Научная статья на тему 'Проблемы обучения младших школьников группы риска'

Проблемы обучения младших школьников группы риска Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
613
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денисова Татьяна Анатольевна

Предлагаемый в статье материал освещает проблемы обучения детей группы риска в современной начальной школе. Полученные результаты анкетного опроса учителей, позволяют обратить внимание на одну из главных трудностей педагогической профессии работу с детьми группы риска. Вопросы уточнения понятия «дети риска», поиска оптимальных способов обучения таких детей продолжают оставаться наиболее актуальными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы обучения младших школьников группы риска»

8. Риэрдон, Б. Э. Толерантность - дорога к миру [Текст]/ Б. Э. Риэрдон. - М., 2001.

9. Степанов, П. А. Как воспитать толерантность? [Текст]/ П. А. Степанов // Народное образование. -2001. - № 9. - С. 28-39.

10. Семина, Л. И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. [Текст]/ Л. И. Семина, // Семья и школа. - 2001. - № 11-12. - С. 36-40.

УДК 370

Денисова Татьяна Анатольевна

Старший преподаватель кафедры педагогики и психологии начального и специального образования ПГПУ имени В. Г. Белинского, [email protected], Пенза

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГРУППЫ РИСКА

Denisova Tat'yana Anatolievna

Senior lecturer of the pedagogics andpsychology and theory ofprimary and special education subdepartment, Penza State Pedagogical Universitynamed after V G. Belinsky, zolotoy925@ mail.ru, Penza

PROBLEM OF TEACHING JUNIOR STUDENTS OF RISK GROUP

Современная школа призвана обеспечить всестороннее развитие каждого ребенка в органическом единстве процессов обучения и воспитания. Индивидуально-психологические различия между учащимися начальных классов определяются, прежде всего, индивидуальными особенностями морфологического, функционального созревания организма, проявляющимися в особенностях развития когнитивной и интеллектуальной сферы, речи, в характере деятельности, в общей работоспособности организма.

Детей, испытывающих трудности в социальной и школьной адаптации, проявляющих неуспешность в обучении, но являющихся интеллектуально сохранными, принято называть детьми группы педагогического риска. По определению Г. Ф. Кумариной, это дети «в силу физической и психологической ослабленности, психосоциальной запущенности характеризуются дисгармоничным развитием, пониженной обучаемостью и работоспособностью, имеют худшее, чем сверстники качество приспособительных, адаптационных механизмов, склонны к патологическим реакциям на перегрузки» [1, с. 24].

В настоящее время замечена тенденция к увеличению числа детей группы риска. По результатам исследований ученых каждый пятый ребенок на этапе поступления в школу может быть отнесен к категории детей группы

риска, в период дальнейшего обучения количество таких детей увеличивается до 20-30% от детской популяции младших школьников и до 40% подросткового возраста [1, с. 20].

В психолого-педагогической литературе многочисленны попытки определения категории детей группы риска, существуют различные подходы к пониманию и решению проблем обучения таких детей. Толкование этиологии детства, находящегося в ситуации риска, с педагогической, психологической, социологической и медицинской точки зрения осуществляется по-разному.

В нашем понимании, дети группы риска представляют неоднородную по своему составу группу детей, нормальное развитие, обучение и социализация которых находится под угрозой срыва или незначительных нарушений, приводящих к проблемам разного характера. Такую ситуацию риска для детей создают различные факторы (экономические, социальные, психологические и педагогические), под которыми можно рассматривать комплекс причин и условий социальной жизни детей. Обстоятельства, нарушающие гармонические отношения между формирующейся личностью и средой, способны действовать как самостоятельно, так и провоцировать действие других факторов (генетических и биологических). Спровоцированный фактором риска комплекс проблем психофизического, индивидуально-личностного и социального развития этих детей, осуществления ими ведущей деятельности может приобрести устойчивый и патологический характер.

Эффективность обучения детей группы риска в школе во многом зависит от уровня специальной готовности учителя к работе с детьми группы риска. Наряду со знаниями из области психологии и педагогики учителю начальной школы необходимы знания и опыт организации педагогического руководства учебной работой таких детей. Сложности обучения младших школьников группы риска, с нашей точки зрения, могут быть обусловлены, в том числе, несовершенством системы педагогического руководства процессом взаимодействия учителя с детьми данной категории в процессе обучения.

Современными исследователями О. В. Байбаковой и Е. В. Шаталовой отмечено, что в практике школьного и педагогического образования существует определенное противоречие между потребностью школы в адекватно подготовленных учителях, способных работать с неуспевающими учащимися, и отсутствием необходимых конструктов в подготовке будущего учителя начальных классов к осуществлению педагогического руководства процессом взаимодействия с такими детьми [3].

Будучи заинтересованными существующей в практике проблемой педагогического руководства процессом взаимодействия учителя с детьми группы риска в современной начальной школе, нами был проведен анкетный опрос учителей начальных классов. Цель анкетирования - раскрыть отношение учителей начальной школы к проблемам обучения младших школьников группы риска и понять проблемы педагогического руководства

процессом взаимодействия учителя с такими детьми в современной школе. Вопросы предлагаемой анкеты позволяют выяснить уровень знаний учителей начальной школы о детях группы риска, причинах попадания таких детей, специфике обучения детей группы риска и стиле педагогического общения с ними.

Группирование вопросов анкеты осуществлялось с учетом некоторых особенностей организации педагогического руководства обучением детей группы риска. Среди таких особенностей нами выделены: 1) характер представлений учителей начальной школы о категории детей группы риска, причинах появления таких детей, особенностях их развития; 2) уровень знаний педагогов об особенностях взаимодействия с детьми группы риска в процессе обучения и способах организации соответствующих психоло-го-педагогических условий, повышающих эффективность процесса обучения; 3) степень осознания проблем обучения (учения и преподавания) детей группы риска в начальной школе; 4) уровень подготовки и осуществления педагогического руководства обучением детей группы риска (планирование, учет уровня подготовки детей, контроль результатов обучения, профилактика возникновения стойких трудностей в учебе, наблюдение за динамикой развития детей группы риска).

Основными критериями оценки ответов учителей, позволяющими определить уровень осознания учителями начальной школы проблем обучения детей группы риска (высокий, средний или низкий), позицию учителей в их решении и некоторые особенности педагогического руководства процессом взаимодействия с младшими школьниками группы риска, выступали:

1. Владение системой знаний о причинах, признаках и проявлениях ситуации риска для ребенка, особенностях развития детей группы риска.

2. Владение системой приемов диагностической работы, использование на практике комплекса методик диагностики ситуации риска в жизни ребенка, изучение последствий влияния неблагоприятных условий развития ребенка на адаптацию в школе, учебную деятельность, поведение, общение со сверстниками.

3. Владение системой мер по предупреждению педагогической и социальной запущенности детей группы риска и преодолению стойких проблем, и трудностей детей группы риска на основе принципов преемственности и взаимодействия.

4. Активное использование в образовательном процессе альтернативных методов и психокоррекционных приемов, учитывающих недостатки психического, индивидуально-личностного и социального развития каждого ребенка и позволяющих создать условия эффективного обучения детей группы риска.

5. Использование в школьной практике специальных технологий организации педагогического руководства процессом взаимодействия с детьми группы-риска как отдельного, специального компонента осуществления образовательного процесса в начальной школе.

6. Сотрудничество с родителями, вовлечение их в процесс обучения своих детей, создание между педагогами и родителями атмосферы доброжелательности, взаимоуважения и взаимной требовательности, поддержание общего фона положительных взаимоотношений в семьях детей группы риска.

В анкетировании принимало участие 48 учителей начальных классов, среди которых 36 учителей работают в школах города Пензы (МОУ СОШ № 66, МОУ СОШ № 26, МОУ СОШ №7), 12 - в школах Пензенской области. Среди опрошенных учителей 17% (8 человек) имеют среднее специальное образование, педагогический стаж работы учителя составляет в среднем 20 лет.

Анализ результатов анкетного опроса позволил сделать некоторые выводы.

Значительная часть опрошенных учителей начальных классов города Пензы и Пензенской области недостаточно осознает проблемы обучения детей группы риска, их представления о детях риска, причинах их появления и особенностях развития неполные и неточные. Такой показатель, как различные формы школьной дезадаптации детей, позволяющий говорить о возникновении ситуации риска в процессе их обучения, никем из учителей не рассматривается. Некоторые в данной группе (17% респондентов) утверждают, что детей группы риска у них в классе нет. Однако, по результатам собранной нами первичной информации, в этих классах есть дети-инвалиды (по зрению, с хроническими заболеваниями, врожденной расщелиной верхнего неба, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата) и дети, воспитывающиеся опекунами и психически нездоровыми родителями.

Большинство опрошенных понимают, что обучение младших школьников группы риска имеет свои особенности, но необходимость создания при этом специальных психолого-педагогических условий, к сожалению, многими не рассматривается. В собственной практике они ограничиваются использованием принципов индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Половина опрошенных (50%) с целью профилактики возникновения стойкой неуспеваемости детей группы риска ограничиваются тем, что организуют учебную работу детей в соответствующем их развитию темпе, предлагают несложные задания, которые, как правило, не носят систематического и целенаправленного характера.

Большая часть учителей не рассматривает необходимость использования на практике комплекса методик диагностики ситуации риска в жизни ребенка и последствий влияния неблагоприятных условий на его развитие, адаптацию в школе, учебную деятельность, поведение, общение со сверстниками. Современные психолого-педагогические технологии (например, с целью снятия эмоционального напряжения учащихся) учителями редко используются. С точки зрения большинства опрошенных, подобные задачи должен и способен решать психолог и социальный педагог. Несмотря на то,

что учителями все же осознается собственная неспособность самостоятельно решать различные проблемы развития детей группы риска, значительная часть опрошенных (около 42%) редко обращается к психологу за помощью при решении сложных вопросов организации специальных условий обучения детей группы риска.

Таким образом, проблема обучения детей группы риска в начальной школе в целом сохранила некоторые черты, присущие ей в течение последних десятилетий. Для учителя на первый план в процессе педагогического руководства обучением младших школьников группы риска выступает задача устранения проблем учебной деятельности и поведения таких детей, избегая при этом вопросы выяснения истинных причин попадания детей в ситуацию риска и прогнозирования последствий стойких трудностей, связанных с педагогической и социальной запущенностью детей группы риска.

Большинство учителей начальных классов испытывают серьезные проблемы в организации взаимодействия с детьми группы риска в процессе обучения, их усилия недостаточны для организации эффективной педагогической работы, создания оптимальных условий и способов обучения таких детей. Одной из причин такого положения остается то, что учитель в сложной, противоречивой ситуации редко встает на место недисциплинированного, слабоуспевающего ученика, в решении каких-либо проблем ребенка перекладывает ответственность на других специалистов (психолога, социального педагога) или близких взрослых.

Библиографический список

1. Кумарина, Г. Ф. Компенсирующее обучение как тип коррекционно-развива-ющего учебного процесса [Текст]/ Г. Ф. Кумарина. // Компенсирующее обучение в России: сбориник действующих нормативных документов и учебно-методических материалов / Министерство общего и профессионального образования РФ; Состав. Е. С. Протас - М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. - 160 с.

2. Кумарина, Г. Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании [Текст]: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / [Г. Ф. Кумарина и др.]; под ред. Г. Ф. Кумариной. - М.: Издательский Центр «Академия», 2001. - 320 с.

3. Байбакова, О. Ю. Формирование готовности учителя начальных классов в работе с детьми, испытывающими трудности в обучении [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / О. Ю. Байбакова; Курский гос. университет. - Курск, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.