Научная статья на тему 'Проблемы обучения рисунку в системе художественного образования'

Проблемы обучения рисунку в системе художественного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1878
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК / ЖИВОПИСЬ / ГРАФИКА / ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ГРАМОТА / ЛИНИЯ / ТОН / ЭНЕРГИЯ ТОНА / ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ / ПРОСТРАНСТВО / КОМПОЗИЦИЯ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ ИСКУССТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельников В. А., Пурик Э. Э.

Исследование посвящено одной из ведущих проблем профессиональной подготовки специалистов в области искусства художников, дизайнеров, архитекторов разработке методики обучения рисунку и обоснованию роли тона в изучении законов графической грамоты. Проанализирована роль тональных отношений в классическом и современном искусстве. Главная цель раскрыть пластические законы рисунка и их понимание в различные исторические эпохи в целях совершенствования методики преподавания рисунка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы обучения рисунку в системе художественного образования»

УДК 74.G1/G9

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ РИСУНКУ В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

© В. А. Мельников1*, Э. Э. Пурик2

1 Уфимский государственный нефтяной технический университет Россия, Республика Башкортостан, 450062 г. Уфа, ул. Космонавтов, 1.

2Башкирский государственный педагогический университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

E-mail: [email protected]

Исследование посвящено одной из ведущих проблем профессиональной подготовки специалистов в области искусства — художников, дизайнеров, архитекторов — разработке методики обучения рисунку и обоснованию роли тона в изучении законов графической грамоты. Проанализирована роль тональных отношений в классическом и современном искусстве. Главная цель — раскрыть пластические законы рисунка и их понимание в различные исторические эпохи в целях совершенствования методики преподавания рисунка.

Ключевые слова: художественное образование; академический рисунок; живопись; графика; художественно-образное мышление; изобразительная грамота; линия; тон; энергия тона; выразительность; пространство; композиция; творческая деятельность; универсальные законы искусства.

1. Исторические аспекты развития художественного образования в России.

Художественное образование рассматривается сегодня в единстве процессов интеллектуального, творческого развития и воспитания в ходе формирования художественной культуры личности. Преобладание тех или иных способов передачи знаний и умений в области пластических искусств определяет особенности художественной культуры эпохи, в рамках которой существует данная система обучения будущих мастеров искусства. Художественное сознание отражает исторические изменения в области культуры, которые дают философское и эстетическое основание возникающим в искусстве направлениям.

Основные принципы обучения художников формировались на протяжении ХУІІІ-ХІХ вв. и были разработаны в практике преподавания таких учебных заведений, как Санкт-Петербургская Академия трех знатнейших художеств (1758 г.), Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1863г.), Санкт-Петербургское училище технического рисования (т.н. «Училище барона Штиглица», 1878 г.), Московская школа рисования в отношении к искусствам ремеслам (1825 г., впоследствии Строгановское училище технического рисования). В XVIII в. Санкт-Петербургская Академия художеств становится центром не только художественного образования, но и всей художественной жизни страны, здесь разработана совокупность методов обучения художников, создана целостная и последовательная педагогическая система.

Методы обучения изобразительному искусству в России проходят через определенные этапы, исторически и культурно обоснованные:

1) обучение основам иконописи, основанного на копировании, заучивании канона, преобладавшего вплоть до начала XVIII в.;

2) освоение конкретных изобразительных приемов, механистическое «научение» способам

изображения реальных объектов (первая половина

XVIII в.);

3) полноценный академический рисунок, требующий анализа натуры, обобщения, понимания ее пластических особенностей (вторая половина XVIII

- начало XX в.).

2. Цель и задачи академического рисунка в системе художественного образования.

Основной целью изучения дисциплины «Рисунок» является творческое освоение изобразительной грамоты на основе освоения навыков работы с художественными материалами, изучение основных принципов художественно-пластического языка для выражения собственных замыслов, умение грамотно использовать знание техники в решении профессиональных проблем (собственно художественных, архитектурных, дизайнерских). Курс рисунка наряду с другими специальными дисциплинами позволит студенту в полной мере освоить комплексный метод проектирования (архитектурного или дизайнерского).

Преподавание курса рисунка в учебных заведениях художественного профиля основано на передаче студентам многообразного опыта работы в различных техниках, с различными материалами. Но материал, техника - это инструмент, так как во главу угла преподавания рисунка в современном художественном образовании положены проблемы развития творческого мышления. Творческое мышление предполагает ментальную (в отличие от ремесленной) составляющую процесса рисования и включает ряд аспектов.

1. Умение композиционно мыслить, профессионально владеть тонально-пластическим диапазоном, четко выявлять конструкцию формы, тонко чувствовать пропорции модели, а также внесение собственного взгляда на мир для создания яркой художественной выразительности предмета изображения.

ISSN 1998-4812

Вестник Башкирского университета. 2G12. Т. 17. №2

11G1

2. Умение передавать объемно-пространственные и эмоционально-психологические характеристики предмета.

3. Понимание взаимосвязи визуальных особенностей предмета и способов его изображения.

4. Владение методами приложения средств и приемов графики к задачам создания художественного образа в живописи и графики; архитектурного и дизайн-проектирования.

5. Понимание взаимозависимости авторского замысла и характера графического изображения.

Преподавание рисунка основано на последовательном изучении художественных средств в соответствии с задачами конкретного вида художественной деятельности (в идеале - различных видов творчества, так как вариативность дает более качественное понимание проблем искусства).

Преподавание рисунка студентам различных направлений - живописцам, графикам, архитекторам, дизайнерам - начинается с изображения реальной формы с натуры, освоения принципов ее конструктивного построения, освоения технических и художественных приемов изображения, понятий «линия», «тон», «светотень», «цвет».

Рисование с натуры (выполнение как длительных работ, так и эскизов, кратковременных зарисовок, набросков) - начальная ступень обучения, овладение ею ведет к освоению приемов работы по памяти и представлению. Для студентов важно уметь решать в рисунке композиционные задачи - от размещения изображения на бумаге до композиционных построений по воображению, используя различные изобразительные материалы и технические приемы (карандаш, перо, уголь, сангина и т.п.).

Степень осознания основных понятий изобразительной грамоты в художественном образовании зависит от правильно выстроенной иерархии ее взаимосвязанных положений (форма, тон, объем, освещенность), полноты понимания их содержания. Одной из основных проблем в обучении рисунку является проблема развития чувства тона у студентов, ведь основой как графики, так и живописи, т.е. ремесленной стороны ведущих видов искусства, является рисунок - искусство воссоздания на плоскости трехмерного пространства, объектов реального мира графическими (линейными и тональными) средствами.

Обучение рисунку основано на развитии художественно-образного, пространственного, композиционного мышления студентов.

3. Роль тона в обучении рисунку.

Форма образуется на плоскости листа благо -даря линии (обладающей такими характеристиками, как качество и количество), тону (его энергии), тональной ахроматической организации плоскости (или тонально-ритмической основе композиции). Линия, штрих, пятно создают энергию тона, эмоциональную напряженность, иллюзию пространства, организуя композицию графического листа.

Тональный ахроматический ряд организует пространственную среду не только графического, но и живописного произведения. Не случайно лучшие из живописных работ производят сильное впечатление и в черно-белых репродукциях.

Тон - неотъемлемое качество пластического рисунка, позволяющее найти неожиданное решение, единственное в своем роде, расставляющее предметы в пространстве. «Энергия тона» создает внутреннее движение формообразующих элементов, «нагружает» объемы образно-смысловой и ритмической составляющими, усиливая экспрессивные качества работы. Целостная ахроматическая тональная организация образует скрытый смысл формы живописного произведения.

Если мы строим форму средствами линейно -конструктивного рисунка, то даем четкую информацию об изображаемом в пространственной среде (средствами композиции - такими, как ритм-пропорция-масштаб), образуемой на поверхности листа. Это фундамент, своего рода матрица, позволяющая методически грамотно развить понимание формы в процессе обучения рисунку.

Решение одной из центральных художественных проблем - создание формы линейными средствами («фигуратив») - происходит в двух направлениях:

а) пространственные свойства линий: толщина (тоньше-шире), тон (темное-светлое), создающие иллюзию объема и организующие ритм пространства;

б) формообразующие свойства линий (прямолинейные и криволинейные характеристики, возникающие в процессе анализа характера поверхности предмета.

Линейная структура выстраивает пространство и форму, дает «тональный камертон», ведь какой активности линия будет изображена, такой и будет дальнейшее развитие «энергии тона».

«Тональный строй» произведения - драматическое, экспрессивное начало в рисунке, которое может превратить его в шедевр или, наоборот, уничтожить все его ценные качества.

Актуальнейшей потребностью современного художественного образования является раскрытие ценности художественного наследия прошлого, сущности процесса творчества в различные исторические эпохи, его технических и технологических секретов. В изучении художественного наследия особое место занимает знакомство с методами обучения рисунку. Рисунки мастеров прошлого во многом определяют стратегию развития как самих пластических искусств, так и художественного образования. Мастера, давшие жизнь законам изобразительной грамоты в своих графических произведениях и теоретических трактатах, оставили многие тайны профессионального мастерства открытыми, отчасти потому, что считали их неоспоримыми, не нуждающимися в пояснении.

Каждый период в истории искусства характеризуется определенными предпочтениями в выборе изобразительных средств, используемых материалов и инструментов. В рисунках художников различных эпох можно проследить определяемые этим выбором изменения. Анализируя образцы классического искусства, различные этапы развития тонального строя в рисунке и живописи, мы замечаем, насколько они зависимы от трансформации освещения в различные исторические эпохи.

В эпоху Возрождения использовались свечи, факелы, масляные светильники, в произведениях живописи, рисунках этого времени мы замечаем наличие нескольких источников освещения.

В XVI - первой половине XVIII в. также используют свечи, факелы, масляные светильники, в изображениях, созданных в этот период, преобладает одна точка освещения, явно выражен тональный рефлекс.

Вторая половина XVIII - первая половина

XIX в. - период, который характеризуется использованием свечей, появлением газовых рожков, светивших также довольно скудно. При этом освещение носит менее контрастный характер, чем в предыдущую эпоху.

Вторая половина XIX - первая половина XX в.

- время, когда используются керосиновые лампы, электрические лампочки, дающие более рассеянное, достаточно равномерное освещение.

Вторая половина XX - начало XXI в. характеризуются использованием ламп дневного освещения, галогеновых ламп, создающих равномерное освещение. Такое освещение обнажает все тайны, делая видимым то, что раньше ускользало от внимания художника.

Таким образом, мы понимаем, что тональный строй произведений классической живописи, создаваемых в условиях скупо освещенных мастерских, отличался цельностью, строгой организацией и умением подчинять второстепенное главному. Художники, не знавшие электрического освещения, жившие в помещениях с небольшими по размеру окнами, иначе воспринимали проблемы света в живописи и графике, обращались с тоном экономнее, не перегружая изображение деталями, избегая дробности. Великие мастера прошлого великолепно чувствовали нюансы тона и виртуозно владели искусством их передачи. Для того чтобы понять ход их мыслей, нужно обратиться к живописным произведениям, где ахроматический тон имеет доминирующее значение. Секрет старых мастеров заключается в том, что за живописной поверхно-

стью скрывается основная сущность композиционного замысла.

Рисунок в его классическом понимании - не простое изображение, это способ выражения различных идей (сюжетных, этических, нравственных, эстетических). В обучении рисунку специалистов различных направлений - архитекторов, дизайнеров - ведущая роль принадлежит изучению теории и практики рисунка, овладению различными техниками рисования, использованию широкого диапазона графических материалов в целях вооружения способами передачи мысли средствами графики. Следует отметить, что специфические особенности методики преподавания рисунка должны учитывать исходные условия - тот уровень культуры, в том числе и художественной, которая характерна для выпускников сегодняшней школы.

Проблемы обучения графическим навыкам усложняются определенными факторами, которые, казалось бы, далеки от искусства. В 50-70-х гг. в школах существовало правописание. Ученическая чернильная ручка требовала овладения определенными навыками. Рука ребенка «понимала», что такое «нажим-расслабление». С появлением шариковой ручки и нажим исчез. Навыки письма значительно упростились.

В рисунке ребенок не знает, не понимает, что такое «нажим», вследствие чего ему трудно объяснить суть понятия «энергия тона», он предпочитает не нажимать на карандаш.

Если линейная структура - это развитие логического превосходства, умение выставить «цепь» последовательности методологических «звеньев», то тон - эмоциональная составляющая творческого процесса.

Тональный строй рисунка отражает характер эмоционально-образного мышления, внутреннюю культуру и профессиональную эстетику, и развивать понимание тона необходимо с самого начала обучения рисунку. Тональный рисунок сродни музыкальному произведению, где есть всего семь нот, а в рисунке условно пять (белые - светло-серые -серые - темно-серые - черные) и все зависит от нажима, местоположения, расстановки акцентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004. 367 с.

2. Мельников В. А. Мыслить рисунком: Учеб. пособие для студентов худ. вузов и колледжей. Уфа: Нефтегазовое дело, 2007. 102 с.

3. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию: Русская и советская школы рисунка. М.: Просвещение, 1982. 240 с.

Поступила в редакцию 20.04.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.