Библиографический список
1. Кузнецов, А А О стандарте второго поколения [Текст] /
A. А. Кузнецов, М. В. Рыжаков // Математика в школе. — 2009. - № 2. - С. 3-7.
2. Сечкина, И. В. Концепция единой математики и единой методики преподавания математики [Текст] / И. В. Сечкина, Г. И. Сечкин. — Омский научный вестник. — 2011. — № 1(95) — С. 154-156.
3. Сечкина, И. В. Принцип единой теории межпредметных и внутрипредметных связей [Текст] / И. В. Сечкина, Г. И. Сечкин. - Омский научный вестник. - 2010. - № 2(86). -С. 211-213.
4. Сечкин, Г. И. Психодидактические основы синтетического подхода в профессиональном математическом образовании [Текст] / Г. И. Сечкин // Актуальные вопросы современной педагогической науки : матер. III Межд. заочной науч.-пр. конф. 20 ноября 2010 г. / Отв. ред. М. В. Волкова. - Чебоксары : НИИ педагогики и психологии, 2010. - С. 269-274.
5. Атаханов, Р. Математическое мышление и методика определения уровня его развития [Текст] / Р. Атаханов. -Рига : Педагогический центр «Эксперимент», 2002. - 338 с.
6. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения [Текст] /
B. В. Давыдов. - М. : ИНТОР, 1996. - 544 с.
7. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 1989. - 554 с.
8. Моляко, В. А. Психология решения школьниками творческих задач [Текст] / В. А. Моляко. - Киев : Рад. школа, 1983. - 95 с.
9. Сечкин, Г. И. Синтез математических дисциплин как научно-методическая проблема : монография [ Текст] / Г. И. Сечкин. - Омск : ОмГПУ, 2005. - 75 с.
10. Крутецкий, В. А. Психология математических способностей школьников [Текст] / В. А. Крутецкий. - Москва, Воронеж : Инс-т практич. психологии: НПО «Модек», 1998. -416 с.
11. Сечкина, И. В. Проектирование и реализация системы самостоятельной работы студентов по математике в аграрном вузе : монография [Текст] / И. В. Сечкина. - Омск : ИВМ ОмГАУ, 2003. - 174 с.
СЕЧКИНА Ирина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры высшей математики.
СЕЧКИН Геннадий Иванович, кандидат физикоматематических наук, доцент (Россия), заведующий кафедрой математического анализа.
Адрес для переписки: е-таіі: bardina_55@mail.ru
Статья поступила в редакцию 20.05.2011 г.
© И. В. Сечкина, Г. И. Сечкин
УДК 378.147 : 741 Д. В. ГОЛОСАЙ
Омский государственный педагогический университет
О РАЗВИТИИ
КОМПОЗИЦИОННОЙ ГРАМОТЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РИСУНКУ____________________________
Статья посвящена актуальной проблеме обучения композиции на занятиях по академическому рисунку студентов начальных курсов художественно-педагогических вузов. Автор акцентирует композиционные задачи, решение которых активизирует творческую деятельность обучаемых в процессе обучения академическому рисунку.
Ключевые слова: композиция, тон, форма, выразительность, пропорции, ритм, целостность.
Такое понятие, как «композиционная грамота», возможно рассматривать в различных аспектах: как процесс взаимодействия между восприятием объекта, образования, представления о нем и нахождения графических средств его воплощения; как взаимодействие зрительного образа с возможными композиционными закономерностями; умение художника адекватно воспринимать и продуцировать зрительные образы в оптимально выразительные формы и т.д.
Для анализа понятия «композиционная грамота» с педагогической позиции наиболее важна профессиональная сторона процесса ее формирования, опирающаяся на базовые элементы зрительного образа, к которым относятся точка, линия, форма, направление, тон, цвет, структура, размер, масштаб, движение. Присутствуя в той или иной степени в любом зрительном образе, эти элементы кардинально влияют на восприятие и освоение человеком зрительной информации.
Уже никто не подвергает сомнению тезис о том, что композиция является главной формой произведения искусств. Определение термина «композиция» можно найти в публикациях выдающихся художников-практиков: И. Н. Крамского, П. П. Чистякова, К. С. Петрова-Водкина, В. А. Фаворского, К. Ф. Юона и др.
Выявлены основные композиционные закономерности и принципы организации изображения, которые являются универсальными для теории и практики обучения, но вместе с тем однозначного понимания композиции в различных жанрах изобразительного искусства до сих пор нет. Поэтому необходимо проанализировать принципиальные подходы к пониманию композиционной сущности. В. А. Фаворский в своих лекциях по теории композиции писал: «Стремление к композиционности в искусстве есть стремление цельно воспринимать, видеть и изображать разнопространственное и разномерное... а каждый рисунок, претендующий на художествен-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011
ное изображение действительности, имеет задачей изобразить реальность, живущую в пространстве и во времени, а следовательно, имеет задачу композиционную» [1].
К. Ф. Юон видел в композиции прежде всего конструкцию, то есть распределение частей на плоскости, и структуру, которую образуют также плоскостные факторы. Например, он считал важным значение геометрических (объемных и линейных) фигур как средств, тонизирующих и обобщающих явления всего зрительного природного и вещного мира и имеющих значение для определения и выработки композиции [2]. Для К. С. Петрова-Водкина «борьба формы и содержания — это и есть композиция: иногда приходится ослаблять форму, чтобы выиграло содержание. Искусство активизирует зрителя, но не жует за него идеи. Пространство, в которое вводится зритель, не должно быть статичным. Проблема движения, обусловленная планетарной характеристикой предмета-явления, в живописных полотнах закономерно перерастает в упрощенный символ, дающий иллюзию первоисточника — мира, как он есть» [3].
Как видим, при всем многообразии понимания сущности композиции просматривается единство взглядов на необходимость творческой деятельности, включающей в себя замысел, средства выражения, знание основных композиционных закономерностей и соответствующих профессиональных умений и навыков.
В процессе развития композиционной грамоты у рисующих совершенствуется воссоздающее и творческое воображение, развивается пространственное и визуальное мышление (виды наглядно-образного мышления), имеющие значение в любом творческом процессе, поскольку новое решение предстает в воображении в виде образов, картин, схем, моделей и т. д. Психологи выделяют два вида воображения: воображение воссоздающее — психический процесс создания образов новых для человека объектов в соответствии с их описанием, чертежом, схемой. Этот вид воображения используется в самых различных видах деятельности; воображение творческое — процесс самостоятельного создания новых и оригинальных образов, требующих отбора материалов, необходимых для построения образа в соответствии с собственным замыслом. Исследованием процессов воображения в художественной деятельности занимались известные ученые Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин. Например, Кузин подчеркивает, что постоянная связь воображения с окружающим миром, практикой предполагает зависимость воображения от знания этого мира. В этом контексте приводится мнение Н. П. Крымова, который, исходя из собственной практики, утверждал, что «композиция есть творческая организация картины и ни в коем случае нельзя смешивать ее с простым размещением и расстановкой фигур и предметов на холсте» [4].
Формирование и развитие композиционной грамоты эффективно осуществляется в процессе обучения рисунку, в результате чего рисующий способен самостоятельно и активно осуществлять творческую деятельность, связанную с реализацией замысла на продуктивно-творческом уровне.
Развитие композиционной грамоты является одной из основных задач обучения в системе подготовки художников-педагогов. Предмет «Композиция» выступает не только как один из ведущих, но и как объединяющий все другие предметы художественного цикла.
Закономерности и свойства композиции действуют и проявляются в рисунке уже на начальном этапе обучения. Известно, что нельзя грамотно выполнить учебный рисунок с натуры без умения скомпоновать его в формате, нельзя добиться выразительности и целостности того же рисунка без знания действия композиционных законов или их интуитивного ощущения.
Композиция играет первостепенную роль при создании самостоятельных художественных произведений. Рисунок и живопись становятся в данном случае средствами, инструментами созидания. От композиции во многом зависит выразительность графического листа. Лист — это не просто бумага, это пространство. Поэтому организация листа, или компоновка, — дело первостепенно важное. Знакомство с основными правилами организации листа, их осмысливание происходят уже на первых практических занятиях по композиции. Параллельно с изучением теоретического материла, касающегося раскрытия общих понятий того или иного правила, студентам целесообразно выполнить ряд конкретных упражнений, направленных на развитие художественного мышления, композиционного чувства, на приобретение практических навыков компоновки. Упражнения раскрывают многообразие способов выражения каждого из известных основных правил композиции: ритма, сюжетно-композиционного центра, симметрии или асимметрии, расположения главного на втором пространственном плане.
В отличие от композиционных законов, носящих объективный, всеобщий характер, композиционные правила, приемы и средства относятся к менее постоянным категориям. Они имеют важное значение в разработке пластического мотива изобразительного сюжета, являются как бы композиционной техникой. Разумное оперирование теми или иными правилами, приемами и средствами композиции позволяет добиться наибольших результатов в передаче явлений окружающей действительности, в создании выразительного рисунка.
На развитие композиционной грамоты влияют специальные упражнения. Они объединяются по группам в соответствии с видами композиции и выполняются в последовательности изучения теоретического материала на основе композиционных законов: сохранения целостности листа, построения структур на тональных и цветовых контрастах, подчинения всех средств композиции идейному замыслу, поиска наиболее оригинального, нестандартного решения; с учетом тональных особенностей, гармоничности форм и тона, предмета и фона, уравновешенного соотношения целого и части, динамики и статики.
Размышляя о композиции, Е. А. Кибрик выделил разные уровни композиционной грамоты. «Следует, мне кажется, отличать композиционные правила и приемы, помогающие построить композицию в ее декоративном значении, от законов композиционного творчества, определяющих процесс воплощения идеи в форму художественного произведения» [5]. В качестве критериев композиционной грамоты могут служить три закона композиции, на которые указывает Е. А. Кибрик: жизненность, выразительность, цельность.
Композиция картины является, во-первых, формой организации изображения; во-вторых, средством выражения содержания; в-третьих, построением целостного образа.
Основные свойства композиции — выразительность и цельность. Признаки цельности убедительно
сформулированы Н. Н. Волковым: «Ни одна деталь не может быть изъята без ущерба для целого, ни одна деталь не может быть привнесена без ущерба для целого, детали не могут меняться местами без ущерба для целого» [6].
Композиционная грамотность рассматривается нами как совокупность знаний, умений и личностных качеств студентов, необходимых для активной самостоятельной творческой деятельности, связанной с процессом как восприятия трехмерных предметов и переведения их в условные двухмерные графические формы, так и с выбором оптимального графического решения для выражения идеи, замысла, собственного художественного решения.
Под развитием композиционной грамоты понимаются изменения, в результате которых рисующий способен самостоятельно и активно осуществлять посильную творческую деятельность, связанную с реализацией композиционных принципов в процессе академического рисования.
Библиографический список
1. Фаворский, В. А. Литературно-теоретическое наследие : О композиции / В. А. Фаворский. — М., 1988. — С. 210.
2. Юон, К. Ф. Об искусстве. В 2 т. Т. 1 / К. Ф. Юон. — М., 1959. - С. 240.
3. Петров-Водкин, К. С. Письма. Статьи. Выступления. Документы / К. С. Петров-Водкин ; отв. ред. Е. Н. Селизарова. — М., 1991. — С. 298 — 299.
4. Кузин, В. С. Психология : учебник / В. С. Кузин. — М., 1997. — С. 233.
5. Кибрик, Е. А. Работа и мысли художника / Е. А. Кибрик. — М., 1984. — С. 361.
6. Волков, Н. Н. Композиция в живописи / Н. Н. Волков. — М., 1977. — С. 21.
ГОЛОСАЙ Александр Викторович, аспирант кафедры академической живописи Омского государственного педагогического университета, доцент кафедры изобразительного искусства Нижневартовского государственного гуманитарного университета. Адрес для переписки: e-mail: al3745@mail.ru
Статья поступила в редакцию 01.11.2011 г.
© А. И. Голосай
УДК 378.14775.0232 В. П. КРАСНОБОРОДКИН
Омский государственный педагогический университет
О СПЕЦИФИКЕ ВОСПРИЯТИЯ
ТОНА И ЦВЕТА В ЖИВОПИСИ____________________
В статье рассматриваются основные особенности для успешного овладения мастерством реалистической живописи — тона и цвета, как дополняющих друг друга категорий. Определяются основные составляющие тона и цвета с учетом освещения. Ключевые слова: восприятие, тон, цвет, освещение, тоновой и цветовой контрасты.
Восприятие тона и цвета в живописи в значительной мере основывается на тоновых и цветовых контрастах. Эффективность воздействия контрастов существенно влияет на условия восприятия живописного холста.
Тоновой и цветовой контрасты способствуют достижению четкой организации света полотна, что является одной из наиболее важных проблем, стоящих перед живописцем. Свет формирует тоновые отношения натуры и окраску предмета (цвет). Таким образом, без учета состояния освещения невозможно добиться полной цвето-тональной гармонии и целостности живописного холста, определить ахроматические и хроматические сочетания в объекте изображения, степени их силы.
Восприятие тонового и цветового контрастов в природе подчиняется, естественно, тем же закономерностям, которые характерны для восприятия натуры вообще, поскольку контрасты представляют собой одну из основных форм воздействия окраски окружающих нас предметов и природных объектов на органы зрительного восприятия.
Восприятие контрастов в природе имеет свои специфические черты, отличаясь тем самым от восприятия контрастов на двухмерной плоскости,
то есть входящих в цвето-тональную систему произведения живописи. Данное отличие в полной мере соответствует разнице между восприятием натуры, как объекта воспроизведения, и воспроизводящей ее цвето-тональной системы, сформированной живописцем.
Тоновой и цветовой контрасты определяются, прежде всего, освещением. Освещение играет важнейшую роль в процессе восприятия окружающей нас действительности, способствуя видению особенностей цветовой палитры натуры, дифференцируя воспринимаемый материал путем подчинения второстепенного главному на двухмерной плоскости, в целях достижения пластической выразительности и раскрытия образа.
При анализе влияния изменений условий освещения на восприя-тие цветов натуры следует иметь в виду, что эффективность контрастов, в данном случае — одновременного цветового, в значительной мере зависит, кроме прочего, от характера соотношения соприкасающихся цветовых пятен. Так, при наступлении сумерек цвета, относящиеся к синезеленой части солнечного спектра, воспринимаются заметно более светлыми, чем те, что относятся к красно-оранжевой. Это явление, именуемое «явле-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ