Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 24 (353). Философия. Социология. Культурология. Вып. 34. С. 78-80.
Л. В. Ребышева, Е. В. Васильченко
КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И ИНДИКАТОРЫ ОЦЕНКИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЕЙ МОЛОДЕЖИ НА ДОВУЗОВСКОМ ЭТАПЕ
Рассматривается профессиональная ориентация молодежи как непрерывный социальный процесс профессионального выбора, профессионального развития и профессионального становления личности.
Ключевые слова: профессиональная ориентация молодежи; профессиональное самоопределение; управления профориентацией молодежи на довузовском этапе.
Невозможность реализовать свои профессиональные предпочтения - это вполне реальная ситуация в силу того, что профессиональное самоопределение происходит слишком поздно или осознается как вынужденное. Данная ситуация приводит к отрицательным последствиям как для личности, так и для общества в целом. Сознательный, целенаправленный выбор профессии позволяет избежать экономических, производственных, финансовых потерь и дает возможность человеку построить свою судьбу без трагических переломов и деформаций1.
Интерес к проблеме профессиональной ориентации усилился со стороны ученых различных областей знания в 90-е гг. XX в., что связано с резким ростом достижений научно-технической революции, динамичными изменениями экономической сферы жизнедеятельности общества, переменами в структуре «мира профессий» и в статусной картине общества. Профессиональная ориентация в этот период чаще всего трактуется как «комплекс экономических, социальных, медико-биологических, психологических, педагогических мероприятий, направленных на формирование профессионального призвания индивида и выявления факторов, влияющих на выбор профессии», так определяет ее Е. И. Голова-ха в работе «Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи2. Или как «система целей, принципов, организационных форм, методов, помогающих индивиду в выборе профессии, которая отвечает потребностям рынка в кадрах и согласовывается с интересами и способностями индивида», как определяет ее Н. Н. Захаров3.
Несмотря на длительный процесс становления и развития теории и практики профо-
риентации в нашей стране, до сих пор не выработана единая позиция в понимании и толковании содержания категории 'профессиональная ориентация'. Однако в целом можно выделить ряд общих моментов, прежде всего, два аспекта профориентации: с одной стороны, профориентация рассматривается как профориентационная работа, с другой - как составляющая социализации, жизненного самоопределения молодежи.
В частности, И. И. Харченко рассматривает понятие профориентации в двух разных значениях. В первом значении как деятельность педагогов, психологов, физиологов, врачей, наставников, семьи, трудовых коллективов, направленную на подготовку подрастающего поколения к сознательному выбору профессии в соответствии с народнохозяйственными задачами и индивидуальными склонностями человека. Во втором значении как предрасположенность или внутреннюю готовность индивида к овладению той или иной профессией4.
В начале XXI в. значение эффективной профессиональной ориентации молодежи в условиях трансформации социальных отношений существенно возрастает. Известно, что молодежь является стратегическим ресурсом общества и от того, насколько она правильно сориентирована в профессиональном плане, зависит ситуация на рынке труда и дальнейшая судьба страны.
Именно на нее возлагаются наибольшие надежды как на группу, активно стремящуюся к освоению новых знаний и технологий и способную овладеть ими. Это справедливо замечено, молодежь - важный субъект социальных перемен, огромная инновационная сила. И как использовать эту силу, куда
Критерии, показатели и индикаторы оценки управления профориентацией.
79
ее направить, на достижение каких целей, от решения этой задачи зависит благополучие нашего общества5. В силу своего статусного состояния молодежь своей деятельностью как бы включает закономерности прошлого в настоящее и тем самым обуславливает переход их в будущее.
Однако сложившаяся социальная практика показывает, что в значительной степени профессиональная ориентация молодежи в современном российском обществе происходит стихийно, приводя в дальнейшем к ряду экономических, производственных и социальных потерь. Данная ситуация непродуктивна как для личности, так и для общества в целом. Учреждения разных уровней компетенции, управляющие профориентацией, в настоящий момент не имеют единой программы действий. В российских регионах,
как правило, социальные организации, наделённые соответствующими полномочиями и координирующие профориентационные процессы на рынке труда, не функционируют как целостная система. Ситуация неинтегри-рованного управления профориентацией молодежи типична.
Кроме того, как показывает опыт теоретического анализа, понятие профессиональной ориентации следует рассматривать в фокусе таких понятий, как профессиональное самоопределение и ценностные ориентации.
Профессиональное самоопределение является одной из составляющих жизненного самоопределения, наряду с политическим, нравственным, семейным и т. д. Профессиональный выбор и последующая его реализация являются составной частью процесса самоопределения.
Критерии эффективности Показатели профессионального выбора (на довузовском этапе) Индикаторы
Потребность В обоснованном выборе профессии Степень определенности с выбором профессии и конкретным учебным заведением
Информированность О рынке образовательных услуг и современных требованиях рынка труда Информированность о востребованных профессиях Выбор ЕГЭ для поступления в вуз на определенную специальность
О выбранной профессии и путях ее получения Уровень знаний о содержании избранной профессии и возможностях ее получения
О своих склонностях, способностях, индивидуальных качествах Факторы выбора профессии Способность соотнесения личностных качеств с требованиями профессии Владение методами для диагностики личностных профессиональных качеств
Готовность К реализации обоснованного образовательного профессионального плана Степень активности в реализации плана
Отношение Сформированное отношение к труду как к жизненной ценности Мотивы ориентации на высшее образование Факторы материального благополучия
Удовлетворенность Выбранной профессией, учебным заведением Желание изменить свой выбор после поступления в вуз
Успешность Сформированный профессиональный выбор, соответствующий личностным и общественным потребностям Отношение к профессиональному выбору
Критерии, показатели и индикаторы оценки управления профориентацией молодежи
на довузовском этапе6
80
Л. В. Ребышева, Е. В. Васильченко
В самом общем смысле профессиональное самоопределение - это процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии. Профессия является исторически возникшей формой трудовой деятельности, для выполнения которой человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессионально важные качества.
Кроме того, профессиональное самоопределение должно начинать формироваться на довузовском этапе профессиональной ориентации молодежи и оцениваться по различным критериям, показателям и индикаторам, представленным в таблице.
Данные критерии позволят определить потребность в обоснованном выборе выбранной профессии и информированности выпускников средних образовательных учебных заведений о рынке образовательных услуг и современных требованиях рынка труда, о выбранной профессии и путях ее получения, о соответствии выбора профессии склонностям и способностям личности, так как в своем большинстве выпускники школ во многом не готовы к реализации обоснованного образовательного плана и у большинства из них не сформировано отношение к труду как к жизненной ценности.
Эти проблемы в значительной степени являются следствием происходящих в обществе изменений, во многом объясняются тем, что потребность в работниках, устремления молодежи, система образования, демографическая динамика общества в основном изменяются во времени практически изолированно друг от друга. Неуправляемый профессиональный выбор выпускников школ приводит к рассогласованию и тем самым к неэффективности профессиональной ориентации.
Таким образом, систематическая управленческая деятельность, оценка и постоянный мониторинг критериев эффективности позволит в некоторой степени преодолеть стихийность выбора профессии выпускниками школ, сформировать профессиональный выбор, адекватный личностным и общественным потребностям, что в дальнейшем послужит фундаментом успешного профессионального развития молодого поколения.
Примечания
1 Худокормова, С. А. Управление системой профориентации школьников [Электронный ресурс]. URL : www.prescopus.com.
2 Головаха, Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наук. Думка, 1988.
3 Захаров, Н. Н. Профессиональная ориентация школьников. М., 1988.
4 Харченко, И. И. Современная молодежь Сибири : образовательные и профессиональные стратегии : монография. Новосибирск : ИЭ-ОПП СО РАН, 2008. 500 с.
5 Осипова, Л. Б. Профессиональное самоопределение молодежи : проблемы и перспективы / Л. Б. Осипова, Л. А. Энвери // Изв. высш. учеб. заведений. Социология. Экономика. Политика. 2010. № 4. С. 79-82.
6 Забнева, Э. И. Социальная эффективность управления процессом профессиональной ориентации молодежи в системе работы вуза [Электронный ресурс] // Забнева, Э. И. Социальная эффективность управления процессом профессиональной ориентации молодежи в системе работы вуза. URL : http:// www.tsogu.ru.