ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАУИИ ДОСУГА НАСЕЛЕНИЯ В РАЙОНАХ ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА. 1960-1980-е ГГ.
PROBLEMS FOR LEISURE ORGANIZATION
IN THE WEST SIBERIAN DISTRICTS OF THE OIL-AND-GAS COMPLEX. 1960-80s
Рассмотрены возможности организации досуга в районах нового промышленного освоения (РНПО) Тюменского Севера в 1960-80-е годы. Анализируются проблемы строительства учреждений культуры и их материально-технической базы в городах-новостройках Западно-Сибирского нефтегазового комплекса. Показана роль культурного шефства «Большой земли» над Тюменским Севером.
The possibility of leisure organization in the new industrial districts of Tyumen North in 1960s-80s was considered. The problems of building and construction work and their living conditions in the new towns of the West Siberian oil-and-gas complex were analysed. The role of patronage of the «Big Land» under Tyumen North was shown.
Ключевые слова: Тюмень, Север, нефть, новый город, человек, культура, досуг.
Key words: Tyumen, North, oil, new town, man, culture, leisure.
Тюменский Север, ставший в 1960-80-е годы Всесоюзной строительной площадкой, не обделён вниманием исследователей. Усилиями В.В. Алексеева, С.С. Букина, Н.Ю. Гавриловой, Н.М. Пашкова, А.И. Тимошенко и других историков создана широкая панорама развития сибирского нефтегазового Севера [1]. Солидный историографический задел открывает большие возможности для продолжения исследований не только в плоскости, относящейся к материально-вещественной среде, но и к духовно-нравственной.
Культурная среда в нефтегазодобывающих районах Тюменского Севера формировалась как результат взаимодействия различных субкультур, в том числе традиционной культуры коренного населения и индустриальной культуры новосёлов: «Возник новый канал социальной коммуникации между Тюменской областью и всей страной. По нему не только циркулировала рабочая сила, но и происходил обмен социальным и нравственным опытом» [3, с. 119]. Удалённость РНПО от крупных индустриальных центров и необходимость соответствовать запросам новопоселенцев, прибывших из староосвоен-ных регионов с более высоким уровнем жизни, предъявляли особые требования к культурному строительству, социальной инфраструктуре в целом.
Как и вся система жизнеобеспечения, учреждения культуры в РНПО создавались практически «с нуля». В середине 1960-х гг. в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах существовало 266 клубных учреждений, но 90% их было сосредоточено в сельской местности [13, с. 92], а материально-техническая база (МТБ) культурных объектов находилась в плачевном состоянии. Представители Министерства культуры РСФСР, посетившие Тюменскую область в 1966 г., дали такую оценку учреждений отрасли: «Проехали всю Россию, а такого убожества, как в вашей области, не видели» [16, с. 118]. В 1965 г. в аварийном состоянии находились 50% клубных учреждений и Домов культуры (ДК) Ямало-Ненецкого округа, 80% - Ханты-Мансийского автономного округа. Большинство прочих учреждений культуры также располагались в ветхих, часто арендуемых зданиях, непригодных для проведения культурно-массовой работы [16, с. 119].
ББК 65.304.13(253.3) YAK 316.3(571.12)
В.П. КАРПОВ V.P. KARPOV
По причине остаточного принципа финансирования культуры отраслевая МТБ улучшалась крайне медленно, ярким примером чего может служить крупнейший в области город нефтяников - Сургут. Здесь ДК «Строитель» из-за отсутствия ремонта приобрёл к 1976 г. следующий вид: вросшие в землю окна, разбитые двери, «обшарпанные» стены, отсутствие света и вентиляции во многих комнатах, аварийное электроснабжение. К 1988 г. в ветхое состояние из-за отсутствия ремонта пришёл и городской кинотеатр «Октябрь», построенный в 1951 г. В здании отсутствовали элементарные удобства, из-за рас-сошихся «трухлявых» дверей и сгнивших полов в зимнее время сохранялась низкая температура. Председатель Ханты-Мансийского окружкома профсоюза работников культуры утверждала в 1987 г.: «К цифре 26 учреждений культуры в аварийном состоянии, прозвучавшей в докладе управления культуры, надо бы, наверное, подставить «0» и получили бы 260!» [16, с. 121, 122, 123].
При новом строительстве объектов культуры часто принимались проекты с невыразительным художественным оформлением, поэтому культурные очаги, призванные формировать облик общественных центров северных городов, практически не отличались по внешнему виду от построек жилого и хозяйственного назначения. Клубы вместимостью до 100 мест возводились вообще без всяких проектов и «привязки», а под учреждения культуры большей вместимости зачастую приспосабливали ненужные помещения. Так, в Нижневартовске ДК им. 50-летия ВЛКСМ изначально представлял собой складское помещение. По проекту ремонтно-механических мастерских был построен в городе и ДК «Юбилейный» [17, с. 73]. Причины этой «самодеятельности» не только в том, что культура имела самый низкий приоритет по обеспечению материальными и финансовыми ресурсами даже среди отраслей социальной сферы, но и в том, что строили объекты в основном ведомства, мало заботившиеся об архитектурном облике города. Начальники трестов и управлений решали вопросы строительства самостоятельно, не согласуя свои действия с советскими органами, поскольку имели мощную поддержку первых руководителей своих отраслей, а перед этой категорией зачастую пасовали не только окружкомы, но и обком КПСС. С другой стороны, если бы культурное строительство не поддерживали ведомства - мощные производственные объединения геологов, нефтяников, газовиков, энергетиков, имевшие гораздо больше возможностей для этого, чем территориальные органы власти, ситуация в сфере культуры была бы ещё хуже.
Было бы правильно всё культурное строительство сосредоточить в руках местных органов советской власти, чтобы исчезла ведомственность, но местные Советы по существу не имели реальной власти: она была у тех, кто распоряжался финансовыми и материально-техническими ресурсами. В то же время руководители Тюменского облисполкома категорически возражали против выдвигаемой нефтяниками идеи о передаче решения социальных вопросов исполнительным органам советской власти. Аргумент простой - никаких объектов сферы жизнеобеспечения людей к началу добычи нефти построено не было. Поэтому во всех поселениях создание и содержание социальной сферы легли на плечи нефтяников и газовиков. Проблема хронически запущенного состояния учреждений культуры на территории ХМАО и ЯНАО в 1960-80-е годы так и не была решена.
Особое место в организации досуга северян занимал кинематограф. Поскольку кино, по словам В.И. Ленина, является важнейшим видом искусства по воздействию на массовую аудиторию, вопросы, связанные с развитием киносети, кинопроката и репертуаром, находились под постоянным контролем партийных органов. Если в конце 1960-х гг. из-за недостаточного количества фильмокопий жители северных районов смотрели новые фильмы через полгода со дня их выпуска на экраны кинотеатров Тюмени и южной части области, то с 1970 г. РНПО были выделены в «особое кольцо» по филь-моснабжению. В результате районы новостроек стали получать киноленты в первую очередь [4].
Однако вопрос о своевременном прокате всё равно не был решён в полной мере. В 1981 г. в городах-новостройках Севера задержка лучших кинофильмов в движении по «кольцу» составила 148 дней. В 1980-е годы, несмотря на увеличение количества фильмокопий, только 3-4 новых художественных фильма из 10 имели по 2 копии, поэтому случалось, что в отдалённых районах ЯНАО новинки доходили до зрителя только через 2 года. Их не всегда успевали прокрутить на киноустановках РНПО до появления на телеэкранах. Это вызывало нарекания северян на то, что показывают старое кино [18, с. 105].
Одной из особенностей кинопроката был постоянный «дефицит» мест для зрителей. Отчасти такое положение объяснялось недостатком киноустановок: даже в областном центре их в 1964 г. было только 18, а в 1985 г. - 22 [8, с. 187-188]. Огромные очереди у кинокасс были обычным явлением. Под «кинозалы» приспосабливали все имеющиеся помещения, включая производственные. Несмотря на то, что число киноустановок в Ямало-Ненецком округе с 1965 по 1985 гг. выросло втрое, такой показатель, как количество посадочных мест на 1 000 человек, был в Надыме вдвое ниже республиканского уровня. В Новом Уренгое и вовсе не было типового кинотеатра [9, с. 136].
Быстрое развитие нефтегазовой промышленности и преимущественно молодёжный состав населения в РНПО обусловили резкое увеличение спроса на книги. Об этом писали и местные, и центральные газеты. Корреспондент «Советской культуры» М. Дуненков рассказал об организации книжной торговли в югорских магазинах в 1965 г.: «Книжный лоток брали штурмом. Продавец А. Игнатова и заведующая отделом Ханты-Мансийского магазина окружного книготорга Ю. Лечинская едва успевали отвечать покупателям. За несколько часов были проданы все 25 кулей книг, которые смог привезти попутный транспорт. Меньше чем за день в Нефтеюганске было продано книг столько же, сколько за неделю в окружном центре. А купить могли и в 10 раз больше. Книгу таёжным нефтяникам только дай!» [7, с. 67].
Организация книжной торговли на Севере оставляла желать лучшего и в последующие годы, что было связано не только с дефицитом хороших книг в СССР, но и с трудностью доставки литературы в отдалённые районы Тюменской области. По поводу завоза литературы не раз ставился вопрос на заседаниях Тюменского облисполкома. Так, в протоколе № 2 заседания Управления по делам печати облисполкома в 1966 г. отмечалось: «С июля месяца 1966 г. идет невыполнение плана отгрузки. Дополнительно необходимо отобрать литературу в г. Сургут. Там не хватает учебника «Букварь». 26 тыс. учебников недополучили магазины Ямала» [7, с. 66]. Если на Севере был дефицит учебников, что же говорить о художественной литературе - её катастрофически не хватало и в 70-е, и в 80-е годы.
Интерес северян к литературе не смогли удовлетворить в полной мере и библиотеки, испытывавшие трудности с формированием книжных фондов на всём протяжении 1960-80-х гг. В конце 1965 г. на одного жителя в городских библиотеках ХМАО приходилось 3,5 книги, в сельских - 2,1, а в Урае, Междуреченске и Пионерском - 0,2 книги! [19, с. 174]. Учитывая недостатки централизованного обеспечения, пополнение библиотек в РНПО осуществлялось как за счёт перераспределения книжных фондов библиотек внутри области, так и с привлечением библиотечных учреждений РСФСР. В марте 1970 г. Министерство культуры РСФСР распорядилось направить библиотекам Севера Тюменской области 270 тыс. книг из фондов крупнейших библиотек республики. Но в целом эта работа проводилась формально. Вместо 100 тыс. томов в 1970 г. библиотеки городов-новостроек получили 58 тыс. Например, в Нефтеюганске из 829 книг, присланных Пермской научно-технической библиотекой, приняли только 30, на остальные 799 экземпляров был составлен акт о списании. Среди книг, присланных столичной библиотекой им. В.И. Ленина, были, например, «Методика изучения армянского языка»,
1 том из собрания сочинений В.И. Ленина на белорусском языке, методическое пособие «Мастеру-строителю метро» и т. п. случайные издания. Выполняя указания Минкультуры, библиотеки просто избавились от ненужной литературы [19, с. 175].
В 1979 г. коллегией Минкультуры РСФСР была поставлена задача к 1982 г. довести книгообеспеченность в районах нефте- и газодобычи Тюмени до 6,0 экземпляров на душу населения. С этой целью был повторён опыт 1970 г. С тем же результатом. В 1987 г. книжный фонд библиотек Тюменской области в расчёте на 1 тыс. читателей был уже ниже, чем в начале 80-х, и область по этому показателю заняла 73 место по РСФСР. Особенно острым был книжный «голод» в Нижневартовске, Ноябрьске, Новом Уренгое, Лангепасе, Радужном, Сургуте [14, с. 247].
Другой серьёзной проблемой организации досуга в РНПО было отсутствие профессиональных художественно-зрелищных организаций, что предопределило поиск нестандартных форм культурного обслуживания населения. Одной из них стало культурное шефство над РНПО, которое взяли на себя областные учреждения г. Тюмени: филармония, Драматический театр, Театр кукол, Краеведческий музей, Картинная галерея, Областная научная библиотека. Широкую популярность у жителей новых городов и новостроек приобрели культурно-бытовые поезда, теплоходы и агитмашины, в составе которых наряду с профессиональными коллективами были бригады художественной самодеятельности. Только в 1967-68 гг. ими было обслужено свыше 300 тыс. человек в Сургуте, Нижневартовске, Урае, Нефтеюганске, на трассах строительства газопроводов Игрим-Серов, Усть-Балык-Омск, железной дороги Тюмень-Сургут [12, с. 234].
Содружество с трудовыми коллективами Тюменского Севера практиковали также творческие Союзы писателей, композиторов, кинематографистов, художников СССР, столичные театры, издательства, журналы. Редакция «Советского экрана» установила контакт с коллективом ПО «Надымгаз-пром», журнал «Юность» осуществлял шефство над строительством железной дороги Тюмень-Сургут-Нижневартовск, а «Смена» взяла под опеку детские библиотеки г. Новый Уренгой. В 1985 г. 36 членов Союза писателей СССР провели более 1 000 выступлений в Тюмени и РНПО, в том числе в 270 вахтовых и трассовых посёлках. Некоторые из именитых писателей вели литературные объединения в Надыме, Ноябрьске, Салехарде [20, с. 107].
В 1978 г. шефство над районами Сибири и Дальнего Востока взяли 30 лучших театральных коллективов страны. Кураторами Тюменской и Томской областей стали Ленинградский Большой драматический театр (БДТ), Ленинградский ТЮЗ, театры «Ромэн» и им. Ленсовета. Однако к лету 1979 г. только последний нашёл возможность приехать в Надым с творческим отчётом. В 1980 г. московский театр им. Ленинского комсомола заключил договор о творческом содружестве с трестом «Севергазстрой» (Надым) и в том же году сделал первый и последний выезд к северянам со спектаклем. В 1982 г. Ленинградский театр им. Комиссаржевской заключил договор о творческом содружестве с «Главтюменьгеологией», но к культурному обслуживанию геологов так и не приступил [20, с. 106].
В 1970-е гг. популярностью в РНПО пользовались, ставшие традиционными, Дни советской литературы и Дни советской музыки на Тюменской земле. С 1970 г. ежегодно к нефтяникам и газовикам Нижневартовска, Нефтеюганска, Надыма, Сургута, других городов приезжали известные в стране писатели П. Нилин, Г. Марков, С. Смирнов, С. Капутикян, начинающие сатирики А. Арканов, Г. Горин, поэты Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Р. Казакова и другие. В Днях советской музыки на Тюменской земле принимали участие композиторы С. Туликов, Д. Покрас, А. Эшпай, Л. Лядова, известные артисты Л. Лещенко, Э. Пьеха, И. Кобзон, начинающая певица А. Пугачёва и другие. «Теперь уже не верится, - сказал много лет спустя Лев Лещенко, - что первые концерты проходили прямо на опушке леса, в поле, на буровой. В день
давали по 3-4 концерта, а до благодарного зрителя, живущего в палаточных городках, добирались на вертолётах, а то и по бездорожью на вездеходах» [21].
В июле 1971 г. проходили очередные Дни культуры и искусства в Тюменской области. Сургутские журналисты встречали гостей на берегу Оби: «Юлия Друнина, Алексей Каплер, Римма Казакова и многие другие всегда выходили из своих кают вовремя и... трезвыми. Но случалось, что некоторые вообще были не в состоянии покинуть самостоятельно каюту, а если и появлялись, то всклокоченные, с травинками в волосах. Видимо, бурными у них были «зелёные» стоянки теплохода. Были и такие, кто вообще не сходил на берег, чтобы встретиться с сургутянами...» [15, с. 71].
Пик культурного шефства пришёлся на вторую половину 1960-х - начало 70-х годов. В последующие годы оно осуществлялось эпизодически. Встречи с известными писателями и музыкантами, композиторами и артистами обогащали культурную жизнь РНПО, но всё-таки были краткими эпизодами в социокультурном пространстве Тюменского севера. Большинство проводимых шефами мероприятий носили разовый характер, а принятые профессиональными коллективами обязательства часто не выполнялись.
Основное «поле» культурной деятельности принадлежало местным учреждениям, которым и предстояло решать проблемы организации досуга северян. С 70-х гг. в РНПО начинает развиваться местная художественная самодеятельность. Постоянно действующие агитбригады появились в Ханты-Мансийском, Берёзовском, Советском, Октябрьском, Кондинском районах ХМАО. В начале 70-х гг. в округе в 263 кружках художественной самодеятельности занималось 4 570 человек. Из них выросли Игримский и Пионерский хоры, Нефтеюганский и Горноправдинский танцевальные коллективы, Сургутский и Берёзовский оркестры, Ханты-Мансийский инструментальный ансамбль [5].
По данным окружного отдела культуры в Ханты-Мансийском округе в конце 1970-х гг. насчитывалось более 900 кружков народного творчества, в которых занималось 12 тыс. человек. Если верить цифрам, то в округе примерно за десятилетие в 3,4 раза возросло количество коллективов художественной самодеятельности и в 2,6 раза - число лиц, активно участвующих в их работе [6].
К сожалению, на Тюменском Севере социокультурная среда зачастую не оставляла человеку выбора: какой досуг предпочесть? Она располагала скорее к пассивному потреблению культуры, чем к активному творчеству. Отсутствие полноценного досуга многие северяне компенсировали алкоголем, на который уходила значительная часть их заработной платы - до 20%. Только за 1960-е гг. расходы на приобретение спиртных напитков выросли в расчёте на одного жителя Тюменской области с 62 до 150 руб. [10, с. 23]. Это было больше, чем тратилось на мясные, молочные продукты, обувь и ткани. В 1970-е гг. потребление спиртного выросло ещё в 1,3 раза - с 9,7 до 12,3 литров чистого алкоголя на каждого жителя области [2, с. 18].
Материальная база и содержательная сторона работы учреждений культуры не смогли в полной мере удовлетворить запросы северян ни в начальный период индустриализации региона, ни в последующие годы. Важнее среди мотивов обратной миграции были только плохие жилищные условия и плохое снабжение продуктами и промтоварами. Другие причины выезда новосёлов из РНПО, включая суровые природно-климатические условия Севера, не играли существенной роли [11, с. 76]. Таким образом, опыт культурного строительства на Тюменском нефтегазовом Севере ещё раз убедительно показал важность комплексного преобразования территории, освоения её не только в интересах «чистой» экономики, но и человека.
Литература
1. Алексеев, В.В. Прометеи сибирской нефти [Текст] / В.В. Алексеев, В.А. Ла-мин. - Свердловск : Ср.-Урал. кн. изд-во, 1989. - 269 с.; Гаврилова, Н.Ю. [Текст] / Н.Ю. Гаврилова. Социальное развитие нефтегазодобывающих районов Западной Сибири. - Тюмень : ТюмГНГУ, 2001. - 283 с.; Карпов, В.П. Западно-Сибирский нефтегазовый проект: от замысла к реализации [Текст] /
B.П. Карпов и др. - Тюмень : ТюмГНГУ, 2011. - 392 с.; и др.
2. Гаврилова, Н.Ю. Уровень жизни населения Тюменской области в 196080-е гг. [Текст] / Н.Ю. Гаврилова, В.П. Карпов // Тюменская область: исторический опыт экономического и социального развития : материалы всерос. науч.-практ. конф. - Тюмень : ТюмГНГУ, 2009. - С. 16-20.
3. Ганопольский, М.Г. Региональный этос: истоки, становление, развитие [Текст] / М.Г. Ганопольский. - Тюмень : ТюмГНГУ, 1998. - 160 с.
4. ГАСПИТО. Ф. 124. Оп. 209. Д. 108. Л. 6-7.
5. ГАСПИТО. Ф. 124. Оп. 200. Д. 78. Л. 10.
6. ГАСПИТО. Ф. 124. Оп. 200. Д. 78. Л. 10; Оп. 216. Д. 122. Л. 4. Подсчёт.
7. Давыдова, А.О. Книжная торговля на Севере Западной Сибири в 50-60-х гг. ХХ в. [Текст] / А.О. Давыдова // «Россия будет прирастать Сибирью...» : материалы регион. науч. конф. - Сургут : СурГУ, 2012. - С. 64-67.
8. Егорова, Д.А. Городская среда Тюмени: проблемы развития пространства для досуговой деятельности (1964-1985 гг.) [Текст] / Д.А. Егорова // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 4. - С. 187-189.
9. История Ямала : в 2 т. [Текст] / под общ. ред. В.В. Алексеева. - Екатеринбург : Изд-во «Баско», 2010. - Т. 2. - Кн. 2. - 328 с.
10. Карпов, В.П. Анатомия тюменского подвига [Текст] / В.П. Карпов // Родина. - 2012. - № 8. - С. 20-23.
11. Карпов, В.П. За туманом и за запахом тайги? Проблемы заселения нефтегазового Тюменского Севера [Текст] / В.П. Карпов, М.Г. Ганопольский // Родина. - 2013. - № 2. - С. 74-76.
12. Карпов, В.П. История создания и развития Западно-Сибирского нефтегазового комплекса (1948-1990 гг.) [Текст] / В.П. Карпов. - Тюмень : ТюмГНГУ, 2005. - 316 с.
13. Карпов, В.П. Повседневность Тюменского Севера в 1960-1980-е годы [Текст] / В.П. Карпов, Н.Ю. Гаврилова // Горные ведомости. - 2011. - № 1. -
C. 84-96.
14. Очерки истории Тюменской области. - Тюмень : ТюмГУ, 1994. - 272 с.
15. Сургут день за днём. Публицистический рассказ о времени, о сургутянах и газете «Сургутская трибуна». - Сургут, 1999. - 272 с.
16. Ташлыкова, М.И. Проблемы поддержания удовлетворительного технического состояния основных фондов отрасли культуры на Севере Тюменской области (1965-1991 гг.) [Текст] / М.И. Ташлыкова // Актуальные вопросы истории Западной Сибири. - Сургут : СурГУ, 2010. - С. 118-126.
17. Ташлыкова, М.И. Особенности формирования сети учреждений культуры в городах ХМАО в 1965-1980-х гг. [Текст] / М.И. Ташлыкова // «Россия будет прирастать Сибирью.» : материалы регион. науч. конф. - Сургут : СурГУ, 2012. - С. 71-74.
18. Ташлыкова, М.И. Проблемы материально-технического оснащения учреждений кинофикации Севера Западной Сибири (1965-1980-е гг.) [Текст] / М.И. Ташлыкова // Сибирью прирастает Россия : материалы регион. науч. конф. - Сургут : СурГУ, 2010. - С. 104-107.
19. Ташлыкова, М.И. Проблемы формирования книжных фондов библиотек Севера Западной Сибири (1965-1991 гг.) [Текст] / М.И. Ташлыкова // Человек в условиях интенсивного нефтегазового освоения Севера : материалы все-рос. науч. конф. - Тюмень : ТюмГНГУ, 2010. - С. 174-178.
20. Ташлыкова, М.И. Организация культурного шефства творческих организаций над учреждениями культуры Севера Тюменской области [Текст] / М.И. Ташлыкова // Исторические вызовы России и цивилизационные ответы Сибири : тез. докл. регион. науч. конф. - Сургут : СурГУ, 2009. - С. 105-109.
21. Шорохова, Л.И. Мой любимый край. Одна история - одна судьба [Текст] / Л.И. Шорохова // Тюменская область сегодня. - 2005. - 13 августа.