Научная статья на тему 'ОБРАЗ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ В ВОСПОМИНАНИЯХ ТЕХ, КТО В НЕЙ УЧИЛСЯ'

ОБРАЗ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ В ВОСПОМИНАНИЯХ ТЕХ, КТО В НЕЙ УЧИЛСЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
118
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
ДЕТСТВО / СОВЕТСКАЯ ШКОЛА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ВОСПОМИНАНИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ВНЕУРОЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / СОВЕТСКОЕ ДЕТСТВО / ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / АНТРОПОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Теплова Елена Феликсовна

Автор анализирует воспоминания людей, учившихся в советской школе в послевоенный период, исследует оценку ими учебного и воспитательного процесса, а также влияние советской школы на дальнейшую жизнь и личностное становление. На основе проведенного опроса воссоздается картина советского школьного детства, с опорой на воспоминания бывших школьников выявляются позитивные и негативные черты воспитательной модели, действовавшей в СССР в 1950-1980-х годах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF THE SOVIET SCHOOL IN THE MEMORIES OF THOSE WHO STUDIED THERE

The author analyzes the memories of people who studied at a Soviet school in the postwar period, examines their assessment of the educational and training process, as well as the impact of the Soviet school on their further life and personal formation. On the basis of the carried out questioning the author reconstructs the picture of Soviet school childhood and uses the recollections of former pupils to show the positive and negative characteristics of the educational model, which was in force in the USSR in 1950-1980s.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ В ВОСПОМИНАНИЯХ ТЕХ, КТО В НЕЙ УЧИЛСЯ»

АНТРОПОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Елена Теплова Э01 10.37492/ETN0.2023.70.1.011

Образ советской школы в воспоминаниях тех, кто в ней учился

Автор анализирует воспоминания людей, учившихся в советской школе в послевоенный период, исследует оценку ими учебного и воспитательного процесса, а также влияние советской школы на дальнейшую жизнь и личностное становление. На основе проведенного опроса воссоздается картина советского школьного детства, с опорой на воспоминания бывших школьников выявляются позитивные и негативные черты воспитательной модели, действовавшей в СССР в 1950-1980-х годах.

Ключевые слова: детство; советская школа; воспитательная модель; воспоминания; учебный процесс; внеурочные мероприятия; советское детство, пионерская организация; воспитание; образование; антропология образования; ценности.

Детство - важнейший период в жизни каждого человека. Именно в этот период закладываются основные качества, навыки и компетенции, которые будут развиваться у человека на протяжении всей его жизни. Детство - это еще и время особого ощущения счастья. Именно поэтому воспоминания детства для большинства - самые светлые и радостные. Известно, что память сохраняет и как бы воспроизводит сведения о прошлом на основе воображения, порожденного чувствами и ощущениями, вызванными настоящим. Воспоминания о прошлых событиях часто воспроизводятся через призму настоящего и этим во многом объясня-

Теплова

Елена Феликсовна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры культурологии, заместитель директора Центра историко-культурных исследований религии и межци-вилизационных отношений, Институт социально-гуманитарного образования МПГУ (Москва), ef.teplova@mpgu.su

ется ностальгическим подъем интереса к советскому прошлому, в том числе и советскому детству. Исторической памяти свойственно меняться, приобретать новые оттенки, но вместе с тем детские воспоминания, как правило, обладают максимальной эмоциональной достоверностью. Вспоминая о детстве, о себе в детстве, рассказывая о своей жизни в контексте событий прошлого, люди подчас находятся в таком чувственном состоянии, какое не только несет выраженный личностный оттенок, но и может вызвать различные чувства: от радости до гнева, воспоминание старых обид, слезы, смех и другие яркие эмоциональные проявления.

Изучение ментальности дает возможность выявить различные системы коллективных представлений, существовавших в прошлом. Именно важностью идентификационной функции исторической памяти объясняется и растущий интерес к прошлому в современном российском обществе. Это в определенной мере объясняет интерес к советской атрибутике, в том числе к атрибутике детства и школы. Прошлое для человека -важнейший источник для формирования собственного сознания и определения личного места в обществе и окружающем мире. Изменение социальных условий, ценностей и ориентиров вызывает повышенный интерес к своему детскому опыту и будит воспоминания. Подавляющее большинство участников опроса о советской школе, тех людей, чье детство и школьные годы пришлись на период 1950-х - начало 1980-х гг., испытывают определенные ностальгические чувства, связанные со своим детством, которое они безусловно характеризуют как счастливое. Это определяется еще и тем, что ценностные ориентации, которые прививала советская система образования, соответствовали общим принципам существования социума. Заложенные идео-

логические установки соответствовали требованиям жизни и определяли успешность социализации выпускников школ.

Существует «прямая зависимость исторической памяти от социальных потребностей современности и ее инструментальный характер в процессе интерпретации исторической судьбы и перспектив того или иного социума» [1, с. 7]. Воспоминания о детстве часто становятся психологической защитой от существенных вызовов общества, ответить на которые пожилому человеку со сложившимся видом мышления весьма сложно. Функционировавшая система образования и выполнение ею идеологических и воспитательных задач была универсальна и функционировала на всей территории Советского Союза. Именно поэтому бывшие выпускники советских школ, проживающие сегодня и за пределами РФ, примерно одинаково оценивают значение и события школьной жизни. День советского школьника начинался с «Пионерской зорьки», и эта радиопередача, по мнению большинства, вызывала интерес. Процесс осмысления тех или иных событий, связанных со школьными годами, как индивидуумом, так и группой формирует устойчивое представление об этом социальном институте в социуме в целом. Обращает на себя внимание и тот факт, что сегодня отношение к советской школе значительно отличается у тех, кто учился в ней до середины 1980-х годов и тех, кто посещал школу в более позднее время.

Для изучения образа советской школы у тех, кто в ней учился в 1950-1980-х гг., был проведен опрос в виде анкетирования; респонденты заполняли либо Google-форму, либо бланки от руки, в зависимости от их предпочтений. Кстати, многим респондентам оказался удобнее и привычнее именно второй вариант. К настоящему моменту обработано более 130 анкет,

опрос продолжается, принять в нем участие можно по ссылке: https://clck.ru/sR9Fq.

На момент заполнения анкеты возраст самого пожилого респондента - 83 года, самого молодого - 36. Годы обучения в школе, соответственно 1944-1954 и 19912001. В анкетировании приняли участие люди, жившие и учившиеся во многих уголках СССР: Москва, Подмосковье, Тула, Тульская область, Астрахань, Днепропетровская область, Башкирская АССР, Пензенская область, Ростовская область, Казахская ССР, Харьковская область (Украинская ССР), Харьков, Псков, Иваново, Горький, Самара (Куйбышев), Тамбовская область, Кабардино-Балкарская АССР (до 1957 г. - Кабардинская АССР), Мордовская АССР, Татарская АССР, Нанайский район Хабаровского края, Хабаровск, Иркутская область, Братск, Екатеринбург (Свердловск) и т. д. Участники опроса учились в городских и сельских школах, а также в детских домах. Несмотря на широкую географию и разнообразие школьных учреждений, во всех анкетах дается в целом положительная характеристика системы школьного образования в Советском Союзе. Более того, очевидно, что школы выполняли определенный социальный заказ, используя единые методы и подходы. Унификация советской системы образования создавала условия для безболезненного, с точки зрения прохождения программы, перехода из одной школы в другую. Чуть меньше половины респондентов по разным причинам переходили в другие школы, среди них есть и те, кто сменил несколько школ.

У подавляющего большинства ответивших на вопросы воспоминания о школьной жизни носят позитивный характер. Запомнилась общая атмосфера в учебном заведении, одноклассники, мероприятия, к которым относили конкурсы, школьные вечера (в более позднее время - дискотеки), смотры строя и песни,

походы, классные часы. Многие вспоминали свою школьную любовь. Из негативного один респондент отметил зачеты по физике и один - неприятные воспоминания.

Практически все предметы, входившие в школьную программу, включая пение, начальную военную подготовку (НВП) и черчение, названы как среди любимых, так и среди нелюбимых предметов. Причиной-нелюбви чаще всего называют непонимание, отсутствие интереса, сложность, плохое преподавание, учеба только по учебнику. Многие с позиции времени критически оценивали и себя. Например, «не могла чертить», «предмет тяжело давался», «не любила конспектировать», «плохо понимал». Важную роль в определении любимого и нелюбимого предмета играл учитель. По прохождении многих лет, бывшие ученики помнят их по именам и отчествам, отмечают особенности преподавания, говорят о том, что учительница «жила нашей жизнью» и «была второй мамой», «старшим наставником». Бывшие школьники вспоминают и обиды: неуважительное отношение, неограниченная власть учителя, выделение любимчиков и т. д. Вместе с тем многие отмечали, что именно уровень знаний, полученных в школе, стал основой получения высшего образования. Некоторые участники опроса отмечали, что воспоминания детства и навыки, приобретенные в школе, во многом помогли им в работе, особенно в педагогике. Важно, что советское детство было организовано таким образом, что школьники были постоянно заняты, вовлечены в различную деятельность, при этом самоорганизация была весьма высока, так как дети занимались, по их собственной оценке, нужными и важными делами. Именно в детстве закладывались основные и базовые навыки, необходимые для успешной социализации. То, чему учился ребенок в школе, обеспечи-

вало ему комфортное вступление в социум, во взрослую жизнь.

Устойчивость воспитательных традиций в СССР, их доступность и связь с общей социализацией подрастающего поколения делали школьную жизнь детей и подростков целенаправленной и обеспечивали четкую преемственность. Единая воспитательная модель распространялась на все регионы Советского Союза; это способствовало тому, что идеал молодого гражданина Страны Советов был единым. Конечно, не все свято верили в светлое будущее и коммунистические идеалы, но большинство из тех, кто учился в советской школе, по-прежнему считают свое детство самой счастливой порой своей жизни. Общие для всей страны ценности транслировались воспитательной системой и усваивались детьми постоянно, на уроках и во внеурочное время.

Известно, что для детского и подросткового возраста важнейшей потребностью является общение и принадлежность к группе. Советская воспитательная модель в полной мере отвечала этой потребности. Она также давала четкое понимание своей идентичности и ощущение принадлежности к социуму. Именно через систему школьного воспитания закладывались в сознании будущих граждан советской страны жизненные правила и приоритеты, официально господствующие в обществе. Школа готовила к взрослой жизни, и то, что давалось в школе, было основой будущего. Не случайно большинство респондентов, достигших значимых позиций в профессиональном и социальном плане в период «оттепели» и «застоя», отмечают, что своим успехам они обязаны школе. То, что давала школа, было достаточно для начала трудовой деятельности и для поступления в высшие учебные заведения, формирования социальных навыков. Феномен советского детства от-

личался высокой вовлеченностью в общественную жизнь, ощущением важности и нужности общественной деятельности, а также ярким эмоциональным ожиданием будущих событий. Эмоциональный эффект мероприятий из школьной жизни (праздники, соревнования, походы и т. д.) был очень значимым, именно поэтому они так хорошо сохранились в памяти участников.

В основу воспитательной деятельности были положены следующие принципы: опора на ценности советского общества, ориентир на положительный и героический опыт, соответствие возрасту. В системе воспитания поощрялась инициатива, поддерживалось детское самоуправление и выявлялись лидеры. В основе была интересная и полезная деятельность, при которой складывались детско-взрослые взаимоотношения, а также формировались традиции. Именно увлеченность определенным делом и авторитет взрослого - учителя, вожатого, руководителя кружка, а иногда и героя, часто становился основой для выбора будущей профессии, кроме того, так воспитывалось и понимание необходимости самосовершенствования. Внеурочная деятельность также была направлена на всестороннее развитие ребенка, формирование его творческих способностей. Многие с радостью вспоминают кружки и секции, в них так же возникала дружба, часто сохранявшаяся на долгие годы и после окончания школы.

Большинство респондентов позитивно оценивают свой опыт советского школьника. Это обусловлено тем, что при формировании у ребенка ценностных установок «строителя коммунизма» уделялось большое внимание развитию творческих способностей и подготовке его к жизни в Стране Советов. Сильной стороной советской системы школьного воспитания было удовлет-

ворение индивидуальных потребностей учащихся, что ориентировало их на выбор профессии, а также организация свободного времени. Овладение знаниями, а именно в этом заключалась важнейшая задача школы, организовывалось с учетом способностей учащихся. Большинство тех, кто учился в советской школе, до пожилого возраста помнят стихи, которые учили наизусть, легко считают в уме, имеют достаточно широкий кругозор, охотно читают. В процессе учебы воспитывалась сила воли, терпение, усидчивость. У многих учеников советских школ выработан хороший почерк и умение четко организовывать свою деятельность.

Важную роль в реализации задач, поставленных перед учебными заведениями в СССР, была вариативность предметно-пространственной среды, то есть тот визуальный ряд, который видел ребенок вокруг себя: в школе, в Доме пионеров, на плакатах, в живописи, скульптуре, в кино и на книжных иллюстрациях. Окружающая среда растит и формирует личность человека. Оформление школ, флаги, портреты, праздничное украшение улиц, иллюминация - все, что окружало советского школьника, должно было погружать его в атмосферу радости, созидательного труда, что способствовало формированию устойчивого представления о счастье, понимание своей идентичности и причастности к истории своей страны и ее будущего. По сути, жизнь советского школьника, его основная деятельность, помимо учебы, - это коллективные творческие дела, организация досуга и выполнение личных поручений, которым неизменно придавался социально значимый смысл. Ребенок постоянно находился в формирующей его среде. И эта среда всегда ярко проявляется в воспоминаниях тех, кто учился в советской школе. Сложились и устойчивые маркеры, при помощи которых реконструируются картины прошлого, например,

запах флоксов пробуждает воспоминания о 1 сентябре. «Официальные маркеры исторической памяти накладываются в текстах воспоминаний на представления, которые сохранились в индивидуальной памяти, и оказывается, что характер воспоминаний конкретного индивидуума зависит не столько от общепринятого в данном социуме образа прошлого, сколько от социального статуса вспоминающего, его образования, его психологического склада» [2, с. 9]. Многие ученики советских школ помнят своих учителей по имени-отчеству, не только их предметы, но и уроки. Самыми яркими событиями называют линейки, походы, школьные вечера. Многие вспоминали, что после выпускного вечера одноклассники не хотели расходиться, говорилось о дружбе на всю жизнь, в том числе и по переписке. Вообще дружба по переписке складывалась разными путями. Это мог быть друг, с которым ребенок познакомился в пионерском лагере, иногда знакомились и начинали переписываться, обмениваться марками и календариками через пионерскую прессу - «Пионерскую правду», «Зорьку» и т. д., иногда просто писали письмо в произвольную школу другого города, адресовали ровесникам, например, в 5 «Б», и новым другом становился получатель этого письма. Выборка была весьма случайной, важным критерием был возраст. Велась переписка и членами КИДов - клубов интернациональной дружбы [3, с. 16].

Интересно, что бывшие школьники высоко оценивают учебную программу, отмечают, что и учебники им нравились, особенно по любимым предметам. Негативное отношение к программе встречается у более молодых респондентов. Ответы показали, что и учебники, и программу дети воспринимали как данность, один из участников отметил, что программа была «лучшей в мире», несколько участников опроса признались, что не помнят учебников, по которым учились.

Вспоминая советскую школу, многие респонденты высказывали свое мнение о современных образовательных организациях, с деятельностью которых они знакомы как родители, дедушки и бабушки, некоторые же из участников опроса сегодня работают в школах. Следует отметить, что подобное сравнение происходило по инициативе самих участников опроса, такого вопроса в анкете не было. Среди претензий к современной системе образования участники опроса назвали следующие: «учителя не живут жизнью учеников»; «дети находятся в атмосфере пошлости»; «в школе произвол родителей». Этот факт подтверждает тезис о том, что «...память сохраняет и «воспроизводит» сведения о прошлом на основе воображения, порожденного чувствами и ощущениями, вызванными настоящим. Воспоминания о прошлых событиях, как давно уже установили психологи, воспроизводятся через призму настоящего» [2, с. 37].

По прошествии времени выпускники советских школ как сильные стороны отмечали высокий уровень обучения точным и естественным наукам, прежде всего физике, математике, биологии. Советская система обучения, особенно более пожилыми респондентами, характеризуется как фундаментальная, также информаторы отмечали доступность и разносторонность знаний, которые давала школа, хорошо поставленную воспитательную работу, патриотическое воспитание, чувство ответственности и коллективизма. Из сильных сторон также участники опроса назвали «уважение к труду учителя»; «чувство сопричастности к Отечеству»; «единство требований в системе образования»; «высокий уровень подготовки выпускников».

Все участники опроса заинтересованно высказались по вопросу школьной формы. Некоторые отмечали, что не любили школьную форму и не хотели ее носить.

Но вместе с тем подавляющее большинство принявших участие в опросе отметили, что теперь они убеждены, что форма нужна: «школьная форма необходима, так как в школе все ученики должны быть равны и опрятны».

Характеризуя советскую школу, бывшие ученики отмечали, что она готовила к взрослой жизни, закладывала основу для дальнейшего образования, развивала лучшие качества, формировала исполнительность, ответственность, учила жить в коллективе. Оценивая результаты обучения и воспитания с учетом жизненного опыта, респонденты отмечали, что советская школа «давала широкую возможность ученикам для реализации любых жизненных планов, но только в советском обществе». Очень многие из участников опроса отметили, что школа сыграла в их жизни положительную роль: «большинство одноклассников стали достойными гражданами»; «у большинства жизнь сложилась удачно»; «дружба сквозь года»; «встречаемся до сих пор»; «школьные годы - самое лучшее в жизни».

Участники опроса с удовольствием вспоминали различные события из школьной жизни, уроки по любимым предметам, кружки, пионерские сборы, смотры, комсомольские собрания, внеурочные мероприятия, походы. Частый ответ: «У меня теплые воспоминания о школьной жизни в целом».

К негативным сторонам советской школы большинство отнесли низкий уровень преподавания иностранных языков, недостаточное материальное обеспечение школьных лабораторий, негативное отношение к религии, «невозможность изменить оценку, только получить новую», учебу по субботам. Негативные воспоминания также связаны и с собраниями и классными часами, на которых «проводился разбор полетов», авторитарными педагогами, сложными отношениями с одноклассниками.

Основным упреком в отношении воспитательной системы, выработанной в СССР, называется ее идеоло-гичность. С этим трудно не согласиться. Но именно эта идеология и обеспечивала максимально эффективную подготовку подрастающего поколения и интеграцию в общественную жизнь. П.В. Фадеев отмечает: «Историческое сознание устроено таким образом, что люди считают значимыми либо относительно недавние события, либо краеугольные события отечественной истории...» [4, с. 44]. Это в равной мере относится и к личным воспоминаниям. Большинство участников опроса с удовольствием вспоминали о своем детстве и юности, позитивно оценивая школьные годы и влияние школы на свой жизненный путь. Конечно, были и те, кто уклонился от подробных ответов, выбирая вариант «не помню», но таких все-таки было меньшинство. Отвечая на вопросы, респонденты часто проявляли и бурные эмоции, оценивая события прошлого и соотнося их с современностью. Возможность оценить свое детство с позиции прожитых лет и накопленного жизненного опыта придавала ответам эмоциональную окраску, и в основном эта эмоциональность носит позитивный характер. Детство должно быть счастливым периодом жизни человека, и советской системе образования и воспитания в целом это удавалось. А еще, как отметил один из респондентов, «в школе была и первая любовь».

Литература:

1. Булыгина Т.А. Модели исторической памяти в воспоминаниях о войне // История и историческая память: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Гладышева. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2010. Вып. 1. С. 3-11.

2. Соколова М.В. Что такое историческая память // Преподавание истории в школе. 2008. № 7. С. 37-44.

3. Теплова Е.Ф. Пионерское звонкое детство. М.: Этносфера, 2016. 86 с.

4. Фадеев П.В. Историческая память россиян в социологических опросах: основания, реальность, проблемы // Вестник Института социологии. 2021. Т. 12. № 2. С. 36-54.

Elena Teplova,

Ph.D. in History, Deputy Director, the Center for Historical and Cultural Studies of Religion and Inter-civilization Relations; Associate Professor, Department of Cultural Studies, Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University (Moscow), tef-mioo@mail.ru

The image of the Soviet school in the memories of those who studied there

The author analyzes the memories of people who studied at a Soviet school in the postwar period, examines their assessment of the educational and training process, as well as the impact of the Soviet school on their further life and personal formation. On the basis of the carried out questioning the author reconstructs the picture of Soviet school childhood and uses the recollections of former pupils to show the positive and negative characteristics of the educational model, which was in force in the USSR in 1950-1980s.

Keywords: childhood; Soviet school; educational model; memories; educational process; extracurricular activities; Soviet childhood, Pioneer organization; upbringing; education; educational anthropology; values.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.