PEDAGOGICAL SCIENCES / <<Ш11ШетУМ~^©УГМА1>>#М2&)),2(0]9
12
7. Яруллина Л.Р. Использование кейс-метода как метода активного обучения педагогов профессионального обучения // В сборнике: Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции си-
стемы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. Материалы II Международной научно-практической конференции. 2014. С. 262-267.
УДК 378.147
Анищик Т. А.
Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина
ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПОИСКУ РЕЛЕВАНТНОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ПОДХОДЫ К ИХ РЕШЕНИЮ
Anishchik T. A.
Kuban state agrarian University named after I. T. Trubilin
THE PROBLEM OF TEACHING STUDENTS TO SEARCH FOR RELEVANT INFORMATION ON CLASSES IN COMPUTER SCIENCE AND APPROACHES TO THEIR SOLUTION
Аннотация
Основой проблем поиска учебной информации в сети Интернет автор считает приоритетное использование обучаемыми поисковых систем по сравнению с использованием проверенной достоверной учебной и научной информации, размещенной в электронных библиотечных ресурсах и на образовательном портале вуза. Автором предлагаются подходы общего характера к решению рассматриваемых проблем.
Abstract
The author considers the priority use of search engines by students in comparison with the use of proven reliable educational and scientific information placed in electronic library resources and on the educational portal of the University to be the basis of the problems of searching for educational information on the Internet. The author offers General approaches to the solution of the considered problems.
Ключевые слова: информационный барьер, объем информации, релевантность информации, поиск данных, учебная информация.
Keywords: information barrier, volume of information, relevance of information, data search, educational information.
«В последние десятилетия достижения человека во всех сферах его деятельности, в том числе в области науки и техники, обеспечиваются поиском, сбором, обменом, хранением и переработкой больших объемов информации» [4]. Стремительное обновление технических и программных средств по хранению и обработке сверхбольших объемов сетевых данных неизбежно приведет к преодолению очередного информационного барьера. Под информационным барьером будем понимать процесс устранения накопившихся несоответствий между уровнем требований общества к их информационному обслуживанию и возможностями ее реализации с помощью ИТ. Следовательно, потребуются новые способы хранения, обработки и скоростного доступа к сетевому контенту [10].
Между тем, «человеческий мозг, по расчетам нейрофизиологов из института Салка, может вместить в себя примерно в 10 раз больше информации, чем считалось раньше, - несколько петабайт данных, чего должно хватить, чтобы вместить почти весь текущий контент интернета» [3]. В настоящем не существует способов записи такого объема данных в память человека, а любое превышение физиологической нормы осваивания объемной информации может приводить к негативным последствиям - накапливанию усталости человеческого организма, сопровождающегося ухудшением памяти, замедлением восприятия действительности, изменением внимания, пассивностью мышления, что
впоследствии может привести к развитию переутомления. Исследованиями жизнедеятельности мозга и проблемами переутомления человеческого организма занимались выдающиеся ученые и психологи: акад. И.П. Павлов, проф. И.М. Сеченов, проф. С.А. Косилов, проф. К.К. Платонов, их последователи и ученики. Было выявлено, что переутомление человека приводит к: появлению раздражительности, головной боли и расстройству сна; снижению уровня работоспособности; преобладанию шаблонного мышления и снижению творческого потенциала; появлению проблем с запоминанием даже важной информации и потере интереса к восприятию новых знаний.
Актуальность исследования проблем обучения, связанных с мыслительной деятельностью студентов по поиску и осмысленному выбору релевантной учебной информации из больших объемов данных не вызывает сомнения. Под релевантностью информации будем понимать степень соответствия ее поисковым запросам пользователя в данный момент времени.
Современные студенты стали чаще надеяться на применение гаджетов в учебном процессе, чем на знания, умения и навыки, полученные в ходе осваивания дисциплин. Многочисленные примеры использования смартфонов во время выполнения контрольных и самостоятельных работ; сдачи зачетов и экзаменов любого уровня подтверждают это. Приведем показательный пример из 15-летнего
<<Ш11ШетиМ-^©и©Ма1>#2126)),2(0]9 / PEDAGOGICAL SGQ1MC11S
опыта проведения занятия по информатике. Первокурсникам, изучающих информатику, предлагается обратная ситуация - при выполнении самостоятельной работы по теме «Операционные системы класса Windows» разрешено использовать любые источники данных, в т. ч. сетевые Интернет-ресурсы для поиска ответов на 10 вопросов, выбранных из предложенного списка определенным образом [5, с.24]. Обязательные условия выполнения: проведение работы до изучения темы в лекционном курсе и ограниченное время - не более 60 мин.
В ходе работы выяснилось, что, несмотря на открытый доступ к источникам информации, выполнить работу не так легко, как им представлялось. Студенты могли воспользоваться знаниями, умениями и навыками из школьного курса информатики либо опытом работы в сети, т. е. поиском данных через язык запросов поисковым системам; учебной литературой, размещенной в электронных библиотеках или на портале вуза; получением помощи в блогах, на форумах, в чатах. На рисунке 1 приведены результаты выполнения самостоятельной работы обучаемыми в КубГАУ направления «Строительство» и «Прикладная информатика».
С работой успешно (оценки «4» и «5») справилась только половина студентов-строителей, а другая половина нашла малодостоверную и не отвечающую запросу (иррелевантную) информацию. У бакалавров-прикладников результаты значительно лучше: три четверти справились с работой успешно, что, скорее всего, свидетельствует о хорошей базовой подготовке студентов по информатике и профессиональной направленности предмета [6].
Выбор релевантной учебной информации из сетевых данных за ограниченное время на уроках информатики выявило у обучаемых ряд проблем:
- «слабая естественнонаучная подготовка выпускников общеобразовательных заведений» [2,
с.26] и отсутствие базовой подготовки по информатике, что сказалось на результатах осмысленного выбора информации;
- отсутствие сведений и ориентиров поиска из лекционного курса, позволяющих ускорить поиск качественной и достоверной информации;
- незнание языка запросов поисковым системам;
- проблемы со сформированностью аналитического мышления, позволяющего быстро анализировать и принимать решение о направлении поиска информации по имеющимся сведениям. Логическое мышление, являющееся основой аналитического, возможно развить, например, путем выполнения практических заданий из области математической логики [8, с.57] и решением познавательных задач в рабочих тетрадях [7, 9];
- навязывание пользователю субъективной, негативной и даже опасной, например, экстремистской информации. Законодательные меры должны ограждать пользователя от опасной информации;
- слабо сформированы навыки самостоятельной работы с учебной литературой. Выполнение рефератов, докладов, выступление на конференциях, участие в научных обществах, подготовка публикаций помогут решить эту проблему;
- убежденность пользователей в том, что в энциклопедиях размещена достоверная информация. Однако это не всегда точная информация, т. к. проекты типа Википедия связаны с пополнением данных через статьи пользователей;
- доступ к проверенной информации осложняется размещением копирайтерами статей сомнительного содержания. «Взрывной характер расширения сети породил неконтролируемый поток информации, которую принято называть «неконструктивной»: информации вторичной, недостоверной, непрофессиональной, низкокачественной, нарушающей этические нормы и требования законов, обремененной спамоподобным кон-
тентом» [1, с.447].
30
и 25 о н я
§ 20 ^
н о
«5 15 ¡а 15 н о
=Т 10 S
ч
о
И 5
15 1 20 21 Н 12 ■
■ 0
Строительство
Прикладная информатика
отлично хорошо удовл. неуд. Оценки
0
Рисунок 1 - Сравнительная гистограмма результатов выполнения самостоятельной работы
Как выяснилось из опроса: ни один из студентов, выполнявших самостоятельную работу, не об-
ратился к учебной литературе, размещенной на образовательном портале вуза и собранной в электронных библиотеках, к которым они подключены.
PEDAGOGICAL SCIENCES / <<Ш11ШетУМ~^©УГМА1>>#М2&)),2(0]9
14_
К сожалению, сохраняется приоритетное использование студентами сетевых поисковых систем в добывании учебной информации, что свидетельствует о пробелах в отработке навыков работы с документами, размещенными в электронных библиотеках и на образовательном портале вуза.
Образовательный процесс в вузе, по мнению автора, должен сводиться к накапливанию знаний у обучаемых путем замещения иррелевантной информации учебной и научной.
Список литературы
1. Демин И.С. Поиск научной и учебной информации в сети Интернет // Вестник ТГУ. 2008. №9. URL: https://cyberlemnka.ru/artide/n/poisk-nauchnoy-i-uchebnoy-informatsii-v-seti-internet (дата обращения: 26.01.2019).
2. Анищик Т.А., Фешина Е.В. Проблемы формирования информационно-коммуникационной компетентности современного агроинженера на занятиях по информатике / Т.А. Анищик, Е.В. Фешина // Наука XXI века: проблемы, перспективы и актуальные вопросы развития общества, образования и науки: Сб. науч. тр. по материалам межвузовской осенней науч. конф. - Майкоп: Изд-во «Мага-рин О.Г.», 2018. С. 23-29.
3. Ученые: мозг человека может вместить в себя весь интернет // URL:
https://ria.ru/20160121/1362817951.html (дата обращения 20.01.2019).
4. Анищик Т.А. Основы алгоритмического программирования на языке Паскаль [Текст] : учеб. пособие / Т.А. Анищик. - Краснодар: КубГАУ, 2017. - 183 с.
5. Анищик Т.А. Практикум по информатике часть 2 [Текст]: учеб. -метод. пособие / Т.А. Анищик. - Краснодар: КубГАУ, 2004. - 82 с.
6. Анищик Т.А. Базовое компьютерное обучение как основа фундаментальной подготовки будущих агроинженеров / Т.А. Анищик // Colloquium-journal. 2018. № 13-5 (24). - С. 5-6.
7. Анищик Т.А. Дискретная математика: рабочая тетрадь / Т.А. Анищик. - Краснодар: КубГАУ, 2003. - 46 с.
8. Анищик Т.А. Практикум по математическим и логическим основам информатики [Текст]: учеб. -метод. пособие / Т.А. Анищик. - Краснодар: КубГАУ, 2013. - 108 с.
9. Анищик Т.А. Математические основы информатики: рабочая тетрадь / Т.А. Анищик. - Краснодар: КубГАУ, 2001. - 45 с.
10. Печурина Е.К. Облачные сервисы хранения данных / Е.К. Печурина, Д. Соломко // Colloquium-journal. 2018. № 12-6 (23). С. 30-32.
УДК 378.147
Анищик Т. А.
Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ И ПОДХОДЫ К ИХ
РЕШЕНИЮ
Anishchik T. A.
Kuban state agrarian University named after I. T. Trubilin
PROBLEMS OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN HIGH SCHOOL AND
APPROACHES TO THEIR SOLUTION
Аннотация
В статье рассматриваются противоречия и проблемы, сопровождающие современный образовательный процесс в вузе. Автором предлагаются подходы к решению обозначенных проблем.
Abstract
The article deals with the contradictions and problems that accompany the modern educational process at the University. The author proposes approaches to solving these problems.
Ключевые слова: образовательный процесс, учебная нагрузка, самостоятельная работа, объем информации, учебная литература.
Keywords: educational process, educational load, independent work, volume of information, educational literature.
Под образовательным процессом будем понимать «совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленные на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом» [3, с. 94].
Актуальность исследования объясняется наличием ряда противоречий, сопровождающих, по мнению автора, современный образовательный процесс:
- между сокращением доли аудиторной учебной нагрузки в вузах и в то же время необхо-
димостью донести учебный материал в полном объеме. В противном случае, образовательный процесс сводится к выдаче обучаемым указаний и основных ориентиров в добывании знаний;
- между стремительным увеличением объемов учебной и научной информации и дефицитом времени у обучаемых и преподавателей на ее освоение;
- между возрастающими объемами планируемой самостоятельной работы для обучаемых и не планируемой в учебной нагрузке преподавателя, а значит и не оплачиваемой.