Научная статья на тему 'Проблемы обучения младших школьников группы риска'

Проблемы обучения младших школьников группы риска Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1688
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети группы риска / педагогическая работа с детьми группы риска / children of the risk group / pedagogical work with the children of the risk group

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Денисова Татьяна Анатольевна

Предлагаемый в статье материал освещает проблемы обучения детей группы риска в современной начальной школе. Полученные результаты анкетного опроса учителей, позволяют обратить внимание на одну из главных трудностей педагогической профессии работу с детьми группы риска. Вопросы уточнения понятия «дети риска», поиска оптимальных способов обучения таких детей продолжают оставаться наиболее актуальными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The material offered in the article throws light on the problems of teaching children of the risk group at modern primary school. The results received by form questioning of teachers allow us to pay regard to one of the main difficulties of the pedagogical profession the work with the children of the risk group. Questions of the clarification of the concept «risk children», the search of optimal methods of teaching of such children continue to remain most actual.

Текст научной работы на тему «Проблемы обучения младших школьников группы риска»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 16 (20)2010

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 16 (20) 2010

УДК 370

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГРУППЫ РИСКА

© Т. А. ДЕНИСОВА

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра педагогики и психологии начального и специального образования

e-mail: rector@spu-penza.ru

Денисова Т.А. - Проблемы обучения младших школьников группы риска // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2010. № 16 (20). С. 123-125. - Предлагаемый в статье материал освещает проблемы обучения детей группы риска в современной начальной школе. Полученные результаты анкетного опроса учителей, позволяют обратить внимание на одну из главных трудностей педагогической профессии - работу с детьми группы риска. Вопросы уточнения понятия «дети риска», поиска оптимальных способов обучения таких детей продолжают оставаться наиболее актуальными.

Ключевые слова: дети группы риска, педагогическая работа с детьми группы риска.

Denisova T. A. - Problems of the education of small schoolchildren of the risk group // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V.G. Belinskogo. 2010. № 16 (20). P. 123-125. - The material offered in the article throws light on the problems of teaching children of the risk group at modern primary school. The results received by form questioning of teachers allow us to pay regard to one of the main difficulties of the pedagogical profession - the work with the children of the risk group. Questions of the clarification of the concept «risk children», the search of optimal methods of teaching of such children continue to remain most actual.

Keywords: children of the risk group, pedagogical work with the children of the risk group.

Современная школа призвана обеспечить всестороннее развитие каждого ребенка в органическом единстве процессов обучения и воспитания. Индивидуально-психологические различия между учащимися начальных классов определяются, прежде всего, индивидуальными особенностями морфологического, функционального созревания организма, проявляющимися в особенностях развития когнитивной и интеллектуальной сферы, речи, в характере деятельности, в общей работоспособности организма.

Детей, испытывающих трудности в социальной и школьной адаптации, проявляющих неуспешность в обучении, но являющихся интеллектуально сохранными, принято называть детьми группы педагогического риска [2]. По определению Г.Ф. Кумариной, это дети «в силу физической и психологической ослабленнос-ти, психосоциальной запущенности характеризуются дисгармоничным развитием, пониженной обучаемостью и работоспособностью, имеют худшее, чем сверстники качество приспособительных, адаптационных механизмов, склонны к патологическим реакциям на перегрузки» [1, с. 24].

В настоящее время замечена тенденция к увеличению числа детей группы риска. По результатам исследований ученых каждый пятый ребенок на этапе поступления в школу может быть отнесен к категории

детей группы риска, в период дальнейшего обучения количество таких детей увеличивается до 20-30 % от детской популяции младших школьников и до 40% подросткового возраста [1, с. 20].

В психолого-педагогической литературе многочисленны попытки определения категории детей группы риска, существуют различные подходы к пониманию и решению проблем обучения таких детей. Толкование этиологии детства, находящегося в ситуации риска, с педагогической, психологической, социологической и медицинской точки зрения осуществляется по-разному.

В нашем понимании, дети группы риска представляют неоднородную по своему составу группу детей, нормальное развитие, обучение и социализация которых находится под угрозой срыва или незначительных нарушений, приводящих к проблемам разного характера. Такую ситуацию риска для детей создают различные факторы (экономические, социальные, психологические и педагогические), под которыми можно рассматривать комплекс причин и условий социальной жизни детей. Обстоятельства, нарушающие гармонические отношения между формирующейся личностью и средой, способны действовать как самостоятельно, так и провоцировать действие других факторов (генетических и биологических). Спровоцированный

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского • Общественные науки • № 16 (20) 2010 г.

фактором риска комплекс проблем психофизического, индивидуально-личностного и социального развития этих детей, осуществления ими ведущей деятельности может приобрести устойчивый и патологический характер.

Эффективность обучения детей группы риска в школе во многом зависит от уровня специальной готовности учителя к работе с детьми группы риска. Наряду со знаниями из области психологии и педагогики учителю начальной школы необходимы знания и опыт организации педагогического руководства учебной работой таких детей. Сложности обучения младших школьников группы риска, с нашей точки зрения, могут быть обусловлены, в том числе, несовершенством системы педагогического руководства процессом взаимодействия учителя с детьми данной категории в процессе обучения.

Современными исследователями О. В. Байбаковой и Е. В. Шаталовой отмечено, что в практике школьного и педагогического образования существует определенное противоречие между потребностью школы в адекватно подготовленных учителях, способных работать с неуспевающими учащимися, и отсутствием необходимых конструктов в подготовке будущего учителя начальных классов к осуществлению педагогического руководства процессом взаимодействия с такими детьми [3].

Будучи заинтересованными существующей в практике проблемой педагогического руководства процессом взаимодействия учителя с детьми группы риска в современной начальной школе, нами был проведен анкетный опрос учителей начальных классов. Цель анкетирования - раскрыть отношение учителей начальной школы к проблемам обучения младших школьников группы риска и понять проблемы педагогического руководства процессом взаимодействия учителя с такими детьми в современной школе. Вопросы предлагаемой анкеты позволяют выяснить уровень знаний учителей начальной школы о детях группы риска, причинах попадания таких детей, специфике обучения детей группы риска и стиле педагогического общения с ними.

группирование вопросов анкеты осуществлялось с учетом некоторых особенностей организации педагогического руководства обучением детей группы риска. Среди таких особенностей нами выделены: 1) характер представлений учителей начальной школы о категории детей группы риска, причинах появления таких детей, особенностях их развития; 2) уровень знаний педагогов об особенностях взаимодействия с детьми группы риска в процессе обучения и способах организации соответствующих психолого-педагоги-ческих условий, повышающих эффективность процесса обучения; 3) степень осознания проблем обучения (учения и преподавания) детей группы риска в начальной школе; 4) уровень подготовки и осуществления педагогического руководства обучением детей группы риска (планирование, учет уровня подготовки детей, контроль результатов обучения, профилактика возникновения стойких трудностей в учебе, наблюдение за динамикой развития детей группы риска).

Основными критериями оценки ответов учителей, позволяющими определить уровень осознания учителями начальной школы проблем обучения детей группы риска (высокий, средний или низкий), позицию учителей в их решении и некоторые особенности педагогического руководства процессом взаимодействия с младшими школьниками группы риска, выступали:

1. Владение системой знаний о причинах, признаках и проявлениях ситуации риска для ребенка, особенностях развития детей группы риска.

2. Владение системой приемов диагностической работы, использование на практике комплекса методик диагностики ситуации риска в жизни ребенка, изучение последствий влияния неблагоприятных условий развития ребенка на адаптацию в школе, учебную деятельность, поведение, общение со сверстниками.

3. Владение системой мер по предупреждению педагогической и социальной запущенности детей группы риска и преодолению стойких проблем, и трудностей детей группы риска на основе принципов преемственности и взаимодействия.

4. Активное использование в образовательном процессе альтернативных методов и психокоррекционных приемов, учитывающих недостатки психического, индивидуально-личностного и социального развития каждого ребенка и позволяющих создать условия эффективного обучения детей группы риска.

5. Использование в школьной практике специальных технологий организации педагогического руководства процессом взаимодействия с детьми группы риска как отдельного, специального компонента осуществления образовательного процесса в начальной школе.

6. Сотрудничество с родителями, вовлечение их в процесс обучения своих детей, создание между педагогами и родителями атмосферы доброжелательности, взаимоуважения и взаимной требовательности, поддержание общего фона положительных взаимоотношений в семьях детей группы риска.

В анкетировании принимало участие 48 учителей начальных классов, среди которых 36 учителей работают в школах города Пензы (МОУ СОШ № 66, МОУ СОШ № 26, МОУ СОШ № 7), 12 - в школах Пензенской области. Среди опрошенных учителей 17% (8 человек) имеют среднее специальное образование, педагогический стаж работы учителя составляет в среднем 20 лет.

Анализ результатов анкетного опроса позволил сделать некоторые выводы.

Значительная часть опрошенных учителей начальных классов города Пензы и Пензенской области недостаточно осознает проблемы обучения детей группы риска, их представления о детях риска, причинах их появления и особенностях развития неполные и неточные. Такой показатель, как различные формы школьной дезадаптации детей, позволяющий говорить о возникновении ситуации риска в процессе их обучения, никем из учителей не рассматривается. некоторые в данной группе (17 % респондентов) утверждают, что детей группы риска у них в классе нет. Однако, по

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►►

результатам собранной нами первичной информации, в этих классах есть дети-инвалиды (по зрению, с хроническими заболеваниями, врожденной расщелиной верхнего неба, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата) и дети, воспитывающиеся опекунами и психически нездоровыми родителями.

Практически все среди опрошенных понимают, что обучение младших школьников группы риска имеет свои особенности, но необходимость создания при этом специальных психолого-педагогических условий, к сожалению, многими не рассматривается. В собственной практике они ограничиваются использованием принципов индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Половина опрошенных (50 %) с целью профилактики возникновения стойкой неуспеваемости детей группы риска ограничиваются тем, что организуют учебную работу детей в соответствующем их развитию темпе, предлагают несложные задания, которые, как правило, не носят систематического и целенаправленного характера.

Большая часть учителей не рассматривает необходимость использования на практике комплекса методик диагностики ситуации риска в жизни ребенка и последствий влияния неблагоприятных условий на его развитие, адаптацию в школе, учебную деятельность, поведение, общение со сверстниками. Современные пси-холого-педагогические технологии (например, с целью снятия эмоционального напряжения учащихся) учителями редко используются. С точки зрения большинства опрошенных, подобные задачи должен и способен решать психолог и социальный педагог. несмотря на то, что учителями все же осознается собственная неспособность самостоятельно решать различные проблемы развития детей группы риска, значительная часть опрошенных (около 42 %) редко обращается к психологу за помощью при решении сложных вопросов организации специальных условий обучения детей группы риска.

Таким образом, проблема обучения детей группы риска в начальной школе в целом сохранила не-

которые черты, присущие ей в течение последних десятилетий. для учителя на первый план в процессе педагогического руководства обучением младших школьников группы риска выступает задача устранения проблем учебной деятельности и поведения таких детей, избегая при этом вопросы выяснения истинных причин попадания детей в ситуацию риска и прогнозирования последствий стойких трудностей, связанных с педагогической и социальной запущенностью детей группы риска.

Большинство учителей начальных классов испытывают серьезные проблемы в организации взаимодействия с детьми группы риска в процессе обучения, их усилия недостаточны для организации эффективной педагогической работы, создания оптимальных условий и способов обучения таких детей. Одной из причин такого положения остается то, что учитель в сложной, противоречивой ситуации редко встает на место недисциплинированного, слабоуспевающего ученика, в решении каких-либо проблем ребенка перекладывает ответственность на других специалистов (психолога, социального педагога) или близких взрослых.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кумарина Г. Ф. Компенсирующее обучение как тип коррекционно-развивающего учебного процесса // Компенсирующее обучение в России: сборник действующих нормативных документов и учебно-методических материалов. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. 160 с.

2. Кумарина Г. Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений М.: Издательский Центр «Академия», 2001. 320 с.

3. Байбакова О. Ю. Формирование готовности учителя начальных классов в работе с детьми, испытывающими трудности в обучении. Дисс. ... к.п.н. Курск: КГУ, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.