УДК 159.9.07
А.А. Артамонова *
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕМЕЙНОЙ АДАПТАЦИИ В СИТУАЦИИ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА С «ОСОБЫМИ НУЖДАМИ»
В статье рассматриваются социально-психологические аспекты процесса адаптации родителей в семье ребенка с «особыми нуждами», а также роль изменения установок восприятия ребенка в процессе воспитания.
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, семейная адаптация, воспитание ребенка с «особыми нуждами», изменение установок в восприятии.
В настоящее время к проблемам детей — инвалидов привлечено большое внимание. Эффективность работы с ребенком-инвалидом находится в тесной зависимости от наличия социальной, психологической и медицинской помощи семье. Значительный вклад в понимание особенностей развития аномальных детей внесли В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Б.В. Зейгарник, Л.И. Божович и многие другие [1].
В настоящее время в отечественной практике социально-психологической работы с детьми-инвалидами все большую популярность приобретает работа психотерапевтических и психокоррекционных групп.
Цели и задачи создания таких групп различны и многообразны. В большинстве случаев они определяются теми социально-психологическими проблемами, которые существуют в нашем обществе [2]. В адаптации семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, большую роль играют личностные особенности родителей, особенно матери, которые в психотравмирующей ситуации могут препятствовать установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим миром.
В связи с этим становится актуальным разработка таких форм и инновационных технологий социально-психологической работы, с помощью которых можно было бы преодолеть многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создать благоприятные предпосылки для формирования в их сознании новых мировоззренческих позиций и установок, позволяющих успешно решать проблемы их детей. Проблема формирования положительных установок в сознании матерей является необходимым условием для успешного и полноценного личностного развития ребенка, с ограниченными возможностями. В адаптации семьи большую роль играют личностные особенности родителей, особенно матери.
Семья, в которой появился ребенок с ограниченными возможностями здоровья проходит множество этапов, среди которых чаще всего встречаются:
Первая стадия — шока, агрессии и отрицания. Члены семьи ищут «виновного» в происшедшем, обвиняя друг друга или врачей. Иногда агрессия обращается и на новорожденного, мать испытывает к нему негативные чувства, видя, что он не такой
* © Артамонова А. А., 2014
Артамонова Алла Анатолиевна ([email protected]), кафедра гуманитарных дисциплин и психологии, Тольяттинский филиал Самарского государственного университета, 445027, Российская Федерация, г. Тольятти, ул. Юбилейная, 31 Г (3 А квартал).
как другие дети. В семье растет напряженность, ухудшается морально- психологический климат [3].
Вторую стадию некоторые авторы называют фазой скорби — скорби по желанному здоровому ребенку, которого нет. Матери терзают себя вопросами: «Что я сделала не так? Почему это случилось именно со мной? В чем моя вина?» И сами же находят не утешающие ответы: «Наверно я не способна родить нормального ребенка». Родители начинают понимать, что они ответственны за ребенка, но чувствуют себя беспомощными в вопросах воспитания и ухода за ним, ищут совета у специалистов.
Наконец, третья стадия — адаптации. Родители «принимают» сложившуюся ситуацию, начинают строить жизнь с учетом того, что в семье есть ребенок-инвалид. Авторы выделяют следующие признаки адаптации:
уменьшение чувства печали; усиление интереса к окружающему миру; появление готовности активно решать проблемы с ориентацией на будущее.
Спонтанная адаптация может пойти разными путями — от нахождения высшего смысла в происшедшем до стремления получить максимальные материальные выгоды виде льгот, пособий и прочее. Конечно, говорить об адаптации можно лишь с большой долей условности: подавляющее большинство родителей живет в условиях постоянного психологического стресса большей или меньшей степени выраженности, поскольку по мере взросления ребенка появляются новые проблемы, которые необходимо решать. Но даже эта условная адаптация происходит не всегда.
На той или иной стадии приспособления к ситуации рождения ребенка-инвалида родители могут испытывать страх перед будущим, чувство собственной неполноценности, ощущение беспомощности. Проведенные исследования обнаружили, что более 40% матерей испытывают глубокое чувство вины, вплоть до суицидальных мыслей, в 27% случаев родители были одиночками. Некоторая часть семей не выдерживает испытаний, связанных с рождением проблемного ребенка и распадаются, что оказывает неблагоприятное влияние на развитие самого ребенка. Даже, если семьи не распадаются, в них нередко возникают проблемы межличностных отношений, конфликты по поводу воспитания ребенка, разделения обязанностей по уходу за ним. Общее состояние родителей можно охарактеризовать как «внутренний» (психологический) и «внешний» (социальный) тупик. В.В. Ткачева выделила три уровня качественных изменений, имеющих место в семьях данной категории: психологический, социальный, соматический [4].
На психологическом уровне у матери ребенка наблюдается стресс, имеющий пролонгированный характер, который оказывает сильное деформирующее воздействие на психику других членов семьи и становится условием резкого, травмирующего изменения сформировавшегося в семье жизненного уклада.
На социальном уровне наблюдается утрата контактов, семья становится малообщительной, избирательной в связях; происходит деформация во взаимоотношениях между родителями больного ребенка, вследствие чего нередко наблюдаются разводы.
На соматическом уровне возникает психологическая цепочка: заболевание ребенка ведет к психогенному стрессу у матери, который в свою очередь провоцирует соматические или психические заболевания.
В нашем исследовании была проведена опытно-экспериментальная работа по изменению установок в сознании матерей к детям с ограниченными возможностями. Для достижения цели исследования мы сформировали экспериментальную группу (10 человек), в которую вошли матери, воспитывающие детей-инвалидов. Исследовательская работа проводилась на базе «Тольяттинского центра профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения».
До проведения психологической программы в экспериментальной группе был проведен тест — опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) и проективный тест «Семейная социограмма» Э.Г. Эйдемиллера для выявления типа установки матерей по отношению к детям-инвалидам [4]. Затем была реализована программа по изменению установок в сознании матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями (12 занятий). Занятия проводились ежедневно в течение двух недель, после чего был, проведен контрольный срез и вторично были измерены эти же параметры.
Общая выборка отвечала следующим критериям: все испытуемые выборки — матери, воспитывающие детей-инвалидов; возраст матерей варьировал от 25 до 36 лет. При изучении истории жизни матерей в экспериментальной группе нами были выделены следующие параметры: семейное положение, культурно-образовательный уровень, социально-бытовые условия и социальный статус родительниц, которые могут существенно повлиять на тот или иной исход в работе. Кроме того, было изучено, каким по счету является ребенок-инвалид, и в частности, нет ли детей младше его, так как известно, что здоровый ребенок, родившейся после ребенка-инвалида может существенно изменить внутрисемейное положение, как в положительную сторону, так и в отрицательную, или так и в равной степени не менять его.
Содержание психокоррекционной работы представлено двумя направлениями: индивидуальной и групповой формами работы.
Индивидуальная форма работы осуществляется в виде беседы (нескольких бесед) или частично структурированного интервью, а также индивидуальных последующих занятий психолога с матерью больного ребенка. Этот этап служит для установления непосредственного личного контакта между психологом и матерью ребенка, для ее ознакомления с проблемами, которые обсуждаются в группе, а также для определения собственной потребности в посещении групповых занятий. Одновременно на этом этапе психолог проводит диагностическое исследование на выявление типа установки в сознании матери с помощью специальных методик.
На этапе групповой работы психокоррекционное воздействие осуществляется не только со стороны психолога на каждую женщину, посещающую занятия, но и внутри группы при взаимодействии участниц.
Каждое групповое занятие имеет следующие этапа работы:
1. Разминка. Это этап занятия, на котором участницы группы подготавливаются к психологической работе. Для этой цели используются специальные вводные психогимнастические упражнения (на внимание, на снятие напряжения, на сокращение эмоциональной дистанции, на тренировку понимания невербального поведения).
2. Основная часть. Этот этап занятия полностью нацелен на переосмысление жизненных позиций и мировоззренческих установок родительниц. Для реализации основной цели нашей работы — изменения установок матери больного ребенка — применялась специальная форма проведения занятий, позволившая обсуждать определенные жизненные ситуации, особо значимые для группы. Обсуждению подвергаются также внутренние ощущения, чувства и собственные умозаключения родительниц.
Психокоррекционный эффект при проведении дискуссии достигается с помощью специально написанных рассказов. Эти рассказы лишены бытовых фраз и жаргонных выражений, являются литературной обработкой «житейских» историй матерей больных детей. В них представлен обобщенный жизненный опыт участниц группы, а также предлагаемые психологом новые (для матерей) философские и мировоззренческие установки, способствующие реконструкции жизненного стереотипа каждой из участниц. По характеру построения, а также воспроизведения жизненных ситуаций выделяется два типа рассказов: рассказ-образец, в котором повествуется о продуктив-
ных формах взаимоотношений внутри семьи и между отдельными ее членами (например, рассказы «Воскресенье — день общения», «Стоит ли тратить всю свою жизнь на больного ребенка?» и др.); «проблемный» рассказ, в котором нет готовых советов и члены группы должны подсказать главным персонажам выход из сложной ситуации на основе личного опыта, например, «Непреодолимая преграда»).
3. Аутотренинг. На этом этапе применяются техники релаксации. Занятия аутотренингом формируют у членов группы способность к переключаемости с травмирующих переживаний к гармоничным состояниям.
4. Подведение итогов занятия. Осуществляется психологом с помощью участниц группы. Получение домашнего задания: продумать свою позицию или поведение, по какому-либо вопросу; вести дневник своих ощущений.
Записи в дневнике просматриваются психологом и в необходимых случаях выносятся на обсуждение. По результатам ОРО (А.Я. Варга, В.В. Столин) высокий процентный ранг выявлен по следующим шкалам: «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация», «инфантилизация».
Таким образом, искажение родительских отношений в 60% случаев идет по типу симбиотического слияния, что выражается стремлении родителя к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка. Они «балуют» его. Любое желание для них — закон. Данный стиль отношений препятствует развитию личности ребенка, развитию его самостоятельности и инициативности, способствует закреплению тормозимых черт личности, формирование незрелых планов на будущее, содействует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт личности в подростковом возрасте. Из выше сказанного можно сделать вывод, что установка таких мам по отношению к ребенку с ограниченными возможностями здоровья выражается в том, что «Я и ребенок одно целое».
В 30 % случаев экспериментальной группы ведущим способом воспитания является «авторитарная гиперсоциализация». Ребенок также в центре внимания мамы, которая отдает ему много сил и времени, однако, в то же время лишает его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Родитель требует безоговорочного послушания и дисциплины. Зная индивидуальные особенности ребенка, родители в данной ситуации не соотносит их с его реальными возможностями. Этот стиль также ведет к торможению личностного развития ребенка, за счет подавления его воли авторитарным контролем за его поведением. У гипертимных подростков такие запреты усиливают реакцию эмансипации и обусловливают острые аффективные реакции экстрапунтивного типа. При тревожно — мнительном (психастеническом), сензитивном, астеническом типах акцентуаций личности авторитарная гиперпротекция усиливает астенические черты Установка в данном случае может быть такая: «Я сама знаю лучше, что тебе надо».
В 20 % случаев опрошенных мам высокий процентный ранг по шкале «инфантилизация» (инвалидизация). Здесь родитель стремится приписать личную и социальную несостоятельность ребенку. Такая мама видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. «У тебя все равно ничего не получится», так звучит установка мам по отношению к ребенку-инвалиду при данном типе отношений.
Таким образом, выстраивая групповую работу с мамами, воспитывающие детей-инвалидов, можно ориентироваться на выявленные установки. В 70 % из числа обследованных матерей, имеется сочетание нескольких шкал с повышенным процентным рангом. Такое сочетание может свидетельствовать о неустойчивом типе воспита-
ния, представляющем собой переход от очень строгого к либеральному и затем, наоборот, переход от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его мамой.
По результатам «Семейной социограммы» нами выделены следующие часто встречающиеся характеристики семьи, где воспитывается ребенок с ограниченными возможностями здоровья:
• стремление инфантилизировать ребенка. В данном случае, наблюдается стремление родителей инфантилизировать ребенка, приписать ему личностную несостоятельность, они видят ребенка младше по сравнению с реальным возрастом.
• дистанцированность отца, относительно матери и ребенка, что выражается в большей удаленности его кружка от кружков матери и ребенка. Это может так же говорить о конфликтных отношениях между супругами, и препятствует развитию взаимоотношений в структуре «отец — ребенок».
Нарушение ролевых позиций в семье, что выражается в принятии матери лидирующей роли отца. В результате проведенных нами диагностик были выявлены несколько типов отношений матерей к ребенку-инвалиду и соответствующие им установки.
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости психологической помощи по изменению установок в сознании матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. В результате, которой можно было бы преодолеть многие внутриличностные конфликты и проблемы матерей, создать благоприятные предпосылки для формирования в их сознании новых мировоззренческих позиций и установок, позволяющих успешно решать проблемы их детей.
После проведения исследовательской программы по изменению установок, нами был проведен контрольный срез с помощью тех же методик.
Условия проведения методик в контрольном срезе не менялись. В результате были получены данные, которые свидетельствуют об эффективности проведенной программы по изменению установок в сознании матерей. Количественный анализ результатов показал, что 60 % матерей в результате проведенной программы, изменили свой стиль отношений в сторону социально желательного. Такие мамы хорошо знают своего ребенка, реально оценивают его поступки, адекватно и гибко реагируют на различные ситуации, способны встать на позицию ребенка, принять его точку зрения, диалогичны, понимают и принимают ребенка, каков он есть. Они сенситивны, часто говорят о ребенке, переживают вместе с ним, способны защитить его в любых ситуациях. Одна родительница, что составляет 10 % от числа всей экспериментальной группы, сохраняет с сыном симбиотические отношения. Можно предположить, что тяжелая психотравмирующая ситуация (развод) в которой находится женщина в период проведения программы, не давала в полной мере сосредоточиться на своей позиции матери, осознать психологические установки по отношению к своему сыну-инвалиду. Поэтому, учитывая глубину и константность фрустрирующего фактора необходим цикл поддерживающих индивидуальных (1, 2 раза в месяц) и групповых занятий.
В 30 % случаев сохраняется сочетание нескольких шкал с высоким процентным рангом, что говорит о неустойчивом типе воспитания. Из 30 % неустойчивого типа отношений: 10 % составляют сочетание отвержение — симбиоз — инфантилизация; 10 % отвержение — гиперсоциализация — инфантилизация; 10 % симбиоз — гиперсоциализация — инфантилизация.
По нашим наблюдениям матери, которые используют в воспитании ребенка сочетание отвержение — гиперсоциализация — инфантилизация считают, что высокая
степень влияния на своего ребенка является положительным фактором. Родительницы мотивируют собственные выводы тем, что их точка зрения единственно верная и всякое проявление самостоятельности ребенка расценивается ими как каприз. При этом они ссылаются на физическую слабость детей, на их «незнание жизни» и тех проблем, с которыми предстоит столкнуться. Такие мамы уверены, что хорошо знают ребенка, но обычно не могут контролировать его поведение в различных ситуациях.
При сочетании отвержения, гиперсоциализации и инфантилизации можно метить повышенную тревожность родительниц, неуверенность. В реальности они плохо знают своих детей, но не уверены в правильности своего поведения и этому порой жестоки к ребенку. Эти отношения неустойчивы, амбивалентны.
При сочетании симбиоза, гиперсоциализации и инфантилизации можно метить, что родительская позиция крайне регидна. Присутствует авторитаризм мамы, отсутствие диалогичности в отношениях с ребенком, повышенные ожидания и требования на фоне большой привязанности к нему.
По данным «Семейной социограммы», сохраняется такой показатель как дистанцирование отца в семьях, где воспитывается ребенок с инвалидностью [5].
Опыт нашей работы с матерями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, подтверждает мнение большинства профессионалов, что люди могут меняться, если они попадают в развивающую среду, получают возможность честного и открытого общения, могут обсуждать различные проблемы в атмосфере доверия и понимания.
В ходе проведения исследовательской программы нами было замечено, что установление контакта, участие в упражнениях («Диалог между сторонами моего «Я»», «Услышь меня») построенных на гештальт-техниках «пустой стул» и направленных, на выявление и сглаживание личностных проблем родительниц, участие в упражнениях на развитие самоутверждения и повышения самооценки и т.д., легче было у матерей, семьи которых являются более благоприятны в социально — бытовых условиях, имеют стабильное семейное положение и достаточный культурно-образовательный уровень.
После внедрения психологической программы по формированию положительных установок в сознании матерей, воспитывающих детей - инвалидов, нами был проведен контрольный срез. Были получены данные, свидетельствующие о том, что у 60% матерей деформированные установки поменялись на положительные. Такие как:
1. «У меня и ребенка есть право прожить свою жизнь».
2. «Отделение детской территории освобождает мою собственную, и у меня появляется больше времени для себя самой».
3. «Я вижу динамику в развитии моего ребенка. Его успехи — это его достижения в своем индивидуальном развитии».
4. «Я принимаю ребенка таким, какой он есть, со всеми трудностями и проблемами».
5. «Я его люблю просто за то, что он есть».
6. «Я могу быть счастлива, имея такого ребенка».
Это произошло благодаря реконструкции детско-родительских отношений, коррекции поведенческих и эмоциональных реакций, самоактуализации, самоутверждения матерей на занятиях с помощью упражнений, построенных на гештальт-техни-ках, аутотренинга, некоторых упражнений арт-терапии, разыгрывания ролевых ситуации и т. д.
Было выделено несколько факторов, которые прямо или косвенно влияли на процесс изменения установок в сознании матерей, в ходе программы: психолого-педагогическая компетентность и уровень отношения родителей, нравственно — эмоциональная атмосфера в семье, длительность и сила фрустрирующего фактора, семейное положение, социальный статус матери.
Мы считаем, что можно также будет продолжить исследования в двух направлениях:
1. Изучение и гармонизация отношений в структуре «папа, мама и
ребенок — инвалид».
2. Социальная адаптация семьи, воспитывающей ребенка с инвалидностью, в данное время становится проблемой общества в целом.
Основными принципами социально-психологической адаптации являются: как можно более раннее начало осуществления адаптационных мероприятий, непрерывность и поэтапность их проведения, системность и комплексность, а главное индивидуальный подход, что хорошо просматривается в представленной психокоррекцион-ной программе.
Библиографический список
1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. 368 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009.
3. Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка: Социокультурные аспекты. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2006. 122 с.
4. Ткачева В. В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии: практикум по формированию адекватных отношений. М.: «Гном и Д», 2009. 243 с.
5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. СПб.: Питер, 2008. 672 с.
References
1. Akatov L.I. Social rehabilitation of special needs children. Psychological foundations. Textbook for university students. M., Gumanit. izd. tsentr VLADOS, 2003, 368 p. [in Russian]
2. Bozhovich L.I. Personality and its formation in childhood. Spb., Piter, 2009. [in Russian]
3. Smirnova E.R. Family of an atypical child: Socio-cultural aspects. Saratov: Izd-vo Saratovskogo universiteta, 2006, 122 p. [in Russian]
4. Tkacheva V.V. Psychocorrective work with mothers who bring up children with deviations in development: practical course on the formation of adequate relations. M., Gnom i D, 2009, 243 p. [in Russian]
5. Eidemiller E.G., Yustitskis V. Psychology and mental therapy of a family. 4th ed. Spb.: Piter, 2008, 672 p. [in Russian]
A.A. Artamonova*
SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF FAMILY ADAPTATION IN THE SITUATION OF RAISING A CHILD WITH «SPECIAL NEEDS»
The article views socio-psychological aspects of adaptation process of parents in the family of a child with «special needs», as well as the role of attitudinal Ganges in perception of a child in the educational process.
Key words: socio-psychological adaptation; family adaptation; raising a child «with special needs», attitudinal Ganges in perception.
* Artamonova Alla Anatolievna ([email protected]), Department of the Humanities and Psychology, Togliatti branch of Samara State University, Togliatti, 445027, Russian Federation.