Научная статья на тему 'Проблемы общественного сознания'

Проблемы общественного сознания Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
307
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ИДЕОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНАЯ БАЗА ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ / POLITICAL PARTY / IDEOLOGY / SOCIAL BASIS OF POLITICAL PARTIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Белявский Юрий Александрович

Рассматривается суть идеологии и проводится сравнительный анализ идеологий основных политических партий современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL PARTIES IDEOLOGY IN MODERN RUSSIA

The article deals with comparative analysis of ideology of the main political parties in modern Russia.

Текст научной работы на тему «Проблемы общественного сознания»

ПУБЛИКАЦИИ СОИСКАТЕЛЕЙ УЧЕНЫХ СТЕПЕНЕЙ

ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Ю.А. Белявский

ИДЕОЛОГИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

БЕЛЯВСКИЙ Юрий Александрович - аспирант кафедры социологии РАГС (е-mail: uri-70.70@ mail.ru)

Аннотация. Рассматривается суть идеологии и проводится сравнительный анализ идеологий основных политических партий современной России. Ключевые слова: политические партии, идеологии, социальная база политических партий.

Основными игроками на современном идеологическом поле России выступают политические партии. В последние годы основные партии стали значительно больше внимания уделять выработке и пропаганде своей идеологии и к настоящему времени сформировали основные положения, позволяющие их различать. Не в последнюю очередь этот процесс вызван и приближающимися парламентскими выборами, результаты которых позволят оценить правильность расставленных приоритетов.

Идеология формируется различными способами, которые определяются политическим режимом. При демократических режимах каждая общественная сила вырабатывает свою систему взглядов и идей, конкурирую-

щих между собой и доказывающих свою правоту на политической арене. Сама по себе идеология - лишь часть общественной жизни. Ее основную массу составляют социальные, экономические, политические и иные воззрения общественных групп, классов, сословий. Та сила, которая в ходе политической борьбы доказала свою перспективность, прогрессивность на данном этапе развития данного общества, приходит к власти, а ее идеология также на данный момент провозглашается официальной идеологией и ориентирует государственную деятельность. Это означает, что экономические и социальные программы в обществе принимаются и реализуются исходя из ее постулатов.

Однако существует и другое мнение. Его суть состоит в том, что в основу общегражданской идеологии не может быть положен партийный принцип. Любая партийная идеология частична и конфликтна, ибо, прежде всего, она нацелена на борьбу с другими партиями. Целью борьбы является власть. Поэтому партийная идеология не может объединить всех граждан и даже их большинство. Более того, в настоящее время возник кризис доверия избирателей к партийной системе как таковой. Данные социологических опросов свидетельствуют о резком падении массового интереса к партиям как институту. Более половины россиян идеологически себя не идентифицируют.

В настоящее время в мире сформировалось три основных русла идеологии, которые представляют собой различные и несводимые друг к другу системы идей. Между ними существовали и промежуточные варианты, но эти варианты никогда не имели ни идейной, ни политической автономии, не захватывали своим влиянием существенный, решающий сегмент человечества. Поэтому с социологической точки зрения корректно говорить именно о трех - не более, но и не менее - идеологиях, тогда как политология, философия, экономика или иные дисциплины могут сколь угодно расширять этот список на основании своих критериев.

К трем упомянутым идеологиям относятся:

1) либерализм (буржуазная либерал-демократия, со всеми ее разновидностями);

2) социализм (в первую очередь марксизм, и отчасти левоцентриская социал-демократия);

3) консерватизм (включая национал-социализм).

Все эти три идеологических направления представлены в России. Какое из них может рассчитывать на успех?

Либеральная идеология ставит во главу угла свободу предпринимательства, свободное развитие личности, уменьшение контроля со стороны государства над экономикой. В современном российском обществе, где согласно статистике, происходит дальнейшее расслоение населения на богатых и бедных, где большинство так и не вписались в структуру

рыночной экономики, не сформировался средний класс, традиционно сильна регулятивная роль государства, либеральная идеология остается уделом незначительных слоев, сумевших реализоваться в этих условиях. Эта идеология ассоциируется у российских граждан с капиталистическим путем развития государства, а как показал опрос, проведенный Социологическим центром РАГС в 2007 г., большинство россиян этот курс не поддерживает, так как еще свежи в памяти десятилетие экономических реформ и их последствия.

Таблица 1

Мнения о том, следует ли в России развивать капитализм, как в США и Западной Европе, в различных возрастных группах, (в %)

Варианты Ответа Возрастные группы , лет:

18-24 25-29 30-39 40-49 50-59 60 и старше Всего

Да 12,2 11,7 8,9 6,9 5,8 4,3 8,0

Скорее да 17,9 13,7 18,1 14,2 10,3 5,9 13,5

Скорее нет 24,7 27,8 30,4 32,2 30,5 21,3 28,3

Нет 25,3 28,6 27,8 29,0 35,2 43,6 31,6

Не знаю 19,6 18,2 14,8 17,5 17,7 24,5 18,5

Идеология Коммунистической партии в настоящее время также не пользуется поддержкой подавляющего большинства граждан Российской Федерации, так как в период деилогизации и либеральных реформ все прошлое, что не могло не сказаться на мировоззрении россиян, подвергалось очернению.

Таблица 2

Мнения о том, следует ли искать новые пути строительства социализма, в различных возрастных группах, (в %)

Варианты Ответа Возрастные группы, лет: Всего

18-24 25-29 30-39 40-49 50-59 60 и старше

Да 11,4 6,5 5,9 9,0 14,7 27,7 11,4

Скорее да 11,9 10,5 14,3 15,7 17,9 16,0 11,9

Скорее нет 26,4 30,6 25,7 29,2 22,1 17,0 26,4

Нет 24,7 33,1 36,1 25,9 28,0 16,5 24,7

Не знаю 25,0 19,0 18,0 19,8 16,6 22,8 25,0

Таблица 3

Мнения о том, следует ли искать собственный путь развития России, в различных возрастных группах, (в %)

Варианты Ответа Возрастные группы , лет: Всего

18-24 25-29 30-39 40-49 50-59 60 и старше

Да 51,1 48,8 52,1 48,9 53,8 46,8 50,4

Скорее да 21,3 24,6 23,6 25,9 24,0 20,7 23,5

Скорее нет 5,7 6,9 7,2 8,8 6,5 6,4 7,0

Нет 8,0 5,2 5,7 5,6 6,8 8,8 6,6

Не знаю 13,6 14,5 11,4 10,6 8,4 16,5 12,1

Материалы опроса свидетельствуют, что среди всех слоев населения наиболее популярны идеи поиска собственного, особого пути развития России. Такому варианту будущего нашей страны отдали предпочтение почти три четверти опрошенного населения (73,9%). Что же сейчас предлагают основные партии?

В партии «Единая Россия» длительный период избегали употребления понятия «идеология». Начав с «идеологии успеха», затем продолжив критикуемой многими курс «суверенной демократии», партия в настоящее время приняла на вооружение такое понятие, как «русский консерватизм». На съезде партии никто не разъяснял, что конкретно вкладывается в это понятие. В сети Интернет можно было ознакомиться со схемой, подготовленной Андреем Исаевым, Андреем Писаревым и Иваном Демидовым, со структурой идеологии «Единой России».

Концепция «суверенной демократии» предполагает, что в мире абсолютное большинство государств и народов лишь формально считаются независимыми. Только немногие из них - самые мощные по основным показателям и самые смелые идейно и политически - обладают реальным или хотя бы максимально возможным суверенитетом. То есть, строят свою внешнюю и внутреннюю политику исходя из собственного понимания своих национальных интересов, не подчиняясь интересам иных равновеликих и даже больших субъектов международной политики

В настоящее время значительным событием, вызвавшим противоречивую реакцию в обществе, стало обнародование в конце октября 2010 г. известным кинорежиссером кинорежиссер Никитой Михалковым документа под названием «Манифест просвещенного консерватизма». В нем автор заявляет, что либеральная демократия России не подходит, поэтому нужно обратиться к «просвещенному консерватизму», основанному на «следовании справедливому закону и божественному порядку, заповеданному в правде». По его мнению, «люди устали внимать призывам к индивиду-

альной свободе и верить сказкам о чудесах рыночной экономики». Россия должна возродиться путем укрепления вертикали власти, регулируемой рыночной экономики, «лояльности к власти, умения достойно подчиняться авторитетной силе» и «почитании ранга». Для этого достаточно трех партий. Н.С. Михалков провозглашает движение, которое, по его словам, будет пропагандировать идеи и ценности просвещенного консерватизма «среди национальной элиты и в народных массах». Предлагаемые изменения он хочет закрепить в новой Конституции России.

Предложенная автором модель подходит под матрицу идеологии «Единой России», об этом свидетельствует и то, что многие члены этой партии поддержали положения этого документа.

У Коммунистической партии Российской Федерации идеология присутствовала всегда, носила научный характер, и в настоящий момент она проходит определенную адаптацию к реалиям современного времени в целях привлечения под свои знамена молодежи, а также исключения из своих идеологических посылок тех из них, которые могут оттолкнуть электорат.

КПРФ позиционирует себя как наследница лучших традиций РСДРП(б) -РКП(б) - ВКП(б) - КПСС, как политическая партия, выражающая идеологически коренные интересы совокупного рабочего класса и других трудящихся России.

Целью партии является строительство в России обновленного социализма. Ответом КПРФ на общественную потребность представить свое видение выхода России из нынешнего кризиса, конкретизации этих целей, формирования ясных и понятных избирателям представлений о будущем социалистической России стало постановление Пленума ЦК и ЦКРК КПРФ от 03 апреля 2010 г. «Социалистическая модернизация - путь к возрождению России».

Партия «Справедливая Россия» заявила о своем социалистическом выборе. Ее базовые ценности: справедливость, свобода, солидарность.

Новая модель социализма не отменяет ни частной собственности, ни рыночных механизмов, ни прослойки богатых людей, ни демократии, ни конкуренции.

Партия во главе с ее лидером С. Мироновым определила главные характеристики «нового, актуального социализма» следующим образом:

первое, новый социализм - это социально экономическая модель информационного общества;

второе, социализм - это свобода и демократия. Свобода без справедливости - это всегда свобода для немногих;

третье, социалисты выступают против вторжения рыночных отношений в области, далекие от экономики, ибо это дезорганизует общество, разрушает мораль и нравственность. Мы за рыночную экономику, но против рыночного общества;

четвертое, новый социализм - это разнообразие форм собственности, их эффективное взаимодействие. Любые формы, если они конкурентоспособны, имеют право на существование;

пятое, современная социалистическая идеология приобрела экологическое измерение. «Зеленый вектор» четко определен в программе нашей партии;

шестое, новый социализм - это справедливость в распределении того, что создано обществом. Самая серьезная проблема нашего общества сегодня - это социальное неравенство;

седьмое, социальная позиция - это защита цивилизованного предпринимательства.

Либерально-демократическая партия России также заявляет о своей собственной идеологии. В 2010 г. партия издала брошюру «Идеология ЛДПР», под общей редакцией В.В. Жириновского где говорится, что Либерально-демократическая партия России взяла себе на вооружение пять основных идеалов - патриотизм, либерализм, демократия, справедливость, правопорядок, которые в совокупности составляют систему ее взглядов, ее идеологию.

Теперь мы подошли к не менее важной категории, называемой «господствующая идеология», или системе представлений, отражающих ценности и отношения господствующей в обществе социальной группы. Эта система представлений формулируется и внедряется в общественное сознание не самой этой группой, которая занимается отнюдь не производством идей, а реальным производством. В центре внимания этой группы находятся профессиональные интеллектуалы - интеллигенция. Причем эта интеллигенция будет связана с социальной базой проповедываемой ей идеологии, например, с буржуазией. Но эта связь будет выражаться не напрямую, а сложным, противоречивым, диалектическим образом: социальный заказ будет исходить не от буржуазии. Ей (буржуазии) начинает сознательно служить интеллигенция, принимающая «разлитые в воздухе» специфические буржуазные ценности за абсолютные.

Обычно в обществе функционируют и борются различные партии, и придя к власти, они формируют правительство. Неудача правительства означает, что идеологические постулаты не соответствуют обстановке, их надо корректировать, совершенствовать, приводить идеологию в соответствие с обстановкой. Если этого недостаточно или это невозможно, вопрос решается кардинально - к власти приходят общественные деятели, олицетворяющие другую идеологию, представляющие интересы другой части общества. Поэтому появление единой всеобъемлющей, претендующей на исключительность идеологии естественным эволюционным путем практически невозможно. Не исключены попытки каких-либо общественных сил навязать свою идеологию обществу, но это уже будет повторением худшего в российской истории.

Список литературы

Миронов, С.М. Социалистическая идеология в современном в мире. Социализм и Россия // Социология власти. - 2010. - № 3. Идеология ЛДПР. - М., 2010

Михалков, Н.С. Право и правда. Манифест Просвещенного Конерва-тизма. - М., 2010.

Жовтун, Д.Т. Современная политическая социология. - М.: Изд-во РАГС, 2009.

© Белявский Ю.А., 2011

С.В. Сиражудинова

ОЦЕНКА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ГЛАЗАМИ ЖИТЕЛЕЙ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

СИРАЖУДИНОВА Саида Валерьевна - соискатель ученой степени кандидата политических наук кафедры политологии и этнополитики СевероКавказской академии государственной службы (email: [email protected])

Аннотация. На основе результатов социологических исследований анализируется взгляд жителей Республики Ингушетия на проблему построения гражданского общества и его ценностей в специфических условиях Северного Кавказа.

Ключевые слова: Гражданское общество, демократия, неправительственные организации, ценность, традиционность, религия, ислам, конфликтность, социологическое исследование.

Построение гражданского общества - одна из основных задач современной российской политики. Значение для России гражданского общества было сформулировано и неоднократно подчеркивалось В.В. Путиным1. Эта задача воспроизводится и нынешним Президентом России Д.А. Медведевым, который рассматривает проблему гражданского общества в своих посланиях Федеральному Собранию РФ и при освещении других вопросов.

1 См.: Россия должна занять достойное место в мире // Парламентская газета. - 2003. - 17 мая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.