Источниковедческий потенциал литературного текста велик и может быть интерпретирован разными исследователями по-своему. «Вживание» исследователя во внутренний мир создателя текста дает представление о событиях малой (частной) истории. Мемуарная повесть «Провинция» стала возможностью для культурологических размышлений о менталитете советского человека, социальной памяти, представлении городского провинциального пространства в 1950-1960-е гг. Анализ литературного текста является перспективной сферой познания не только в сугубо информационном, но и в методологическом аспекте.
Список литературы
1. Гумилев Л.Н. Может ли произведение изящной словесности быть историческим источником? // Русская литература. 1972. № 1. С. 73-82.
2. Зиф Б.Л. Провинция: Повесть. Из воспоминаний. Пермь: Звезда, 2004. 208 с.
3. Казанков А.И. Самая тихая контрреволюция или как Ле Корбюзье развалил СССР // 1956: незамеченный термидор. Очерки провинциального быта. Пермь: ПГИИК, 2012. С. 194-220.
4. Манкевич И.А. Поэтика обыкновенного. Опыт культурологической интерпретации. СПб.: Алетейя, 2011. 712 с.
5. Предтеченский А.В. Художественная литература как исторический источник // Вестник Ленинградского университета. 1964. № 14. С. 76-85.
6. Утехин И. В. Очерки коммунального быта. М.: ОГИ, 2004. 277 с.
7. Чернова Ж.В. Модель «советского отцовства»: дискурсивные предписания // Российский гендерный порядок: социологический подход. СПб.: Европейский университет, 2007. С. 138-168.
УДК: 94(47) 791.43
Махнева Елизавета Андреевна
студентка I курса магистратуры историко-политологического факультета
Пермский государственный национальный исследовательский университет, Россия, Пермь, e-mail: mahnvaelizaveta@mail.ru
«СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ»: РЕАКЦИИ СОВЕТСКИХ ПОДРОСТКОВ НА ФИЛЬМЫ О ШКОЛЬНОЙ ЛЮБВИ
© Махнева Е.А., 2019
Elizaveta A. Makhneva
1st year student at the faculty of history and political science
Perm State National Research University, Russia, Perm, e-mail: mahnvaelizaveta@mail.ru
«WITH TEARS IN THE EYES»: REACTION OF SOVIET TEENAGERS
TO FILMS ABOUT SCHOOL LOVE
Аннотация. Рассматриваются реакции советских подростков на основные сюжеты и образы фильмов о первой школьной любви на основе воспоминаний респондентов. Кроме того уделяется внимание общей характеристике кинематографа периода 1960 - 1980-х гг. и особенностям школьного жанра кино.
Ключевые слова: советский кинематограф, школьный жанр, первая любовь, интервью.
Abstract. The article deals with the reactions of Soviet teenagers to the main subjects and images of films about the first, school love based on the memories of respondents. In addition, there is information about the General characteristics of cinema in the 1960s-1980s, and features of the school genre movie.
Key words: Soviet cinema, school genre, first love, interview.
Кинематограф 1960-1980-х гг. стал новой эпохой в развитии киноискусства Советского Союза. В этот период ввиду значительных политических и социальных изменений в жизни страны стали появляться картины, свидетельствующие о новой художественной эпохе. Главными героями кинолент стала молодежь, борющаяся за строительство «светлого будущего». С развитием кинематографа в данный период сюжеты в фильмах приобретали большую усложненность. Герои стали многогранными, конфликты усложнялись, и очень часто выходили за границы фильма, на первый план выходили темы, которые до этого находились под запретом [6, с. 150-151]. Во многом благодаря большей свободе режиссеров в творчестве именно в период 1960-1980-х гг. появляются культовые фильмы советского кинематографа.
Одной из главных тем советского кинематографа 1960-1980-х гг. была школьная. Режиссеры посвящали свои фильмы школе, проблемам воспитания, отношениям между учениками и учителями и между сверстниками. Главными фильмами эпохи, которые были посвящены школьной любви можно назвать «А если это любовь?» (1961), «Доживем до понедельника», (1968), «Не болит
голова у дятла» (1974), «Школьный вальс» (1977), «В моей смерти прошу винить Клаву К.» (1979), «Вам и не снилось» (1980) и др. При этом стоит обратить внимание, что кинолента «А если это любовь?» считается картиной, положившей начало школьному жанру в советском кинематографе [7, с. 557558]. В фильмах подростки становятся главными героями, они отделяются от мира взрослых, при этом приобретая многие качества взрослого человека.
По мнению многих исследователей, школьный жанр в основном был направлен на воспитание подрастающего поколения, в 70-е особенно активно начинает использоваться сценарий перевоспитания с помощью любви. Ключевое место занимает первая школьная любовь. Теперь влюбленность подростков — это не всеобщее достояние, в котором активную роль принимают взрослые: родители или учителя [3, с. 79-80]. В 70-х гг. любовь подростков — это только их чувства и переживания. Воплощением такой тенденции служит фильм Николая Лебедева и Эрнеста Ясана «В моей смерти прошу винить Клаву К.» (1979). В киноленте практически нет взрослых персонажей, главные герои, увязшие в своем конфликте, практически изолированы от внешнего мира [1]. Кроме того, еще одной чертой фильмов о школьной любви является тот факт, что старшеклассники должны доказать свое право на любовь, пройдя через многие трудности. Однако очень часто в фильмах присутствуют какие-то обстоятельства, которые оказываются сильнее чувств. Отличительная особенность «школьного» кино советского периода заключалась в следующем: герои, по задумке достигшие возраста 14-17 лет, на экране воплощались актерами 20 лет и старше. При этом возникала проблема — несоответствие задумки и воплощения. Во многом это объяснялось асексуальностью подростков. Не могли на экране в начале 1960-х гг. настоящие 9- или 10-классники говорить о своих чувствах.
С точки зрения власти фильмы о школьной любви были необходимы для
транслирования правильных образов и моделей поведения. Однако насколько
эти модели поведения перенимались подростками и как они относились
к вышеупомянутым фильмам, постараемся рассмотреть в следующей части
190
статьи. Для того чтобы приоткрыть завесу такого сложного для реконструкции явления, как чувства, были проведены интервью с людьми, посещавшими в период своей юности киносеансы, демонстрирующие фильмы о школьной любви. При работе с данным источником стоит обратить внимание на возможность фальсификации и конструирования. При работе с интервью также стоит обратить внимание на работу с памятью человека, он может что-то забыть, а может романтизировать тот период, когда он был молод.
Перейдем к непосредственной реконструкции реакций на фильмы. Во-первых, фильмы, безусловно, вызывали большую бурю эмоций, так как чаще всего затрагивали темы социальных конфликтов. Непонимание со стороны родителей, учителей и окружающих — главная проблема влюбленных.
Респонденты, бывшие подростками в период появления фильмов, говорили о том, что школьная любовь — это запретная тема, о которой было не принято говорить. Мальчики и девочки были учениками, главная задача которых учиться, а не думать о чувствах. Одна из респонденток вспоминает: «В наше время школьные романы были редкостью, все было очень строго. Мальчики могли заигрывать, но чтобы гулять или, как сейчас говорят, встречаться, в школе обычно не было. Мы в 10-м классе еще в игрушки играли» [4]. Фильмы говорят нам об этой же ситуации, в них очень часто взрослые воспринимают чувства детей как отрицательные или не обращают на них никакого внимания. Например, одна из главных героинь культового фильма школьного жанра «Доживем до понедельника» Станислава Ростоцкого Светлана Михайловна является воплощением правильного учителя. Она разговаривает фразами из газет, одежда — это униформа, она считает, что детей нужно воспитывать в строгости и ни о каких чувствах не может быть и речи [2].
Одна из особенностей школьных фильмов рассматриваемого периода — это некая замалчиваемость гендерных отличий и интимных отношений. Повествуя о школьной любви, авторы стараются избегать аспектов, связанных
с интимной близостью, но при этом наличие таких отношений не исключается.
191
Например, в фильме «Школьный вальс» Павла Любимова нежные чувства Зоси и Гоши приводят к беременности героини [8]. Несмотря на умалчивание об интимных отношениях, зрители понимали, что привело к беременности. Замалчивание данной темы присутствовало и в жизни, однако так же, как и в фильмах, молчание не означало отсутствия интимных отношений между школьниками. Волей или неволей подростки все равно анализировали то, что увидели на экране, и завуалированные интимные отношения или беременность были не исключениями. Респондентка вспоминает: «...у нас только одна из класса в 9-м классе забеременела. Это было событие, все обсуждали» [4]. Безусловно, такое событие, как беременность одноклассницы в 9-м классе, подвергалось обсуждению. Однако респонденты ничего плохого ни о своих сверстниках, но о героях фильма не говорили. Такая ситуация скорее вызывала сожаление, например, респондентка вспоминает о фильме «Школьный вальс»: «Фильм "Школьный вальс" о старшеклассниках и их любви. О том, что молодой человек побоялся ответственности за рождение ребенка и выбрал другую девушку, имеющую богатых родителей, но счастья так и не нашел. Смотрела с удовольствием и смотрю до сих пор. Конец фильма неоднозначный. В настоящее время таких ситуаций очень много» [5].
В целом респонденты вспоминали, что, конечно же, были на стороне экранных подростков, их чувств, переживали за развитие отношений. Очень часто эмоции после просмотра фильмов были настолько яркими, что зрители не могли сдержать слез: «Смотрела фильм "Вам и не снилось", он о первой любви школьников, об их отношении с родителями и педагогами. И как их не пытались разлучить, они старались быть вместе. Мне было их так жалко. Я сидела в зале со слезами на глазах» [5]. При всем положительном настрое к героям и их чувствам, респонденты, отвечая на вопрос, были ли эти герои образцами для подражания или, как бы сказали сейчас, ролевыми моделями, отвечали отрицательно. Респондентка отвечала: «Не хотели. Потому что у них все вышло не так как бы мы хотели. Например, в фильме "Школьный вальс"
каждый из них сделали несчастным друг друга» [4]. Сложные жизненные ситуации не привлекали школьников, но если говорить только о романтических чувствах, то они вызывали положительные эмоции: «Конечно, подросткам хочется испытать романтические отношения и ухаживания, такие как у героев фильма "Вам и не снилось"» [5].
Таким образом, школьная тема в советском кинематографе была одной из самых популярных и интересных для зрителей. Чаще всего фильмы посвящались школьной, первой, искренней любви, но итоги этой любви не всегда были удачными. То, что подростки видели на экране, встречалось в их жизни, они старались не обсуждать эти темы, особенно интимного характера, но некоторые сюжеты из фильмов встречались в реальной жизни. Герои кинолент были интересны, за них переживали, им сочувствовали, но они не были идеалами для подражания.
Список литературы
1. В моей смерти прошу винить Клаву К.: художественный фильм / реж. Н. Лебедев. СССР. Л.: Ленфильм, 1979.
2. Доживем до понедельника: художественный фильм / реж. С. Ростоцкий. СССР. Л.: Киностудия им. М. Горького, 1968.
3. Жарикова В. В. Тематико-жанровая структура молодежного фильма (на примере американского и отечественного кино 1930-х - 1980-х годов): дис... канд. ист. наук. М., 2015. 184 с.
4. Интервью № 1. Ю.Р. Г-ва, 1977 г. р. // Личный архив Е.А. Махневой; зап. 22.02.2019, г. Чусовой.
5. Интервью № 2. Н.Р. М-ва, 1973 г. р. // Личный архив Е.А. Махневой; зап. 15.12.2018, г. Чусовой.
6. Марголит Е. Советское киноискусство. Основные этапы становления и развития // Киноведческие записки. 2004. № 66. С. 149-154.
7. Михайлин В., Беляева Г. Советское школьное кино: рождение жанра // Острова утопии: педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940-1990-е). М.: Новое литературное обозрение, 2015. С. 549-596.
8. Школьный вальс: художественный фильм / реж. П. Любимов. СССР. М.: Киностудия им. М. Горького, 1977.