Научная статья на тему 'Проблемы оптимизации деятельности органов внутренних дел по предупреждению мошенничеств в сфере обеспечения исполнения обязательств банковскими гарантиями'

Проблемы оптимизации деятельности органов внутренних дел по предупреждению мошенничеств в сфере обеспечения исполнения обязательств банковскими гарантиями Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
181
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / МОШЕННИЧЕСТВО / БАНКОВСКАЯ ГАРАНТИЯ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ / МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Савелов И.А.

В статье рассматриваются проблемы, связанные с оптимизацией предупреждения мошенничества в сфере обеспечения исполнения обязательств банковскими гарантиями органами внутренних дел, а также определяются основные направления разработки мер предупреждения. По мнению автора для эффективного противодействия рассматриваемым преступлениям требуется выделение сотрудников, специализирующихся на отдельных видах преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Савелов И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы оптимизации деятельности органов внутренних дел по предупреждению мошенничеств в сфере обеспечения исполнения обязательств банковскими гарантиями»

надзор и контроль за поведением несовершеннолетнего.

Исходя из вышесказанного, следует констатировать, что в реализации принудительных мер воспитательного

воздействия на сегодняшний день существует много пробелов, которые препятствуют эффективному функционированию данного уголовно-правового института.

ЛИТЕРАТУРА

1. Овсянников И. В. Установление возможности исправления несовершеннолетнего путем применения принудительных мер воспитательного воздействия // Уголовное право. 2016. № 5.

2. Ботвин И. В., Ермакова О. В., Репьева А. М. Принудительные меры воспитательного воздействия: вчера, сегодня, завтра: учебное пособие. Барнаул: АЗБУКА, 2018.

© Ермакова О. В.

УДК 343.85:343.72:336.71(470)

И. А. САВЕЛОВ, оперуполномоченный отдела экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по г. Белгороду (г. Белгород)

I. A. SAVELOV, the officer in charge of the department of economic security and countering corruption of the Ministry of Internal Affairs of Russia in Belgorod (Belgorod)

ПРОБЛЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ МОШЕННИЧЕСТВ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ БАНКОВСКИМИ ГАРАНТИЯМИ

PROBLEMS OF ACTIVITY OPTIMIZATION OF INTERNAL AFFAIRS BODIES IN FRAUD PREVENTION IN THE SPHERE OF ENSURING FULFILLMENT OF OBLIGATIONS BY BANK GUARANTEES

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, связанные с оптимизацией предупреждения мошенничества в сфере обеспечения исполнения обязательств банковскими гарантиями органами внутренних дел, а также определяются основные направления разработки мер предупреждения. По мнению автора для эффективного противодействия рассматриваемым преступлениям требуется выделение сотрудников, специализирующихся на отдельных видах преступлений.

Ключевые слова и словосочетания: государственный заказ, мошенничество, банковская гарантия, органы внутренних дел, исполнение обязательств, меры предупреждения.

Annotation. The article discusses the problems associated with the optimization of fraud prevention in the field of ensuring the fulfillment of obligations by bank guarantees by the internal affairs bodies, and also identifies the main directions of development of preven-

tive measures. According to the author, for effective counteraction to the crimes under consideration, it is necessary to select employees specializing in certain types of crimes.

Keywords and phrases: state order, fraud, Bank guarantee, law enforcement bodies, fulfillment of obligations, preventive measures.

Деятельность органов внутренних дел по предупреждению преступлений - наиболее эффективное направление в противодействии преступности. Приоритетность этого направления закреплена в п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», ч. 1 ст. 1, п. 2 ч. 1 ст. 2, п. 4 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции», приказе МВД России от 17.01.2006 № 19, утвердившем Инструкцию «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений». В данных нормативных правовых актах определены функции сотрудников органов внутренних дел, их права и обязанности в рамках профилактической деятельности. Тем не менее в условиях общей достаточности правового обеспечения деятельности сотрудников полиции предупреждение некоторых видов преступлений требует специальных криминологических познаний [1, с. 98].

Так, судебно-следственная практика в настоящее время свидетельствует о распространенности мошенничеств, совершаемых с использованием банковских гарантий, что, по нашему мнению, свидетельствует о недостаточности предупредительной деятельности субъектов профилактики преступности, в том числе и органов внутренних дел.

В целях изучения такой проблемы нами было проведено исследование деятельности по предупреждению указанных преступлений в некоторых территориальных подразделениях внутренних дел, в том числе г. Москвы, Московской, Воронежской, Белгородской областей. Исследование проводилось путем изучения статистических сведений и опроса в качестве экспертов

сотрудников оперативных и следственных подразделений, задействованных в противодействии указанному виду преступлений.

В результате установлено, что сотрудники органов внутренних дел фактически испытывают затруднения в противодействии (прежде всего предупреждении) мошенничеств, совершаемых в рамках государственного и муниципального заказа, в том числе с использованием банковских гарантий. Кроме того, нами установлены отдельные причины таких затруднений, которые связаны с отсутствием централизованного статистического учета выявленных и зарегистрированных преступлений рассматриваемой категории, что не позволяет руководителям территориальных подразделений органов внутренних дел эффективно осуществлять управленческую деятельность, основанную на анализе изменений оперативной и криминогенной обстановки, рационального распределения имеющихся сил и средств.

В исследованных нами территориальных подразделениях органов внутренних дел отсутствовали оперативные учеты установленных фактов использования фиктивных банковских гарантий, а также лиц, причастных к таким фактам. Не заводятся накопительные дела по данной отрасли оперативно-служебной деятельности. Такое положение свидетельствует о дефиците информации, отражающей криминогенную обстановку, связанную с совершением мошенничеств с использованием банковских гарантий, что не позволяет полиции действовать комплексно и системно [2, с. 39].

Указанная проблема имеет место в связи с отсутствием в статистических формах ГИАЦ МВД России необходи-

мых реквизитов, которые бы выделяли регистрируемые преступления с учетом признака использования поддельных и необеспеченных банковских гарантий. Вместе с этим в справочник для заполнения документов первичного статистического учета в системе МВД необходимо внести разделы, которые бы объединяли группу преступлений, совершенных с использованием банковских гарантий.

Исследование показало, что повестки оперативных совещаний различных уровней МВД не содержат вопросов противодействия рассматриваемым мошенничествам, что приводит к выводу рассматриваемой проблемы «на периферию» оценки деятельности полиции. Помимо этого, выявлены серьезные упущения в организации внутриведомственного взаимодействия между подразделениями и службами в рамках противодействия указанного вида преступности. Отсутствует практика формирования временных организационных структур, таких как оперативная, рабочая группа и т. д., что, как известно, не позволяет эффективно использовать имеющиеся силы и средства [3, с. 14].

Исследование показало, что не в должной степени реализуются положения Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» в части взаимодействия органов внутренних дел с иными субъектами предупреждения правонарушений. Реализация мер предупреждения рассматриваемым нами преступлениям может быть более эффективной во взаимодействии с ФСБ России, ФНС России и др. Также его оптимизация возможна на базе межведомственной рабочей группы, которая создана в центральном аппарате МВД России и функционирует с целью координации совместной работы различных ведомств [4].

Необходимо совершенствовать технологии взаимодействия с иными субъектами профилактики, в том числе с государственными и муниципальными

органами вне сферы правоохранительной деятельности, а также с коммерческими и общественными организациями и объединениями [5, с. 49]. Опрошенные нами в качестве экспертов сотрудники подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции (далее - ЭбиПК) сообщили о том, что целесообразно ввести законодательную регламентацию, которая бы обязывала органы исполнительной власти и местного самоуправления предоставлять сведения в правоохранительные органы о фактах непринятия мер заказчиком, направленных на расторжение контракта с его исполнителем, который предпринимал попытку предоставления в качестве обеспечения фиктивной или необеспеченной банковской гарантии.

Опрошенные сотрудники сообщили о целесообразности взаимодействия с кредитными организациями. Такое взаимодействие даст возможность получить сведения о банках, ведущих деятельность в нарушение условий лицензирования и требований Центробанка (в отношении которых имеется угроза отзыва лицензии), а также иные сведения о противоправных банковских операциях, связанных с выдачей банковских гарантий.

Исследование показало, что для деятельности полиции по предупреждению рассматриваемой группы экономических преступлений немаловажное значение имеет криминологическая экспертиза криминогенной обстановки в рассматриваемой сфере. Для этого сотрудникам полиции нужно инициировать взаимодействие с независимыми экспертами в различных сферах жизнедеятельности, в том числе учитывать мнения специалистов-криминологов, использовать достижения ученых социологов, финансистов, юристов и консультироваться со специалистами в области кредитно-банковской системы. В интересах рассматриваемой проблемы могут быть полезными инициативы органов внутренних дел по созданию объ-

единений, комиссий, ассоциаций представителей различных специальностей, функцией которых был бы мониторинг достаточности и эффективности действующего законодательства в области регламентации государственного заказа и предупреждения правонарушений в этой сфере.

В интересах исследования нами в качестве экспертов были опрошены сотрудники ГУЭБиПК, которые высказывали мнение о том, что наибольший эффект предупреждения экономических преступлений может быть от деятельности, направленной на создание условий, устраняющих экономическую выгоду от совершенных преступлений. В деятельности полиции создание таких условий достижимо посредством соблюдения принципа неотвратимости наказания. Для этого следует оптимизировать учет-но-регистрационную деятельность полиции, исключить укрывательство фактов рассматриваемых правонарушений и обеспечить неотвратимость наказания посредством своевременного принятия необходимых мер воздействия уголовно-правового и процессуального характера.

Для реализации принципа неотвратимости наказания также необходимо развитие взаимодействия между полицией и государственными (муниципальными) заказчиками, что даст возможность органам внутренних дел своевременно получать нужные сведения обо всем массиве банковских гарантий, принятых заказчиком в качестве обеспечения исполнения контракта или участия в торгах. Приемлемой площадкой для взаимодействия в таком направлении может стать деятельность межведомственных комиссий по профилактике правонарушений как на областном, так и на районном уровне.

В настоящее время во всех субъектах РФ в целях координации деятельности территориальных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъекта РФ, правоохранительных органов,

органов местного самоуправления, организаций, предприятий, учреждений различных форм собственности, политических партий и движений, общественных организаций по реализации мер, направленных на профилактику правонарушений, устранения причин и условий, способствующих их совершению, созданы межведомственные комиссии по профилактике правонарушений.

В результате исследования состояния профилактической деятельности указанных выше территориальных подразделений органов внутренних дел было установлено, что в процессе противодействия мошенничествам, совершаемым с использованием банковских гарантий, специализирующиеся сотрудники полиции сталкиваются с определенными затруднениями, которые в большей степени связаны со спецификой их выявления и квалификации [6, с. 55], а также с доказыванием вины преступников.

Представляется верным утверждение А. В. Петренко о том, что предупреждение экономических преступлений должно осуществляться компетентными сотрудниками полиции, владеющими экономико-правовой квалификацией [7, с. 14]. 70 % опрошенных нами в качестве специалистов сотрудников подразделений ЭБиПК подтвердили наличие таких затруднений и пояснили, что причиной проблемы является недостаточная экономико-правовая квалификация сотрудников, задействованных в противодействии мошенничествам, совершаемым с использованием банковских гарантий; наличие «палочной системы» оценки деятельности -стремление формировать статистику, не обременяя себя «неперспективными» преступлениями рассматриваемой нами категории.

Такое обстоятельство свидетельствует о необходимости повышения уровня профессионального мастерства сотрудников, прежде всего ЭБиПК, участвующих в противодействии данной

группы преступлений. В связи с этими перманентно изменяющимися способами совершения рассматриваемой группы мошенничеств необходимо системно повышать квалификацию и своевременно проводить переквалификацию сотрудников, задействованных в деятельности по противодействию рассматриваемой группы мошенничеств.

Повышение квалификации данных сотрудников полиции может также проводиться посредством организации и проведения межведомственных семинаров, отдельных встреч специализирующихся сотрудников органов внутренних дел со специалистами в сферах финансовой и экономической деятельности.

В интересах исследования в качестве экспертов опрашивались следователи, имеющие опыт производства по уголовным делам, возбужденным по фактам мошенничеств с использованием банковских гарантий. Опрошенные специалисты сообщили, что данные де-

ла требуют значительного процессуального опыта, а также разносторонней эрудиции, в том числе в сфере экономической деятельности. Такими качествами, по мнению опрошенных специалистов, могут обладать только те следователи, которые на постоянной основе расследуют уголовные дела, возбужденные по фактам совершения мошенничеств рассматриваемого вида.

Таким образом, для эффективного противодействия рассматриваемым данным преступлениям требуется выделение сотрудников, специализирующихся на отдельных видах преступлений [2, с. 41]. Такая необходимость подтверждается положительным опытом многих государств, где «узкая специализация» полицейских и создание отдельных подразделений по борьбе с наиболее сложными и опасными преступлениями приносит значительные результаты [8, с. 39].

***

ЛИТЕРАТУРА

1. Варыгин А. Н., Громов В. Г., Шляпникова О. В. Основы криминологии и профилактики преступлений. Саратов, 2000.

2. Черняков С. А. Организация деятельности органов внутренних дел по предупреждению мошенничеств с использованием банковских гарантий // Российский следователь. 2017. № 7.

3. Казак Б. Б., Михайлова Н. В., Столяренко В. М. Об организации профилактики правонарушений органами внутренних дел // Административное и муниципальное право. 2012. № 2.

4. Об утверждении Регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 17 октября 2013 г. № 850 // СПС «КонсультантПлюс».

5. Глушков Е. Л., Свистильников А. Б. К вопросу выявления и документирования преступлений, связанных с рейдерскими захватами имущественных комплексов // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Путилина. 2017. № 1 (29).

6. Черняков С. А. К вопросу о детерминации мошенничества в сфере обеспечения исполнения обязательств банковскими гарантиями (по результатам проведенного исследования) // Российский следователь. 2014. № 21.

7. Петренко А. В. Предупреждение преступлений, совершаемых в экономической сфере, органами внутренних дел // Российский следователь. 2011. № 7.

8. Мацкевич И. М. Сравнительный анализ формулирования конструкций составов преступлений в сфере экономики в российском и зарубежном праве // Актуальные проблемы расследования преступлений: материалы Международной научно-практической конференции «Институт повышения квалификации следственного комитета Российской Федерации». М., 2013.

© Савелов И. А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.