Научная статья на тему 'Психологическое содержание реакций родителей на факт рождения больного ребенка'

Психологическое содержание реакций родителей на факт рождения больного ребенка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3579
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сорокин В. М.

В статье представлено описание типичных реакций родителей на факт рождения ребенка-инвалида. Особое внимание уделено роли семейных экспектаций в процессе формирования отношения к больному ребенку со стороны родителей. Анализируются противоречивость содержания материнского отношения к ребенку-инвалиду и стадии его становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Content of Parents' Reactions to the Fact of Sick Child Birth

The article presents descriptions of typical parents' reactions to the fact of invalid child birth. Special attention is paid to the role of family expectations during the process of forming the attitude towards their sick child. There is also analysis of conflicting contents of mothers* attitude towards sick child and stages of its formation.

Текст научной работы на тему «Психологическое содержание реакций родителей на факт рождения больного ребенка»

В. М. Сорокин

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РЕАКЦИЙ РОДИТЕЛЕЙ НА ФАКТ РОЖДЕНИЯ БОЛЬНОГО РЕБЕНКА

Последние полтора десятилетия отчетливо отмечается интерес к проблемам психологии семейных отношений. Нечто подобное можно наблюдать и в области современной коррекционной педагогики и специальной психологии. Проблемам семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, посвящено немало исследований последнего времени1.

Семья представляет собой сложную социальную структуру, общность которой основана на значимых для личности эмоциональных отношениях и родственных связях. По сути дела, семья наряду со школой, опосредует отношения между личностью и государством.

Реализуя свои функции, семья, с одной стороны, удовлетворяет важнейшие естественные, биологические потребности человека (прежде всего, в самосохранении и продолжении рода), с другой стороны, позволяет человеку достигать определенных целей в общении, в личностном и духовном росте. При этом с развитием семьи ее цели закономерно меняются: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями2.

Заметим, что именно через семейное бытие, ее функции человек как субъект сознания, деятельности и общения реализует свои основные потребности и ценности. На основе того, насколько семья эффективно реализует свои функции, принято говорить о нормально функционирующей семье, которая ответственно и дифференцированно выполняет все свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена, и дисфункциональной семье, в которой выполнение функций оказывается нарушенным, в силу чего в супружеской, родительской, материально-бытовой и других сферах жизнедеятельности не достигаются цели родственников и общества в целом. Это препятствует личностному росту и блокирует потребность в самоактуализации.

Особым событием в жизни любой семьи является рождение ребенка. Одновременно это и новый этап в развитие семейных отношений. Рождение ребенка — значимое и радостное событие. С этого момента отношения между родителями существенно изменяются, опосредуясь их отношениями с ребенком и к ребенку. У каждого из родителей появляются дополнительные обязанности, связанные с заботой о ребенке.

Для самого ребенка условия семейного воспитания представляют собой важнейший фактор его нормального роста и развития. Трудно переоценить роль семьи в процессе развития всех сторон психики ребенка, начиная от элементарных моторных навыков, заканчивая становлением его интеллекта, эмоциональной сферы, системой интересов и ценностей, мировоззрения и личности в целом. В процессе воспитания ребенка происходит не только становление его сознания, но и осуществляется процесс личностного роста самих родителей, их межличностных отношений.

Семья выступает важнейшим фактором социализации, под которым понимает сложнейший процесс усвоения ребенком культурно-исторического опыта. Именно благодаря усвоению этого опыта становится возможным формирование человеческого сознания как

© В. М. Сорокин, 2008

способа реализации высших психических функций. О. Н. Усанова, говоря о роли семьи в процессе социализации, справедливо указывает на три фундаментальные сферы, где эта роль особенно доминирует, — деятельность, общение и самосознание. В первую очередь, это привитие социальных норм и ценностей. С одной стороны, семья транслирует нормы и ценности общества, а с другой — предлагает свои. Это касается и отношения к ребенку с отклонениями в развитии. Можно воспринимать такого ребенка с чувством жалости к нему, а можно — с чувством доверия к возможностям его развития. 3а этими картинами восприятия и отношения стоят различные стратегии взаимодействия и общения с ребенком. Нормы и ценности семьи и общества могут совпадать, но могут и противоречить друг другу. От того, как сложатся взаимоотношения между этими двумя типами норм, зависит изначально стиль поведения ребенка, а в дальнейшем — стиль его жизни 3.

Действительно, в случае, когда речь идет о семье ребенка с отклонениями в развитии, семейное воспитание выступает не только как важнейший и определяющий фактор социализации, но и как путь к социальной интеграции, к самостоятельной и независимой жизни. Ребенок с отклонениями развития своим появлением способен серьезным образом изменить семейную ситуацию, нарушая ее нормальное развитие, структурирование и функции.

Рождение больного ребенка или ребенка с отклонениями развития чаще всего воспринимается как неожиданное событие. Действительно, трудно представить себе семью, которая ждала бы рождения больного ребенка. Родители, как правило, определенным образом готовы к незначительным осложнениям в процессе родов и в здоровье ребенка. Результаты проведенных нами опросов показывают, что женщины, будущие матери, имеющие высшее немедицинское образование оценивают вероятность рождения больного ребенка в 10-12 %. Молодые женщины, имеющие медицинское образование, оценивают такую вероятность несколько выше: от 18 до 25 % случаев. Опрос мужчин показал, что вероятность рождения у них больного ребенка оценивалась ими независимо от образования на уровне от 2 до 5 %. Любопытно отметить, что эти данные, полученные 15 лет назад, в недавнем повторном исследовании в точности воспроизвели показатели мужчин, хотя женские показатели ожидаемой вероятности рождения больного ребенка за прошедшие полтора десятилетия возросли до 35 %. В отношении рождения будущего ребенка женщины выглядят более экстернально, подчеркивая, что многое в его благополучии или неблагополучии зависит не только от них, а от целого ряда случайных и неконтролируемых обстоятельств. Мужская позиция более интернальна. Большинство мужчин уверены, что рождения здорового ребенка по большей мере подконтрольный процесс. Кстати сказать, в период после рождения в семье ребенка с отклонением развития у мужчин и женщин локус-контроль значительно меняется. В отношении больного ребенка большинство мужчин демонстрирует экстернальный локус-контроль, в то время как позиция женщин отчетливо приобретает черты интернальности.

Эти данные говорят о том, что женщины психологически оказываются более подготовлены к возможным осложнениям при рождении ребенка, чем мужчины, что, по всей вероятности, определяет различие в реакциях на рождение больного ребенка между мужчинами и женщинами. Когда родительские реакции описывают как шок, стресс, отчаяние, в большей степени это относится к отцам, чем матерям.

Е. Н. Мастюкова и А. Г. Московкина описывают три этапа родительских реакций на факт рождения ребенка с отклонением развития:

Отрицание. Наиболее типичная реакция родителей на поставленный врачом диагноз о наличии у ребенка отклонений в развитии — это просто неверие в существование болезни. Члены семьи могут сомневаться в компетентности врача, поэтому они ищут

возможность получить консультации других специалистов в этой области. В основе такого поведения лежит отчаянная надежда на то, что первоначальный диагноз ошибочен. Даже понимая чувства родителей, на этом этапе практически невозможно оказать им помощь. В то же время несомненно, что длительная задержка в признании родителями диагноза может лишить ребенка своевременного лечения, необходимой ему педагогической помощи. Следовательно, психологи и педагоги должны сделать все возможное, чтобы помочь семьям не задерживаться в кризисной ситуации и постепенно смириться с мыслью о том, что у их ребенка имеются особые нужды, которые должны удовлетворяться.

Гнев. Гнев — это тоже одна из наиболее часто встречающихся защитных реакций родителей на раннем этапе осознания ими состояния их ребенка. Обычно она возникает на почве ощущения беспомощности, безысходности и разочарования как в самом себе, так и в своем ребенке. В некоторых случаях гнев родителей оправдан, особенно если специалисты не были с ними достаточно откровенны в вопросах, касающихся здоровья ребенка. С другой стороны, это состояние становится неестественным, если длится слишком долго или несправедливо направлено на ребенка. Столкнувшись с проблемой проявления родительского гнева, специалисты должны уметь смягчить его, например как можно раньше привлечь родителей к работе по оказанию помощи ребенку, познакомить с другими семьями, имеющими детей со сходными проблемами.

Чувство вины. Неуместное чувство вины — это тоже часто встречающаяся реакция родителей на сообщение врача об особенностях их ребенка. Это чувство зачастую перерастает во всепоглощающее страдание и переживания родителей по поводу их проступков и ошибок, которые, как они полагают, и привели к заболеванию ребенка.

Эмоциональная адаптация. Это заключительный этап своеобразной адаптации родителей. Именно на этом этапе родители «умом и сердцем» принимают болезнь своего ребенка. И хотя на этом этапе тоже случаются кризисные моменты, тем не менее, родители уже выработали позитивные установки как по отношению к самим себе, так и к своему ребенку, что позволяет им формировать у себя такие навыки, которые помогут им в дальнейшем обеспечить будущее своего ребенка4.

Безусловно, рождение больного ребенка — это острая драма для семьи. В основе психологических реакций родителей лежит т. н. феномен экспектаций, под которым понимается система ожиданий родителей в отношении ребенка и своего собственного поведения в отношении последнего. На уровне бытового сознания экспектации выступают в виде весьма смутных представлений о том, как будет вести себя ребенок, каким он будет, как будут вести себя родители в новых для себя ролях матери и отца. При всей незатейливости экспектации выступают виде важной программы родительского поведения и развития ребенка. Многочисленными исследованиями показано, что ребенок, так или иначе, воплощает родительские экспектации, независимо от того, высказываются они или нет. Рождение больного ребенка аннулирует прежние экспектации, а новые в этот момент еще не сформированы. Отсутствие экспектаций и порождает шоковую реакцию. Родители не представляют, что следует ждать от ребенка, а чего не следует, как надо вести себя по отношению к нему и т. д. Отсутствие экспектаций создает благоприятные условия для формирования отрицательных ожиданий в отношении больного ребенка как бесперспективного и не оправдавшего надежд существа. Отрицательные экспектации типа «Что можно ждать от больного и ни на что не способного ребенка...?» надолго создают у родителей определенную программу его воспитания и отношения к нему. Это отношение характеризуется безынициативностью и отстраненностью.

Постановка диагноза ребенку может занимать определенное время. Это тот период, когда надежда на возвращение прежних экспектаций сохраняется. И родители в это время стараются обращаться с ребенком в соответствии со своими прежними представлениями.

Особую психологическую трудность представляет для родителей принятие диагноза. Такой диагноз как умственная отсталость, глухота, слепота и т. п. в глазах многих родителей воспринимается как приговор для ребенка и личная катастрофа. Чем меньше родители знают о том, что представляет собой диагностированное заболевание у ребенка, тем острее может быть реакция. Неприятие поставленного диагноза может проявляться в том, что родители неоднократно прибегают к его независимой перепроверке, обращаются к разным формам лечения, включая нетрадиционную медицину, заканчивая использованием мистических ритуалов. Много времени уходит на выяснение причин заболевания ребенка. Отсутствие экспектаций является не только причиной стрессовых реакций на факт рождения больного ребенка, но и приводит к тому, что процесс воспитания ребенка подменяется простым физическим уходом, ибо родители не представляют, какие воспитательные меры к ребенку применимы. Это дополнительно, помимо болезни, осложняет процесс развития ребенка. Период неэффективных попыток лечения в ряде случаев продолжается до 5 лет. За это время родители, как правило, узнают очень много о заболевании своего ребенка, его причинах, течении, возможных осложнениях. Как ни странно, о том, как в этих условиях развивается ребенок и каковы особенности его воспитания, родители знают очень мало. Сам процесс воспитания как бы откладывается на потом. В результате необратимо теряется много времени, которое могло бы быть потрачено более эффективно на процесс воспитания ребенка, что дополнительно осложняет процесс психического развития ребенка.

Процесс принятия больного ребенка весьма сложный и неоднозначный по своему содержанию у разных родителей и зависит не столько от характера заболевания ребенка, сколько от особенностей личностей матери и отца. Общей же закономерностью является то, что первыми начинают принимать больного ребенка матери. Во многом это определяется формирующимся механизмом материнской привязанности и безусловным характером материнской любви. Кроме того, как указывалось выше, женщины оказываются более подготовленными психологически к рождению больного ребенка, чем мужчины. Принятие ребенка по своей психологической сущности означает рассматривание его как объект безграничной любви, бескорыстной заботы и ответственности за его судьбу. Ребенок при этом осознается как источник счастья и вдохновения.

Отношение отцов к ребенку отличается большей рациональностью, а их любовь условностью. Отец чаще всего, по мнению Э. Фрома, любит ребенка за что-то. Именно поэтому принятие больного ребенка отцами выглядит более противоречиво и драматично. Тем не менее, опыт показывает, что пример материнского принятия ребенка для многих отцов становится положительным и стимулирующим образцом. Но нередки случаи, кода абсолютное принятие ребенка матерью приводит к нарушению отношений между супругами. В дальнейшем, когда родители больного ребенка, так или иначе, знакомятся с другими родителями, воспитывающими таких же детей-инвалидов, их опыт, схожесть проблем значительно смягчают процесс отношения к собственному ребенку и его принятие. Тем не менее, на самых ранних стадиях, знакомство с другими родителями не всегда оказывает положительный эффект. Родители еще не смирились со своим положением и не до конца приняли больного ребенка и себя в роли его родителей. Именно поэтому опыт других родителей воспринимается как чужеродный и ненужный, не имеющий к ним никакого отношения.

Продолжительность шоковых реакций у родителей разными авторами оценивается по-разному в зависимости от критериев купирования признаков состояния шока. То, насколько родители быстро выходят из шокового состояния, зависит от множества причин, прежде всего, от индивидуально-психологических особенностей матери и отца, от того, насколько был желанным ребенок и пр. Но, пожалуй, наиболее важный фактор, способствующий быстрой мобилизации родителей, — это степень их эмоциональной близости и сплоченности. Это позволяет воспринимать супругами случившееся не как событие личной жизни, а событие собственной семьи, члены которой нуждаются в помощи и поддержке. Многие матери отмечают, что длительное переживание стресса от факта рождения больного ребенка в конечном счете психологически выматывало их, лишало сил что-либо делать. Во многих случаях отмечалось появление многочисленных соматических жалоб на боли в сердце, желудке, озноб, сонливость, тошноту, головокружение, плохой сон, отсутствие аппетита и пр. Отцы в гораздо меньшей степени демонстрируют признаки астенизации. Во многом это объяснимо тем обстоятельством, что они меньше проводят времени с ребенком, переключаясь на другие виды деятельности. Больше половины женщин отмечают, что в этот период они остаются без психологической поддержки. Окружающие их люди стараются избегать разговоров на травмирующую тему, и тем самым оставляют мать в состоянии психологического одиночества. Ощущение общей неуверенности весьма часто приводит к тому, что родители ребенка не всегда откровенно обсуждают друг с другом собственные переживания по поводу случившегося.

Собственные переживания родителей воспринимаются как личные и даже интимные, именно поэтому постепенно семья больного ребенка с самого начала изолируется от ближайшего окружения. Родителям крайне неприятно обсуждать с окружающими факт рождения больного ребенка. Постепенно круг общения семьи ограничивается ближайшими родственниками. В дом не приглашаются другие дети. Такое состояние изоляции может длиться годами, в среднем — до старшего дошкольного возраста ребенка с отклонениями в развитии. Недостаток общения, особенно со сверстниками, пагубно сказывается на общем психическом развитии больного ребенка. Ощущение однообразия и безысходности переживают и сами родители в ситуации семейной изолированности. Особенно остро ощущается нехватка родительской автономии. На первых этапах после своего рождения ребенок занимает все время родителей. Но по мере его взросления и возрастающей самостоятельности у родителей появляется возможность тратить время на себя. Они уже могут сходить в театр, в гости, мама может продолжить прерванное обучение и т. п. В случае рождения больного ребенка состояние родительской автономии достигается значительно позже и с большими усилиями.

В процессе психологического консультирования у более чем 70 % женщин, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, отмечается чрезвычайно амбивалентное отношение к собственному ребенку. Прежде всего, это проявляется в чувстве постоянной немотивированной тревоги за ребенка, неизменно присутствует ощущение какой-то опасности, того, что что-то неприятное должно произойти. Матери отмечают, что до рождения ребенка они не были ни тревожными, ни мнительными. Тревога начинает проявляться в конце первого года после рождения ребенка. Многие констатируют у себя в первое время после рождения ребенка острое чувство собственной незащищенности и слабости. Оно переживается так же, как и неспособность защитить собственного ребенка. Возникает чувство, что и он, ребенок, тоже беззащитен и его легко потерять, ибо с ним в любую минуту может произойти что-то непоправимое. Возникает состояние тревожного ожидания. Чувство собственной слабости и невозможности защитить своего ребенка лишний раз усиливает чувство вины матери перед ним.

Противоречивость отношения к собственному ребенку проявляется в том, что он одновременно рассматривается и как объект особой любви, и как источник собственных душевных страданий. Именно последнее, по оценке большинства матерей, является причиной частых приступов раздражения по отношению к ребенку. Эти приступы через какое-то время приводят к ощущению вины. Больше трети матерей отмечают, что на втором году жизни постепенно формируется чувство стеснения собственного ребенка. Оно провоцируется в основном за счет недоброжелательного и праздного любопытства окружающих на улице, в общественных местах и в транспорте. Чтобы избавить себя от излишне назойливого внимания, многие родители не пользуются общественным транспортом, выходят гулять с ребенком вечером, ограничивая его контакты со здоровыми сверстниками, боясь агрессии со стороны последних. В качестве особой характеристики переживаний родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями развития, следует отметить неприязнь к здоровым детям, страх, что они могут обидеть их дочь или сына. Многие матери говорят, что вид здоровых детей порождает ощущение несправедливости. При этом отмечается, что факт рождения больного ребенка нельзя рассматривать в категориях нравственности справедливо — несправедливо. Но, тем не менее, ощущение несправедливости постоянно присутствует в сознании матери.

Иррациональный страх за ребенка дополняется таким же иррациональным чувством вины перед ним. В большей степени чувство вины переживают матери. Это чувство в определенной степени распространяется и на супруга. Чувство стеснения и чувство вины перед ребенком формируют переживание собственной материнской неполноценности. Ход рассуждений таких матерей прост. Задавая себе постоянно вопрос: «Может ли нормальная мать стесняться своего ребенка?», она, безусловно, отвечает «Нет». «Стало быть, если я стесняюсь своего ребенка, значит я ненормальная, неполноценная мать». Это только усиливает чувство вины. Таким образом, постепенно формируется сложный комплекс переживаний в отношении ребенка, в который входит чувство постоянного страха за него, чувство вины и ощущение стеснения. Безграничная любовь к ребенку делает этот комплекс еще более иррациональным, превращая его в порочный круг. Опыт показывает, что самостоятельно преодолеть такое сложное и травмирующее переживание может далеко не каждая мать. В подавляющем большинстве случаев необходима квалифицированная психологическая помощь. В своих отчетах почти все матери отмечали, что подобной помощью не пользовались, ибо не знали о ее существовании. Кроме того, часть матерей подчеркивали, что в тот период рассматривали собственную проблему как медицинскую, не имеющую психологического содержания, и только позже осознали, что многочисленных ошибок, которые они совершали, можно было бы избежать при соответствующей помощи со стороны специалиста. Многолетний опыт работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, показывает, что именно на ранних стадиях закладываются и фиксируются неадекватные стили отношения к больному ребенку, в неменьшей степени осложняющее процесс его психического развития, чем само заболевание.

1 Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб., 2003; Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М., 2004; Ткачева В. В. Гармония семейных отношений. М., 2000; ШипицынаЛ. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. СПб., 2002.

2 Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб., 2003.

3 Усанова О. Н. Специальная психология. СПб., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.