Научная статья на тему 'Развитие международного сотрудничества в сфере привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений в области дорожного движения водителей, являющихся иностранными гражданами'

Развитие международного сотрудничества в сфере привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений в области дорожного движения водителей, являющихся иностранными гражданами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
224
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внешняя (межгосударственная) миграция / дорожно-транспортное происшествие / водитель / являющийся иностранным гражданином / международные соглашения / Государственная граница Российской Федерации. / external (interstate) migration / traffic accident / foreign driver / international agreements / State border of the Russian Federation.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гордеева Анастасия Дмитриевна

Предпринята попытка сформулировать и обосновать предложения, направленные на дальнейшее совершенствование международного сотрудничества по вопросам привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений в области дорожного движения водителей, являющихся иностранными гражданами. Анализируются факторы, влияющие на состояние аварийности по вине указанных лиц (наличие сухопутных государственных границ Российской Федерации с иностранными государствами, особенности внешней (межгосударственной) миграции в Российской Федерации, и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гордеева Анастасия Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL COOPERATION IN THE FIELD OF BRINGING TO ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR THE COMMISSION OF OFFENSES IN THE FIELD OF ROAD TRAFFIC OF DRIVERS WHO ARE FOREIGN CITIZENS

The article attempts to formulate and justify proposals aimed at further improving international cooperation in matters of bringing to administrative responsibility for the commission of offenses in the field of road traffic of drivers who are foreign citizens. The factors affecting the accident rate due to the fault of these persons (presence of land state borders of the Russian Federation with foreign states, features of external (interstate) migration in the Russian Federation, etc.) are analyzed.

Текст научной работы на тему «Развитие международного сотрудничества в сфере привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений в области дорожного движения водителей, являющихся иностранными гражданами»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 342 ББК 67.401

DOI 10.24411/2073-0454-2019-10043

© А.Д. Гордеева, 2019

Научная специальность 12.00.10 — международное право; Европейское право

РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ

Гордеева Анастасия Дмитриевна, заместитель начальника отдела обеспечения научной и редакционной-издательской деятельности Федерального казённого учреждения «Научный центр безопасности дорожного движения МВД России»

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: agordeeva9@mvd.ru

Аннотация. Предпринята попытка сформулировать и обосновать предложения, направленные на дальнейшее совершенствование международного сотрудничества по вопросам привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений в области дорожного движения водителей, являющихся иностранными гражданами. Анализируются факторы, влияющие на состояние аварийности по вине указанных лиц (наличие сухопутных государственных границ Российской Федерации с иностранными государствами, особенности внешней (межгосударственной) миграции в Российской Федерации, и др.).

Ключевые слова: внешняя (межгосударственная) миграция, дорожно-транспортное происшествие, водитель, являющийся иностранным гражданином, международные соглашения, Государственная граница Российской Федерации.

DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL COOPERATION IN THE FIELD OF BRINGING TO ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR THE COMMISSION OF OFFENSES IN THE FIELD OF ROAD TRAFFIC OF DRIVERS WHO ARE FOREIGN CITIZENS

Gordeeva Anastasiya Dmitriyevna, Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», Deputy Head of the Department for the Provision of Scientific and Editorial-Publishing Activities

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. AkademikaVolgina, d. 12) E-mail: agordeeva9@mvd.ru

Annotation. The article attempts to formulate and justify proposals aimed at further improving international cooperation in matters of bringing to administrative responsibility for the commission of offenses in the field of road traffic of drivers who are foreign citizens. The factors affecting the accident rate due to the fault of these persons (presence of land state borders of the Russian Federation with foreign states, features of external (interstate) migration in the Russian Federation, etc.) are analyzed.

Keywords: external (interstate) migration, traffic accident, foreign driver, international agreements, State border of the Russian Federation.

Для цитирования: Гордеева А.Д. Развитие международного сотрудничества в сфере привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений в области дорожного движения водителей, являющихся иностранными гражданами . Вестник Московского университета МВД России. 2019;(1):170-6.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Глоссарий Международной организации по миграции определяет миграцию как «процесс передвижения населения через государственную границу либо в пределах страны. Миграция охватывает любой вид перемещений, независимо от их продолжительности, состава и причин»1.

В Российской Федерации существенную часть миграции населения составляет внешняя (межгосударственная) миграция, обеспечивая тем самым прирост численности населения страны.

Согласно данным Росстата об объемах и направлениях внешней миграции за последнее десятилетие (за исключением периода экономического кризиса, когда число прибывающих иностранных граждан сократилось) наблюдался достаточно устойчивый рост количества лиц, прибывших из зарубежных стран, который обеспечивался главным образом за счет жителей государств-участников Содружества Независимых Государств (СНГ)2.

В 2017 году по официальным данным Росстата и ГУВМ МВД России в Российской Федерации проживали 146 880 432 граждан Российской Федерации, при этом 9 747 621 иностранных граждан находились на территории нашей страны, что составляло 6,2 % от общего количества населения РФ (граждан РФ и иностранцев)3.

Как свидетельствуют данные Федеральной пограничной службы Российской Федерации, в 2017 году Государственную границу Российской Федерации пересекли 32 035 443 иностранных граждан, в числе которых 21 744 072 граждан стран СНГ4 (68 %).

Цели поездки иностранные граждане преследовали разные: в большинстве случаев (57 %) они приезжали в частных целях, в 23 % случаев поездки осуществлялись в служебных целях, в 12 % поездки были связаны с туризмом.

Наряду с ежегодным пересечением иностранными гражданами Государственной границы Российской Федерации на относительно короткий период, существует также долгосрочная миграция населения.

Имеется в виду пребывание с одновременной регистрацией лица на срок 9 и более месяцев. В 2017 году число таких иностранных граждан составило 589 033 человек, из них 524 452 были гражданами стран СНГ (89%)5.

В этой связи обращает на себя внимание ежегодный рост значений показателей аварийности по вине водителей, являющихся иностранными гражданами, особенно гражданами государств-участников СНГ, тогда как последнее время отмечается стабильное снижение общего числа дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП) и лиц, погибших в них.

Если в 2007 году водителями-иностранцами было совершено 1 644 ДТП, в которых 331 человек погиб и 2 295 получили ранения (84 % таких ДТП совершены гражданами стран СНГ), то в 2017 году иностранными водителями было совершено 5 275 ДТП, в которых 660 человек погибло и 7 342 получили ранения (81 % указанных ДТП совершены гражданами стран СНГ)6.

Таким образом, за прошедшие 10 лет количество ДТП по вине водителей, являющихся иностранными гражданами, выросло в 3,2 раза.

Наибольшая доля граждан стран СНГ среди указанных водителей обусловлена географической близостью данных стран и наличием единой таможенной территории с некоторыми из этих государств.

Следует помнить, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и Стратегией безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 — 2024 годы, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2018 г. № 1-р поставлена цель достижения к 2024 году целевого показателя сокращения смертности в результате ДТП в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом — до уровня, не превышающего четырех человек на 100 тыс. населения (к 2030 году — стремление к нулевому уровню смертности).

Привлечение к ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения, совершенные водителями-иностранцами, является необходимым условием успешной реализации принципа неотвратимости наказания, играющего важную роль в обеспечении безопасности дорожного движения.

Поэтому все острее возникают вопросы улучшения взаимодействия Российской Федерации с иностранными государствами по привлечению указанных граждан к ответственности за правонарушения в области дорожного движения.

Особенно это касается случаев убытия правонарушителей, являющихся иностранными гражданами, с территории Российской Федерации до исполнения назначенных административных наказаний.

В настоящее время Российская Федерация является участницей только одного международного документа, который имеет непосредственное отношение к рассматриваемой проблематике, — Конвенции о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения (28 марта 1997 года) (далее — Конвенция).

Ранее Конвенция уже была предметом детального анализа, проведенного автором данной статьи7, поэтому представляется целесообразным остановиться лишь на отельных вопросах ее реализации.

Помимо Российской Федерации указанный международный документ ратифицирован пятью государствами-участниками СНГ (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Таджикистан).

За десятилетний период функционирования данного международного документа на территории России (Российская Федерация ратифицировала Конвенцию только в 2008 году) он в принципе доказал свою эффективность, о чем свидетельствует анализ применения Конвенции соответствующими компетентными органами.

Однако необходимо отметить, что в настоящее время документ объективно требует своей корректировки. Сказанное имеет прямое отношение и к приложению к данной Конвенции, в котором содержится Перечень нарушений правил дорожного движения (в данный перечень включены только 6 составов административных правонарушений в области дорожного движения).

Во многом это обусловлено временным фактором — разработка проекта Конвенции велась в середине 90-х годов, когда еще действовал КоАП РСФСР. Разумеется, за истекшие двадцать лет с момента подписания Конвенции существенные изменения претерпели законодательные акты и других государств, ратифицировавших ее.

Предложения по внесению изменений и дополнений в Конвенцию подробно изложены автором в других публикациях8, поэтому в настоящей статье мы

На основе анализа информации, содержащейся в работах различных авторов10 и полученной МИД России, а также из российских загранучреждений, которая касается перспектив заключения Российской Федерацией соглашений с иностранными государствами о взаимном признании решений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, попытаемся осмыслить целесообразность присоединения Российской Федерации к международным соглашениям, участником которых она не является, а также перспективы разработки и заключения Российской Федерацией соответствующих соглашений.

При подготовке конкретных предложений автором учитывались следующие факторы:

• географическая расположенность государств — наличие сухопутных границ без та-

остановимся на иных вопросах, носящих организационно-правовой характер.

Конвенция заключена на неограниченный срок и открыта для присоединения других государств-участников СНГ. О целесообразности ратификации Конвенции иными участниками СНГ свидетельствуют статистические данные анализа ДТП, совершенных гражданами государств-участников СНГ на территории Российской Федерации (таблица 1).

Полагаем, что совершенствование механизма реализации взаимного признания и исполнения решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения путем корректировки Конвенции, а также увеличение количества государств, ратифицировавших ее, могло бы стать весомым вкладом в обеспечение безопасности дорожного движения на территории соответствующих стран.

Таблица 19

моженного режима, наличие сухопутных границ, предусматривающих таможенный режим с Российской Федерацией. Наличие совместных сухопутных границ способствует большему транзитному перемещению автотранспортных средств. Вместе с тем, наличие государственной границы, не предполагающей таможенного режима, обеспечивает бесконтрольное перемещение иностранных граждан некоторых государств. Российская Федерация имеет сухопутные границы с 18 государствами: основная территория Российской Федерации граничит по суше с 14 государствами-членами ООН и двумя частично признанными государствами (Республика Абхазия и Южная Осетия)11; • миграция населения — пребывание на тер-

Госудаство Статус Конвенции Кол-во ДТП по вине граждан СНГ (% от общего кол-во ДТП по вине ИГ) Кол-во погибших в ДТП, совершенных на терр. РФ Кол-во раненых в ДТП, совершенных на терр. РФ

Азербайджанская Республика не ратифицирована 449 (10%) 37 656

Республика Армения ратифицирована 665 (14%) 81 941

Республика Беларусь ратифицирована 425 (9%) 85 552

Республика Казахстан ратифицирована 231 (5%) 50 332

Киргизская Республика ратифицирована 549 (12%) 62 764

Республика Молдова не ратифицирована 226 (5%) 26 280

Республика Таджикистан ратифицирована 721 (15%) 70 1004

Туркменистан не ратифицирована 16 (1%) 0 26

Республика Узбекистан не ратифицирована 986 (20%) 116 1393

Украина не ратифицирована 659 (14%) 102 922

ритории Российской Федерации иностранных граждан, в том числе их участие в качестве водителей в дорожном движении, способствует совершению ДТП данной категорией граждан, а практическое отсутствие регулируемых правовых отношений Российской Федерации с иностранными государствами в сфере взаимного признания и исполнения решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения повышает вероятность избежать административное наказание в случае убытия иностранного гражданина с территории Российской Федерации;

• дорожно-транспортные происшествия — количество дорожно-транспортных происшествий, совершенных по вине водителей, являющихся иностранными гражданами;

• политическая целесообразность — взаимо-

Одновременно следует принимать во внимание имеющийся опыт различных стран по осуществлению международно-правового регулирования трансграничных правоотношений в области административной ответственности за нарушения правил дорожного движения.

действие Российской Федерации с конкретным иностранным государством, учитывая политические и социально-экономические сходства и отличия стран, уровень соответствующих контактов.

В отношении большинства приведенных далее примеров наблюдается определенная взаимосвязь между количеством лиц, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, которые являются гражданами конкретного государства, количеством таких лиц, зарегистрированных лиц на срок пребывания 9 и более месяцев, и количеством соответствующих водителей, совершивших ДТП.

В то же время наличие сухопутной границы с иностранным государством применительно к приведенным примерам вряд ли можно считать фактором, влияющим на состояние аварийности по вине рассматриваемых лиц (таблица 2).

Таблица 212.

В этой связи уместно обратить внимание на то, что государства-члены Европейского союза и Совета Европы уже обладают определенным опытом в данной области, поскольку они ориентированы на имплемен-тацию региональных норм и стандартов, закреплен-

Государство Кол-во ИГ, пересекших границу РФ (% от общего кол-ва пересекших границу) Кол-во ИГ, прибывших на срок 9 и более месяцев (% от общего кол-ва прибывших на этот срок) кол-во ДТП по вине ИГ, совершенных на терр. РФ (% от общего кол-во ДТП по вине ИГ) наличие сухопутной границы

Всего 32 035 443 589 033 5275

Азербайджанская Республика 1 143 243 (4%) 25 602 (5%) 449 (9%) есть

Республика Армения 857 212 (3%) 46 898 (8%) 665 (14%) нет

Республика Беларусь 382 022 (менее 2%) 21 282 (4%) 425 (9%) есть

Республика Казахстан 4 137 613 (13%) 71 680 (13%) 231 (5 %) есть

Киргизская Республика 836 946 (3%) 41 165 (7%) 549 (12%) нет

Республика Молдова 803 916 (3%) 31 369 (6%) 226 (5%) нет

Республика Таджикистан 1 350 356 (5%) 63 467 (11%) 721 (15%) нет

Республика Узбекистан 2 350 007 (8%) 64 073 (11%) 986 (20%) нет

Украина 9 817 008 (31%) 150 182 (26%) 659 (14) есть

Федеративная Республика Германия 629 082 (2%) 3 704 (менее 1%) 15 (менее 1%) нет

Китайская Народная Республика 1 780 200 (6%) 8 237 (2%) 54 (1%) есть

Республика Финляндия 1 063 348 (4%) 345 (менее 1%) 8 (менее 1%) есть

Эстонская Республика 432 803 (менее 2%) 1 014 (менее 1%) 20 (менее 1%) есть

Республика Грузия 117 204 6 809 (2%) 66 (менее 2%) есть

ных в соответствующих решениях Евросоюза, а также соответствующих конвенциях Совета Европы.

Речь идет о таких международных соглашениях, как Европейская конвенция о наказании за нарушения правил дорожного движения от 30 ноября 1964 года (СЕД № 52) и Европейская конвенция о международных последствиях лишения прав на вождение автотранспортного средства от 3 июня 1976 года (СЕД № 88), которые ранее анализировались автором настоящей статьи13.

Европейская конвенция о наказании за нарушения правил дорожного движения от 30 ноября 1964 года (СЕД № 52) вступила в силу 18 июля 1972 года. Договор открыт для подписания государствами-членами Совета Европы и для присоединения государств, не являющихся членами Совета Европы.

Следует отметить, что число стран, ратифицировавших данный документ, незначительно: Республика Кипр, Королевство Дания, Французская Республика, Румыния, Королевство Швеция.

Европейская конвенция о международных последствиях лишения прав на вождение автотранспортного средства от 3 июня 1976 года (СЕД № 88) вступила в силу 28 апреля 1983 года. Договор также открыт для подписания государствами-членами Совета Европы и для присоединения государств, не являющихся членами Совета Европы.

На сегодняшний день Конвенция ратифицирована и вступила в силу для 12 государств-участников, к которым относятся Азербайджанская Республика, Босния и Герцеговина, Республика Хорватия, Греческая Республика, Итальянская Республика, Княжество Лихтенштейн, Республика Черногория, Румыния, Республика Сербия, Республика Словения, Швейцарская Конфедерация, Республика Македония.

Исходя из того, что за прошедшие десятилетия страны Совета Европы и другие иностранные государства практически не проявляли интерес к ратификации данных международных соглашений (последняя ратификации СЕД № 52 прошла в 1998 году, СЕД № 88 — в 2006 году), можно сделать вывод о небольшой эффективности от реализации таких международных соглашений.

При определении целесообразности ратификации указанных соглашений Российской Федерацией, бесспорно, необходимо учитывать незначительное количество государств, ратифицировавших их, а также относительно незначительного числа иностранных граждан данных стран, пребывающих на территории Российской Федерации.

Исключение составляет лишь Азербайджанская Республика, однако вряд ли целесообразно ратифицировать СЕД № 88 для взаимодействия в решении соответствующих вопросов в основном только с одним государством.

В этой связи можно сделать вывод о том, что предложение о ратификации Российской Федерацией Европейской конвенции о наказании за нарушения правил

дорожного движения от 30 ноября 1964 года (СЕД № 52) и Европейской конвенции о международных последствиях лишения прав на вождение автотранспортного средства от 3 июня 1976 года (СЕД № 88) было бы преждевременным.

Кроме того, важно отметить наличие существенных отличий в законодательном регулировании правоотношений в сфере безопасности дорожного движения, как между самими странами ЕС, так и в сравнении с законодательством Российской Федерации.

Последнее касается, прежде всего, установления в целом ряде зарубежных стран уголовной ответственности за те нарушения правил дорожного движения правонарушения, совершение которых в Российской Федерации влечет административную ответственность.

Думается, что указанные выше особенности могут повлиять на позицию соответствующего государства в ходе совместных переговоров с Российской Федерацией по вопросу о возможном заключении двустороннего соглашения.

По нашему мнению, в настоящее время преждевременно заключать двусторонние соглашения по анализируемой проблематике со следующими странами:

• с которыми слабо развиты политические, социально-экономические отношения;

• правовые системы которых имеют существенные отличия от законодательных и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• в которых пребывает ограниченное количество российских граждан, а на территории Российской Федерации пребывает небольшое количество лиц, имеющих гражданство этих стран;

• между которыми и Российской Федерацией отсутствует трансграничное перемещение автотранспортных средств;

• граждане которых не совершают или совершают незначительное количество ДТП на территории Российской Федерации.

Например, незначительное количество иностранных граждан прибыли на территорию Российской Федерации из Республики Кипр (7 398 в 2017 году), Венгерской Народной Республики (25 659), Республики Куба (30 711)14, при этом случаев совершения ими ДТП в 2017 году не зафиксировано15.

Имеются и страны, граждане которых в большем количестве по сравнению с ранее приведенной численностью прибывают на территорию Российской Федерации, однако совершения ими ДТП на территории нашей страны также не зафиксированы.

Так, в 2017 году Государственную границу Российской Федерации пересекли 87 899 граждан Республики Сербии, 73 729 граждан Королевства Нидерлан-дов16, однако за указанный период также не произошло ни одного ДТП по вине граждан данных государств17.

В то же время по ряду рассматриваемых факторов (количество прибывших иностранных граждан в Российской Федерации, количество совершенных ими ДТП) было бы целесообразно заключить соответству-

ющие соглашения с Украиной и Республикой Грузией, однако ввиду обостренных политических отношений вряд ли в ближайшее время подобное взаимодействие станет возможным.

С учетом вышеизложенного представляется целесообразной проработка вопросов о заключении двусторонних соглашений о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения, в первую очередь, с Азербайджанской Республикой, Республикой Молдовой, Республикой Узбекистан, Китайской Народной Республикой, Республикой Финляндия и некоторыми другими странами.

1 http://moscow.iom.int/old/publications/Handbook_on_ Migration_Terminology.pdf (дата обращения - 8.10.2018).

2 Миграция населения в России : тенденции, проблемы, пути решения // Социальный бюллетень. Выпуск 11. - М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2018. С. 15.

3 См.:http://www.gks.ru/bgd/regl/b18_107/Main.htm (дата обращения - 03.05.2018); https://www.kommersant.ru/doc/3461314 (дата обращения - 03.05.2018).

4 http://www.gks.ru/bgd/regl/b18_107/Main.htm (дата обращения - 13.11.2018).

5 Россия в цифрах. 2018 // Краткий статистический сборник. - М.: Росстат, 2018. С. 81.

6 Данные основаны на сведениях, содержащихся в базе Многопараметрической информационно-аналитической системы прогнозирования и моделирования ситуации в области обеспечения безопасности дорожного движения, введенной в эксплуатацию приказом МВД России от 16.08.2014 г. № 700 «О порядке эксплуатации в органах внутренних дел Российской Федерации автоматизированных систем оперативного сбора, учета и анализа сведений о показателях в области обеспечения безопасности дорожного движения».

7 См.: Гордеева А.Д., Якимов А.Ю. Механизм реализации компетентными органами государств-участников СНГ и иных иностранных государств принципа взаимного признания административной ответственности за нарушения в области дорожного движения // Административное право и процесс, 2018, № 2. С. 31- 37; Гордеева А.Д. О некоторых вопросах привлечения к административной ответственности водителей, участвующих в международном дорожном движении // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования, 2018, № 1. С. 127-132.

8 См.: там же.

9 Данные основаны на сведениях, содержащихся в базе Многопараметрической информационно-аналитической системы прогнозирования и моделирования ситуации в области обеспечения безопасности дорожного движения, введенной в эксплуатацию приказом МВД России от 16.08.2014 г. № 700 «О порядке эксплуатации в органах внутренних дел Российской Федерации автоматизированных систем оперативного сбора, учета и анализа сведений о показателях в области обеспечения безопасности дорожного движения».

10 См. напр.: Быков А.И., Сальников С.П. Вопросы исполнения административных наказаний за нарушения в области дорожного движения, назначенных иностранным гражданам и лицам без гражданства, и пути их решения // Административное право и процесс, 2015, № 5. С. 36; Быков А.И. Проблемные во-

просы организации исполнения административных наказаний, назначенных за нарушения в области дорожного движения иностранным гражданам и лицам без гражданства, и пути х решения // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России , 2014, № 4 (32). С 35-41.

11 https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения - 8.10.2018).

12 См.: Данные основаны на сведениях, содержащихся в базе Многопараметрической информационно-аналитической системы прогнозирования и моделирования ситуации в области обеспечения безопасности дорожного движения, введенной в эксплуатацию приказом МВД России от 16.08.2014 г. № 700 «О порядке эксплуатации в органах внутренних дел Российской Федерации автоматизированных систем оперативного сбора, учета и анализа сведений о показателях в области обеспечения безопасности дорожного движения»; https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения - 8.10.2018); Россия в цифрах. 2018 // Краткий статистический сборник. - М.: Росстат, 2018. С. 81.

13 См.: Гордеева А.Д. Правовые основы трансграничных отношений компетентных органов иностранных государств по вопросам привлечения к ответственности за нарушения правил дорожного движения // Безопасность дорожного движения: Сборник научных трудов. Выпуск 16. - М.: ФКУ НИЦ БДД МВД России , 2017. С. 8-15.

14 Россия в цифрах. 2018 // Краткий статистический сборник. - М.: Росстат, 2018. С. 81.

15 Данные основаны на сведениях, содержащихся в базе Многопараметрической информационно-аналитической системы прогнозирования и моделирования ситуации в области обеспечения безопасности дорожного движения, введенной в эксплуатацию приказом МВД России от 16.08.2014 г. № 700 «О порядке эксплуатации в органах внутренних дел Российской Федерации автоматизированных систем оперативного сбора, учета и анализа сведений о показателях в области обеспечения безопасности дорожного движения».

16 Россия в цифрах. 2018 // Краткий статистический сборник. - М.: Росстат, 2018. С. 81.

17 Данные основаны на сведениях, содержащихся в базе Многопараметрической информационно-аналитической системы прогнозирования и моделирования ситуации в области обеспечения безопасности дорожного движения, введенной в эксплуатацию приказом МВД России от 16.08.2014 г. № 700 «О порядке эксплуатации в органах внутренних дел Российской Федерации автоматизированных систем оперативного сбора, учета и анализа сведений о показателях в области обеспечения безопасности дорожного движения».

Литература

1. Быков А.И., Сальников С.П. Вопросы исполнения административных наказаний за нарушения в области дорожного движения, назначенных иностранным гражданам и лицам без гражданства, и пути их решения // Административное право и процесс, 2015, № 5.

2. Быков А.И. Проблемные вопросы организации исполнения административных наказаний, назначенных за нарушения в области дорожного движения иностранным гражданам и лицам без гражданства, и пути х решения // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России , 2014, № 4 (32).

3. Глоссарий Международной организации по

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

миграции [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://moscow.iom.int/old/publications/ Handbook_on_Migration_Terminology.pdf

4. Гордеева А.Д., Якимов А.Ю. Механизм реализации компетентными органами государств-участников СНГ и иных иностранных государств принципа взаимного признания административной ответственности за нарушения в области дорожного движения // Административное право и процесс, 2018, № 2.

5. Гордеева А.Д. О некоторых вопросах привлечения к административной ответственности водителей, участвующих в международном дорожном движении // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования, 2018, № 1.

6. Гордеева А.Д. Правовые основы трансграничных отношений компетентных органов иностранных государств по вопросам привлечения к ответственности за нарушения правил дорожного движения // Безопасность дорожного движения: Сборник научных трудов. Выпуск 16. — М.: ФКУ НИЦ БДД МВД России , 2017.

7. МВД подготовило новую концепцию миграционной политики [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.kommersant.ru/ doc/3461314.

8. Миграция населения в России : тенденции, проблемы, пути решения // Социальный бюллетень. Выпуск 11. — М.: Аналитический

центр при Правительстве Российской Федерации, 2018.

9. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 // Российская газета. № 97с. 09.05.2018.

10. Приказ МВД России от 16.08.2014 № 700 «О порядке эксплуатации в органах внутренних дел Российской Федерации автоматизированных систем оперативного сбора, учета и анализа сведений о показателях в области обеспечения безопасности дорожного движения». Документ опубликован не был.

11. Россия в цифрах. 2018 // Краткий статистический сборник. — М.: Росстат, 2018.

12. Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 — 2024 годы: распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 января 2018 года № 1-р // Российская газета. № 15. 25.01.2018.

13. Сухопутные границы России (список стран) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki.

14. Россия в цифрах. 2018 // Краткий статистический сборник. — М.: Росстат, 2018.

15. Численность и миграция населения в Российской Федерации в 2017 году [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/ ^1/Ь18_107/Мат.Ыш.

Конституционное право России: учебник для студентов вузов / [Б.С. Эбзеев и др.]; под ред. Б.С. Эбзеева, Е.Н. Хазова, А.Л. Миронова. 8-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 671 с. (Серия «Dura lex, sed lex»).

Новое, восьмое, издание учебника актуализировано с учетом последних изменений в российском законодательстве. Рассмотрены вопросы, традиционно относящиеся к предмету науки конституционного права: конституционные основы гражданского общества, юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации и др. Большое внимание уделено избирательной системе в России. Отражены законодательные нормы об объединении арбитражных судов с Верховным Судом РФ.

Для студентов юридических вузов и факультетов, аспирантов (адъюнктов), преподавателей, практических работников, а также для всех интересующихся проблемами отечественного конституционного права.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ

Учебник

8-е издание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.