Научная статья на тему 'Учебные заведения Южного Урала в системе трудовых резервов в годы Великой Отечественной войны'

Учебные заведения Южного Урала в системе трудовых резервов в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
116
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Великая Отечественная война / Южный Урал / государственные трудовые резервы / школы ФЗО / училища / теория / практика / the Great Patriotic War / the South Urals / state labor reserves / schools of the FZO / colleges / theory / practice

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ешпанов Владимир Сарсембаевич

Целью данного исследования является изучение развития трудовых резервов на территории Южного Урала в годы Великой Отечественной войны. Раскрыты трудности создания училищ и школ фабрично-заводского обучения (ФЗО) и их значение для экономики. Рассмотрены методы организации учебной и методической работы в ремесленных, железнодорожных училищах и в школах ФЗО, практические основы воспитательного процесса. Исследована их деятельность и повседневная практика подготовки. Анализируется роль специализированных учебно-производственных образовательных заведений, находящихся на балансе железнодорожного транспорта. Обозначены изменения содержания и специфика функционирования работы образовательных учреждений среднеи профессионально-технического направлений. Проведен анализ по совершенствованию деятельности обучения и подготовки рабочих кадров для предприятий региона. Изучены задачи организованной подготовки молодой силы для создания трудовых резервов. Воссоздана работа местных советских органов и партийных организаций по созданию и функционированию учебных заведений. Имевшиеся в этой сфере недостатки и затруднения постоянно находились под вниманием государственного и областного руководства, что успешно преодолевалось. Автор исследует проблему на основе материалов Южного Урала, привлекая архивные источники, а также современную научную литературу. В работе показано, что в годы войны сеть учебных заведений системы государственных трудовых ресурсов Оренбургской и Челябинской областей была не только сохранена, но и расширена, наряду с этим меры социальной поддержки учащихся являлись ограниченными. Представлены бытовые и организационные трудности в обеспечении необходимых условий для работы учебных заведений трудовых резервов, формы и методы их ликвидации. Обращаясь к проблеме трудовых резервов в годы военного времени, понимаешь, какие результаты могли быть достигнуты в крайних, экстремальных условиях. Изучение опыта военных лет дает ответ на самый главный вопрос о результатах деятельности трудовых отрядов в данный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE SOUTH URALS IN THE LABOR RESERVE SYSTEM DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

The purpose of this research was to study the development of labor reserves in the South Urals during the great wartime trials. The difficulties of creating schools and schools for factory training (FZO) and their importance for the economy are revealed. Methods of organizing educational and methodological work in craft, railway schools and schools of FZO, the practical foundations of the educational process are considered. Their activities and daily training practice were investigated. The role of specialized educational and industrial educational institutions on the balance sheet of railway transport is analyzed. Changes in the content and specificity of the functioning of the work of educational institutions of secondary and vocational technical directions are indicated. The analysis is carried out to improve the activity of education and training of workers for the enterprises of the region. The author studied the tasks of organized training of young forces to create labor reserves. The work of local Soviet bodies and party organizations on the creation and functioning of educational institutions has been recreated. The shortcomings and difficulties in this area were constantly under the attention of the state and regional leadership, the difficulties were successfully overcome. The author investigates the problem on the basis of materials from the South Urals, drawing on archival sources and modern scientific literature. The work shows that during the war years, the network of educational institutions of the system of state labor resources of the Orenburg and Chelyabinsk regions was not only preserved, but also expanded, along with this, measures of social support for students were limited. Household and organizational difficulties in providing the necessary conditions for the work of educational institutions of labor reserves, forms and methods of their liquidation are presented. One of the most important stages in the history of the development of the state system of labor reserves is considered. Turning to the problem of labor reserves during wartime, you understand what results could be achieved in extreme conditions. The study of the experience of the war years gives an answer to the most important question about the results of the activities of labor units in this period.

Текст научной работы на тему «Учебные заведения Южного Урала в системе трудовых резервов в годы Великой Отечественной войны»

8. Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 17. Оп. 125. Д. 35.

9. Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 89. Оп. 12. Д. 10.

10. Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. Уфа: Полиграфкомбинат, 1999. 352 с.

11. Evans S. The Churches in the USSR [Церкви в СССР]. London: Cobbett Publishing Co, LTD, 1943. 160 p.

REFERENCES

1. Akhmadullin, V.A. Patrioticheskaya deyatel'nost' dukhovnykh upravleniy musul'man v gody Velikoy Otechestvennoy voyny [Akhmadullin VA. Patriotic activity of the Spiritual administrations of Muslims during the Great Patriotic War]. Moscow: Islamic Book, 2015. 332 p. (in Russ.).

2. Koroleva, L.A., Korolev, A.A. Islam v Srednem Povolzh'ye: 1940-ye gg. [Islam in the Middle Volga: 1940s]. Penza: Publishing House of the Penza State University of Architecture and Construction, 2015. 144 p. (in Russ.).

3. Motadel', D. Islam v politike natsistskoy Germanii (1939-1945) [Islam in the politics of Nazi Germany (1939-1945)] / English translation by A. Kosmarskiy. Moscow: Publishing House of the Gaydar Institute, 2020. 411 p. (in Russ.).

4. Mukhetdinov, D.V., Khabutdinov, A.Yu. Musul'manskiye dukhovnyye lidery Rossii Novogo vremeni [Muslim Spiritual Leaders of Russia of New

Time]. N. Novgorod: «Medina» Publishing House, 2011. 218 p. (in Russ.).

5. Nabiyev, R.A. Islam i gosudarstvo: Kul'turno-istoricheskaya evolyutsiya musul'manskoy religii na Evropeyskom Vostoke [Islam and the State: Cultural-Historical Evolution of the Muslim Religion in the European East]. Kazan': Kazan University Press, 2002. 244 p. (in Russ.).

6. Natsional'nyy arkhiv Respubliki Bashkortostan [National Archives of the Republic of Bashkortostan]. Fund R-394. Inventory 9. Archiving 42 (in Russ.).

7. Odintsov M.I., Kochetova A.S. Konfessional'naya politika v Sovetskom Soyuze v gody Velikoy Otechestvennoy voyny 1941-1945 gg. [Confessional policy in the Soviet Union during the Great Patriotic War of 1941-1945]. Moscow: Publishing house «Political Encyclopedia», 2014. 317 p. (in Russ.).

8. Rossiyskiy gosudarstvennyy arkhiv sotsial'no-politicheskoy istorii [The Russian State Archive of SocioPolitical History]. Fund 17. Inventory 125. Archiving 35 (in Russ.).

9. Rossiyskiy gosudarstvennyy arkhiv sotsial'no-politicheskoy istorii [The Russian State Archives of SocioPolitical History]. Fund 89. Inventory 12. Archiving 10 (in Russ.).

10. Yunusova, A.B. Islam v Bashkortostane [Islam in Bashkortostan]. Ufa: Poligraf Plant press, 1999. 352 p. (in Russ.).

11. Evans, S. The Churches in the U.S.S.R. London: Cobbett Publishing Co, LTD, 1943. 160 p.

DOI 10.24411/2223-0564-2020-10305 В.С. Ешпанов УДК 94:46

УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ЮЖНОГО УРАЛА В СИСТЕМЕ ТРУДОВЫХ РЕЗЕРВОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Аннотация

Целью данного исследования является изучение развития трудовых резервов на территории Южного Урала в годы Великой Отечественной войны. Раскрыты трудности создания училищ и школ фабрично-заводского обучения (ФЗО) и их значение для экономики. Рассмотрены методы организации учебной и методической работы в ремесленных, железнодорожных училищах и в школах ФЗО, практические основы воспитательного процесса. Исследована их деятельность и повседневная практика подготовки. Анализируется роль специали-

Ешпанов Владимир Сарсембаевич, доктор исторических наук, профессор, Казахский университет технологии и бизнеса (Нур-Султан), e-mail: ws-282@mail.ru

Vladimir S. Yeshpanov, Dr.Sc. (History), Prof., Kazakh University of Technology and Business (Nur-Sultan), e-mail: ws-282@mail.ru

© Ешпанов В.С., 2020

ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2020/3 (89)

зированных учебно-производственных образовательных заведений, находящихся на балансе железнодорожного транспорта. Обозначены изменения содержания и специфика функционирования работы образовательных учреждений средне- и профессионально-технического направлений. Проведен анализ по совершенствованию деятельности обучения и подготовки рабочих кадров для предприятий региона. Изучены задачи организованной подготовки молодой силы для создания трудовых резервов. Воссоздана работа местных советских органов и партийных организаций по созданию и функционированию учебных заведений. Имевшиеся в этой сфере недостатки и затруднения постоянно находились под вниманием государственного и областного руководства, что успешно преодолевалось. Автор исследует проблему на основе материалов Южного Урала, привлекая архивные источники, а также современную научную литературу. В работе показано, что в годы войны сеть учебных заведений системы государственных трудовых ресурсов Оренбургской и Челябинской областей была не только сохранена, но и расширена, наряду с этим меры социальной поддержки учащихся являлись ограниченными. Представлены бытовые и организационные трудности в обеспечении необходимых условий для работы учебных заведений трудовых резервов, формы и методы их ликвидации. Обращаясь к проблеме трудовых резервов в годы военного времени, понимаешь, какие результаты могли быть достигнуты в крайних, экстремальных условиях. Изучение опыта военных лет дает ответ на самый главный вопрос - о результатах деятельности трудовых отрядов в данный период.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Южный Урал, государственные трудовые резервы, школы ФЗО, училища, теория, практика

Vladimir S. Yeshpanov

EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE SOUTH URALS

IN THE LABOR RESERVE SYSTEM DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

Abstract

The purpose of this research was to study the development of labor reserves in the South Urals during the great wartime trials. The difficulties of creating schools and schools for factory training (FZO) and their importance for the economy are revealed. Methods of organizing educational and methodological work in craft, railway schools and schools of FZO, the practical foundations of the educational process are considered. Their activities and daily training practice were investigated. The role of specialized educational and industrial educational institutions on the balance sheet of railway transport is analyzed. Changes in the content and specificity of the functioning of the work of educational institutions of secondary and vocational technical directions are indicated. The analysis is carried out to improve the activity of education and training of workers for the enterprises of the region. The author studied the tasks of organized training of young forces to create labor reserves. The work of local Soviet bodies and party organizations on the creation and functioning of educational institutions has been recreated. The shortcomings and difficulties in this area were constantly under the attention of the state and regional leadership, the difficulties were successfully overcome. The author investigates the problem on the basis of materials from the South Urals, drawing on archival sources and modern scientific literature. The work shows that during the war years, the network of educational institutions of the system of state labor resources of the Orenburg and Chelyabinsk regions was not only preserved, but also expanded, along with this, measures of social support for students were limited. Household and organizational difficulties in providing the necessary conditions for the work of educational institutions of labor reserves, forms and methods of their liquidation are presented. One of the most important stages in the history of the development of the state system of labor reserves is considered. Turning to the problem of labor reserves during wartime, you understand what results could be achieved in extreme conditions. The study of the experience of the war years gives an answer to the most important question - about the results of the activities of labor units in this period.

Key words: the Great Patriotic War, the South Urals, state labor reserves, schools of the FZO, colleges, theory, practice

В начале Великой Отечественной войны одной из главных проблем для страны стало развитие системы государственных трудовых резервов. Созданная сеть учебных заведений требова-

ла оперативного и четкого руководства. 1 апреля 1941 г. Совет Народных Комиссаров СССР утвердил положение о главном управлении трудовых резервов при Совнаркоме СССР.

В основу всей работы ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО было положено производственное обучение, которое сочеталось с теоретическим. Но все же трудовому обучению придавалось большее внимание. Уже в первый учебный год военного времени, училища и школы государственной системы трудовых резервов приступили к подготовке рабочих 360 профессий. В 1941 г. в системе государственных трудовых резервов были открыты новые специальные школы ФЗО с трехмесячным сроком обучения для ускоренной подготовки рабочих кадров лесной промышленности, промышленности строительных материалов и железнодорожного транспорта, испытывавших тогда острый недостаток в рабочей силе. Для железнодорожного транспорта страны в 1941 году намечалось подготовить 30000 рабочих. Из них в Челябинской области должны были подготовить 1000 человек, в Чкаловской области - 1200 человек [1]. В школах ФЗО должны были обучаться всего 12000 учащихся, из них с 3-х месячным сроком обучения - 8000 человек и 6-месячным сроком обучения - 4000 человек. В Чкаловской области должны были подготовить 100 человек, в Челябинской области - 200 человек.

В системе школ фабрично-заводского ученичества имелось более 800 учебных планов и программ, которые разрабатывались и утверждались в различных ведомствах и предприятиях. Для прохождения производственного обучения при железнодорожных училищах и школах ФЗО организовывались учебные мастерские, небольшие цеха, оснащенные станками и производственным оборудованием, где учащиеся уже непосредственно работали, практиковались. Руководили производственным обучением мастера, которые назначались из расчета 1 мастер на 25 учеников. Теоретическое обучение осуществлялось преподавателями тех или иных дисциплин. Для теории тоже отводились классы, которые были оснащены специальным оборудованием.

В производственном обучении предусматривалось 2 этапа: обучение в мастерских и обучение на производстве или на стройках [2]. В учебных мастерских учащиеся осваивали приемы и способы работы, необходимые для работы в данной профессии и специальности. Но роль учебных мастерских в подготовке рабочих разных профессий была далеко не одинакова. Учащиеся - каменщики, маляры, штукатуры - могли выполнить в учебных мастерских только тренировочные упражнения. Зато для ряда профессий

ручного и машинного труда (слесарей, токарей и др.) в учебных мастерских были созданы условия для изучения большинства работ, предусмотренных учебными программами.

В связи с этим практически все железнодорожные училища и школы ФЗО имели производственную базу, на каком-либо крупном предприятии - заводе или фабрике. То есть в процессе обучения учащиеся работали так же на предприятиях, с которыми училища и школы заключали договоры. Учащиеся самостоятельно изготовляли продукцию в учебных мастерских, а также на предприятиях. Производственные заказы подбирались таким образом, чтобы во время работы учащиеся приобретали необходимые знания, умения и навыки.

Однако в данном направлении наблюдались ощутимые недостатки. Например, в Чкаловской области многие училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) в начале войны к приему учащихся не были готовы. На 22 августа 1941 г. из пяти железнодорожных училищ Чкаловской области были подготовлены только три: Железнодорожное Училище (ЖУ) № 3 при заводе им. Кирова города Чкалова, ЖУ № 4 при Медносерном заводе, ЖУ № 5 в поселке Ново-Сергеевка. В училище № 1 из пяти общежитий было отремонтировано только одно, кроме этого недоставало 135 коек, 54 стола, 95 табурет [3]. В железнодорожном училище № 2 не хватало общежитий на 100-120 человек, а само помещение общежития не было застеклено. На 250 учащихся имелось 150 коек, половина из них была негодна. В отличие от них железнодорожные училища в городе Абдулино были подготовлены.

Из 14 школ ФЗО Челябинской области готовы были к учебному году всего лишь 3 школы (№№ 4, 10, 14). В ряде школ не хватало инструментов. Например, в школе ФЗО № 5 из 125 необходимых тисков имелось всего лишь 17, в школе № 9 - соответственно 3 токарных станка из 10, а в школах №№ 7, 11, 13 инструментов вообще не было. Многие школы не были обеспеченны помещениями и топливом [4]. В школе № 13 не было ни общежитий, ни столовой, ни прачечной, ни бани. А в школе ФЗО № 7 выделенное помещение для общежития не было отремонтировано. Общежитие представляло собой двухэтажный барак, у которого 1/3 крыши не была покрыта кровлей. В школе ФЗО при депо станции Карталы для столовой выделили конюшню, которую так же приспособили для кухни и складов [5].

Особенно плохо обстояло дело в железнодорожных училищах №№ 2, 7, 8, 12 в Чкаловской области. В железнодорожном училище N° 2 общежитие не было оборудовано, об этом говорилось в отчете комиссии, которая проверяла эту школу: «В них грязно и сыро. Нет света, даже примитивных коптилок. Печи не отремонтированы, когда начинают топить, то в общежитиях дым и находиться невозможно. Бани нет». Школа не имела достаточной жилой площади. Общежития располагались в землянках, в них было тесно. «Койки поставлены почти всплошную, в некоторых общежитиях температура ниже нормальной, сушилок нет, вешалок - то же самое» [6]. Положение в училище № 2 было очень тяжелое, об этом свидетельствует письмо учащегося Сухова Володи, написанное родителям 22 декабря 1941 г. -«Тут совсем одичаешь. Книг нет, кино нет, газет нет, радио нет, а самое главное бани нет. Грязный как черт. Ребята все недовольны. Вот тебе и школа ФЗО, была бы возможность, я бы с радостью уехал отсюда». Положение в этой школе не изменилось и в январе 1942 г. Учащиеся этой школы, уставшие от такого положения вещей, вынуждены были 7 января написать письмо в редакцию «Чкаловской коммуны». В письме говорилось, что в их школе еще не приступили к учебе, потому что нет инструментов. Цех, где они работали, находился в 2-х км от общежития, он не был оборудован и не отоплен. Никто не проводил с учениками ни бесед, ни читок. Газет и книг не было. Столовая была не оборудована, света не было, поэтому официантки разносили пищу, освещая себе путь фонарем. За весь месяц один раз меняли белье. Бани не было. Некоторые ребята даже обменивали белье на хлеб и папиросы [7].

В школе ФЗО № 8 Адамовского района Чка-ловской области не были подготовлены ни здания школы, ни общежития. Для производственного обучения так же ничего не было подготовлено. Не было спецодежды и обуви, без чего в шахту спускать учеников было нельзя. На всю группу имелся только один отбойный молоток, что было недостаточно. Основная причина этого была в том, что Чкаловское областное управление трудовых резервов задерживало финансирование школы ФЗО № 8, что не давало возможности приобрести оборудование, постельные принадлежности, инструменты и т.д.

С учащимися школы ФЗО № 4 Саракташско-го района в течение 4-х месяцев практические занятия не проводились. В ремесленном училище № 1 при Южуралникелькомбинате из-за отсут-

ствия помещений занятия в классах проводились кое-как, на уроках некоторые даже стояли, так как не было мест для сидения [8].

В железнодорожном училище № 3 города Челябинск со дня его организации до 26 декабря 1941 г. не менялось белье, у учеников появились вши, чесотка. В докладной начальника областного управления трудовых резервов Митрофанова от 13 января 1943 г. отмечалось, что у учеников этого училища, «шея, голова, руки и тело грязные, в общежитии на койках и под койками складывалась верхняя одежда. Питание организовано плохо. В одном и том же котле варят кашу и кипятят чай, получается бурда. Вся стоимость питания 4,70 рубля, вместо положенных 6 рублей. Также плохо была поставлена воспитательная работа, проявлялось самодурство воспитателей. Творилось беззаконие в общежитиях, как со стороны дежурных, так и со стороны самих учащихся. «В общежитие школы ФЗО № 7 учащиеся Зубаев и Табаков своими действиями довели ученика Алпатова до того, что он 24 декабря 1942 г. ушел и при этом отморозил себе ухо. Они ночью засовывали спящему Алпатову бумагу между пальцев ног и зажигали ее, мазали сажей, плевали в лицо. Среди учащихся развелась картежная игра». В общежитии школы ФЗО № 2 «один ученик разогрел проволоку и другому спящему ученику раскаленной проволокой прижигал тело» [9].

Такое положение в училищах и школах ФЗО привело к тому, что с первых дней учебы началось бегство учащихся. Так, из школы ФЗО № 1 города Орска Чкаловской области за первые 10 дней учебы сбежало 129 человек или 25,8% (общее количество учащихся - 500 человек).

К началу 1942 г. были отчислены из школ ФЗО 59 человек, ремесленных и железнодорожных училищ - 24. Всего - 83 учащихся, из них по болезни - 54, по возрасту - 17, как осужденные -9, за хулиганство - 3. Исключали по разным причинам. Так, ученик школы ФЗО № 9 города Бузулука Чкаловской области Старовойтов А.И. был исключен за нарушение правил внутреннего распорядка (недисциплинированность, пьянство). Из этой же школы был отчислен и взят под стражу органами милиции ученик Чернов С. за хулиганские поступки с нанесением ранения в спину другому ученику [10].

Главное управление трудовых резервов совместно с Наркоматом путей сообщения (НКПС) должны были организовать весной 1942 г. на базе дорожных участков и в ремесленных пунк-

тах НКПС 106 школ ФЗО с 3-х месячным сроком обучения.

В Чкаловской области в соответствии с этим были вновь открыты две школы ФЗО с количеством учащихся 600 человек. Одна из них находилась в городе Чкалове при депо № 1 с количеством учащихся 100 человек. Эта школа должна была готовить рабочих-путейцев. Занятия здесь начались с 1 апреля 1942 г., срок обучения составлял 3 месяца. Другая школа находилась на станции Сары-Мурза Казахской ССР, но была в подчинении Чкаловского областного управления государственных трудовых резервов, с количеством учащихся 500 человек, которая должна была подготовить 400 путевых рабочих и 100 плотников. Срок обучения в этой школе установлен был в 3,5 месяца, занятия начинались с 1 апреля 1942 г. [11]. Кроме того, 1-го марта 1942 г. на станции Колтубанка была организована школа ФЗО № 15 на 105 человек, которая должна была готовить плотников при Чкаловской железной дороге. Она была создана за счет реорганизации Домбаровской школы ФЗО № 2.

Для этих школ был произведен дополнительный набор учащихся. Благодаря проведенной массовой разъяснительной работе набор в данные школы прошел организованно. По инициативе комсомольских организаций школ учащиеся школ ФЗО №№ 11, 9, 6 и др. написали письма в колхозы своим товарищам. В письмах они рассказывали, как овладевают различными специальностями, техникой и призывали последовать их примеру, поступать во вновь открываемые школы ФЗО. Свыше 60% призванных являлись добровольцами. Набор по области в эти школы был закончен 29 марта, т.е. раньше намеченного срока. 12-13 апреля была организована отправка учащихся к месту учебы. Занятия во вновь открываемых школах начались не 1 апреля, как планировалось раньше, а 15 апреля 1942 г., т.е. с опозданием.

При организации новых школ ФЗО были определенные трудности. Так, учащиеся школы ФЗО № 16 (ст. Сара-Мурза) были размещены в палатках. Неустроенность быта, плохое питание приводили к бегству учеников из этой школы ФЗО. 11 апреля Соль-Илецкий район Чкаловской области отправил в данную школу 30 призывников. Через месяц 14 человек оттуда сбежали и приехали домой. Причиной побега они называли: 1. Отвратительно плохо организованное питание, когда зачастую за весь день выдавали только по 300 гр. хлеба, воду достав-

ляли грязную и тухлую, вследствие чего много учащихся заболели; 2. Учеба не организована, вместо учебы - ежедневные земляные работы; 3. Со стороны отдельных мастеров проводились вредные разговоры среди учащихся, например, один мастер, фамилию которого учащиеся не знали, говорил им так: «Кто хочет бежать, бегите сейчас, а то поздно будет, после 3-х месяцев вас всех отправят в Финляндию» [12]. В этой школе ФЗО № 16 осталось 50% учащихся. Как было написано: «Побеги они производят в ночное время, пешком проходят до 100 км, а потом по железной дороге». Часто такие же факты описывали учащиеся в своих письмах к родителям. Учащихся, которые сбежали, 22 мая 1942 г. отправили обратно.

Лучше была подготовлена школа ФЗО № 17, где общежития и мастерские были отремонтированы, столовая оборудована и принята комиссией. Инструментами школа была обеспечена на 60%. Необходимым инвентарем (столы, стулья, койки и т.д.), постельным бельем и обмундированием (за исключением ботинок) школа обеспечена.

Главное управление трудовых резервов при совнаркоме СССР переработало старые и разработало новые единые учебные планы и программы для училищ и школ государственных трудовых резервов. Если в учебных планах и программах школ ФЗО больше внимания уделялось теоретическому обучению, то учебные планы и программы железнодорожных училищ и школ системы трудовых резервов большую часть учебного времени отводили производственному обучению.

Надо отметить, что общеобразовательные предметы в училищах были тесно связаны с производственным обучением. Взять хотя бы планы подготовки в училищах токарей-универсалов и электромонтеров. Они отличались не только разными курсами спецтехнологии, но и тем, что при подготовке токарей, например, больше времени уделялось изучению черчения; у электромонтеров же изучение черчения занимало меньше времени, зато им предстояло пройти более полный курс электротехники.

Однако на практике все было сложнее. В Челябинской и Чкаловской областях даже к началу марта 1943 г. железнодорожные училища не были обеспечены программами [13]. В училищах и школах слабо была поставлена воспитательная работа с учащимися. Не было системы и плановости в проведении лекций, бесед и кружковой работы. В результате успеваемость учащихся в отдельных училищах и школах не превышала 80%.

Самые хорошие показатели успеваемости по Челябинской области были по школам ФЗО, где учеба шла «исключительно на производстве, без теории». Всего только за январь и февраль школами ФЗО получено за выполнение заказов государственными предприятиями и строительством 2817820 руб. Из них выдано на руки учащимся 2107711 руб.

Из ремесленных училищ наилучших показателей добилось Пластовское ЖУ № 7 Челябинской области (абсолютная успеваемость - 95,7%, качественная - 78,6%). Наихудшие показатели имело Челябинское ЖУ № 8 (абсолютная успеваемость - 67%, качественная - 53%). Лучшие показатели успеваемости были достигнуты по железнодорожным училищам, что объяснялось малым контингентом учащихся.

В Чкаловской области с самого начала организации школ ФЗО теоретическое обучение не предусматривалось. Так, на совещании директоров училищ и школ ФЗО в ноябре 1942 г. говорилось, что теоретической подготовки не будет, только практика. Некоторые школы ФЗО не стали организовывать специальных помещений, а все обучение перенесли на производство. Даже в ремесленном училище при Никель-комбинате учащиеся должны были проходить обучение непосредственно у рабочего места на производственных агрегатах. Первое время учащиеся должны были заниматься дублированием, а в дальнейшем им давали рабочие места, когда они приобретали кое-какие навыки. Тем более постоянного помещения для учебы не было. В школе ФЗО № 11 города Чкалова теоретических занятий тоже не было, но вместо них был введен техминимум для учащихся, где давали элементарные знания по той специальности, по которой обучались ребята.

Ученик школы ФЗО № 3 Киселев рассказывал о начале обучения так: «В первое время, как вышел на работу, то вначале стал учиться кидать лопатой и как с ней обращаться. Затем нас направили штукатурить. В процессе шестимесячного обучения было установлено, что в отдельных школах некоторые мастера не соответствовали своему назначению. Например, мастер группы кровельщиков Кирюкин, не имея этой специальности, обучал учащихся кровельному делу. Были случаи неправильного привития трудовых навыков учащимся. В Бугурусланском ремесленном училище Чкаловской области мастер по обучению столярному делу Цуйков, который вместо того, чтобы начинать обучать учеников от просто-

го к более сложному, делал шкафы, стулья, тогда, как, ребята не могли хорошо отстрогать даже доску, и как результат - тонкости в работе не получалось, ребята работали грубо, неискусно. Как указывалось в документах, многие руководители школ ФЗО и училищ, а также мастера «мирились с грязью в мастерских, захламленностью, недостаточно настойчиво прививали навыки культуры, чистоты и строгого порядка» [14].

Вот как описывал обычный день в Железнодорожном училище № 2 Чкалова учащийся Ми-хин: «Поднимаемся мы в 6 часов, кто умывается, кто без умывания в 7 часов идем на завтрак строем и без строя. После завтрака ученики занимаются, кто, чем желает, кто опять спать ложится, да еще в одежде, кто в коридоре курит да хулиганит, а большинство ничего не делают. На общежитие № 2 только одна книга, из-за которой ребята часто учиняют драку. В 12 часов обед, после обеда начинается то же самое, что и после завтрака. В 4 часа идем на работу».

В документах часто отмечалось, что в большинстве школ ФЗО и училищ плохо организовано производственное обучение, не были подготовлены рабочие места, где учащиеся получали производственные навыки. В ряде школ и училищ наблюдались перебои с топливом.

Наряду с недостатками в работе школ ФЗО и училищ области имелись и серьезные успехи. За период производственной учебы учащиеся проделали большую работу на предприятиях, шахтах, рудниках, железнодорожном транспорте и строительстве. Так, в школе ФЗО № 4 города Медногорска Чкаловской области за один только апрель было добыто учащимися 1970 тонн медно-серной руды. Учащиеся школы ФЗО № 11 при станции депо Чкалов из ремонта выпустили 3 паровоза. Кроме этого, они самостоятельно произвели ремонт вагонов: из средне-капитального ремонта выпустили 94 вагона, из годового - 32 вагона, из текущего - 100 вагонов. В городе Орс-ке учащимися школы ФЗО № 1 было построено 24 кирпичных и деревянных здания под жилые дома и школы. Достроен пятиэтажный дом на 72 квартиры. Уложено 4 млн. кирпича и 1200 кубометров брутто, отштукатурено 3 дома и т.д.

Бузулукская школа ФЗО № 9 заключила договор со школой ФЗО № 11 города Чкалова. Кроме того, было развернуто соревнование между группами слесарей, токарей и формовщиков, а также внутри группы заключены индивидуальные социалистические договоры между учащимися. В результате чего фотографии 19 учащихся

были помещены на доску почета. Отличников производства отмечали в настенной газете «Трудовые резервы», а лучшие работы учащихся помещались на выставке, которая была организована при школе ФЗО, а часть - отправлена на областную выставку. Также была хорошо организована культурно-массовая работа в этой школе. Там были организованы встречи с лучшими мастерами, стахановцами и ударниками. Проводились доклады, лекции, беседы на различные темы. Учащимися школы было организовано 10 коллективных посещений театра и кино. Силами драматического кружка школы ФЗО были поставлены пьесы «Он и Она» и «Третья нить». Помимо драматического кружка, организованы кружки по изучению ГСО, кружок по изучению «Краткого курса истории ВКП (б)» и танцевальный кружок [15].

Несмотря на трудности военного времени, областная сеть ремесленных училищ и школ ФЗО продолжала расширяться. Только в 1941 г. в Челябинской области открыто дополнительно 26 ремесленных училищ в городах: Аше (№ 19), Магнитогорске (№ 13, 16, 17), Карталах (№ 7), Копейске (№ 23), Троицке (№ 22), Челябинске (№ 14, 15, 24) и др. и 35 школ фабрично-заводского обучения: в Копейске (№ 30), Миассе (№ 5), Че-баркуле (№ 31), Челябинске (№ 22, 24, 32) и др.

В 1942 г. расширение областной сети ремесленных училищ и школ ФЗО продолжалось. Были открыты вновь ремесленные училища: в Челябинске (№ 1), Златоусте (№ 2), Миассе (№ 26), Пласте (№ 8), Сатке (№ 9), Нязепетров-ске (№ 27); школы ФЗО: в Челябинске (№ 24, 32, 33, 41, 53), Магнитогорске (№ 31, 37), Златоусте (№ 21, 23, 27, 48, 60), Миассе (№ 25), Троицке (№ 4), Копейске (№ 30), Сатке (№ 54), Кар-талах (№ 34, 55). На протяжении всей войны у учащихся системы государственных трудовых ресурсов наблюдались значительные бытовые и материальные трудности, многие из которых так и не были преодолены. Государственная система нормированного снабжения позволяла удовлетворить лишь минимум потребностей подростков, а сбои, по тем или иным причинам возникающие в ее работе, зачастую ставили детей на грань выживания. Тем не менее, государственная задача подготовки для промышленности кадров молодых рабочих была достигнута; сеть краевых ремесленных и железнодорожных училищ, школ ФЗО была не только сохранена, но и расширена.

Таким образом, в годы войны в довольно сложных, порой невыносимых условиях проис-

ходило обучение учащихся школ трудовых резервов на Южном Урале. Несмотря на недостатки эти меры сыграли позитивную роль в создании прочной основы трудовых резервов, для выпуска специалистов, в которых остро нуждалась страна в суровые годы Великой Отечественной войны.

ЛИТЕРАТУРА

1. ОГАЧО (Объединенный государственный архив Челябинской области). Ф. 89. Оп. 1. Д. 57. Л. 44.

2. ЦДНИОО (Центр документации новейшей истории Оренбургской области). Ф. 391. Оп. 1. Д. 59. Л. 23.

3. ГАОО (Государственный архив Оренбургской области). Ф. 288. Оп. 4. Д. 47. Л. 31.

4. ГАОО. Ф. 288. Оп. 4. Д. 47. Л. 34.

5. ЦДНИОО. Ф. 391. Оп. 1. Д. 58. Л. 64.

6. ЦДНИОО. Ф. 391. Оп. 1. Д. 58. Л. 98.

7. ЦДНИОО. Ф. 391. Оп. 1. Д. 61. Л. 87.

8. ЦДНИОО. Ф. 391. Оп. 1. Д. 96. Л. 41.

9. ЦДНИОО. Ф. 391. Оп. 3. Д. 11. Л. 78.

10. ОГАЧО. Ф. 87. Оп. 2. Д. 547. Л. 101-102.

11. ОГАЧО. Ф. 89. Оп. 1. Д. 57. Л. 44.

12. ГАОПДКО (Государственный архив общественно-политической документации Курганской области). Ф. 14. Оп. 3. Д. 46. Л. 88-89.

13. ЦДНИОО. Ф. 391. Оп. 1. Д. 59. Л. 14-15.

14. ГАОО. Ф. 288. Оп. 3. Д. 48. Л. 35.

15. ГАОО. Ф. 155. Оп. 2. Д. 50. Л. 34.

REFERENCES

1. OGACHO (United State Archives of the Chelyabinsk Region). F. 89. Bord. 1. F. 57. P. 44.

2. TSDNOO (Center for Documentation of the Newest History of the Orenburg Region). F. 391. Bord. 1. F. 59. P. 23.

3. GAOO (State Archives of the Orenburg Region). F. 288. Bord. 4. F. 47. P. 31.

4. GAOO. F. 288. Bord. 4. F. 47. P. 34.

5. TSDNOO (Center for Documentation of the Newest History of the Orenburg Region). F. 391. Bord. 1. F. 58. P. 64.

6. CEAC. F. 391. Bord. 1. F. 58. P. 98.

7. CEAC. F. 391. Bord. 1. F. 61. P. 87.

8. CEAC. F. 391. Bord. 1. F. 96. P. 41.

9. CEAC. F. 391. Bord. 3. F. 11. P. 78.

10. OGACHO (United State Archives of the Chelyabinsk Region). F. 87. Bord. 2. F. 547. P. 101-102.

11. OGACHO. F. 89. Bord. 1. F. 57. P. 44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. GAOPDCO (State Archives of socio-political documentation of the Kurgan region). F. 14. Bord. 3. F. 46. P. 88-89.

13. CEAC. F. 391. Bord. 1. F. 59. P. 14-15.

14. GAOO. F. 288. Bord. 3. F. 48. P. 35.

15. GAOO. F. 155. Bord. 2. F. 50. P. 34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.