УДК 930 DOI 10.36945/2658-3852-2023-4-136-147
М. Б. Ларионова, Т. А. Заглодина
ВНЕШНИЙ ОБЛИК КАК АТРИБУТ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПОРТРЕТА УЧАЩИХСЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРУДОВЫХ РЕЗЕРВОВ (1940-Е ГГ.)
Статья выполнена при финансовой поддержке гранта РНФ, проект № 23-28-01065 «"Непарадный портрет" Данилы Кузьмича: потенциал обновления системы Государственных трудовых резервов в субкультуре учащихся (1940-1950-е гг.)», http://rscf.ru/project/23-28-01065/
Аннотация: В статье представлен внешний облик учащихся системы государственных трудовых резервов как маркер их социально-культурного портрета и характерный именно для данной социальной группы. На основе документов показана форменная одежда, утвержденная государством, знаки отличия на ней у учащихся ремесленных, железнодорожных училищ, школ фабрично-заводского обучения, а также проблемы обеспечения рабочей молодежи обмундированием, в том числе и для практического обучения, особенно в годы Великой Отечественной войны. Следование и соблюдение принятым требованиям к внешнему облику учащихся формировало такие личные качества, как дисциплинированность, терпение, ответственность, опрятность, которые составляли основу их социокультурного облика и задавались идеологическими установками советского государства.
Ключевые слова: государственные трудовые резервы, внешний облик учащегося государственных трудовых резервов, школы ФЗО, ремесленные училища, железнодорожные училища.
Мы встретили ученика, И на его шинели, На уголках воротника, Две буквы - «РУ» - блестели.
А на фуражке с козырьком -Блестящий ключик с молотком.
С. Маршак
Социокультурный портрет учащихся системы государственных трудовых резервов представляет собой набор определенных характеристик (маркеров), направленных на выделение социально-демографических особенностей, культурных ценностей и ментальных характеристик, поведенческих практик данной
© Ларионова М. Б., Заглодина Т. А., 2023.
социальной группы, которая была создана по инициативе нашего государства в 1940 г. для решения задач экономики страны. Ее формирование привело к появлению специфической социокультурной среды, до сих пор малоизученной, впрочем, как и практики поведения учащихся в ней. Сама система государственных трудовых резервов является наиболее ярким примером применения в обществе советской идеологии и механизмов влияния государства на судьбы людей. При этом такой атрибут как внешний облик тоже может рассматриваться как один из маркеров социокультурного портрета учащихся, выделяющий данную социальную группу среди прочих [Ларионова, 2023, с. 79-88].
На сегодняшний день сама система государственных трудовых резервов и ее воспитанники становились объектами изучения специалистов [Разинков, 2022, с. 64-81; Беляев, 2011, с. 34-37; и др.]. Исследовались экономические, правовые, исторические аспекты ее существования, вопросы питания [Павленко, 2019, с. 138-143], воспитания [Захаровский, 2021, с. 79-88; Скобелева, 2019, с. 144152], проживания [Горлов, 2023, с. 52-59]. Форма одежды учащихся ремесленных, железнодорожных училищ и школ фабрично-заводского обучения тоже получила описание в литературе [Токарь, Саакян, 2022, с. 338-341; Борисова, 2022, с. 313-317], но внешний вид и прежде всего одежда не рассматривались специально в разрезе социокультурного облика их носителей, как атрибут, позволяющий выделить данную социальную группу, при этом следование принятым требованиям к внешнему виду формировало важные для идеологии советского государства личные качества.
Источниками для выделения особенностей внешнего облика послужили прежде всего официальные материалы. Это опубликованные постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б); приказы Главного управления трудовых резервов, хранящиеся в Государственном архиве Российской Федерации (ф. Р-9507); протоколы совещаний Свердловского областного управления трудовых резервов за период с 1940 по 1958 г., хранящиеся в Государственном архиве Свердловской области (ф. Р-2033). Важным документом для изучения требований к внешнему виду послужили Правила внутреннего распорядка и поведения учащихся ремесленных, железнодорожных училищ и школ фабрично-заводского обучения Министерства трудовых резервов Союза ССР, утвержденные 15 марта 1947 г. и сохранившиеся в фонде Свердловского областного управления трудовых резервов [ГАСО. Ф. Р-2033. Оп. 1. Д. 20. Л. 1].
Для визуализации внешнего вида учащихся были использованы фотодокументы, которые были оформлены в виде «парадных» альбомов самими воспитанниками. В Центре документации общественных организаций Свердловской области сохранились такие фотоальбомы училища металлургов № 5 г. Серова, железнодорожного училища № 1 г. Камышлова, ремесленного училища № 25 г. Нижнего Тагила, ремесленного училища № 20 г. Новая Ляля, школы ФЗО № 37 г. Каменска-Уральского [ЦДООСО. Ф. 221. Оп. 1. Д. 238, 243, 261, 263, 265]. Это сцены жизни учащихся: теоретическое и практическое обучение, питание в столовой, утренняя зарядка, выступление на праздниках и прочее.
Применялась и группа источников личного происхождения, которые сформированы центром «Прожито» в виде цифрового архива, состоящего из личных документов из частных собраний. В открытом доступе представлены тексты воспоминаний и дневников рядовых граждан, которые не являлись воспитанниками, но сталкивались с обучающимися государственных трудовых резервов, и на страницах своих произведений фиксировали сохранившиеся в памяти образы, свои мнения, описывали то, что происходило рядом.
Наконец, была привлечена художественная литература, специально посвященная жизни учащихся государственных трудовых резервов. Так, повести И. М. Меттер «Товарищи» (1952) и В. И. Пистоленко с одноименным названием (1956) описывают жизнь в ремесленных училищах; труд подростков, ремесленников в годы Великой Отечественной войны представлен в повести И. И. Ликста-нова «Малышок» (1949), а трудовой деятельности молодых металлургов на одном из заводов Южного Урала посвящен роман А. А. Фадеева «Черная металлургия». Написанные под влиянием господствующей советской идеологии художественные произведения содержат элементы, которые вызывали отрицательное отношение со стороны государства и которые необходимо было искоренять, но которые мы с позиции сегодняшнего дня рассматриваем как проявления нетипичного, индивидуального, отражающего протестные практики.
В основе исследования лежат специальные методы изучения исторических процессов. Это историко-системный метод, рассматривающий исторические события как единое целое со своей иерархией, и историко-сравнительный метод, в основе которого лежит принцип аналогии, помогающий выявить различия и сходства определенных объектов.
Учащиеся системы государственных трудовых резервов находились на полном обеспечении государства. Им предоставляли жилье, питание, одежду. Зачастую в условиях голода, отсутствия денег и сбережений родители сами посылали своих детей в ремесленные училища и школы ФЗО: «Средние школы, особо старшие классы, запустевают. - Писал в своем дневнике 16 ноября 1940 г. 26-летний историк Аркадий Георгиевич Маньков. - Зато родители охотно отдают ребят в ремесленные училища: там полное обмундирование и на всем готовом. Секрет прост: в одном случае заплати ты, а в другом - заплатят тебе. А народ нищий! Таким народом управлять (то бишь вертеть) просто» [Маньков].
Действительно, учащиеся имели в том числе и полное обмундирование в виде утвержденной форменной одежды, которая уже являлась атрибутом отнесения его носителя к определенной группе, то есть сразу же государством было принято решение выделять учащихся Государственных трудовых резервов по внешним признакам, которые варьировались в зависимости от места обучения. Как уже неоднократно отмечалось в работах исследователей [Токарь, Саакян, 2022, с. 338-341; Борисова, 2022, с. 313-317], в соответствии с приказом Главного управления трудовых резервов от 6 ноября 1940 г. № 39 учащиеся ремесленных и железнодорожных училищ должны быть обеспечены форменной одеждой
[О форменной одежде, 1940], которая включала шинель с отличительными знаками на петлицах и пуговицах и отличительными знаками на фуражке, гимнастерку, брюки и ремень. Чуть позже постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 27 января 1941 г. № 204 был утвержден перечень одежды для учащихся школ ФЗО [Об одежде и обуви, 1941] со знаками отличия на петлицах.
Так, в соответствии с приказом «шинель черная двубортная, из грубошерстного сукна. На воротнике шинели петлицы с кантами темно-синего цвета -для учащихся ремесленных училищ и с кантами малинового цвета - для учащихся железнодорожных училищ. На петлицах шинелей учащихся ремесленных училищ прикреплены металлические буквы «РУ» и цифры, указывающие номер училища. На петлицах шинелей учащихся железнодорожных училищ прикреплены металлические буквы «ЖУ» и цифры, указывающие номер училища. Пуговицы на шинели металлические, с изображением перекрещивающихся молотка и ключа гаечного. Фуражка черная, суконная, с фибровым козырьком и ремешком. Канты темно-синего цвета - на фуражках учащихся ремесленных училищ, и канты малинового цвета - на фуражках учащихся железнодорожных училищ. Значки к фуражкам металлические - перекрещивающиеся молоток и гаечный ключ. Гимнастерка черного или темно-синего цвета из хлопчатобумажной ткани. Пуговицы на гимнастерке металлические, с изображением перекрещивающихся молотка и ключа гаечного. Брюки суконные черного или темно-синего цвета. Брюки носятся навыпуск. Ремень поясной с белой металлической бляхой. На бляхе поясного ремня учащиеся ремесленных училищ изображены буквы "РУ". На бляхе поясного ремня учащихся железнодорожных училищ изображены буквы "ЖУ". Ботинки кожаные черные» [О форменной одежде, 1940].
Заметим, что вводится форма не одновременно в разных типах учебных заведений и не одномоментно. Указ о форме учащихся железнодорожных и ремесленных училищ вышел через месяц после открытия, а для обучающихся школ ФЗО - только через четыре месяца. Для обозначения формы одежды учащихся школ ФЗО ввели следующие отличительные знаки: петлицы на воротнике полупальто; на петлицах прикреплены металлические буквы «ШФЗО» и цифры, указывающие номер школы; канты темно-синего цвета на петлицах полупальто (для учащихся железнодорожных школ ФЗО канты малинового цвета); черный цвет хлопчатобумажной ткани полупальто; черный или синий цвет хлопчатобумажных гимнастерок и брюк. Качество материалов одежды было «улучшенным», срок носки устанавливался два года [Об одежде и обуви, 1941].
Главный герой романа И. Меттер «Товарищи» Митя Власов, приехав из деревни в город и поступив в училище, получил новую одежду: «Выдали обмундирование - целую кучу новеньких вещей; и названия у них были серьезные: "бушлат", "гимнастерка", "парадная форма", и даже обыкновенные штаны назывались брюками... толстокожие форменные ботинки... Башмаки у всех были начищены, на лакированных козырьках фуражек поблескивало осеннее солнце. Парадные шинели. подшивать подворотничок раза два в неделю» [Меттер, 1952, с. 33].
При этом, несмотря на выход указов, государство не сразу смогло обеспечить формой учащихся. Сохранились фотографии, на которых первые выпускники школ ФЗО стоят в обычной одежде [Первый выпуск]. Сложной ситуация была и в годы Великой Отечественной войны: «Учеников второго года войны, поколению, на которое уже не хватало ни форменных фуражек, ни курточек с металлическими пуговицами, ни ремней с бляхами "РУ"» [Фадеев, 1970, с. 112].
Особенно в годы войны не хватало обуви: «Мои ботинки каши просят, а цех до сих пор спецобуви не дал. - Нету покамест ордерков на ботинки, - вздохнул Бабин. - Скоро валенки распределять будем. Оно даже и лучше по зимнему времени» [Ликстанов, 1949, с. 45]. В отчете Серовского ремесленного училища № 5 от 1940 г. отмечено: «Учеба не блещет хорошими показателями. Многое зависит от обуви. Плохая обувь - ребята не хотят идти на работу, каждого обеспечить не можем. Все что у нас было из спецодежды, роздано» [ГАСО. Ф. Р-2033. Оп. 1. Д. 1. Л. 11]. В Нижнетагильском ремесленном училище № 7 в 1943 г. сформировалась практика, когда «учащимся выдают хлеб на 2-3 дня, предлагая на хлеб купить обувь. Такой совет, по рассказам учеников, давал сам директор училища» [ГА РФ. Ф. Р-9507. Оп. 5. Д. 51. Л. 85]. Из письма учащегося Нижнетагильского ремесленного училища № 4, 1943 г.: «Кормят нас гнилой картошкой и капустой. В общежитии холодно. Обуви не дают, на завод хожу чуть-ли не босяком. Ноги все в болячках и нарывах, как ночь, так и реву» [ГА РФ. Ф. Р-9507. Оп. 5. Д. 51. Л. 87].
Форменную одежду учащиеся могли носить в свободное от работы время, в выходные и праздничные дни. Для ее хранения выделялись специальные помещения в общежитиях и производственных мастерских. Директор или комендант проверяли (один раз в месяц) состояние одежды и обуви. В случае утери предметов обмундирования - ремня, перчаток, пуговиц, букв или номеров училища -они обязаны были восполнить утраты за свой счет. На летний период подписанные шинели сдавались для хранения в специальном помещении.
Для осуществления работ на заводе применялся рабочий комплект, состоящий из гимнастерки и брюк защитного или иного цвета. При этом данная одежда практически всегда была грязной, замасленной, пропитанной «трудовым» потом: «Потемневшая от пота и машинного масла рабочая гимнастерка не топорщилась на Андронове нелепо, как на Мите, а плотно облегала его маленькую фигуру» [Меттер, 1952, с. 37]. На металлургическом производстве «уже на десятой минуте пот сочился из одежды, как из губки», «вылинявший гимнастический тельник, прилипавший к телу», а сама одежда «не гнущуюся от кристаллов застарелого пота» носилась всю смену: «Свои восемь, а то и шестнадцать, и, если нужно было, все двадцать четыре часа» [Фадеев, 1970, с. 112].
Во многих отчетных документах образовательных организаций в самом начале создания системы трудовых резервов отмечалось отсутствие спецодежды для организации практического обучения. Так, Свердловское управление трудовых резервов в 1941 г. в качестве основных причин плохой организации производственного обучения отмечало отсутствие спецодежды: «Из Главного Управления
Трудрезервов получено: а) ватных фуфаек и брюк 2500 (из 3200) или 80 % - выданы работающим на холодных работах строителям, горнякам и металлургам; б) костюмов хл[опчато]-бум[ажных] получено 1500 и халатов 10 200 - выданы металлистам. Плохо с брезентовой спецодеждой, костюмами для горячих цехов и валеной обувью для горячих цехов. Валенок получено 435 из 3000, брезентовой спецодежды нужно 1700, занаряжено 1400, а получено 400. Костюмов для горячих цехов требуется 2000, а получено 1050 курток (из шахтерки). Очень плохо с рукавицами - их нужно 2500 пар, а получено всего 250 пар». [ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 36. Д. 208. Л. 24-30]. Подобные проблемы отмечались самим училищами и школами ФЗО. Так, руководство Верхне-Салдинской школы ФЗО № 5 в 1940 г. писало: «Для того, чтобы обеспечить нормальную производственную практику, школе необходимо иметь: брезентовых костюмов 70, комбинезонов 180, куртки хлопчатобумажные 100, рукавиц брезентовых 120, перчаток резиновых 20, кожаных ботинок 110, галош 20 пар» [ГАСО. Ф. Р-2033. Оп. 1. Д. 1. Л. 25], как и руководство Серовского ремесленного училища в 1940 г. говорило о том, что «нет у ребят спецодежды (рукавиц) и приходится работать без рукавиц, а практическую работу без них проводить невозможно» [ГАСО. Ф. Р-2033. Оп. 1. Д. 1. Л. 11 об.].
Особое внимание во внешнем облике уделялось опрятности и чистоте. «Учащийся должен иметь бодрый и подтянутый вид, всегда быть опрятным и аккуратным, по форме одетым и со всеми вежливым», - гласил пункт 6 Правил внутреннего распорядка и поведения учащихся, утвержденных в 1947 г.; «Учащимся категорически воспрещается: появляться в училище, на улице и в общественных местах не по форме одетыми; держать руки в карманах.»; «ежедневно чистить одежду и обувь» (пункт 14) [ГАСО. Ф. Р-2033. Оп. 1. Д. 20. Л. 1].
За соблюдением правил следили: «Ты почему сидишь в грязной гимнастерке на кровати? Покажи руки. Сейчас же помыться до пояса и переодеться» [Мет-тер, 1952, с. 38]. Но были и ситуации, когда опрятность не соблюдалась: «второкурсник таким великолепным жестом швырнул на тумбочку смятую, засаленную, бесформенную фуражку» [Меттер, 1952, с. 37], либо ученики позволяли себе не соблюдать установленные правила внешнего вида: «- Почему без ремня? - Жарко. - По вашей работе не видно, чтобы вам было особенно жарко» [Меттер, 1952, с. 54]. Были и другие случаи, когда внешний вид был аккуратный, опрятный, но принятые строгие каноны не выдерживались: «Одежда на ней обычно опрятна. Строгую форму трудовых резервов она всегда разнообразит какой-нибудь мелкой красочной деталью: то цветок воткнет в волосы, то чуть выдвинет из верхнего кармана уголок цветного шелкового платка» [Пистоленко, 1956, с. 88].
«Учащиеся должны быть подстрижены. При опрятном содержании волос разрешается стрижка не под машинку» - гласил 31 пункт Правил [ГАСО. Ф. Р-2033. Оп. 1. Д. 20. Л. 1]. На сохранившихся фотографиях учащихся училища металлургов № 5 г. Серова [ЦДООСО. Ф. 221. Оп. 1. Д. 251], железнодорожного училища № 1 г. Камышлова, [ЦДООСО. Ф. 221. Оп. 1. Д. 238], ремесленного училища № 25 г. Нижнего Тагила [ЦДООСО. Ф. 221. Оп. 1. Д. 243, 263], ремесленного училища
№ 20 г. Новая Ляля [ЦДООСО. Ф. 221. Оп. 1. Д. 261], школы ФЗО № 37 г. Каменска-Уральского [ЦДООСО. Ф. 221. Оп. 1. Д. 265] представлена рабочая молодежь. У всех одинаковая прическа, которую сложно таковой назвать: это состриженные под машинку очень короткие волосы, при этом практически нет мальчишек без волос (лысых). Девочки также имели короткие волосы, длина которых не была ниже плеч. Головой убор (фуражка) чаще отсутствовал, но некоторые девочки на голову надевали платочек (косынку) или берет, которые закрывали волосы.
Данные постановочные фото учитывали все принятые правила, облик изображенных ребят должен был им соответствовать. Но сохранились и иные фотографии, на которых изображены учащиеся во внеучебное время с неподтянутым ремнем, набок нахлобученной фуражкой, из-под которой торчала копна неостриженных волос.
Таким образом, введенные единые требования к внешнему облику выделяли данную социальную группу от иных групп молодежи. Для государства введение форменной одежды позволяло создать единое дисциплинарное пространство, и данная «дисциплинарная рамка» облегчала надзор за ее носителями [Зиновьева, 2012, с. 14, 15]. С другой стороны, форменное обмундирование было средством статусности и имущественной дифференциации, вызывающей среди населения советского общества уважение, преклонение и почтительность, а у иных подростков считалась престижной и почетной. У самих же учащихся отношение к форме было неоднозначным: они вынуждены были соблюдать правила, чтоб выжить, но испытывали дискомфорт хотя бы потому, что шинель была неудобной, «жала», они терпели и тем самым испытывали в том числе и психологические фрустрации.
В целом внешний вид учащихся ремесленных и железнодорожных училищ и школ фабрично-заводского обучения как обособленной социальной группы отличался и устанавливался системой государственных трудовых резервов. Принятая форменная одежда задавала дисциплинарные рамки, формировала контроль и придавала статусность. Форменное обмундирование и требования к его ношению формировали у учащихся такие качества, как дисциплинированность, терпение, ответственность, опрятность, которые были неотъемлемой частью их социокультурного облика, задаваемого идеологическими установками советского государства.
Библиография
Беляев, А. А., Слезин, А. А. Роль комсомола в развитии системы учебных заведений трудовых резервов в первые годы после Великой Отечественной войны // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов : Грамота, 2011. - № 6 (12) : в 3 ч. - Ч. 3. - С. 34-37.
Борисова, А. А. Обмундирование учащихся ремесленных училищ системы Государственных трудовых резервов // Документ в современном обществе: на
пути к междисциплинарному изучению : материалы XV Всерос. студ. науч.-практ. конф., г. Екатеринбург, 8-9 апреля 2022 г. / Рос. гос. проф.-пед. ун-т, Урал. федер. ун-т им. Б. Н. Ельцина. - Екатеринбург : Изд-во РГППУ, 2022. -С.313-317.
Горлов, В. Н., Артемов, С. Н. Государственные трудовые резервы СССР в 1940-1950-х годах: жилищные условия и практики воспитания рабочей молодежи // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. - 2023. - Вып. 1 (850). - С. 52-59.
Захаровский, Л. В. Воспитательная деятельность в учебных заведениях системы Государственных трудовых резервов СССР в 1940-1950-е годы / Л. В. Захаровский, С. Л. Разинков [Электронный ресурс] // Профессиональное образование и рынок труда. - 2021. - № 2. - С. 79-88. - Режим доступа : https://admin.po-rt.ru/uploads/2116_1cd49ec6e6.pdf (дата обращения 10.10.2023).
Зиновьева, Л. Е. Барышня в униформе: форменный костюм и дисциплинарные практики в институтах благородных девиц в России XVIII-XIX веков [Электронный ресурс] // Антро. - 2012. - № 2. - С. 5-17. - Режим доступа : https://www.elibrary.ru/download/elibrary_17716811_41519448.pdf (дата обращения: 10.10.2023).
Ларионова, М. Б. Социокультурные маркеры как основа для реконструкции портрета учащихся Государственных трудовых резервов СССР / М. Б. Ларионова, Т. А. Заглодина, С. Л. Разинков // Профессиональное образование и рынок труда. - 2023. - Т. 11, № 2 (53). - С. 65-80.
Ликстанов, И. И. Малышок. - Москва : Детгиз, 1949. - 290 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://sheba.spb.ru/bib/likstanov-malyshok1949.htm (дата обращения: 10.10.2023).
Маньков, А. Г. Дневник [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://corpus.prozhito.org/notes?diaries=%5B318%5D&diaryTypes=%5B1%2C2%5D& offset=400 (дата обращения: 10.10.2023).
Меттер, И. М. Товарищи : повесть. - Ленинград : Совет. писатель, 1952. - 200 с.
О форменной одежде для учащихся ремесленных и железнодорожных училищ : приказ Главного управления трудовых резервов от 06.11.1940 № 39. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/ 245486-o-formennoy-odezhde-dlya-uchaschihsya-remeslennyh-i-zheleznodorozhnyh-uchilisch-prikaz-glavnogo-upravleniya-trudovyh-rezervov-6-noyabrya-1940-g-locale-nil-39#mode/inspect/page/1/zoom/4 (дата обращения: 10.10.2023).
Об одежде и обуви учащихся школ ФЗО: Из постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 27.01.1941 № 204 «О дополнительных мероприятиях по подготовке государственных трудовых резервов в школах фабрично-заводского обучения в 1941 г.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://docs.historyrussia.org/ ru/nodes/245486-o-formennoy-odezhde-dlya-uchaschihsya-remeslennyh-i-zhelezno-dorozhnyh-uchilisch-prikaz-glavnogo-upravleniya-trudovyh-rezervov-6-noyabrya-1940-g-39#mode/inspect/page/2/zoom/4 (дата обращения: 10.10.2023).
Павленко, Г. К. Чтобы победить: питание на уровне физиологического выживания // Инновационное развитие профессионального образования. - 2019. -№ 4 (24). - С. 138-143.
Первый выпуск школы ФЗО [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://berezlib.ru/ru/regional-studies/calendar-famous-date/znamenatelnye-daty/ pervyy-vypusk-shkoly-fzo/?month=05&year=2022&SECTI0N_C0DE=znamenatelnye-daty&ELEMENT_C0DE=pervyy-vypusk-shkoly-fzo (дата обращения: 10.10.2023).
Пистоленко, В. И. Товарищи : повесть : [Для старш. возраста]. - Москва : Детгиз, 1956. - 339 с.
Разинков, С. Л. Анализ развития сети учебных заведений профессионально-технического образования в Свердловской области в 1920-1950-е гг.: опыт использования технологии баз данных и геоинформационных систем // Истори-ко-географический журнал. - 2022. - Т. 1, № 1. - С. 64-81.
Саакян, А. А. Форменная одежда и символика в железнодорожных училищах системы Государственных трудовых резервов // Документ в современном обществе: на пути к междисциплинарному изучению : материалы XV Всерос. студ. науч.-практ. конф., г. Екатеринбург, 8-9 апреля 2022 г. / Рос. гос. проф.-пед. ун-т, Урал. федер. ун-т им. Б. Н. Ельцина. - Екатеринбург : Изд-во РГППУ, 2022. - С. 338-341.
Скобелева, Т. М. Развитие системы воспитания учащихся профессионально-технических учебных заведений СССР в 1950-1990-х годах [Электронный ресурс] // Проблемы современного образования. - 2019. - № 5. - С. 144-152. - Режим доступа : https://doi.org/10.31862/2218-8711-2019-5-144-152 (дата обращения: 10.10.2023).
Токарь, Л. Н. Форма одежды учащихся ремесленных, железнодорожных училищ и школ фабрично-заводского обучения (1940-1941) [Электронный ресурс] // Мундир : интернет-журнал для любителей униформологии. - Режим доступа : http://www.vedomstva-uniforma.ru/mundir3/fzo/index.html (дата обращения: 10.10.2023).
Фадеев, А. А. Черная металлургия // Собрание сочинений : в 7 т. Т. 4 : Черная металлургия. Киносценарии. - Москва : Худож. лит., 1970. - 495 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://traumlibrary.ru/book/fadeev-ss07-04/fadeev-ss07-04.html#s002 (дата обращения: 10.10.2023).
Сведения об авторах
Ларионова Марина Бариевна, кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой документоведения, права, истории и русского языка Российского государственного профессионально-педагогического университета (Екатеринбург).
E-mail: [email protected]
Заглодина Татьяна Алексеевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры философии, социологии и социальной работы Российского государственного профессионально-педагогического университета (Екатеринбург).
E-mail: [email protected]
M. B. Larionova, T. A. Zaglodina
APPEARANCE AS AN ATTRIBUTE OF THE SOCIO-CULTURAL PORTRAIT OF STUDENTS OF THE STATE LABOR RESERVES
(1940s)
Acknowledgments: The reported study was funded by Russian Science Foundation project number 23-28-01065 "Non-parade portrait" by Danila Kuzmich: the potential for updating the system of State labor reserves in the subculture of students (1940s-1950s), https://rscf.ru/en/project/23-28-01065/
Abstract: The article presents the appearance of students of the state labor reserves system as a marker of their socio-cultural portrait and characteristic of this particular social group. On the basis of the documents, the uniforms approved by the state are shown, the insignia on it for students of handicraft, railway schools, factory training schools, as well as the problems of providing working youth with uniforms, including for practical training, especially during the Great Patriotic War. Following and observing the accepted requirements for the appearance of students formed such personal qualities as: discipline, patience, responsibility, neatness, which formed the basis of their socio-cultural appearance and were set by the ideological attitudes of the Soviet state.
Key words: state labor reserves, the appearance of a student of state labor reserves, schools of the Federal Law, vocational schools, railway schools.
References
Belyaev, A. A., Slezin, A. A. Rol' komsomola v razvitii sistemy uchebnykh zavedenij trudovykh rezervov v pervye gody posle Velikoj Otechestvennoj vojny // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusst-vovedenie. Voprosy teorii i praktiki. - Tambov : Gramota, 2011. - № 6 (12) : v 3 ch. -CH. 3. - C. 34-37.
Borisova, A. A. Obmundirovanie uchashhikhsya remeslennykh uchilishh siste-my Gosudarstvennykh trudovykh rezervov // Dokument v sovremennom obshhestve: na puti k mezhdistsiplinarnomu izucheniyu : materialy XV Vseros. stud. nauch.-prakt. konf., g. Ekaterinburg, 8-9 aprelya 2022 g. / Ros. gos. prof.-ped. un-t, Ural. feder. un-t im. B. N. El'tsina. - Ekaterinburg : Izd-vo RGPPU, 2022. - S. 313-317.
Gorlov, V. N., Artemov, S. N. Gosudarstvennye trudovye rezervy SSSR v 1940-1950-kh godakh: zhilishhnye usloviya i praktiki vospitaniya rabochej molodezhi // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obshhest-vennye nauki. - 2023. - Vyp. 1 (850). - S. 52-59.
Zakharovskij, L. V. Vospitatel'naya deyatel'nost' v uchebnykh zavedeniyakh siste-my Gosudarstvennykh trudovykh rezervov SSSR v 1940-1950-e gody / L. V. Zakharovskij, S. L. Razinkov [EHlektronnyj resurs] // Professional'noe obrazovanie i rynok tru-da. - 2021. - № 2. - S. 79-88. - Rezhim dostupa : https://admin.po-rt.ru/up-loads/2116_1cd49ec6e6.pdf (data obrashheniya 10.10.2023).
Zinov'eva, L. E. Baryshnya v uniforme: formennyj kostyum i distsiplinarnye praktiki v institutakh blagorodnykh devits v Rossii XVIII-XIX vekov [EHlektronnyj resurs] // Antro. - 2012. - № 2. - S. 5-17. - Rezhim dostupa : https://www.elibrary.ru/download/elibrary_17716811_41519448.pdf (data obrash-heniya: 10.10.2023).
Larionova, M. B. Sotsiokul'turnye markery kak osnova dlya rekonstruktsii portreta uchashhikhsya Gosudarstvennykh trudovykh rezervov SSSR / M. B. Lari-onova, T. A. Zaglodina, S. L. Razinkov // Professional'noe obrazovanie i rynok tru-da. - 2023. - T. 11, № 2 (53). - S. 65-80.
Likstanov, I. I. Malyshok. - Moskva: Detgiz, 1949. - 290 s. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : https://sheba.spb.ru/bib/likstanov-malyshok1949.htm (data obrashheniya: 10.10.2023).
Mankov, A. G. Dnevnik [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : https://corpus.prozhito.org/notes?diaries=%5B318%5D&diaryTypes=%5B1%2C2%5 D&offset=400 (data obrashheniya: 10.10.2023).
Metter, I. M. Tovarishhi : povest'. - Leningrad : Sovet. pisatel', 1952. - 200 s.
O formennoj odezhde dlya uchashhikhsya remeslennykh i zheleznodorozh-nykh uchilishh : prikaz Glavnogo upravleniya trudovykh rezervov ot 06.11.1940 № 39. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://docs.historyrussia.org/ru/ nodes/245486-o-formennoy-odezhde-dlya-uchaschihsya-remeslennyh-i-zhelezno-dorozhnyh-uchilisch-prikaz-glavnogo-upravleniya-trudovyh-rezervov-6-noyabrya-1940-g-locale-nil-39#mode/inspect/page/1/zoom/4 (data obrashheniya: 10.10.2023).
Ob odezhde i obuvi uchashhikhsya shkol FZO: Iz postanovleniya SNK SSSR i TSK VKP(b) ot 27.01.1941 № 204 «O dopolnitel'nykh meropriyatiyakh po podgotovke gosudarstvennykh trudovykh rezervov v shkolakh fabrichno-zavodskogo obuche-niya v 1941 g.» [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://docs.historyrussia. org/ru/nodes/245486-o-formennoy-odezhde-dlya-uchaschihsya-remeslennyh-i-zhe-leznodorozhnyh-uchilisch-prikaz-glavnogo-upravleniya-trudovyh-rezervov-6-noyabrya-1940-g-39#mode/inspect/page/2/zoom/4 (data obrashheniya: 10.10.2023).
Pavlenko, G. K. CHtoby pobedit': pitanie na urovne fiziologicheskogo vyzhivaniya // Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya. - 2019. -№ 4 (24). - S. 138-143.
Pervyj vypusk shkoly FZO [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : https://berezlib.ru/ru/regional-studies/calendar-famous-date/znamenatelnye-daty/ pervyy-vypusk-shkoly-fzo/?month=05&year=2022&SECTION_CODE=znamenatelnye-daty&ELEMENT_CODE=pervyy-vypusk-shkoly-fzo (data obrashheniya: 10.10.2023).
Pistolenko, V. I. Tovarishhi : Povest': [Dlya starsh. vozrasta]. - Moskva : Detgiz, 1956. - 339 s.
Razinkov, S. L. Analiz razvitiya seti uchebnykh zavedenij professional'no-tekhnicheskogo obrazovaniya v Sverdlovskoj oblasti v 1920-1950-e gg. : opyt ispol'zovaniya tekhnologii baz dannykh i geoinformatsionnykh sistem // Istoriko-geograficheskij zhurnal. - 2022. - T. 1, № 1. - S. 64-81.
Saakyan, A. A. Formennaya odezhda i simvolika v zheleznodorozhnykh uchilishhakh sistemy Gosudarstvennykh trudovykh rezervov // Dokument v sov-remennom obshhestve: na puti k mezhdistsiplinarnomu izucheniyu : materialy XV Vseros. stud. nauch.-prakt. konf., g. Ekaterinburg, 8-9 aprelya 2022 g. / Ros. gos. prof.-ped. un-t, Ural. feder. un-t im. B. N. El'tsina. - Ekaterinburg : Izd-vo RGPPU, 2022. - S. 338-341.
Skobeleva, T. M. Razvitie sistemy vospitaniya uchashhikhsya professional'no-tekhnicheskikh uchebnykh zavedenij SSSR v 1950-1990-kh godakh [EHlektronnyj resurs] // Problemy sovremennogo obrazovaniya. - 2019. - № 5. - S. 144-152. -Rezhim dostupa : https://doi.org/10.31862/2218-8711-2019-5-144-152 (data ob-rashheniya: 10.10.2023).
Tokar', L. N. Forma odezhdy uchashhikhsya remeslennykh, zheleznodorozhnykh uchilishh i shkol fabrichno-zavodskogo obucheniya (1940-1941) [EHlek-tronnyj resurs] // Mundir: internet-zhurnal dlya lyubitelej uniformologii. - Rezhim dostupa : http://www.vedomstva-uniforma.ru/mundir3/fzo/index.html (data obra-shheniya: 10.10.2023).
Fadeev, A. A. CHernaya metallurgiya // Sobranie sochinenij: v 7 t. T. 4 : CHer-naya metallurgiya. Kinostsenarii. - Moskva : KHudozh. lit., 1970. - 495 s. [EHlektronnyj resurs] - Rezhim dostupa : https://traumlibrary.ru/book/fadeev-ss07-04/fadeev-ss07-04.html#s002 (data obrashheniya: 10.10.2023).
About the authors
Larionova Marina Barievna, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Documentation, Law, History and Russian Language at Russian State Vocational Pedagogical University (Yekaterinburg).
E-mail: [email protected]
Zaglodina Tatiana Alekseevna, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy, Sociology and Social Work at Russian State Vocational Pedagogical University (Yekaterinburg).
E-mail: [email protected]