Научная статья на тему 'Особенности познавательной сферы учащихся классов компенсирующего обучения'

Особенности познавательной сферы учащихся классов компенсирующего обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1931
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / УСТОЙЧИВОСТЬ ВНИМАНИЯ / КОРРЕКЦИОННО–РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ / АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тараканова Валентина Викторовна, Жаворонкова Татьяна Юрьевна

В статье рассматриваются динамика развития познавательных процессов детей в классах компенсирующего обучения с использованием программы коррекционно-развивающих занятий обеспечивающей снятие напряжения, утомления и повышение мышления, внимания и памяти детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности познавательной сферы учащихся классов компенсирующего обучения»

$

Школа и ФГОС второго поколения

J

Л

Тараканова Валентина Викторовна

доцент АПК и ППРО Москва

Жаворонкова Татьяна Юрьевна

учитель начальных классов СОШ №5 г. Егорьевск МО

: ч

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ сферы учащихся КЛАССОВ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Как развивать познавательные процессы у детей классов компенсирующего обучения?

Аннотация. В статье рассматриваются динамика развития познавательных процессов детей в классах компенсирующего обучения с использованием программы коррекционно-развивающих занятий обеспечивающей снятие напряжения, утомления и повышение мышления, внимания и памяти детей.

Ключевые слова: познавательные процессы, дезадаптация, устойчивость внимания, коррекционно-развивающие занятия, арт-терапевтическая техника, здоровьесберегающие технологии

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что по характеру поведения, особенностям познавательной деятельности, общему развитию дети с интеллектуальной недостаточностью классов компенсирующего обучения значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений.

Трудности обучения проявляются в специфической неспособности усвоения школьных знаний, умений, навыков. В этой связи особо важное место принадлежит младшему школьному возрасту - начальному этапу формирования учебной деятельности и навыков чтения, письма,счета.

Процесс обучения в школе включает не только усвоение сложной системы знаний, становление многих учебных и интеллектуальных навыков, но также развитие познавательной сферы. Однако в большинстве случаев именно сами знания и навыки рассматриваются как конечный итог успешного обучения. В результате на каждом новом, более высоком этапе обучения учащийся испытывает большие затруднения в усвоении и использовании нового учебного материала. Главная причина таких затруднений состоит не только в пробелах предшествующего этапа обучения, но и в неразвитости самих познавательных процессов, неподготовленности к постановке и решению новых, более сложных проблем, пониманию нового учебного материала, обоснованию найденного решения, выражению собственной мысли. Все познавательные процессы составляют единую систему, которую в целом можно назвать познавательной сферой и которая одновременно обеспечивает и внимание к новому, и понимание, и запоминание учебного материала [1].

Для того чтобы способствовать на каждом возрастном этапе и в каждом учебном предмете успешному

усвоению учебного материала, необходимо достичь на предшествующем этапе развития системы познавательных процессов, обеспечивающих возможность успешного усвоения. Это относится в равной степени к развитию восприятия, внимания, памяти, воображению, мышлению и речи.

Создание адекватных потребностям детей условий может идти разными путями. Такие условия могут создаваться как в специальной, так и в общеобразовательной школе или образовательном дошкольном учреждении.

Поэтому был издан Приказ Министерства образования РФ о введении компенсирующих классов в сентябре 1992 г. Введение компенсирующего обучения было обусловлено тем, что у довольно значительной части детей (по разным данным 20-30%) уже при поступлении в школу выявляются некоторые парциальные отставания в развитии психических познавательных процессов, что не позволяет им осваивать школьную программу, а следовательно, ведет к стойкой школьной дезадаптации и последующему нарушению процесса социализации [3].

Классы компенсирующего обучения создаются в общеобразовательных школах для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ. Их основная цель - создание адекватных условий воспитания и обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию таких детей в условиях общеобразовательного учреждения [3].

В классы компенсирующего обучения принимаются дети группы риска. К этой группе специалисты относят детей, которые по совокупности причин генетического, биологического и социального характера приходят в школу психически и физически ослабленными, социально запущенными, с риском школьной и социальной дезадаптации. Это дети «с сохранным интеллектом»,

Эксперимент и инновации в школе 2013/2

11

$

$

Школа и ФГОС второго поколения

значительно более низкими в сравнении со сверстниками адаптационными возможностями, что делает их уязвимыми по отношению к несбалансированным воздействиям внешней среды и предрасположенным к патологическим реакциям на перегрузки, социальнопсихологическим срывам.

Дети группы риска не имеют выраженных отклонений в развитии, т.е. у них нет задержки психического развития церебрально-органического генеза, умственной отсталости, выраженных нарушений речи, слуха, зрения, двигательной сферы. При интеллектуальном развитии, соответствующем возрастной норме (отсутствие нарушений памяти, перцептивных и мыслительных процессов), эти дети обнаруживают низкую работоспособность, повышенную утомляемость и от-влекаемость, импульсивность, гиперактивность, низкий уровень производительности психических функций и деятельности, несформированность учебной мотивации и познавательных интересов. Классы компенсирующего обучения создаются в общеобразовательных школах для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ. Их основная цель - создание адекватных условий воспитания и обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию таких детей в условиях общеобразовательного учреждения [5].

Классы выравнивания, компенсирующего обучения, коррекции, педагогической поддержки, адаптации, здоровья и др.-все эти организационные формы свидетельствуют о поисках условий, адекватных психическим и физическим возможностям учащихся. Однако учителя, работающие в классах компенсирующего обучения, зачастую не удовлетворены своим трудом: они не знают психологических особенностей детей; только медицинская диагностика не помогает им понять причины неуспеваемости и выбрать соответствующие методы работы; отсутствуют специальные методики, новые технологии, а удачные находки, как правило, мало внедряются в школьную практику. В связи с этим, становится очевидным, что внедрение современных технологий обучения могут улучшить условия обучения детей рассматриваемой категории [4].

Обучение в компенсирующих классах строится с опорой на действующие учебники. Однако планирование учебного содержания имеет свои особенности. Специфика обнаруживается в структурировании материала, методике его преподавания. Построение содержания учебного материала в системе коррекционно-развивающего обучения осуществляется на основе следующих принципов:

- усиления практической направленности изучаемого материала;

- выделения сущностных признаков изучаемых явлений;

- опоры на жизненный опыт ребенка;

- ориентации на внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами.

Составной частью коррекционно-развивающего учебно-воспитательного процесса является индивидуально-групповая работа, направленная на коррекцию индивидуальных недостатков развития. Это специальные занятия, имеющие целью не только повышение общего, интеллектуального уровня развития, но и решение конкретных задач предметной направленности: подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, ликвидация пробелов предшествующего обучения и др. [4]

Цель нашего исследования является комплексная оценка уровня развития познавательной сферы детей, классов компенсирующего обучения. Экспериментальное исследование было проведено в МОУ общеобразовательной школе № 15 и № 4 г. Егорьевска Московской области в 3-м и 4-м классах. Всего было обследовано 10 человек (4 мальчика и 6 девочек) (табл. 1).

Таблица1

№ п.п. 3 класс № п.п. 4 класс

i Марина К. 6 Настя П.

2 Дима К. 7 Маша М.

3 Вероника Е. 8 Катя К.

4 Саша П. 9 Гена М.

5 Рома С. 10 Саша Д.

В исследовании применили методики:

Методика «Память на числа» предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, её объёма и точности и «Оперативная память» применяется для изучения кратковременной памяти, когда она несёт основную функциональную нагрузку [6].

Результаты по исследованию развития памяти детей классов компенсирующего обучения на начало учебного года были занесены рис. 1.

На основании полученных данных рис. 1. можно сделать вывод, что такой познавательный процесс как память недостаточно хорошо сформирован у учащихся класса компенсирующего обучения. В третьем классе только 10% испытуемых имеют высокий уровень развития, 40% - средний, 50% - низкий; в четвертом классе 10% испытуемых имеют высокий уровень развития, 70% - средний, 20% - низкий.

Но т.к. нами были изучены не все виды памяти, это не позволяет с достаточной уверенностью судить о том, что память ребёнка хорошая или средняя. Те виды памяти, которые в данном случае не изучались, могут оказаться иными, которые важны в некоторых видах деятельности.

Методика «Обобщение рядов конкретных понятий» (мышление,).

Развитие мышления у детей классов компенсирующего обучения на начало учебного года.

На основании рис. 2. можно сделать вывод, что такой познавательный процесс как мышление не развивается и в третьем классе 30% испытуемых имеют вы-

12

Эксперимент и инновации в школе 2013/2

$

$

ШкОЛаиФГОС ВТОрОтОП ОКОЛвНИЯ

70% 60% 50% -40% 30% 20% 10% 0%

низкии уровень средний уровень

высокий уровень

3 класс

4 класс

■ высокий уровень

■ средний уровень

■ низкий уровень

Рис.1. Развитие памяти учащихся классов компенсирующего обучения на начало учебного года.

сокий уговень развигт,5Тоеол(гедний, 20%-ниокий; очетвериомвпагсе 20% испопопмыхоосюг ввюозаг уровень развития, 40% - средний, 40% - низкий.

Дооопртдлпевия устойооззстеееиепния,аинг-ооаиггОьтоссособгоотымы проватраотдеиыу«Та-Ф 0лидр1Гплоди».

Далее в нашем исследовании мы применили методику «Красно-чёдеео таТЛицаоиссвльзуется рое д^(^ототе%^кдыен^»ао1Г^гд^(^/^^н ноевиимани я.

На основании полученных данных можно сделать оывод,что такай повневазолентш првдтси кек внимв-

нзоеп тпзвикаете— пгДогквипе<^ок^,но очень мед-ыеннсВ'^^к^еовако^ч 50% итоытупаых имеют высокий уровень развития, 20% - средний, 30% низкий уревоны еаввитвн; в ооипецтом классы 40% испытуе-сых ооек^ттею^^ё yоoввннгa»сеоия,ОЫ%- средний,

10% низкий уровень развития. Полученные результа- Ф

ты нам позволили определить уровень психической цвтейзипесчт. У дeеeKнизкийелoввть психической т^стоз^о^^с^т™ ове укйщипси(К° 4,Ч,9Ц Эти дети психически неустойчивы к выполнению заданной работы, д ей х нло%уг1В6т быc1ие6длuопни ей на т-о основе от-

4 класс

■ высокий уровень

■ средний уровень

■ низкий уровень

Рис.2. Развитиемышленияудетейклассов компенсирующегообучениянаначалоучебногогода.

Эксперимент и инновации в школе 2013/2

13

ст

$

Школа и ФГОС второго поколения

влеченное внимание. У учащихся под номерами № 2, 3, 5, 6, 7, 10 средний показатель и у одного ребенка под № 1 высокий, что говорит о хорошей психической устойчивости.

На основе проведенных методик нами были определены следующие задачи:

1. Применить дидактические упражнения с целью коррекции внимания, мышления и памяти у детей классов компенсирующего обучения.

2. Реализовать ряд дидактических упражнений из коррекционно-развивающей программы на практике.

Для решения поставленных задач нами была разработана программа коррекционно-развивающих занятий, направленная на развитие познавательной сферы детей с задержкой развития [2].

Предлагаемая программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста (6,5-10лет) классов компенсирующего обучения, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и коммуникативной сферах; способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-игровой деятельности.

Цели программы: диагностика и развитие познавательных процессов учащихся (внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти); формирование коммуникативных навыков и навыков саморегуляции; овладение учащимися классов компенсирующего обучения здоровьесберегающими технологиями.

Считаем, что необходимым условием плодотворной работы с учащимися класса компенсирующего обучения является создание ситуации успеха на занятиях. С этой целью каждое занятие, проводимое нами, заканчивается упражнениями, помогающими ребенку поверить в свои силы, почувствовать себя успешным. Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий не только задания на развитие познавательных процессов, речи, но и упражнения для профилактики нарушений зрения, элементы дыхательной и координационной гимнастики, упражнения на расслабление, развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Занятия строятся на основе следующих принципов: интегрирования (включение элементов арт-терапии); системности; преемственности.

Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных методов и приемов, так и инновационных (рисуночные тесты, рисование под музыку, сказкотерапия и т.д.). Традиционные методы, используемые на занятиях, обогащаются игровыми ситуациями.

Формы проведения занятий - работа в группе. Считаем, что при такой форме работы наиболее успешно происходит нейтрализация психологического барье-

ра, как правило, имеющегося у учащихся классов компенсирующего обучения, что позволяет учащемуся чувствовать себя равным членом группы.

Групповая работа также предоставляет возможность для развития коммуникативных навыков и навыков общения, необходимых для установления дружественных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками.

Кроме того, групповая форма работы позволяет активно использовать приемы моделирования ситуаций взаимодействия, позволяющих акцентировать внимание членов группы на сильных качествах каждого ребенка, что является важным этапом в реабилитации учащихся классов компенсирующего обучения.

Использование в программе арт-терапевтических техник (упражнения, связанные с рисованием, телесными контактами и т.д.) создает положительный настрой в группе, снижает утомляемость, облегчает процессы коммуникаций, вызывает эмпатию у участников, дает положительные результаты в развитии внутреннего контроля и повышении адаптационных способностей детей, способствует их самовыражению.

В реализации программы коррекционно-развивающих занятий принимали участия все дети класса компенсирующего обучения.

Таким образом, реализовав коррекционно-развивающуюся программу, мы видим, что дидактические упражнения оказали влияние на повышения продуктивности памяти у детей классов компенсирующего обучения младшего школьного возраста.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Далее мы провели повторное диагностическое обследование с целью проследить изменения, произошедшие в познавательной сфере у учащихся в процессе реализации программы.

Мы повторно применили методику «Память на числа» и «Оперативную память» на конец учебного года.

Таким образом, данные эксперимента (диаграмма

3) подтвердили эффективность примененных методик и программы коррекционно-развивающих занятий, направленной на развитие познавательной сферы детей с задержкой развития, как средства развития памяти детей данного возраста. Можно сделать вывод, что такой познавательный процесс как память развивается хорошо у школьников только после дополнительных занятий по специальной программе. В третьем классе 70% испытуемых имеют высокий уровень развития, 20% - средний уровень развития, 10% - низкий уровень развития. В четвертом классе 60% учащихся имеют высокий уровень развития, 40% - средний уровень развития.

Далее, мы повторили методику ««Обобщение рядов конкретных понятий» и методику ««Исключение понятий».

По результатам нашего исследования (диаграмма

4) на конец учебного года уровень развития внимания повышается и составляет в третьем классе 50% испытуемых, 50% -средний; в четвертом классе 70%

14

Эксперимент и инновации в школе 2013/2

$

$

Школаи ФГОСвторопо поколения

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

начало года 3 конец года 3 начало года 4 конец года 4

класс класс класс класс

■ высокий уровень

■ средний уровень

■ низкий уровень

Рио.З. Динамика развития памятидетей компенсарующего вручения наначаллиоонец учеОного года.

испытуемыо -ноют высоитйзонненьраавиаия, 30%4 средний.

В конци yаeбоoгoгс4отия ла4»дeдюнаое»mотчu-вости внимания, динамики работоспособности мы провели лГаб»здю/ Ш^ьте» я мттодику

«Красно-нёрноятоблаца».

Результаты (диофззма Л) покчаали.аиоиа клняя учебного года в третьем классе 80% испытуемых имеют высокийуровень развитня,20%-следний,аннке-

amoa^Sh^c^rboafla чантвз ртомалааиеЗОЮоисьь 1туе-мт омзутз-соптйнновеньеазвиньч,40%-сиьд ний.

Аннлзз дeтииьлат4» здюeгoе»cтотнвaнья ео-воля-ет сделать вывод, что познавательная сфера детей, оаластнотоисзи маьие, плмотщмышлеилз.ноо бхо-димо pa4»звдюь,ое»mоитнляя их в процесс учебной %-ятельносйи.

Нами были обнаружены следующие способы и ус-окрвя, рпособствующие развитию познавательной

начало года 3 конец года 3 начало года4 конец года 4

класс класс класс класс

■ высокий уровень

■ средний уровень

■ низкий уровень

Рис.4.Развитиемышлениядетейкомпенсирующегоклассананачалоиконецучебногогода.

Эксперимент и инновации в школе 2013/2

15

$

ф

Школа и Ф ГО С второго поколения

начало года 3 конец года 3 начало года 4 конец года 4 класс класс класс класс

■ высокий уровень

■ средний уровень

■ низкий уровень

Ф

Рис.5 Динамика развития внимания у детей классов компенсирующего обучения на конец учебного года.

Ф

сферы школьников классов компенсирующего обучения:

-комб инирование различных фарморганизации учебной работы,опнеделинирихмарва на ыаадямвтане занятия;

- обученчр школь^и^ыа^^ ряп^^ыа^ьннф(^и^::^г^б1^^-стп^н^ыаЯ рабыты;

я роо^пхы^в,^с^арожелательного эмоционального фона в работе педагога и учеников. Положительные эмоции, испытываемые детьми в процессе обучения, стимули-|эуютнрнрзнаватял ьиуюнфер°;

-з-пятыяоелрсообяазво (^тр^и^ныннчетом индивидуальных и возраствытаснаенввсанйяетиа.

Для развития познавательной сферы мы предлага-емоледуюпще реномындацкикедагоуам:

1. ОпределитьтарбялеорациoаллихнeачлBное аиств веринка на занятиях, что будет способствовать постоянно му контнвту педагога gлтбивкoт.

2. Обеспечить индивидуальный подход к ребенку в процессе учебной и предметно-практической деятельности,

3. При о р га н изацаннраоны, кяктнчлЛтoИ деывелннриви, иак иы ни кивНист дыытллбтoстуTбятеlвать индивидуальные особенности данного возраста.

4. Разработать индивидуальное планирование учебной (и предметно-практической) деятельности ребенка.

16

5. Желательно, проводить индивидуально-дополнитель--ыапкнятяя с реИенкомирряо-ипжительные по времени.

Лняе^ тууа

1 . анб^ылH^.о. Псыногюгычояеа ок^ы^^рхст ь детей к обучению в школв // Оизвитянмыштентыв^ственное воспитание дошкольника.- М.: Владос, 2005.- 492 с.

2. Кумарина Г Ф., Вайнер М. Э., Вьюнкова Ю. Н. Коррекционная педагогика в начальном образовании.- М.: Дрофа, 2Я-1.-30 2с

3. Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспек-имкы. MaтининлыBятыoлеийикoTнayчной практической конференции в Новгороде.- М.: Айрис-Пресс, 2010.325с.

П. Ки—е кцновнняткд-гогрк-/бнт.ыыД■е. П. Пузанова.- М: Педагогика, 2008.- 258с.

5. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении.- Томск, 2003.-аЛ7c.

<э.ШибннпаЛ.В. ^-^ияма ярих-лнгинеской реабилита-цирокнльтикрв с несформированной учебной деятель-нPбтяю.лM .: 0ыиуалогиу,К00Х.- ВКОс.

7. Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников.- Петрозаводск: Педагогика, 2002.143с.

Эксперимент и инновации в школе 2013/2

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.