Научная статья на тему 'ГЕНЕРАЛ-ПОЛКОВНИК ИНЖЕНЕРНО-АВИАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ А.К. РЕПИН – ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР ПОБЕДЫ В ВОЗДУХЕ'

ГЕНЕРАЛ-ПОЛКОВНИК ИНЖЕНЕРНО-АВИАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ А.К. РЕПИН – ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР ПОБЕДЫ В ВОЗДУХЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
34
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.К. Репин / Военно-воздушные силы / инженерно-авиационная служба / главный инженер / авиационная техника / эксплуатация / ремонт / восстановление / A.K. Repin / Air Force / aviation engineering service / chief engineer / aviation equipment / operation / repair / restoration

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аверченко Сергей Викторович

В годы Второй мировой войны большой вклад в разгром войск противников СССР внесли Военно-воздушные силы Красной армии. Подготовкой самолётов к боевому применению и поддержанием высокого уровня их исправности и боеготовности занималась инженерно-авиационная служба. Авиационные инженеры, техники, механики и мотористы в военные годы работали в полевых условиях, днём и ночью ремонтировали и готовили к полётам боевые машины. Бóльшую часть Великой Отечественной войны и в Советско-японскую войну инженерно-авиационную службу ВВС КА в должности главного инженера возглавлял Александр Константинович Репин. Он сумел на высоком уровне организовать работу многотысячного инженерно-технического состава в масштабе всех Военно-воздушных сил Красной армии. Благодаря самоотверженному труду специалистов наземных служб советская военная авиация в годы Второй мировой войны выполнила все поставленные перед ней задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLONEL-GENERAL OF THE AVIATION ENGINEERING SERVICE A.K. REPIN – CHIEF ENGINEER OF VICTORY IN THE AIR

During the Second World War, the Air Force of the Red Army made a great contribution to the defeat of the enemy troops of the USSR. The aviation Engineering service is engaged in preparing aircraft for combat use and maintaining a high level of their serviceability and combat readiness. Aviation engineers, technicians, mechanics and motorists worked in the field during the war years, repairing and preparing combat vehicles for flights day and night. For most of the Great Patriotic War and during the Soviet-Japanese War, the engineering and aviation service of the KA Air Force was headed by Alexander Konstantinovich Repin as chief Engineer. He managed to organize the work of thousands of engineering and technical personnel at a high level on the scale of all the Air Forces of the Red Army. Thanks to the selfless work of specialists of ground services, the Soviet military aviation during the Second World War fulfilled all the tasks assigned to it.

Текст научной работы на тему «ГЕНЕРАЛ-ПОЛКОВНИК ИНЖЕНЕРНО-АВИАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ А.К. РЕПИН – ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР ПОБЕДЫ В ВОЗДУХЕ»

34. Vneshnie ekonomicheskie svyazi SSSR v ... godu. Statisticheskij obzor. Ezhegodnik / Ministerstvo vneshnih ekonomicheskih svyazej SSSR, Goskomstat SSSR. M., 1988-1990.

35. Spravochno-informacionnaya internet sistema FAO OON - FAOSTAT[Elektronnyj resurs].URL:: https://www.fao.org/faostat/en/#data/TCL

36. Valetov T.Ya. Struktura eksporta Rossijskoj imperii po ezhegodnikam vneshnej torgovli 1802-1915 gg.// Istoriya. Elektronnyj nauchno-obrazovatel'nyj zhurnal. - 2017. - T. 8. - Vyp. 7 (61). // [Elektronnyj resurs]. URL: http://history.jes.su/s207987840001954-8-1

37. Chistyakov Yu.F. Razvitie sel'skohozyajstvennoj vneshnej torgovli Rossii v XIX - nachale HH vv. // Sovremennaya nauchnaya mysl'. - 2022. -№6. - S. 82-95.

38. Popov G.G., Chibisova E.I. Vneshnyaya torgovlya i hlebnye ceny v Rossijskoj imperii. Za ili protiv neoklassicheskih teorem vneshnej torgovli? // Terra economicus. - 2016. - №3. - S. 87-100.

39. Proekt MGU «Dinamika ekonomicheskogo i social'nogo razvitiya Rossii v XIX - nachale XX vv. Vneshnyaya torgovlya». Tablicy // [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.hist.msu.ru/Dynamics/Foreign_trade.htm

40. Vneshnyaya torgovlya SSSR za 20 let. 1918-1937. Statisticheskij sbornik. - M.: Mezhdunarodnaya kniga, 1939. - 264 s.

41. Vneshnyaya torgovlya SSSR. 1922-1981: Yubilejnyj statisticheskij sbornik. - M.: Finansy i statistika, 1982. - 193 c.

42. Chistyakov Yu.F. Sovetskij i regional'nyj import zerna (70-80-e gg. HH v. // Dokument. Arhiv. Istoriya. Sovremennost'. - 2009. - № 10. - S. 163169.

43. Drokin V.V., Zhuravlev A.S., Chistyakov Yu.F. Vilyanie mirovogo agroprodovol'stvennogo rynka na samorazvitie regional'nyh agrarnyh sistem // Ekonomika regiona. - 2011. - №4 (28). - S. 158-164.

44. Chistyakov Yu.F. Prodovol'stvennyj eksport Rossijskoj imperii v XIX - nachale XX vv.: uroki dlya sovremennoj Rossii // Rossijskoe predprinimatel'stvo. - 2015. - T. 16. - №2 (272). - S. 287-300.

ЧИСТЯКОВ ЮРИЙ ФЕДОРОВИЧ - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук (uch1961@mail.ru).

CHISTYAKOV, YURIY F. - Ph.D. in Economics, Senior Researcher, Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (uch1961@mail.ru).

УДК 929Репин А.К. DOI: 10.24412/2308-264X-2023-6-155-161

АВЕРЧЕНКО С.В.

ГЕНЕРАЛ-ПОЛКОВНИК ИНЖЕНЕРНО-АВИАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ А.К. РЕПИН -ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР ПОБЕДЫ В ВОЗДУХЕ

Ключевые слова: А.К. Репин, Военно-воздушные силы, инженерно-авиационная служба, главный инженер, авиационная техника, эксплуатация, ремонт, восстановление.

В годы Второй мировой войны большой вклад в разгром войск противников СССР внесли Военно-воздушные силы Красной армии. Подготовкой самолётов к боевому применению и поддержанием высокого уровня их исправности и боеготовности занималась инженерно-авиационная служба. Авиационные инженеры, техники, механики и мотористы в военные годы работали в полевых условиях, днём и ночью ремонтировали и готовили к полётам боевые машины. Большую часть Великой Отечественной войны и в Советско-японскую войну инженерно-авиационную службу ВВС КА в должности главного инженера возглавлял Александр Константинович Репин. Он сумел на высоком уровне организовать работу многотысячного инженерно-технического состава в масштабе всех Военно-воздушных сил Красной армии. Благодаря самоотверженному труду специалистов наземных служб советская военная авиация в годы Второй мировой войны выполнила все поставленные перед ней задачи.

AVERCHENKO, S.V.

COLONEL-GENERAL OF THE AVIATION ENGINEERING SERVICE A.K. REPIN -CHIEF ENGINEER OF VICTORY IN THE AIR

Key words: A.K. Repin, Air Force, aviation engineering service, chief engineer, aviation equipment, operation, repair, restoration.

During the Second World War, the Air Force of the Red Army made a great contribution to the defeat of the enemy troops of the USSR. The aviation Engineering service is engaged in preparing aircraft for combat use and maintaining a high level of their serviceability and combat readiness. Aviation engineers, technicians, mechanics and motorists worked in the field during the war years, repairing and preparing combat vehicles for flights day and night. For most of the Great Patriotic War and during the Soviet-Japanese War, the engineering and aviation service of the KA Air Force was headed by Alexander Konstantinovich Repin as chief Engineer. He managed to organize the work of thousands of engineering and technical personnel at a high level on the scale of all the Air Forces of the Red Army. Thanks to the selfless work of specialists of ground services, the Soviet military aviation during the Second World War fulfilled all the tasks assigned to it.

11 апреля 1942 г. в Военно-воздушных силах Красной армии (ВВС КА) произошла смена высшего руководства. Постановлением Совета народных комиссаров СССР Командующим ВВС КА - заместителем Народного комиссара обороны СССР по авиации был назначен генерал-лейтенант авиации Александр Александрович Новиков. Генерал Новиков до этого с июля 1940 г. успешно руководил ВВС Ленинградского военного округа (с началом войны преобразованными в ВВС Северного фронта), с 10 июля 1941 г. - одновременно и ВВС Северо-Западного направления, а в феврале 1942 г. был назначен первым заместителем Командующего ВВС Красной армии [1, с. 377; 2, с. 73-75; 3, с. 16-19, 137-261].

Вступив в должность Командующего ВВС, А.А. Новиков занялся реорганизацией центрального аппарата ВВС и провёл назначения ближайших заместителей и помощников -

сформировал свою команду. Главным инженером ВВС Красной армии был назначен дивинженер А.К. Репин [2, с. 75-77; 3, с. 20; 4, л. 5; 5, с. 67-68].

Александр Константинович Репин к моменту назначения имел многолетний военный стаж, был участником нескольких войн, имел высшее военное авиационно-инженерное, а также военное артиллерийское, инженерное, радиотехническое и химическое образования, приобрёл большой опыт работы по эксплуатации авиационной техники. В Красной армии служил с 1918 г. В 19371938 гг. Александр Константинович оказывал интернациональную помощь Испании, где служил в должности советника по авиации - главного инженера республиканских ВВС. За свою работу в Испании А.К. Репин был награждён орденами Красной Звезды и Трудового Красного Знамени [4, л. 3; 6, л. 120; 7, л. 92].

После возвращения из Испании в 1938-1939 гг. Репин являлся главным инженером ВВС РККА, в 1939-1942 гг. работал в Главном управления авиационного снабжения (ГУ АС), в Совете по оборонной промышленности при Совете народных комиссаров СССР и в Народном комиссариате авиационной промышленности (НКАП) СССР [4, л. 5, 23, 30; 8, л. 179; 9, л. 1, 7-8; 10, с. 80-81]. Наконец, 4 мая 1942 г. приказом Народного комиссара обороны (НКО) № 02965 Александр Константинович Репин был назначен главным инженером ВВС - заместителем командующего ВВС Красной армии и членом Военного совета ВВС [4, л. 5, 30].

А буквально на следующий день - 5 мая - Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин подписал приказ о формировании 1-й воздушной армии (ВА). В ВВС началась большая работа по реорганизации военной авиации с целью объединения действий всех авиационных сил в масштабе фронтов. Создание воздушных армий позволило централизованно управлять всеми силами авиации фронта, широко маневрировать в его пределах, использовать их там, где требовала обстановка. К ноябрю 1942 г. были сформированы 13 воздушных армий на всех фронтах [1, с. 377378; 2, с. 81; 11, с. 16].

Создание воздушных армий на фронтах стало первым важным делом для новых командующего и главного инженера ВВС. Формировались управления армий, отрабатывались вопросы решительного сосредоточения сил ВА на направлении главного удара, усиливалась инспекторская группа Главкомата ВВС для контроля и быстрого реагирования на возникающие изменения. По линии эксплуатационно-технической службы в управлениях воздушных армий вводились должности главного инженера ВА, инженеров по специальностям, подбирались и назначались руководящие кадры, формировались отделы технической эксплуатации и ремонта. Всей этой работой руководил главный инженер ВВС дивинженер А.К. Репин [12, с. 11-12]. 3 июня 1942 г., в соответствии с занимаемой должностью, ему было присвоено звание генерал-лейтенанта авиации [4, л. 1].

Неоднократно в годы войны Главный инженер ВВС КА лично выезжал на фронт и оказывал помощь в организации эксплуатации и ремонта авиатехники главным инженерам воздушных армий. Так, уже вскоре после назначения на должность Главного инженера ВВС, в августе 1942 г. А.К. Репин был командирован на Калининский фронт в 3-ю ВА. Там он в боевой обстановке провёл большую организационную и инженерно-техническую работу по улучшению эксплуатации и ремонта самолётов и приведению авиатехники в состояние, отвечающее задачам, поставленными перед Калининским фронтом [4, л. 43; 13, л. 213-214].

В сентябре 1942 г. в Управлении ВВС КА было сформировано Главное управление инженерно-авиационной службы (ИАС), включившее в себя управление технической эксплуатации, управление ремонта и управление опытного строительства. Александр Константинович Репин был назначен начальником нового Главного управления ИАС [4, л. 5; 14, с. 20; 15. с. 330-331].

Тогда же, в разгар Сталинградской стратегической оборонительной операции, командующему ВВС генерал-лейтенанту А.А. Новикову поручили координировать действия авиации Сталинградского и Юго-Западного фронтов (8-я и 16-я воздушные армии). В это время он большое внимание уделял внедрению управления боевыми действиями военной авиации в воздухе по радио. 8 сентября Штаб ВВС КА издал директиву, в соответствии с которой командующие 8-й и 16-й ВА выделили на командные пункты армий своих фронтов специальных офицеров связи с мощными радиостанциями, которые руководили действиями своей авиации непосредственно над полем боя. Внедрение управления авиацией по радио начали с центрального

аппарата ВВС. Все начальники управлений и отделов Управления ВВС в званиях генералов и полковников сдавали экзамен по использованию радиотехнических средств в управлении авиачастями и соединениями. Экзамен принимали лично командующий ВВС А.А. Новиков и главный инженер ВВС А.К. Репин. Позже генералы вспоминали, что экзаменаторы были строги, и не освоивших материал отправляли на пересдачу. Как бы то ни было, с тех пор управление авиацией по радио прочно вошло в практику советских ВВС [1, с. 395-396; 2, с. 98-99; 3, с. 22].

В том же сентябре 1942 г. сложилась тяжёлая обстановка для наших войск на Северном Кавказе. Туда для восстановления нарушенного порядка в работе эксплуатационных и ремонтных органов ВВС Закавказского фронта был отправлен Главный инженер - заместитель командующего ВВС КА генерал Репин. На месте он быстро овладел положением, восстановил необходимый порядок и добился принципиального улучшения в состоянии материальной части и боевой готовности частей ВВС. При этом он проявил глубокие знания и умения, твёрдость и распорядительность. За это А.К. Репин был награждён медалью «За оборону Кавказа» [4, л. 3, 43; 13, л. 213-214].

Осенью 1942 г., в соответствии с приказом НКО СССР от 26 августа того же года, началось формирование крупных соединений ВВС - авиационных корпусов. Эксплуатацией и ремонтом авиационной техники в корпусе руководил главный инженер, имеющий трёх заместителей: по полевому ремонту, вооружению, спецоборудованию. Главный инженер ВВС А.К. Репин организовал подбор и назначение подходящих инженерных кадров и слаживание работы инженерно-авиационной службы в формируемых авиакорпусах. В октябре 1942 г. вместе с командующим ВВС генералом А.А. Новиковым он участвовал в организации и проведении лётно-тактических учений первых сформированных авиакорпусов (1 -го истребительного, 1 -го бомбардировочного и 1 -го штурмового) для отработки тактики действия и управления большими группами самолётов в масштабе корпуса. К концу года были сформированы 13 авиационных корпусов [2, с. 82-83; 12, с. 11, 14].

Под руководством Александра Константиновича Главное управление ИАС ВВС КА обеспечило руководство грамотной технической эксплуатацией и ремонтом авиационной техники на фронтах и в тылу. Инженеры ГУ ИАС часто выезжали на фронт с целью оказанию технической помощи и проверки выполнения руководящих указаний и норм эксплуатации.

Весной 1943 г. на Кубани развернулось грандиозное воздушное сражение в котором решался вопрос завоевания господства в воздухе. Новейшими советскими истребителями, стоявшими на вооружении в 4-й и 5-й ВА, принимавших участие в данном сражении, в то время являлись Як-1б. В это время на некоторой части Яков обнаружилась течь бензиновых баков, при наличии которой следовало запретить на них полёты до замены баков на всех дефектных самолётах заводскими бригадами. Но вывод из сражения большой части этих истребителей грозил большими проблемами. Находившийся на Кавказе Командующий ВВС А.А. Новиков принял решение продолжить эксплуатацию этих самолётов, чтобы не срывать операцию, а дефект устранили силами инженерно-технического состава воздушных армий под руководством инженеров ГУ ИАС [3, с. 88-89].

В июне 1944 г. для проведения Выборгско-Петрозаводской стратегической наступательной операции привлекалась единственная в СССР дивизия бомбардировщиков Ту-2. По поднимаемой бомбовой нагрузке она заменяла собой 5 дивизий Пе-2. К тому же их можно было посылать на задания без сопровождения истребителей, так как они обладали большой скоростью. Но на Ту-2 обнаружился ряд производственных дефектов. Встал вопрос о снятии дивизии с фронта для их устранения. Находившиеся в это время в Ленинграде Командующий ВВС А.А. Новиков принял решение устранить недостатки силами ИТС частей во время боевой работы, что и было выполнено под руководством находившегося здесь же Главного инженера ВВС А.К. Репина. Дивизия приняла участие в операции и внесла большой вклад в разгром финских войск на Карельском перешейке [3, с. 88, 307].

Центральный аппарат ИАС готовил к изданию приказы Командующего ВВС, постановления Военного совета ВВС и приказания Главного инженера ВВС по подготовке авиационной техники к зимнему и летнему периодам эксплуатации, к эксплуатации её на пыльных аэродромах [12, с. 44-63].

Главное управление ИАС занималось разработкой и изданием руководящих материалов (директив, приказов, наставлений) и технической литературы (инструкции, указания и т.п.) по эксплуатации и ремонту. Среди важнейших документов по ИАС следует отметить приказ НКО № 201 от 1942 г. о правах и обязанностях должностных лиц ИАС, приказ НКО № 333 от 1942 г. о применении горюче-смазочных материалов, приказ командующего ВВС КА № 0159 от 1943 г. о недостатках по уходу, хранению и сбережению самолётов деревянной конструкции и их ремонту [12, с. 21-30]. В 1943 г. было разработано и издано Наставление по инженерно-авиационной службе ВВС Красной армии, в котором был отражён весь современный опыт, приобретённый за первые два года войны [16].

Инженеры ГУ ИАС обобщали и анализировали материалы по дефектам материальной части ВВС и разрабатывали мероприятия по их предупреждению и устранению. Во время войны было подготовлено и объявлено 353 указания главного инженера ВВС КА и Управления технической эксплуатации ВВС КА по устранению и предупреждению дефектов самолётов, моторов, вооружения и специального оборудования, которые были выявлены при их эксплуатации в частях Военно-воздушных сил Красной армии.

Главное управление ИАС готовило и издавало техническую литературу по авиационной технике. В год издавалось до 200 наименований различных инструкций, технических описаний и указаний.

Сам главный инженер ВВС А.К. Репин часто руководил проводимыми сборами главных инженеров воздушных армий и их заместителей, начальников отделов эксплуатации и ремонта ВА, инженеров авиационных объединений и соединений по вооружению и спецоборудованию [12, с. 21-30].

Высокой оценкой служебной деятельности Александра Константиновича стало присвоение ему 30 апреля 1943 г. воинского звания генерал-полковника инженерно-авиационной службы [4, л. 1].

Одним из важнейших направлений работы Главного инженера ВВС КА и Главного управления инженерно-авиационной службы ВВС КА было взаимодействие с Народным комиссариатом авиационной промышленности и авиазаводами по вопросам доработок серийной продукции по требованиям строевых частей и устранения выявленных конструктивно-производственных недостатков, а также по вопросам приёмки выпускаемой авиазаводами авиационной техники в состав ВВС. В условиях войны над заводами сильно довлел план, и иногда с конвейеров сходила продукция с дефектами или несоответствующего качества. Но фронт требовал новых самолётов и приёмщики от ВВС вынуждены были принимать такую продукцию и отправлять на фронт. В течение 1942-1945 гг. Александр Константинович Репин по вопросам приёмки авиатехники от НКАП много взаимодействовал с 1-м заместителем наркома авиапромышленности по серийному производству Героем Социалистического Труда Петром Васильевичем Дементьевым [12, с. 74-77].

Кроме приёмки новой авиатехники от заводов, главное управление ИАС ВВС КА под руководством А.К. Репина проводило большую работу по организации освоения в её войсках. По воспоминаниям Наркома авиапромышленности А.И. Шахурина, в годы войны «в серийное производство было запущено 25 новых типов самолётов, включая модификации, и 23 типа авиационных моторов» [17, с. 213-214]. Также большая работа была проведена по организации в авиационных частях изучения и грамотной технической эксплуатации иностранной авиатехники, поступавшей в СССР по Ленд-лизу. Советские ВВС получили от союзников за годы войны около 18 тысяч самолётов 20 типов [18, с. 3, 43].

Одной из важнейших задач, стоявших перед Командующим Военно-воздушными силами Красной армии во время войны А.А. Новиковым, была координация действий воздушных армий и авиации Резерва Верховного Главнокомандующего (РВГК) в стратегических операциях, проводимых группами фронтов. Общее руководство советскими ВВС во время войны осуществляла Ставка ВГК. Она, в соответствии с замыслами стратегических операций, определяла цели и задачи для Военно-воздушных сил. На фронтах это руководящее воздействие реализовывалось через институт представителей Ставки ВГК по авиации. В качестве представителей Ставки по авиации на фронты выезжали Командующий ВВС и его заместители. С группами офицеров штаба и управлений УВВС они вылетали на фронты и организовывали

взаимодействие различных сил авиации и сухопутных войск, а также руководили самостоятельными воздушными операциями ВВС [2, с. 84-219].

В числе руководителей Центрального аппарата ВВС к таким выездам в войска Командующий ВВС привлекал и своего заместителя - Главного инженера ВВС А.К. Репина. Так, 6 июня 1944 г. в преддверии Выборгско-Петрозаводской стратегической наступательной операции Командующий ВВС КА Главный маршал авиации А.А. Новиков с группой офицеров Управления ВВС вылетел в Ленинград в качестве представителя Ставки по авиации. В составе группы были член Военного совета ВВС КА генерал-полковник авиации Н.С. Шиманов, заместитель командующего по инженерно-авиационной службе - главный инженер ВВС КА генерал-полковник ИАС А.К. Репин (тоже член Военного совета ВВС КА) и главный штурман ВВС КА генерал Б.В. Стерлигов. В Ленинграде Новиков с офицерами группы занимались координацией действий авиации Ленинградского и Карельского фронтов (13-я и 7-я ВА), а также ВВС Краснознамённого Балтийского флота [3, с. 307-320].

В состав Военного совета ВВС Красной армии, который обсуждал и решал важнейшие вопросы жизни и боевой деятельности советских ВВС, А.К. Репин входил в течение 1942-1945 гг., то есть всё время, пока он был главным инженером ВВС КА [2, с. 137; 4, л. 5, 30].

С мая 1944 г. Репин лично руководил испытаниями всей новой авиационной техники, оборудования и вооружения, предлагавшихся для оснащения ВВС. 1 мая 1944 г. путём слияния трёх Научно-испытательных институтов (НИИ) Военно-воздушных сил: НИИ ВВС, НИИ специальных служб ВВС и НИИ авиационного вооружения ВВС, был образован единый мощный Государственный научно-испытательный институт (ГНИИ) ВВС Красной армии. На ГНИИ ВВС КА возлагалась вся полнота ответственности за испытания всей новой отечественной и иностранной авиатехники, её радио-, приборного и другого оборудования, а также вооружения. Начальником нового объединённого ГНИИ назначали Александра Константиновича Репина. При этом он по-прежнему являлся заместителем Командующего ВВС КА по инженерно-авиационной службе - главным инженером ВВС [4, л. 5, 30; 19, с. 80-84].

В течение почти всей Великой Отечественной войны (с мая 1942 г.) и во время Советско-японской войны 1945 г. А.К. Репин возглавлял инженерно-авиационную службу ВВС Красной армии, одновременно осуществляя руководство Государственным научно-испытательным институтом ВВС. В этот период на вооружение советских ВВС поступили и были освоены в эксплуатации многие новые самолёты отечественного и иностранного производства, различные образцы оборудования и вооружения. Под его руководством инженерно-авиационная служба обеспечила выполнение Военно-воздушными силами поставленных перед ними боевых задач [2, с. 249; 20, с. 132].

Общие итоги боевой работы инженерно-авиационной службы советских ВВС в период Великой Отечественной войны, в частности, подведены в капитальном труде по истории ИАС в годы войны под редакцией Героя Социалистического Труд,а генерал-полковника авиации В.З. Скубилина. Там говорится: «За время войны инженерно-техническим составом обеспечено 3 млн 124 тыс. боевых самолётовылетов, при проведении которых на противника было сброшено около 31 млн. бомб различного калибра общим весом более 660 тыс. тонн. Авиаремонтной сетью и инженерно-техническим составом частей проведено 1 млн. 650 тыс. самолёторемонтов ... более 3,5 тыс. самолётов были эвакуированы с мест вынужденных посадок» [14, с. 264].

За годы войны инженерно-техническим составом ВВС были освоены 20 новых типов отечественных и 20 типов иностранных самолётов, десятки новых двигателей, новейших образцов авиавооружения и оборудования, на тысячах самолётов были выполнены работы по их модернизации, позволившие повысить эффективность применения ВВС [18, с. 3; 21, с. 174].

Глубокое и разностороннее образование (артиллерийское, военно-инженерное, радиотехническое, химическое, авиационно-инженерное) в сумме с постоянным самосовершенствованием позволило Александру Константиновичу в тяжёлые военные годы организовать всесторонние испытания и отбор новых образцов авиатехники, технически грамотную эксплуатацию и ремонт материальной части в ВВС КА. Он сумел организовать работу инженерно-авиационной службы ВВС в соответствии с запросами и нуждами фронта, для максимального использования имеемых сил и средств авиации. За свою работу в годы Великой Отечественной и Советско-японской войн А.К. Репин был награждён орденами Красного Знамени

(дважды), Ленина (дважды), Кутузова 1-й степени (дважды), медалями «За оборону Кавказа», «За победу над Германией» и «За победу над Японией» [4 л. 3, 43; 13, л. 213-214; 22, л. 2; 23, с. 63-64].

Подводя итог, нужно отметить, что Александр Константинович Репин прошёл большой и насыщенный путь служения своей Родине. Он был участником нескольких военных конфликтов: Гражданской войны в России, борьбы с бандами в Якутии, Гражданской войны в Испании, Великой Отечественной и Советско-японской войн. Трижды, в 1937-1938 гг. в Испании, в 19381939 гг. и в 1942-1946 гг. - в СССР, он служил на сложной и многозадачной должности главного инженера ВВС. Но, несомненно, самая важная его заслуга - это служба в годы мировой войны. Своим трудом он внёс большой вклад в обеспечение выполнения советской военной авиацией ставившихся перед ней задач в годы Великой Отечественной и Советско-японской войн. Именно под его руководством инженерно-авиационная служба ВВС Красной армии обеспечила выполнение военной авиацией всех боевых задач и внесла свой вклад в достижение Победы над сильным и многочисленным врагом. Генерала-полковника Александра Константиновича Репина заслуженно можно назвать главным инженером Победы в воздухе!

Литература и источники

1. Лашков А.Ю., ГолотюкВ.Л. 100 лет Военно-воздушным силам России (1912 - 2012 годы) / Под ред. В.Н. Бондарева. - М.: Фонд «Русские витязи», 2012. - 791 с.

2. КожевниковМ.Н. Командование и штаб ВВС Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941 - 1945. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Наука, 1985. - 288 с.

3. Война, авиация, жизнь... К 100-летию главного маршала авиации А.А. Новикова. - М.: Воениздат, 2000. - 332 с.

4. Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). Коллекция личных дел. Инв. № 0449290. Личное дело А.К. Репина.

5. Ермаков В.Я. Роль Главкомата ВВС в создании и становлении воздушной армии // Создание воздушных армий в годы Великой Отечественной войны и их роль в достижении победы над фашистской Германией (По материалам военно-научной конференции, посвященной 55-летию создания воздушных армий в составе отечественных Военно-воздушных сил). -Монино: ВВА, 1998. - С. 67-72.

6. Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 33987. Оп. 3. Д. 1107 «Информационные материалы Разведывательного управления РККА (14.11.1938 - 15.12.1938 гг.)».

7. РГВА. Ф. 29. Оп. 47. Д. 616. «Списки начсостава, прибывшего из спецкомандировки "Х" (1938 г.)».

8. РГВА. Ф. 29. Оп. 69. Д. 68 «Выписки из приказов Народного Комиссара Обороны по личному составу ВВС. 1939 г.».

9. РГВА. Ф. 29. Оп. 35. Д. 104 «Постановления Совета народных комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) по вопросам ВВС РККА».

10. Аверченко С.В. Зарождение и развитие эксплуатационно-технической службы Военно-воздушных сил РККА в межвоенный период (1921-1941 гг.). Монография. - М.: Фонд содействия авиации «Русские витязи», 2006. - 320 с.

11. Козлов В.П. Роль и значение воздушных армий фронтов в достижении победы советского народа в Великой Отечественной войне // Создание воздушных армий в годы Великой Отечественной войны и их роль в достижении победы над фашистской Германией (По материалам военно-научной конференции, посвященной 55-летию создания воздушных армий в составе отечественных Военно-воздушных сил). - Монино: ВВА, 1998. - С. 15-22.

12. Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. Сборник № 7. Инженерно-авиационная служба ВВС. - М.: Упр-е ГК ВВС, 1965. - 368 с.

13. ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 682524. Д. 580.

14. Инженерно-авиационная служба в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 / Под ред. В.З. Скубилина. - М.: Воениздат, 1985. - 270 с.

15. Лашков А.Ю., Голотюк В.Л. Главное командование: от Военного Воздушного флота до Воздушно-космических сил России. - М.: Буксир; Небо Отчизны, 2017. - 696 с.

16. Наставление инженерно-авиационной службе Военно-воздушных сил Красной армии (НИАС-43). - М.: Воениздат, 1943.

- 243 с.

17. Куманев Г.А. Говорят сталинские наркомы. - Смоленск: Русич, 2005. - 632 с.

18. КотельниковВ.Р. Авиационный ленд-лиз. - М.: Фонд «Русские Витязи», 2015. - 366 с.

19. Главный испытательный аэродром. Взгляд сквозь годы... 1920-2020 / Под ред. Р.А. Бариева. 3-е изд., перераб. и доп. -Волгоград: Панорама, 2020.

20. Скубилин В.З. Инженерно-авиационное обеспечение боевых действий ВВС в годы Великой Отечественной войны // Роль Военно-воздушных сил в Великой Отечественной войне 1941 - 1945. (По материалам IX военно-научной конференции ВВС).

- М.: МО СССР, 1986. - 176 с.

21. Работа Д.П. Роль ИАС ВВС Красной армии в боевых действиях авиации в Великой Отечественной войне // Роль Военно-воздушных сил Красной армии в победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (По материалам научно-практической конференции ВВС, посвященной 55-й годовщине Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками). -Монино: ВВА, 2001. - 198 с.

22. ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 686046. Д. 376.

23. Аверченко С.В. Во главе эксплуатационно-технической службы Военно-воздушных сил РККА в 1921-1941 гг. // Военно-исторический журнал. - 2008. - № 8. - С. 60-64.

References and Sources

1. Lashkov A.Yu., Golotyuk V.L. 100 let Voenno-vozdushnym silam Rossii (1912 - 2012 gody) / Pod red. V.N. Bondareva. - M.: Fond «Russkie vityazi», 2012. - 791 s.

2. Kozhevnikov M.N. Komandovanie i shtab VVS Sovetskoj Armii v Velikoj Otechestvennoj vojne 1941 - 1945. 2-e izd., ispr. i dop. - M.: Nauka, 1985. - 288 s.

3. Vojna, aviaciya, zhizn'... K 100-letiyu glavnogo marshala aviacii A.A. Novikova. - M.: Voenizdat, 2000. - 332 s.

4. Central'nyj arhiv Ministerstva oborony Rossijskoj Federacii (CAMO RF). Kollekciya lichnyh del. Inv. №2 0449290. Lichnoe delo A.K. Repina.

5. Ermakov V.Ya. Rol' Glavkomata VVS v sozdanii i stanovlenii vozdushnoj armii // Sozdanie vozdushnyh armij v gody Velikoj Otechestvennoj vojny i ih rol' v dostizhenii pobedy nad fashistskoj Germaniej (Po materialam voenno-nauchnoj konferencii, posvyashchennoj 55-letiyu sozdaniya vozdushnyh armij v sostave otechestvennyh Voenno-vozdushnyh sil). - Monino: VVA, 1998. - S. 67-72.

6. Rossijskij gosudarstvennyj voennyj arhiv (RGVA). F. 33987. Op. 3. D. 1107 «Informacionnye materialy Razvedyvatel'nogo upravleniya RKKA (14.11.1938 - 15.12.1938 gg.)».

7. RGVA. F. 29. Op. 47. D. 616. «Spiski nachsostava, pribyvshego iz speckomandirovki "H" (1938 g.)».

8. RGVA. F. 29. Op. 69. D. 68 «Vypiski iz prikazov Narodnogo Komissara Oborony po lichnomu sostavu VVS. 1939 g.».

9. RGVA. F. 29. Op. 35. D. 104 «Postanovleniya Soveta narodnyh komissarov SSSR i CK VKP(b) po voprosam VVS RKKA».

10. Averchenko S.V. Zarozhdenie i razvitie ekspluatacionno-tekhnicheskoj sluzhby Voenno-vozdushnyh sil RKKA v mezhvoennyj period (1921-1941 gg.). Monografiya. - M.: Fond sodejstviya aviacii «Russkie vityazi», 2006. - 320 s.

11. Kozlov V.P. Rol' i znachenie vozdushnyh armij frontov v dostizhenii pobedy sovetskogo naroda v Velikoj Otechestvennoj vojne // Sozdanie vozdushnyh armij v gody Velikoj Otechestvennoj vojny i ih rol' v dostizhenii pobedy nad fashistskoj Germaniej (Po materialam voenno-nauchnoj konferencii, posvyashchennoj 55-letiyu sozdaniya vozdushnyh armij v sostave otechestvennyh Voenno-vozdushnyh sil). - M.: VVA, 1998. - S. 15-22.

12. Sovetskie Voenno-vozdushnye sily v Velikoj Otechestvennoj vojne 1941 - 1945 gg. Sbornik №2 7. Inzhenerno-aviacionnaya sluzhba VVS. - M.: Upr-e GK VVS, 1965. - 368 s.

13. CAMO RF. F. 33. Op. 682524. D. 580.

14. Inzhenerno-aviacionnaya sluzhba v gody Velikoj Otechestvennoj vojny 1941 - 1945 / Pod red. V.Z. Skubilina. - M.: Voenizdat, 1985. - 270 s.

15. Lashkov A.Yu., Golotyuk V.L. Glavnoe komandovanie: ot Voennogo Vozdushnogo flota do Vozdushno-kosmicheskih sil Rossii. - M.: Buksir; Nebo Otchizny, 2017. - 696 s.

16. Nastavlenie inzhenerno-aviacionnoj sluzhbe Voenno-vozdushnyh sil Krasnoj armii (NIAS-43). - M.: Voenizdat, 1943. - 243 s.

17. Kumanev G.A. Govoryat stalinskie narkomy. - Smolensk: Rusich, 2005. - 632 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Kotel'nikov V.R. Aviacionnyj lend-liz. - M.: Fond «Russkie Vityazi», 2015. - 366 s.

19. Glavnyj ispytatel'nyj aerodrom. Vzglyad skvoz' gody... 1920-2020 / Pod red. R.A. Barieva. 3-e izd., pererab. i dop. - Volgograd: Panorama, 2020.

20. Skubilin V.Z. Inzhenerno-aviacionnoe obespechenie boevyh dejstvij VVS v gody Velikoj Otechestvennoj vojny // Rol' Voenno-vozdushnyh sil v Velikoj Otechestvennoj vojne 1941 - 1945. (Po materialam IX voenno-nauchnoj konferencii VVS). - M.: MO SSSR, 1986. - 176 s.

21. Rabota D.P. Rol' IAS VVS Krasnoj armii v boevyh dejstviyah aviacii v Velikoj Otechestvennoj vojne // Rol' Voenno-vozdushnyh sil Krasnoj armii v pobede v Velikoj Otechestvennoj vojne 1941-1945 gg. (Po materialam nauchno-prakticheskoj konferencii VVS, posvyashchennoj 55-j godovshchine Pobedy sovetskogo naroda nad nemecko-fashistskimi zahvatchikami). - Monino: VVA, 2001. - 198 s.

22. CAMO RF. F. 33. Op. 686046. D. 376.

23. Averchenko S.V. Vo glave ekspluatacionno-tekhnicheskoj sluzhby Voenno-vozdushnyh sil RKKA v 1921-1941 gg. // Voenno-istoricheskij zhurnal. - 2008. - № 8. - S. 60-64.

АВЕРЧЕНКО СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ - кандидат исторических наук, преподаватель кафедры истории войн и военного искусства, Военный учебно--научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), (aviator1ww@mail.ru).

AVERCHENKO, SERGEY V. - Ph.D. in History, Lecturer of the Department of the History of Wars and Military Art, Military Educational and Scientific Center of the Air Force «Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin».

УДК 94(47).084:377.35 «194/195» DOI: 10.24412/2308-264X-2023-6-161-169

ЗАХАРОВСКИЙ Л.В., РАЗИНКОВ С.Л., ЛАРИОНОВА М.Б., ЗАГЛОДИНА Т.А. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОНТУРЫ «ПАРАДНОГО» ПОРТРЕТА УЧАЩЕГОСЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРУДОВЫХ РЕЗЕРВОВ (1940-1950-Е ГГ.)2

Ключевые слова: система Государственных трудовых резервов, «парадный» портрет учащихся, модель формирования «официального» образа учащихся.

Формирование «парадного» портрета учащихся системы Государственных трудовых резервов представляло собой сложный, многослойный процесс, в ходе которого чисто идеологические установки интегрировались с динамикой социально-политических процессов и задач экономической модернизации. Цель исследования - создание и описание модели формирования «парадного», «официального» образа учащегося системы Государственных трудовых резервов в 1940- 1950-е гг. Показано, что уроки противостояния фашистской Германии, а затем - коллективному Западу и балансирование на грани войны, потребовали от СССР реализации целого ряда передовых в технологическом отношении проектов - от атомного до космического, что требовало корректировки политики воспроизводства трудовых резервов. Однако этого не удалось осуществить в полной мере.

ZAKHAROVSKY, L.V., RAZINKOV, S.L., LARIONOVA, M.B., ZAGLODINA, T.A. IDEOLOGICAL CONTOURS OF THE "PARADE" PORTRAIT OF A STUDENT OF THE STATE LABOR RESERVES

SYSTEM

Key words: the system of the State Labor Reserves, "ceremonial" portrait of students, the model of formation of the "official" image of students.

The formation of the "ceremonial" portrait of students of the State Labor Reserves system was a complex, multi- layered process, during which purely ideological attitudes were integrated with the dynamics of socio- political processes and the tasks of economic

2 Статья выполнена при финансовой поддержке гранта РНФ, проект № 23-28-01065 «Непарадный портрет» Данилы Кузьмича: потенциал обновления системы Государственных трудовых резервов в субкультуре учащихся (1940-1950-е гг.); This article was financially supported by the RNF grant, project No. 23-28-01065 "Unpared Portrait" of Danila Kuzmich: the potential for renewal of the State Labor Reserves system in the subculture of students (1940s-1950s)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.