АНТРОПОЛОГИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Елена Теплова
Символ советской школы
В новой рубрике альманаха «Этнодиалоги» читатель найдет статьи, посвященные культуре повседневности и антропологическим исследованиям советского и российского образования, социокультурным практикам всех ступеней образования. Рубрику открывает статья Елены Тепловой о школьной форме 1950-1980-х годов - одному из наиболее запомнившихся и узнаваемых явлений советского школьного детства.
Ключевые слова: школьная форма, антропология советской школы, советское детство
Каждая историческая эпоха создает свои знаки и символы. Одним из значимых признаков школы всегда была и остается школьная форма. Безусловно, советская школьная форма - одно из наиболее запомнившихся и узнаваемых явлений советского школьного детства. Вопрос об отмене обязательной формы для школьников возник на постсоветском пространстве только в середине девяностых годов, когда многое из устоявшегося подвергалось сомнению и отметалось как символ старого, застойного, несвободного.
Форменная одежда для учеников появилась фактически одновременно с созданием учебных заведений. Это мог быть предписанный покрой и цвет одежды, а могли быть знаки отличия: кокарды на фуражках, нашивки с атрибутикой учебного заведения и многое другое. Особый цвет
Елена Феликсовна Теплова,
канд. истор. наук, заместитель директора Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений Московского педагогического государственного университета (Москва), [email protected]
и покрой платья предписывался воспитанницам различных учебных заведений и пансионов. Например, воспитанницы Смольного института носили платья, соответствующие году обучения: приготовишки (от пяти до семи лет) носили кофейные или коричневые платья; от восьми до десяти — голубые или синие; от одиннадцати до тринадцати — серые. Старшие воспитанницы носили белые платья. Камлотовые платья дополнялись белыми передниками и пелеринками.
В 1918 году советским правительством издается основополагающий документ, определивший дальнейшую судьбу учебных заведений - «основные принципы единой трудовой школы». Вместе с раздельным обучением мальчиков и девочек, домашними заданиями и экзаменами, отменялась и школьная форма. Постепенно в школу вернулись знакомые всем школьные признаки и вместе с ними - школьная форма. Причем общая для всех советских школьников форма, введенная в 1948 году, была очень похожа на форму дореволюционную.
Форма, как внешний знак социуму о принадлежности ребенка к учащимся, имела и еще одну цель - формирование ощущения принадлежности к определенной группе, школьной идентичности. Одинаково одетые дети создавали видимый порядок и давали возможность сразу же оценить: ты же советский школьник! Наш школьник должен был быть лучшим в мире школьником, а вовсе не бить мячом окна или бегать по лужам. Форма была признаком братства, общества, особой группы избранных. Как же ее хотелось надеть дошколятам и как же ее ненавидели потом! И чем дальше, тем больше.
Коричневые платьица, дополненные фартуком, были очень похожи на гимназические, ну разве что девочкам разрешалось носить юбки чуть короче - до колено или даже чуть выше. Коричневое шерстяное пла-
тье с белым пришитым воротничком младшие школьницы носили вплоть до отмены обязательной формы в школах.
Девочка могла ходить в школу только в таком платье и фартуке, в косички вплетали банты. Как утверждали, форма была разных фасонов. В Узбекской ССР, например, существовала летняя форма - светлая и с коротким рукавом, и зимняя - обычная, как по всему Союзу. Коричневые платьица разнообразили, как могли: воротнички-стоечки или отложные, пуговицы на груди или застежка на спине, юбки прямые, колоколом или плисированные, в общем, изобилие. Белые манжеты и воротнички тоже были разными: от самых простых до кружевных, например, вывязанных крючком или из гипюра. Дети, мамы и бабушки постоянно стирали, крахмалили, гладили и пришивали белые воротнички на шоколадные платья. Иногда воротнички и манжеты были черными.
1 сентября 1962 года мальчики пошли в школу в новой форме - без фуражек с кокардами, без гимнастерок и ремней с большой пряжкой. У девочек форма почти не изменилась, а вот у мальчиков форма выглядела менее военнизированной: брюки и однобортный пиджак с тремя черными пластмассовыми пуговицами. Под пиджак рекомендовалась белая рубашка. Иногда на фотографиях можно видеть серые пиджаки с нашитыми белыми воротничками.
Рукава от усердного писания быстро протирались. Многим детям ставили заплатки на локти или надевали нарукавники черного или серого цвета. Так и ходили, как маленькие бухгалтеры. Кстати, на счетах считать учили всех, и были они в каждом классе и почти в каждом ранце.
Некоторым девочкам форма доставляла серьезное деликатное неудобство - под мышками образовыва-
лись белые пятна. Их почти невозможно было отчистить. А еще платье (а позже синяя юбка) начинало блестеть в нижней части спины от долгого сидения. У большинства школьниц платье было одно - покупалось на год. Конечно, девушки боролись с однообразием, например, не пришивали манжеты на рукава - такая вот была мода.
«Мальчиковые» костюмы мышиного серого цвета быстро приобретали вид мешковины, украшенной чернильными пятнами, потому что в школе все писали чернильными авторучками - других и не было. Ручки нещадно ломались. Они были похожи на шприцы для набора чернил, перья крошились, колпачки терялись, резинки, как на пипетках, рвались.
Ручка могла коварно протечь прямо в портфеле -в том, что носили на спине и называли ранцем. Он был обязательным - для правильного формирования осанки. На ранцах можно было кататься с горы, вдохновившись примером Володи Ульянова, можно было стукнуть противного одноклассника или пристроить поверх ранца симпатичной девочки - так проявлялись первые импульсы влюбленности. Ранцы, как апофеоз знаний, лежали до звонка горами у закрытых на перемену дверей классов.
Ручки предательски ломались и в портфелях, чернила проливались внутри ранца - дети ходили, как жирафы, в чернильных пятнах... Кто не слышал в свой адрес: «Пойди и умойся!» Но хорошие чернила плохо отмываются. Чернила были разные: черные, синие, фиолетовые, изумрудные, как зеленка, красные. Но детям в школе можно было писать только синими или фиолетовыми, красные предназначались учителю. По странной логике взрослых, переходить на шариковую ручку, когда они появились, разрешалось только тем, кто не делал клякс и у кого промокашка (такая спе-
циальная бумажка, в тетрадке она всегда лежала сразу под обложкой) оставалась чистой.
С 1975/1976 учебного года серые шерстяные костюмы мальчиков сменили брюки и куртки из полушерстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (многие связывают это с мировой «джинсовой лихорадкой»), с погончиками на плечах и нагрудными карманами с клапанами в форме фигурной скобки. Старшеклассники вместо курток носили синие пиджаки из той же ткани. Рукава украшала пластиковая эмблема с книгой и восходящим солнцем - символ просвещения. Девочки подобных эмблем не носили. Форму дополняли знаками детских организаций - октябрятской звездочкой, потом - пионерским галстуком и значком, позже - комсомольским значком.
Когда в 1984 году для старшеклассниц была введена новая форма - костюм-тройка (жакет, жилет, юбка), она тоже оказалась синей. Наверное, в память о чернилах или для того, чтобы девочки и мальчики носили форму одинакового цвета. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. В 1988 году для Ленинграда, районов Сибири и Крайнего Севера было разрешено ношение синих брюк в зимнее время. Но жить школьной форме осталось недолго.
За отменой обязательного ношения формы в учебных заведениях постсоветского пространства стояло и еще одно обстоятельство. У многих семей резко ухудшилось материальное положение: денег на форму просто не было. В советское время на детские товары, в том числе и на форму была государственная дотация. В конце 80-х школьникам выдавали талоны на приобретение формы, в те годы и она стала дефицитом.
Л Жизнеспособность школьной формы подтверж-
| дает сегодня и тот факт, что многие учебные заве-
§ дения вводят форму или элементы знаков отличия
<и
° для своих учеников, заручившись поддержкой семей.
Ц Многие мамы дочерей с сожалением говорят об отсут-
* ствии формы, потому что одеться в школу становится
§ ежедневной проблемой. Сегодня отсутствие школь-
ной формы обостряет и раскрывает материальное £ расслоение общества, заостряя внимание на этом
подростков, болезненно воспринимающих многие вопросы своей внешности.
Решением президента с 1 сентября 2013 года вновь была введена обязательная школьная форма, но единый фасон так и не утвержден, поэтому пока выбор остается за администрацией школы.
Форма, как символ принадлежности к определенному учебному заведению, приобретает особый смысл и в случае вузов. Хорошо известна традиция облачения выпускников в мантии и головные уборы
и о т~> о
с висячей кисточкой. В некоторых российских вузах введена форма, например, в Санкт-Петербургском Горном университете.
Противники формы приписывают ей стеснение личности, подавление индивидуальности, но героям литературы и кино она нисколько не мешает переживать серьезные эмоции и в стенах учебного заведения. Таких примеров множество - от истории Джейн Эйр до Гарри Потера. А забавные истории с Витей Малеевым и Денисом Кораблевым происходили, несмотря на форму...
Литература:
1. Из истории советской школы и педагогики [Текст] / Калинин. гос. ун-т. Кафедра педагогики. Калинин, 1973. 77 с.
2. Очерки по истории советской школы // Ученые записки МГПИ им.В.И.Ленина, №320. М., 1969. С.231-260.
3. Теплова Е.Ф. Пионерское звонкое детство. М.: Этносфера, 2016.
4. ХорошеваА. Дореволюционные традиции, советское содержание. История школьной формы в СССР // Живая история. 2015. №4.
5. Школьная форма в СССР: вспомним, какой она была? // [Электронный ресурс]: URL: http://materinstvo.ru/art/8712 Materinstvo.ru (дата обращения 02.04.2017)
Elena Teplova,
Ph D in History, Deputy Director, Center for Historical and Cultural Studies of Religion and Intercivilizational Relations, Moscow State University of Education (Moscow), Teplovaelena@ mail.ru
The Soviet school symbol
The new section of the Ethnodialogue features the articles on everyday culture and anthropological studies of the Soviet and Russian education as well as social and cultural practices at all levels of education. Elena Teplova's article opens the new section. The article tells about school uniform in 1950s-1980s - one of the most memorable and recognizable phenomena of the Soviet school childhood.
Keywords: school uniform, Soviet school anthropology, Soviet childhood