Научная статья на тему 'ЕЩЕ РАЗ ПРО ЛЮБОВЬ'

ЕЩЕ РАЗ ПРО ЛЮБОВЬ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1306
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ / СОВЕТСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ / ФИЛЬМЫ О ПОДРОСТКАХ / СОВЕТСКАЯ ПЕДАГОГИКА / ВОСПИТАНИЕ / СОВЕТСКОЕ ДЕТСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Теплова Елена Феликсовна

Первая любовь - яркое чувство, которое запоминается на всю жизнь. Часто это событие происходит в школьные годы. Так было и в советское время, но образовательная система и идеологические установки официально отказывали школьникам в серьезности этого чувства. Размышления о школьной любви и, конечно, личные воспоминания об этом отразились в советском кинематографе и литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONCE AGAIN OFLOVE

First love is a vivid feeling that we remember for our lifetime. Often this event occurs during the school years. This was also a case in Soviet times, but the educational system and ideological attitudes officially denied schoolchildren the seriousness of this feeling. Reflections on school love and certainly personal memories of it are reflected in Soviet cinema andliterature.

Текст научной работы на тему «ЕЩЕ РАЗ ПРО ЛЮБОВЬ»

АНТРОПОЛОГИЯ СОВЕТСКОСТИ

Елена Теплова 001:10.37492/ЕТМ0.2022.67.1.012

Еще раз про любовь

Первая любовь - яркое чувство, которое запоминается на всю жизнь. Часто это событие происходит в школьные годы. Так было и в советское время, но образовательная система и идеологические установки официально отказывали школьникам в серьезности этого чувства. Размышления о школьной любви и, конечно, личные воспоминания об этом отразились в советском кинематографе и литературе.

Ключевые слова: история повседневности, советский кинематограф, фильмы о подростках, советская педагогика, воспитание, советское детство.

«Еще раз про любовь» - так назывался знаменитый фильм Георгия Натансона, вышедший на экраны Советского Союза в 1967 году. Пропитанный атмосферой шестидесятых, он очень лиричен и чрезвычайно смел для своего времени. Но любовь была не только у взрослых, как и положено, она вспыхивала в подростковом возрасте и часто была очень яркой, но в официальном советском детстве этого чувства как бы не существовало.

Эта ситуация отражена в фильме «Доживем до понедельника» (1968, реж. Станислав Ростоцкий). Школьница Надя Огарышева, выбрав тему для сочинения «Мое представление о счастье», пишет о семье, любви и детях. Это вызывает возмущение учителя, одноклассники же, неожиданно для педагога, открыто поддерживают

Теплова Елена Феликсовна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры культурологии, заместитель директора Центра историко-культурных исследований религии и меж-цивилизационных отношений, Институт социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета (Москва), Ье/-тюо@тай. ги

Надю. Зрителю ясно, что в детском коллективе бушуют нешуточные страсти, здесь любят и страдают, но все это очевидно игнорируется большинством взрослых.

Часто воспоминания о первом чувстве относятся к самому раннему возрасту, даже к детскому саду. Конечно, официально никакой симпатии и тем более любви у детей быть не могло, но все-таки чувства возникали. Как же это проявлялось? Конечно, в секретных знаках внимания, в желании сесть рядом, стоять в одной паре, в попытках проявить заботу, например, поделиться своей кашей или компотом в школьной столовой... Многие мои респонденты с радостью вспоминают свои первые переживания и даже помнят, какой рисунок был на шкафчике объекта симпатии. Как правило, эти эмоциональные переживания быстро проходили, но иногда первая симпатия могла перерасти и в настоящее чувство. Такая история описана в повести Михаила Львовского «В моей смерти прошу винить Клаву К», по которой в 1979 году был снят одноименный фильм режиссерами Николаем Лебедевым и Эрнестом Ясаном. Автор повести не скрывал, что сюжет автобиографичен. Фильм о советском детстве, получивший государственную премию, затрагивал непростые отношения подростков, а также то, какую позицию занимали взрослые. Родители могли стать союзниками своих детей, а вот школа должна была демонстрировать приверженность принятым правилам «приличного поведения».

Девочки всегда хотели нравиться, появление мини-юбок в середине 1970-х стало своеобразным протестом и символом свободы. В соответствии с модными тенденциями укорачивалась и школьная форма. В юбках «радикальной длины», то есть слишком коротких, в школу могли не пустить, отправляли домой переодеваться. Некоторые вспоминают о строгих завучах, стоящих на входе в школу с линейкой, чтобы измерить

длину юбки. Конечно, каждая школьница стремилась хорошо выглядеть, но представление о красивой одежде или прическе сильно расходилось у подростков и учителей. Сережки заставляли снимать, с накрашенными ногтями и губами не пускали даже на дискотеки, косметика запрещалась, как и различные украшения. А всего этого очень хотелось, вот и приходилось проявлять чудеса изобретательности, прятать, переодеваться и краситься в школьном туалете или в другом укромном месте за пределами школы. Мечтой любой старшеклассницы были капроновые колготки, они были очень красивы, но доставляли множество хлопот. Тонкие колготки постоянно рвались, «ползли» и «цеплялись». Зашить их так, чтобы мальчики не заметили, было большим искусством, кроме ниток иногда использовали клей и лак для ногтей.

Юноши тоже хотели нравиться: борьба с учителями и администрацией школы шла и за длину волос, и за покрой брюк.

Вспоминая свою школьную жизнь, подавляющее большинство респондентов, чье детство и юность пришлись на 1960-1980-е годы, вспоминает школьные вечера и дискотеки. Именно здесь можно было заявить о своих симпатиях: мальчики приглашали девочек на танец. Все подобные мероприятия проходили под строгим контролем педагогов, да и сами школьники с увлечением обсуждали, кто кого пригласил. Замеченные в симпатии становились объектом пристального внимания, за некоторыми «парочками» даже могли следить. Мальчики по-разному оказывали знаки внимания, это могли быть подарки, в том числе и тайные, такие дары девочка могла обнаружить на парте и эмоционально размышлять, кто же этот тайный поклонник. Проводить домой и нести портфель — это классика ухаживания, так поступали многие. Девочку

можно было пригласить в кино или в театр и там в темноте зрительного зала сидеть, взявшись за руки. Если девочка не отдергивала руку, значит, она принимает эти знаки внимания и мальчик ей тоже симпатичен.

Устойчивые и признанные пары могли даже сидеть за одной партой. Влюбленные иногда оказывались в сложной ситуации, когда их дразнили, распускали сплетни. Подобная травля часто инициировалась одноклассницами, завидовавшими или тайно влюбленными в мальчика, оказывающего внимание другой девочке. Эта ситуация иногда приводила к печальным результатам: от перехода в другую школу до попыток суицида. Молодые люди, порой переживали очень сильные и глубокие чувства. При этом тема первой любви была не самой популярной у писателей и поэтов советской эпохи. Основой литературных произведений становились другие, более значимые темы. Одна из книжных подборок, озаглавленная «Школьная любовь советские книги» (sic), включает лишь 17 наименований [4]. И это при том что СССР считался самой читающей страной в мире, ежегодно издавалось огромное количество книг различной тематики. Так, например, «в 1988 г. в СССР напечатали в общей совокупности 1 миллиард 150 миллионов книг художественной направленности» [1], а каждая шестая книга, изданная в СССР, предназначалась для юного читателя [3].

Советские школьницы, как и барышни-гимназистки XIX века, вели секретные тетрадки наподобие девичьих «альбомов», правда, они назывались по-другому, например, «песенниками». В этой тетради были не только слова любимых песен, понятно, что большинство - про любовь, самое интересное здесь - заполненные одноклассниками и друзьями анкеты. Вопросы раскрывали особый и уже устойчивый интерес к противоположному полу: любимое мужское имя, цвет волос и глаз,

рост... Были и вопросы о первом свидании, например: в чем ты пойдешь на первое свидание или что он должен подарить или какими словами признаться в любви... Понятно, что не у всех, кто отвечал на подобные вопросы, уже был опыт первого свидания, но мечтала о нем, конечно, каждая девочка. В «Песенники» так же переписывались стихи, конечно, про любовь. Безусловным лидером, выражавшим эмоциональное отношение к школьной любви, был поэт Эдуард Асадов. Его стихи «Зависть», «Трусиха», «Они студентами были» знали наизусть многие школьницы 1970-х, хотя эти произведения и не входили в школьную программу.

Девочки, как правило, первыми не признавались в своих чувствах, это было не принято, осуждалось. От школьниц требовалось быть скромными, вести себя достойно, не давать повода для замечаний и нареканий. Но на каждом школьном вечере объявляли белый танец, когда кавалеров приглашали девочки.

Дискотеки и танцевальные вечера были местом открытого проявления чувств, но и здесь необходимо было придерживаться установленных правил. В школе за этим следили учителя и ответственные комсомольцы, на танцплощадках - дружинники.

Школьная любовь могла остаться воспоминанием, а могла стать судьбой на всю жизнь. Во многих классах, и уж точно в каждой школе были пары, которые по окончанию учебы создавали семью. Иногда взрослые отношения наступали еще в школе... Об этом иногда знали или догадывались одноклассники, учителя же делали вид, что не знают о происходящем, особенно если в школе или в других общественных местах поведение учащихся не выходило за установленные рамки. Но так было только до тех пор, пока события не получали огласку. Неприличное поведение обсуждалось и осуждалось на классных часах, на заседаниях

комсомольского актива и даже на педсовете. Избежать этого могли только те, кто умело скрывал свои отношения, особенно от педагогов, родителей и одноклассников. Об отношениях юноши и девушки вообще практически открыто не говорилось. Школьники могли только дружить и должны были принимать активное участие в общественной жизни. Все остальное не соответствовало моральному облику советского комсомольца, а комсомольцами стремились быть все, так как это обеспечивало успешное поступление в вуз и позитивно влияло на всю дальнейшую карьеру. Хотя среди учеников некоторых школ и ходили слухи о непростых отношениях некоторых членов комсомольского актива... но, как тогда говорили, «слухи эти ничем не подтверждались». Правда могла раскрыться позже, например, на встрече выпускников, когда все уже были взрослыми людьми.

В 1978 году на Всероссийском съезде учителей была показана картина «Школьный вальс». Для своего времени это был очень смелый фильм о любви десятиклассников. Учительское сообщество было возмущено, фильм целый год пролежал на полке. Режиссер Павел Любимов показал факты, которые противоречили моральному облику комсомольцев эпохи развитого социализма, но которые были в советской школе и вполне «взрослая» школьная любовь, и ранние беременности. Когда фильм все же вышел на широкий экран, его посмотрели более 20 млн человек. В отдельных школах это кино разбирали и обсуждали на классных часах, понятно, осуждая главную героиню. После выхода ленты в прокат заметно сократилось количество абортов. Исполнительнице главной роли Елене Цыплаковой писали девушки со всей страны, оказавшиеся в схожем положении, многие из которых, вдохновленные примером Зоей, решили оставить ребенка.

В 1981 году по повести Галины Щербаковой «Роман и Юлька», опубликованной в журнале «Юность», вышел художественный фильм режиссера Ильи Фрэза «Вам и не снилось». Название повести явно относит читателя к воспоминанию пьесы Шекспира о первой романтической, но трагической любви. В фильме трогательной и целомудренной любви юных героев противостоят не только взрослые, но прежде всего и общие поведенческие нормы. Любовь героев попадает в зависимость от прошлого и настоящего, от отношений взрослых и их восприятия школьной любви, как несерьезного временного чувства. Ребят поддерживают только одноклассники и классная руководительница, которые знают и понимают серьезность чувств юных влюбленных. По опросу журнала «Советский экран» этот фильм был признан лучшим в 1981 году.

А ведь эта тема была не новой для советского кинематографа. Фильм «А если это любовь?», снятый в 1961 г., поднимал вопрос об отношении к первому чувству и педагогов, и родителей, и всего общества. Картина Юлия Райзмана была слишком смелой для своего времени, при этом симпатии зрителей были на стороне влюбленных старшеклассников, которых осуждали и практически травили окружающие. Казалось бы, в поведении главных героев следовало увидеть нарушение приличий и моральных установок, но зритель безоговорочно принимал сторону героев и верил, что это светлое и искреннее чувство, испытывая сильное разочарование в отсутствии счастливого конца. Понятно, что это объясняется тем, что многие в школьные годы бывали влюблены и тогда это чувство ощущалось как чрезвычайно важное и самое пронзительное. В советское время кино было не только «важнейшим из всех искусств», но и главной формой отражения того, что переживалось в обществе.

Кроме кино и литературы, школьная любовь, конечно, находила отражение и в песнях. Среди них можно упомянуть так называемый «Дворовый цикл» песен композитора Аркадия Островского и поэта Льва Ошанина. Первая из песен этого цикла о любви была написана в 1962 г., она называлась: «А у нас во дворе». В этом произведении, так же, как и в других песнях этого цикла, возраст героев не обозначается, хотя понятно, что они очень молоды. Позднее, в 1974 г., ВИА «Самоцветы» исполняет песню на слова Михаила Пляцковского (музыка Серафима Туликова) «Не повторяется такое никогда» о первой любви и школьных годах. С тех про эта песня непременно исполнялась на школьных выпускных вечерах, ее очень любили и часто пели. Даже сейчас, те, кто учился в школе в 1970-1980-е годы, помнят ее слова, это музыкальное произведение прекрасно выразило лиричность и эмоциональность яркого переживания - первой любви, которая у многих случилась именно в школьные годы. Хотя первая любовь могла вспыхнуть не только между молодыми людьми, учащимися в одной школе. Чувство возникало везде, где встречались школьники: кружки, слеты, секции, дачи. Школьные годы - это целый период жизни каждого, кто жил и учился в СССР, это и было время первой влюбленности.

Интересно, что многие наши респонденты, отвечавшие на вопросы анкеты о школьных годах в СССР, признавались, что самое яркое событие школьных лет -это именно первая любовь: «Первая любовь была тоже в школе».

Литература:

1. Гнилорыбов П. Охота за книгами в СССР: как это было// New-RetaiL.ru. URL: https:// new-retail.ru/magaziny/istoriya/okhota_za_kniganii_v_sssr_kak_eto_bylol237/ (дата обращения: 02.02.2022)

2. Книгоиздательство в России 1950-1989 гг. // Всеобщая история книги. URL: https://maxbooks.ru/berabum/shoniraklll.htrn (дата обращения: 02.02.2022)

3. Теплова Е.Ф. Пионерское звонкое детство. М.: Этносфера, 2016.86 с.

4. Школьная любовь советские книги — 17 книг // Подборка от livelib.ru. URL: https:// www.livelib.ru/selection/18541-shkolnaya-lyubov-sovetskie-knigi (дата обращения: 02.02.2022)

Elena Teplova,

PhD in History, Associate Professor of the Department of Cultural Studies; Deputy Director of the Center for Historical and Cultural Studies of Religion and Inter-Civilization Relations, Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University (Moscow), tef-mioo@mail.ru

Once again of Love

First love is a vivid feeling that we remember for our lifetime. Often this event occurs during the school years. This was also a case in Soviet times; but the educational system and ideological attitudes officially denied schoolchildren the seriousness of this feeling. Reflections on school love and certainly personal memories of it are reflected in Soviet cinema andliterature.

Keywords: history of everydaylife, Soviet cinema, films about teenagers, Soviet pedagogy, upbringing, Soviet childhood.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.