Научная статья на тему 'Проблемы определения сущности конкурентоспособности'

Проблемы определения сущности конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
794
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ТОВАРА / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНЦИЯ / ПОТЕНЦИАЛ ОРГАНИЗАЦИИ / INTELLECTUAL RESEARCH / QUALITY OF GOOD / COMPETITIVENESS OF GOOD AND INDUSTRY / RELATIONSHIP OF COMPETITIVENESS / EFFECTIVENESS OF PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Паймук А. Д.

В статье дана комплексная характеристика конкурентоспособности. Выделены главные факторы, определяющие конкурентоспособность товара и предприятия. Обобщены научные подходы к пониманию категории конкурентоспособности. Рассматриваются мнения по данным вопросам зарубежных и отечественных ученых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF COMPETITIVENESS DEFINITION

There is a complex characteristic of competitiveness given in the article. Principal factors determining competitiveness of goods and enterprise are distinguished. The scientific approaches to understanding of the conception of competitiveness are generalized. Foreign and native scientists' opinions regarding these questions are considered

Текст научной работы на тему «Проблемы определения сущности конкурентоспособности»

пользования сотовых телефонов детьми могут стать только родители.

1. Ваганов А. Сравнивая с Восточной Европой // Независимая газета. 2007. 6 февр.

2. Ездаков А, Ленкин С. «Соты» России // Сети. 1998. № 2.

3. Критерии гигиены окружающей среды. 2006 г. // Информационный бюллетень ВОЗ № 299. 2006. Март.

4. Ревзин С.Р. Динамика развития сетей сотовой связи и их значение для развития телекоммуникаций в сельской местности // Социально-экономические проблемы трансформации аграрных отношений и реформирования агропромышленного комплекса. Саратов, 2005.

5. Савинов Ю.А. Конкуренция на отечественном рынке сотовой связи // Вестник связи. 1998. № 5.

6. иР1_: http:cnews.ru/news/line/index.2008/08/20

УДК 658 А.Д. Паймук

ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУШНОСТИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

В статье дана комплексная характеристика конкурентоспособности. Выделены главные факторы, определяющие конкурентоспособность товара и предприятия. Обобщены научные подходы к пониманию категории конкурентоспособности. Рассматриваются мнения по данным вопросам зарубежных и отечественных ученых.

Ключевые слова: качество товара, конкурентное преимущество, конкурентоспособность, конкуренция, потенциал организации.

A.D. Paymuk

PROBLEMS OF COMPETITIVENESS DEFINITION

There is a complex characteristic of competitiveness given in the article. Principal factors determining competitiveness of goods and enterprise are distinguished. The scientific approaches to understanding of the conception of competitiveness are generalized. Foreign and native scientists' opinions regarding these questions are considered.

The key words: intellectual research, quality of good, competitiveness of good and industry, relationship of competitiveness, effectiveness of production.

Одна из важнейших предпосылок экономического возрождения России - стабилизация и рост производства во всех отраслях, на каждом отдельно взятом предприятии. Тем не менее нужен рост не любого производства и любой ценой, а рост с учетом его конкурен -тоспособности. И для самих предприятий повышение уровня их конкурентоспособности - жизненно важная задача.

Однако для решения подобных задач необходимо иметь представление о том, что являет собой конкурентоспособность, которая многомерна и неоднозначна. В зарубежной и отечественной литературе существует масса подходов к определению данного понятия.

По мнению американского ученого, члена Комиссии по конкурентоспособности в промышленности при президенте США М. Портера, пока не существует общепринятого определения конкурентоспособности, поэтому сущность категории конкурентоспособность пока не ясна и может иметь весьма различные трактовки в зависимости от конкретных условий.

П.В. Забелин, Н.К. Моисеева дают определение кон -курентоспособности как «способности приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной, или как превышение над среднестатистической прибылью в соответствующей сфере бизнеса» [2, с. 3]. Недостаток данного определения состоит в том, что акцент сделан на рентабельность производства и на стоимостные характеристики товара, что не дает возможность получить представление

ни о составе и структуре конкурентоспособности, ни о том, что и как ее формирует.

При анализе конкурентоспособности хозяйствующего субъекта Ю.Т. Бубнов определяет конкурентоспособность как характеристику товара, отражающую его отличие от товара конкурента по степени соответствия конкретной общественной потребности и по затратам на ее удовлетворение [1, с. 180].

Недостаток данного определения в том, что оно не учитывает различие степени соответствия товара общественной потребности на различных рынках. Кроме того, конкурентоспособность связана не с отличительными характеристиками товара как таковыми, а с его привлекательностью для клиентов, делающих покупку, что позволяет нам сделать заключение о тесной взаимосвязи конкурентоспособности с потребностями покупателей.

Определение В.Е. Швеца - «конкурентоспособность продукции есть не что иное, как проявление качества продукции в условиях рыночных отношений и определяется способностью продукции быть проданной на конкретном рынке, в максимально возможном объеме и без убытков для изготовителя» - нейтрализует упомянутый выше недостаток [3]. Кроме того, ученый указывает на столь важный фактор конкурентоспособности, как качество продукции.

РА. Фатхутдинов также подчеркивает, что «товар или услуга являются конкурентоспособными или неконкурентоспособными на конкретном рынке» [9, с. 18].

Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку либо к конкретной

группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. Следовательно, конкурентоспособность является относительной характеристикой объекта, т.е. товар или предприятие, имеющие высокую конкурентоспособность на одном конкретном рынке, могут показать свою полную несостоятельность на другом.

В подтверждение вышесказанного приведем простой пример из практики бизнеса: «АвтоВАЗ ежегодно продает около 700 тыс. легковых автомобилей, и в то же время крупнейшие европейские и американские компании на российском рынке в год продают от нескольких штук до двух-трех десятков тысяч автомобилей. Продукцию этих компаний на западном рынке нельзя назвать неконкурентоспособной, а вот на российском рынке они явно проигрывают конкурентную борьбу АвтоВАЗу Применительно же к рынкам Германии, Франции или Турции соотношение по объемам продаж будет не в пользу ВАЗа» [8, с. 2].

Но важно и то, что возможность компании конкурировать на определенном товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.

Более развернутое определение конкурентоспособности дается ГА. Краюхиным. По его мнению, «конкурентоспособность - сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара. Она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара - конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, условий поставки и эксплуатации в процессе производственного и (или) личного потребления» [4, с. 12].

В. А. Терехин в определении конкурентоспособности делает акцент на поиск и развитие организацией новых рынков сбыта. Он считает, что конкурентоспособность предприятия - это его способность сохранять и расширять рынки сбыта за счет комплексной деятельности как по отношению к качественным и ценовым характеристикам продукции, так и по отношению к производителям и конкурентам [7, с. 9].

В настоящее время большинство специалистов склоняются к мысли, что источники конкурентных преимуществ фирм лежат не в области материальных ресурсов, так как успешное функционирование на рынке в настоящее время означает, что качество ресурсов находится на высоком уровне, а в области внутренних ресурсов. «От уровня и степени развитости интеллектуальных ресурсов, используемых организацией, зависят экономические показатели всех остальных видов ресурсов» [6, с. 107].

Из вышесказанного можно заключить, что основные возможности достижения успеха организацией в конкурентной борьбе заключаются в развитии внутрен-

него потенциала, прежде всего - через использование интеллектуальных способностей сотрудников во всех звеньях управляющей и управляемой подсистем (персонал, качество, маркетинг, производство продукции и т.д.).

М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури описывают конкурентоспособность предприятия следующим образом: «Конкурентоспособность предприятия - это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции» [5, с .76].

В данном определении отражается крайне важная, на наш взгляд, особенность категории конкурентоспособности, а именно двоякая ее природа. Конкурентоспособность - это характеристика не только потенциала организации (измеримого всей совокупностью накопленного опыта ведения бизнеса и имеющихся конкурентных преимуществ), но и динамики его воплощения в конкретных рыночных условиях. Очевидно, что наличие у предприятия крайне мощного внутреннего потенциала и нахождение его в весьма благоприятной внешней среде еще не гарантируют успеха. Потенциал надо реализовать, что предусматривает постоянное развитие.

Ввиду того, что, как отмечено выше, конкурентоспособность - характеристика изменяющаяся, укажем на еще одну ее особенность как динамической категории.

В результате развития НТП тот товар, который ранее считался конкурентоспособным, в будущем утрачивает свою привлекательность по тем или иным параметрам (техническому уровню, цене, сервису, упаковке и пр.). Ресурс любого товара как основа долговременного конкурентного преимущества обесценивается, если постоянно его не совершенствовать. Подобное убывание абсолютной величины справедливо и для конкурентоспособности предприятия.

Н.С. Яшин предлагает трактовать конкурентоспособность предприятия как «комплекс социально-эко -номических характеристик, определяющих положение предприятия на национальном или мировом рынке» [10, с. 54]. В таком понимании конкурентоспособность предприятия включает совокупность, с одной стороны, характеристик самого предприятия, определяемую уровнем использования его научнотехнического, производственного, кадрового потенциала , потенциала маркетинговых служб, реализуемых в процессе воспроизводства, а с другой - внешних по отношению к нему социально-экономических и организационных факторов (законодательные основы деятельности, финансово-кредитная, налоговая политика, тип и емкость рынка, характеристики конкурентов, отраслевые особенности, особенности влияния общественных организаций и политических партий и т.д.), позволяющих предприятию создавать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна для потребителей, чем у конкурентов.

Ряд авторов в своих работах предлагают объединить в одно понятия конкурентоспособности товара и конкурентоспособности организации. Это просматривается в работе ГН. Игольникова и Е.А. Патрушева. На наш взгляд, подобное утверждение не является верным, так как потребителю не всегда известно, товар какого производителя он покупает, и даже если он знает название фирмы-производителя, то это не всегда о чем-то говорит, да и не всегда является определяющим фактором при принятии решения о покупке. Здесь можно согласиться с авторами в том, что известность, товарный знак фирмы дают конкурентные преимущества фирме, но это не играет решающую роль.

Конкурентоспособность товара есть конкурентоспособность результата деятельности предприятия, и, следовательно, конкурентоспособность предприятия выступает в форме конкурентоспособности товара. В свою очередь, конкурентоспособность воплощается в их кон -куренции по уровню качества и цены потребления. Такова взаимосвязь конкурентоспособности товара и кон -курентоспособности предприятия. Ведущим звеном в этой паре является конкурентоспособность предприятия. Таким образом, можно полагать, что многомерный сложный комплекс взаимосвязанных внутриорга-низационных процессов является основой формирования и повышения конкурентоспособности фирм за счет создания и продвижения на рынок конкурентоспособного товара, причем последний выступает лишь как проявленная, видимая часть конкурентоспособности предприятия, развивая которую, организация мо -жет заявить о себе на рынке, осуществлять успешную конкурентную борьбу.

Обобщая вышеизложенное, предлагаем собственную трактовку понятий «конкурентоспособность товара» и «конкурентоспособность предприятия».

Конкурентоспособность товара есть изменяющаяся во времени и оцениваемая потребителем сравнительная характеристика товара, которая отражает его превосходство над товарами-конкурентами по цено-вым, качественным и другим неценовым параметрам в условиях конкретного рынка на протяжении определенного временного периода.

Конкурентоспособность предприятия - это потенциал и динамика его приспособления к меняющимся конкурентным условиям конкретного рынка при наиболее полном использовании своих внутренних ресурсов; способность производить и продавать конкурентоспособный товар, при этом постоянно сохраняя прибыльность, искать и развивать новые конкурентные преимущества.

На основе вышесказанного представляется возможным сделать выводы, определяющие следующие качественные признаки конкурентоспособности:

- многомерность и неоднозначность;

- относительность (привязка к конкретному рынку);

- изменчивость во времени (уменьшается, если ее не совершенствовать);

- тесная связь с качеством продукции и с потребностями рынка;

- конкурентоспособность товара и конкурентоспособность предприятие соотносятся как часть и целое;

- отражает способности предприятия адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды;

- выступает одним из главных условий эффективного функционирования предприятия.

В современных условиях конкурентные позиции предприятия на рынке определяются как уровнем и степенью использования всего внутреннего потенциала предприятия, так и умением учитывать изменяющиеся условия конкретного рынка, а также той поддержкой, которую оказывает государство в лице национальных государственных органов и других организаций .

1. Бубнов Ю.Т. Экономико-математические методы и модели анализа конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Самара, 2001.

2. Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления. М.,1997.

3. Краткий словарь менеджера / под ред. В.П. Грошева. М., 1991.

4. Краюхин Г.А. Методика анализа деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. СПб., 1995.

5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1993.

6. Рахлин К.М., Серова О.Ю. Потенциал организации как основа ее конкурентоспособности. М., 2004.

7. Терехин В.А. Развитие механизма управления конкурентоспособностью предприятий промышленности строительных материалов: автореф. дис. ... канд.экон.наук. Саратов, 2006.

8. Фасхиев Х.А., Гараев И.М. Анализ состояния проблемы управления конкурентоспособностью организации сферы услуг. Нижнекамск, 2003.

9. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М., 2000.

10. Яшин Н.С. Конкурентоспособность промышленных предприятий: методология, оценка, регулирование. Саратов, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.