Научная статья на тему 'Актуальные вопросы предупреждения и расследования преступлений в сфере топливно-энергетического комплекса'

Актуальные вопросы предупреждения и расследования преступлений в сфере топливно-энергетического комплекса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6811
621
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПРЕСЕЧЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / СОТРУДНИКИ ЭБИПК / CRIME PREVENTION / CRIME SUPPRESSION / CRIMINAL INVESTIGATIONS / FUEL AND ENERGY COMPLEX / EMPLOYEES OF THE DEPARTMENT OF ECONOMIC SECURITY AND ANTI-CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Салеева Юлия Евгеньевна, Гуськова Анна Вячеславовна

В статье на основе анализа уголовных дел, возбужденных следователями Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, представлены практические рекомендации по предупреждению, пресечению и расследованию преступлений в сфере топливно-энергетического комплекса (ТЭК), отдельное внимание уделяется взаимодействию между сотрудниками отдела экономической безопасности и противодействия коррупции (ЭБиПК) и руководителями предприятий топливно-энергетического комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Салеева Юлия Евгеньевна, Гуськова Анна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF PREVENTION AND INVESTIGATION OF CRIMES IN THE SPHERE OF FUEL AND ENERGY COMPLEX

The article presents the practical recommendations for the prevention, suppression and investigation of crimes in the sphere of fuel and energy complex, based on the analysis of criminal cases brought by the investigators of the Khanty-Mansi and Yamalo-Nenets autonomous areas. Special attention is paid to the interaction between the employees of the Department of Economic Security and Anti-Corruption and the heads of enterprises of fuel and energy complex.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы предупреждения и расследования преступлений в сфере топливно-энергетического комплекса»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

125

УДК 343.13

Ю.Е. Салеева, А.В. Гуськова

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

В статье на основе анализа уголовных дел, возбужденных следователями Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, представлены практические рекомендации по предупреждению, пресечению и расследованию преступлений в сфере топливно-энергетического комплекса (ТЭК), отдельное внимание уделяется взаимодействию между сотрудниками отдела экономической безопасности и противодействия коррупции (ЭБиПК) и руководителями предприятий топливно-энергетического комплекса.

Ключевые слова: предупреждение преступлений, пресечение преступлений, расследование преступлений, топливно-энергетический комплекс, сотрудники ЭБиПК.

Эффективное функционирование топливно-энергетического комплекса - это одно из приоритетных направлений деятельности нашего государства. Сегодня делается ставка на развитие топливно-энергетического комплекса как средства снижения уровня безработицы в стране, как один из основных источников пополнения государственного бюджета, как возможность перспективного использования инновационных технологий.

Топливно-энергетический комплекс обеспечивает 25-30 % производства валового внутреннего продукта (ВВП), 1/3 объема промышленного производства и доходов консолидированного бюджета России, около 50 % доходов федерального бюджета (с учетом того, что около 4 трлн руб. приходится на нефтегазовую отрасль), экспорта и валютных поступлений [1].

В соответствии с положениями «Энергетической стратегии России на период до 2030 года» [2] реализация базового инновационного сценария позволит обеспечить уровень социально-экономического развития России и благосостояния ее граждан, характерный для развитых постиндустриальных стран, за счет повышения конкурентоспособности отечественной экономики, структурной диверсификации и роста ее эффективности. При этом существенно сократится разрыв между Россией и ведущими странами мира по уровню благосостояния.

В соответствии с данными официального сайта Министерства энергетики Российской Федерации развитие отраслей топливно-энергетического комплекса, возобновляемых источников энергии, централизованного теплоснабжения, автономной энергетики и энергосбережения потребует крупных инвестиций в размере 2,4-2,8 трлн долл. США [3].

Основными источниками инвестиций будут собственные средства, прибыли российских и зарубежных компаний с привлечением кредитов и средств от дополнительной эмиссии акций.

Но там, где имеет место большое количество финансовых вливаний, закономерно присутствует и преступность. Большие финансовые потоки сопровождаются коррупцией и другими злоупотреблениями. Кроме того, сам по себе топливно-энергетический комплекс предполагает сосредоточение крупных объемов денежных средств, материальных ценностей, высокотехнологичного оборудования, контроль за которыми достаточно затруднителен. Поэтому деятельность полиции по предупреждению и пресечению, а также раскрытию преступлений в данной сфере имеет важное значение.

В 2014 г. на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры наметилась тенденция увеличения количества преступлений, совершенных в сфере топливно-энергетического комплекса. Так, только за 3 месяца 2014 г. было зарегистрировано 105 преступлений в сфере ТЭК.

Нами были проанализированы уголовные дела, возбужденные следователями Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономного округов. Благодаря этому мы смогли представить как уже действующие меры, направленные на предупреждение преступности в сфере топливно-энергетического комплекса, так и внести новые предложения, направленные на снижение уровня преступности в изучаемом секторе.

Прежде чем перейти непосредственно к мерам по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений в данной сфере необходимо определиться с основными понятиями и значением топливно-энергетического комплекса для Российской Федерации.

Топливно-энергетический комплекс (далее - ТЭК) - это межотраслевая система, включающая совокупность производств, процессов, материальных устройств по добыче топливно-энергетических ресурсов, их преобразованию, транспортировке, распределению и потреблению как первичных топливно-энергетических ресурсов, так и преобразованных видов энергоносителей [1].

От развития ТЭК во многом зависит динамика, масштабы и технико-экономические показатели общественного производства, в первую очередь в промышленности.

По данным Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, 69 % российских запасов нефти и 66 % газа сосредоточено на Урале и в Западной Сибири. Крупнейшие месторождения нефти расположены в Ханты-Мансийском автономном округе, природного газа - в Ямало-Ненецком автономном округе (65 % добычи нефти и газа).

Россия занимает первое место в мире по запасам природного газа (23 % мировых запасов) и по объемам его ежегодной добычи, обеспечивая 25 % мировой торговли этим энергоносителем, доминируя как на европейском газовом рынке, так и на рынке стран Содружества Независимых Государств.

Наше государство занимает второе место в мире по запасам угля (19 % мировых запасов), пятое место по объемам ежегодной добычи (5 %мировой добычи) и обеспечивает около 12 % мировой торговли энергетическим углем.

Российская атомная энергетика составляет 5 % мирового рынка атомной электрогенерации, 15 % мирового рынка реакторостроения, 45 % мирового рынка обогащения урана, 15 % мирового рынка конверсии отработанного топлива и обеспечивает 8 % мировой добычи природного урана [3].

Но несмотря на позитивные тенденции в сфере топливно-энергетического комплекса имеют место и негативные моменты. Как известно, крупнейшие месторождения нефти расположены в Ханты-Мансийском автономном округе, природного газа - в Ямало-Ненецком автономном округе (65 % добычи нефти и газа). При изучении состояния преступности в данных автономных округах были получены следующие статистические данные:

В текущем году на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры наметилась тенденция увеличения количества преступлений, совершенных в сфере топливно-энергетического комплекса. Так, за 3 месяца 2014 г. зарегистрировано 105 преступлений в сфере ТЭК, предварительное следствие по которым обязательно, что на 15,38 %больше, чем в 2013 г. (аналогичный период прошлого года (далее - АПГ) - 91 преступление), из которых в отчетном периоде возбуждено 83 уголовных дела (АППГ-76).

Основную массу преступлений, относящихся к сфере ТЭК, совершенных в 2014 г. на территории округа, составляют хищения (100 преступлений), в том числе совершенные путем присвоения или растраты (ст. 160 УК РФ), мошенничества (ст. 159 УК РФ).

В отчетном периоде 2014 г. окончено расследованием 30 уголовных дел (АППГ-27), из которых направлено в суд (без учета присоединенных) - 28 дел (1 дело в порядке п. 2 ч. 1 ст. 439 УПК РФ -принудительные меры медицинского характера), на 29 эпизодов преступной деятельности, что на 12 % больше, чем в 2013 г. (25 дел, на 35 эпизодов).

Спецификой региона является то, что на территории округа за январь-март 2014 г. зарегистрировано 21 преступление по фактам хищения нефтепродуктов из нефтепродуктопроводов путем несанкционированных врезок (преступления, предусмотренные пп. «б», «в» ч. 3 ст. 158, ч. 4 ст. 158 УК РФ), предварительное следствие по которым обязательно, что на 162,5 % больше, чем в 2013 г. (АППГ-8 преступлений), из которых в отчетном периоде возбуждено 19 уголовных дел, что на 137,5 % больше, чем в 2013 г. (АППГ-8).

Размер установленного материального ущерба по законченным расследованием преступлениям экономической направленности составил 26 млн 762 тыс. руб.

Сложившаяся криминогенная обстановка имеет негативное влияние на поддержание экономической безопасности государства.

По широко распространенному мнению (В.Я. Горфинкель, Г.Б. Поляк, Н.А. Судьбина. М.Е. Листопад), экономическая преступность превратилась в одну из опаснейших угроз национальной безопасности России.

В Указе Президента России «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» в числе основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности указывается рост преступных посягательств, направленных против экономической безопасности, а также связанных с коррупцией [4].

Российская Федерация располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который является базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики. Роль страны на мировых энергетических рынках во многом определяет её геополитическое влияние. Природные топливно-энергетические ресурсы, производственный, научно-технический и кадровый потенциал энергетического сектора экономики являются национальным достоянием России. Эффективное его использование создает необходимые предпосылки для вывода экономики страны на путь устойчивого развития, обеспечивающего рост благосостояния и повышение уровня жизни населения. Однако наравне с позитивными тенденциями в ТЭК имеет место рост преступности. Топливно-энергетический комплекс в XXI в. должен быть финансово устойчивой системой, экономически эффективной и динамично развивающейся, соответствующей экологическим стандартам, оснащенной передовыми технологиями и высококвалифицированными кадрами, где имеет место социально приемлемый уровень преступности (так как полностью избежать преступности не представляется возможным), ущерб от которой не исчисляется сотнями миллионов рублей.

Изучение и анализ количества и видов преступлений экономической направленности, совершенных в различных секторах ТЭК, показали, что нефтяная отрасль является наиболее криминализированным сектором ТЭК. Высокая доходность операций с нефтью и нефтепродуктами - основной фактор активизации деятельности преступных групп.

В нефтяной отрасли распространенными видами преступлений являются кража нефти путем незаконного подключения к трубопроводам (врезки); мошенничество, связанное с реализацией нефти и нефтепродуктов; присвоение или растрата денежных средств нефтяных компаний; незаконное предпринимательство при добыче и реализации нефти; ряд налоговых преступлений. Выявлены факты преднамеренного банкротства, нецелевого использования бюджетных средств, злоупотребления полномочиями и др.

Отдельно следует сказать о хищениях из магистральных трубопроводов. За 2009-2011 гг. их было совершено 1 487 (более 97 % путем врезки).

В угольной отрасли самыми распространенными видами преступлений являются кражи угля с угольных карьеров; присвоение и растрата бюджетных средств, выделенных на реструктуризацию угольной отрасли [1] и др.

Большая часть преступных деяний в сфере ТЭК квалифицируется по п. «б» ч. 3 ст. 158 УК РФ. Речь идет о темном времени суток, как правило, действует группа лиц, реже - один человек; имеет место предварительная подготовка. Отмечается значительный рост технологичности изготовления криминальных «врезок» и их маскировки, что свидетельствует о стремлении организованных преступных групп осуществлять хищение нефти в длительный период времени и в больших объемах.

Наиболее актуальными схемами преступлений являются факты хищения горюче-смазочных материалов, оборудования на предприятиях, осуществляющих деятельность в топливно-энергетическом комплексе. Также имеют место совершения преступлений на предприятиях ТЭК при выполнении государственных контрактов.

Анализ материалов уголовных дел свидетельствует о том, что при расследовании преступлений в сфере топливно-энергетического комплекса проводятся следующие следственные и процессуальные действия: осмотр места происшествия; задержание и личный обыск; выемка; допросы подозреваемых (обвиняемых), свидетелей; проверка показаний на месте; назначение и производство судебных экспертиз; очные ставки, обыски и др.

Если преступление совершено в результате криминальной врезки, то при осмотре места происшествия необходимо присутствие специалиста транспортирующей компании. Это связано с тем, что объекты магистральных нефтепродуктопроводов относятся к категории опасных производственных объектов. До выезда на место происшествия с членами следственно-оперативной группы проводится инструктаж о мерах безопасности. Если в результате противоправного деяния произошел выход нефтепродукта на поверхность, то необходимо выяснить, в какую сторону произошло его растекание. Следует приближаться к месту повреждения с наветренной стороны. Запрещается производить какие-либо действия с устройствами для хищения нефтепродуктов. При любом повреждении, связанном с разливом нефтепродуктов, автомашина останавливается за 100 м от места повреждения. При разливе нефти или нефтепродуктов необходимо замерить площадь загрязнения, глубину разлива, отразив размеры на план-схеме.

Осмотр места обнаружения врезки в нефтепровод производится по общему правилу в два этапа. На первом этапе устанавливаются:

- координаты врезки (область, район, ближайший населенный пункт) с привязкой к километражу трассы нефтепровода;

- конструкция врезки (фрагменты врезки, доступные для обзора без проведения существенных раскопок, схема отбора нефти, средства и качество маскировки врезки);

- параметры шурфа, способ укрепления его стенок от осыпания, средства и качество маскировки;

- наличие отвода и его конструкция (изготовлен из труб, шланга, комбинированный, направление относительно магистрального нефтепровода, протяженность, фрагменты концевой части отвода, доступные для обзора без проведения существенных раскопок, средства и качество маскировки отвода);

- предполагаемые давность изготовления врезки и последнего отбора нефти;

- участки «замазученности» либо разлива нефти (места их расположения, площадь, глубина проникновения в почву, примерный объем);

- вероятные причины, в силу которых врезка осуществлена именно в данном месте (безлюд-ность, маскирующие место врезки или окончание отвода лесопосадки и рельеф местности, возможность подъезда большегрузного транспорта, иные факторы);

- возможные основные и запасные позиции для размещения сотрудников, задействованных в ведении скрытого наблюдения либо в засаде, подходы к этим позициям, оптимальные с точки зрения незаметного выдвижения.

Второй этап осмотра места обнаружения врезки в нефтепровод проводится после завершения мероприятий, связанных с наблюдением за местом врезки.

При обследовании конструкции врезки фиксируется:

- способ крепления запорных устройств к трубопроводу (посредством патрубка с резьбовым соединением, патрубка с фланцем, иным способом);

- конструкция патрубка, прикрепленного к трубопроводу (длина, диаметр, способ соединения с трубопроводом, расположен на левой или правой стороне трубопровода по направлению прокачки нефти, положение относительно осевой линии трубопровода);

- качество и особенности сварного шва в месте стыка патрубка и трубопровода (ширина наружной поверхности, равномерность по всей окружности патрубка либо наличие «раковин», «непро-варов», неровностей, следов «прилипания», «прихватывания» электрода при сварке, интенсивность разбрызгивания, сохранение либо удаление шлака, брызг металла со шва для проверки его качества, иные характерные особенности шва) и т.д.

Качественный осмотр места происшествия по делам о преступлениям в сфере ТЭК имеет важное значение, так по особенностям и качеству сварного шва можно определить профессиональный уровень сварщика, знание им технологии сварных работ на трубопроводах, выявить индивидуальные признаки сварного «почерка». Следы транспортных средств и обуви помогут определить число участников преступления, марки использовавшихся автомашин.

Последующие следственные и процессуальные действия имеют схожие принципы с рядом других преступлений в сфере экономики.

Для эффективного пресечения и предупреждения преступлений в сфере топливно-энергетического комплекса нами были проанализированы уголовные дела, возбужденные следователями Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономного округов. Это было необходимо для анализа следующих моментов: определения субъектного состава, субъективной стороны, объекта, объективной стороны совершенных преступлений. Как показывает практика, хищением нефтепродуктов в большинстве случаев занимаются преступные группы, в состав которых, кроме организатора, входят специалисты газоэлектросварки, владельцы или водители автомобильных бензовозов, владельцы и работники автозаправочных станций. Самым распространенным противоправным деянием в сфере ТЭК является преступление, предусмотренное п. «б» ч. 3 ст. 158 УК РФ «Кража, совершенная из нефтепровода, нефтепродуктопровода, газопровода».

Полученные нами данные позволили сформулировать рекомендации для сотрудников подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции (далее - ЭБиПК), направленные на предупреждение и своевременное пресечение преступлений в сфере добычи и переработки различных видов топливных и энергетических ресурсов.

Сегодня тратится значительное количество сил и средств на снижение преступности в сфере ТЭК, однако стабильного положительного состояния не наблюдается. Имеет место разовое выявле-

ние и пресечение преступлений, но после того как заканчивается период действия специальной профилактической операции и регулярных проверок, совершается еще больше преступлений.

Проблемами в сфере ТЭК обеспокоены лишь сотрудники правоохранительных органов и собственники предприятий, которым причиняется ущерб, но к данной проблеме совершенно не привлекается внимание общественности. Мы предлагаем, помимо имеющихся мер противодействия преступности в сфере ТЭК, активно использовать следующие:

1) повсеместно использовать спутниковое отслеживание трасс;

2) организовать видеонаблюдение, которое не зависит от человека, с регулярной сменой дислокации, чтобы гражданин, совершающий преступные действия, не мог быть уверен, что за ним не осуществляется контроль;

3) организовать рейтинг надежности предприятий в сфере ТЭК. Там, где будет совершаться наименьшее количество преступлений, поощрять как руководящий состав, так и работников. По нашему мнению, в результате существенно снизится стремление к противоправным деяниям со стороны рабочих, одна фирма будет наблюдать за другой с целью выявления фактов преступной деятельности и инициирования проверок со стороны правоохранительных органов;

4) привлекать к контролю за деятельностью предприятий в сфере ТЭК независимых экспертов, пользующихся уважением и заслуживающих доверие, которые будут делать вывод о деятельности предприятия в целом; акцентировать внимание на фактах совершенных преступных действий, а затем публиковать собранный материал в местных СМИ;

5) использовать научные и технические достижения, а именно инновационные датчики давления в магистрали, которые за максимально короткое время будут передавать сигнал на пульт управления о совершаемом преступления. Необходимо грамотно их расположить и в достаточном количестве;

6) как нами было выяснено, большая часть преступлений в сфере ТЭК совершается ночью, и даже если сотрудники частного охранного предприятия или службы безопасности своевременно получили сведения о совершаемом преступлении, они не всегда успевают прибыть к месту происшествия и задержать виновных лиц с поличным или по горячим следам. Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимочтобы на предприятии в течение нескольких минут блокировались все входы и выходы, контрольно-пропускной пункт закрылся, чтобы никто не мог ни зайти, ни выйти, ни выехать, задействуется система оповещения. Как известно, при пожарах вблизи нефтепроводов курсируют вертолеты. Возможно их использование, когда нет угрозы возгорания, с целью контроля объектов ТЭК. К сожалению, данный метод настолько же эффективен, насколько затратен;

7) необходимо увеличить штат отделов ЭБиПК, взаимодействующих со следственными подразделениями.

Наряду с положительными моментами в работе специализированных групп при расследовании уголовных дел данной категории необходимо отметить следующие недостатки:

1) сложность в установлении организаторов, так как на месте преступления задерживаются непосредственные исполнители, а организаторы координируют действия группы до совершения хищения, в связи с чем зачастую остаются в ходе следствия неустановленными;

2) не по всем уголовным делам устанавливаются места сбыта похищенного, то есть при проведении оперативно-розыскных мероприятий не отслеживается цепочка от места хищения до конечного получателя, в том числе поставки на железнодорожные тупики;

3) для решения этих проблем оперативными сотрудниками планируется проведение комплекса оперативно-розыскных мероприятий до задержания участников групп, по согласованию со следственным подразделением;

4) сложности в сборе доказательств возникают по тем уголовным делам, где задержание производят сотрудники служб безопасности предприятий ТЭК, не планируя совместные с сотрудниками полиции мероприятия по документированию и задержанию лиц. Для решения этой проблемы на постоянной основе проводятся встречи с сотрудниками указанных предприятий с целью выработки алгоритма взаимодействия.

Эффективность борьбы с преступлениями, совершаемыми в сфере ТЭК, всецело зависит от согласованной работы всех заинтересованных: правоохранительных органов, прокуратуры, суда, нефтегазодобывающих компаний. Помимо множества рассмотренных выше факторов, влияющих на эффективность деятельности подразделений ЭБиПК, очень важным является процесс организации оперативного обслуживания топливно-энергетического комплекса.

По мнению профессора кафедры криминологии Московского университета МВД России, Ава-несова Геннадия Арташесовича, предупреждение преступности - это «социально-правовой процесс, снижающий, ограничивающий, ликвидирующий явления, порождающие преступность» [5]. Таким образом, для предупреждения данного рода правонарушений целесообразно организовать взаимодействие между сотрудниками ЭБиПК и руководителями предприятий ТЭК, представителями администрации и иными незаинтересованными лицами, со средствами массовой информации. Сотрудники ЭБиПК до подписания гражданином договора о приеме на работу в сфере ТЭК, связанную с материальной ответственностью, могли бы получить необходимые сведения у участкового уполномоченного по месту жительства гражданина, в случае каких-либо сомнений - провести оперативно-розыскные мероприятия и пр.

Кроме того, по нашему мнению, если у подразделений ЭБиПК есть информация о преступлениях в отдельно взятом регионе, на конкретном предприятии, то помимо сотрудника ЭБиПК, официально закрепленного за промышленным комплексом, эффективно будет внедрение оперативного сотрудника в штат персонала.

Таким образом, предупреждение и пресечение преступлений сфере ТЭК имеет колоссальное значение. Нами были проанализированы имеющиеся эффективные методы по недопущению преступлений в данной среде. Мы также предлагаем дополнить данные методы более тесным и эффективным взаимодействием сотрудников ЭБиПК с администрацией, средствами массовой информации и правоохранительными органами путем подписания межведомственных соглашений, актов о партнерстве.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Горенская Е.В., Фомин В.В. Криминогенная ситуация в топливно-энергетическом комплексе: аналитический обзор. М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2013. С. 4.

2. Распоряжение Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715-р. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/96681/ (дата обращения: 10.12.2014).

3. Официальный сайт Министерства энергетики Российской Федерации. Топливно-энергетический баланс России на период до 2030 года. URL: http://www.minenergo.gov.rU/activity/energostrategy/ch_6.php#l1 (дата обращения: 12.12. 2014).

4. Российская газета. 2009. 19 мая.

5. Аванесов Г.А. Криминология. М., 1984 . С. 338.

Поступила в редакцию 27.01.15

Yu.E. Saleeva, A.V. Gus'kova

TOPICAL ISSUES OF PREVENTION AND INVESTIGATION OF CRIMES IN THE SPHERE OF FUEL AND ENERGY COMPLEX

The article presents the practical recommendations for the prevention, suppression and investigation of crimes in the sphere of fuel and energy complex, based on the analysis of criminal cases brought by the investigators of the Khanty-Mansi and Yamalo-Nenets autonomous areas. Special attention is paid to the interaction between the employees of the Department of Economic Security and Anti-Corruption and the heads of enterprises of fuel and energy complex.

Keywords: crime prevention, crime suppression, criminal investigations, fuel and energy complex, employees of the Department of Economic Security and Anti-Corruption.

Салеева Юлия Евгеньевна, кандидат юридических наук E-mail :viva 13@bk.ru

Гуськова Анна Вячеславовна E-mail: oannes2007@mail.ru

Нижегородская академия МВД России 603000, Россия, г. Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3

Saleeva Yu.E., Candidate of Law E-mail: viva13@bk.ru

Gus'kova A.V.,

E-mail: oannes2007@mail.ru

Nizhny Novgorod Academy of the Interior Ministry of Russia. Ankudinovskoe Highway, 3, Nizhny Novgorod, Russia, 603000

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.