Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ОДКБ'

ПРОБЛЕМЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ОДКБ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
94
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / КОЛЛЕКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ / КОМПЕТЕНТНЫЕ ОРГАНЫ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / СБЛИЖЕНИЕ И ГАРМОНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маслов Алексей Александрович

Посвящена актуальным вопросам формирования системы оперативно-розыскного обеспечения коллективной безопасности государств - членов ОДКБ, что продиктовано возрастающей необходимостью консолидации усилий сопредельных государств по развитию межгосударственных механизмов противодействия преступности, в особенности ее организованным формам, экстремизму и терроризму, которые бы отвечали современным реалиям, в том числе связанным с развитием информационных и коммуникационных технологий. Ключевым тезисом является то, что уставные цели и задачи ОДКБ, связанные с коллективной и национальной безопасностью ее государств-участников, могут быть достигнуты только при наличии должным образом организованного и нормативно урегулированного оперативно-розыскного обеспечения. Обосновывается целесообразность разработки новых межгосударственных соглашений в сфере оперативно-розыскной деятельности, подразумевающих переход от простого взаимного информационного обмена к планированию и проведению активных совместных либо скоординированных наступательных действий по выявлению и пресечению противоправной деятельности лиц, посягающих на объекты национальной и коллективной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF OPERATIONAL AND INVESTIGATIVE PROVISION OF COLLECTIVE SECURITY OF THE CSTO MEMBER STATES

The article is devoted to topical issues of the formation of a system of operational and investigative support for the collective security of the CSTO member states, which is dictated by the increasing need to consolidate the efforts of neighboring states to develop interstate mechanisms to counter crime, especially its organized forms, extremism and terrorism, which would meet modern realities, including those related to the development of information and communication technologies. The key thesis is that the CSTO's statutory goals and objectives related to the collective and national security of its member states can be achieved only if there is a properly organized and normatively regulated operational search support. The expediency of developing new interstate agreements in the field of operational and investigative activities, implying a transition from simple mutual information exchange to planning and conducting active joint or coordinated offensive actions to identify and suppress illegal activities of persons encroaching on objects of national and collective security, is substantiated.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ОДКБ»

Оперативно-розыскная деятельность

Научная статья УДК 343

Проблемы оперативно-розыскного обеспечения коллективной безопасности государств - членов ОДКБ

Алексей Александрович Маслов

ВНИИ МВД России, г. Москва, Россия, [email protected]

АННОТАЦИЯ. Посвящена актуальным вопросам формирования системы оперативно-розыскного обеспечения коллективной безопасности государств - членов ОДКБ, что продиктовано возрастающей необходимостью консолидации усилий сопредельных государств по развитию межгосударственных механизмов противодействия преступности, в особенности ее организованным формам, экстремизму и терроризму, которые бы отвечали современным реалиям, в том числе связанным с развитием информационных и коммуникационных технологий. Ключевым тезисом является то, что уставные цели и задачи ОДКБ, связанные с коллективной и национальной безопасностью ее государств-участников, могут быть достигнуты только при наличии должным образом организованного и нормативно урегулированного оперативно-розыскного обеспечения. Обосновывается целесообразность разработки новых межгосударственных соглашений в сфере оперативно-розыскной деятельности, подразумевающих переход от простого взаимного информационного обмена к планированию и проведению активных совместных либо скоординированных наступательных действий по выявлению и пресечению противоправной деятельности лиц, посягающих на объекты национальной и коллективной безопасности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: оперативно-розыскное обеспечение, коллективная безопасность, вызовы и угрозы, компетентные органы, оперативно-розыскные мероприятия, межгосударственные соглашения, сближение и гармонизация законодательства

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Маслов А. А. Проблемы оперативно-розыскного обеспечения коллективной безопасности государств - членов ОДКБ // Научный портал МВД России. 2022. № 1 (57). С. 120-126.

Original article

Special Search activity

Problems of operational and investigative provision of collective security of the CSTO member states

Aleksey A. Maslov

NRI of the Ministry of Interior of the Russian, Moscow, Russia, [email protected]

ABSTRACT. The article is devoted to topical issues of the formation of a system of operational and investigative support for the collective security of the CSTO member states, which is dictated by the increasing need to consolidate the efforts of neighboring states to develop interstate mechanisms to counter crime, especially its organized forms, extremism and terrorism, which would meet modern realities, including those related to the development of information and communication technologies. The key thesis is that the CSTO's statutory goals and objectives related to the collective and national security of its member states can be achieved only if there is a properly organized and normatively regulated operational search support. The expediency of developing new interstate agreements in the field of operational and investigative activities, implying a transition from simple mutual information exchange to planning and conducting active joint or coordinated offensive actions to identify and suppress illegal activities of persons encroaching on objects of national and collective security, is substantiated.

KEYWORDS: operational search support, collective security, challenges and threats, competent authorities, operational search measures, interstate agreements, convergence and harmonization of legislation

FOR CITATION: Maslov A. A. Problems of operational and investigative provision of collective security of the CSTO member states // Scientific portal of the Russia Ministry of the Interior. 2022. № 1 (57). P. 120-126 (In Russ.).

© Маслов А. А., 2022 120

Пять лет назад Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) была принята Стратегия коллективной безопасности ОДКБ до 2025 г. (далее - Стратегия) в качестве системы стратегических целей и задач, а также мер, предпринимаемых Организацией в интересах обеспечения коллективной безопасности ее участников.

Стратегия основывается на том, что при осуществлении совместной деятельности в сфере обеспечения коллективной безопасности государства - члены ОДКБ, в том числе их компетентные органы, руководствуются положениями Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. и Устава ОДКБ от 7 октября 2002 г.

Так, в соответствии со ст. 8 Устава ОДКБ государства-члены координируют и объединяют свои усилия в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, организованной транснациональной преступностью, нелегальной миграцией и другими угрозами безопасности.

Результаты анализа уставных положений во взаимосвязи с содержанием Стратегии убедительно показывают, что эффективное противодействие примерно 85 % внутренних вызовов и угроз коллективной безопасности ОДКБ невозможно без полноценного оперативно-розыскного обеспечения. Более того, в сфере оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД) приоритетным направлением является предупреждение развития кризисных ситуаций, совершения наиболее опасных преступлений, наносящих невосполнимый ущерб личности, обществу и государству. Этому способствует разведывательно-поисковый потенциал сил, средств и методов данной деятельности, который противостоит тайной реализации преступных замыслов лидеров и активных участников преступных формирований, террористических и экстремистских организаций (сообществ).

Например, деятельность экстремистских и террористических организаций и отдельных лиц, направленная на дестабилизацию внутриполитической ситуации в государствах - членах ОДКБ, связана с проведением втайне от государственных органов и общества подготовительных преступных действий, которые впоследствии имеют потенциал вылиться в полномасштабные кризисные ситуации1, в том числе в

1 Кризисная ситуация - нарастающее обострение обстановки в одном или нескольких государствах - членах ОДКБ, которое непосредственно угрожает его (их) безопасности, стабильности, территориальной целостности, суверенитету и

массовые беспорядки, сопряженные с большим количеством жертв.

В настоящее время внутренние и внешние угрозы часто взаимосвязаны и оказывают непосредственное влияние на оперативную обстановку в зоне ответственности ОДКБ. Деструктивные силы стараются активно использовать такие преступные проявления, как терроризм, экстремизм, незаконный оборот наркотиков и оружия, незаконная миграция, транснациональная организованная преступность, а также преступность в сфере информационно-телекоммуникационных технологий (далее - ИТТ).

По экспертным оценкам, более 10 тыс. боевиков из стран СНГ воевали и продолжают воевать в Сирии и в других государствах под руководством запрещенной террористической организации ИГИЛ. После того как их надежды не оправдываются, они возвращаются на родину или в соседние республики, прячутся и ждут подходящего момента (либо соответствующего сигнала), представляя собой так называемые спящие ячейки.

С момента принятия Стратегии оперативная обстановка вокруг и внутри зоны ответственности ОДКБ существенно осложнилась, что усиливает угрозу террористических и экстремистских проявлений. При этом в данной сфере наблюдается возрастающая активность спецслужб враждебных государств.

Разбор кризисных ситуаций, произошедших в зоне ответственности ОДКБ за последний год, главами государств - членов ОДКБ2 показал наличие существенных проблем в обеспечении коллективной и национальной безопасности Сторон.

На примере Республики Казахстан можно констатировать, что они не позволили вовремя выявить складывающуюся кризисную ситуацию, пресечь организаторские и координационные преступные действия лидеров террористических и экстремистских организаций и групп, а также лиц, занимающих высшее положение в преступной иерархии (лидеров и авторитетов уголовно-преступной среды).

На всем протяжении обсуждения кризисной ситуации в Республике Казахстан, связанной с широкомасштабной террористической атакой, глава государства часто задавал следующие вопросы.

способно при отсутствии необходимой помощи государств -членов ОДКБ привести к его (их) неспособности выполнять свои функции и/или дестабилизации коллективной безопасности (Стратегия).

2 Заседание Совета коллективной безопасности ОДКБ 10 января 2022 г.

Где была агентурная работа?

Почему смог так быстро сорганизоваться преступный элемент, т.е. лица, ранее судимые?

Откуда взялось оружие и наркотики для участников массовых беспорядков?

Как на территорию Республики проникли боевики?

На некоторые из этих вопросов ответы даст следствие, которое ведется в настоящее время в Республике не только в отношении непосредственно погромщиков, мародеров и террористов, но и в отношении ответственных должностных лиц правоохранительных органов. Так, в настоящий момент уже задержано более 800 лиц за совершение краж, грабежей и разбоев, а также около 500 лиц за участие в массовых беспорядках.

Совершенные в ходе террористических действий с целью захвата власти убийства с особой жестокостью сотрудников правоохранительных органов наглядно показывают, кто составлял ядро штурмующих правительственные и общественные учреждения лиц.

Сегодня справедливо дается высокая оценка силам быстрого реагирования государств - членов ОДКБ, которые вовремя пришли на помощь коллегам из Казахстана. Однако в сфере оперативно-розыскного обеспечения коллективной безопасности Сторон, которое должно быть нацелено на упреждение подобных событий, есть повод еще раз проанализировать существующие проблемы в сфере межгосударственного сотрудничества компетентных органов, которые не позволили своевременно предотвратить формирование и развитие рассматриваемой кризисной ситуации.

Стоит отметить, что сфера обеспечения коллективной и национальной безопасности государств - членов ОДКБ очень динамична. В условиях развития информационного общества, основные черты которого определены в соответствующих документах стратегического пла-нирования3, компетентные органы вынуждены осуществлять свою деятельность в двух взаимосвязанных средах: реальной и виртуальной (цифровой) [1]. При этом последняя фактически трансграничная, что настоятельно требует концентрации усилий всех компетентных органов.

Освоение новых ИТТ коренным образом меняет социально-технологические условия дея-

3 См., напр.: О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы : Указ Президента Рос. Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 // СПС КонсультантПлюс.

тельности компетентных органов, при этом не только появляются новые возможности, но и обостряются своевременно не решенные на системной основе проблемные вопросы.

Так, в рамках анализа произошедших событий по горячим следам можно выделить ряд существенных проблем в организации оперативно-розыскного обеспечения коллективной безопасности государств - членов ОДКБ, которые оказывают негативное влияние на реализацию предикативной (предупредительной) функции компетентных органов. Таковыми, на наш взгляд, являются:

обеспечение оперативно-розыскного контроля [2] за лицами, склонными к организации и совершению преступлений в зоне ответственности ОДКБ, а также связанными с ними группами и организациями противоправной направленности;

оперативно-аналитическое обеспечение деятельности компетентных органов, которое должно быть нацелено на получение за счет применения современных аналитических методик и технологий обработки «больших данных» упреждающей информации в сфере национальной и коллективной безопасности, в том числе о формировании кризисных ситуаций, каналах проникновения в зону ответственности ОДКБ боевиков и иных незаконных мигрантов, наркотиков и оружия;

работа компетентных органов с лицами, готовыми конфиденциально содействовать данным органам и сотрудничать с ними по контракту в целях решения задач оперативно-розыскного обеспечения национальной и коллективной безопасности государств - членов ОДКБ, что существенным образом должно укреплять социальную базу поддержки деятельности в данной сфере правоохранительных органов.

Также имеются проблемы в сфере межгосударственного сотрудничества компетентных органов, решение которых требует совершенствования его правовой основы, принятия мер по сближению и гармонизации оперативно-розыскных законов государств - членов ОДКБ, формирования многообразия организационно-тактических форм взаимодействия между ними.

Современное информационное общество является обществом с высокой скоростью жизни, с постоянным дефицитом времени для принятия решений в условиях изменения оперативной обстановки. Поэтому в организации оперативно-розыскного обеспечения коллективной безопасности государств - членов ОДКБ компетентными органами в применяемых ими специальных методах ОРД должны использоваться высокотех-

нологические научно-практические алгоритмы, аналитические модели, разноуровневые интеллектуальные системы, позволяющие использовать современные ИТТ для эффективного сбора, анализа и передачи оперативно-розыскной информации.

В рамках ОДКБ формируется правовая основа, регламентирующая деятельность данной организации по всем направлениям обеспечения коллективной безопасности. Для этих целей в основном разрабатываются документы трех видов:

рекомендации по сближению и гармонизации национальных законодательств государств -членов ОДКБ4;

модельные законы, соглашения и иные документы5;

соглашения (договоры) между государствами - членами ОДКБ.

Также существенное значение для Организации имеют решения Совета коллективной безопасности ОДКБ по отдельным вопросам сотрудничества.

При этом значительное количество документов относится непосредственно к деятельности правоохранительных органов государств - членов ОДКБ в сфере борьбы с преступностью.

В соответствии с Концепцией сближения и гармонизации законодательств государств -членов ОДКБ в сфере коллективной безопас-ности6 основной правовой формой решений Парламентской Ассамблеи должны стать рекомендации по приведению национальных законодательств в соответствие с договорами по вопросам коллективной безопасности, подписанными в рамках ОДКБ, которые содержат конкретные предложения, направленные на сближение и гармонизацию законодательства.

Как показала практика реагирования Организации на изменения, происходящие в зоне ответственности ОДКБ, на новые вызовы и угрозы коллективной и национальной безопасности данных государств, одних рекомендаций и модельного законотворчества оказалось недостаточно, чтобы обеспечить деятельность сил быстрого реаги-

4 См.: Рекомендации по совершенствованию и гармонизации законодательства государств - членов ОДКБ, регулирующие отношения в сфере обеспечения национальной безопасности : приняты Парламентской Ассамблеей ОДКБ 13 окт. 2017 г., постановление № 10-3.5.

5 См.: Об обеспечении национальной безопасности : модельный закон ОДКБ : принят на XI пленарном заседании Парламентской Ассамблеи ОДКБ 30 окт. 2018 г., постановление № 11-3.1.

6 Принята на VI пленарном заседании Парламентской Ас-

самблеи ОДКБ 3 декабря 2009 г., постановление № 3-5.

рования и работу компетентных органов в данной сфере. По этой причине сложилась устойчивая практика разработки и заключения международных соглашений7.

Существенной проблемой правовой основы обеспечения коллективной и национальной безопасности государств - членов ОДКБ, по нашему мнению, является отсутствие единого соглашения данных государств в сфере ОРД, которое должно стать организационно-правовой основой международного сотрудничества их компетентных органов.

При этом надо отметить тот путь, который уже прошла в этом направлении Организация, поскольку он в своем роде является уникальным.

Во-первых, приняты Рекомендации по сближению и гармонизации законов государств - членов ОДКБ об оперативно-розыскной деятельности8 (далее - Рекомендации), которые призваны подготовить национальные законодательства в сфере ОРД к международному сотрудничеству компетентных органов в борьбе с преступностью в зоне ответственности ОДКБ.

Все имеющиеся в Рекомендациях предложения являются научно обоснованными, актуальными на сегодняшний день, отражают развитие науки и практики ОРД, ранее прошли изучение во всех компетентных органах и процедуру их принятия.

Предлагаемые изменения и дополнения в оперативно-розыскные законы государств - членов ОДКБ призваны создать правовую основу для многостороннего международного сотрудничества компетентных органов в сфере ОРД. В частности, в Рекомендациях предлагается:

создать законные основания для проведения ОРМ в отношении ранее судимых лиц, состоящих под административным надзором, а также лиц, условно осужденных и условно-досрочно освобожденных из мест лишения свободы;

7 См.: Соглашение о взаимном обеспечении сохранности секретной информации в рамках ОДКБ (Астана, 18 июня 2004 г.); Соглашение о льготных условиях поставок специальной техники и специальных средств для оснащения правоохранительных органов и специальных служб государств - членов ОДКБ (Душанбе, 6 октября 2007 г.); Соглашение о сотрудничестве государств - членов ОДКБ в области обеспечения информационной безопасности (Минск, 30 ноября 2017 г.); О Положении о формировании Единого списка организаций, признанных террористическими в формате ОДКБ : решение Совета коллективной безопасности ОДКБ (Ереван, 14 октября 2016 г.); О совершенствовании мер по противодействию незаконной миграции : решение Совета коллективной безопасности ОДКБ (Минск, 30 ноября 2017 г.) и др.

8 Приняты на VIII пленарном заседании Парламентской Ассамблеи государств - членов ОДКБ 26 ноября 2015 г., постановление № 8-14.

конкретизировать понятия конфиденциального сотрудничества и содействия граждан, а также укрепить социальные гарантии и принцип конспирации в работе с данными лицами, тем самым создать условия для использования конфидентов компетентных органов в обеспечении коллективной и национальной безопасности;

актуализировать понятие ОРД, усилить в ней научные и конспиративные начала, режим обеспечения государственной тайны, а также ввести в понятие ОРД законные действия, которые уже давно являются частью содержания данной деятельности и могут быть предметом межгосударственного сотрудничества;

дополнить законодательство мерами, позволяющими успешней проводить оперативно-розыскное документирование деятельности лиц, занимающих высшее положение в преступной иерархии лидеров террористических и экстремистских организаций (сообществ);

закрепить законодательные основы международного (межгосударственного) сотрудничества в сфере ОРД.

Во-вторых, принято Модельное Соглашение о сотрудничестве государств - членов ОДКБ в сфере оперативно-разыскной деятельности (далее - Модельное Соглашение)9, в котором нашли закрепление такие основные для данной сферы понятия, как: ОРД, ее организация и тактика, оперативно-розыскные мероприятия (далее - ОРМ) и действия [3], результаты ОРД, негласный сотрудник, оперативно-розыскной контроль и т.д.

В Модельном Соглашении определена и конкретизирована 21 организационно-тактическая форма взаимодействия компетентных органов при обеспечении коллективной и национальной безопасности государств - членов ОДКБ в первую очередь по противодействию экстремизму, терроризму, незаконному обороту оружия и наркотиков, организации незаконной миграции, преступлениям в сфере ИТТ.

Оперативно-розыскное обеспечение коллективной безопасности государств - членов ОДКБ является одним из средств достижения стратегической цели и решения задач Организации.

Стратегической целью ОДКБ является обеспечение коллективной безопасности путем консолидации усилий и ресурсов Сторон на основе стратегического партнерства и общепризнанных норм и принципов международного права. При этом в основу реализации стратегической цели

ОДКБ положен принцип обеспечения коллективной безопасности государств-членов через укрепление национальной безопасности каждого из них (п. 4 Стратегии).

Данное положение имеет основополагающее значение для содержания оперативно-розыскного обеспечения коллективной безопасности данных государств, которое направлено одновременно на укрепление их коллективной безопасности и национальной безопасности каждого отдельного государства - члена ОДКБ.

Оперативно-розыскное обеспечение коллективной безопасности государств - членов ОДКБ предполагает, что данные государства через свои компетентные органы10 координировали и объединяли усилия в сфере ОРД в целях обеспечения своей государственной, общественной, информационной, экономической, энергетической, транспортной, экологической безопасности, а также защиты граждан от преступных посягательств, в том числе совершаемых с использованием сети Интернет, направленных против мира и безопасности человечества.

При этом компетентные органы в целях обеспечения коллективной и национальной безопасности в зоне их ответственности могут взаимодействовать друг с другом непосредственно, а их территориальные подразделения - устанавливать контакты между собой в порядке, определенном руководством компетентных органов.

В связи с тем, что представители компетентных органов осуществляют ОРД на территории своего государства, ОРМ и действия проводятся в строгом соответствии с его законодательством. Даже если при их проведении присутствует представитель компетентного органа иного государства - члена ОДКБ, он также обязан следовать данному общему правилу.

Таким образом, оперативно-розыскное обеспечение коллективной безопасности государств - членов ОДКБ - это проведение в соответствии с национальным законодательством Сторон и соответствующими документами ОДКБ их компетентными органами ОРМ и действий в реальной и виртуальной (цифровой) сферах, направленных на предупреждение кризисных ситуаций, связанных с проявлением внутренних вызовов и угроз, противодействие экстремизму, терроризму, транснациональной организованной преступности, в том числе организации не-

9 Принято на XI пленарном заседании Парламентской Ассамблеи ОДКБ 30 октября 2018 г., постановление № 11-4.

10 Компетентные органы - государственные органы государств - членов ОДКБ, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности (Модельное Соглашение).

законной миграции, незаконному обороту наркотиков и оружия, а также на защиту от преступных посягательств жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, обеспечение государственной, общественной, информационной безопасности, экономической, транспортной и экологической безопасности в зоне ответственности ОДКБ путем использования специальных сил, средств и методов ОРД, возможностей международного сотрудничества в условиях освоения новых ИТТ.

Из приведенного определения видна ярко выраженная гуманистическая направленность деятельности компетентных органов по защите объектов национальной и коллективной безопасности, которая закреплена как в национальном оперативно-розыскном законодательстве государств - членов ОДКБ, так и в уставных и иных документах данной Организации.

Поэтому целью оперативно-розыскного обеспечения коллективной безопасности государств - членов ОДКБ является защита в реальной и виртуальной (цифровой) сферах в зоне ответственности ОДКБ личности, общества и государства от преступных посягательств лиц, групп и организаций, представляющих угрозу коллективной и национальной безопасности.

Данная цель конкретизируется в задачах, решаемых компетентными органами в процессе осуществления ОРД на своей территории. Таковыми являются:

предотвращение формирования и развития кризисных ситуаций, связанных с организацией преступной деятельности лиц, групп и организаций, представляющих угрозу коллективной и национальной безопасности государств - членов ОДКБ;

выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, подготавливаемых, совершаемых или совершенных в зоне ответственности ОДКБ, связанных с терроризмом, экстремизмом, наемничеством, транснациональной организованной преступностью, коррупцией, незаконным оборотом наркотиков и оружия, кибер-преступностью, незаконной миграцией и иными общественно опасными деяниями;

своевременное установление лиц, замышляющих, подготавливающих, совершающих или совершивших указанные преступления, поиск и выявление в зоне ответственности ОДКБ боевиков, «спящих ячеек», документирование и своевременное пресечение их преступных действий;

розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда государств - членов

ОДКБ, уклоняющихся от наказания, а также розыск лиц, без вести пропавших в зоне ответственности ОДКБ;

сбор сведений о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу коллективной и национальной безопасности государств - членов ОДКБ;

пресечение в зоне ответственности ОДКБ каналов финансирования терроризма и экстремизма, поступления наркотиков и оружия, установление местонахождения имущества, подлежащего конфискации в связи с совершением данных преступлений, и иных проявлений транснациональной организованной преступности;

выявление и постановка на профилактические и оперативные учеты лиц, склонных к организации и совершению преступлений, групп и организаций противоправной направленности, представляющих угрозу для коллективной и национальной безопасности государств - членов ОДКБ, осуществление за ними скоординированного оперативно-розыскного контроля в целях предупреждения с их стороны совершения преступлений, втягивания ими в преступную и иную антиобщественную деятельность иных лиц, в том числе молодежи;

защита от преступных посягательств критически важных и иных особо важных объектов, расположенных в зоне ответственности ОДКБ, связанных с государственной, общественной, информационной, экономической, транспортной и экологической безопасностью данных государств;

обеспечение информационной безопасности государств - членов ОДКБ, противодействие деятельности лиц, использующих виртуальную (цифровую) среду для совершения трансграничных преступлений, а также широкомасштабного вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

укрепление социальной поддержки деятельности компетентных органов путем расширения практики использования конфиденциальной помощи граждан в обеспечении национальной и коллективной безопасности государств - членов ОДКБ;

освоение новых ИТТ в целях развития автоматизированной оперативной аналитики, способной существенным образом поднять в современных условиях эффективность проведения компетентными органами ОРМ и действий, обеспечить законные права лиц, потерпевших от преступлений.

Совместная и скоординированная реализа-

ция вышеперечисленных задач оперативно-розыскного обеспечения коллективной безопасности государств - членов ОДКБ в условиях развития информационного общества позволит руководителям и сотрудникам компетентных органов совершенствовать свою деятельность в сфере организации и тактики ОРД, а также в использовании новых ИТТ в борьбе с преступностью.

В настоящее время разрабатывается Модельное Руководство компетентных органов государств - членов ОДКБ в сфере оперативно-розыскного обеспечения коллективной безопасности в соответствии с п. 24 Программы деятельности Парламентской Ассамблеи ОДКБ

по сближению и гармонизации национального законодательства государств - членов ОДКБ на 2021-2025 годы.

Предполагалось, чтобы данная работа была увязана с процедурой принятия на основе уже имеющейся упомянутой выше модели Соглашения о сотрудничестве государств - членов ОДКБ в сфере ОРД. Однако заключение данного Соглашения было исключено из вышеназванного Плана в связи с позицией представителей одного из государств-членов. Представляется, что в свете произошедших событий сейчас имеются все основания Парламентской Ассамблее вернуться к данному вопросу.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Воронин Ю. А., Беляева И. М., Кухтина Т. В. Стратегические направления противодействия преступности в цифровой сфере: страноведческий анализ // Вестник Южно-Уральского государственного университета : журнал.

2020. № 2. С. 12-18.

2. Бабушкин А. А. Формирование системы оперативно-розыскного контроля органов внутренних дел за лицами, склонными к совершению преступлений, в условиях развития информационного общества // Оперативно-розыскная деятельность в цифровом мире : сб. науч. трудов / под ред. В. С. Овчинского. - М. : ИНФРА-М, 2021. С.190-201.

3. Омелин В. Н. Оперативно-розыскные мероприятия и оперативно-розыскные действия: критерии разграничения // Закон и право: журнал. 2018. № 11. С. 132-134.

REFERENCES

1. Voronin Yu. А., Belyaeva I. M., Kukhtina T. V. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta : zhurnal (Bulletin of the South Ural State University: journal), 2020, No. 2, pp. 12-18.

2. Babushkin А. А. Operativno-rozysknaya deyatel'nost' v tsifrovom mire : sb. nauch. trudov /pod red. V. S. Ovchinskogo (Operational-search activity in the digital world: a collection of scientific papers / ed. V. S. Ovchinsky), Moscow: INFRA-M,

2021, pp. 190-201.

3. Omelin V. N. Zakon i pravo: zhurnal (Law and law: journal), 2018, No. 11, pp. 132-134.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

А. А. Маслов - доктор юридических наук, главный научный сотрудник отдела по исследованию проблем в сфере специальных методов оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел и психотехнологий научно-исследовательского центра по исследованию проблем оперативно-розыскного противодействия общеуголовным преступлениям, экстремизму и терроризму федерального государственного казенного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация, 121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 25, стр. 1)

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

A. A. Maslov - Doctor of Juridical Sciences, Chief Researcher of the Department for the Study of Problems in the Field of Special Methods of Operative-Investigative Activities of the Internal Affairs Bodies and Psychotechnologies of the Research Center for the Study of Problems of Operative-Investigative Counteraction to Ordinary Crimes, Extremism and Terrorism of the Federal public establishment «National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation» (Povarskaya str., 25, b. 1, Moscow, 121069, Russian Federation)

Рукопись поступила в редакцию 10.03.2022; одобрена после рецензирования 10.03.2022; принята к публикации 30.06.2022.

The article was submitted 10.03.2022; approved after reviewing 10.03.2022; accepted for publication 30.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.