Научная статья на тему 'Проблемы определения понятия терроризма в доктринальных и международно-правовых источниках'

Проблемы определения понятия терроризма в доктринальных и международно-правовых источниках Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4441
455
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маршакова Наталья Николаевна, Миловидова Анастасия Сергеевна

В статье анализируются проблемы определения понятия «терроризм» в доктринальных и международных источниках. Обращается внимание на сложности в дефинировании указанного негативного социально-правового явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of definition of the notion «terrorism» in doctrinal and international-law sources

негативного социально-правового явления. The article is devoted to the analysis of the problems of describing the term «terrorism» in scientific and international sources. Authors emphasize the difficulty of defining this negative phenomenon in social and law spheres.

Текст научной работы на тему «Проблемы определения понятия терроризма в доктринальных и международно-правовых источниках»

Маршакова H.H., Миловидова A.C. Проблемы определения понятия терроризма в доктринальных и международно-правовых источниках

H.H. Маршакова, A.C. Миловидова

Маршакова Наталья Николаевна — преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Института ФСБ России (г. Нижний Новгород), кандидат юридических наук

E-mail: nasty_girl_3000@mail.ru

Миловидова Анастасия Сергеевна — слушатель Нижегородской академии МВД России

E-mail: nasty_girl_3000@mail.ru

Проблемы определения понятия терроризма в доктринальных и международно-правовых источниках

В статье анализируются проблемы определения понятия «терроризм» в доктринальных и международных источниках. Обращается внимание на сложности в дефинировании указанного негативного социально-правового явления.

The article is devoted to the analysis of the problems of describing the term «terrorism» in scientific and international sources. Authors emphasize the difficulty of defining this negative phenomenon in social and law spheres.

Введение в проблему. Проблема противодействия преступлениям террористической направленности в России стала одной из самых злободневных и острых. Она усугубляется еще и тем, что в настоящее время терроризм вышел за рамки национальных границ, приобрел характер реальной угрозы международной безопасности в целом. Терроризм стал подрывать стабильность и безопасность мирового сообщества, нанося ощутимый урон его социально-экономическому и политическому развитию. Опасность международного терроризма заключается не только в его непосредственных жертвах и ущербе, причиняемом отношениям собственности, но также и втом, что, как правило, целью указанных актов является дестабилизация международной обстановки, создание очагов повышенной напряженности, провокация вооруженных конфликтов, обострение противостояния различных этнических групп, народностей, государств. В связи с этим противодействие международному терроризму становится одной из важнейших задач современности.

Учитывая особую опасность для мирового сообщества рассматриваемого противоправного деяния, политики и ученые, общественные и религиозные деятели различных стран стали приходить к мнению о создании единой системы мер противодействия терроризму. Действительно, всовре-менный период развития общества представляется крайне важным создание комплексной межгосударственной системы противодействия международному терроризму. Она должна в первую очередь основываться на тщательном и всестороннем анализе существующих проблем в области противодействия международному терроризму, а также на возможностях гармонизации уголовно-право-

выхсистем всех стран мира. Принятые конкретные практические меры должны в значительной степени поставить преграду преступлениям подобного рода. Однако эффективность и действенность мер противодействия терроризму во многом будет зависеть от того, признают или не признают в своих национальныхуголовных законодательствах терроризм международным преступлением. Это необходимо сделать потому, что «оценка тех или иных действий как преступных в международном праве имела своими истоками положения внутригосударственного уголовного права»1.

Расширение и интеграция международных отношений, упрощенный процедурный режим перемещения населения в сочетании с политической раздробленностью мира объективно приводят кусиле-нию международной составляющей в поддержку преступлений террористической направленности2.

Исходя из этого возникла насущная потребность в пересмотре и переоценке взглядов и позиций на проблему международного терроризма как в целом, так и отдельных его составляющих. Указанные проблемы могут быть решены не только путем проведения комплексных теоретических исследований, интеграции науки и практики и выработки на их основе научных рекомендаций, но и средствами нормативно-правовой регламентации.

Мировым сообществом разработан целый комплекс нормативных документов, регулирующих борьбу с исследуемым антиобщественным явлением, определяющих ее социальные, экономические и политико-правовые основы3. Они представлены как на международном уровне — это, например, Декларация СБ ООН о глобальных усилиях по борьбе с терроризмом4 и ряд резолюций (1269 (1999) от 19 октября 1999 г., 1368 (2001) от 12 сен-

тября 2001 г. и 1373 (2001) от 28 сентября 2001 г), так и в рамках Европейского союза — Европейская конвенция о пресечении терроризма5, Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма6, а кроме того, в масштабах соглашений между конкретными государствами — Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом7 и Рекомендации «Группы восьми» по противодействию терроризму8.

В этих условиях международное сообщество должно объединить усилия, консолидировать свои действия по противодействию преступлениям террористической направленности. Особое внимание должно быть уделено использованию меруголов-но-правового и гражданско-правового характера. Важнейшей составной частью антитеррористичес-кой политики становится формирование и дальнейшее совершенствование международного законодательства о противодействии преступлениям террористической направленности. Решить указанную проблему можно только с использованием широкого применения юридико-технических приемов, используемых в процессе подготовки международных правовых актов, обращая особое внимание на формулирование дефиниций9 «терроризм», «террор», «террористический акт».

Такой подход оправдан тем, что в международ-но-правовыхактахсодержатся различные определения, призванные разъяснить те или иные правовые положения, сформулированные в дефинициях. Использование дефиниций в процессе правотворческой деятельности улучшает качество нормативно-правового акта, позволяет выразить его предписание четко и ясно, доступно и понятно, получить точное представление о сути регламентируемых отношений. В связи с этим исследование дефинитивности терроризма в нормах международного права является актуальным и значимым для организации противодействия этому негативному социально-правовому феномену.

Проблемные ситуации, связанные с определением дефиниции «терроризм». В осуществлении эффективного противодействия преступлениям террористической направленности важную роль играет четкое определение понятий и признаков. Понятие — форма человеческого мышления, отражающая сущностные характеристики, свойства, связи и отношения предметов и явлений. Они являются нормативно определяющими ориентирами в науке и юридической практике10.

«Террор», «терроризм», «террористы», «террористическая деятельность» — эти понятия практически ежедневно появляются в средствах массовой информации, порождая беспокойство и озабоченность наших граждан за свое настоящее и будущее. В словаре иностранных слов термин «террор» (от лат. terror — страх, ужас) трактуется как «политика устрашения, подавления политических противников насильственными мерами»11. «Терроризировать —

1) преследовать, угрожать расправой, насилием,

2) запугивать, держать в состоянии страха»12.

В русском языке понятия «терроризм», «террор», «террористический акт» существуют довольно давно. Еще В.И. Даль в своем Толковом словаре определял терроризм как «устрашение смертными казнями, убийствами и всемиужасами неистовства»13. С.И. Ожеговдавал более конкретную харак-теристикутерроризма, понимая подним: «1) устрашение своих политических противников, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения; 2) жестокое запугивание, насилие»14.

В Кратком политическом словаре террор определяется как политика устрашения, насилия и расправа с политическими противниками, вплоть до их физического уничтожения. Под террористическим актом понимается убийство или нанесение тяжких телесных повреждений физическому лицу в связи с выполнением им политическихзадач. Как социально-правовое явление он имеет более глубокую историю, чем его правовое отражение и является наиболее опасной формой социально-политического экстремизма.

По мнению В.П. Емельянова, следует различать понятия «террор» и «терроризм». Террор — социально-политический фактор действительности, вто время как терроризм — явление уголовно-правового свойства. Это разноуровневые явления по своей сущности и значимости последствий для общества, которые они могут причинить. «Терроризм —это публично совершаемое общеопасное действие или угрозы таковыми, направленные на устрашение населения или социальных групп в целях прямого или косвенного воздействия на принятие какого-либо решения или отказ от него в интересах террористов»15.

П.А. Сельцовскийтерроризм (акттерроризма) рассматривает, как составную часть преступлений террористического характера(террористической направленности). К их категории относит терроризм, террористический акт и другие преступления (захват заложников, похищение человека, захват зданий, сооружений водного или воздушного судна, железнодорожного подвижного состава ит. д.), если это деяние совершается публично и направлено на устрашение населения в целях оказания влияния на принятие какого-либо решения или отказ от него16.

Терроризм нередко называют глобальной проблемой современности, а прогнозы ученых и практиков относительно дальнейшего роста преступлений террористической направленности — от не самых утешительных до апокалипсических. Однако, не принижая остроты проблемы и общественной опасности терроризма и преступлений террористического характера, все же следует заметить, что масштабы этого явления в нашей литературе порой настолько преувеличены, а границы его так размыты, что невольно создается впечатление о невозможности выработки каких-либо конкретных мер противодействие ему. Для такого преувеличения, очевидно, имеются как объективные, так и субъективные причины17.

Маршакова H.H., Миловидова A.C. Проблемы определения понятия терроризма в доктринальных и международно-правовых источниках

Маршакова H.H., Миловидова A.C. Проблемы определения понятия терроризма в доктринальных и международно-правовых источниках

Объективно терроризм представляет собой сложное, многомерное явление, посягающее на те или иные охраняемые законом сферы жизнедеятельности людей различными способами, что, естественно, затрудняет выработку не только общего понятия «терроризм», но и отличительных его признаков. «Терроризм, — отмечают А.В. Зме-евский и В.Е. Тарабрин, — явление весьма сложное, динамичное и многоплановое. Помимо правовых, он затрагивает целый ряд других проблем — психологические, исторические,технологические и т. д. Не случайно международному сообществу так и не удалось выработать общеприемлемое юридическое определение терроризма, хотя сущностное наполнение этого феномена для всех понятно. Здесь присутствует и противозаконное насилие, как правило, с применением оружия, и стремление запутать широкие слои населения и невинные жертвы, а применительно ктеррористи-ческим актам, выходящим за рамки государственных границ, — международный элемент»18.

Таким образом, при разработке единого понятия терроризма важно стремиться ктому, чтобы его формулировка, во-первых, не давала повода для политических спекуляций, а, во-вторых, формально определялась такими конкретными правовыми признаками, которые не позволяли бы манипулировать этим понятием и произвольно употреблять его, что очень важно не только в научном обороте, но и в законотворческой деятельности, а также в правоприменительной практике, посколькутерминоло-гический разнобой ведет к негативным последствиям как в науке, так и в практике противодействия преступности. «Недостаточное внимание к терминологии, — отмечает академик В.Н. Кудрявцев, — отсутствие единствавпонимании категорий затрудняет не только исследовательскую работу, но и практическую деятельность юриста, препятствует использованию в области борьбы с преступностью современной счетно-вычислительной техники, строгих математических методов»19.

Особая важность построения в рамках исследуемой проблематики стройного и совершенного понятийного аппарата, способного нетолько отражать сущность соответствующих явлений, но и представлять собой «средство, инструмент дальнейшего, более углубленного познания этих явлений»20, обусловлена и тем, что это необходимо в целях эффективного выполнения принятых на государственном уровне во многих странах решений, направленных на противодействие терроризму и преступлениям террористического характера.

Проблемные ситуации, связанные с определением дефиниции «международный терроризм». В научный оборот понятие террора ввел Аристотель для обозначения особого типа ужаса, который овладевал зрителями трагедии в греческом театре. Это был ужас перед небытием, представленным в форме боли, хаоса, разрушения21. Впоследствии как метод политического действия террор появился во время Великой французской ре-

волюции между мартом 1793 и июлем 1794 года и означал «правление ужаса»22. Достаточно вспомнить знаменитые слова Эдмунда Берка, написанные им в 1795 году, где он упоминал «тысячи псов ада, именующихся террористами», которых натравили на французов23. В 1943 году, после убийства в Марселе югославского короля Александра и министра иностранных дел Франции Л. Барту Лига наций поручила специальному комитету экспертов сформулировать понятие терроризма как преступного с точки зрения мирового сообщества явления и подготовить конвенцию по предотвращению и наказанию актов терроризма24. По мнению Е.Г. Ляхова, «существуют десятки дефиниций этого явления в литературе социалистических и буржуазных государств, однако ни одно из них пока не стало хотя бы относительно общепризнанным на национальном и международном уровне»25.

Применительно к рассматриваемойтеме представляется оправданным провести исследование понятия международного терроризма, так как данная проблема является в настоящее время архи-актуальной и относится к тем научным проблемам международного характера, которые имеютнетоль-ко теоретическое, но и исключительное практическое значение.

Как указывает И. Артамонов, «для того чтобы разработатьэффективную научную теорию раскрытия преступлений, в том числе и террористического характера, необходимо сначала охарактеризовать сущность самого преступления и некоторые его закономерности, поскольку всесторонний и глубокий анализ данного явления — одно из важнейших условий успешного раскрытия и расследования преступлений»26.

Преступление террористического характера — это не случайный изолированный акт, единовременный и одномоментный, его следует рассматривать как специфическое социально-правовое явление, сложное по структуре, взаимосвязям и отношениям, имеющее свои причины, динамику, определенные тенденции и закономерности. Такое преступление представляет собой сложную систему взаимосвязанных и взаимообусловленных объективных и субъективных обстоятельств, физических и психических процессов — решений и действий самого виновного, иных людей, оказавшихся втянутыми в сферу преступного события, объективных процессов отражения в материальной среде обстоятельств применения орудий преступления. Следовательно, это определенный акт общественно опасного волевого поведения человека, совершаемый с заранее выработанной целью в конкретных условиях места и времени, закономерно отражающийся в материальной среде и сознании людей.

Разработка понятия терроризма — одна из самых сложных, многоаспектных проблем мировой науки и практики противодействия преступности. По подсчетам разных авторов, существует от 100 до 200 понятий терроризма, ни одно из которых не

признано классическим27. Такое положение обусловлено как сложностью самого явления, каковое представляет собой терроризм, так и факторами субъективного характера, существующими на международном и внутригосударственном уровнях. Однако это не означает, что все попытки создать общее понятие терроризма обречены на неудачу, напротив, возможности выработки дефиниции терроризма увеличиваются; и это подтверждается опытом принятия на международном уровне определений таких не менее сложных понятий, как геноцид и агрессия28.

Терроризм какявление рассматривается современной наукой в трех аспектах:

1) как преступное деяние;

2)кактеррористические группы (организации);

3) кактеррористические доктрины29.

Но все же определяющим в данной триаде следует признать понятие терроризма как преступного деяния, ибо оттого, что мы будем понимать под терроризмом в смысле деяния, будет зависеть и то, какие группы (организации) и какие доктрины признавать террористическими. Втоже времятер-роризм как преступное деяние является разновидностью уголовно-правовых категорий более общего порядка, поэтому установление их общих черти различий — одна из главных задач науки уголовного права30.

Тем неменее, исуголовно-правовойточкизре-ния исследование проблемы терроризма и его различных проявлений (в том числе и международного терроризма) позволяет констатировать, что, несмотря на активную заинтересованность правительственных и неправительственных организаций многих стран, а также ученых всего мира, универсального понятия, определяющего основные признаки рассматриваемого явления, признанного мировым сообществом и государствами, до сих пор не выработано31. Не принесли положительного результата и работы по выработке единого определения, которые велись с 1972 года в рамках ООН, с момента учреждения Генеральной Ассамблеей ООН специального комитета, а также ассоциации международного права.

Попытки решить данную проблему на XVII, XXXI и XXXIX сессиях Генеральной Ассамблеи ООН закончились безрезультатно. К данному вопросу представители государств — членов ООН возвра-щалисьв 1973,1977,1979 и 1990 годах. Усилияуче-ных-юристов всего мира по выработке универсального и исчерпывающего определения понятия «терроризм» не прекращаются и по сей день.

Однако при этом приходится сталкиваться с рядом проблем. Наиболее характерной из нихявля-ется отсутствие единства в определении непосредственной жертвы насилия и группы, относящейся к объекту воздействия, на которых направлено данное насилие. В результате полярности во мнениях не удалось разработать и принять приемлемое для всех государств определение международного терроризма.

В то же время выработка унифицированного понятия международного терроризма, по мнению многих исследователей, способна повыситьэффек-тивность мер по всестороннему сотрудничеству государств по противодействию этому явлению. Аналогичную позицию занимает и Генеральная Ассамблея ООН, в резолюциях которой отмечается, что эффективность борьбы против терроризма могла быть повышена путем выработки общепринятого определения международного терроризма.

Разработка понятия международного терроризма активно осуществлялась и ведется в настоящее время российскими учеными в области уголовного права.

Так, авторы Большого юридического словаря под международным терроризмом понимают «совокупность общественно опасных в международном масштабе деяний, влекущих бессмысленную гибель людей, нарушающих нормальную дипломатическую деятельность государства и их представителей и затрудняющих осуществление международных контактов и встреч, а также транспортных связей между государствами»32.

Профессор И.И. Карпец под рассматриваемым общественно опасным деянием понимал международную либо внутреннюю государственную, но имеющую международный (охватывающую два или более государства) характер организационную и иную деятельность, направленную на создание специальных организаций и групп для совершения убийств и покушения на убийства, нанесение тяжких и телесных повреждений, перемещение и захват людей в качестве заложников с целью получения выкупа, насильственного лишения человека свободы, сопряженную с надругательством над личностью, применением пыток, шантажа и т. д. Данное преступление сопровождается, как правило, разрушением и ограблением зданий, жилых помещений и иных объектов33.

В свою очередь, Д.Б. Левин определял международный терроризм как «убийство дипломатических представителей и вообще политических деятелей иностранных государств в целях усиления международной напряженности и раздувания политических и военных конфликтов»34.

Н.Б. Крылови Ю.А. Решетовсчитают, что международный терроризм имеет несколько форм, а именно: совершениетеррористическихактов группами лиц (группой лиц), не находящимися в официальной связи с какими-либо государствами, а также террористические акты, совершенные одними государствами противдругих35.

Е.Г. Ляхов отмечает, что акт международного терроризма объективно направлен против определенных общечеловеческих ценностей, охраня-емыхуже не только национальным, но и международным правом36.

По мнению Н.С. Беглова, международный терроризм это не какой-то особый вид терроризма, а продолжение внутреннего терроризма, выходящего за пределы граництого или иного государства37.

Маршакова H.H., Миловидова A.C. Проблемы определения понятия терроризма в доктринальных и международно-правовых источниках

Маршакова H.H., Миловидова A.C. Проблемы определения понятия терроризма в доктринальных и международно-правовых источниках

Как отмечалось выше, активные научные разработки понятия международного терроризма ве-лисьи за рубежом. Так, в 1976 году на научной конференции, проводимой подэгидой Шестого комитета Генеральной Ассамблеи ООН, известный специалист по противодействию терроризму Э. Аре-чаго определял терроризм как осуществление актов, являющихся традиционными формами общеуголовных преступлений, но совершаемых преднамеренно с целью вызвать панику, беспорядок в организованном обществе, разрушить общественный порядок, парализовать противодействие терроризму со стороны общественных сил и интенсифицировать беды и страдания общества.

В свою очередь, Н. Арон предлагал акт насилия рассматривать как террористический только в том случае, если психологический эффект будет обратно пропорционален его истинным физическим результатам38.

В Трактате по международному уголовному праву, вышедшем в 1973 году в США под общей редакцией М. Бассиона и В. Нанди, указывается, что терроризм является международным преступлением, которое угрожает человеческому спокойствию и безопасности, оскорбляет всеобщую совесть и наносит ущерб человеческому достоинству39.

В сборнике научных статей «Международный терроризм и всемирная безопасность», подготовленном учеными различных стран, под понятием терроризма предлагается понимать угрозу насилием, индивидуальные акты насилия или компанию насилия, ставящие своей целью в первую очередь внушить страх — терроризировать40.

Государственный департамент США при разработке ежегодных докладов о терроризме использует понятие «терроризм», сформулированное ЦРУ: «Терроризм — это угроза применения или применение насилия в политических целях отдельными лицами или группами лиц, действующими за или против существующего в данной стране правительства, когда такие действия направлены на то, чтобы нанести удар или запугать более многочисленную группу, чем непосредственная жертва, в отношении которой применяется насилие»41.

Данное понятие дополнил бывшийдиректор ЦРУ У. Колби, который определил терроризм кактактику неразборчивого насилия, используемую против невинных свидетелей в политических целях. Эта тактика насилия не должна смешиваться с избирательным использованием насилия против символов и институтов оспариваемой (стороной) власти, являющейся нормой международной жизни42.

Научные сотрудники Федерального бюро расследований США также сформулировали свое определение терроризма, под которым предлагается понимать «противоправное использование сил или насилия против личности или собственности в целях устрашения или давления на правительство, гражданское население или любую его часть в осуществлении политических или социальных целей»43.

Одновременно с этим ФБР в своей практической деятельности использует и другое более широкое понятие терроризма: «Террористический инцидент определяется какакт насилия или другой опасный для человеческой жизни акт, нарушающий уголовные законы США либо любого другого государства и направленный на устрашение и оказание давления на правительство, гражданское население или его часть ради осуществления политических или социальных целей»44.

В одном из официальных документов Конгресса США — Акте о борьбе с международным терроризмом 1977 года — говорится: «Международный терроризм включает любой противоправный акт, в результате которого наступает смерть, причинен физический ущерб любому лицу или насильственное лишение свободы любого лица, либо его результатом явилось насильственное разрушение собственности, или покушение или реальная угроза совершения любого такого акта; и все это в тех случаях, если акт, угроза или попытка такового происходит или имеет последствия вне территории государства, где преступник имеет гражданство; или вне пределов территории государства, против которого акт направлен; или на территории государства, против которого акт направлен, но предполагаемый преступник знает или должен знать, что лицо, против которого акт направлен, является иностранцем (для государства места совершения преступления), или на территории любого государства, когда совершение акта было поддержано из-за рубежа, независимо от гражданства предполагаемого преступника»45. В указанном документе далее отмечается, что «акт международного терроризма нацелен на причинение ущерба или угрозы правоохраняемым интересам или направлен на получение уступок со стороны государства или международной организации; и он является таковым, если совершается в ходе военных или приравненных к военным операциям, направленным, главным образом, против вооруженных сил или военных целей государства или регулярных вооруженных групп»46.

Повышенное внимание к проблеме международного терроризма со стороны международного сообщества обусловлено тем, что данное явление представляет серьезную угрозу не только для отдельных государств, но и для безопасности всего мирового сообщества.

Подтверждением этому служит также и то, что акты международного терроризма стали повседневной реальностью нашей действительности, о чем свидетельствуют многочисленные факты совершения данных преступлений в России и за рубежом (сентябрьские события 2001 г. в Нью-Йорке, октябрьский захват заложников в 2002 г. в Москве ит. д.). Так, за последние десять лет в мире зарегистрировано более 7 тысяч актов международного терроризма, в результате которых погибло более 5 тысяч человек и 12 тысяч получили повреждения47.

По мнению Н.С. Беглова, количество международных террористических актов не только постоянно увеличивается, но они становятся все более жестокими и все чаще направлены против населения. Если в 70-е годы 802 акции были направлены против собственности и 20% — против людей, то в 1986 году 502 из них направлены против собственности и 50% — против людей48.

Анализ указанных источников позволяет сделать вывод о том, что впервые в межгосударственных нормативных актах упоминается о терроризме в связи с принятием Европейской конвенции о пре-сечениитерроризма, однако в тексте самого документа исследуемый термин употребляется всего лишь единожды, да и то — в преамбуле: «Государства — члены Совета Европы, подписавшие настоящую Конвенцию, осознавая растущую озабоченность, вызванную увеличением числа актов терроризма, согласилисьо нижеследующем...»49. Вдаль-нейшем же только подразумевается соотнесение положений статьи первой с понятием терроризма, к которому относят:

«а) преступление, подпадающее под действие положений Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, подписанной в Гааге 16 декабря 1970 года;

b) преступление, подпадающее под действие положений Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, подписанной в Монреале 23 сентября 1971 года;

c) серьезное преступление, связанное с покушением на жизнь, физическую неприкосновенность или свободу лиц, пользующихся международной защитой, включая дипломатических агентов;

с1) преступление, связанное с похищением, захватом заложников или серьезным незаконным насильственным удержанием людей;

е) преступление, связанное с применением бомб, гранат, ракет, автоматического стрелкового оружия или взрывныхустройств, вложенных в письма или посылки, если подобное применение создает опасность для людей;

"О покушение на совершение одного из вышеуказанных преступлений или участие в качестве сообщника лица, которое совершает подобное преступление или покушается на его совершение»50.

Кроме того, по усмотрению органов государственной власти к исследуемому явлению может быть отнесено и иное серьезное насильственное преступление, направленное против жизни, физической неприкосновенности или свободы личности. Однако приведенный перечень выглядит неконкретным и нелогичным по ряду причин. Во-первых, многие преступные деяния определяются конвенциями, другие — посредством описания способов («связанное с покушением на жизнь»), средств («с применением бомб, гранат, ракет»), объектов («покушением на свободу лиц, пользующихся международной защитой, включая дипломатических агентов») и прочих элементов состава

преступления. Во-вторых, статья вторая фактически говорит о возможности отнесения к террористической деятельности любого тяжкого преступления. Это позволяет сделать вывод об отсутствии единого критерия, позволяющего выявить основные элементы терроризма. К аналогичному выводу пришел и Совет Европы в 2003 году, утвердив Протокол, вносящий изменения в Европейскую конвенцию о пресечениитерроризма51 изакрепив перечень нормативных актов, определяющих преступные деяния. Данный протокол был ратифицирован 28 государствами, но так и не вступил в силу.

Несколько позднее, в 2005 году в Варшаве состоялся саммит Совета Европы, в ходе которого странами было в очередной раз определено, что «терроризм является угрозой и главным вызовом обществам» и принята Конвенция о предупреждении терроризма52. Самого понятия авторами также не дается, хотя определяется такой термин, как «террористическое преступление». Они могут рассматриваться в качестве синонимичных, поскольку единственным отличием является тот факт, что преступление — это одно конкретное деяние, а терроризм — это деятельность, процесс. И этот фактор влияет исключительно на размеры и вид возможного наказания, тогда как сущность, цели и особенности деяния остаются одинаковыми. Содержание терроризма следовало бы раскрывать через его цели: вызвать страху государственных деятелей, групп лиц или населения в целом, проде-монстрироватьмассам, что законная власть, а следовательно, и благосостояние всего общества больше не находится в безопасности.

Совет Европы же не стал изменять своим традициям и просто расширил перечень нормативных актов, в которых содержатся деяния, относимые к террористическим преступлениям53. Но ничего принципиально нового, по сравнению с Европейской конвенцией о пресечении терроризма, введено не было. В Варшаве пошли по легкому пути и составили полный перечень из тех актов, которые используются в вышеупомянутой конвенции и в Протоколе о ее изменении. Положительным видится тот момент, что понятие террористического преступления теперь употребляется авторами непосредственно в тексте, а не додумывается при его толковании.

С другой стороны, в Рекомендациях «Группы восьми» по противодействию терроризму54 2002 года перечень несколько шире. В него включены: Конвенция о преступлениях и некоторых других деяниях, совершаемых на борту воздушных судов55 и Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения56.

На более глобальном уровне, как отмечалось выше, проблема терроризма регулируется Декларацией Совета Безопасности ООН «О глобальных усилиях по борьбе с терроризмом»57. К сожалению, в этом документе и в ряде других соглашений58 международное сообщество только подчеркивает отрицательное воздействия терроризма на

Маршакова H.H., Миловидова A.C. Проблемы определения понятия терроризма в доктринальных и международно-правовых источниках

Маршакова H.H., Миловидова A.C. Проблемы определения понятия терроризма в доктринальных и международно-правовых источниках

мировой порядок, заявляет о своем недвусмысленном осуждении всех актов, методов и практики терроризма, но так и не предлагает четкого определения. Тогда как на менее масштабном уровне, например при заключении соглашения между Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан в рамках Шанхайской конвенции о борьбестерроризмом, сепаратизмом иэкстремиз-мом59 «терроризм» определяется как:

«а) какое-либо деяние, признаваемое как преступление в одном из договоров, перечисленных в Приложении к настоящей Конвенции, и как оно определено в этом договоре;

б) любое другое деяние, направленное на то, чтобы вызвать смерть какого-либо гражданского лица или любого другого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, а также нанести значительный ущерб какому-либо материальному объекту, равно как организация, планирование такого деяния, пособничество его совершению, подстрекательство к нему, когда цель такого деяния в силуегохарактераиликонтекстазаключаетсявтом, чтобы запугать население, нарушить общественную безопасность или заставить органы власти либо международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством».

Важно отметить, что, несмотря на полный спи-сокактов, перечисленных Советом Европы, исследуемое понятие во второй своей части конкретнее описываетдеяния, относимые ктеррористическим. Ктому же, бесспорным плюсом является тот факт, что стороны соглашаются о необходимости их определения в уголовном законодательстве, в отличие отусмотрения органов государственной власти, определенного Советом Европы. Такая формализация позволяет более четко квалифицировать деяния как преступные и потому видится наиболее верной. Тем не менее, закрепление понятия на межнациональном, глобальном уровне сталкивается с рядом препятствий. Среди них на пути закрепления в международно-правовых актах исследуемого понятия можно выделить два самых значимых. Главным является вопрос о праве на самоопределение и независимость всех народов60.

18 декабря 1972 года на своей XXVII сессии Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию № 30 3461, в которой категорически подчеркивалась необоснованность и противоправность отнесения кактам терроризма национально-освободительной борьбы и к числу террористов — ее участников. Приняв этот проект, Генеральная Ассамблея подтверждала неотъемлемое право народов, находящихся под гнетом колониальных и расистских режимов и других форм иностранного господства, на самоопределение и независимость и поддержала

«законный характер их борьбы, в частности борьбы, которую ведут национально-освободительные движения в соответствии с целями и принципами Устава ООН и соответствующими резолюциями органов ООН» (п. 3).

Принимая во внимание все отмеченное выше, представляется необходимым дать следующее определение международному терроризму.

Под международным терроризмом понимается умышленное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на общественные отношения, регулирующие межгосударственные связи, международный правопорядок путем причинения (или угрозы причинения) в любых формах существенного вреда жизненно важным интересам государств (мирового сообщества), для достижения международно-правовых целей. По мнению авторов, это определение международного терроризма отражаетего основныехарактерис-тики, является достаточно лаконичным и может служить правовой основой противодействия ему.

Безусловно, противоречивость во мнениях среди ученых-юристов, а также на межгосударственном уровне по вопросу определения понятий «терроризм» и «международный терроризм» служит серьезным препятствием при сотрудничестве правоохранительных органов и специальных служб различных государств в области противодействия международному терроризму. Однако, несмотря на отсутствие единства по рассматриваемому вопросу, необходимо все же отметить стремление международного сообщества решить данную проблему.

Примечания

1. Кудрявцев В.Н. Введение // Международное уголовное право: Учебное пособие. — М., 1998. — С. 3.

2. См.: История терроризма: от конца 18-го века до середины 20-го // Военный вестник Израиля. — 2008. — № 9. — С. 11.

3. См.: Приложение к Рекомендации «Группы восьми» по противодействию терроризму // Дипломатический вестник. — 2002. — № 7. — С. 45—49.

4. Декларация СБ ООН «О глобальных усилиях по борьбе с терроризмом» от 12 ноября 2001 года // Дипломатический вестник. — 2001. — № 12. — С. 109 —110.

5. Европейская конвенция «О пресечении терроризма» от 27 января 1977 года // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 3. — Ст. 202.

6. Конвенция Совета Европы «О предупреждении терроризма» от 16 мая 2005 года // Бюллетень международных договоров. — 2009. — № 9. — С. 30—57.

7. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Шанхай, 15 июня 2001 года // СПС «КонсультантПлюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Рекомендации «Группы восьми» по противодействию терроризму // Дипломатический вестник. — 2002. — № 7. — С. 45—49.

9. См.: Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. — М., 1991. — С. 114.

10. См.: Кузнецов А.П. Проблемы ответственности за террористический акт (национальный и междуна-

родный аспекты): Учебное пособие / А.П. Кузнецов, Н.Н. Маршакова. — Н. Новгород, 2009. — С. 49.

11. См.: Словарь иностранных слов. — М., 1987. — С. 494.

12. См.: Словарь иностранных слов / Под ред.

A.Г. Спиркина. — М., 1983. — С. 494.

13. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. — М., 1989—1991. — Т. 4. — С. 401.

14. См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М., 1980. — С. 749.

15. Емельянов В.П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования: Уголовно-правовое исследование. — СПб., 2002. — С. 84.

16. См.: Сельцовский П.А. Современный терроризм: вызовы и ответы в условиях России: Дис... канд. полит. наук. — М., 2003.

17. См.: Емельянов В.П. Указ. соч. — С. 9.

18. Змеевский А.В. Терроризм. Нужны скоординированные усилия мирового сообщества/А.В. Змеевский,

B.Е. Тарабрин // Международная жизнь. — 1996. — №4. — С. 14.

19. Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений. — М., 1999. — С. 68.

20. Керимов Л.А. Философские проблемы права. — М., 1972. — С. 72.

21. См.: Соколов Р.Ю. К определению понятия терроризм // Материалы XI региональной научно-технической конференции «Вузовская наука — Северо-Кавказскому региону»: В 3 т. — Ставрополь, 2007. — Т. 2. — С. 15.

22. См.: Прокоп А.В. Терроризм: определение и основные признаки (анализ трактовки проблемы терроризма западными специалистами) // Материалы межвузовской научно-практической конференции слушателей, курсантов, аспирантов. — М., 2006. — С. 7.

23. См.: Уолтер Лакер. Истоки / Пер. с англ. С. Белова // Иностранная литература. — 1996. — № 11.

24. См.: Россия, XXI век — антитеррор: Материалы Международной научно-практической конференции. — М., 2000. — С. 9.

25. Ляхов Е.Г. Проблемы сотрудничества государств в борьбе с международным терроризмом. — М., 1979. —

C. 10.

26. Артамонов И. «Терроризм»: проблемы уголовной ответственности //Уголовное право. — 2002. — №3. — С. 4.

27. См.: Босхолов С.С. Проблемы нормативного регулирования борьбы с терроризмом в современной России /С.С. Босхолов, Н.Д. Литвинов // Актуальные проблемы борьбы с организованной преступностью: Материалы научно-практической конференции. — Калининград, 1997. — С. 70.

28. См.: Ляхов Е.Г. Проблемы сотрудничества государств в борьбе с международным терроризмом. — М., 1979. — С. 33.

29. См.: Ляхов Е.Г. Терроризм и межгосударственные отношения. — М., 1991. — С. 7, 12, 13—52.

30. См.: Емельянов В.П. Указ. соч. — С. 17—18.

31. Было предложено более 120 определений международного терроризма. См.: International Terrorism as a Political Weapon. — Oslo, 1988. — Р. 27.

32. Большой юридический словарь. — М., 1998. — С.693.

33. См.: Карпец И.И. Преступления международного характера. — М., 1979. — С. 64—98.

34. Левин Б.В. Ответственность государства в современном международном праве. — М., 1986. — С. 83.

35. См.: Крылов Н.Б. Государственный терроризм угроза международной безопасности / Н.Б. Крылов, Ю.А. Решетов // Советское государство и право. — 1987. — № 2. — С. 79—80.

36. См.: Ляхов Е.Г. Терроризм и межгосударственные отношения. — М., 1991. — С. 98.

37. См.: Беглов Н.С. Терроризм: поиск решения проблемы // США: экономика, политика, идеология. — 1991. — № 1. — С. 40.

38. See: The Indian Journal of International Law. — XVII. — № 1. — Р. 70.

39. See: Tron-tam. Crimes of terrorism and International Criminal Law// A. Treatise on International Criminal Law. — USA, 1973. —Vol. 1: Crimes and Punishment. — Р. 493.

40. Posen S.L. Measures against International Terrorism / S.L. Posen, P. Frank // International Terrorism and Wold Security. — L., 1975. — Р. 14.

41. Patterns of International Terrorism: 1980 // Central Intelligence Agency, РА 811 — 0163 U. — 1981. — June. — Р. 11.

42. Covert Action. Number 22 (Fall 1984). — Р. 4.

43. Цит. по: Ляхов Е.Г. Терроризм и межгосударственные отношения. — М., 1991. — С. 19.

44. Там же. — С. 19—21.

45. Там же. — С. 20—21.

46. Там же.

47. См.: Моджорян Л.А. Терроризм на море. — М., 1991. — С. 3.

48. См.: Беглов Н.С. Терроризм: поиск решения проблемы // США: экономика, политика, идеология. — 1991. — № 1. — С. 42.

49. Европейская конвенция «О пресечении терроризма» от 27 января 1977 года // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 3. — Ст. 202.

50. Там же.

51. См.: Протокол, вносящий изменения в Европейскую конвенцию о пресечении терроризма от 15 мая 2003 года // СПС «КонсультантПлюс» (Документ опубликован не был).

52. См.: Конвенция Совета Европы «О предупреждении терроризма» от 16 мая 2005 года // Бюллетень международных договоров. — 2009. — № 9. — С. 30—57.

53. См.: Варшавская декларация (Итоговая декларация саммита) // Совет Европы и Россия. — 2005. — № 1. — С. 26—37.

54. См.: Рекомендации «Группы восьми» по противодействию терроризму // Дипломатический вестник. — 2002. — № 7. — С. 45—49.

55. См.: Конвенция «О преступлениях и некоторых других деяниях, совершаемых на борту воздушных судов» от 14 сентября 1963 года // Международное публичное право: Сборник документов. — М., 1996. — Т. 2. — С. 439—445.

56. См.: Конвенция «О маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения» от 1 марта 1991 года // Бюллетень международных договоров. — 2008. — № 7. — С. 3 — 10.

Маршакова H.H., Миловидова A.C. Проблемы определения понятия терроризма в доктринальных и международно-правовых источниках

Маршакова H.H., Миловидова A.C. Проблемы определения понятия терроризма в доктринальных и международно-правовых источниках

57. См.: Декларация СБ ООН «О глобальных усилиях по борьбе с терроризмом» от 12 ноября 2001 года // Дипломатический вестник. — 2001. — № 12. — С. 109 — 110.

58. См.: Декларация «О мерах по ликвидации международного терроризма» от 9 декабря 1994 года // Действующее международное право. — М., 1997. — Т. 3. —

С. 90—94.

59. Шанхайская конвенция «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» от 15 июня 2001 года // СПС «КонсультантПлюс».

60. Декларация «О недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств» от 9 декабря 1981 года // СПС «КонсультантПлюс».

61. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 3034 (XXVII) от 18 декабря 1972 года // СПС «КонсультантПлюс».

Д.Б. Миннигулова

Миннигулова Динара Борисовна — доцент кафедры гражданского права Башкирской академии государственной

службы и управления при Президенте Республики Башкортостан, кандидат юридических наук, доцент

Е-таіІ: minnidinara@mail.ru

Административно-правовое регулирование статуса государственных гражданских служащих на основе служебного контракта

В статье рассматриваются концептуальные подходы к роли и назначению служебного контракта в регулировании правового статуса государственных гражданских служащих, представлен анализ сходства и различий служебного контракта и трудового договора, отмечаются особенности служебного контракта в регулировании государственно-служебных отношений.

There in the article there the various conceptual approaches to the role and purpose of the service contract in the regulation of the legal status of civil servants are considered; the correlation, similarity and difference between the service contract and labor agreement are analyzed; the positive and negative features of the service contract in the regulation of public service relations are pointed out.

Служебный контракт пришел на смену трудовому договору, ранее заключаемому с государственными служащими в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1995 года № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации»1. У служебного контракта государственного гражданского служащего (далее — гражданский служащий) и трудового договора работника наемного труда много общих признаков, но есть и существенные отличия.

Служебный контракт в Федеральном законе от 27 июля 2004 года №-79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»2 (далее — Закон о гражданской службе) определяется как «соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон».

Заключение служебного контракта, в отличие от трудового договора, регулируемого законодательством о труде, предусматривается не только при поступлении на гражданскую службу (с гражданином, поступающим на гражданскую службу), но

и с гражданским служащим о прохождении гражданской службы и при замещении должности гражданской службы.

Служебный контракт обладает рядом специфических признаков и особенностей:

— заключение служебного контракта при поступлении на гражданскую службу является обязательным какдля представителя нанимателя, так и для каждого гражданина, поступающего на гражданскую службу. Организационные меры по обеспечению процедуры заключения служебного контракта и юридическая ответственность за правильность его заключения или его отсутствие лежит на руководителе государственного органа (представителе нанимателя);

— служебный контракт является актом применения законодательства о гражданской службе, который устанавливает юридический факт поступления на гражданскую службу, регламентирует права и обязанности представителя нанимателя (руководителя государственного органа) и гражданского служащего;

— служебный контракт подтверждает добровольное поступление на гражданскую службу и ее последующее осуществление. Исключение из это-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.