Научная статья на тему 'Система подготовки рабочих кадров в мордовии в годы Великой Отечественной войны'

Система подготовки рабочих кадров в мордовии в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
73
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ / ШКОЛЫ ФЗО / РЕМЕСЛЕННЫЕ УЧИЛИЩА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ / ВОЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / THE GREAT PATRIOTIC WAR / THE REPUBLIC OD MORDOVIA / SCHOOLS / COLLEGES / PROFESSIONAL SCHOOLS / MILITARY INDUSTRY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Корнишина Галина Альбертовна

В статье рассматриваются методы и условия подготовки кадров для предприятий военной промышленности Мордовии в годы Великой Отечественной войны. Важное значение в системе обучения рабочим специальностям имели школы системы трудовых резервов, ремесленные училища и школы ФЗО. В них за годы войны было подготовлено более 11 тыс. чел. различных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of working stuff preparation in Mordovia during the Great Patriotic war

Methods and conditions of staff preparation for military industry during the Great Patriotic war are considered in the article. The importance value in this system of teaching had schools of labour colleges. More than 11 000 people of various specialities were taught there during the war.

Текст научной работы на тему «Система подготовки рабочих кадров в мордовии в годы Великой Отечественной войны»

УДК 377.4(470.345) "1941/1945" ББК Т3(2Рос.Мор)6

Г. А. корнишина

система подготовки рабочих кадров в мордовии в годы великой отечественной войны

ключевые слова: Великая Отечественная война, Республика Мордовия, школы ФЗО, ремесленные училища, профессионально-технические школы, военная промышленность.

G. A. Kornishina

the system of working stuff preparation in mordovia during the great patriotic war

Key-words: the Great Patriotic War, the Republic of Mordovia, schools, colleges, professional schools, military industry.

Накануне войны Мордовия была одной из среднеразвитых аграрно-индустриальных республик Среднего Поволжья, специализировавшейся на производстве сельскохозяйственной продукции. Что касается промышленного сектора, то в нем наиболее крупными предприятиями были перерабатывающие и пищевые. С первых дней войны десятки тысяч рабочих Мордовии ушли на фронт. Это объясняется тем, что в существовавших тогда отраслях отсутствовало их бронирование. Поэтому когда осенью-зимой 1941-1942 гг. в республику было эвакуировано 17 крупных предприятий из Украины, Белоруссии и других регионов страны стала ощущаться нехватка квалифицированной рабочей силы.

Основным методом ее привлечения на промышленные предприятия стала мобилизация трудоспособного населения, не занятого в общественном производстве. При этом значительную его часть составляли женщины и подростки. Их обучение рабочим специальностям осуществлялось на предприятиях, где практиковались индивидуальные и бригадно-индивидуальные виды производственно-технического обучения, а также через систему трудовых резервов, где было подготовлено более 11 тыс. чел. Эта система в Мордовии охватывала различные типы учебных заведений: ремесленные, железнодорожные училища и школы ФЗО. В них обучались более 2 тыс. юношей и девушек. Кроме того, за годы во-

йны из Мордовии было послано на учебу в другие профессионально-технические школы городов Поволжья и Урала более 10 тыс. чел. [1].

В училищах и школах ФЗО готовили рабочих различных специальностей: жестянщиков, кузнецов, слесарей-вагонников, слесарей, штукатуров, маляров, плотников, столяров-станочников, токарей, кочегаров, помощников машинистов, литейщиков, котельщиков, электриков, бригадиров по ремонту путей, дежурных по станции (табл. 1).

Так, ремесленное училище № 1, созданное 1 декабря 1940 г., готовило рабочих для Саровского машиностроительного завода (г. Саров числился в составе Темниковского района МАССР). Машиностроительный завод был расположен в некотором отдалении от поселка и имел отдельную территорию со специально отстроенными цехами, но некоторые вспомогательные цеха были размещены и в подсобных монастырских помещениях. Здесь же находилось и ремесленное училище. Его основное здание представляло собой отдельный трехэтажный корпус, где были расположены канцелярия училища, учебные аудитории и кабинеты, учебные цеха.

Саранское ремесленное училище № 2 было организовано 1 августа 1941 г. на базе механических мастерских Наркомместпрома МАССР с количеством учащихся 519 чел. Из них девушек было 110 чел., юношей - 409. Состав учащихся был многонациональным:

40 ГумАнИТАРИй: актуальные проблемы ^ 2 (14) 2011

гуманитарной науки и образования - V л

Таблица 1

Сеть ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФзО мордовии в 1942 г.*

Название учебного заведения Местонахождение Число учащихся, чел. Специальность Срок обучения

Ремесленное училище № 1 Саров, Темников-ский район 750 Токарь, слесарь 2 года

Ремесленное училище № 2 Саранск 556 Токарь, слесарь 2 года

Ремесленное училище № 3 Ардатов 256 Токарь, слесарь,электромонтер 2 года

Ремесленное училище № 1 Рузаевка 656 Машинист, токарь, слесарь, электромонтер 2 года

Школа ФЗО № 1 Рузаевка 300 Токарь, слесарь, мастер по ремонту путей и вагонов 4-5 мес.

Школа ФЗО № 2 Саранск 290 Строитель 4-5 мес.

Школа ФЗО № 3 Саранск 310 Металлист 4-5 мес.

Филиал школы ФЗО Ардатов 130 Тракторист

Итого 3 248

* Составлена по: Мордовия 1941-1945: сб. док. Саранск, 1995.

русских насчитывалось 291 чел., белорусов -173, украинцев - 10, мордвы - 21, евреев - 21, татар - 2, греков - 1. Учебный коллектив этого училища насчитывал 19 мастеров, двое из которых имели высшее образование, пятеро -средне-техническое, 8 чел. - общее среднее и 5 - начальное. В этом училище была налажена хорошая дисциплина, и в связи с этим процесс обучения шел довольно успешно. Причем учащиеся изучали не только дисциплины, требующиеся им на производстве, но аккуратно посещали и воинские занятия. Из их числа впоследствии были сформированы два взвода истребителей танков в количестве 100 чел.

В училище № 2, кроме обучения, учащиеся выполняли и производственные заказы, поступавшие от механических мастерских. В 1942 г. одной их лучших в училище была группа формовщиков № 6, которую возглавлял мастер Сафонов. Она выполняла учебно-производственную программу на 147 %. Учащийся этой группы Егунов выполнял задание на 225 %, Лапкин и Котлов - 225 %, Кутузов и Косоруков - на 200 %, Комарниц-кий на - 193 %. Все они были награждены за перевыполнение производственного задания

значком отличников социалистического соревнования [3].

Конечно, и здесь были самовольные уходы с учебных занятий и даже побеги. Так, согласно данным газеты «Красная Мордовия» в 1942-1945 гг. совершили побег из училища 17 чел. [4].

Всего за годы Великой Отечественной войны Саранское ремесленное училище № 2 выпустило сотни квалифицированных рабочих. Оно дало ценное пополнение заводам Москвы, Ленинграда, Куйбышева, Казани, Магнитогорска и других городов. Свыше 300 выпускников работали на предприятиях Мордовии. Многие из них достигли больших результатов в трудовой деятельности. Например, Л. Картаев являлся лучшим токарем одного из цехов механического завода, Н. Масехнович был стахановцем военного времени этого же завода, И. Колляков дважды был награжден почетной грамотой Главного управления трудовых резервов как отличник социалистического соревнования.

Огромная нагрузка в годы войны выпала и на железнодорожников Мордовии. Только Ру-заевское отделение Куйбышевской железной

дороги за этот период перевезло около 100 тыс. тяжелых составов, более 2,5 млн т груза.

Для того чтобы обеспечить эту отрасль народного хозяйства необходимым количеством кадров, еще перед войной (в 1940 г.) в Рузаевке было открыто железнодорожное училище № 1. В 1941 г. на пяти специальностях здесь обучались 350 чел. (табл. 2), из них юношей - 323 чел., девушек - 27 чел.

Таблица 2

Контингент учащихся и профиль обучения в Рузаевском железнодорожном училище № 1 в 1941 г.*

Наименование специальности Количество групп Число учащихся

Помощник машиниста 7 175

Слесарь по ремонту паровозов 2 50

Токарь 2 50

Электромонтерь 1 25

Бригадир по ремонту пути 2 50

Итого 14 350

* Составлена по: ЦДНИ РМ. Ф. 269. Оп. 3. Д. 361. Л. 38.

Училище было полностью укомплектовано преподавателями. Здесь работали 14 мастеров, которые хорошо наладили процесс производственного обучения, а также бытовые условия ремесленников. Хорошее состояние учебных классов и жилых комнат в общежитии училища даже отмечалось в постановлении Мордовского обкома ВКП (б).

Благодаря четко направленному руководству учащимися, организации их рабочих мест, своевременной подготовке объектов работы ремесленники постоянно наращивали производительность труда. Например: в конце 1940 г. она составляла 104,1 %, в начале 1941 г. - 124,8 %, а к концу того же года -138,8 %. Имелись группы, где эти показатели были даже выше. Так, 5-я Краснознаменная группа (мастер Кладов) в конце 1940 г. выполняла планы производственного задания на 128 %, а в начале и конце 1941 г. - соответственно на 140 и 145 %. В 1942 г. лучшей группой железнодорожного училища стала

42

группа № 22 слесарей по ремонту вагонов, в которой насчитывалось 24 чел. Возглавлял ее мастер производственного обучения Костров. В этой группе 17 учащихся успевали только на «отлично», 6 - на «хорошо» и 1 ученик имел посредственные оценки. Группа под руководством мастера Кострова систематически из месяца в месяц выполняла и перевыполняла производственный план по ремонту вагонов. В июне он был выполнен на 132 %. Лучшими учащимися были П. И. Сил-кин - помощник мастера, который не только отлично учился и перевыполнил план ремонта вагонов на 186 %, но и помогал мастеру в руководстве группой. Он, а также другой ремесленник этой группы В. И. Борновалкин, также перевыполнявший производственный план, были награждены значком отличника социалистического соревнования [5].

Строго по плану проходило в этом училище и обучение теоретическим основам производства, а также общеобразовательных предметов. Высока была и успеваемость учащихся. Абсолютная успеваемость за 1941 г. составляла 90,3 %. Из всего числа учащихся 33,5 % были отличниками, 41,0 % учились на «хорошо» и «отлично», 23,2 % имели посредственную успеваемость и лишь 2,3 % учились плохо. Последнюю группу ремесленников, скорее всего, составляли нарушители дисциплины, которые часто самовольно отлучались не только за территорию училища, но и выезжали в другие города и районы [6].

В школе ФЗО № 1, созданной при Рузаевском паровозном и вагонном депо, в 1942 г. обучалось 211 чел. План производственных заказов был выполнен на 93,6 %. Первое место заняла группа № 7 слесарей по ремонту вагонов (мастер Новиков). Число учащихся, освоивших производственные навыки по учебной программе на «отлично», - 15 чел., на «хорошо» - 14 чел. Лучшим в этой группе был ученик Сорокин, который выполнял задания только на «отлично» при отличной дисциплине. За отличную учебу и дисциплину получил похвальную грамоту.

ФЗО № 2 возникла в июне 1942 г. при Саранском горкомхозе и готовило рабочих строительных специальностей: штукатуров, маляров, плотников. Контингент учащихся составлял 287 чел. План производственных

ГУМАНИТАРИЙ: актуальные проблемы № 2 (14) 2011 гуманитарной науки и образования - V л

заказов ими выполнялся на 135,2 %. Лучших результатов по школе добилась группа № 3 (плотники), которой руководил мастер Мизо-нов. Учащиеся этой группы имели хорошее качество работы, выполняли и перевыполняли нормы выработки.

В школе ФЗО № 3 к августу 1944 г. учились 370 чел., из них 171 юноша и 199 девушек. По национальному составу учащиеся распределялись следующим образом: русских - 243 чел., мордвы - 76 чел., татар -40 чел., белорусов - 2 чел., украинцев -7 чел., башкир - 1 чел., казахов - 1 чел. Всего здесь было организовано 11 групп: 2 группы слесарей, 5 групп токарей, 4 группы токарей-автоматчиков. Ремесленники довольно успешно справлялись с планом производственных заказов (на 114 %), который им давал завод № 583 (ныне Саранский механический завод), при котором была создана школа. Лучшей группой ФЗО № 3 являлась группа № 6 (мастер Свитин). Она систематически выполняла учебно-производственную программу, качество выполняемой ею работы было хорошим, дисциплина на производстве - отличной. 86 % учащихся этой группы получали оценки «отлично» и «хорошо». Лидером в ней была Н. Трунькина - слесарь

по ремонту, которая выполняла производственное задание на 165 %. В 1944 г. ФЗО № 3 выпустила 195 чел.: 10 чел. токарей-автоматчиков, 116 чел. станочников, 64 чел. токарей-операционников, 3 чел. слесарей, 1 термитчик и 1 заточник [7].

В школе работали три кружка самодеятельности: хоровой, который посещали 25 чел., драматический - 19 чел. и кружок рукоделия. Имелся красный уголок, где находилась библиотека для учащихся в 570 книг.

Для того чтобы еще лучше обеспечить квалифицированными рабочими предприятия военной промышленности, железнодорожного транспорта, строительства, а также направить необходимых специалистов для восстановительных работ в районах, освобожденных от немецкой оккупации, Совет народных комиссаров в 1944 г. объявил массовый призыв в ремесленные училища и школы ФЗО. В его постановлении отмечалось:

1. Обязать Комитет по учету и распределению рабочей силы при Совнаркоме СССР, обл(край)исполкомы, совнаркомы союзных и автономных республик призвать (мобилизовать), а Главное управление трудовых резервов при Совнаркоме СССР принять в

Таблица 3

Ремесленные училища и школы ФзО мордовии в апреле 1945 г.*

Наименование училищ и школ ФЗО, их профиль Производственная база Контингент учащихся Выпущено учащихся Место нахождения

по плану фактически

Железнодорожное училище № 1 Паровозное и вагонное депо 700 656 79 Рузаевка

Ремесленное училище № 2 (металлистов) Завод № 583 600 546 72 Саранск

Ремесленное училище № 3 (металлистов) Собственные мастерские 325 251 30 Ардатов

Школа ФЗО № 1 (ж. д. транспорта) Паровозное и вагонное депо 250 235 Рузаевка

Школа ФЗО № 2 (строителей) Горкомхоз 200 206 Саранск

Школа ФЗО № 3 (металлистов) Завод № 583 200 199 — Саранск

Школа ФЗО № 4 (механизации с. х.) Краснослобод-ская МТМ 200 203 Красносло-бодск

* Составлена по: Мордовия 1941-1945: сб. док. Саранск, 1995. С. 609-610.

период с 15 сентября по 15 октября 1944 г. в ремесленные и железнодорожные училища из числа городской молодежи и в школы ФЗО, в том числе из городской молодежи и сельской молодежи мужского и женского пола [8].

В этом постановлении давалась разрядка по количеству призываемой молодежи, а также ее распределение по отдельным типам учебных заведений (табл. 3). В основном на учебу мобилизовывались юноши и девушки в возрасте 15-17 лет. В школы ФЗО металлургической промышленности призывались преимущественно юноши. В результате к апрелю 1945 г. в республике были 3 ремесленных и железнодорожных училища и 4 школы ФЗО, которые насчитывали почти 2 500 учащихся (см. табл. 3).

Таким образом, в годы войны в Мордовии важное значение имели школы системы трудовых резервов, ремесленные, железнодорожные училища и школы ФЗО. Это вызывалось не только тем, что многие специалисты промышленности и сельского хозяйства добровольно или по мобилизации ушли на фронт, но и тем, что нужды защиты Родины

требовали нарастающего увеличения материального снабжения действующей армии. Поэтому в учебных планах и программах ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО большое место отводилось не только теоретическим и производственным предметам, но и военно-оборонной и физической подготовке учащихся.

Во всех училищах и школах ФЗО в годы Великой Отечественной войны, несмотря на трудности, полностью выполнялись учебные программы теоретического и производственного обучения. Все учащихся были обеспечены жильем, постельными принадлежностями, им выдавалась кожаная обувь.

Обученные молодые специалисты направлялись на работу в промышленные предприятия и на транспорт. Многие были посланы в освобожденные районы, где восстанавливали промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Воспитанники ремесленных училищ принимали активное участие и в боевых действиях в Польше, Чехословакии, Румынии, Венгрии и т. д. Большое их количество были удостоены высоких наград за трудовые успехи.

Примечания

1. См.: Котков К. А. О некоторых вопросах деятельности школ и учреждений культуры в Мор-

довии в годы Великой Отечественной войны // Вопросы истории и археологии Мордовской АССР. Саранск, 1972. С. 45.

2. См: Республиканское совещание работников народного образования // Крас. Мордовия [Саранск]. 1945. 28 авг.

3. Центр документации новейшей истории Республики Мордовия (ЦДНИ РМ). Ф. 269. Оп. 3.

Д. 579. Л. 65.

4. См.: В Саранском ремесленном училище № 2 // Крас. Мордовия [Саранск]. 1945. 19 сент.

5. ЦДНИ РМ. Ф. 269. Оп. 3. Д. 579. Л. 64.

6. Там же. Д. 361. Л. 42.

7. Там же. Д. 579. Л. 67.

Поступила в редакцию 15.12.2010.

Сведения об авторе

корнишина Галина Альбертовна - доктор исторических наук, профессор кафедры новейшей истории народов России Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва. Область научных интересов: этнопедагогика, этнография, фольклор, краеведение, мифология. Автор более 120 научных и учебно-методических работ. e-mail: [email protected]

44 ГумАнИТАРИй: актуальные проблемы ^ 2 (14) 2011

гуманитарной науки и образования - V л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.