Научная статья на тему 'Социальная структура и социальное самоопределение молодежи'

Социальная структура и социальное самоопределение молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1273
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / МЕСТО И РОЛЬ МОЛОДЕЖИ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / YOUTH / SOCIAL STRUCTURE / SELF-DETERMINATION / THE PLACE AND ROLE OF YOUNG PEOPLE / EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ходибоев Фариддун Абдуллаевич

В статье анализируются проблемы социальной структуры и самоопределения молодежи в контексте современных изменений политической и социальной жизни общества. Рассматриваются философские проблемы молодежной политики государства и системы образования молодежи с учетом современных требований по привлечению молодежи в решении задач, стоящих перед обществом. Особое внимание уделяется вопросам социального самоопределения молодежи как одно из важнейших и определяющих слоев населения для развития экономики страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social structure and self-determination of youth

The article analyzes the problems of social structure and self-determination of young people in the context of current changes of political and social life of society. The article discusses the philosophical problems of the country’s youth policy and the system of education of youth accounting modern requirements for involvement of young people in solution of problems the society faces. Particular attention is paid to social selfidentity of young people as one of the most important and defining segments of population to develop the economy of the country.

Текст научной работы на тему «Социальная структура и социальное самоопределение молодежи»

НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»

№4(41) 2014

УДК 3 КСМ 4

Ф.А.ХОДИБОЕВ

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ

Ключевые слова: молодежь, социальная структура общества, самоопределение, место и роль молодежи, система образования

Молодежь в социальной структуре общества, как группа или определенный состав, являясь его передовой движущей силой общества, приобретая и развивая способности к физическому и умственному труду, влияет на его развитие. Хотя общей нормой роли молодежи в социальной структуре общества является возраст и демографический фактор, но с учетом конкретизации места молодежи по другим нормам, как профессия, занятость, нации, места, степени и других влияющих факторов на развитии общества, отчетливо показывают свой вклад в социальной структуре общества.

Споры об определении места и роли молодежи как социальной группы в социальной структуре общества четко выясняется, прежде всего, во взаимодействии их трудовых способностей и охвата учебой как важная основа усовершенствования трудовых способностей. В связи с этим, сегодня в законодательствах всех государств мира уделяется особое внимание к этой проблеме и социальную роль молодежи отчетливо определяют в своих правовых и законодательных документах.

Молодежь со своими взглядами, мнениями, отношением к окружающей действительности представляет социально-значимую часть общества по целому ряду показателей, таких как социально-трудовая, политическая активность, культурные ориентиры, воспроизводство рабочей силы, качественная составляющая населения. Интерес к проблемам молодежи многогранен и широк. Переходный период таджикистанского общества, связанный со сменой поколений, изменением ценностей, культуры является переломным в социальном самоопределении молодежи. В данном этапе современная молодежь столкнулась с проблемами самоопределения: получения образования, приобретения социального статуса, выбором профессии и поиском работы.

Обращение внимания к философии социальной роли молодежи в структуре различных обществ четко подчеркивалось ещё с далеких исторических времен, хотя, в сочинениях прежних теоретиков и обществоведов возрастная норма создания общества мало или вообще не указывалось. Основными нормами изучения социальной структуры общества определялись ремесло, профессия и общественно-политическая роль. Однако выделение особого внимания влияющей роли политических личностей, государственных, общественных и культурных деятелей в развитии общества и их место в общественной и государственной системе показывает, что большинство из них положение и авторитет достигли в молодости и в структуру общества как личность вошли в молодом возрасте.

Из данных первоисточников усматривается, что Абуали ибн Сино уже в 18 летнем возрасте прославился как знаменитый лекарь и удостоился лечению Амири Сомони, а в 22 летнем возрасте уже считался одним из известных придворных лекарей во дворце Саманидов (1, 342). Абурайхон Беруни, первые свои научные исследования начал в 22 летнем возрасте, а в 27 летнем возрасте уже закончил свою знаменитую книгу «Осор-ул-бокия» (1, 240).

Таким образом, во всех социальных системах, или во всех периодах и эпохах четко усматривается определяющая роль молодежи в передовом мышлении, созидательные мышления этой социальной группы внесли свой вклад в успешном творении ценностей. Такая социальная роль и положение молодежи наблюдается во всех периодах и эпохах, а в связи с глобализацией и с появлением новых международных отношений в современных условиях приобрел новую форму и содержание.

В связи с этим исследование и рассмотрение места молодежи в социальной структуре общества как проблема социальной философии, приобрели серьезное значение, превратились в важную тему, рассмотрение которой как философская проблема является очень важным. Разработка социального самоопределения молодежи, как социальной группы имеет принципиальное

НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES*

№4(41) 2014

теоретическое и практическое значение в решении важнейших задач общественной практики. Молодость считается сложным этапом формирования и развития личности и более того, этот этап характеризуется своей неопределенной особенностью черты характера, чувствительностью, упрямством, которые, несомненно, влияют на решение проблем. Именно на этом этапе молодежь сталкивается с многообразными проблемами, решение которых зависит от их самоопределения. Поэтому, самоопределение на этапе молодости считается одним из важнейших задач индивидуального развития молодежи.

Социальное самоопределение — одно из существенных интегральных качеств, обретаемых молодыми людьми в процессе их социализации. Как отмечает В.Ф.Левичева, - «социальное самоопределение молодежи может рассматриваться, с одной стороны, как поэтапный процесс ее включения во все сферы общественной жизни и достижения относительно равновесного состояния в социально-стратификационной структуре общества, с другой — как процесс осознания молодыми людьми своей принадлежности к определенным социальным группам с закрепленными в них социальными статусами и ролями, т. е. формирование устойчивой социальной идентичности» (2).

Социальное самоопределение молодежи представляет собой сложную многоуровневую систему взаимно упорядоченных локальных форм самоопределений: обретение образовательного статуса, выбор профессии, самоопределение в сфере трудовых отношений, в трудовом коллективе, создание семьи, выбор места жительства, формирование позиций в общественно-политической и культурно-досуговой сферах и др.

Содержание психологии самоопределения выясняется также множеством социального выбора, которое со стороны молодого человека проявляется на этом этапе. Важность его особенностей на протяжении самоопределения молодого человека выясняется в результате неординарности социальной структуры, в том числе кризиса (перелома) норм привычек и ценностей. Таким образом, проблемы самоопределения молодежи в трудностях социальной жизни и его негармоничность с жизненными нормами молодежи, которые отражаются в одном или нескольких нормах поведения, темп кризисных процессов во всех отраслях жизни народного хозяйства, увеличение социальных проблем противоречиво влияет на все социальные слои, в том числе и молодежи. Социальные недостатки в жизни молодежи становятся причиной возникновения различного негативного поведения в их жизни, в том числе изменения семейных отношений, бесконтрольность, безделье, совершения правонарушений, наркомании, злоупотребление спиртными напитками, что становится причиной повышения уровня преступности среди несовершеннолетних.

Следует отметить, что решающее воздействие на формирование социальных позиций молодежи оказывают ведущие социальные институты, такие как система образования, СМИ, общественные объединения, корпоративные организации и пр. Именно институциональная составляющая социального самоопределения молодежи дает возможность направленного воздействия на социализационные процессы и использования управленческих механизмов государственной молодежной политики с целью компенсации объективно низкого (недостаточного, незавершенного) социального статуса молодежи, обеспечения доступности механизмов вертикального социального перемещения и одновременно межгенерационную культурную трансляцию основных норм и ценностей общества.

Объективный процесс обретения молодежью социально-статусных позиций в

стратифицированном обществе сопровождается сложными, нередко противоречивыми поисками молодыми людьми собственной социальной (в том числе гражданской, политической, идеологической) идентичности. Эта сторона социального самоопределения молодежи наиболее трудно поддается целенаправленному воздействию в интересах всего общества. Состояние общественной трансформации, переживаемое современным обществом, множественность кризисных процессов, затронувших основы общественной жизни, значительно увеличили неопределенность перспектив молодежи и ее социального самоопределения. Оказались подвержены коррозии глубинные механизмы социализации, которые действовали как бы автоматически, обеспечивая межпоколенческую трансляцию базисных ценностей. Такие фундаментальные системы воспроизводства общественных отношений, как семья, образование, труд, в условиях модернизации в значительной степени теряют свои функции императивных ценностных регуляторов для молодежи.

Анализ социальных исследований показывает, что социальная бессистемность в основном происходит на трех уровнях - общество, социальная группа и личность. Исходя из этого,

НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»

№4(41) 2014

возникает необходимость рассмотрения общественного явления на индивидуально - психических, личных уровнях, их влияние на уровень самоопределения молодежи и как проявление гражданского самоопределения этой социальной группы. Для глубокого изучения этой проблемы необходимо обратиться к начальному периоду становления независимых государств бывшего Советского Союза. Например, по мнению специалистов, одним из факторов гражданской войны в Таджикистане являются проблемы изменения социальной структуры общества и исчезновение прежних социальных норм, в результате чего молодежь переходного периода ещё не была готова к принятию новых норм. С другой стороны, пока полностью не были укреплены новые социальные отношения на основании закономерностей рыночной экономики, эти характерные черты не были знакомы и непонятны для молодежи начального периода. В результате чего, создались жесткие социальные беспорядки, и все это не могло не повлиять на обострение экономического и нравственного кризиса.

Отсутствие новых знаний, неподготовленность молодежи к этой системе послужили тому, что у молодежи появились зависимость, неверие в себе и в будущее, из этого положения стало очевидно неконкурентоспособность их к рынку труда. Все это стало причиной того, что некоторое время в мышлениях молодежи возник психический кризис. Однако, через некоторое время постепенно появились пути освобождения от социального кризиса. Одним из способов явилось изменение законодательной системы в отношении молодежи и принятие государственного закона об определении социального места молодежи. Обеспечение базы закона явилось первоначальным способом решения социальных проблем молодежи и это, несомненно, положительно повлияло на повышение уровня самоопределения молодежи, которое первоначально занимало нулевое место. Затем, в силу этого закона был определен государственный статус молодежи и создавались общественные организации молодежи. Существование этого статуса и организаций выдвинули идею объединения совместного решения молодежных проблем. Рассмотрение социальных проблем молодежи на государственном уровне стало выше, что и это уже уменьшило в молодежи чувство недоверия к завтрашнему дню, неконкурентоспособности к трудовому рынку (4, 107).

Другим фактором осуществления самоопределения молодежи стало соответствие учебы и работы к нормам современного общества. При внедрении новых систем образования, начиная с общеобразовательных школ, и разделении учащихся к различным направлениям усилился самостоятельный выбор профессии, что явилось твердым шагом к полному самоопределению молодежи. Организация новых современных профессий и их самостоятельный выбор со стороны молодежи дал импульс этому направлению, смог с необходимой профессиональной подготовкой внедрить молодежь к решению существующих проблем социальной жизни.

Хотя приобретению независимости Таджикистаном и другими странми СНГ прошло более 20 лет, можно сказать, что сегодня прошел первый этап подготовки молодежи к вступлению в социальную систему с самоопределением и у молодёжи сформировалось новое мышление. Результаты социальных исследований показывают, что бывшую социальную систему поддерживают около 10% молодежи, а более 50 % из них приветствуют новую социальную систему, основной причиной которого, является воспитание молодежи в этой же самой новой системе (3, 196).

В настоящих условиях перед молодежью возникает ряд проблем и, несомненно, их решение связано с социальным самоопределением молодежи. Если основной проблемой является выбор профессии, то молодежь, принимая во внимание требования социальной системы и трудового рынка, при выборе профессии не забывает и об оплате за труд. Заработную плату считают влияющим фактором при выборе профессии. Социальные исследования показывают, что у сегодняшней молодежи уже достаточно хорошо сформировано социальное самоопределение. Например, 50% из числа молодежи и даже больше этого самостоятельны в выборе профессии и для этого стремятся самостоятельно, на основании требования нынешнего времени, получить высшее образование, изучать иностранные языки, компьютерную технологию, правила бизнеса и мастерства в бизнесе, соответствовать деятельности в условиях рыночной экономики, иметь всестороннюю правовую подготовку. Совокупность норм современной жизни молодежь старается приобрести непосредственно на основе самоопределения, высшей точкой их требования является лучшая и успешная социальная жизнь.

Внимание большинства молодежи направлено на получение высшего образования. Образование молодёжью ставится на первое место и считается важным, фактором достижения успеха в жизни. Частные предприятия и компании при выборе и принятия на работу сотрудников интересуются о том, что имеются ли у них высшее образование. Основная проблема в этом случае

НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES*

№4(41) 2014

то, что иногда и для физических работ принимаются специалисты с дипломом, несмотря на их профессии, что это также является сложностью трудового рынка молодежи. Однако фактической причиной является повышенная заработная плата в этих предприятиях, где специалист с высшим образованием работает в должности ниже своего образования как продавец, простой рабочий и т.д.

В этом случае возникает важная социальная проблема - снижение рейтинга государственных учреждений по сравнению с компаний и частных предприятий. Молодой человек, имеющий высшее образование и определенную профессию, при поступлении на работу в государственном предприятии или органе встречается с низкой заработной платой. А частные предприятия и компании устанавливают заработную плату в два раза больше, чем в государственных предприятиях и молодежь с целью социального обеспечения выбирает вторую.

Опыт показывает, что и договорная система обучения в Таджикистане не дает хороших результатов и причина в том, что большинство выпускников, с целью уклонения от военной службы или по другим социальным причинам, вынуждены поступать на какой-нибудь факультет, где обучаются за счет денежных средств семьи. Наконец, после окончания обучения, получив диплом, нигде не устраиваются на работу. Оставив диплом, выбирают трудовую миграцию или с целью получения хорошей заработной платы работают в дехканских хозяйствах. Поэтому в дальнейшем, с целью эффективности работы, целесообразно было бы заключить договор между предприятием, компанией и университетом для подготовки кадров, чтобы за счет выпускников договорных групп не увеличивалось число безработных.

Другая важная проблема это поиск способов увеличения заработной платы в государственных учреждениях, которая является фактической причиной отсутствия молодежи в этих учреждениях. Учебным заведениям просвещения и другим государственным структурам необходимо изыскать пути вложения дополнительных денежных средств. Например, в школах, с открытием коммерческих классов, принимаются меры к повышению заработной платы учителей. В сельских школах есть возможность внедрения льгот путем выделения земельных участков на основании нынешнего требования Постановления Правительства Республики Таджикистан.

Сегодня, на примере здравоохранительных учреждений, перешедших на платное обслуживание, следует изыскать такие возможности и формы обслуживания в других государственных структурах. Эти возможности являются поводом того, что молодежь в своей социальной системе выбирает государственные учреждения, или другими словами, курсом самоопределения их деятельности становятся государственные учреждения.

Следует отметить, что молодежь в решении проблем создания семьи также получает полную самостоятельность. Самостоятельный выбор превалирует относительно выбора родителей, что это тоже, безусловно, является одним из основ социального самоопределения. Однако это самоопределение не всегда даёт правильные результаты. Наблюдаются случаи, что такое самоопределение происходит поверхностно и при недостаточной подготовленности молодого человека к семейной жизни и эти случаи могут стать причиной семейных разводов. По мнению социологов, одним из основных факторов увеличения разводов в молодых семьях является неорганизованное самоопределение сегодняшней молодежи.

Если в начальном этапе перехода к новой социальной системе уровень самоопределения молодежи был невысок, то сегодня ощущается, что в связи с необходимостью укрепления самой политической и социальной системы общества, он очень высоко поднялся. Причиной повышения этого процесса является обращение молодежи к современным знаниям. Тем не менее, независимо от этого наблюдается определенные недостатки в уровне знания молодежи. В сельских местностях наблюдаются случаи несоответствия знания молодежи к социальной системе современного общества и, что это несоответствие, безусловно, ставит самоопределение молодежи на низком уровне.

Ключевым звеном для решения этих проблем, на наш взгляд, является укрепление системы просвещения в селах и организация курсов обучения английскому языку, информационной технологии, юридическим знаниям и рыночной экономике. Ибо сельская молодежь сегодня на основе полной подготовки, в зависимости от естественного условия и жизненной среды, может создавать для себя, для государственной экономики и общества полезную работу и деятельность именно на базе усовершенствования самоопределения. Его плоды уже усматриваются в некоторых городах и районах страны, однако необходимо, чтобы этот процесс модернизировался во всех регионах.

НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»

№4(41) 2014

ЛИТЕРАТУРА:

1. Донишномаи Сомониён:дар ду муҷаллад (зери назари академики АИ Ҷумҳурии Тоҷикистон

H. Ю.Салимов). - Хуҷанд: Нури маърифат, 2008. - Ҷ.1. - 545 с.

2. Левичева, В.Ф. Социальное самоопределение молодежи http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-samoopredelenie-molodezhi/дата обращения 03.12.2014

3. Миралиев, К. Развитие молодёжной политики в Таджикистане на рубеже XXI века/К.Миралиев. -Душанбе, 2010. - 227с.

4. Шамолов, А.А. Вопросы молодёжной политики в Республике Таджикистан / А.А.Шамолов, С.Б.Ашуров. - Душанбе:Дониш, 1998. - 285 с.

REFERENCES:

I. The knowledge-book (Donishname) of Samanids. In 2 v. (under review of the academician of Academy of Sciences of rT N.Yu.Salimov) - Khujand, 2008. -V. 1.- 545p.

2. Levicheva, V.F. Social self - determination of youth http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-samoopredelenie-molodezhi date of reference 03.12.2014.

3. Miraliev K. The Development of Youth Policy in Tajikistan on a verge of the twenty-first century. -Dushanbe, 2010. - 227 p.

4. Shamolov A.A., Ashurov S.B. The problems of youth policy in the Republic of Tajikistan/ Shamolov A.A., Ashurov S.B. - Dushanbe, 1998.-285p.

Социальная структура и социальное самоопределение молодежи

Ф.А.Ходибоев

Ключевые слова: молодежь, социальная структура общества, самоопределение, место и роль молодежи, система образования

В статье анализируются проблемы социальной структуры и самоопределения молодежи в контексте современных изменений политической и социальной жизни общества. Рассматриваются философские проблемы молодежной политики государства и системы образования молодежи с учетом современных требований по привлечению молодежи в решении задач, стоящих перед обществом. Особое внимание уделяется вопросам социального самоопределения молодежи как одно из важнейших и определяющих слоев населения для развития экономики страны.

Social structure and self-determination of youth

F.A.Hodiboev

Keywords: youth, social structure, self-determination, the place and role of young people, the education system

The article analyzes the problems of social structure and self-determination of young people in the context of current changes ofpolitical and social life of society. The article discusses the philosophical problems of the country’s youth policy and the system of education of youth accounting modern requirements for involvement of young people in solution ofproblems the society faces. Particular attention is paid to social self-identity of young people as one of the most important and defining segments ofpopulation to develop the economy of the country.

Сведения об авторе:

Ходибоев Фариддун Абдуллаевич, соискатель кафедры политологии и культурологии Худжандского государственного университета имени академика Б.Г.Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд), E-mail: Faridun84.84@mail.ru

Information about the author:

Hodiboev Fariddun Abdulaevich, Researcher of the Department of Political Science and Culturology of Khujand State University named after academician B.G.Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail:Faridun84.84@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.