Научная статья на тему 'КОНВЕРГЕНЦИЯ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

КОНВЕРГЕНЦИЯ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН / СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ / ОРГАНИЗАЦИЯ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Павличенко Николай Владимирович

В статье рассматривается проблема конвергенции оперативно-разыскного законодательства на постсоветском пространстве. Анализируется принятый в новой редакции (постановление № 27-6 от 16 ноября 2006 г.) модельный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», который содержит нормы, регламентирующие национальное оперативно-разыскное законодательство государств - участников Содружества Независимых Государств. Автор проводит анализ норм, содержащихся в модельном законе, и предлагает свое видение решения существующих нормативных проблем. Проводится анализ мер по гармонизации оперативно-разыскного законодательства в рамках Организации договора о коллективной безопасности.The problem of the convergence of the operative-search activities on the post-Soviet space is examined. The Modeling Law „On the operative-search activities“ adopted in the new version (enactment № 27-6 from 16 November 2006) which contains norms regulating the national operative-search legislation of the Commonwealth of Independent States member states is analyzed. The author suggests his own view of solving the current regulatory problems. Measures as to harmonize the operative-search legislation within the framework of the Collective Security Treaty Organization are analyzed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Павличенко Николай Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНВЕРГЕНЦИЯ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

5. Коловоротный А. А. Заключение досудебного соглашения о сотрудничестве по уголовным делам об организации преступного сообщества (преступной организации) / А. А. Коловоротный, А. П. Резван // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: www.scienceeducation.ru/120-16107 (дата обращения: 17.06.2016).

6. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 12 ноября 2013 г. № 5-АПУ13-57сп. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

© Коловоротный А. А., 2016

Н. В. Павличенко

КОНВЕРГЕНЦИЯ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ*

В статье рассматривается проблема конвергенции оперативно-разыскного законодательства на постсоветском пространстве. Анализируется принятый в новой редакции (постановление № 27-6 от 16 ноября 2006 г.) модельный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», который содержит нормы, регламентирующие национальное оперативно-разыскное законодательство государств — участников Содружества Независимых Государств. Автор проводит анализ норм, содержащихся в модельном законе, и предлагает свое видение решения существующих нормативных проблем. Проводится анализ мер по гармонизации оперативно-разыскного законодательства в рамках Организации договора о коллективной безопасности.

Ключевые слова: оперативно-разыскная деятельность, модельный закон, Содружество Независимых Государств, Организация договора о коллективной безопасности, оперативно-разыскные мероприятия.

N. V. Pavlichenko

THE CONVERGENCE OF THE OPERATIVE-SEARCH ACTIVITIES

ON THE POST-SOVIET LANDSCAPE

The problem of the convergence of the operative-search activities on the post-Soviet space is examined. The Modeling Law „On the operative-search activities" adopted in the new version (enactment № 27-6 from 16 November 2006) which contains norms regulating the national operative-search legislation of the Commonwealth of Independent States member states is analyzed. The author suggests his own view of solving the current regulatory problems. Measures as to harmonize the operative-search legislation within the framework of the Collective Security Treaty Organization are analyzed.

Key words: operative-search activities, the Modeling Law, the Commonwealth of Independent States, the Collective Security Treaty Organization, operative-search measures.

Интеграция стран на постсоветском пространстве, наряду с позитивными изменениями в политической, социальной, экономической и иных сферах, привела к развитию новых форм организованной преступности, носящих межрегиональный (межгосударственный) характер. В настоящий момент организованная преступность приобрела широкомасштабный характер, став угрозой национальной безопасности отдельных стран Содружества Независимых Государств (далее — СНГ) и всего Содружества в целом.

Источником криминальных доходов межрегиональных (межгосударственных) преступных формирований являются как традиционные группы или

виды преступлений (контрабанда наркотиков, культурных ценностей, а также организация каналов незаконной миграции), так и новые противоправные деяния, основанные на использовании высоких технологий, перемещении природных ресурсов и т. д.

Развитие преступности на постсоветском пространстве обусловлено системой факторов, основным из которых является несовершенство законодательства, проявляющееся в недостатках нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, отсутствии эффективной их конвергенции. Решение задач в борьбе с современными вызовами и угрозами безопасности осложняется различиями в подходах правопри-

менительной практики государств на постсоветском пространстве, отсюда очевидна актуальность гармонизации законодательств по проблемам борьбы с преступностью и, прежде всего, оперативно-разыскного.

Согласно Концепции взаимодействия государств — участников СНГ в борьбе с преступностью от 2 апреля 1999 г. основными направлениями взаимодействия компетентных органов государств — участников СНГ, а также уставных органов и органов отраслевого сотрудничества СНГ, созданных по взаимному согласию для координации и взаимодействия в борьбе с преступностью, являются совместные следственные, оперативно-разыскные действия и другие мероприятия по конкретным делам и материалам о преступлениях, борьба с которыми требует скоординированных усилий: разработка предложений по совершенствованию правового регулирования совместной деятельности в борьбе с преступностью, а также согласованная разработка рекомендаций для использования в национальном законодательстве с учетом специфики правовых систем. Этот процесс называется юридической конвергенцией.

Термин «конвергенция» заимствован из биологии [1]. Конвергенция в переводе с латинского (шп-vergo) означает процесс сближения чего-либо.

По мнению С. С. Алексеева, конвергенция правовых систем современности — «это процесс сближения изначально качественно контрастных юридических типов правовых систем, выраженный в интеграции достоинств и позитивных «недоработок» различных правовых систем, происходящий в различных регионах с той или иной степенью интенсивности, но в настоящее время уже фактически существующая и работающая реальность» [2, с. 90].

Похожая позиция высказана и Ю. А. Клочковым, считающим, что «взаимодействие национальных правовых систем в современном мире представляет собой заимствования разными по своей цивили-зационной природе государствами правовых институтов, идеалов и образов, результатом которого является нивелирование различий между национальными правовыми системами» [3].

Применительно к конвергенции правовых систем стран Содружества Независимых Государств данная точка зрения применима с определенными оговорками, так как приходится засвидетельствовать тот факт, что рассматриваемые правовые системы не являются качественно контрастными, так как источником правовых систем стран Содружества Независимых Государств была единая правовая система, сформировавшаяся в Советском Союзе.

В связи с этим более обобщенным и правильным, с нашей точки зрения, представляется определение юридической конвергенции, которое дает О. Д. Третьякова в своем диссертационном иссле-

довании. По ее мнению, юридическая конвергенция — это процесс взаимодействия элементов внутри системы права, права и иных регуляторов отношений в обществе, а также правовых систем различных государств, характеризующийся сближением, увеличением количества связей между элементами сближающихся объектов и определенной степенью согласованности воздействия этих элементов на общественные отношения [4, с. 8].

Структуризация представленного выше определения и преломление его сквозь призму оперативно-разыскного законодательства позволяет выделить основные элементы оперативно-разыскной конвергенции: оперативно-разыскная конвергенция — это процесс взаимодействия элементов оперативно-разыскного права стран Содружества Независимых Государств; основным признаком оперативно-разыскной конвергенции является сближение и увеличение количества связей между элементами сближающихся объектов; оперативно-разыскная конвергенция характеризуется не только сближением, но и определенной степенью согласованности воздействия этих элементов на общественные отношения, регулируемые оперативно-разыскным законодательством.

Таким образом, в рамках предмета исследования оперативно-разыскная конвергенция может быть представлена как процесс взаимодействия элементов оперативно-разыскного законодательства в правовых системах различных государств (в нашем случае — государств — участниц СНГ), характеризующийся сближением, увеличением количества связей между нормами права и их согласованным воздействием на общественные отношения.

Процесс юридической конвергенции предполагает применение следующих возможных методов сближения:

— гармонизации законодательства (технологии обеспечения «правового единства в многообразии», согласование разных программ правового развития общества и юридических доктрин);

— сближения законодательства различных стран (в экономическом, правокультурном, политическом и другом отношении);

— правовой адаптации законодательства (приведение национальных нормативных правовых актов к новым, заимствованным стандартам и принципам);

— правовой синхронизации законодательства (процесс сближения национальных правовых систем, создание сходных или аналогичных правовых норм) [5].

Взаимодействие элементов оперативно-разыскного права в разных странах Содружества Независимых Государств осуществляется несколькими путями. Вместе с тем основным из них является

«устранение различий в национальном регулировании посредством договоренностей между государствами-участниками, на основе которых устанавливаются единообразные условия использования различных ресурсов» [5].

Формы правовой конвергенции государства участники СНГ выбирают самостоятельно, с учетом различных внешних и внутренних обстоятельств. Применительно к оперативно-разыскной деятельности наиболее оптимальной формой сближения правовых систем выступил модельный закон «Об оперативно-розыскной деятельности».

На основании ст. 8 Соглашения о Межпарламентской Ассамблее государств — участников Содружества Независимых Государств (г. Алма-Ата, 27 марта 1992 г.) (далее — МПА СНГ) МПА СНГ может разрабатывать рекомендательные законодательные акты (модельные) по вопросам, находящимся в сфере общих интересов парламентов государств — участников. Как определено п. «д» ст. 4 Конвенции о Межпарламентской Ассамблее государств — участников Содружества Независимых Государств, подписанной государствами — участниками СНГ в г. Минске 26 мая 1995 г. [3], МПА СНГ принимает типовые (модельные) законодательные акты и с соответствующими рекомендациями направляет их парламентам государств — участников этой Конвенции. В соответствии с п. 1 ст. 15 Регламента Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств (г. Санкт-Петербург, 29 декабря 1992 г.) [6] рекомендательные законодательные акты принимаются МПА СНГ для ориентации согласованной законодательной деятельности парламентов государств — участников Соглашения о Межпарламентской Ассамблее государств — участников Содружества Независимых Государств.

Таким образом, модельный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» является ориентиром, сближающим национальное оперативно-разыскное законодательство государств — участников Содружества Независимых Государств.

Ныне действующий модельный закон был одобрен на двадцать седьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств (постановление от 16 ноября 2006 г. № 27-6). Необходимо отметить, что анализируемый модельный закон является последовательным продолжением аналогичного нормативного правового акта, принятого в 1997 г. постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств от 6 декабря 1997 г. № 1012 «О модельном законе „Об оперативно-розыскной деятельности"».

Отдельные положения модельного закона (мы подчеркиваем лишь отдельные положения) учтены

законодательными органами государств — участников Содружества Независимых Государств. Мы имеем в виду Закон Республики Армения от 19 ноября 2007 г. № 3Р-223 «Об оперативно-розыскной деятельности», Закон Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» от 15 июля 2015 г., Закон Республики Таджикистан от 25 марта 2011 г. № 68 «Об оперативно-розыскной деятельности» и ряд других.

Анализ модельного закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (2007 г.) показал, что его структура и содержание требуют детального изучения с учетом современного уровня исследований оперативно-разыскной науки и научно обоснованных предложений ученых [7].

В нем дается характеристика основных понятий, используемых в статьях анализируемого нормативного правового акта. Среди них понятие оперативно-разыскной деятельности, которое принципиально не отличается от предлагаемого в ст. 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», принятого в России в 1995 г. Остальные понятия, рассматриваемые в модельном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», касаются исключительно оперативно-разыскных мероприятий и корреспондируются со ст. 6 с таким же наименованием. К сожалению, модельный закон не избежал лексических недостатков (на данное обстоятельство как отрицательный факт указали более 76 % опрошенных сотрудников оперативных подразделений). В число основных понятий в анализируемом нормативном правовом акте не включены лица, содействующие (содействовавшие) органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность (отметили более 70 % респондентов); понятия конспирации, режима секретности и предания гласности (обратил внимание каждый второй сотрудник оперативного подразделения); понятия документирования и дел оперативного учета (каждый третий) и ряд других (не более 3 % опрошенных).

Модельный закон пестрит новыми формулировками, которые не являются удачными. Так, ч. 5 ст. 1 под отождествлением личности и иных объектов понимает установление и идентификацию лица и иных объектов по индивидуализирующим их статическим и динамическим неизменяемым признакам, а равно и при помощи других способов, позволяющих с достаточной степенью вероятности опознать личность или иной объект. Вместе с тем перечисление частных (личность) и общих (иные объекты) объектов отождествления только усложняет конструкцию. Полагаем, что наиболее удачно определение отождествления личности и иных объектов зафиксировано в Законе Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» (2015 г.), где наиболее полно, без дополнительных пояснений, отражается суть действий

оперативно-разыскных органов [8, с. 20]. То же самое относится и к названию оперативно-разыскного мероприятия «исследование предметов и документов и иных объектов», которое, по нашему мнению, должно называться либо «исследование объектов», либо «оперативное исследование».

К сожалению, остался должным образом не изучен блок вопросов, связанных с правовой и социальной защитой лиц, оказывающих конфиденциальное содействие органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность. Все те недостатки, которые содержал Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», принятый в Российской Федерации в 1995 г., плавно «перетекли» в анализируемый модельный закон. Это касается вопросов отсутствия социальной и правовой защиты лиц, содействовавших оперативно-разыскным органам (чч. 1—3, 5 и 7 ст. 18 модельного закона), освобождения от уголовной ответственности лица из числа членов преступной группы, совершившего противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченного к сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, активно способствовавшего раскрытию преступлений, компенсировавшего нанесенный ущерб или иным образом возместившего причиненный вред (ч. 4 ст. 18 модельного закона), пенсионного обеспечения лиц, оказывающих содействие (ч. 6 ст. 18 модельного закона), и ряда других.

Положительным моментом является тот факт, что модельный закон в ч. 1 ст. 4 в правовую основу оперативно-разыскной деятельности наряду с Конституцией, национальными законами и другими нормативными правовыми актами, регулирующими оперативно-разыскную деятельность, включил международные договоры, участником которых является государство. Кроме того, в качестве одной из задач оперативно-разыскной деятельности указывается содействие в борьбе с преступностью в соответствии с международными договорами (ч. 4 ст. 2 модельного закона). В развитие данной нормы модельный закон предусмотрел возможность представления результатов оперативно-разыскной деятельности государствами — участниками СНГ на безвозмездной основе органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, в соответствии с международными договорами и с учетом норм национального законодательства (ч. 5 ст. 11 модельного закона).

Согласно анализируемому нормативному правовому акту оперативно-разыскные мероприятия, начатые на территории одного государства и продолжающиеся или заканчивающиеся на территории другого государства, входящего в Содружество, признаются правомерными, если они проведены с учетом норм национального законодательства. Результаты этой деятельности используются с учетом

норм национального законодательства (ч. 6 ст. 11 Модельного закона).

Остальные нововведения, включенные в модельный закон, нельзя признать существенными, способными повлиять на правоприменительную практику и значительно изменить материю оперативно-разыскной науки.

Сближение национального законодательства, в том числе и оперативно-разыскного, осуществляется и в формате Организации договора о коллективной безопасности (далее — ОДКБ). В рамках деятельности Парламентской ассамблеи ОДКБ (далее — ПА ОДКБ) рассматриваются вопросы, имеющие принципиальное значение для оперативно-разыскного противодействия преступности на постсоветском пространстве. Основания для данной деятельности содержатся в ст. 8 Устава ОДКБ, где сказано, что государства-члены координируют и объединяют свои усилия в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, организованной транснациональной преступностью, нелегальной миграцией и другими угрозами государствам — членам ОДКБ.

Для реализации уставных предписаний в ОДКБ были приняты Программа деятельности ПА ОДКБ по сближению и гармонизации национального законодательства государств — членов ОДКБ на 2011— 2015 гг., Программа дальнейшего развития и совершенствования правового обеспечения коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности на 2014—2016 гг. В настоящее время осуществляется реализация программ деятельности ПА ОДКБ по сближению и гармонизации национального законодательства государств — членов ОДКБ на 2016—2020 гг.

В рамках реализации принятых программ постоянная комиссия ПА ОДКБ по вопросам обороны и безопасности внесла значительное количество проектов модельных законов, типовых соглашений и рекомендаций, направленных на сближение и гармонизацию оперативно-разыскного законодательства государств — членов ОДКБ. В частности, уделено большон внимание противодействию терроризму и экстремизму; борьбе с преступностью на почве национальной, расовой и религиозной нетерпимости, с организованной преступностью и коррупцией и т. п. Эти вопросы рассматривались в том числе сквозь призму оперативно-разыскного противодействия преступности.

В качестве рекомендаций государствам — членам ОДКБ предлагается соблюдать ряд требований, позволяющих достичь конвергенции оперативно-разыскного законодательства. Эти требования разработаны в рамках реализации п. 4 Программы деятельности ПА ОДКБ по сближению и гармонизации национального законодательства государств — чле-

нов ОДКБ на 2016—2020 гг., предусматривающего разработку рекомендаций по сближению и гармонизации законов государств — участниц ОДКБ об оперативно-разыскной деятельности. По мнению авторов этих рекомендаций, оперативно-разыскное законодательство должно:

— позволять правоохранительным органам и специальным службам государств — членов ОДКБ эффективно взаимодействовать между собой по вопросам согласованного и совместного осуществления оперативно-разыскных мероприятий и действий в законодательно установленных целях;

— соответствовать современным социально-правовым условиям, сложившимся в государствах — членах ОДКБ;

— быть адекватным современным вызовам и угрозам, соблюдая при этом принцип соответствия используемых оперативно-разыскных методов, сил и средств степени общественной опасности деяний, в связи с которыми они применяются;

— иметь общую направленность на своевременное и эффективное выявление, предупреждение и пресечение преступных посягательств на жизнь, здоровье, права и свободы человека и гражданина, собственность, безопасность общества и государства, установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

— предусматривать необходимые меры государственной защиты, социально-правовые гарантии для сотрудников органов, уполномоченных на осуществление оперативно-разыскной деятельности, лиц, сотрудничающих (сотрудничавших) с ними по контракту или содействующих (содействовавших) им на конфиденциальной основе, а также членов их семей;

— отражать основополагающие принципы и нормы международного права о защите и соблюдении прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, содержащиеся в Международном пакте

Примечание

о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка и т. д.;

— предусматривать необходимые механизмы защиты сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, в особенности тех, которые касаются лиц, конфиденциально сотрудничающих (сотрудничавших) с оперативными службами либо содействующих (содействовавших) им в целях решения задач оперативно-разыскной деятельности.

Соблюдение этих требований и законодательное их закрепление, по мнению экспертов ОДКБ, позволят существенным образом повлиять на правоприменительную практику стран — участниц Организации договора о коллективной безопасности и будут содействовать гармонизации оперативно-разыскного законодательства на постсоветском пространстве.

В заключение следует сделать вывод о том, что на постсоветском пространстве гармонизации оперативно-разыскного законодательства уделяется существенное внимание. Реализация практических мер конвергенции оперативно-разыскного законодательства осуществляется на разных площадках и в разных форматах, основными из которых являются Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств и Парламентская Ассамблея Организации Договора о коллективной безопасности. Вместе с тем деятельность этих двух государственных объединений в направлении гармонизации оперативно-разыскного законодательства подчинена единым правилам и принципам, что позволяет оптимизировать их работу и принять меры для объединения экспертов в целях решения проблем конвергенции оперативно-разыскного законодательства на постсоветском пространстве.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и правительства Волгоградской области в рамках проекта проведения научных исследований («Влияние региональных социальных институтов на взаимодействие оперативно-разыскных органов и населения»), проект № 15-13-34019.

Список библиографических ссылок

1. Философский энциклопедический словарь / Л. Ф. Ильичев [и др.]. М.: Сов. энцикл., 1983.

2. Алексеев С. С. Избранное. М., 2003.

3. Клочков Ю. А. Влияние современной конвергенции на политико-правовые институты: теоретико-методологический анализ правового и политического взаимодействия // История государства и права. 2012. № 3.

4. Третьякова О. Д. Юридическая конвергенция: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Владимир, 2012.

5. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружест-во».1995. № 2. С. 3.

6. Межпарламентская ассамблея государств - участников СНГ. URL: http://www.iacis.ru (дата обращения: 15.04.2016).

7. Нами в предыдущих публикациях проведен достаточно полный анализ модельного закона «Об оперативно-розыскной деятельности» 2007 г. См., напр.: Павличенко Н. В., Самоделкин А. С. Конвергенция оперативно-разыскного законодательства государств — участников содружества независимых государств // Общество и право. 2016. № 1. С. 190—195.

8. Об оперативно-розыскной деятельности: закон Республики Беларусь. Минск: Академия МВД, 2015.

© Павличенко Н. В., 2016

Л. В. Попова

О НОРМАТИВНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ

В статье обосновывается, что доказывание, в том числе проведение отдельных следственных действий по уголовным делам по экономическим преступлениям, имеет свои особенности в силу специфики предмета доказывания. В связи с этим формулируются предложения по совершенствованию порядка отдельных следственных действий в целях повышения их результативности, а также обеспечения прав и законных интересов лиц, в отношении которых осуществляется уголовное преследование по делам указанной категории. Высказываются предложения: предусмотреть в нормах закона, регламентирующих обыск и выемку, обязанность субъектов, ведущих уголовный процесс, направлять копию протокола обыска или выемки в налоговой орган по месту учета юридического и (или) физического лица; нормативно закрепить право обвиняемого (подозреваемого) на получение копии заключения эксперта в дополнение к его праву на ознакомление с таковым заключением. Обосновывается также необходимость предусмотреть в законе право обвиняемого на предоставление ему срока до пяти суток для изучения постановления о привлечении в качестве обвиняемого, с тем чтобы уяснить существо обвинения и подготовиться к первому допросу.

Ключевые слова: экономические преступления, следственные действия, предмет доказывания, предъявление обвинения и допрос обвиняемого, защита от обвинения, заключение эксперта, обыск, выемка, участие специалистов.

L. V. Popova

ABOUT THE NORMATIVE REGULATION OF INVESTIGATIVE ACTIVITIES

IN CRIMINAL CASES OF CRIMES IN THE ECONOMIC SPHERE

The article substantiates that proving, including conducting of particular investigative activities, in criminal cases of economic crimes, has its peculiarities in virtue of the circumstance in proof. In connection therewith, proposals are formulated on how to improve the procedure of certain investigative activities with the view of increasing their efficiency, as well as enforcement of rights and legal interests of the persons who are being prosecuted criminally with regard to the cases of the above-stated category. The following proposals are made: to provide by the laws regulating search and seizure the responsibilities of the persons conducting the legal procedure to forward a copy of the search or seizure record to the tax authority at the place of the individual's or company's registration; to formalize legally the right of the suspect (accused person) to receive a copy of the expert's conclusion in addition to their right to familiarization with such a conclusion. The necessity is justified to provide legally for the rights of the accused person to be given a term up to five days to study the decision to be named as a defendant so as to comprehend the essence of the accusation and to get prepared to the first examination.

Key words: economic crime, investigative activities, fact to be proven, filing accusation and interrogation of accused, defense against accusation, expert conclusion, search, seizure, participation of specialists.

Общеизвестно, что результативность расследования любого преступления, в том числе и экономического, зависит от эффективности доказывания. Между тем, как показывает практика, при расследовании экономических и так называемых предпри-

нимательских преступлений возникают сложности с доказыванием, в частности с проведением отдельных следственных действий.

Следственные действия в науке уголовно-процессуального права понимают как урегулированные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.