Научная статья на тему 'Идеологические разломы в массовом политическом сознании российского общества'

Идеологические разломы в массовом политическом сознании российского общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
255
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ИДЕОЛОГИИ / ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ИДЕОЛОГИЯ НЕОКОНСЕРВАТИЗМА / IDEOLOGY / SOCIAL FUNCTIONS OF IDEOLOGY / IDEOLOGY PROCESSES / IDEOLOGY OF NEO-CONSERVATISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Белявский Ю. А.

Анализируются идеологические процессы в современном российском обществе. Особое внимание уделяется неоконсервативной волне в сфере идеологии российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEOLOGICAL BREAK IN MASS POLITICAL CONSCIOUSNESS OF RUSSIAN SOCIETY

The article gives an analysis of ideological processes in modern Russian society. The main attention is pointed on neo-conservatism in sphere of Russian society's ideology.

Текст научной работы на тему «Идеологические разломы в массовом политическом сознании российского общества»

Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути: Доклад / С.В. Алещенюк и др. / Государственный комитет Российской Федерации по молодежной политике. - М., 2000.

Чупров, В.И, Зубок, Ю.А. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. - М., 2000

© Ковзиридзе М.А., 2010

Ю.А. Белявский

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ РАзЛОМы

в массовом политическом сознании российского общества

БЕЛЯВСКИЙ Юрий Александрович - аспирант кафедры социологии Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (e-mail: uri-70.70@mail.ru).

Аннотация. Анализируются идеологические процессы в современном российском обществе. Особое внимание уделяется неоконсервативной волне в сфере идеологии российского общества.

Ключевые слова: идеология, социальные функции идеологии, идеологические процессы, идеология неоконсерватизма.

Российское общество переживает постпереходную эпоху. 20 лет революционной «ломки» заканчиваются. Провозгласив в конце 80-х гг. «деиде-ологизацию» и сделав ставку на прагматизм, страна в начале XXiв. оказалась не просто в глубоком идеологическом кризисе, а под политической угрозой потери идентификации.

Пережив форсированную модернизацию по «догоняющему типу», постепенно возрождается традиционная для России власть, политический режим. Осознав, что развитие без четкого понимания целей и путей их достижения невозможно, политическая элита приступила к разработке идеологии как системы взаимосвязанных приоритетов, лежащих в основе алгоритма развития, т. е. движения общества и государства. При всем этом само понятие «идеология» тщательно избегалось.

Возможно определенную сумятицу в правильное понимание того, есть ли у нас идеология и что она собой представляет, внесла ст. 13 действующей Конституции Российской Федерации. Части 1-3 этой статьи гласят, что

«никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», что в Российской Федерации признаются «политическое многообразие, многопартийность».

Прежняя, коммунистическая идеология, перестала доминировать в обществе, превратившись в одну из идеологий. Причем далеко не большинства. Но и либеральные взгляды, отражавшие в 90-е гг. западную точку зрения, также не прижились в России и не стали идеологией большинства. А главное ни та, ни другая не способны дать России систему идеологических взглядов, адекватных современным вызовам.

Согласно проведенным Социологическим центром РАГС в 2009 г. исследованиям, половина опрошенных россиян считает, что Россия должна искать собственный путь развития1.

Таблица 1

Вопрос: В каком направлении, по вашему мнению, должна развиваться Россия?

Варианты ответа Да Скорее да Скорее нет Нет Не знаю Не ответили

Следует развивать капитализм, как в США и Западной Европе 8,0 13,5 28,3 31,6 18,5 0,1

Следует искать новые пути строительства социализма 12,4 14,8 25,1 27,4 20,0 0,3

Следует искать собственный, особый путь развития России 50,4 23,5 7.0 6,6 12,1 0,4

На смену либерально-модернистскому течению прозападного типа формируется ядро новой «партии порядка» со своей социальной базой, а в идеологическом смысле - неоконсерватизм. Идеология нового консерватизма включает в себя несколько ключевых ценностей. Это - преемственность, стабильность, порядок, авторитет государства и свобода.

Однако в результате неудачных попыток осуществления проекта либеральной модернизации российского общества возникает внутренний социально-культурный, а, следовательно, идеологический, политический конфликт между отдельными социальными структурами общества и группами, ориентированными на идеологию догоняющей модернизации, и группами, ориентированными на традиционалистские ценности.

В Российском государстве конституция во многом основана на ценностях либеральной идеологии, при этом она не является преимущественно разделяемой, либеральные ценности не являются предпочтительными,

1 См.: Социально-политические ценности в массовом сознании российского общества. - М.: РАГС, 2009. - С. 18.

а либеральные партии не преодолевают необходимого барьера, что бы быть представленными в органах законодательной власти. В этих условиях неизбежно возникает особая идеологическая ситуация, которая стимулирует дальнейшие поиски новой идеологии, более подходящей национальной идеи.

При усвоении западноевропейских моделей развития Россия сумела сохранить базовые структуры традиционного общества, свою историческую конфигурацию, основанную на вертикальных взаимосвязях власти и общества. Возник новый тип взаимоотношений между обществом и властью, регулируемых неоконсервативной системой ценностей.

Все значимые трансформации, происходящие в России, являются результатом усилий сверху - руководящей партии, президента и его окружения, олигархов и других авторитетов. Такие понятия, как «реформа», «демократия», «рынок», «либерализм» дискредитированы в массовом сознании большинства российского населения.

Справедливости ради следует отметить, что и в так называемых «цивилизованных» странах существует некоторая политическая свобода, регулярно проводятся выборы, происходит чередование у власти политических группировок. Но, несмотря на эти положительные признаки, демократия остается поверхностной и проблематичной. Политическое участие, хотя и достаточно широкое во время выборов, не простирается далеко за пределы голосования. Политические элиты главных партий и группировок воспринимаются массовым сознанием как коррумпированные, неэффективные, эгоистичные, глубоко безразличные к судьбам большинства населения. Чередуясь у власти, представители только спекулируют на его проблемах, не решая ни одной из них.

Общественное мнение испытывает разочарование в политике и, хотя еще сохраняет приверженность к демократии, негативно относится к политической жизни. В целом политика рассматривается как затхлая коррумпированная область господства элиты, от которой общество не видит ничего хорошего. Основная форма участия граждан в политике - выборы, и их отношение к участию в них как к гражданской обязанности подчеркивает отсутствие уверенности в том, что можно реально влиять на происходящие события. Это подтверждается результатами исследования, проведенного в 2009 г. Социологическим центром РАГС, на тему «Социально-политические ценности в массовом сознании российского общества1.

1 См.: Бойков, В.Э. Ценностные ориентации россиян как фактор интеграции и дезинтеграции общества // Социология власти. - 2009. - № 7. - С. 39.

Таблица 2

Отношение избирателей к участию в выборах (в %)

Варианты ответа 1995г. 1996 г. 1998 г. 1999 г. 2003 г. 2007 г. 2009 г.

Участие в выборах -обязанность гражданина 73,8 71,2 64,9 60,1 63,9 55,.5 59,8

Участие в выборах дает

гражданам возможность влиять на власти и судьбу страны 61,5 63,0 19,0 22,4 23,9 18,0 19,2

Эти изменения и признаки политической жизни закономерны для стран, приверженных демократии. В России, где несмотря ни на что утверждается демократия, в общественном сознании нарастает «неоконсервативная волна», которая приобретает характер социокультурного кода нации, способного сохранить «тело» России, ее целостность, преодолеть размытость ее этнической, культурной, общегражданской, исторической и цивилизаци-онной идентичности, и обеспечить роль и значимость в новом мировом глобальном порядке.

Настоящей ареной идеологического противостояния в общественном сознании российского общества выступает историческое сознание. В историческом видении реальности всегда присутствует идеологический компонент, поскольку субъект, размышляющий над историческим прошлым, неизбежно имеет определенные взгляды на современность, на современные социальные отношения. Поэтому, говоря об историческом сознании современного российского общества, нельзя не заметить такого явления, как его активная идеологизация.

Сегодня большинство российского населения ощущает духовный вакуум, который в какой-то мере заполняется деятельностью различных конфессий на территории России. Но подавляющая часть народа, которая не может похвастаться особым материальным достатком, хорошо понимает, что одними молитвами сыт не будешь. Поэтому независимо от духовного состояния таких людей политика пронизывает все социальное пространство, проникает во все сферы жизни россиян. В этих условиях одним из эффективных инструментов влияния на массовое сознание и поведение различных слоев российского населения выступает политическая идеология. Отметим, что правящая элита тоже испытывает «идеологический голод». Она нуждается в системе идей, обосновывающих законность ее господства, от этого зависит ее безопасность. Чтобы богатство было морально оправдано и легитимно в российском обществе, капитализирующимся элементам общества необходимо найти идеологические или религиозные санкции. Поэтому можно считать, что для современной России наступает «новый век идеологии». Идеология может сойти со сцены, только

тогда, когда исчезнут обстоятельства ее породившие и интересы ее поддерживающие.

Основными социологическими функциями идеологии являются: интегрирующая, изолирующая, структурирующая, мировоззренческая и, в определенной мере, гносеологическая. Когда мы называем функцию «интегрирующая», то имеется в виду, что правильно сформулированные идеологемы и внедренные в общественное сознание превращают соответствующее общество в работоспособную группу или организацию, интегрируя их. Чем сложнее общественная жизнь, тем более нужна система общих представлений, ценностей и норм, чтобы сделать общество путем кооперации более жизненным и дееспособным, чтобы мобилизовать в индивиде необходимые качества и силы, направляемые на групповую цель.

Интегрируя группы, идеология тем самым и изолирует, отграничивает их от остального политического мира. Чтобы достичь этого идеология должна представлять собственную группу особенно ценной и значимой. Здесь заключается тайна исключительности, которая характеризует все большие идеологические системы как отягощенные предрасположенно-стями и нетерпимостью к другим воззрениям.

Идеологии не только интегрируют и разобщают (данная диалектическая противоположность снимается следующей функцией), идеология структурирует общество. Она делит общество на слой особенно верных данной идеологии, преданных членов группы и слой, которому эти черты не свойственны. Она создает наряду с государственной параллельную иерархию власти - партийную, церковную и т. п., идеологический аппарат.

Мировоззренческая функция идеологии заключается в интерпретации мира и ориентации в нем, придавая смысл существованию и всему происходящему, тем самым участвует в социализации и идентификации индивида. Она показывает индивиду, что хорошо и что плохо, что «выше» и что «ниже». Это определяется системой ценностей и норм, содержащихся в данной идеологии.

Будучи агрегатом идей, верований и модусов мышления, характерных для групп (нация, класс, политическая партия, каста, профессия или род занятия, религиозная секта и т. д.), идеология по мере своих возможностей выполняет и гносеологическую функцию, возвещая свои истины в виде идеологических догм.

Как «ложное сознание» (К. Маркс), пристрастное мышление, идеология рационализирует иррациональные формы социальной и психологической мотивации социального поведения групп индивидов. Она направлена на сокрытие истинных фактов, целей, намерений и действий, чтобы ввести в заблуждение «других» и заставить их действовать во имя представляемых ею интересов.

Все перечисленное свойственно и современной России. Должна ли в России присутствовать идеология? Существует ли она в настоящий момент, если существует, то какая? Кто и как должен ее воплощать в жизнь?

Незатухающие споры об этом идут среди политической элиты, которая как никогда расходится во мнениях. После периода полного отрицания, активизировался поиск общепризнанной, легитимной идеологии. Во главу угла ее должны быть положены исторически традиционные для российского общества ценности, такие как патриотизм, традиционная культура и язык, коллективизм и конечно же принцип социальной справедливости. Кроме того, необходимо отметить особую роль государства и то, что государственность всегда была одной из основных ценностей, присущих российскому народу.

Но какая же идеология может стать общепризнанной сегодня? Российское общества расслоено по экономическим и социокультурным осям. Это привело к тому, что основные сегменты общества все дальше расходятся по уровню благосостояния, ценностным ориентациям, образцам и нормам поведения. Наименее значительная по численности, но весьма значимая по имеющимся у нее возможностям часть общества стала привержена так называемой идеологии «криминального гламура». Это своеобразная система мировоззренческих ценностей, которая дает прямые ответы на прямые вопросы. В чем смысл жизни? - В количестве денег и красивой жизни. Каким образом зарабатывать деньги? - Любым, главное не попадаться.

Наиболее значительная по численности часть населения России обнищавшая за период экономических преобразований 90-х гг. и так и не нашедшая себя в современной рыночной экономике смотрит в сторону модернизированной коммунистической идеологии с ее равенством и социальной защищенностью. Среди этих людей возрастает число приверженцев крайне правых и левых течений, в том числе и фашизма.

Большие надежды возлагаются на так называемый «средний класс». Составляя основу стабильного и благополучного общества в западных странах, он, по мнению многих социологов, в России практически не сформирован. Неоконсервативная идеология рассчитана, прежде всего, на него. Сделать ее легитимной должен именно этот средний класс.

Власть понимает это и стремится сделать идеологию легитимной путем продвижения приоритетных национальных проектов. Попытка объединить народ для достижения единой цели в случае успешности национальных проектов действительно может привести к положительному результату. Однако, если такой проект терпит неудачу и не достигает поставленных целей, то это может привести к обратному результату, к дальнейшему разделению общества и формирования своих идеологий. Примером этому может послужить так называемая «борьба с коррупцией», либо инициатива по всеобщей модернизации.

Идеологическое влияние предстает как самовоплощение здравого смысла, как очевидность, практически не поддающаяся критике. Ценности и очевидности организуются в систему, обладающую своей логикой. Это позволяет ей проектировать на социальный опыт свою «объяснительную сетку», свою систему «контрольных» ценностей, стремящихся к господству над мировоззрением индивидов.

Внешний догматизм идеологии не препятствует адаптациям и обновлению. Несмотря на «священный» характер текстов, считающихся основополагающими, идеология непрестанно преобразуется, приспосабливается к новой реальности, и эта постоянная работа по интерпретации идеологии обеспечивает ей перманентность как залог живучести и влияния.

Идеологическое производство есть деятельность, необходимая каждой социальной группе, осуществляющей коллективные действия. Идеологическое творчество занимает свое необходимое место в обществе, находящемся в состоянии кризиса. Как в развитых, так и в развивающихся странах развитие современных средств массовой коммуникации открывает перед властями возможность распространять свои призывы и обращения, делать их буквально повсеместными и ежечасными. В этой области техника не является нейтральной, она участвует в преобразовании индивидуальных и социальных отношений, становясь в руках властей орудием исключительной эффективности.

Все сказанное дает представление о том, какие широкие задачи стоят перед социологией идеологии, которая, будучи частью общей социологии, ставит задачу понять и объяснить скрытую динамику, лежащую в основе функционирования и преобразования социальных институтов и порядков.

Список литературы

Маркс, К., Энгельс, Ф. Немецкая идеология / Маркс, К., Энгельс, Ф. -Соч. - Т.3.

Манхейм, К. Идеология и утопия. - М., 1992.

Бойков, В.Э. Народ и власть. - М., 2008.

Жовтун, Д.Т. Современная политическая социология: учебное пособие. - М., 2008.

© Белявский Ю.А., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.