Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРАВОВОЙ ПРИРОДЫ НЕВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫХ ТОКЕНОВ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРАВОВОЙ ПРИРОДЫ НЕВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫХ ТОКЕНОВ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
169
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫЕ ТОКЕНЫ / ПРАВОВАЯ ПРИРОДА / ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО / БЛОКЧЕЙН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гокунь Юлия Сергеевна

Статья посвящена исследованию проблем определения правовой природы невзаимозаменяемых токенов в гражданском праве Российской Федерации. Приведены и проанализированы подходы к определению правовой природы невзаимозаменяемых токенов. Установлено, что несхожесть NFT с цифровыми финансовыми активами и утилитарными цифровыми правами делает их качественно новым явлением в сфере гражданского права и вызывает необходимость в их дальнейшем законодательном урегулировании. Обоснован и сделан вывод о целесообразности отнесения невзаимозаменяемых токенов к категории цифровых прав

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DETERMINING THE LEGAL NATURE OF NON-FUNGIBLE TOKENS IN THE CIVIL LAW OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the study of the problems of determining the legal nature of non-fungible tokens in the civil law of the Russian Federation. Approaches to determining the legal nature of non-fungible tokens are presented and analyzed. It has been established that the dissimilarity of NFTs with digital financial assets and utilitarian digital rights makes them a qualitatively new phenomenon in the field of civil law and necessitates their further legislative regulation. Substantiated and concluded that it is expedient to classify non-fungible tokens as digital rights

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРАВОВОЙ ПРИРОДЫ НЕВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫХ ТОКЕНОВ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 347

Гокунь Юлия Сергеевна Донецкий национальный университет Юридический факультет Донецкая Народная Республика, Донецк

yulya.gokun@mail .ru Gokun Julia Donetsk National University Faculty of Law Donetsk People's Republic, Donetsk

ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРАВОВОЙ ПРИРОДЫ НЕВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫХ ТОКЕНОВ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Аннотация: статья посвящена исследованию проблем определения правовой природы невзаимозаменяемых токенов в гражданском праве Российской Федерации. Приведены и проанализированы подходы к определению правовой природы невзаимозаменяемых токенов. Установлено, что несхожесть NFT с цифровыми финансовыми активами и утилитарными цифровыми правами делает их качественно новым явлением в сфере гражданского права и вызывает необходимость в их дальнейшем законодательном урегулировании. Обоснован и сделан вывод о целесообразности отнесения невзаимозаменяемых токенов к категории цифровых прав.

Ключевые слова: невзаимозаменяемые токены, правовая природа, проблемы определения, гражданское право, блокчейн.

PROBLEMS OF DETERMINING THE LEGAL NATURE OF NON-FUNGIBLE TOKENS IN THE CIVIL LAW OF THE RUSSIAN

FEDERATION

Annotation: the article is devoted to the study of the problems of determining the legal nature of non-fungible tokens in the civil law of the Russian Federation. Approaches to determining the legal nature of non-fungible tokens are presented and analyzed. It has been established that the dissimilarity of NFTs with digital financial assets and utilitarian digital rights makes them a qualitatively new phenomenon in the field of civil law and necessitates their further legislative regulation. Substantiated and concluded that it is expedient to classify non-fungible tokens as digital rights. Key words: non-fungible tokens, legal nature, definition problems, civil law, blockchain.

Цифровизация, затронувшая все социальные и государственные институты, внесла изменения и в общественные отношения, складывающиеся в правовом поле Российской Федерации. Одними из них признаются правоотношения, складывающиеся по поводу обращения NFT, т.е. невзаимозаменяемых токенов. В то время как рынок криптовалют продолжает расти, NFT быстро завоевали популярность среди криптотрейдеров как новая форма высокоценных виртуальных активов, продаваемых по многомиллионным сделкам. Например, цена первой продажи невзаимозаменяемого токена Скучающая обезьяна #8585 составляла 229 долларов, а последняя продажа оценивается в колоссальный 1 млн долларов. Всего было продано семь экземпляров указанного NFT, уникальными владельцами которых стали одиннадцать человек [1]. 3 октября 2022 года экземпляры NFT Обезьяна-мутант #16034, Обезьяна-мутант #26044 и Скучающая обезьяна #5163 были проданы за 69 тыс. долларов, 10 тыс. долларов и 147 тыс. долларов соответственно. Принимая во внимание высокую

стоимость невзаимозаменяемых токенов, можно заключить, что их востребованность в качестве предмета коллекционирования стремительно возрастает [2, ^508-520]. Однако, одновременно со стремительно происходящей популяризацией нового вида цифровых активов, остаются неразрешенными вопросы относительно правовой природы невзаимозаменяемых токенов.

Невзаимозаменяемые токены представляют собой некий вид цифрового токена и криптоактива в технологии блокчейн, который выполняет функцию цифрового сертификата подлинности. В свою очередь, блокчейн рассматривается как постоянно расширяемый список криптографически взаимосвязанных наборов данных, который действует как децентрализованный реестр. №Г состоят из программного кода в форме смарт-контракта, содержащего сведения о базовом цифровом либо физическом активе, а также правах на этот актив и правилах его использования.

Явным преимуществом №Г по сравнению с другими криптоактивами признается прозрачная и защищенная от подделки идентификация определенного цифрового объекта как конкретного отдельного (эталонного) объекта и присвоение его владельцу. Этот признак основан на свойстве многих блокчейн хранить записи данных децентрализованным и практически защищенным от несанкционированного доступа способом. Кроме того, некоторые блокчейн позволяют программировать смарт-контракты, которые можно использовать для генерации №Г. Для этого используется определенное программное обеспечение зачастую на подключенной к кошельку пользователя торговой платформе с обязательным снятием комиссии.

Для определения правовой природы невзаимозаменяемых токенов представляется возможным выделение двух подходов. Первый из них предполагает отнесение №Г к указанным в ст.128 ГК РФ объектам гражданских прав в качестве охраняемых результатов интеллектуальной

деятельности, а именно к объектам авторских прав [3]. Отметим, что авторское право распространяется и на цифровое искусство. В свою очередь, объектами цифрового искусства признаются как оцифрованная версия существующего произведения материального мира, так и новая самостоятельная работа. В силу этого, рассматриваемый подход предполагает дробление на две составляющие и рассмотрение невзаимозаменяющих токенов как:

1) самостоятельных объектов авторского права;

2) оцифрованных предметов, производных от объектов авторского права, разделяющих правовое положение произведения искусства (например, картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза»).

Придание №Г статуса самостоятельных объектов авторского права позволяет говорить о них как о цифровом искусстве [4, а 36-50]. Данной позиции невозможно дать однозначную оценку, поскольку, с одной стороны, №Г создается с использованием творческого труда. Однако здесь возникает вопрос о степени и объеме творческого труда создателя невзаимозаменяемого токена. Данные критерии при спорах в авторском праве позволяют определить действительно ли предмет спора должен находиться под охраной авторского права [5, ^48-54]. Невзаимозаменяемые токены по своей технологической сущности являются ничем иным, как совокупностью метаданных, т.е. просто кодом из букв и цифр, при создании которого невозможно говорить о его творческом характере труда.

Следует упомянуть и о второй составляющей рассматриваемого подхода, в соответствии с которой №Г квалифицируются как оцифрованные предметы, производные от объектов авторского права, а значит и разделяющие правовое положение произведения искусства (оригинального произведения). Так, при последующей перепродаже основному правообладателю должно выплачиваться роялти. На наш взгляд, это тоже не совсем правильно, т.к. №Г не имеет ничего общего с оригиналом и является его копией, за перепродажу

которой основному правообладателю роялти выплачено быть не может. Отметим, что продажа невзаимозаменяемых токенов в Интернете осуществляется без передачи исключительных прав на них. Приобретение статуса правообладателя не происходит и прав автора покупатель не получает. Отсюда следует, что приобретатель в результате совершенной сделки получает лишь цифровой сертификат арт-объекта, т.е. простую копию.

Второй подход, выделяемый для определения правового положения невзаимозаменяемых токенов, указывает на целесообразность отнесения невзаимозаменяемых токенов к объектам гражданских прав в качестве иного имущества, а именно цифровых прав. Статья 141.1 ГК РФ детерминирует цифровые права как обозначенные законодательно обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых регламентированы правилами информационной системы, отвечающей названным законом признакам. В российском правовом поле существуют два вида цифровых прав: цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права. Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ содержит определение цифровых финансовых активов обозначая их в качестве цифровых прав, охватывающих денежные требования, позволяющих осуществлять права по эмиссионным ценным бумагам, предоставляющим право участия в капитале непубличного акционерного общества, а равно и право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, предусмотренных решением о выпуске цифровых финансовых активов, регулируемых вышеуказанным законом, выпуск, учет и оборот которых допустимы исключительно посредством внесения новых либо изменения уже имеющихся записей в информационной системе на основе распределенного реестра, а также в другие информационные системы [6]. Из этого исходит, что №Г не могут быть отнесены к цифровым финансовым активам, т.к. последние являются теми же самыми ценными бумагами, однако существующими в цифровой среде при поддержке технологии блокчейн.

Второй вид цифровых прав регламентирован нормами Федерального закона от 02.08.2019 N 259-ФЗ и называется утилитарные цифровые права [7]. Из смысла данного Федерального закона становится понятно, что утилитарные цифровые права выпускаются сериями, т.е. являются взаимозаменяемыми. Следовательно, NFT как невзаимозаменяемые не могут иметь аналогичную цифровым правам правовую природу.

Таким образом, невзаимозаменяемые токены по своей правовой природе целесообразно относить к категории цифровых прав. Несхожесть NFT с цифровыми финансовыми активами и утилитарными цифровыми правами делает их качественно новым явлением в сфере гражданского права и вызывает необходимость в их дальнейшем законодательном урегулировании.

Список литературы:

1. NonFungible Corporation // URL: https://nonfungible.com/market-tracker/boredapeclub/BAYC/8585 (дата обращения: 02.12.2022).

2. Рузакова О.А., Гринь Е.С. Применение технологии Blockchain к систематизации результатов интеллектуальной деятельности // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. №4 (38). С.508-520.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 03.10.2022).

4. Kulakova, O. S. Digital art in light of NFT: Market power and legal uncertainty. Digital Law Journal. 2022. №3(2). С.36-50.

5. Рахматулина Р.Ш. Объекты авторского права России и Франции // Legal Concept. 2015. №3. С.48-54.

6. Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" //

URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358753/ (дата обращения: 03.10.2022).

7. Федеральный закон «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 02.08.2019 N 259-ФЗ // URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_330652/ (дата обращения: 03.10.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.