PEDAGOGICAL SCIENCES / <<Ш11ШетУМ~^©УГМА1>>#М2&)),2(0]9
14_
К сожалению, сохраняется приоритетное использование студентами сетевых поисковых систем в добывании учебной информации, что свидетельствует о пробелах в отработке навыков работы с документами, размещенными в электронных библиотеках и на образовательном портале вуза.
Образовательный процесс в вузе, по мнению автора, должен сводиться к накапливанию знаний у обучаемых путем замещения иррелевантной информации учебной и научной.
Список литературы
1. Демин И.С. Поиск научной и учебной информации в сети Интернет // Вестник ТГУ. 2008. №9. URL: https://cyberlemnka.ru/artide/n/poisk-nauchnoy-i-uchebnoy-informatsii-v-seti-internet (дата обращения: 26.01.2019).
2. Анищик Т.А., Фешина Е.В. Проблемы формирования информационно-коммуникационной компетентности современного агроинженера на занятиях по информатике / Т.А. Анищик, Е.В. Фешина // Наука XXI века: проблемы, перспективы и актуальные вопросы развития общества, образования и науки: Сб. науч. тр. по материалам межвузовской осенней науч. конф. - Майкоп: Изд-во «Мага-рин О.Г.», 2018. С. 23-29.
3. Ученые: мозг человека может вместить в себя весь интернет // URL:
https://ria.ru/20160121/1362817951.html (дата обращения 20.01.2019).
4. Анищик Т.А. Основы алгоритмического программирования на языке Паскаль [Текст] : учеб. пособие / Т.А. Анищик. - Краснодар: КубГАУ, 2017. - 183 с.
5. Анищик Т.А. Практикум по информатике часть 2 [Текст]: учеб. -метод. пособие / Т.А. Анищик. - Краснодар: КубГАУ, 2004. - 82 с.
6. Анищик Т.А. Базовое компьютерное обучение как основа фундаментальной подготовки будущих агроинженеров / Т.А. Анищик // Colloquium-journal. 2018. № 13-5 (24). - С. 5-6.
7. Анищик Т.А. Дискретная математика: рабочая тетрадь / Т.А. Анищик. - Краснодар: КубГАУ, 2003. - 46 с.
8. Анищик Т.А. Практикум по математическим и логическим основам информатики [Текст]: учеб. -метод. пособие / Т.А. Анищик. - Краснодар: КубГАУ, 2013. - 108 с.
9. Анищик Т.А. Математические основы информатики: рабочая тетрадь / Т.А. Анищик. - Краснодар: КубГАУ, 2001. - 45 с.
10. Печурина Е.К. Облачные сервисы хранения данных / Е.К. Печурина, Д. Соломко // Colloquium-journal. 2018. № 12-6 (23). С. 30-32.
УДК 378.147
Анищик Т. А.
Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ И ПОДХОДЫ К ИХ
РЕШЕНИЮ
Anishchik T. A.
Kuban state agrarian University named after I. T. Trubilin
PROBLEMS OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN HIGH SCHOOL AND
APPROACHES TO THEIR SOLUTION
Аннотация
В статье рассматриваются противоречия и проблемы, сопровождающие современный образовательный процесс в вузе. Автором предлагаются подходы к решению обозначенных проблем.
Abstract
The article deals with the contradictions and problems that accompany the modern educational process at the University. The author proposes approaches to solving these problems.
Ключевые слова: образовательный процесс, учебная нагрузка, самостоятельная работа, объем информации, учебная литература.
Keywords: educational process, educational load, independent work, volume of information, educational literature.
Под образовательным процессом будем понимать «совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленные на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом» [3, с. 94].
Актуальность исследования объясняется наличием ряда противоречий, сопровождающих, по мнению автора, современный образовательный процесс:
- между сокращением доли аудиторной учебной нагрузки в вузах и в то же время необхо-
димостью донести учебный материал в полном объеме. В противном случае, образовательный процесс сводится к выдаче обучаемым указаний и основных ориентиров в добывании знаний;
- между стремительным увеличением объемов учебной и научной информации и дефицитом времени у обучаемых и преподавателей на ее освоение;
- между возрастающими объемами планируемой самостоятельной работы для обучаемых и не планируемой в учебной нагрузке преподавателя, а значит и не оплачиваемой.
<<Ш11ШетиМ-^©и©Ма1>#2126)),2(0]9 / PEDAGOGICAL SGQ1MC11S
Рассмотрим подходы к решению проблем организации образовательного процесса:
- высокое качество образовательного процесса в условиях сокращения времени на общеобразовательную подготовку может осуществляться за счет внедрения новых технологий [5, с.48; 11, с.33] и методов активного обучения [2, с.5];
- в результате обучения в вузе «должны быть сформированы знания, умения и навыки не только профессионального, но и универсального характера (компетентностный подход)» [7, с.4];
- использование в учебном процессе методов активизации мыслительной деятельности [1, с.32];
- внесение изменения в структуру содержания образовательного процесса: «наиболее рационально, по мнению автора, поблочное (одна или несколько тем) изложение материала» [6, с.179];
- критерием тщательного отбора преподавателями учебной литературы должны стать учебные пособия, с систематизированным и осмысленным автором, содержанием [10]. Потребуется кардинальное обновление учебной литературы, созданной без копирайтинга, с размещением на образовательные ресурсы вузов. Оригинальность содержания учебников и учебных пособий после проверки на антиплагиат не может быть низкой, например, на уровне 20%! Необходимо установить жесткие требования к оригинальности таких произведений;
- изменение роли преподавателя. Ему придется взять на себя роль «транслятора» для обучаемых, т. е. осуществлять перевод сверхбольших объемов учебной и научной литературы в осмысленные и систематизированные знания;
- внесение изменений в организацию самостоятельной работы обучаемых обновлением содержания и форм ее проведения [8, 9];
- внедрение новых способов контроля выполнения заданий с привлечением самих обучающихся к проверке и оцениванию работ на определенных этапах обучения, тем самым вовлекая их в учебную деятельность и высвобождая часть времени преподавателя;
- широкое использование современных сетевых средств передачи данных для организации отчетности усвоения материала в электронном виде;
- не просто разъяснение и подведение итогов выполнения практической работы, а представление их в виде электронного документа, например, содержащего инструкции, руководство или алгоритм для многоразового обращения к ним;
- образовательный процесс должен выстраиваться максимально гуманистично. Необходим поиск новых форм взаимодействия педагогов и обучаемых. В настоящем «по мнению психологов и педагогов, необходима коррекция подходов и методов взаимодействия педагогов с обучаемыми» [4, с.12];
- новые реалии несут дополнительную нагрузку на педагогов, как аудиторной, так и внеаудиторной деятельностью, поэтому их труд должен быть мотивирован;
15_
- внесение изменений в учебное расписание с высвобождением некоторого времени у преподавателей, поскольку им потребуется приложить значительно больше усилий на подготовку к качественному проведению учебных занятий.
Выполнение предлагаемого комплекса мер будет способствовать, по мнению автора, повышению качества проведения образовательного процесса.
Список литературы
1. Анищик Т.А. Методические аспекты преподавания алгоритмизации и программирования на агроинженерных направлениях обучения / Т.А. Анищик, В.С. Маций // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2017. - №08(132). С. 23 - 34.
2. Анищик Т.А. Проблемы активизации мыслительной деятельности обучаемых в области информационных технологий и подходы к их решению (часть 1) / Т.А. Анищик // Colloquium-journal. 2018. - №11-5 (22). С. 9 - 11.
3. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М.: ИКЦ «МарТ», 2005. - 448 с.
4. Анищик Т.А. Проблемы активизации мыслительной деятельности обучаемых в области информационных технологий и подходы к их решению (часть 2) / Т.А. Анищик // Colloquium-journal. 2018. - №11-5 (22). С. 12 - 14.
5. Карманова А.В. Опыт использования технологий визуализации и сжатия информации при обучении математике в аграрном вузе / А.В. Карма-нова, Н.А. Соловьева // Высшее образование в аграрном вузе: проблемы и перспективы: Сб. статей по материалам учебн.-метод. конф. - Краснодар: КУбГАУ, 2018. С. 48-49.
6. Анищик Т.А. Основные этапы обучения программированию в вузе / Т.А. Анищик // Современные информационные технологии в образовании: Материалы XXIX междунар. конф. (26 июня 2018 г. Троицк - Москва). - Москва: Полиграфический центр Московского издательско-полиграфи-ческого колледжа им. И. Федорова, 2018. - С. 178180.
7. Анищик Т.А. Практикум по математическим и логическим основам информатики [Текст]: учеб. -метод. пособие / Т.А. Анищик. - Краснодар: КубГАУ, 2013. - 108 с.
8. Анищик Т.А. Математические основы информатики: рабочая тетрадь / Т.А. Анищик. - Краснодар: КубГАУ, 2001. - 45 с.
9. Анищик Т.А. Дискретная математика: рабочая тетрадь / Т.А. Анищик. - Краснодар: КубГАУ, 2003. - 46 с.
10. Анищик Т.А. Основы алгоритмического программирования на языке Паскаль [Текст] : учеб. пособие / Т.А. Анищик. - Краснодар: КубГАУ, 2017. - 183 с.
11. Печурина Е.К. Облачные сервисы хранения данных / Е.К. Печурина, Д. Соломко // Colloquium-journal. 2018. №12-6 (23). С. 30-32.