Е.А. Китайцева
ЛЕВАЯ ИДЕОЛОГИЯ В ПАРТИЙНОЙ СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В статье рассматриваются идеологические программы основных политических партий современной России, особое внимание уделяется трансформации и эволюции левой идеологии и ее месту в общественном сознании российских граждан. Автор показывает, что сегодня в общественном сознании усиливается запрос на социально ориентированную политику и актуализируются идеи социальной справедливости, которые пока не приобрели комплексного идеологического оформления.
Ключевые слова: идеологии, политические партии, ценности, социализм.
Многие исследователи отмечают, что конец XX в. ознаменовался началом нового этапа в истории партий и партийных идеологий. Для него характерно снижение накала идеологической борьбы, снижение роли идеологий в общественно-политической и партийной деятельности, а также наличие сразу нескольких систем ценностей, оказывающих примерно одинаковое влияние на общественное сознание. Данный этап Б.А. Исаев называет плюралистическим1. Среди наиболее влиятельных, образующих своеобразное идеологическое ядро, современных политических систем европейского типа можно назвать такие течения, как либерализм, социализм и консерватизм. Параллельно с ними существуют также другие более радикальные и менее значимые идеологемы.
В науке существует множество различных подходов к определению понятия «идеология», акцентирующих внимание на сущности, структуре, функциях и роли в общественной жизни данного феномена. Мы разделяем позицию, в соответствии с которой наиболее полным является определение идеологии как совокупности
© Китайцева Е.А., 2010
теорий, идей, взглядов, образов и представлений, выражающих интересы социальных групп, классов, всего общества и служащих основой для общественно-политической активности2.
Особенности идеологического процесса в России во многом связаны с переходным состоянием политической системы, с фактической сменой идеологических вех, переоценкой идеологических ценностей и адаптацией новых идеологических систем к потребностям и реалиям развития страны. Этот процесс не был однозначным: отказ от коммунистической идеологии, отрицание позитивного опыта прошлого, пропаганда либеральных ценностей, сопровождающаяся формированием олигархического капитализма, привели к попытке критически осмыслить опыт неолиберальных реформ и по-новому взглянуть как на советские годы, так и на постсоветский период.
Можно сказать, что в современном обществе происходит постепенный процесс синтеза коммунистических ценностей с элементами демократического социализма, либерализма и консерватизма3.
Обращаясь к анализу таких важных в массовом сознании таких ценностей, как «справедливость», «порядок», «свобода», остановимся на исследовании ВЦИОМ, проведенном в марте 2007 г., в ходе которого выяснилось, что за последнее время ценность «справедливости», которая традиционно ассоциируется с левыми убеждениями, в нашем обществе стала более значима. Количество приверженных ей увеличилась до 42%. Во многом это связано с тем, что люди считают сегодняшнюю жизнь чрезвычайно несправедливой. Рассуждая на тему «Что такое справедливое общество?», большинство респондентов считают, что это общество, где реализован принцип равенства всех людей перед законом (17%), где достигнут высокий уровень жизни, обеспечены высокие зарплаты и пенсии4, то есть все то, что подразумевается под достойным существованием (16%).
Немаловажный признак справедливого общества - забота о людях, социальная помощь конкретным группам населения: детям, инвалидам, пенсионерам, малоимущим (6%). Многие респонденты традиционно связали понятие «справедливое общество» с отсутствием социального расслоения - вплоть до имущественного равенства (6%)5.
В целом данные не подтверждают популярной в среде публицистов и некоторых ученых точки зрения, что россияне под справедливостью понимают прежде всего равенство (особенно имущественное). Напротив, люди хотят, чтобы их персональный вклад в общественное благосостояние был адекватно оценен, чтобы доходы от природных ресурсов распределялись хотя бы в соответствии с законом.
Абсолютное большинство респондентов (68%) полагают, что современное общество в целом устроено несправедливо. Чаще других придерживаются такой точки зрения респонденты, не доверяющие В. Путину (84%), из их числа - жители Москвы (79%) и россияне с высшим образованием (73%)6. Сравнивая же современное российское общество с советским (1970-1980-х годов), половина опрошенных заявляет, что сегодняшнее общество устроено менее справедливо, чем вчерашнее. Чаще других так думают россияне в возрасте от 54 лет и старше (66%), граждане с самыми низкими -до 2500 руб. на человека - доходами (60%)7. Думается, не стоит объяснять этот факт только ностальгией. Сегодня приходится признать, что возможности социальной вертикальной мобильности, уровень социальных гарантий в советское время был более высок.
Современное российское общество демонстрирует прагматизм и здравый смысл при оценке советской действительности. Так, имеет место процесс поэтапного вытеснения коммунистических ценностей, в первую очередь таких однозначных, как «диктатура пролетариата», «всемирная коммунистическая революция» и др.
Деятельность современных политических партий, их программы во многом являются отражением тех процессов, которые происходят в общественном сознании.
В связи с этим обратимся подробнее к анализу идеологий центристских и левоконсервативных партий. В целом исследователи отмечают, что центристские партии (не только в России, но и в Европе) применяют в своих программах только часть консервативных идеологических ценностей, а также заимствуют идеологические ценности из программ левых и правых политических партий, вследствие чего образуется некий «центристский консенсус». Важной чертой, характерной для центристов, является «перехватывание лозунгов у оппозиции». Центристские партии обычно акцентируют внимание на текущем состоянии общества, на проблемах, характерных для настоящего момента общественного развития, связанных с государственным строительством, с решением экономических, социальных, национальных задач. Поэтому центризм может иметь разные направления и не располагаться в определенной области идеологического поля.
Если опираться на самоидентификацию и самопрезентацию политических партий, то центристскую нишу в России прочно занимает политическая партия «Единая Россия». Многие исследователи справедливо отмечают, что «Единая Россия» не является идеологической партией, она является в большей степени так называемой универсальной, или народной, партией («catch-all party»). Данная партия не ищет и не придерживается какой-либо конкрет-
ной идеологии, она смешивает разнообразные идеологические ценности в своей программе и включает их в политическую повестку по мере необходимости. В сущности такой партии важнее создание платформы для определенных выборов с целью привлечения максимального числа голосов избирателей без обращения к идеологии. «"Единая Россия" - это партия не ценностей, а дел. Это партия не идеологии, а цели. Здесь идеологией является та система ценностей, которая в данное время более всего сплачивает нацию. ...Таким образом, коммунизм плюс империализм плюс либерализм равняется современный русский центризм»8. Основной целью данной партии является победа на выборах и удержание власти. Вместе с тем заметим, что программа партии является скорее правоцентристской, а некоторых случаях вполне либеральной. И существование трех клубов для так называемых политических дебатов и дискуссий никого в заблуждение не вводит. Пока «Единая Россия» остается скорее партией власти, чем партией идеологии.
В связи с тем что потребность населения в социальной справедливости, хотя она пока не до конца оформлена идеологически в жестких политических требованиях, существует и нарастает, в массовом сознании происходит переосмысление советского опыта и, как результат, актуализируются левые идеологии.
Расширение левой составляющей в политическом секторе современной России обусловлено следующими факторами: нерешенность социально-экономических проблем, остатки консервативного советского мышления, исторически сложившейся коллективистский характер российского общества, проблемы в становлении гражданского общества, отчужденность граждан от власти, увеличивающийся разрыв между богатыми и бедными9. Основными выразителями идей социалистической направленности являются левоконсервативные партии, которые выступают за возврат к советской системе ценностей, и так называемые актуальные левые, которые ориентируются, скорее, на западную социал-демократию.
Представители первого направления, понимая, что восстановить советскую систему в прежнем виде невозможно, готовы отказаться от некоторых ценностей, «таких, как отрицание религии и атеизм, необходимость насилия при построении коммунизма и диктатура пролетариата, всеобщее равенство и полное "морально-политическое единство" общества, отмирание государства и политических партий и замена их общественными организациями»10. Приверженцы левой консервативной идеологии, стремящиеся воссоздать социализм, выступают прежде всего за следующие ценности: наличие определенной, поддерживаемой всем обществом цели, преобладание общественной собственности, принадлежащей
государству, государственное планирование экономики и социальной сферы, бесплатное жилье, образование и здравоохранение, сохранение всех льгот, социальное равенство, воссоздание на базе этих ценностей советского государства, а также противостояние идеологическим противникам, не признающим этих ценностей. Если КПРФ занимает левоконсервативную позицию и считает себя наследником КПСС, то другая парламентская партия, «Справедливая Россия», позиционирует себя как партия социалистическая и предлагает «новый социализм», основанный на справедливом перераспределении национального дохода, активном регулировании экономики, развитом частном секторе и эффективной социальной политике.
Многие исследователи отмечают, что в современной России в силу массовой распространенности социалистических идей актуальным остается рассмотрение идеологических лево-правых подходов. В целом же левые политические идеи являются одними из самых укорененных в массовом политическом сознании, что, однако, не мешает большинству наших граждан голосовать за «партию власти». «Хотя в левом букете России существуют и коммунистически фундаменталистские, и социал-демократические, и религиозные, и национальные, и иные формы социалистических идеологий, все они по преимуществу опираются на совершенно определенное эмоционально-чувственное содержание массового сознания»11.
В современном массовом общественном сознании социалистические настроения находят свое отражение в следующих двух аспектах: 1) смысловая нагруженность перераспределительных механизмов общественных ресурсов, выраженная в снижении значения индивидуального вклада в производство продукта, и минимизирующая роль труда как особого типа деятельности; 2) эмоциональное восприятие идеи общественного протеста против несправедливого распределения собственности и статусов. Отметим, что часто формирование данных культурных ориентиров происходит в отрыве от реальной политики.
Большую роль в формировании этих представлений играют мифы, присутствующие в общественном сознании, а также собственные переживания индивидов относительно социальной несправедливости.
В этой ситуации отметим тенденцию нарастания в массовой политической культуре и в психологии левых идей, которые определенным образом становятся источником политической активации населения. Сейчас в российском политическом пространстве левоориентированной части населения можно отметить настроения, которые в значительной степени выражают общественный протест.
Более того, содержание данной волны, проецирующей протест, пытаются использовать различные партии в борьбе за власть. Исследователи отмечают, что данную тенденцию удается использовать пока в основном «Справедливой России».
Отметим, что выборы 2007 г. определенным образом сформировали фундамент новой партийной системы России. Появление «Справедливой России» на политической арене и занявшей место в «большой тройке» парламентских партий ознаменовало возвращение реальной политической конкуренции и наполнение публичной политики новым содержанием. Сейчас данная партия, можно сказать, завершила процесс становления, сформировала свою идеологию и политическую программу. Ее лидер Сергей Миронов заявляет об однозначно левой, социалистической идейной платформе партии.
Можно согласиться, что «...появление новых партий, знаменующих "левый поворот" в обществе и новое "прочтение" левых идей говорит о серьезном переосмыслении пройденного Россией пути»12.
Левые движения и партии в исторической перспективе должны выполнять две функции - защиту прав и интересов социально уязвимых групп населения, сопротивление наступлению на исконные права трудящихся, развитие цивилизованной, работающей системы трипартизма; и вторую функцию, которая обычно актуализируется в условиях кризиса, - способность менять политическую ситуацию в пользу интересов трудящихся, людей, чье благосостояние складывается на основе деловой инициативы и труда; способность отстаивать те принципы и условия, которые позволяют реализовать преобразования общества на основе идеалов справедливости, равенства и солидарности.
В современной политической ситуации, в условиях сложившегося глобального экономического кризиса данные функции пытаются брать на себя как КПРФ, так и «Справедливая Россия». Обе партии предложили антикризисные программы, обе партии активно критиковали антикризисные планы правительства, однако в публичном пространстве активнее проявила себя «Справедливая Россия», эксперты и депутаты которой участвовали во многих теледебатах с представителями партии власти.
Отметим, что последствия глобального экономического кризиса и персональное положение индивида являются факторами, оказывающими ключевое влияние на формирование позитивного отношения к той или иной идеологии. Результаты проведенного в январе 2009 г. исследования ВЦИОМ показывают, что при ответе на вопрос о приверженности одной из обозначенных идеологий, ответы распределились следующим образом (табл.)13.
Таблица
Если выделить три основных идейно-политических течения в российском обществе, то какое из них Вам наиболее близко? (закрытый вопрос, один ответ, в %).
Ноябрь 2008 Январь 2009
Сторонники левых, социалистических идей, 24 18
социальной справедливости, равенства, защиты
интересов людей труда, антиглобализма
Сторонники правых, либеральных идей, эконо- 14 13
мической свободы, прав человека, политической
демократии, сближения с Западом
Сторонники традиционных русских ценностей, 33 31
независимости и самостоятельности, укрепления
державы, защиты интересов русских
Ни одна из них меня не привлекает 17 22
Затрудняюсь ответить 12 17
Из таблицы видно, что выросло число респондентов, которых не привлекает ни одна из предложенных идеологий, и доля респондентов, затруднившихся с ответом. Именно этот электоральный потенциал, пока не определившийся со своими политическими предпочтениями, может сыграть решающую роль в изменении существующей политической ситуации, а также в следующих парламентских выборах.
Примечания
1 Исаев Б.А. Зарождение и функционирование партийной системы России (1987-2008). СПб., 2008. С. 159.
2 Беленький В.Х. К вопросу об идеологии рабочего класса // Социологические исследования. 2008. № 12. С. 72.
3 Исаев Б.А. Указ. соч. С. 159.
4 Исследование «Что такое справедливое общество». Опрос населения [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФОМ. [2007]. URL: http//bd.fom.ru/ report/cat/socium/val_/d074523 (дата обращения: 14.06.2009).
5 Магун В.С, Дондурей Д.Б., Медведев С.А. Общество взаимного попустительства. Почему в России справедливость важнее свободы? // Искусство кино. 2007. С. 5.
10
6 Исследование «Что такое справедливое общество».
7 Там же.
8 Исаев Б.А. Указ. соч. С. 169.
9 Баранов Н.А. Соотношение либерального и социального в идеологических предпочтениях «актуальных левых» // «Актуальные левые» в международном и российском политическом контексте: Сб. ст. / Под ред. Л.В. Сморгунова. СПб.: СПбГУ, 2007. С. 75. Исаев Б.А. Указ. соч. С. 162.
11 Соловьев И.А. «Актуальные левые» в российской политике: гонка по «вертикали» // «Актуальные левые» в международном и российском политическом контексте. С. 20.
12 Никовская Л. Почему появилась «Справедливая Россия?» [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Новая политика». [2007]. URL: www.novopol.ru.
13 Исследование «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены» [Электронный ресурс] // Официальный сайт ВЦИОМ. [2009]. URL: http://wciom/ru/index/php?id=1273 (дата обращения: 15.06.2009).