искусства, Военный учебно--научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), (aviator1ww@mail.ru).

AVERCHENKO, SERGEY V. - Ph.D. in History, Lecturer of the Department of the History of Wars and Military Art, Military Educational and Scientific Center of the Air Force «Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin».

УДК 94(47).084:377.35 «194/195» DOI: 10.24412/2308-264X-2023-6-161-169

ЗАХАРОВСКИЙ Л.В., РАЗИНКОВ С.Л., ЛАРИОНОВА М.Б., ЗАГЛОДИНА Т.А. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОНТУРЫ «ПАРАДНОГО» ПОРТРЕТА УЧАЩЕГОСЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРУДОВЫХ РЕЗЕРВОВ (1940-1950-Е ГГ.)2

Ключевые слова: система Государственных трудовых резервов, «парадный» портрет учащихся, модель формирования «официального» образа учащихся.

Формирование «парадного» портрета учащихся системы Государственных трудовых резервов представляло собой сложный, многослойный процесс, в ходе которого чисто идеологические установки интегрировались с динамикой социально-политических процессов и задач экономической модернизации. Цель исследования - создание и описание модели формирования «парадного», «официального» образа учащегося системы Государственных трудовых резервов в 1940- 1950-е гг. Показано, что уроки противостояния фашистской Германии, а затем - коллективному Западу и балансирование на грани войны, потребовали от СССР реализации целого ряда передовых в технологическом отношении проектов - от атомного до космического, что требовало корректировки политики воспроизводства трудовых резервов. Однако этого не удалось осуществить в полной мере.

ZAKHAROVSKY, L.V., RAZINKOV, S.L., LARIONOVA, M.B., ZAGLODINA, T.A. IDEOLOGICAL CONTOURS OF THE "PARADE" PORTRAIT OF A STUDENT OF THE STATE LABOR RESERVES

SYSTEM

Key words: the system of the State Labor Reserves, "ceremonial" portrait of students, the model of formation of the "official" image of students.

The formation of the "ceremonial" portrait of students of the State Labor Reserves system was a complex, multi- layered process, during which purely ideological attitudes were integrated with the dynamics of socio- political processes and the tasks of economic

2 Статья выполнена при финансовой поддержке гранта РНФ, проект № 23-28-01065 «Непарадный портрет» Данилы Кузьмича: потенциал обновления системы Государственных трудовых резервов в субкультуре учащихся (1940-1950-е гг.); This article was financially supported by the RNF grant, project No. 23-28-01065 "Unpared Portrait" of Danila Kuzmich: the potential for renewal of the State Labor Reserves system in the subculture of students (1940s-1950s)

modernization. The aim of the study is to create and describe the model of formation of the "ceremonial", "official" image of a student of the State Labor Reserves system in the 1940s- 1950s. It is shown that the lessons of confrontation with fascist Germany, and then with the collective West and balancing on the brink of war, required the USSR to implement a number of technologically advanced projects - from nuclear to space, which required adjustments to the policy of reproduction of labor reserves. However, this could not be fully implemented.

Система государственных трудовых резервов, созданная в 1940-е годы, объединила представителей молодежи в одну социальную группу учащихся, которая отличалась неоднородностью возраста, социального положения, уровня культуры и профессиональными представлениями. Создаваемая социокультурная среда обучающихся, которая регулировалась полувоенной системой правил и норм, объединяла молодежь в учебные группы и создавала совершенно новый облик «творца победы», задавая идеологические и социальные контуры «парадности», определяющие его официальный образ.

Методология и методика исследования. Методологической основой исследования является комбинация историко-генетического и системного методов, позволяющих построить модель формирования «парадного» портрета; в рамках описания этой модели исследуется последовательность генерации основных элементов «парадного» портрета как на этапе разработки идеологических и пропагандистских установок, определяющих контуры официального образа учащегося государственных трудовых резервов, так и на этапе его определенной «доводки» в процессе реально формирующих его воспитательных практик.

Историография. Наиболее широко изучаемая в настоящей статье тематика представлена в виде работ, исследующих информационное сопровождение в советской прессе трудовой мобилизации населения, в процессе которой в массовом сознании создавались некие образы передовых, сознательных, трудолюбивых строителей нового социалистического общества (М. А. Клинова, А. В. Трофимов [1]). В общетеоретическом плане интерес для исследования устойчивости мифов и идеологий в отдельных общественных группах в процессе социального взаимодействия, представляют обобщения и выводы Т. Аполте и Дж. Мюллер [2]. Отдельные характеристики «парадного» портрета трудрезервовцев затрагивались в ряде работ, изучавших пропагандистские методы привлечения молодежи - от материалов прессы до радиоочерков, иллюстрировавших преимущественно образцовые черты жизни, быта, труда учащихся [3]. В ряде статей отмечалось использование инициированных руководителями школ ФЗО писем учащихся из других регионов на малую родину, как средства повышения лояльности молодежи к межрегиональным перевозкам учащихся в процессе призывов [4].

Ценные для понимания определенных флуктуаций парадного портрета учащихся в послевоенный период сведения о специфике добровольного набора и призыва в 1946-1950 гг. содержит работа Р.Р. Хисамутдиновой и Д.Р. Хисамутдинова [5]. Работы, специально посвященные социокультурным аспектам формирования «идеального», «парадного» портрета учащихся системы Государственных трудовых резервов, крайне немногочисленны, авторы М.Б. Ларионова, Т.А. Заглодина, С.Л. Разинков [6] выделяют маркеры: 1) социально-демографические особенности; 2) культурные ценности, ментальные характеристики; 3) поведенческие практики и 4) внешний облик, анализ которых позволит реконструировать «парадный» портрет учащихся системы государственных трудовых резервов. «Парадный» портрет учащихся системы Государственных трудовых резервов рассматривается нами как частный случай социального мифа. Сущность, механизм формирования и функционал социальных мифов, на примере мифа политического, исследуются в статье С. Г. Осьмачко [7].

Модель выстраивания идеологических контуров парадного портрета учащихся Гострудрезервов.

Структура модели формирования идеологических контуров официального портрета учащегося системы Государственных трудовых резервов включает ряд элементов, генезис которых происходил в процессе выработки идеологических установок в ходе решения динамически изменявшихся проблем и задач в области подготовки молодых квалифицированных рабочих: 1) формирование первых представления об облике рабочего, соответствующего уровню промышленных технологий, массово внедренных в процессе социалистической индустриализации (этап внутрипартийной дискуссии о путях совершенствования профессиональной подготовки рабочих в 1930-е гг.); 2) создание первого образца «парадности» образа трудрезервовца (этап

мобилизационных призывов в период создания системы Государственных трудовых резервов для централизованной подготовки квалифицированной рабочей силы); 3) достижение максимальной «парадности» образа учащихся (этап трудового подвига учащихся Гострудрезервов в период Великой Отечественной войны); 4) адаптация образа учащихся под изменяющиеся потребности экономики и производства - модификация и «дробление» «парадного» портрета учащихся (послевоенный период).

Важным для понимания сущности и функциональной роли «парадного» портрета представляется его изучение в контексте социальной мифологии. Опираясь на ее основные характеристики (связь с общественными реалиями, ориентация на решение сиюминутных задач, синтетический характер содержания) [8], можно установить конкретное назначение каждого конкретного контура, штриха официально задаваемого, «парадного» портрета учащихся системы Государственных трудовых резервов.

Рассматриваемый нами в качестве инструмента социального управления учащимися, «парадный» портрет трудрезервовца мог быть (и был) эффективным лишь при условии длительного его воспроизводства не только идеологическими установками и пропагандистскими средствами, но и самим коллективным сознанием учащихся. Поэтому модель длительного функционирования «парадного» портрета должна, помимо прочего, объяснять его устойчивость в коллективном сознании учащихся, несмотря на неизбежно появляющиеся факты, прямо ему противоречащие («молодые гвардейцы труда» в массовом порядке сталкивались с неудовлетворительным снабжением самими необходимыми вещами, плохим отношением мастеров или руководителей предприятий, трудовым использованием, никак не способствующим росту квалификации, смертностью, побегами, криминальными проявлениями в своей среде и т.д.). Обоснование возможности этого феномена (устойчивости социального мифа вопреки фактам) дает современная научная литература. Томас Аполте и Джулия Мюллер (университет Мюнстера, Германия) подчеркивают: «Литература по вопросам идентичности исходит из предположения, что индивиды склонны принимать убеждения, которые являются общими для групп, с которыми они себя идентифицируют» [2].

Последним структурным элементом предлагаемой нами модели выступает механизм ее адаптации к локальным специфическим условиям. Каркасные конструкции идеологических контуров «парадного» портрета формировались последовательностью согласованных усилий различных элементов партийно-государственной машины - от директив высших органов власти до материалов прессы, при этом специфика природно-географических и социокультурных условий, региональных и отраслевых задач развития порождала на уровне отдельных училищ и школ довольно специфические производственные, бытовые и воспитательные практики, дополнявшие идеологически выверенный «парадный» портрет новыми элементами, которые, в свою очередь, нередко подхватывались центральными органами и прессой в качестве передовых примеров и, таким образом, приобретали черты «парадности».

Описание структурных элементов модели формирования идеологических контуров официального портрета учащегося системы Государственных трудовых резервов, позволяет выделить ряд ключевых характеристик.

1. Формирование первых представлений об облике рабочего, соответствующего уровню промышленных технологий, массово внедряемых в процессе социалистической индустриализации

Социалистическая индустриализация создавала потребность в совершенно новом качественном облике пополнений рабочего класса. Чем дальше продвигалось строительство новых промышленных гигантов, оснащенных передовой техникой, тем более острой становилась проблема ее освоения, проблема нехватки квалифицированных рабочих.

28 января 1934 года на вечернем заседании XVII съезда ВКП(б), который проходил в Москве с 26 января по 10 февраля 1934 года, секретарь ЦК ВЛКСМ А.В. Косарев произнес слова, которые одновременно были продолжением критики ВЦСПС, и отражали претензии амбициозного руководства ВЛКСМ на более заметную роль в процессах подготовки рабочей смены: «Придется пожелать это и работникам ВЦСПС в их дальнейшей деятельности. Общественно-технический экзамен - это, товарищи, только одно из первоначальных мероприятий по овладению техникой... В связи с задачей, поставленной в докладе товарища Сталина, а также в тезисах товарищей Молотова и Куйбышева о завершении технической реконструкции всего

народного хозяйства в конце второй пятилетки, нам надлежит от поверхностного знания технологических процессов перейти к разрешению всей суммы вопросов, связанных с воспитанием технически грамотного, технически передового рабочего». Осознавая всю серьезность избранной Косаревым для критики в адрес ВЦСПС проблемы, руководитель советских профсоюзов Н.М. Шверник на утреннем заседании 31 января ответил на нее, попытавшись уклониться от острого конфликта с ВЛКСМ: «Партия при активном участии профсоюзов создала и создает на фабриках и заводах, на наших социалистических предприятиях решительно все условия для того, чтобы рабочий мог в кратчайший срок поднять свою квалификацию и материальный уровень..» [9, с. 251].

Новые, общегосударственные акценты в противовес узковедомственным в области подготовки кадров расставил И. Сталин в речи перед выпускниками военных академий 4 мая 1935 года: «Надо, наконец, понять, что из всех ценных капиталов, имеющихся в мире, самым ценным и самым решающим капиталом являются люди, кадры. Надо понять, что при наших нынешних условиях «кадры решают все». Будут у нас хорошие и многочисленные кадры в промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте, в армии, наша страна будет непобедима. Не будет у нас таких кадров - будем хромать на обе ноги» [20, с. 56].

Нараставшая угроза войны предопределила выбор в пользу централизованной системы подготовки молодых квалифицированных рабочих кадров. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 г. была создана система Государственных трудовых резервов.

2. Создание первого варианта «парадности» образа трудрезервовца.

В начальный период формирования системы Государственных трудовых резервов (2 октября 1940 - 22 июня 1941 г.) происходит возникновение самых первых контуров образа учащихся ремесленных и железнодорожных училищ и школ ФЗО. В приказе начальника Главного управления трудовых резервов П.Г. Москатова «О мероприятиях по улучшению учебно-производственной и воспитательной работы в школах фабрично-заводского обучения (ФЗО), ремесленных и железнодорожных училищах» подчеркивалось: «Партия и правительство доверили нам дело большой государственной важности, ибо создание трудовых резервов - есть забота о завтрашнем дне социалистической промышленности, - есть необходимое условие для дальнейшего успешного развития и быстрого подъема народного хозяйства» [10]. Возникновение первых элементов «парадного», явно приукрашенного образа учащихся происходит именно в это время. Остро стояла проблема непрестижности целого ряда профессий в среде подростков, порождавшая трудности в наборе контингента для соответствующих училищ и школ ФЗО. В этих условиях одной из важнейших задач «парадного» портрета являлось создание привлекательного образа трудрезервовца.

Одним из фундаментальных положений при формировании привлекательного для молодежи облика профтеховца становится широко пропагандировавшаяся норма указа Президиума ВС СССР от 2 октября о том, что учащиеся будут состоять на полном государственном обеспечении (литер на проезд призывников к месту учебы по железной дороге, питание, обмундирование, общежитие, учебники, учебные пособия и т.д.). С учетом введенной с 1 сентября 1940 года в 8-10 классах средних школ и в высших учебных заведениях платы за обучение, трудрезервовцы, поставленные на полное государственное иждивение, выглядели привилегированным отрядом советской молодежи. Материалы СМИ этого периода наполнены сдержанным оптимизмом. Так, в материале «Очередной призыв в школы фабрично-заводского обучения» за две недели до начала войны Начальник Главного управления трудовых резервов при СНК СССР П.Г. Москатов подчеркивал: «В школы приходит новое пополнение — 350 тысяч юных граждан социалистической родины. Школы фабрично- заводского обучения прочно завоевали симпатии советских юношей. Об этом говорят сотни и тысячи заявлений, поступивших в исполкомы районных и городских советов. Первый выпуск учащихся школ ФЗО дал социалистической промышленности подготовленное пополнение рабочего класса» [11].

Наиболее очевидной внешней атрибуцией «парадного» портрета становится введенная в ремесленных и железнодорожных училищах, и чуть позже, в январе 1941 г., в школах ФЗО полувоенная форма. Так, для учащихся школ ФЗО был утвержден следующий перечень одежды и обуви стоимостью 215 рублей комплект: полупальто из хлопчатобумажной ткани на вате - 1 шт., гимнастерка и брюки из хлопчатобумажной ткани - 1 пара, ботинки яловые - 1 пара, фуражка

суконная - 1 шт., носки - 3 пары [12]. Она не использовалась повседневно, служила именно выходным, «парадным» обмундированием. Поскольку эта форма выглядела чуть менее «полувоенной», чем форма учащихся ремесленных и железнодорожных училищ, она вызывала меньше гордости (в то время как именно менее популярные в среде молодежи школы ФЗО больше всего нуждались в создании вокруг себя положительного портрета учащихся) внешний контур парадности был срочно усилен. В посвященном этому вопросу письме заместителя начальника Главного управления трудовых резервов Г.И. Зеленко начальникам городских, областных, краевых и республиканских управлений от 9 апреля 1941 г. сообщалось о введении для учащихся школ ФЗО значка в фуражке - перекрещивающихся молотка и гаечного ключа цвета светлой меди.

3. Достижение максимальной «парадности» образа учащихся (этап трудового подвига учащихся Гострудрезервов в период Великой Отечественной войны) (22 июня 1941 г. - 9 мая 1945)

В закрытом письме Начальника Главного управления трудовых резервов П.Г. Москатова, направленном спустя три месяца после начала войны - 22 сентября 1941 г. всем начальникам городских, краевых, областных, республиканских управлений трудовых резервов содержался целый ряд новых, предельно героизирующих образ трудрезервовцев акцентов: «...мы, каждый на своем посту, должны проявить величайшую сознательность и организованность, железную дисциплину и выдержку. Образцовый порядок и деловитость, настойчивость и инициатива должны быть внедрены во всех областях и на каждом участке нашей работы. Учащиеся, настойчиво овладевая профессией, создают материальные ценности для обороны государства. С полным осознанием своего долга перед родиной они работают на оборону самоотверженно, не покладая рук, ремонтируют железнодорожные вагоны и паровозы, автомашины и танки, по-стахановски добывают уголь, руду и нефть, зная, каждый кусок угля, каждый килограмм металла, каждый литр бензина, есть новая пуля, новый снаряд, новый самолет, новый танк, новое грозное оружие для сокрушения коварного врага. Передовики-учащиеся показывают образцы высокого понимания задач советского патриота как на производстве, так и в деле защиты наших городов от фашистских стервятников» [13, л. 58 об.].

Обращаясь с закрытым письмом, П.Г. Москатов выразился предельно четко: старайтесь как можно меньше просить у государства, как можно больше давать ему. Начинается героизация образа учащихся, нацеленная на мотивацию их к максимально напряженному труду как форме участия в войне с фашистскими агрессорами. Практически в каждом училище появляются плакаты: «Работай быстро, четко, ловко, сейчас станок — твоя винтовка». Летом 1942 г. постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР за №2 1045 учреждается нагрудный знак «Отличник государственных трудовых резервов». В нем содержалось пять оснований для присвоения учащимся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО: за отличное освоение производственной профессии; за отличное выполнение производственных заказов государства в процессе производственного обучения; за рационализаторскую и изобретательскую работу, примененную в училищах и школах ФЗО; за успешное освоение программы Всевобуча на хорошо и отлично и активное участие в физкультурно-спортивных соревнованиях; за активное участие общественной работе училища, школы [14, с. 180].

Парадный образ учащихся как молодых гвардейцев труда отразил гимн трудовых резервов (1947 г.):

«Мы родному вождю и Отчизне верны, Мы в строю пятилетки всегда.

Трудовые резервы советской страны, Молодые гвардейцы труда!»

4. Адаптация образа учащихся под изменяющиеся потребности экономики и производства - модификация и «дробление» «парадного» портрета учащихся (послевоенный период 1946-1960).

В последние два года четвертой пятилетки происходит плановое уменьшение количества призываемой в трудовые резервы молодежи, а количество поступивших в порядке добровольного набора впервые за годы четвертого пятилетнего плана превысило число молодых людей, мобилизованных (призванных) административным путем. Из 385 321 поступившего 249 133, или 64,6%, юношей и девушек были приняты по «заявлениям» [5]. В выступлениях руководителей системы трудовых резервов, материалах СМИ этого периода отчетливо заметен отход от практики

бережного культивирования лакированного образа учащихся. Не скрываются проблемы, оценки даются все чаще откровенные и жесткие.

Примером может служить статья из «Правды» 1950 г. «Заботливо готовить новые кадры для промышленности»: «В период довоенных сталинских пятилеток коммунистическая партия и советское правительство успешно решили проблему создания многочисленных кадров для социалистической индустрии. По инициативе товарища Сталина в нашей стране еще до войны была создана система государственных трудовых резервов.. Однако сделаны лишь самые первые шаги. Встречаются такие училища и школы, в которых производственное обучение оторвано от новой техники. В таких управлениях трудовых резервов, как Свердловское, Латвийское и некоторые другие, подготовка кадров поставлена неудовлетворительно, не отвечает требованиям народного хозяйства. Многие мастера производственного обучения отстают от современного уровня развития индустрии, а Министерство трудовых резервов крайне мало делает для подготовки и переподготовки мастеров производственного обучения» [15].

Начавшееся противостояние с Западом, балансировавшее на грани войны, потребовало от СССР реализации целого ряда передовых в технологическом отношении проектов - от атомного до космического. И здесь система Государственных трудовых резервов как в капле воды отразила тот вызов, на который Советский Союз не смог дать адекватного ответа. Мобилизационные механизмы развития хороши, когда необходимо в сжатые сроки выполнить некий объем задач, подразумевающих использование массовой и быстро обучаемой рабочей силы. Там же, где требовалось сочетание высокой профессиональной квалификации и творческих способностей, умения быстро осваивать новые технологии, воплощать в металле самые смелые передовые разработки, выпускник Государственных трудовых резервов любой степени дисциплинированности и в любом количестве, оказывался не слишком полезен.

Поэтому все отчетливее назревала необходимость реформирования в области подготовки рабочих кадров. Создание новых типов учебных заведений (со своей формой, все более выраженной отраслевой спецификой) и отмена мобилизации означали постепенной размывание «парадного» образа учащихся, созданного в предыдущие годы. Учащиеся горнопромышленных, сельскохозяйственных, технических училищ и школ, не имевших (в отличие от учащихся РУ, ЖУ и школ ФЗО) прямой привязки к истории военных лет (а значит, максимально героизированному образу бойца, винтовка которого - станок) имели все меньше оснований для принятия на свой счет «парадного» портрета трудрезервовца, что было важнейшим условием воспроизводства и живучести этой социально- мифологической конструкции.

Более того, официально формируемый образ учащегося заметно менялся. Модификация парадного портрета заключалась в снижении пафоса трудового подвига и все больший крен на собственно обучение профессии. Показательно в этом смысле сравнение с образцом 1942 г. нового Положения о знаке «Отличник трудовых резервов», утвержденное 20 июля 1950 года приказом Министра трудовых резервов В.П. Пронина за № 185. Прежде всего, обращает на себя внимание, что вместо пяти оснований для награждения знаком учащихся в новом Положении осталось только одно. Его содержание не содержит даже намека на прежнюю героичность и «парадность» образа лучших профтеховцев: «Учащиеся училищ и школ награждаются в соответствии с Уставом учебного заведения за отличные успеваемость и поведение».

Новые акценты в определении облика передового современного рабочего прозвучали в знаменитой работе И. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952 г.). Сталин фактически сформулировал новый целевой ориентир в области профессиональной подготовки рабочих, на который существующая система Государственных трудовых резервов не могла выйти без радикального преобразования: «То же самое нужно сказать о проблеме уничтожения существенного различия между трудом умственным и трудом физическим. Эта проблема имеет для нас также первостепенное значение. До начала разворота массового соцсоревнования рост промышленности шел у нас со скрипом, а многие товарищи ставили даже вопрос о замедлении темпов развития промышленности. Объясняется это главным образом тем, что культурно-технический уровень рабочих был слишком низок и далеко отставал от уровня технического персонала. Дело, однако, изменилось коренным образом после того, как соцсоревнование приняло у нас массовый характер. Именно после этого промышленность пошла вперед ускоренным темпом. Почему соцсоревнование приняло массовый характер? Потому, что среди рабочих

нашлись целые группы товарищей, которые не только освоили технический минимум, но пошли дальше, стали в уровень с техническим персоналом стали поправлять техников и инженеров, ломать существующие нормы, как устаревшие, вводить новые, более современные нормы и т. п. Что было бы, если бы не отдельные группы рабочих, а большинство рабочих подняло свой культурно- технический уровень до уровня инженерно-технического персонала? Наша промышленность была бы поднята на высоту, недосягаемую для промышленности других стран. Следовательно, нельзя отрицать, что уничтожение существенного различия между умственным и физическим трудом путем поднятия культурно- технического уровня рабочих до уровня технического персонала не может не иметь для нас первостепенного значения» [16].

Подводя итоги, в первую очередь, необходимо отметить, что идеологические контуры парадного портрета учащихся по самой природе идеологии должны были обладать высокой степенью неизменности. Их определенная корректировка происходила только под влиянием факторов исключительной важности, таких, как начало Великой Отечественной войны. Следовательно, в структуре идеологических установок, формировавших парадный портрет можно выделить две области: стабильную и изменяемую. Они прослеживаются практически по всем важнейшим контурам «парадного портрета».

К стабильной области «официального» образа можно отнести формируемый в рамках системы Государственных трудовых резервов новый тип личности, подразумевавший такие качества как идейность (причем, не только на уровне принципов, но и на уровне практики, что означало построение всех сторон собственной жизни в соответствии с идеалами коммунизма), коллективизм (общие задачи всегда выше личных целей, мнение коллектива важнее собственного), оптимизм (вера в «завтрашнюю радость»), социальную ответственность (готовность в любой момент помочь окружающим), трудолюбием, бескорыстием, советским патриотизмом (гордость за Родину - первое справедливое общество в истории), верой в мудрость партийно-государственного руководства и готовностью постоянно сверяться с «линией партии».

Изменяемая часть идеологических контуров «парадного» портрета возникала в процессе решения системой Гострудрезервов учебных, хозяйственно—бытовых, и, в первую очередь -производственных задач. Анализ на основе сопоставления установок органов власти и статистических данных об основных параметрах (численность, половозрастной состав, уровень грамотности и т.д.) контингентов учащихся позволяет увидеть определенную взаимосвязь между степенью парадности образа учащегося в общедоступных документах партийно-советских органов и СМИ и масштабами набора подростков в систему государственных трудовых резервов. В 1940 г., в момент возникновения системы, ежегодный план призыва составлял от 800 тыс. до 1 млн. человек [18]. Во время войны неоднократно выносились постановления по изменению количества призываемой молодежи. В норму вошла практика дополнительных призывов. Новый пятилетний план поставил перед Главным управлением трудовых резервов цель по увеличению ежегодной подготовки молодых рабочих в ремесленных, железнодорожных училищах, школах ФЗО до 1,2 млн. человек к 1950 г. За 1946-1950 гг. требовалось подготовить для промышленности 4 500 000 работников [19].

Второй фактор, выявленный исследованием - интенсивность трудовых усилий, которые требовались от учащихся. Необходимость привлекательного образа трудрезервовца значительно повышалась в периоды массовых призывов, а потребность государства в наиболее интенсивном труде учащихся в условиях острого дефицита экономических ресурсов порождала запрос на идеологические и пропагандистские инструменты мотивации. Зачастую принудительный характер распределения призывников по учебным заведениям и профессиям, прямые запреты покидать участки и цеха до выполнения дневной нормы, штурмовщина в условиях задержек поставок комплектующих и т.д. - определили совершенно исключительную, наивысшую степень трудовых усилий учащихся во время войны. Резкое снижение масштабов призывов в конце 1940-х гг., ас 1955 г. и отмена призыва, сопровождались снижением объемов производственных заданий и все более откровенными материалами в СМИ о проблемах и недостатках системы Государственных трудовых резервов.

Анализ документальных материалов позволяет выделить в качестве стабильной области идеологических установок оценку роли системы Государственных трудовых резервов как дела большой государственной важности, решение проблемы создания основного механизма

подготовки многочисленных кадров для социалистической промышленности. Изменяемая область включает ряд важных акцентов. Вместо образа «завтрашнего дня социалистической промышленности» (начальный этап) - «Сейчас станок твоя винтовка» (период войны) -появляется постулат об отставании «многих мастеров» (а значит, и подготавливаемых рабочих) от «современного уровня развития индустрии» (послевоенный период). В ходе настоящего исследования выявлены два основных фактора, определявших «яркость» «парадного» портрета учащихся системы Государственных трудовых резервов.

Необходимость привлекательного образа трудрезервовца значительно повышалась в периоды массовых призывов, а потребность государства в наиболее интенсивном труде учащихся в условиях острого дефицита экономических ресурсов порождала запрос на идеологические и пропагандистские инструменты мотивации. Оба фактора в максимальной степени действовали в период Великой Отечественной войны, чем и определяется создание усилиями государственно-партийных органов, деятелями культуры и СМИ именно в этот период наиболее монументальных, ярких, героических элементов «парадного» образа молодого рабочего. Послевоенный период, характеризующийся значительным сокращением объемов подготовки учащихся, снижением интенсивности их трудовой деятельности, созданием в рамках системы Государственных трудовых резервов целого ряда новых типов учебных заведений, наконец, отменой призыва в учебные заведения и переходом к исключительно добровольному набору [17] ознаменовался заметной де-героизацией и «размыванием» официального «парадного» портрета трудрезервовцев.

Литература и источники

1. Клинова М.А., Трофимов А.В. Модели трудовой мобилизации молодежи (по материалам журнала «Смена» 1946-1953 гг. // Уральский исторический вестник. - 2018. - № 4(61). - С. 55-62.

2. Apolte Т., Müller J. The persistence of political myths and ideologies // European Journal of Political Economy. - Vol. 71. - 2022 / URL: https://doi.org/ 10.1016/j.ejpoleco.2021.102076.

3. РомашоваМ.В. Трудовое взросление в СССР во второй половине 1940- х гг. // Власть. - 2012. - № 10. - С. 187-190.

4. Захаровский Л.В., Разинков С.Л. Учебные заведения системы Государственных трудовых резервов СССР в 1941-1954 гг.: адаптация к миграционному воздействию // Научный диалог. - 2021. - № 1. - С. 267-285.

5. Хисамутдинова Р.Р., Хисамутдинов Д.Р. Реализация государственной политики призыва молодежи в систему трудовых резервов в период четвертой пятилетки на территории Урала (1946-1950 гг.) // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Исторические науки. - 2022. - № 1 (41). - С. 168-184.

6. Ларионова М.Б., Заглодина Т.А., Разинков С.Л. Социокультурные маркеры как основа для реконструкции портрета учащихся системы Государственных трудовых резервов // Профессиональное образование и рынок труда. - 2023. - Т.11. - №2. - С. 65-80.

7. Осьмачко С.Г. Культурологические проблемы взаимодействия мифа и стереотипа в современном общественном сознании // Верхневолжский филологический вестник. - 2018. - № 4. - С. 244-250.

8. Рязанова С. В. Политический миф как явление: вчера, сегодня и всегда // Вестник Пермского научного центра. - 2016. - № 5. - С. 86-91.

9. XVII съезд Всесоюзной Коммунистической партии (б), 26 января-10 февраля 1934 г. : стенографический отчет. М.: Партиздат, 1934.

10. О мероприятиях по улучшению учебно-производственной и воспитательной работы в школах фабрично-заводского обучения, ремесленных и железнодорожных училищах [Текст] / Глав. упр. труд. резервов при СНК СССР. - Москва : [б. и.], 1941. - 15 с.

11. Знамёнка. - 1941. - 8 июня. - №90.

12. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) № 204 от 27 января 1941 «О дополнительных мерах по подготовке государственных трудовых резервов в школах фабрично-заводского обучения в 1941 г.» // Государственные трудовые резервы: Сб. офиц. руководящих материалов / Глав. упр. труд. резервов при СНК СССР. - М.: Изд. отд. Главтрудрезервов, 1945. - 218 с.

13. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 9507. Оп.1. Д.19.

14. Положение о нагрудном значке «Отличник государственных трудовых резервов». Утверждено Главным управлением трудовых резервов. 12 июля 1942 г. // Государственные трудовые резервы: Сб. офиц. руководящих материалов. — М., 1945.

15. Заботливо готовить новые кадры для промышленности // Правда. - 1950. - 30 мая. - №150.

16. Правда. - 1952. - 3 октября. - №277(12479).

17. Указ Президиума ВС СССР «Об отмене призыва (мобилизации) молодежи в РУ и ЖДУ» от 18 марта 1955 г. // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам: В 5 т. - Т. 4. 1953-1961 гг. / Сост. К.У. Черненко, М.С. Смирнов. - М.: Изд-во полит. лит., 1968. - С. 197-198.

18. О государственных трудовых резервах СССР: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 02.10.1940. Текст: непосредственный // Правда. 1940. 3 октября.

19. Достижения советской власти за сорок лет в цифрах. Статистический сборник. - М.: Государственное статистическое изд-во, - 1957. - 370 с.

20. Сталин И. В. Речь в Кремлёвском дворце на выпуске академиков Красной Армии 4 мая 1935 года (по газетному отчету) // Сталин И. В. Сочинения. Т. 14.

References and Sources

1. Klinova M.A., Trofimov A.V. Modeli trudovoj mobilizacii molodezhi (po materialam zhurnala «Smena» 1946-1953 gg. // Ural'skij istoricheskij vestnik. - 2018. - № 4(61). - S. 55-62.

2. Apolte T., Müller J. The persistence of political myths and ideologies // European Journal of Political Economy. - Vol. 71. - 2022 / URL: https://doi.Org/10.1016/j.ejpoleco.2021.102076.

3. Romashova M.V. Trudovoe vzroslenie v SSSR vo vtoroj polovine 1940- h gg. // Vlast'. - 2012. - № 10. - S. 187-190.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Zaharovskij L.V., Razinkov S.L. Uchebnye zavedeniya sistemy Gosudarstvennyh trudovyh rezervov SSSR v 1941-1954 gg.: adaptaciya k migracionnomu vozdejstviyu // Nauchnyj dialog. - 2021. - N° 1. - S. 267-285.

5. Hisamutdinova R.R., Hisamutdinov D.R. Realizaciya gosudarstvennoj politiki prizyva molodezhi v sistemu trudovyh rezervov v period chetvertoj pyatiletki na territorii Urala (1946-1950 gg.) // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Istoricheskie nauki. - 2022. - № 1 (41). - S. 168-184.

6. Larionova M.B., Zaglodina T.A., Razinkov S.L. Sociokul'turnye markery kak osnova dlya rekonstrukcii portreta uchashchihsya sistemy Gosudarstvennyh trudovyh rezervov // Professional'noe obrazovanie i rynok truda. - 2023. - T.11. - №2. - S. 65-80.

7. Os'machko S.G. Kul'turologicheskie problemy vzaimodejstviya mifa i stereotipa v sovremennom obshchestvennom soznanii // Verhnevolzhskij filologicheskij vestnik. - 2018. - № 4. - S. 244-250.

8. Ryazanova S. V. Politicheskij mif kak yavlenie: vchera, segodnya i vsegda // Vestnik Permskogo nauchnogo centra. - 2016. - № 5. - S. 86-91.

9. XVII s"ezd Vsesoyuznoj Kommunisticheskoj partii (b), 26 yanvarya-10 fevralya 1934 g. : stenograficheskij otchet. M.: Partizdat, 1934.

10. O meropriyatiyah po uluchsheniyu uchebno-proizvodstvennoj i vospitatel'noj raboty v shkolah fabrichno-zavodskogo obucheniya, remeslennyh i zheleznodorozhnyh uchilishchah [Tekst] / Glav. upr. trud. rezervov pri SNK SSSR. - Moskva : [b. i.], 1941. - 15 s.

11. Znamyonka. - 1941. - 8 iyunya. - №90.

12. Postanovlenie SNK SSSR i CK VKP (b) № 204 ot 27 yanvarya 1941 «O dopolnitel'nyh merah po podgotovke gosudarstvennyh trudovyh rezervov v shkolah fabrichno-zavodskogo obucheniya v 1941 g.» // Gosudarstvennye trudovye rezervy: Sb. ofic. rukovodyashchih materialov / Glav. upr. trud. rezervov pri SNK SSSR. - M.: Izd. otd. Glavtrudrezervov, 1945. - 218 s.

13. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii (GARF). F. 9507. Op.1. D.19.

14. Polozhenie o nagrudnom znachke «Otlichnik gosudarstvennyh trudovyh rezervov». Utverzhdeno Glavnym upravleniem trudovyh rezervov. 12 iyulya 1942 g. // Gosudarstvennye trudovye rezervy: Sb. ofic. rukovodyashchih materialov. — M., 1945.

15. Zabotlivo gotovit' novye kadry dlya promyshlennosti // Pravda. - 1950. - 30 maya. - №150.

16. Pravda. - 1952. - 3 oktyabrya. - №277(12479).

17. Ukaz Prezidiuma VS SSSR «Ob otmene prizyva (mobilizacii) molodezhi v RU i ZhDU» ot 18 marta 1955 g. // Resheniya partii i pravitel'stva po hozyajstvennym voprosam: V 5 t. - T. 4. 1953-1961 gg. / Sost. K.U. Chernenko, M.S. Smirnov. - M.: Izd-vo polit. lit., 1968. - S. 197-198.

18. O gosudarstvennyh trudovyh rezervah SSSR: Ukaz Prezidiuma Verhovnogo Soveta SSSR ot 02.10.1940. Tekst: neposredstvennyj // Pravda. 1940. 3 oktyabrya.

19. Dostizheniya sovetskoj vlasti za sorok let v cifrah. Statisticheskij sbornik. - M.: Gosudarstvennoe statisticheskoe izd-vo, - 1957. - 370 s.

20. Stalin I. V. Rech' v Kremlyovskom dvorce na vypuske akademikov Krasnoj Armii 4 maya 1935 goda (po gazetnomu otchetu) // Stalin I. V. Sochineniya. T. 14.

ЗАХАРОВСКИИ ЛЕОНИД ВЛАДИМИРОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент, директор Института гуманитарного и социально-экономического образования, Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург) (konung-75@mail.ru).

РАЗИНКОВ СЕРГЕЙ ЛЬВОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент, кафедра документоведения, права, истории и русского языка Института гуманитарного и социально-экономического образования, Российский государственный профессионально-педагогический университет» (Екатеринбург) (sergerazinkov@mail.ru).

ЛАРИОНОВА МАРИНА БАРИЕВНА - кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой документоведения, права, истории и русского языка Института гуманитарного и социально-экономического образования, Российский государственный профессионально-педагогический университет (Екатеринбург) (marin.lar@mail.ru).

ЗАГЛОДИНА ТАТЬЯНА АЛЕКСЕЕВНА - кандидат социологических наук, доцент кафедры философии, социологии и социальной работы Института гуманитарного и социально-экономического образования, Российский государственный профессионально-педагогический университет (Екатеринбург (tz1708@yandex.ru).

ZAKHAROVSKY, LEONID V. - Ph.D. in History, Associate Professor, Director of the Institute of Humanitarian and SocioEconomic Education, Russian State Vocational Pedagogical University (Ekaterinburg) (konung-75@mail.ru). RAZINKOV, SERGEY L. - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of Document Management, Law, History and Russian Language, Institute of Humanitarian and Socio-Economic Education, Russian State Vocational Pedagogical University (Ekaterinburg) (sergerazinkov@mail.ru)

LARIONOVA, MARINA B. - Ph.D. in History, Associate Professor, Head of the Department of Document Management, Law, History and Russian Language, Institute of Humanitarian and Socio-Economic Education, Russian State Vocational Pedagogical University (Ekaterinburg) (marin.lar@mail.ru).

ZAGLODINA, TATYANA A. - Ph.D. in Sociology, Associate Professor of the Department of Philosophy, Sociology and Social Work, Institute of Humanitarian and Socio-Economic Education, Russian State Vocational Pedagogical University (Ekaterinburg (tz1708@yandex. ru).

УДК. 94(47).084:379.83«1946/1956» Б01: 10.24412/2308-264Х-2023-6-169-176

СМИРНИЦКИЙ А.Е., СТАРИКОВА Н.В., ШУРШИКОВА А.В., НАРТЫМОВ Д.М. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА СОВЕТСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В 1946-1956 гг. (ПО МАТЕРИАЛАМ Г. ГОРЬКОГО)

Ключевые слова: досуг, советская общеобразовательная школа, Советское государство, семья, социум, послевоенные годы, воспитание, кружки, неформальные школьные сообщества.

Статья посвящена изучению особенностей организации досуга советских школьников в первые послевоенные годы. Исследование построено на основе как опубликованных, так и архивных источников, которые впервые вводятся в научный оборот. На материалах города Горького авторы статьи изучили основные направления организации досуговой деятельности школьников в тяжелый для страны послевоенный период, показали роль в этом процессе различных субъектов учебно-воспитательного процесса, в том числе семьи, государства и советской общеобразовательной школы. Главным источником для исследования стали делопроизводственные материалы учреждений образования и РОНО города Горького. Авторами сделаны убедительные и содержательные выводы о специфике и направленности досуговой деятельности советских

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.