Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РОЗЫСК ЛИЦ, ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ПРОБЛЕМЫ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РОЗЫСК ЛИЦ, ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
44
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗЫСК ЛИЦ / БЕЗВЕСТНОЕ ИСЧЕЗНОВЕНИЕ / РАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ / ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смагоринский Борис Павлович, Морозова Дарья Александровна

Установление местонахождения лиц, без вести пропавших, является одной из обязанностей органов внутренних дел. Объектами розыска являются лица, внезапно исчезнувшие с постоянного места пребывания без видимых причин, местонахождение и судьба которых остается неизвестной, их для обнаружения необходим комплекс оперативно-разыскных мероприятий, проводимых оперативными подразделениями органов внутренних дел. Статистика свидетельствует, что безвестному исчезновению граждан может сопутствовать наличие психического заболевания, ведение ими антиобщественного образа жизни, недостижение совершеннолетия и, соответственно, незрелость, неосознанность совершаемых поступков. В некоторых случаях исчезновение граждан тесно связано с совершением преступлений в отношении них. Как следствие, задача органов внутренних дел, а именно подразделений уголовного розыска, в максимально короткий срок установить возможную причину безвестного исчезновения лица и принять меры к его розыску, используя при этом силы, средства и методы оперативно-разыскной деятельности.Location of missing persons is one of the interior bodies' duties. The objects of detection are persons who suddenly disappear from the permanent place of residence without obvious reasons. Their location and fate remain unknown and a complex of detective activities conducted by the operative units of the interior bodies is necessary for these persons' detection. In some cases disappearance of citizens is closely connected with crimes committed against them. As a result, the task of the interior bodies and detection units in particular is to identify the reason of the person's unknown disappearance in the shortest period of time and take measures to detect him/her, using the forces, means and methods of detective activity. The emergence of such problems is connected with existence of gaps and conflicts in legal regulation of detective activities' implementation what makes it necessary to further study suggestions on improvement of the detective legislation, the use of successful experience of different regions, enhancement of interaction among detection units of police.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Смагоринский Борис Павлович, Морозова Дарья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РОЗЫСК ЛИЦ, ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)»

4. Алексеев Н. С., Даев В. Г., Кокорев Л. Д. Очерк развития науки советского уголовного процесса. Воронеж, 1980.

5. Насонова И. А., Буров Ю. В. Уголовно-процессуальные гарантии как средства, обеспечивающие выполнение назначения уголовного судопроизводства // Судебная власть и уголовный процесс. 2014. № 3. С. 136—142.

6. Великий Д. П. Единство и дифференциация уголовно-процессуальной формы: история, современность, перспективы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001.

7. Гимазетдинов Д. Р. Понятие, социальная ценность и значение уголовно-процессуальной формы // Вестник Удмуртского гос. ун-та. Экономика и право. 2013. Вып. 1. С. 131—133.

8. Даровских О. И. К вопросу о процессуальной форме уголовного судопроизводства // Проблемы права. 2015. № 5 (53). С. 159—162.

9. Иванов Ю. А. Качественные особенности процессуальной формы уголовного судопроизводства // Курс советского уголовного процесса. Общая часть / под ред. А. Д. Бойкова, И. И. Карпеца. М., 1989.

10. Якимович Ю. К., Ленский А. В., Трубникова Т. В. Дифференциация уголовного процесса. Томск, 2001.

11. Горшенев В. М. Теория юридического процесса. Харьков, 1985.

12. Аширбекова М. Т. О предмете досудебного соглашения о сотрудничестве и гармонизации публичного и частного интересов // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 4 (31). С. 87—91.

13. Павлушина А. А. Теория юридического процесса: проблемы и перспективы развития: автореф. дис. . д-ра юрид. наук. Нижний Новгород, 2005.

14. Боярская А. В. Понятие уголовно-процессуального производства // Вестник Омск. ун-та. Серия «Право». 2010. № 4. С. 215—217.

15. Гимазетдинов Д. Р. Уголовно-процессуальная форма: общетеоретический, нормативно-правовой и правоприменительный анализ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2013.

© Скобкарева Е. А., 2017

Б. П. Смагоринский, Д. А. Морозова

ПРОБЛЕМЫ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РОЗЫСК ЛИЦ,

ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Установление местонахождения лиц, без вести пропавших, является одной из обязанностей органов внутренних дел. Объектами розыска являются лица, внезапно исчезнувшие с постоянного места пребывания без видимых причин, местонахождение и судьба которых остается неизвестной, их для обнаружения необходим комплекс оперативно-разыскных мероприятий, проводимых оперативными подразделениями органов внутренних дел.

Статистика свидетельствует, что безвестному исчезновению граждан может сопутствовать наличие психического заболевания, ведение ими антиобщественного образа жизни, недостижение совершеннолетия и, соответственно, незрелость, неосознанность совершаемых поступков. В некоторых случаях исчезновение граждан тесно связано с совершением преступлений в отношении них. Как следствие, задача органов внутренних дел, а именно подразделений уголовного розыска, в максимально короткий срок установить возможную причину безвестного исчезновения лица и принять меры к его розыску, используя при этом силы, средства и методы оперативно-разыскной деятельности.

Ключевые слова: розыск лиц, безвестное исчезновение, разыскная деятельность оперативных подразделений, розыск без вести пропавших лиц, оперативно-разыскные мероприятия, ограничивающие конституционные права человека и гражданина, без вести пропавшие

B. P. Smagorinsky, D. A. Morozova

THE PROBLEMS OF IMPLEMENTING DETECTIVE ACTIVITIES AIMED TO DETECT MISSING PERSONS

(BASED ON THE MATERIALS OF THE VOLGOGRAD REGION)

Location of missing persons is one of the interior bodies' duties. The objects of detection are persons who suddenly disappear from the permanent place of residence without obvious reasons. Their location and fate remain unknown and a complex of detective activities conducted by the operative units of the interior bodies is necessary for these persons' detection.

In some cases disappearance of citizens is closely connected with crimes committed against them. As a result, the task of the interior bodies and detection units in particular is to identify the reason of the person's unknown disappearance in the shortest period of time and take measures to detect him/her, using the forces, means and methods of detective activity.

The emergence of such problems is connected with existence of gaps and conflicts in legal regulation of detective activities' implementation what makes it necessary to further study suggestions on improvement of the detective legislation, the use of successful experience of different regions, enhancement of interaction among detection units of police.

Key words: detection of persons, unknown disappearance, detective activity of operative units, detection of missing persons, detective activities limiting constitutional rights of an individual and a citizen, missing persons.

Одной из основных характеристик преступности в нашей стране является значительная доля тяжких преступлений, связанных с посягательством на личную свободу и неприкосновенность человека в общей структуре преступности. Социально-экономические и политические трансформации, происходящие в российском обществе, привели к тому, что многие социальные процессы протекают стихийно и в значительной мере непредсказуемо. Это может оказывать влияние на количество лиц, без вести пропавших, в круг которых часто попадают несовершеннолетние, а также пожилые, одинокие и беспомощные граждане. Все это требует постоянного совершенствования системы розыска таких лиц и расследования уголовных дел, связанных с данной категорией субъектов.

Обязанность по установлению без вести пропавших лиц возложена на органы внутренних дел. Однако здесь присутствуют определенные трудности. Как известно, розыск лиц является одной из задач оперативно-разыскной деятельности [1]. Порядок и организация розыска лиц, без вести пропавших, осуществляется в соответствии с ведомственными приказами и инструкциями МВД России.

О. Э. Новак и Л. О. Новак определяют разыскную работу органов внутренних дел как «деятельность оперативных подразделений ОВД по обнаружению разыскиваемых лиц, установлению личности неизвестных граждан, основанную на законах и подзаконных нормативных актах и осуществляемую с использованием средств и методов проведения оперативно-розыскных мероприятий» [2, с. 72—78]. Однако с учетом реалий времени законодательство, регламентирующее данный вид деятельности оперативных подразделений, требует доработки.

Нас интересует проблема и особенности розыска безвестно исчезнувших лиц, так как данного рода происшествия вызывают широкий общественный резонанс, а результаты их расследования являются для граждан показателем эффективности работы ОВД.

Изучение статистических данных Министерства внутренних дел Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что сохранение высокого уровня без вести пропавших лиц, находящихся в розыске, может быть связано с совершением преступлений, сопряженных с похищением, убийством человека, сокрытием или уничтожением тела жертвы. В практике органов внутренних дел также зарегистрированы факты насильственного удержания лиц в качестве заложников в целях вымогательства крупных денежных сумм или удовлетворения иных незаконных требований [3, с. 3, 4].

Анализ эмпирического материала разыскных подразделений отделов полиции ГУ МВД России по Волгоградской области показал, что в рамках возбужденного уголовного дела для розыска без вести пропавших лиц используется целый комплекс оперативно-разыскных мероприятий. Если они затрагивают конституционные права граждан, сотрудники разыскных подразделений обязаны ходатайствовать об их проведении перед судом и получить соответствующее разрешение. Это в свою очередь порождает трудности в получении оперативно значимой информации. В остальных случаях розыск лиц ведется с использованием «стандартного» набора сил и средств и не требует разрешения суда.

Так, 2 мая 2016 г. в дежурную часть одного из отделов полиции УМВД России по г. Волгограду

поступило обращение гр-ки М., проживающей по ул. Мира, д. Х., в котором говорилось, что ее опекаемая несовершеннолетняя сестра гр-ка М., проживающая по ул. Мира, д. Х, уехала к друзьям в К-й район г. Волгограда, но к назначенному времени не вернулась. При себе имела сотовый телефон с абонентским номером 8-9ХХ-ХХХ-ХХ-ХХ, денежные средства и документы. Ранее из дома не уходила, на учете в ОпДн не состоит. Местонахождение гр-ки М. было установлено путем проведения оперативно-разыскных мероприятий, затрагивающих конституционные права граждан в силу возраста разыскиваемой. Из полученного у нее объяснения было установлено, что состояние ее здоровья резко ухудшилось, аккумулятор сотового телефона разрядился, поэтому она не смогла сообщить родственникам о своем местонахождении.

На основе изложенного выше, а также результатов анкетирования сотрудников уголовного розыска отделов полиции ГУ МВД России по Волгоградской области можно сделать вывод о том, что в рассматриваемой ситуации проведение оперативно-разыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан только при наличии возбужденного уголовного дела, вносит существенные затруднения в розыск лиц, без вести пропавших, затягивает процесс установления местонахождения разыскиваемых лиц и ведет к неукоснительному увеличению остатка как уголовных дел, так и дел оперативного учета. В 2016 г. на территории Волгоградской области в розыске находились 772 лица, пропавших без вести (по данным ИЦ ГУ МВД России по Волгоградской области на 24 октября 2016 г.).

Сегодня наряду с развитием общества, распространением различных технологий и социальной интеграцией населения наблюдаются явления и процессы, негативно влияющие на отдельные группы внутри социума, в частности на несовершеннолетних. Подростковый возраст — важный этап социализации личности, т. е. «процесса взаимодействия людей, в ходе которого они приобретают знания, взгляды, принципы, усваивают правила поведения, необходимые для успешной жизни в обществе, становятся личностью» [4, с. 43]. Менее 50 лет назад социализация подростков заключалась в непосредственном общении и взаимодействии во всех сферах общества. Развитие сети Интернет оказало на общество и положительное, и отрицательное влияние (особенно на формирование норм морали и ценностей у несовершеннолетних лиц).

Как показывает практика, в некоторых случаях безвестное исчезновение несовершеннолетних лиц прямо связано с тем, насколько активно они используют ресурсы сети Интернет. В настоящее время подавляющее большинство подростков зарегистрированы в социальных сетях, позволяющих им в той

или иной мере реализоваться в обществе. В попытке соответствовать модным тенденциям, самоутвердиться и укрепить свой авторитет в какой-либо подростковой группе несовершеннолетние лица совершают побеги из дома или спецучреждений с целью скрыть свое местонахождение и тем самым привлечь внимание к своей личности. Однако не обладающие необходимым жизненным опытом подростки начинают вести бродяжнический или антиобщественный образ жизни и часто становятся жертвами преступлений. Для предупреждения совершения преступлений в отношении несовершеннолетних лиц нужно постоянно проводить профилактическую работу. Сегодня в нашем регионе действует Закон «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Волгоградской области» от 31 октября 2002 г. № 748-ОД. Однако данный нормативный правовой акт не содержит мер по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, принимаемых органами и учреждениями, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С учетом положительного опыта действующего на территории Краснодарского края Закона «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» от 21 июля 2008 г. № 1539-КЗ, содержащего конкретные меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, касающиеся пребывания несовершеннолетних в общественных местах и в ночное время без сопровождения законных представителей [5] (за 2015 г. в Краснодарском крае установлено около 1 тыс. лиц, без вести пропавших (по данным ИЦ ГУ МВД России по Краснодарскому краю за 2015 г.)), считаем целесообразным внести изменения в Закон Волгоградской области от 31 октября 2002 г. № 748-ОД в части определения исчерпывающих мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Такая законотворческая инициатива позволит осуществлять контроль за несовершеннолетними, ограничит их пребывание в ночное время в общественных местах.

Современное состояние розыска без вести пропавших лиц свидетельствует о том, что борьба с явлением безвестного исчезновения граждан должна рассматриваться как актуальная государственная задача, направленная на защиту прав и свобод человека и гражданина, требующая глубокого научного осмысления и выработки на этой основе комплексной системы научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию правового, оперативно-разыскного и криминалистического обеспечения этого вида деятельности. Системный анализ обозначенных

и иных проблем розыска лиц, без вести пропавших, позволяет сформулировать ряд предложений и рекомендаций, ориентированных на развитие его криминалистического (правового, организационного, научно-технического и методического) обеспечения:

— в целях повышения эффективности работы разыскных подразделений целесообразно внести дополнения в ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ: «Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях». В этот перечень следует включить лиц, которые могут располагать информацией о без вести пропавших или трупах неизвестных лиц;

— проанализировать положительный законодательный опыт Краснодарского края и внести изменения в Закон Волгоградской области «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Волгоградской области» от 31 октября 2002 г. № 748-ОД в части определения исчерпывающих мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними. В контексте данных мер установить ограничения для

Список библиографических ссылок

передвижения несовершеннолетних в ночное время и нахождение их в увеселительных учреждениях без сопровождения законных представителей;

— активизировать усилия по совершенствованию взаимодействия между разыскными подразделениями и другими службами ОВД, а также между ОВД и иными правоохранительными органами на основе современных информационно-поисковых систем межслужебного пользования.

В итоге отметим, что несмотря на наличие множества нормативных правовых актов, непосредственно или опосредованно регламентирующих разыскную деятельность оперативных подразделений органов внутренних дел, остается проблема неурегулированности некоторых этапов разыскного процесса без вести пропавших. Пробелы и коллизии в процессуальном и оперативно-разыскном законодательстве ведут к разобщенности действий, снижению качества и эффективности розыска лиц, без вести пропавших. Таким образом, дальнейшее совершенствование сферы законодательства, использование положительного опыта других регионов, усиление взаимодействия между разыскными подразделениями и другими службами позволит увеличить число разысканных лиц и улучшить профилактическую работу в сфере безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

1. Об оперативно-розыскной деятельности: федер. закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»; О полиции: федер. закон от 7 февраля 2011 г. №3-Ф3. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Новак О. Э., Новак Л. О. Вопросы розыска лиц, пропавших без вести // Проблемы розыскной работы органов внутренних дел: материалы науч.-практ. конф. (14—15 июня 2007 г.). Саратов, 2007.

3. Гринева Д. А. Розыск без вести пропавших лиц (правовой, оперативно-розыскной и криминалистический аспекты): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Калиниград., 2006.

4. Психология: словарь / под ред. М. Г. Ярошевского, А. В. Петровского. М., 1990.

5. О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае: закон Краснодарского края от 21 июля 2008 г. № 1539-К3. URL: https://www.yuga.ru (дата обращения: 11.11.2016).

© Смагоринский Б. П., Морозова Д. А., 2017

***

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.