Научная статья на тему 'Проблемы оказания психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии'

Проблемы оказания психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
209
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / SPECIAL PSYCHOLOGY / НАРУШЕНИЕ В РАЗВИТИИ / VIOLATION IN THE DEVELOPMENT / СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SPECIAL EDUCATION / ДЕТИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ / CHILDREN WITH REJECTIONS IN DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сорокин В.М., Щукин А.В.

В статье рассматриваются вопросы сущности и природы психологических реакций родителей на факт рождения больного ребенка, анализируются детерминанты содержания подобных реакций, а также обсуждаются проблемы направлений психологической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы оказания психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии»

Сорокин В.М.1, Щукин А.В.2 ©

1Доцент, кафедра специальной психологии; Доцент, кафедра психологии развития и дифференциальной психологии.

Санкт-Петербургский государственный университет

ПРОБЛЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы сущности и природы психологических реакций родителей на факт рождения больного ребенка, анализируются детерминанты содержания подобных реакций, а также обсуждаются проблемы направлений психологической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья

Ключевые слова: специальная психология, нарушение в развитии, специальное образование, дети с отклонениями в развитии.

Keywords: special psychology, violation in the development, special education, children with rejections in development.

Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждаются в длительном психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении, зависящем не столько от формы отклонения и его тяжести, сколько от личностных особенностей самих родителей.

В процессе семейного воспитания ребенка с отклонениями в развитии возникают множество трудностей, определенная часть которых спровоцировано самими специалистами, работающими в данный момент с родителями. Очень часто информация о состоянии здоровья ребенка подается весьма некорректно - внезапно и в полном объеме. Родители оказываются не подготовленными к такого рода сообщению и в силу этого не способными адекватно ее воспринять. Специалист стремиться дать как можно более полную картину всех сторон заболевания ребенка, тем самым по мимо своей воли, рисует в сознание родителей резко отрицательный, пугающий образ их сына или дочери. Опытный специалист должен понимать, что подача информации должна быть правдивой, но парциальной. Это предоставляет родителям определенную возможность и время для ее осмысления и обсуждения со специалистом. Нам представляется, что специалист должен воссоздать в сознании родителей достоверную, но не трагическую ситуацию развития их ребенка.

Помощь родителям, переживающим потрясение из-за невозможности осуществить амбиции в отношении оказавшегося отсталым ребенка, различна. Тем, у кого имелись характерологические особенности или невротические симптомы до рождения ребенка, необходимо назначить соответствующее психотерапевтическое или медикаментозное лечение. Для других требуется длительная консультативная и просветительская помощь. Это лишний раз говорит о необходимости дальнейшей разработки индивидуального и дифференцированного подхода в оказании психологической помощи подобным семьям. [1,2]

Особого внимания в процессе психологической помощи следует, безусловно, уделять матери ребенка, ибо в ситуации семейного воспитания основная нагрузка падает именно на нее. Для большинства матерей характерна жертвенность в отношении собственного ребенка. Но в этой позиции заложен определенный элемент вынужденности, неизбежности, отсутствие определенной степени свободы. Больной ребенок и жертвенность по отношении к нему в значительной степени ограничивают возможности матери в самореализации, что так

© Сорокин В.М., Щукин А.В., 2016 г.

же тяжело переживается ее. К этому следует добавить, что сама по себе материнская жертвенность воспринимается чаще всего окружающими и членами семьи как нечто само собой разумеющееся. Это переживается матерями как форма несправедливости и непонимания. Именно поэтому, большинство матерей нуждаются в поддержке и поощрении. Сказанное не отрицает весьма широких индивидуально-психологических различий в материнском отношении к ребенку. Часть мам акцентированы в своем отношении к ребенку не на жертвенности, а на ощущении любви к ребенку. Чувстве единства с ним. Именно подобные матери легче и быстрее переживают кризис рождения больного ребенка.

Снижение уровня требований в процессе семейного воспитания ребенка, так или иначе, затрудняет процесс социальной адаптации последнего. Опыт показывает, что в первую очередь склонны снижать требовательность к ребенку матери с низкой самооценкой и невысоким уровнем притязаний. Нередки случаи, когда при отсутствии адекватно и

своевременной социальной помощи семьи, воспитывающие детей с отклонениями в развитии, распадаются. В подобных ситуациях матери не всегда оказываются способными создать необходимые условия для развития нестандартного ребенка. Анализ многочисленных ситуаций распада подобных семей показывает, что подлинной причиной выступает не сам больной ребенок, а неустойчивость эмоциональных связей между супругами, что в свою очередь обесценивает в глазах отца самого ребенка. С сожалением приходиться констатировать, что многие из этих семей в силу неустойчивости эмоциональных связей, так или иначе, находятся в группе риска по фактору распада. И причиной последнего может стать практически любое конфликтное событие в жизни их семьи.

В процессе сопровождения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, специалист постоянно должен нацеливать родителей на то, что решение проблем на одном возрастном этапе потребует не меньших, а то, и значительно больших усилий, при реализации иных проблем в более старшем возрасте. Формирование подобных общих установок нелишне еще и потому, что в сознании многих родителей воспитывающих детей отклонениями в развитии весьма часто доминирует представление о том, что по мере взросления ребенка усилия по его воспитания могут уменьшаться. Именно поэтому весьма часто новые возрастные проблемы застают родителей врасплох, создавая ощущение безрезультатности всех прежних усилий.

Говоря о родительских установках А. С. Спиваковская, справедливо выделяет три их основных характеристиках: адекватность, динамичность и прогностичность. Каждая из перечисленных характеристик представляет собой одно биполярное свойство отношений родителей к ребенку в процессе его воспитания. Указанные характеристики тесно между собой увязаны, но определяющей из все же является первая. Именно то, насколько родители осведомлены в сфере индивидуальных особенностей собственного ребенка, зависит пластичность и гибкость процесса его воспитания и возможность своевременного предвидения определенных изменений в самом ребенке и в характере отношений с ним. Педагог и психолог, работающие с родителями нестандартных детей должен учитывать определенное своеобразие родительских установок в подобных семьях. Прежде всего, это касается первой из перечисленных нами характеристик. Развитие особого ребенка протекает весьма атипично и более сложно в сравнении со здоровым ребенком. Именно это в большинстве случаев является причиной не вполне верных представлений родителей о характере развития своего ребенка. Не редко родители видят в поведении ребенка только болезненные проявления и не замечают общих возрастных особенностей и положительных изменений. Ребенок воспринимается как негативное статичное существо. Стратегия воспитания при таком понимании ребенка основана на охранительном режиме и исключении всякой инициативы. Прогностические стороны родительского отношения к ребенку с отклонениями в развитии всецело связаны с бытием самих родителей. Будущее ребенка мыслиться как неизменное и позитивное до тех пор, пока живы родители. Многие исследовали отмечают и иной характер родительских установок. Так для части родителей

свойственно так же неадекватное понимание природы детского развития, сочетающееся с особым характером динамичности. В самом отклонении в развитии родители могут не видеть никакой проблемы, считая, что все со временем само собой пройдет и особые усилия по воспитанию ребенка излишни. В таком случае и прогноз выглядит в глазах таких родителей неадекватно позитивным. Сказанное лишний раз говорит о важности формирования у родителей адекватных представлений о общих и специфических характеристиках развития их ребенка. Подобное видение процесса развития собственного ребенка в большей степени характерно для весьма самоуверенных отцов с завышенной самооценкой, которую они переносят и на своего ребенка.

Педагогическая несостоятельность некоторых родителей весьма часто проявляется в применении ими физических наказаний. При этом насилие над детьми родители объясняют именно их отставанием развитии, тем, что обычные воспитательные меры ребенок не воспринимает. Такой позиции могут придерживаться иногда хорошо образованные родители. Подобное отношение можно встретить не только у жестоких по характеру родителей, но и у лиц с невротическими симптомами, ощущающими себе беспомощными и слабыми.

Но гораздо чаще встречается ситуация родительского отвержения. Она проявляется в том, что, обеспечивая ребенку физический уход, родители не проявляют искреннего интереса к ребенку, точнее говоря, они имитируют подобный интерес. Ситуация, в которой ребенку явно не хватает эмоционального тепла родителей, негативно сказывается на всех сторонах его психического развития. Сказанное означает, что корни всех недостатков воспитания, так или иначе, кроются в неправильных или неполных представлениях родителей о психофизическом развитии особого ребенка. Характер этих представлений, так или иначе, опосредован личностными особенностями самих родителей, что в итоге формирует систему отношений к ребенку и стиль семейного воспитания. Родители, испытывающие чувство любви к друг другу и к ребенку, как правило, весьма вдумчиво пытаются понять его состояние и особенности его развития. Это сочетается с оптимистическим отношением к самому ребенку, к прогнозу его развития и пониманию его будущего. Последнее рассматривается реалистично, как менее многовариантное, но при этом позитивное даже в том спектре сокращенных возможностей самого ребенка. Подлинная безусловность любви родителей к ребенку создает в семье атмосферу уверенности и оптимизма, взаимной поддержки и помощи.

В семьях, где существование ребенка воспринимается с безразличием, родители, как правило, не видят особых проблем в его развитии. Таким же образом воспринимается и представляется его будущее, над котором родители серьезно не задумываются. Если в семьях первого типа, так или иначе, высказываются тревоги и опасения по поводу будущего ребенка, но эти опасения, тем не менее, адекватны, то в семьях второго типа бессодержательность будущего ребенка сочетается с отсутствием тревог. В подобных семьях, отношения между супругами характеризуются отстраненностью и безразличием, хотя и острые конфликты возникают весьма редко.

Третий тип семей демонстрирует отсутствие теплой привязанности и любви у супругов. Рождение ребенка с отклонениями в развитии воспринимается болезненно как, серьезная личная проблема, помеха в жизненном благополучии. Во многом это обусловлено тем, что личное бытие воспринимается как отдельное от других членов семью, параллельно с ними. Партнер по браку воспринимается как функциональный элемент собственного бытия. Проблемы, связанные с особенностями в развития и воспитания ребенка воспринимаются как непреодолимые и чуждые. Именно поэтому будущее ребенка оценивается как лишенное всякого рода перспектив и позитивных сторон.

Личностные черты родителей семей первого типа преобладают оптимизм, жизнерадостность, уверенность в своих силах, доверие к окружающим, стремление относиться по преимуществу безоценочно. Отсутствует стремление переделывать людей и воспитывать. Проблемные ситуации рассматриваются как важнейший атрибут жизни.

Преобладает интернальный локус-контроль. В коррекции личностных черт родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, следует ориентироваться именно на указанные характерологические черты. Само направление коррекционной работы может носить двунаправленный характер. Прежде всего, это изменение отношений к самому ребенку и способов взаимодействия с ним. Но не менее важна и работа с характером отношений между самими родителями и коррекция их негативных характерологических черт, добиваясь через это изменения отношений к ребенку.

Литература

1. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М., 2003

2. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Спб., 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.