Научная статья на тему 'Проблемы образовательного и профессионально-трудового самоопределения российской молодежи в социальном контексте современности'

Проблемы образовательного и профессионально-трудового самоопределения российской молодежи в социальном контексте современности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
763
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / РОССИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / АДАПТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / КРИЗИС ЦЕННОСТЕЙ / МОТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Назаров З. И.

Целью данной статьи является анализ некоторых проблем образовательного и профессиональнотрудового самоопределения российской молодежи в социальном контексте современности. Автор рассматривает такие проблемы, как адаптация молодежи в условиях кризиса ценностей и социальной неопределенности, мотивы профессионального выбора молодежи, трудности молодежи при выборе профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы образовательного и профессионально-трудового самоопределения российской молодежи в социальном контексте современности»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

общностью, которое предполагает эмоционально-ценностное значение, придаваемое человеком своей этнической принадлежности.

Поэтому, в рамках исследования мы посчитали необходимым, изучить особенности национальной идентичности в полиэтническом регионе. На вопрос: «К какой национальности Вы себя относите?» респонденты ответили следующим образом, к русским себя отнесли 52,9% опрошенных, к хакасам 2,5%, тувинцам 32,3%, другое 8,3%, отказались отвечать на данный вопрос 4% опрошенных. При этом, на вопрос: «Почему Вы относите себя к этой национальности?», 418 респондентов (36,3%), ответили что к этой национальности относятся мои родители, 370 респондентов (32,2%) указали что знают историю и культуру этой национальности и поэтому считают их своей родной, 163 респондента (14,2%), просто относят себя к этой национальности без определения каких-либо факторов.

Итак, гражданскую идентичность, с нашей точки зрения, можно рассматривать как процесс отождествления себя с «представителями своей национальности», «гражданами своей республики» в составе Российской Федерации. Таким образом, гражданская идентичность полиэтничного региона, может рассматриваться как элемент национальной идентичности в целом, однако, данное предположение требует дальнейшего эмпирического осмысления.

Список использованной литературы:

1. Астафьева О.Н. Реструктуризация и демаркация коллективных идентичностей в условиях глобализации: будущее национальнокультурной идентичности //Вопросы социальной теории 2010 Том 4 с.223-241

2. Официальный портал Республики Хакасия [Э/р]. - Р/д: http://www.r-19.ru/authorities/the-ministry-of-national-and-regional-policy-of-the-republic-of-khakassia/docs/programmy-i-plany/2049/(дата обращения: 09.03.2015).

3. Шикова Р.Ю. Гражданская идентичность современной молодежи: социокультурный анализ: на примере Республики Адыгея: Автореф. дис. Канд. соц. наук. Майкоп, 2010. 29с.

4. Шикова Р.Ю. Гражданская общероссийская идентичность (социологический аспект)//Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2009. №1. [Э/р]. - Р/д: http://cyberleninka.rU/article/n/grazhdanskaya-obscherossiyskaya-identichnost-sotsiologicheskiy-aspekt (дата обращения: 26.05.2015).

© Е. А. Кочина, 2015

УДК 316.346.32-053.6

З. И. Назаров

К.филос. н., доцент Экономический факультет Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета

Г. Стерлитамак, Российская федерация

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОЦИАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ

СОВРЕМЕННОСТИ

Аннотация

Целью данной статьи является анализ некоторых проблем образовательного и профессионально-трудового самоопределения российской молодежи в социальном контексте современности. Автор рассматривает такие проблемы, как адаптация молодежи в условиях кризиса ценностей и социальной неопределенности, мотивы профессионального выбора молодежи, трудности молодежи при выборе профессии.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

Ключевые слова

образовательное самоопределение, профессионально-трудовое самоопределение, российская молодежь, адаптация молодежи, система ценностей, кризис ценностей, мотивы профессионального выбора.

В период перехода к рынку изменились экономические и духовные условия социального становления российской молодежи, что значительно повлияло процесс ее социализации.

Для постсоветского российского социума характерен существенный кризис ценностей, который выражается в столкновении ставших привычными норм, ценностей и идеалов и соответствующих им укладов хозяйствования и образа жизни с новыми социокультурными ориентациями общества. Эти новые системы ценностей пока еще по преимуществу декларируются, поскольку большинство населения России их не ощутило, а если ощутило, то преимущественно в негативном плане. Естественно, что процесс становления новых систем ценностей быстрее и проще проходит у молодых членов общества, так как они овладевают новыми ценностями и идеалами в процессе первичной социализации, а более старшее поколение сначала соотносит новые ценности со своими старыми.

Современное российское общество, в котором произошла деформация всех привычных структур и морально-нравственных устоев, характеризуется многими учеными как общество всеобщего риска. В таком обществе людям приходится взаимодействовать в условиях социальной неопределенности. Для современных молодых людей, выросших в условиях неопределенности, данная ситуация не является чем-то новым, необычным. Они в подавляющем большинстве смогли адаптироваться и научиться действовать в социальной среде, где постоянно происходит воспроизводство риска, а спрогнозировать его очень сложно. Это не может не вызвать определенные изменения в иерархии ценностных установок молодежи, что отражается на выборе путей и средств достижения поставленных целей, а также в степени уверенности в их достижении.

Освоение молодёжью складывавшихся и трансформировавшихся на протяжении последних 20 лет социальных норм привело к формированию поколений россиян, которые существенно отличаются от остального населения. Эти поколения будут влиять на направление дальнейшего развития страны, диктуя нормы и правила, которые определят дальнейшую социальную динамику. В прошедших за последние 20 лет реформах они видит больше плюсов, чем остальное население. Как показывают опросы, главный из этих плюсов— появление для молодежи возможностей для самовыражения и построения карьеры.

Ученые Института социологии РАН на основе исследований выявили, что для молодежи в возрасте 18-25 лет в 2011 году были свойственны пять типов установок: на частную жизнь, на работу как на карьеру и на работу как на любимое дело, статус в обществе как признание (честолюбие) и как социальный ресурс [1, с. 284].

В число важных ценностей-целей современной молодежи продолжает входить образование (так ответили 17% московской молодежи, 57,4% по России), которое выполняет сегодня не только функцию овладения определенной профессией, но все больше выступает в качестве инструмента получения интересной 59,5%) и престижной (6,.5%) работы, достижении материального благополучия (50,8%), свободы и независимости в своих решениях и поступках, расширяет возможности сделать карьеру [2, с. 232].

Работа для молодёжи младшего поколения — 18—25 лет — сегодня делится на работу как «любимое дело» и работу как «карьеру» (чего не наблюдалось 10 лет назад и не наблюдается среди россиян 26—35 лет), т. к. этой группе населения не всегда доступны профессиональные позиции, позволяющие сочетать в себе два данных аспекта.

Согласно жизненным приоритетам ювенологи классифицируют молодых россиян на: «обывателей», «карьеристов» и «максималистов».

«Обыватели» (19% молодёжи до 25 лет и 33% молодёжи 26—35 лет) — это та часть молодёжи, которая ориентирована на достижение успеха при создании семьи, воспитании детей, планирует жить не хуже других, иметь надёжных друзей и честно прожить жизнь. Большинство представителей (55%) этой молодёжной группы имеют среднее специальное образование и ещё треть (34%) — среднее или неполное среднее. Большая часть «обывателей» (53%) - рабочие.

«Карьеристы» (35% молодёжи до 25 лет и 40% молодёжи 26—35 лет) помимо свойственных «обывателям» жизненных устрем. лений планируют получить хорошее образование, престижную работу, заниматься любимым делом, иметь интересную работу, сделать карьеру, а\гакже побывать в разных странах

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

мира и имен, отдельную квартиру. Большая часть «карьеристов» (44%у— молодёжь со средним специальным образованием, но более трети (37%) обучаются или закончили вузы. Самая высокая вероятность попадания в число «карьеристов» у специалистов с высшим образованием (50%) и служащих (39%).

Сорок шесть процентов россиян в возрасте 18—25 лет и 27% россиян в возрасте 26—35 лет — «максималисты», и помимо ориентаций, свойственных «карьеристам», они хотят иметь собственный бизнес, быть богатыми, попасть в определённый круг людей и при этом иметь много свободного времени. Больше половины (52%) этой группы молодёжи проживают в крупных городах (мегаполисах и областных центрах) и по четверти — в малых и средних городах и сельской местности. Более половины — 53% «максималистов» — получили или получают высшее образование. Чаще всего в число «максималистов» попадают предприниматели, специалисты с высшим образованием (42%) и студенты (69%).

Самыми приспособленными и успешными в современной России являются «максималисты», концентрирующиеся в наиболее благополучных слоях населения, которые, с одной стороны, ориентированы на достижение успехов в максимально возможном количестве сфер, включая создание собственного бизнеса, накопление богатства, попадание в определённый социальный круг, а с другой стороны, в большей степени по сравнению с остальными группами молодёжи разделяют ценности и установки модернизированных обществ. При этом «максималисты» отличаются терпимостью к неправовым и асоциальным практикам, связанным, в первую очередь с корыстными интересами, готовностью действовать в ущерб другим ради собственной выгоды, а наиболее конформными в этом плане установками обладают «карьеристы» [1, с. 282283].

В современной России, когда появились новые социальные слои и профессиональные группы, говорить о наследовании профессии (статуса) можно относительно «старых» профессиональных групп (врачи, учителя, инженеры, артисты, шахтеры и т.п.). Что касается «новых» (брокеры, банкиры, финансисты, менеджеры, предприниматели и т.п.), то до недавнего времени они или рекрутировались из «старых» профессиональных групп, или, получив непрофильное («старое») образование, осваивали новую профессию, то есть шли работать не по специальности. Эта ситуация сказывается на профессиональной социализации, социальной адаптации молодежи, успешности ее вхождения в социум. При этом адаптация вступающих в жизнь юношей и девушек в области профессионально-трудового самоопределения принимает специфические формы, среди которых можно назвать следующие: 1) процесс начального профессионального выбора детерминируется не столько индивидуальными, личностными факторами (любовь к профессии, призвание и т.п.), сколько внешними, социальными; 2) наблюдается пролонгирование периода ученичества как возможность «отодвинуть» вступление в трудовой период, связанный с необходимостью поиска работы в условиях безработицы или желанием получить несколько профессий, т.е.создать дополнительный социальный ресурс, что облегчит поиски работы; 3)транзитивные, промежуточные формы занятости, когда молодой человек становится своеобразным «профессиональным туристом», путешественником по профессиям, меняя их (или место работы) одну за другой; 4)наконец, уход в криминальные структуры как следствие трудностей интеграции в социум, когда молодежь не может самореализоваться через труд и делает выбор в пользу нетрудовой сферы, связанной с правонарушениями. В научной литературе высказывается обоснованное мнение, что в новых социально-экономических условиях на рынке труда сложилось две группы профессий: традиционные специалисты -инженеры, экономисты, медики, педагоги, юристы и т.д.; и новые, связанные с компьютеризацией, торгово-посреднической и рекламной деятельностью, распространением сотовой связи и т.п. Последние вполне обоснованно считаются своеобразной «молодёжной трудовой нишей» (торговые агенты, супервайзеры, мерчандайзеры, бренд- и клиент- менеджеры и т.п.). Спецификой данных вакансий является универсальность получаемых навыков, что позволяет менять сферу и место работы и успешно адаптироваться в новой трудовой ситуации. Что касается традиционных профессий, то они требуют длительного опыта работы в данной области, концентрации усилий, как правило. в одной профессиональной сфере. Оплата труда в них обычно ниже, чем в «новых» профессиях. В силу этого, при отборе на рынке труда в традиционные профессии преимущество отдаётся не молодежи, а специалистам, имеющим опыт работы в данной области, что затрудняет выход молодых специалистов на рынок труда. Именно в группе традиционных профессий большее значение имени знания по специальности, опыт, нежели такие профессиональные качества, как умение быстро усваивать новую информацию, вести переговоры, работать на компьютере и в Интернете и устойчивость к стрессовым ситуациям. Перечисленные умения высоко оцениваются в «новой» группе профессий, где в

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

основном и работают такие молодые специалисты. Получая «традиционные» профессии в учебных заведениях, молодежь тем не менее идет работать в «новые» профессии (как правило не по полученной специальности), где больше зарплата и востребованы «новые» компетенции. В то же время следует отметить, что работодатели придают всё большее значение «новым профессиональным компетенциям», и это необходимо учитышиъ прикоррекции учебных планов профессиональных учебных заведений всех уровней с целью адаптации их к новым экономическим условиям в России.

Исследования социологами школьников, учащихся колледжей, лицеев и студентов вузов свидетельствуют о том, что мотивы профессионального выбора молодежи при определении дальнейшего пути самые разнообразные и зачастую совершенно не связаны с выбором конкретной профессии. Трудности молодежи при выборе профессии возникают вследствие крайне низкой информированности в отношении существующих профессий, что является результатом свертывания профориентационной работы в школе и перенесения её в службы занятости, куда обращаются преимущественно взрослые, уже имеющие профессию или опыт работы. Такое положение не способствует формированию у обучающихся реальных жизненных планов, осознанного подхода к выбору профессии и соответствующих мотиваций. В результате профессиональный выбор происходит в ситуации неопределенности, носит случайный характер, что имеет далеко идущие последствия как для личности, так и для социума.

По данным исследователей, от 53% (Волгоград) до 65% (Москва) студентов вузов получают не ту профессию, о которой мечтали, заканчивая школу, причем с курсом растет число разочарованных в профессиональном выборе, что побуждает студентов (около 25% опрошенных) ориентироваться на получение второго высшего образования, т.е. пролонгирование периода ученичества [4; 445].

Сложности с трудоустройством и отсутствие возможности заняться деятельностью, которая соответствовала бы полученному профессиональному образованию, приводят к тому, что молодых удовлетворяет сам факт наличия любой работы - будь то краткие договора, случайные подработки, неполная занятость, работа, далекая от полученной специальности. В итоге, молодой человек становится, как говорили в советские времена, своеобразным «летуном», часто меняющим специализацию и место работы. В современной России фактически складывается ситуация, когда выбор профессии, профессиональное самоопределение начинается не до, а после получения профессионального образования.

В проводимых социологами исследованиях фиксируется падение престижа индустриальных и прежде всего рабочих профессий у молодежи, в качестве причин которого можно назвать: 1) отсутствие экономических стимулов; 2) ограниченные возможности для карьерного роста; 3) непривлекательность физического труда для поколения, выросшего в новых условиях; 4) усиление потребительских ориентаций, соблазн получения «легких денег» (период «дикого рынка» предоставил такую возможность покинувшим производство родителям, детей они ориентируют так же). Ориентируясь на «символическое пространство значимых профессий», опрошенные социологами школьники и студенты наиболее престижными (с большим отрывом) считают профессии юриста, работника финансовой сферы, менеджера, экономиста, госслужащего, политика, представителя шоу-бизнеса, и учебные заведения в избытке готовят кадры по этим специальностям (респондентами не было названо ни одной индустриальной профессии). Однако рынок труда испытывает потребность прежде всего в рабочих, в том числе высококвалифицированных. Стремление получить «престижное» - экономическое, юридическое, финансовое и др. - вузовское образование оборачивается перепроизводством специалистов этого профиля, трудностями с трудоустройством по специальности, девальвацией вузовских дипломов [4; 446].

Рост молодежной безработицы, растущее социальное расслоение увеличивают разрыв между активно рекламируемым имиджем «молодости» и социальным опытом подростков, молодежи, лишенных необходимых социальных и культурных ресурсов для восходящей социальной мобильности. Отсутствие возможности утвердиться в обществе на основе общепринятых норм ведет к поиску делинквентных форм решения проблем. Статистика свидетельствует о неуклонном росте молодежной преступности. Её размах вынуждает законодателей рассматривать вопрос о возможности внесения в весеннюю сессию 2013 г. поправок в уголовное законодательство, чтобы снизить возраст уголовной ответственности с 16 до 14 лет, а по особо тяжким преступлениям — до 12 лет [5].

На наш взгляд, современная ситуация в России диктует необходимость не столько законодательной борьбы с негативными последствиями отсутствия эффективной молодежной политики, сколько адекватного

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

отражения социальных проблем молодежи в научно обоснованной и законодательно закрепленной молодежной политике, направленной на эффективное решение этих проблем. Список использованной литературы

1. Двадцать лет реформ глазами россиян: опыт многолетних социологических замеров / Под ред. М.К. Горшкова, Р. Крумма, В.В. Петухова. - М.: Весь Мир, 2011. - 238 с.

2. Липатова М.Е. Жизненные стратегии молодежи в современном российском обществе // Социология в системе научного управления обществом. Материалы IV Всероссийского социологического конгресса. - М., 2012. Электронное издание.

3. Осянин А.Н. Проблема выбора молодежью ценностных предпочтений // Социология. Журнал Российской Социологической Ассоциации. 2005. №1. С. 194 - 196.

4. Семенова Л.А.. О некоторых особенностях профессионально-трудового самоопределения молодежи // Питирим Александрович Сорокин и современные проблемы социологии. К 120-летию со дня рождения П.А. Сорокина и 20-летию факультета социологии СПбГУ/ Материалы Международной научной конференции -Первых Санкт-Петербургских социологических чтений 16-17 апреля 2009 года / Отв. редакторы: А.О. Бороноев, Н.Г. Скворцов: В 2-х т. Том 1. СПб., 2009. -492 с.

5. Возраст уголовной ответственности может снизиться до 12 лет/ http://www.vesti.ru/doc.html?id=1013887&cid=999 [Дата обращения 9.05.2015].

© З.И. Назаров, 2015

УДК 1

Ю.А.Слепцова

Студент Северо-Восточного Федерального университета им.М.К.Аммосова

Г.Якутск, Российская Федерация

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ Аннотация

В любом обществе могут возникнуть конфликты, каждый человек по своему уникален и у каждого своя точка зрения по тому или иному поводу. В этой статье будут раскрыты вопросы возникновения конфликтов и способы их решения, виды темперамента людей и с каким из них будет наиболее легче разрешить конфликт.

Ключевые слова

Конфликт,разногласие во взглядах.

Конфликт - (от лат. топШ^ш) определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.[2]

По нашему мнению выявление причин возникновения конфликтов определяет выбор методов, путей их предотвращения и конструктивного их решения. Без знания движущих сил развития конфликтов трудно эффективно влиять и регулировать ими.

Причинами конфликтов могут быть расхождение в интересах, взглядах, мнениях. Чаще всего конфликты возникают из-за того, что каждая из сторон начинает упорно отстаивать свою правоту и ее доказывать. В конце стороны могут пойти на компромисс и решить проблему или оставить все,как есть. Но лучше всего пойти на компромисс,чтобы не оставался осадок в душе после конфликта. В первую очередь все зависит от самого человека, от его восприятия. Если человек неконфликтный, спокойный, то он пойдет на компромисс и попытается понять мнение собеседника по тому или иному вопросу. Если в противном случае, человек конфликтный, то он только усугубит ситуацию и пойдет на все,лишь бы доказать свою правоту. С такими людьми очень трудно ужиться.

Причины конфликта - это явления, события, факты, ситуации, предшествующие конфликту и вызывающие его при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.