Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТНОГО РЕЖИМА В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА'

ПРОБЛЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТНОГО РЕЖИМА В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
41
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
безопасность дорожного движения / дорожно-транспортные происшествия / скоростной режим / государственное регулирование / оптимизация / государственно-правовое регулирование / реализация международно-правовых норм / международно-правовые основы / международные инициативы / международное сотрудничество / road safety / road traffic accidents / speed mood / state regulation / optimization / state legal regulation / enforcement of international legal norms / international legal framework / international initiatives / international cooperation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Егор Александрович Вишневский

Проанализированы основные проблемы оптимизации государственного регулирования скоростного режима в области обеспечения безопасности дорожного движения в контексте реализации норм международного права, выделены существующие противоречия норм во внутригосударственном законодательстве, препятствующие реализации международно-правовых норм в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Егор Александрович Вишневский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF OPTIMIZATION OF THE STATE SPEED REGULATION IN THE FIELD OF ROAD SAFETY IN THE CONTEXT OF ENFORCEMENT OF INTERNATIONAL LAW

There are analyzed the main problems of optimization of the state speed regulation in the field of road safety in the context of the implementation of international law, highlights the existing contradictions of norms in domestic legislation that prevent the enforcement of international legal norms in this area.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТНОГО РЕЖИМА В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА»

УДК 341.1:342.9 ББК 67

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10238 © Е.А. Вишневский, 2020

Научная специальность 12.00.10 - международное право; европейское право

ПРОБЛЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТНОГО РЕЖИМА В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Егор Александрович Вишневский,

адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: vis-egor@ya.ru

Научный руководитель: В.А. Коннов, доцент кафедры прав человека и международного права,

кандидат юридических наук, доцент

Аннотация. Проанализированы основные проблемы оптимизации государственного регулирования скоростного режима в области обеспечения безопасности дорожного движения в контексте реализации норм международного права, выделены существующие противоречия норм во внутригосударственном законодательстве, препятствующие реализации международно-правовых норм в данной области.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, дорожно-транспортные происшествия, скоростной режим, государственное регулирование, оптимизация, государственно-правовое регулирование, реализация международно-правовых норм, международно-правовые основы, международные инициативы, международное сотрудничество.

PROBLEMS OF OPTIMIZATION OF THE STATE SPEED REGULATION IN THE FIELD OF ROAD SAFETY IN THE CONTEXT OF ENFORCEMENT OF INTERNATIONAL LAW

Egor A. Vishnevskiy,

Adjunct of the Faculty of Training Scientific, Pedagogical and Scientific Personnel Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. There are analyzed the main problems of optimization of the state speed regulation in the field of road safety in the context of the implementation of international law, highlights the existing contradictions of norms in domestic legislation that prevent the enforcement of international legal norms in this area.

Keywords: road safety, road traffic accidents, speed mood, state regulation, optimization, state legal regulation, enforcement of international legal norms, international legal framework, international initiatives, international cooperation.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Вишневский Е.А. Проблемы оптимизации государственного регулирования скоростного режима в области обеспечения безопасности дорожного движения в контексте реализации норм международного права. Вестник экономической безопасности. 2020;(4):98-101.

Эффективность реализации международно-правовых норм в области обеспечения безопасности дорожного движения во многом зависит от качества выстроенной государством системы государственного регулирования в данной области. Наличие недостатков в такой системе может привести к раз-балансировке действующих норм международного и внутригосударственного права, не достижению целей, на которые направлена реализация международно-правовых норм в области обеспечения безопасности дорожного движения.

При всей сложности и многоаспектности вопроса обеспечения безопасности дорожного движения,

существующие проблемы в данной области носят социальный характер, из чего следует, что регулирование этих проблем как социальных процессов осуществляется целой системой правовых норм. На данные проблемы обращают внимание многие ученые [6-8].

Соответственно, при осуществлении непосредственно регулирования общественных отношений в области безопасности дорожного движения, помимо юридической эффективности правовых норм необходимо учитывать их, так называемую, «социальную» эффективность, каждая из которых имеет свои цели.

Всемирная организация здравоохранения в своих докладах о состоянии дел в области обеспечения безопасности дорожного движения во всем мире выделяет 5 основных факторов риска, являющихся причинами дорожно-транспортного травматизма и смертности на дорогах. Основной и ключевой фактор риска, которому посвящено большинство международных исследований, это - соблюдение скоростного режима. Исследования показывают, что «риск погибнуть при столкновении с автомобилем, движущимся со скоростью 60 км/ч, для взрослого пешехода составляет 20%, а скорость, превышающая в момент столкновения 30 км/ч, повышает вероятность получения тяжелых травм и смерти» [4].

Опыт ряда стран в вопросах ограничения скоростных режимов на дороге свидетельствует о том, что при надлежащей законодательной регламентации, основанной на международных исследованиях и предложениях Всемирной организации здравоохранения и рекомендациях ЕЭК ООН, можно достичь весомых результатов в снижении смертности и получения тяжелых травм по причине нарушения скоростного режима. Снижение порога предельно допустимых скоростных режимов значительно снижает риск дорожно-транспортных происшествий.

В этом ключе важно отметить, что конкретные рекомендации по снижению предельно допустимых ограничений скорости были изложены в Консолидированной резолюции по вопросам дорожного движения ЕЭК ООН [5], анализ которых позволяет сделать вывод о том, что в вопросах введения предельно допустимых ограничений скорости необходим системный подход, в частности целесообразно при выборе оптимального скоростного режима учитывать тип дороги, тип транспортных средств, тип пользователей и условия окружающей среды. Указанные рекомендации также основаны на исследованиях физической уязвимости участников дорожного движения в зависимости от различных скоростных режимов. Таким образом, «системный подход к безопасности дорожного движения гарантирует, что в случае столкновения сила удара останется ниже пороговой, т.е. способной привести к смерти или получению тяжелых травм» [4].

Достаточно остро стоит вопрос совершения дорожно-транспортных происшествий по причине на-

рушения скоростного режима водителями с низким стажем вождения, большую часть из которых составляют молодые водители.

Статистика Всемирной организации здравоохранения о причинах смертности, свидетельствует, что дорожно-транспортный травматизм стабильно на протяжении многих лет является главной причиной смертей лиц в возрасте от 14 до 29 лет.

Молодость и неопытность водителей является ключевым фактором риска. Молодые мужчины чаще, чем более старшие, становятся жертвами аварий. В особой группе риска находятся подростки. Исследования показали, что в развитых странах, вероятность попасть в ДТП у этой категории водителей велика в первые 12 месяцев после начала вождения транспортного средства.

Всемирная организация здравоохранения отмечает, что «превышение скорости или несоответствие скоростного режима общей скорости транспортного потока - самая распространенная ошибка у молодых водителей транспортных средств» [3].

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости рассмотрения вопроса об установлении специальных требований к скоростному режиму для такой категории участников дорожного движения как начинающие водители, что будет соответствовать духу и принципу системного подхода в вопросах обеспечения безопасности дорожного движения.

Как следует из положений подпункта «а» пункта 1 статьи 3 Конвенции о дорожном движении [1] (далее - Конвенция), договаривающиеся стороны должны принимать соответствующие меры к тому, чтобы действующие на их территории правила дорожного движения по своему существу соответствовали положениям Конвенции.

Согласно положениям Конвенции, в национальном законодательстве должны быть предусмотрены ограничения максимальной скорости для всех дорог. Кроме того, для некоторых категорий транспортных средств, представляющих особую опасность, в частности вследствие их массы или нагрузки, в национальном законодательстве должны быть установлены специальные ограничения скорости. Аналогичные положения могут быть в нем предусмотрены также для некоторых категорий водителей, в частности для начинающих водителей [1, с. 10].

Требования к скоростному режиму в области обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации установлены Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090. Скоростному режиму посвящен пункт 10 указанных Правил, анализ положений которого позволяет сделать вывод, что специальный скоростной режим для начинающих водителей не предусмотрен.

Целесообразность установления таких специальных скоростных режимов подтверждается опытом развитых зарубежных стран, сводной резолюцией ЕЭК ООН, Докладами ВОЗ о состоянии безопасности дорожного движения.

Статистика дорожно-транспортных происшествий в России свидетельствует о том, что подавляющее большинство таких происшествий происходит по вине водителей транспортных средств. Указанная статистика позволяет сделать вывод, что значительная доля дорожно-транспортных происшествий происходит по вине начинающих водителей: «в 2016 году из-за нарушений правил дорожного движения такими водителями совершено каждое тринадцатое дорожно-транспортное происшествие (7,9 процента), в них погибли 1 154 человека и ранены 16 953 человека» [2, с. 5].

Следует отметить, что попытка внесения таких изменений в действующие Правила дорожного движения Российской Федерации предпринималась. Так согласно Проекту постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации», разработанному в соответствии с пунктом 2 протокола совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 28 января 2015 года № ИШ-П9-6пр с учетом поручения Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2014 года № ИШ-П9-9505, направленного на реализацию решений Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 5 раздела II протокола от 1 августа 2014 года № 1) предлагалось установить значения максимально разрешенной скорости для мотоциклов на автомобильных дорогах вне населенных пунктов, предусматривалось введение ряда ограничений в отношении начинаю-

щих водителей (со стажем управления до двух лет), в частности:

- ограничение по максимально разрешенной скорости движения - не более 70 км/ч на всех дорогах;

- возможности буксировки управляемыми ими транспортными средствами иных механических транспортных средств;

- возможности перевозки пассажиров на мототранспортных средствах;

- возможности управления транспортными средствами, перевозящими крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы.

Как следует их пояснительной записки к указанному проекту предлагаемые изменения направлены на снижение уровня аварийности с участием начинающих водителей, а также снижение тяжести последствий от возможных дорожно-транспортных происшествий с их участием.

Однако, указанный проект в такой редакции принят не был, специальные ограничения скоростного режима для начинающих водителей установлены не были. Такое положение дел объясняется следующим.

В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Предлагаемое Проектом Постановления Правительства Российской Федерации введение ограничений скоростного режима для начинающих водителей актом Правительства Российской Федерации представляется неприемлемым.

Рассмотренные противоречия подталкивают к вопросу относительно правильности распределения полномочий в Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.

Таким образом в качестве одной из проблем оптимизации государственного регулирования скоростного режима в области обеспечения безопасности дорожного движения в контексте реализации норм международного права можно выделить существующие противоречия актов внутригосударствен-

ного права, препятствующие реализации международно-правовых норм в данной области, положения которых предполагают установление ограничений прав и свобод граждан - участников дорожного движения.

Вышеуказанная проблема снижает «социальную» эффективность норм международного права в области обеспечения безопасности дорожного движения и не отвечает принципу системного подхода в вопросах регулирования дорожного движения, закрепленного в Конвенции.

Литература

1. Конвенция о дорожном движении вместе с Протоколом о дорожных знаках и сигналах (Женева, 19 сентября 1949 г.) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru. (Дата обращения 22.12.2019 г.).

2. Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2018 года № 1-р. \\ СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 23.12.2019 г.).

3. Всемирный доклад о предупреждении дорожно-транспортного травматизма / Пер. с англ. М.: Издательство «Весь Мир», 2004. 280 с.

4. Совершенствование законодательства в области безопасности дорожного движения: руководство для стран по использованию методов и ресур-

сов 2013 года. Интернет-ресурс:https://www.who.int/ violence_injury_prevention/road_traffic/ru/ (дата обращения 21.11.2019г).

5. Resolution on Road Traffic, 14 August 2009. Geneva, United Nations Economic Commission for Europe, Working Party on Road Traffic Safety, 2010 (ECE/TRANS/WP. 1/123).

6. Здольник А.В., Осокин Р.Б. Роль государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения // Актуальные проблемы юридической науки в России в XX-XXI вв: материалы Межвузовской заочной научной конференции. Тамбов: Тамбовский филиал МосУ Министерства внутренних дел Российской Федерации имени

B.Я. Кикотя, 2007. С. 169-173.

7. Осокин Р.Б. К вопросу об административно-правовом режиме обеспечения безопасности дорожного движения // Актуальные проблемы юридической науки в России в XX-XXI вв: материалы Межвузовской заочной научной конференции. Тамбов: Тамбовский филиал МосУ Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя, 2007. С. 177-179.

8. Жуков А.М. Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному взысканию (ст. 264.1 УК РФ): уголовно-правовой анализ и проблемы применения // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 2.

C.145-153.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.