Научная статья на тему 'Содержание психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии'

Содержание психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
268
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии»

В. М. Сорокин

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Процесс семейного воспитания связан с решением многочисленных проблем, в том числе психологического порядка. К их числу относят такие проблемы, как понимание родителями особенностей поведения ребенка, его потребностей и возможностей, своеобразия разных возрастных периодов в жизни ребенка. Особую проблему составляют понимание родителями сущности процесса воспитания, согласованность этого понимания у отца и матери и многое другое. Нередко бывает, что существование проблемы в воспитании ребенка не осознается или не замечается родителями или одним из них, что является сложной проблемой семейного воспитания, ибо вовремя не распознанная проблема может привести ко многим осложнениям. В целом следует отметить, что подавляющая часть проблем семейного воспитания так или иначе имеет позитивное разрешение, но для этого важно их вовремя выявить и иметь силы и желание их преодолеть. Последнее во многом определяется общим мировоззренческим настроем родителей, степенью их оптимистического видения жизни в целом и собственной, в частности. Результаты многочисленных исследований неоднозначно показывают, что преморбидные свойства личности родителей являются определяющим фактором в воспитании ребенка с отклонениями в развитии. Эти свойства определяют содержание мотивов вступления в брак и рождения ребенка. Именно поэтому один и тот же драматический факт рождения больного ребенка разные семьи переживают совершенно по-разному. Тем не менее, можно вычленить некоторые общие черты родительских реакций на появление ребенка с отклонениями в развитии.

В самом факте рождения больного ребенка кроется проблемная ситуация, смысл которой состоит, прежде всего, в неожиданности именно самой болезни у ребенка и тем более ее неизлечимости. Это приводит к тому, что принципиально меняется отношение к самому ребенку как к инакому существу, к целям и задачам его воспитания. В первое время после известия о рождении больного ребенка родители понимают, что такой ребенок требует особого отношения и воспитания, но в чем это отношение и воспитание должно проявляться не знают. Кроме того, они серьезно опасаются, что будут не способны дать ребенку то, что ему необходимо. Они готовы к трудностям в процессе воспитания, но к таким, которые они себе представляют как нечто стандартное. Больной ребенок вызывает чувства страха, неуверенности и отчаяния.

В подавляющем большинстве случаев семьи, воспитывающие детей с отклонениями в развитии, нуждаются в длительном психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении, что опять-таки в конечном счете зависит не столько от формы отклонения и его тяжести, сколько от личностных особенностей самих родителей. Именно это определяет содержание и длительность помощи.

© В. М. Сорокин, 2009

В процессе семейного воспитания ребенка с отклонениями в развитии возникает множество трудностей, определенная часть которых спровоцирована самими специалистами, работающими в данный момент с родителями. Часто информация о состоянии здоровья ребенка подается весьма некорректно — внезапно и в полном объеме. Родители оказываются не подготовленными к сообщению такого рода и в силу этого не способны адекватно ее воспринять. Специалист стремится дать как можно более полную картину всех сторон заболевания ребенка, тем самым помимо своей воли способствует формированию в сознании родителей резко отрицательного, пугающего образа их сына или дочери. Опытный специалист должен понимать, что подача информации должна быть правдивой, но парциальной. Это предоставляет родителям определенную возможность и время для ее осмысления и обсуждения со специалистом. Нередко первое сообщение специалиста выстраивается в монологическом режиме, при котором родители не имеют возможности принять участие в обсуждении проблемы своего ребенка, что дополнительно осложняет ее понимание. Блокируя диалог с родителями, специалист подчеркивает их некомпетентность и неспособность понять суть проблемы, что дополнительно пугает их. Большинство специалистов хорошо понимают драматизм и остроту переживания родителей, тем не менее, полагают, что это состояние связано с весьма интимной стороной семейных отношений и не считают возможным вмешиваться, считая, что родители должны пережить этот кризис самостоятельно. Вместе с тем хорошо известно, что от того, как родители переживут кризис рождения больного ребенка, во многом будет зависеть эффективность его воспитания.

Нам представляется, что специалист должен воссоздать в сознании родителей достоверную, но не трагическую ситуацию развития их ребенка. Кроме того, врач должен учитывать личностные особенности самих родителей и при необходимости менять стратегию работы с ними. Многочисленные деформации семейного воспитания детей с отклонениями в развитии имеют в своих истоках неконструктивно преодоленные или так и не изжитые кризисные переживания родителей.

Специалист, сообщающий родителям о рождении больного ребенка, не только может обсудить с ними его особенности и проблемы, с этим связанные, но и попытаться проанализировать характер переживаний самих родителей по поводу случившегося. Специалисту не следует чрезмерно драматизировать ситуацию, но и подчеркивание ее типового характера многими родителями воспринимается как весьма оскорбительное. В первое время родители переживают состояние блокирования любых планов. Иначе говоря, они не представляют, что и как делать дальше. Специалист должен подчеркнуть, что ситуация не является безвыходной, но увидеть ее перспективу можно, только преодолев собственный эмоциональный шок, сужающий возможности самих родителей в процессе воспитания ребенка. В подобной ситуации многое зависит от характерологического своеобразия родителей. Часть из них вполне способна преодолеть кризис самостоятельно. Это относится прежде всего к уверенным в себе личностям с сильным характером, особенно когда в семье царит атмосфера любви, доверия и взаимопонимания между супругами. Но тревожные родители, неуверенные в себе и своих силах, безусловно, нуждаются в психологической поддержке, во внушении им чувства уверенности. При этом, как правило, такие родители сами стесняются говорить о собственной неуверенности.

Специалисты справедливо отмечают, что первые встречи следует проводить в присутствии отца и матери. Это дает возможность согласовать позиции супругов между собой и со специалистом. Последнее особенно важно, т. к. весьма часто бытовые представления родителей о ребенке, его развитии и болезнях могут серьезно расходиться с научными

воззрениями. Представления обыденного сознания при всей их неточности, а порой неадекватности, отличаются особой устойчивостью. Это требует от специалиста определенного терпения в разъяснении своей позиции. Следует также подготовить обоих родителей к активному участию в жизни и воспитании ребенка, отчего будет зависеть его развитие. Еще раз подчеркнем характерологическую составляющую этой проблемы. Уверенные в своих силах родители, как правило, сами активно включаются в этот процесс. Тревожно-невротичные нуждаются в постепенной подготовке к подобной активности, ибо не в меньшей степени, чем собственный ребенок, нуждаются в психологической помощи.

Помощь родителям, переживающим потрясение из-за невозможности осуществить жизненные планы в отношении ребенка, оказавшегося отсталым, различна. Тем, у кого имелись характерологические особенности или невротические симптомы до рождения ребенка, необходимо назначить соответствующее психотерапевтическое или медикаментозное лечение. Другим требуется длительная консультативная и просветительская помощь. Это еще раз говорит о необходимости детальной разработки индивидуального и дифференцированного подхода в оказании психологической помощи подобным семьям.

На последующих этапах оказания психологической помощи семьям «особого» ребенка содержание консультаций не должно ограничиваться только обсуждением вопросов отношения родителей к своему ребенку и его болезни. Специалист должен рассматривать весь спектр отношений в семье, включая и отношение ребенка к родителям и своему состоянию, и отношения между супругами, влияние прочих родственников на воспитание ребенка.

Особое внимание в процессе психологической помощи следует, безусловно, уделять матери ребенка, ибо в ситуации семейного воспитания основная нагрузка падает именно на нее. Для большинства матерей характерна жертвенность в отношении собственного ребенка. Но в этой позиции заложен определенный элемент вынужденности, неизбежности, отсутствие определенной степени свободы. Больной ребенок и жертвенность по отношении к нему в значительной степени ограничивают возможности матери в самореализации. К этому следует добавить, что сама по себе материнская жертвенность воспринимается чаще всего окружающими и членами семьи как нечто само собой разумеющееся. Это переживается матерями как форма несправедливости и непонимания. Именно поэтому большинство матерей нуждаются в поддержке и поощрении. Сказанное не отрицает весьма значительных индивидуально-психологических различий в материнском отношении к ребенку. Часть мам акцентированы в своем отношении к ребенку не на жертвенности, а на ощущении любви к ребенку, чувстве единства с ним. Именно такие матери легче и быстрее переживают кризис рождения больного ребенка.

Сильное эмоциональное напряжение, переживаемое матерями детей с отклонениями в развитии, чувство вины перед ними, способствуют снижению уровня требовательности. Этому в немалой степени способствует незнание потенциальных возможностей собственного ребенка. Снижение уровня требований в процессе семейного воспитания ребенка затрудняет процесс социальной адаптации последнего. Опыт показывает, что склонны снижать уровень требований к ребенку в первую очередь матери с низкой самооценкой и невысоким уровнем притязаний. Именно эти женщины нуждаются в повышении уровня саморегуляции и дисциплины, что так или иначе скажется на характере отношения к ребенку. Из сказанного следует, что личностные и эмоциональные проблемы матери могут перерастать в проблемы ребенка.

Нередки случаи, когда при отсутствии адекватной и своевременной социальной помощи семьи, воспитывающие детей с отклонениями в развитии, распадаются.

В подобных ситуациях матери не всегда оказываются способными создать необходимые условия для развития «нестандартного» ребенка. Анализ многочисленных ситуаций распада подобных семей показывает, что подлинной причиной выступает не сам больной ребенок, а неустойчивость эмоциональных связей между супругами, что в свою очередь обесценивает в глазах отца самого ребенка. С сожалением приходится констатировать, что многие из этих семей в силу неустойчивости эмоциональных связей находятся в группе риска по фактору распада. Причиной последнего может стать практически любое конфликтное событие в жизни семьи.

Пожалуй, наиболее сложная и весьма деликатная задача врача, психолога, педагога, работающих с родителями, — корректно и постепенно подводить их к мысли, что, несмотря на все особенности их ребенка, его болезнь не является непреодолимым препятствием на пути к нормальной и полноценной жизни семьи. Важнейшим условием нормализации семейной жизни являются скоординированные усилия родителей по формированию навыков самостоятельности ребенка, единообразие и адекватность требований к нему, а также взаимная поддержка и доверие.

В процессе сопровождения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, специалист постоянно должен нацеливать родителей на то, что решение проблем на одном возрастном этапе потребует не меньших, а то и значительно больших усилий, чем при решении иных проблем в более старшем возрасте. Формирование подобных общих установок не лишне еще и потому, что в сознании многих родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, весьма часто доминирует представление о том, что по мере взросления ребенка усилия по его воспитания могут уменьшаться. Именно поэтому весьма часто новые возрастные проблемы застают родителей врасплох, создавая ощущение безрезультатности всех прежних усилий.

Говоря о родительских установках, А. С. Спиваковская справедливо выделяет три их основных характеристики; адекватность, динамичность и прогностичность. Каждая из перечисленных характеристик представляет собой одно биполярное свойство отношений родителей к ребенку в процессе его воспитания. Указанные характеристики тесно между собой связаны, но определяющей все же является первая. Именно то, насколько родители осведомлены об индивидуальных особенностях собственного ребенка, зависит пластичность и гибкость процесса его воспитания, и возможность своевременного предвидения определенных изменений в самом ребенке и в характере отношений с ним. Педагог и психолог, работающие с родителями нестандартных детей, должны учитывать определенное своеобразие родительских установок в подобных семьях. Прежде всего, это касается первой из перечисленных нами характеристик. Развитие особого ребенка протекает весьма атипично и более сложно в сравнении с развитием здорового ребенка. Именно это в большинстве случаев является причиной не вполне верных представлений родителей о характере развития своего ребенка. Нередко родители видят в поведении ребенка только болезненные проявления и не замечают общих возрастных особенностей и положительных изменений. Ребенок воспринимается как негативное статичное существо. Стратегия воспитания при таком понимании ребенка основана на охранительном режиме и исключении всякой инициативы. Прогностические стороны родительского отношения к ребенку с отклонениями в развитии всецело связаны с бытием самих родителей. Будущее ребенка мыслится как неизменное и позитивное до тех пор, пока живы родители.

Многие исследовали отмечают и иной характер родительских установок. Так, части родителей свойственно также неадекватное понимание природы детского развития,

сочетающееся с особым характером динамичности. В самом отклонении в развитии родители могут не видеть никакой проблемы, считая, что все со временем само собой пройдет и особые усилия по воспитанию ребенка излишни. В таком случае и прогноз выглядит в глазах таких родителей необоснованно позитивным. Сказанное лишний раз говорит о важности формирования у родителей адекватных представлений об общих и специфических характеристиках развития их ребенка. Подобное видение процесса развития собственного ребенка в большей степени характерно для весьма самоуверенных отцов с завышенной самооценкой, которую они переносят и на своего ребенка.

Педагогическая несостоятельность некоторых родителей весьма часто проявляется в применении ими физических наказаний. При этом насилие над детьми родители оправдывают именно отставанием их в развитии, тем, что обычные воспитательные меры ребенок не воспринимает. Такой позиции могут придерживаться иногда и образованные родители. Подобное отношение можно встретить не только у жестоких по характеру родителей, но и у лиц с невротическими симптомами, ощущающих себя беспомощными и слабыми.

Гораздо чаще встречается ситуация родительского отвержения. Она проявляется в том, что, обеспечивая ребенку физический уход, родители не проявляют искреннего интереса к ребенку, точнее говоря, они имитируют подобный интерес. Ситуация, в которой ребенку явно не хватает эмоционального тепла родителей, негативно сказывается на всех сторонах его психического развития. Сказанное означает, что корни всех недостатков воспитания кроются в неправильных или неполных представлениях родителей о психофизическом своеобразии особого ребенка. Характер этих представлений опосредован личностными особенностями самих родителей, что в итоге формирует систему отношений к ребенку и стиль семейного воспитания. Родители, испытывающие чувство любви друг к другу и к ребенку, как правило, вдумчиво пытаются понять его состояние и особенности его развития. Это сочетается с оптимистическим отношением к самому ребенку, к прогнозу его развития и пониманием его будущего. Последнее рассматривается реалистично, как менее многовариантное, чем обычно, но при этом позитивное даже с учетом ограниченного спектра возможностей самого ребенка. Подлинная безусловность любви родителей к ребенку создает в семье атмосферу уверенности и оптимизма, взаимной поддержки и помощи.

В семьях, где существование ребенка воспринимается с безразличием, родители, как правило, не видят особых проблем в его развитии. Таким же образом воспринимается и представляется его будущее, над которым родители серьезно не задумываются. Если в семьях первого типа высказываются тревоги и опасения по поводу будущего ребенка, но эти опасения адекватны, то в семьях второго типа бессодержательность будущего ребенка сочетается с отсутствием тревог. В семьях подобного типа отношения между супругами характеризуются отстраненностью и безразличием, хотя острые конфликты и возникают весьма редко.

Третий тип семей демонстрирует отсутствие теплой привязанности и любви у супругов. Рождение ребенка с отклонениями в развитии воспринимается болезненно, как серьезная личная проблема, помеха в жизненном благополучии. Во многом это обусловлено тем, что личное бытие представляется как отдельное от бытия других членов семьи, параллельное с ними. Партнер по браку воспринимается как функциональный элемент собственного бытия. Проблемы, связанные с особенностями в развитии и воспитании ребенка, кажутся непреодолимыми и чуждыми. Именно поэтому будущее ребенка оценивается как лишенное всякого рода перспектив и позитивных сторон.

Среди личностных черт родителей в семьях первого типа преобладают оптимизм, жизнерадостность, уверенность в своих силах, доверие к окружающим, стремление

относиться к другим преимущественно безоценочно. Отсутствует стремление переделывать людей и воспитывать. Проблемные ситуации рассматриваются как важнейший атрибут жизни. Преобладает интернальный локус-контроль. В коррекции личностных черт родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, следует ориентироваться именно на указанные характерологические черты. Само направление коррекционной работы может носить двунаправленный характер. Прежде всего, это изменение отношения к самому ребенку и способов взаимодействия с ним. Но не менее важна работа, направленная на изменение характера отношений между самими родителями и коррекция их негативных характерологических черт. Это способствует изменению отношения к ребенку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.