Научная статья на тему 'Проблемы образования в России'

Проблемы образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6569
615
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы образования в России»

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Шарипова Н.А Пермякова И. С.

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации является право на образование. Образование в нашей стране осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» закрепляет: «Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Это говорит о приоритетности образования.

Образование охватывает все возможные сферы развития личности, так как является целенаправленным процессом.

В настоящее время практически отсутствует духовное воспитание и образование, возникшее в результате потери истинного смысла понятий «духовность», «нравственность» в рамках образовательной системы. Из-за разрушения традиционной системы ценностей, таких как патриотизм, целомудрие, которые заменились различными сектантскими течениями, неофашизмом и т.д., открыто пропагандируется образ вольной жизни подростка, основанный на непослушании своим родителям.

По результатам статистики в настоящее время наиболее важными для россиян личностными качествами, которые следует воспитывать в детях, являются те, которые помогают удачно устраиваться в жизни, быть богатым, уверенным в себе человеком. На первом месте находится «умение добиваться своих целей» - 48 %респондентов. На втором месте - «чувство ответственности» 41 %, на третьем - качества, способствующие взаимодействию с другими людьми - хорошие манеры и умение общаться, их назвали более трети населения по 38 %, и последнее «добросовестность в работе» - 30 %.

На данный момент в образовательных учреждениях обучение учащихся осуществляется не в русле духовно-нравственного развития и все это отражается на качестве российского образования.

Однако нельзя однозначно сказать, что государство остается в стороне. Существуют попытки законодательно возродить духовно-нравственную сферу в государственных школах. Это подтверждается рядом программных документов федерального и регионального уровней, которые стремятся реализовать духовно-нравственный потенциал в сфере образования. Например: «Основы духовно-нравственной культуры народов России»; «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников»; «Программа по духовно-нравственному воспитанию, разработанная для военно-морских профильных классов «Юность Флота»»; «Программа элективного курса «Духовная жизнь в России XX в.» и т.д.

Сегодня качество образования во многом зависит от социальных факторов. Так в специализированных школах, где обучение направлено на углубленное изучение конкретного предмета, качество уровня преподавания на порядок выше, чем в обычных школах. В сельских школах из-за недостатка квалифицированных кадров, качество образования ниже, чем в городских школах. Сегодня сфера образования является предметом предпринимательской деятельности, как бизнес и торговля. Дети обеспеченных родителей обучаются в элитных школах, где отбор преподавателей достаточно жесткий, или получают образование за рубежом.

Достаточно актуальной сегодня становится проблема нехватки квалифицированных

кадров.

Сегодня будущие абитуриенты не выбирают профессию педагога, поскольку она низкооплачиваема. Работа учителем предполагает стрессы, перенапряжение, проверка домашнего задания внерабочее время - и это за небольшую зарплату. Несмотря на то, что уровень зарплат работникам бюджетной сферы был существенно повышен, но все равно, выпускники отдают предпочтение экономическим, юридическим специальностям.

Стоит добавить, что нынешние педагоги нуждаются в улучшении жилищных условий, социальной защите.

Россия является страной, подписавшей в свое время Болонскую декларацию. Но наша образовательная система существенно отличается от образования на Западе.

В Европе также существует средняя ступень образования (техникумы и колледжи) и она называется неуниверситетским высшим образованием. Но для поступления ученик должен получить полное среднее образование. В России техникумы принимают выпускников 9-х классов. Поэтому, чтобы у нас появилось неуниверситетское высшее образование необходимо отменить прием лиц, не получивших полное среднее образование.

На основе выше изложенного нетрудно сделать выводы:

- мероприятия по реализации сферы духовно-нравственного развития школьников не закреплены законодательно;

- все шире становится проблема качества школьного образования в России;

- главная цель обучения и воспитания школьников - успешность;

- карьера, при этом абсолютно исключаются условия для его духовного, а значит личностного роста.

Поэтому требуется новая система обучения (а все новое - это хорошо забытое старое), которая позволит передавать из поколения в поколение опыт творческой деятельности, знания, ценности, присущие народу, опыт духовной жизни. Возродит воспитание патриотизма, духовной нравственности, снова начнет воспитывать ответственного, умного, любящего свое Отечество гражданина.

Литература

1. Закон Российской Федерации от 29 декабря года № 273-Ф3 «Об образовании» // Собрание законодательства Российской Федерации.

2. Инновации в образовательном процессе в Омском институте (филиале) РГТЭУ /Метелев С.Е., Елкин С.Е., Завадская В.В., Ищак Е.Р., Калинина Н.М., Кокина Ю.В., Куламихина И.В., Матненко И.А., Метелев И.С., Радионова О.А., Свиридова Е.А., Худякова О.Д., Чижик В.П., Шайтанова Л.М., Шамис В.А. - . Омск, 2011.

3. Метелев С.Е. Главный в вузе - студент //Аккредитация в образовании. 2011. № 4 (48). С. 84.

4. Метелев С.Е., Ефимова С.В. Стабильность вуза в его внутренней политике //Аккредитация в образовании. 2009. № 7 (34). С. 46-47.

5. Метелев С.Е., Некрасова Т.В Управление качеством образования как инновационная деятельность //Аккредитация в образовании. 2007. № 16. С. 64-65.

6. Федоров А.А., Метелев С.Е., Соловьев А.А., Шлякова Е.В. Инновационные процессы в высшей школе. - Омск, 2013.

7. Федоров А.Э., Метелев С.Е., Соловьев А.А., Шлякова Е.В. Компетентностный подход в образовательном процессе. - Омск, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.