Н. Д. Пригодич
ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ РУКОВОДСТВА АВИАЦИОННЫМИ СИЛАМИ ЛЕНИНГРАДСКОГО ФРОНТА: НА ПУТИ К СОЗДАНИЮ ВОЗДУШНЫХ АРМИЙ
В ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. структура, тактика, техническое оснащение и некоторые другие аспекты применения Военно-воздушных сил (далее - ВВС) претерпевали существенные изменения. Постепенно, благодаря накопившемуся опыту ведения боевых действий, успешной реализации задуманной модернизации и слаженным действиям командного состава советская авиация превратилась в грозную силу, за счет которой были достигнуты значительные успехи в ключевых операциях войны.
Наиболее значимым изменением стала реорганизация авиационной структуры, происходившая в период с мая по ноябрь 1942 г. Именно это действие позволило в дальнейшем переломить ситуацию в воздухе и взять инициативу в свои руки1. Замысел самой реформы заключался в упразднении фронтовой и армейской авиации, а на их месте предполагалось возникновение воздушных армий2. Такое положение дел позволяло централизовать управление ВВС, не допустить распыления авиационных сил, а также, при необходимости, сосредоточить максимальное количество материальной части на направлении главного удара.
В советской историографии, как в общих трудах о действиях ВВС Красной армии (далее - КА) в войне, так и в работах, посвященных отдельным вопросам применения авиации, образование воздушных армий преподносилось как важный шаг укрепления ВВС3. Однако если о перипетиях проведения этой реформы мы знаем достаточно подробно, то предыстория создания воздушных армий до сих пор остается фактически не исследованной. Очевидно, что мы должны критически воспринимать послевоенные заявления А. А. Новикова о том, что идею создания новой структуры и все детали ее организации разработал лично И. В. Сталин4. Наиболее
стройную концепцию проведения такой реформы выработал М. Н. Кожевников (бывший сотрудник штаба ВВС КА). В своей работе «Командование и штаб ВВС Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг.», а также в многочисленных статьях на страницах «Военно-исторического журнала», автор доказывает, что разработал идею создания воздушных армий и поэтапно распределил все необходимые для такой реорганизации мероприятия командующий ВВС КА П. Ф. Жигарев5. Главным источником для М. Н. Кожевникова послужила докладная записка на имя И. В. Сталина, написанная командующим 3 апреля 1942 г6. Таким образом, назначенный 11 апреля 1942 г. новым командующим ВВС КА А. А. Новиков, с разрешения Ставки, лишь поэтапно воплощал в жизнь описанное его предшественником на бумаге7.
Действительно, докладная записка П. Ф. Жигарева стала важным этапом в выработке принципов образования воздушных армий, однако доподлинно неизвестно, знал ли о ней сам А. А. Новиков и Военный совет штаба ВВС КА, принявший решение о предложении Ставке проведения такой реорганизации. Более того, сам ход введения в строй воздушных армий, а также вертикаль новой структуры сильно отличались от предложенного в записке. Главная мысль задуманного П. Ф. Жигаревым заключалась в образовании пяти авиационных армий с определенным количественным составом материальной части. Такие армии должны были располагаться на строго определенных территориях, а их общий маневр был затруднен8. Это положение имеет решающее отличие от воздушных армий в том, что последние были образованны в первую очередь для оперативного и массированного удара по основным силам противника, что в условиях территориальной закрепленности авиационных армий было бы невозможно. Еще семь положений из этой записки не носят новаторского характера, а лишь закрепляют уже выработанные успешные черты ВВС КА, как, например, численный состав авиационного полка в 32 боевые единицы9. Только первое положение документа (о сосредоточении управления всей авиацией в руках командующего ВВС КА) полностью совпадает с проведенными впоследствии изменениями10.
Исходя из изложенного выше, мы можем прийти к выводу, что образование воздушных армий стало коллективным решением штаба ВВС, особенно учитывая, что существовало еще несколько записок с предложениями
различной реорганизации авиации (например, докладная записка от начальника авиационного отдела оперативного управления генштаба КА генерал-майора И. А. Викуленкова, переданная на имя А. М. Василевского 19 апреля 1942 г.11). Такого же мнения придерживаются и авторы многих работ, вышедших в перестроечное время. Приводя несколько примеров жалоб на существующую структуру авиации со стороны военачальников различных родов войск, написанных в течение первых шести месяцев войны, авторы труда «Воздушная мощь Родины» приходят к аналогичному выводу12. А в вышедшей немногим ранее работе И. В. Тимоховича об оперативном искусстве ВВС в годы войны и вовсе без достаточных оснований утверждается о коллективной выработке плана авиационной реорганизации13.
Особого внимания заслуживают воспоминания дочери А. А. Новикова Светланы Александровны, вышедшие в постсоветский период, где вскользь упоминается о том, что образование воздушных армий было придумано и разработано ее отцом, а опробовано еще в период командования Ленинградским фронтом14. Так как сам Главный маршал авиации был репрессирован по «Авиационному делу» (хотя впоследствии реабилитирован), в советское время в исследованиях и воспоминаниях открыто высказывать такую точку зрения не представлялось возможным.
Александр Александрович Новиков с самого начала войны командовал ВВС Северного, а затем Ленинградского фронта до тех пор, пока 3 февраля 1942 г. не был назначен на должность заместителя командующего ВВС КА15. Собрав вокруг себя команду единомышленников, он выстроил систему руководства ленинградской авиацией на строго научной основе. Такое положение вещей, дополненное тем, что командующий никогда не боялся брать на себя ответственность и принимать оперативные, подчас радикальные решения, позволило в условиях Ленинградского фронта пересмотреть некоторые положения состояния ВВС. Сложившаяся система распыления авиации была им сразу оценена как максимально неэффективная и даже губительная16. Командующему авиацией к 20 июля 1941 г. удалось договориться с новым командующим ВВС Краснознаменного Балтийского флота (далее - КБФ) М. И. Самохиным и командующим 7-м истребительным авиакорпусом ПВО Ленинграда С. П. Даниловым о полном согласовании планов действий авиации17. Такой порядок вещей просуществовал до 14 августа 1941 г., когда распоряжением главкома Северо-Западного направления К. Е. Ворошилова авиация КБФ перешла в оперативное
подчинение командующего ВВС Северного фронта, а через некоторое время такое решение было утверждено Ставкой18. В своих воспоминаниях А. А. Новиков писал о том, что ему просто представился удобный момент для предложения такого объединения К. Е. Ворошилову19. Причем эта идея стала для последнего абсолютной неожиданностью. Однако, по всей видимости, правильнее будет считать, что это распоряжение появилось в результате слаженной работы всего штаба ВВС фронта, работу которого и скреплял командующий авиацией.
Уникальное положение сложившейся под Ленинградом ситуации и самого Ленинградского фронта (образованного 23 августа 1941 г.) стало дополнительным фактором, позволившим объединить в руках одного человека разрозненные, распыленные авиационные силы, тем самым создав иную систему управления ВВС, принципиально отличающуюся от всех остальных направлений. В условиях блокады, характеризующихся, в том числе, ограниченным аэродромным маневром, границы между фронтовой и армейской авиацией начали стираться сами собой. Но даже такой аванс, выданный Главным командованием, необходимо было оправдать, что в условиях ограниченного материального ресурса выполнить было крайне тяжело.
По воспоминаниям самого командующего ВВС фронта, «впервые идея централизованного управления Военно-воздушными силами пробила себе дорогу в жизнь у нас в Ленинграде. Правда, то была частная реформа, проведенная в рамках одного фронта, но значение ее было очень велико. Централизованное управление авиацией, прошедшее основательную проверку под Ленинградом, впоследствии было перенесено в практику всех ВВС страны»20. Несмотря на это, в наиболее тяжелое положение авиация фронта попала именно в сентябре 1941 г., что неоднократно вызывало неудовольствие Ставки21. Однако действия ВВС Ленинградского фронта на протяжении осени-зимы первого года войны, очевидно, были бы гораздо менее эффективными, если бы не принятые меры по централизации управления, что неоднократно подтверждается в отчете о действиях авиации под Ленинградом за первые шесть месяцев войны22.
К февралю 1942 г. Ставка начала беспокоиться о деятельности П. Ф. Жигарева на должности командующего ВВС КА. Замену ему совершенно неожиданно нашли именно в Ленинграде, в лице командующего ВВС фронта, так как общее положение ленинградской авиации вполне
устраивало высшее военное руководство23. По поручению И. В. Сталина, Г. М. Маленков 1 февраля 1942 г. обратился к члену Военного совета Ленинградского фронта А. А. Жданову, чтобы удостовериться, что А. А. Новиков является подходящей кандидатурой для предполагаемой должно-сти24. На эту просьбу А. А. Жданов заявил: «О Новикове могу дать только положительную оценку. Он имеет опыт в руководстве авиации, а кроме того, понимает общевойсковое дело...»25. Уже на следующий день после прибытия в Москву он был утвержден на должность заместителя командующего ВВС КА26. Именно с этого времени он начал активно продвигать идею реорганизации структуры ВВС КА.
В конце февраля 1942 г. была направлена докладная записка на имя И. В. Сталина с предложениями по усилению централизации ВВС КА, но она была категорически отвергнута Верховным Главнокомандующим27. Важным моментом здесь является то, что именно эта записка стала первым, четко сформулированным предложением по проведению реформы авиации, причем уже опробованной на примере Ленинградского фронта. Совершенно очевидным является тот факт, что план такого преобразования зрел у А. А. Новикова начиная с первых дней войны. В марте 1942 г. И. В. Сталину были отправлены предложения И. А. Викуленкова и П. Ф. Жигарева, о которых уже говорилось выше, а в это время А. А. Новиков был отправлен на Волховский фронт в качестве представителя Ставки по части авиации для координации действий ВВС в Любанской операции28. Пробыв там недолгое время, он еще раз сумел убедиться в успешности централизованного управления авиацией, в первую очередь при помощи своих бывших подчиненных: И. П. Журавлева (командующего ВВС Волховского фронта) и С. Д. Ры-бальченко (командующего ВВС Ленинградского фронта), которые также прекрасно понимали большую эффективность такой системы и беспрекословно выполняли все приказы А. А. Новикова.
Действия ВВС в ходе Любанской операции, а также меры по управлению принятые командованием, были на виду у Ставки. Это сыграло определенную роль в изменении отношения высшего военного руководства к предлагаемой реорганизации. 12 апреля 1942 г. вышло постановление Государственного комитета обороны о назначении А. А. Новикова на должность командующего ВВС КА29. Проект создания воздушных армий был вынесен на заседание Военного совета ВВС КА и был полностью поддержан последним, а затем предложен к рассмотрению Ставке30. Уже 5 мая 1942 г. был
издан приказ Народного комиссариата обороны, который гласил: «Авиасилы Западного фронта объединить в единую воздушную армию, присвоив ей наименование 1-й воздушной армии»31.
Введение новой организационной структуры оказало положительное влияние на укрепление боевой мощи советской авиации. В течение лета-осени 1942 г. новые воздушные армии появлялись одна за другой, постепенно полностью устраняя старое построение авиационного управления, в то время как ленинградскую авиацию, имевшую особое положение, проведенная реформа коснулась только 20 ноября 1942 г., когда на месте ВВС Ленинградского фронта была образованна 13-я воздушная армия32.
С момента вступления А. А. Новикова в должность командующего ВВС КА стали происходить серьезные изменения, направленные на укрепление боевого порядка авиации страны, которые коснулись абсолютно всех ее сфер. Сильно была видоизменена как стратегическая авиационная тактика, так и тактика ведения воздушного боя, внедрена радиосвязь, огромную роль приобрела штурмовая авиация, были расширены задачи работы штабов, а авиация дальнего действия получила особую роль. Однако первым и наиболее существенным действием стало именно создание воздушных армий. Ключевым моментом здесь является тот факт, что в основе проведенной реорганизации лежал не спонтанно изданный указ, а хорошо себя зарекомендовавшая система управления, форма внедрения которой обтачивалась в течение долгого периода. Несмотря на то, что не только авиационное командование, но и высшее военное руководство других родов войск не раз отмечало слабость авиационной структуры, решение проблемы было найдено именно с помощью уникального положения Ленинградского фронта и личности командующего его авиации, который смог сплотить вокруг себя коллектив, способный предложить вариант решения проблемы.
1 Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. / Сост. Н. И. Алабин. М., 1968. С. 121.
2 Там же.
3 См., например: Кожевников М. Н. Командование и штаб ВВС Советской армии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. М., 1985. С. 85-86; Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. С. 125-126; Тимохович И. В. Оперативное искусство советских ВВС в Великой Отечественной войне. М., 1976. С. 314.
4 Новиков А. А. Сталинская авиация в Великой Отечественной войне. М., 1946. С. 18-19.
5 См., например: КожевниковМ. Н. О рождении воздушных армий // Военно-исторический журнал. 1972. № 9. С. 68-69.
6 РГАСПИ. Ф. 83. Оп. 1. Д. 24. Л. 12-15.
7 КожевниковМ. Н. О рождении воздушных армий... С. 69.
8 РГАСПИ. Ф. 83. Оп. 1. Д. 24. Л. 12-15.
9 Там же. Л. 14.
10 Там же. Л. 13.
11 Там же. Л. 27-33.
12 Воздушная мощь Родины / Под общ. ред. Л. Л. Батенина. М., 1988. С. 196-197.
13 Тимохович И. В. Оперативное искусство советских ВВС в Великой Отечественной войне. М., 1976. С. 316-318.
14 Новикова С. А. Портрет отца в интерьере времени. Главный маршал авиации Новиков А. А. М., 2000. С. 32-33.
15 РГАСПИ. Ф. 77. Оп. 3. Д. 126. Л. 151-154.
16 ЦАМО. Ф. 217. Оп. 1260. Д. 63. Л. 126.
17 Новиков А. А. В небе Ленинграда. Записки командующего авиацией. М., 1970. С. 108109.
18 ЦАМО. Ф. 217. Оп. 1260. Д. 63. Л. 130.
19 Новиков А. А. В небе Ленинграда. С. 130-131.
20 Там же. С. 132.
21 Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов / Под общ. ред. Н.Л. Вол-ковского. СПб., 2004. С. 18-19, 29.
22 ЦАМО. Ф. 217. Оп. 1260. Д. 63. Л. 126-127, 130, 132, 208, 210.
23 КожевниковМ. Н. Командование и штаб ВВС Советской Армии. С. 47.
24 РГАСПИ. Ф. 83. Оп. 1. Д. 18. Л. 21-22.
25 Там же. Л. 22.
26 КомаровН. Я. «Государственный комитет обороны постановляет...». М., 1990. С. 148.
27 Хоробрых А. М. Главный маршал авиации А. А. Новиков. М., 1989. С. 98.
28 Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов. С. 96-97.
29 ЦАМО. Ф. 217. Оп. 1260. Д. 979. Л. 79.
30 КожевниковМ. Н. Командование и штаб ВВС Советской армии. С. 84-85.
31 Русский архив: Великая Отечественная: Т. 13 (2-2). Приказы народного комиссара обороны СССР. 22 июня 1941 г. — 1942 г. М., 1997. С. 231.
32 ЦАМО. Ф. 362. Оп. 6169. Д. 41. Л. 289.
Информация о статье
Автор: Пригодич Никита Дмитриевич, бакалавр истории, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия; пёргщоё1сИ@цтаП. сот Название: Централизация руководства авиационными силами Ленинградского фронта: на пути к созданию воздушных армий
Аннотация: В течение лета-осени 1942 г. новые воздушные армии появлялись одна за другой, постепенно полностью устраняя старое построение авиационного управления. Однако решение о создании новой организационной структуры в ВВС Советского союза не было выработано сиюминутно. С первых дней войны выдвигались предложения о централизации авиационного управления. На практике новая система была опробована в рамках Ленинградского фронта уже летом 1941 г. Во многом это было достигнуто благодаря личности командующего ВВС фронта А. А. Новикова и того штаба, который он смог собрать вокруг себя. Впоследствии, став командующим ВВС Красной армии, А. А. Новиков предложил распространить систему управления, опробованную на Ленинградском фронте, на всю военную авиацию Советского Союза. Это предложение и было принято в виде создания воздушных армий. В статье, на основе материалов двух архивов России (Центральный архив Министерства обороны РФ, Российский государственный архив социально-политической истории), при помощи документов, не введенных в научный оборот, восстанавливается общая канва событий, предшествовавших созданию воздушных армий. Особое внимание привлечено к решениям, которые принимались на Ленинградском фронте для укрепления ВВС города, а также к концептуальным предложениям ряда военачальников об усилении советской авиации, в сумме повлиявшим на становление окончательного варианта авиационной реорганизации. Ключевые слова: Воздушные армии, ВВС, А. А. Новиков, авиация, Ленинградский фронт, Великая Отечественная война, П. Ф. Жигарев, авиационная организация.
Литература, использованная в статье
1. Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов / Под общ. ред. Н. Л. Вол-ковского. СПб., 2004. 766 с.
2. Воздушная мощь Родины / Под общ. ред. Л. Л. Батенина. М., 1988. 432 с.
3. Кожевников М. Н. Командование и штаб ВВС Советской армии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.. М., 1985. 288 с.
4. Кожевников М. Н. О рождении воздушных армий // Военно-исторический журнал. 1972. № 9. С. 68-69.
5. Комаров Н. Я. Государственный комитет обороны постановляет...: Документы. Воспоминания. Комментарии. М., 1990. 428 с.
6. Новиков А. А. В Небе Ленинграда. Записки командующего авиацией. М., 1970. 308 с.
7. Новиков А. А. Сталинская авиация в Великой Отечественной войне. М., 1946. 32 с.
8. Новикова С. А. Портрет отца в интерьере времени. Главный маршал авиации Новиков А. А. М., 2000. 119 с.
9. Русский архив: Великая Отечественная. Т. 13 (2-2). Приказы народного комиссара обороны СССР. 22 июня 1941 г. - 1942 г. М., 1997. 448 с.
10. Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне. 1941-1945 гг. / Сост. Н. И. Алабин. М., 1968. 451 с.
11. Тимохович И. В. Оперативное искусство советских ВВС в Великой Отечественной войне. М., 1976. 343 с.
12. Хоробрых А. М. Главный маршал авиации А. А. Новиков / Отв. ред. И. М. Дынин. М., 1989. 287 с.
Information about the article
Author: Prigodich N. D. — bachelor of history, Saint-Petersburg State University, St. Petersburg, Russia; [email protected]
Title: Centralize management of aviation forces of the Leningrad Front: on the way to the creation of the air armies.
Summary: During the summer and autumn of 1942 the new air armies emerged in sequence gradually completely eliminate the old structure of aviation control. However, the decision to creation a new organizational structure in the Air Force of the Soviet Union was not produced momentary. From the first days of the war have been proposals to centralize aviation control. In practice, the new system has been tested in the Leningrad front in the summer of 1941. This was largely achieved through individual air force commander A. A. Novikov and addition of staff he was able to gather around him. Subsequently, becoming commander of the Red Army Air Forces A. A. Novikov proposed to extend the control system is tested on the Leningrad front on all military aircraft of the Soviet Union. This proposal was accepted in the form of the creation of air armies. In the article on the basis of two Russian archives (Central Archives of the Ministry of Defence and Russian State Archive of Social and Political History) used documents not entered in the scientific turn reconstruction the general outline of the events previous the creation of air armies. Special attention is attracted to the decisions that were made at the Leningrad front to strengthen the Air Force of the city as well as to conceptual proposals of military leaders to strengthen of the Soviet aviation in the amount influenced the formation of the final reorganization of aviation.
Keywords: air armies, Air Force, A. A. Novikov, aviation, Leningradskii front, the Great Patriotic war, P. F. Zhigarev, organization of Air Force.
References
1. Blokada Leningrada v dokumentah rassekrechennyh arhivov / Pod obshh. red. N. L. Volkovskogo [The Siege of Leningrad in documents declassified archives]. St. Petersburg, 2004. 766 p.
2. Horobryh A. M. Glavnyj marshal aviacii A. A. Novikov / Otv. red. I. M. Dynin [Horobryh A.M. Air Chief Marshal A. A. Novikov]. Moscow, 1989. 287 p.
3. Kozhevnikov M. N. Komandovanie i shtab VVS Sovetskoj armii v Velikoj Otechestvennoj vojne 1941-1945 [Kozhevnikov M. N. Air Force Command and Staff of the Soviet Army in the Great Patriotic War of 1941-1945]. Moscow, 1985. 288 p.
4. Kozhevnikov M. N. O rozhdenii vozdushnyh armij [The generation of air armies], in Voenno-istoricheskij zhurnal. 1972. № 9. P. 68-69.
5. Komarov N.Ja. Gosudarstvennyjkomitetoboronypostanovljaet...:Dokumenty. Vospominan-ija. Kommentarii [State Defense Committee decides ...: Documents. Memories. Comments]. Moscow, 1990. 428 p.
6. Novikov A. A. Stalinskaja aviacija v Velikoj Otechestvennoj vojne [Stalin's aviation in Great Patriotic War]. Moscow, 1946. 32 p.
7. Novikov A.A. V Nebe Leningrada. Zapiski komandujushhego aviaciej [In the Leningrad sky. Note of Commander aircraft]. Moscow, 1970. 308 p.
8. Novikova S.A. Portret otca v inter'ere vremeni. Glavnyj marshal aviacii Novikov A. A. [Portrait of a father in the interior of time. Air Chief Marshal A. A. Novikov]. Moscow, 2000. 119 p.
9. Russkij arhiv: Velikaja Otechestvennaja: T. 13 (2-2). Prikazy narodnogo komissara oborony SSSR 22 ijunja 1941 g. - 1942 g. [Russian Archives: The Great Patriotic War: T. 13 (2-2). Orders People's Commissar of Defense of the USSR. June 22, 1941-1942]. Moscow, 1997. 448 p.
10. Sovetskie Voenno-Vozdushnye Sily v Velikoj Otechestvennoj vojne. 1941-1945 gg. / Sost. N. I. Alabin [Soviet Air Force in Great Patriotic War. 1941-1945]. Moscow, 1968. 451 p.
11. Timohovich I. V. Operativnoe iskusstvo sovetskih VVS v Velikoj Otechestvennoj vojne [Operational art of the Soviet Air Force in Great Patriotic War]. Moscow, 1976. 343 p.
12. Vozdushnaja moshh Rodiny / Pod obshh. red. L.L. Batenina [Air power of Homeland]. Moscow, 1988. 432 p.