Научная статья на тему 'Обучение бакалавров вуза на основе деловых игр'

Обучение бакалавров вуза на основе деловых игр Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ ИГРА / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ВИДЫ ДЕЛОВЫХ ИГРЫ / ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ / ЭТАПЫ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Роговская Н.И., Дюжева М.Б.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией, проведением и оценкой результатов деловой игры в учебном процессе. Рассмотрены условия, необходимые для осуществления деловых игр. Выделены положительные свойства деловых игр, а также сложности, проблемы при их организации и проведении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение бакалавров вуза на основе деловых игр»

ОБУЧЕНИЕ БАКАЛАВРОВ ВУЗА НА ОСНОВЕ ДЕЛОВЫХ ИГР

Роговская Н.И., к.ф.н., Дюжева М.Б., к.э. н., Омский государственный университет путей сообщения

В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией, проведением и оценкой результатов деловой игры в учебном процессе. Рассмотрены условия, необходимые для осуществления деловых игр. Выделены положительные свойства деловых игр, а также сложности, проблемы при их организации и проведении.

Ключевые слова: деловая игра, обучающийся, виды деловых игры, требования к организации и проведению деловой игры, этапы деловой игры

Существенное значение в процессе обучения бакалавров экономического профиля должно уделяться игровым технологиям. Игровая форма занятий формируется на основе игровых приемов, инструментов, в том числе и игровых ситуаций, выступающих как средство побуждения и стимулирования студентов к учебно-познавательной деятельности. Современные стандарты образования предусматривают большое количество часов, отводимое на самостоятельное изучение профессиональной дисциплины, на самостоятельную проработку заданной информации. Для того, чтобы учебное занятие было интересным, информационно насыщенным и, в то же время лаконичным, позволяющим получить конкретные знания, компетенции, необходимые в будущей профессиональной деятельности студента, отечественными учеными - педагогами Б. Н.Никитиным, Л. А. Венгером, А. П. Усовой, В. Н. Аванесовой рекомендуется применять деловые игры. Сама игра рассматривается как вид деятельности, осуществляющейся в моделируемых ситуациях, мотивом которой является получение какого-то результата: положительных эмоций, новых знаний, умений, навыков решений сложившейся проблемы, развития личностных качеств и отношений с окружающими и др.

Несмотря на возросшую значимость и ценность деловой игры в учебном процессе, отметим, что игра является одним из древнейших средств воспитания, обучения и развития обучающихся. Источники, дошедшие до нас, свидетельствуют о том, что египетские фараоны, вступая на престол, проходили обучение в виде деловых игр по овладению секретами управления государством. Игра была важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему и использовалась в обучении Александра Македонского. В процессе игры обучающие не копируют точно взрослых, а, подражая им, действуют по-своему, формируют свой личный опыт. В XIX веке немецкий ученый К. Гроссе целенаправленно и систематически изучал игру и ее роль в усвоении социального опыта. Позже исследованием игры в той или иной мере занимались Е.А. Аркин, К. Бюлер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

Роль игры в обучении бакалавров безусловно высока и значима. С ее помощью можно моделировать учебные проблемные ситуации и сосредоточивать игровые действия участников игры на реальных проблемах управления организацией. В ходе проведения деловых игр формируются профессиональные качества важные для будущей профессии, посредством погружения в конкретную экономическую ситуацию, смоделированную ведущим игры, происходит овладение общекультурными и профессиональными компетенциями бакалавра. В процессе обучения студент выполняет действия, аналогичные тем, которые могут иметь место в его профессиональной деятельности, накапливается опыт решения тех или иных проблем. Глубокий анализ ошибок действий, неправильно принятых решений при подведении итогов игры, помогает снизить вероятность их повторения в реальной действительности, что в свою очередь, способствует сокращению срока адаптации молодого специалиста. Игра учит не только находить решения проблемы, но выстраивать взаимодействия с другими участниками игровой ситуации, способствует формированию коммуникативных навыков общения. Все вышеперечисленное обусловливает применение игр в подготовке бакалавров высшей школы.

В настоящее время существует значительное количество различных классификаций деловых игр.В зависимости от функций деловые игры делят на три группы: учебные, производственные, исследовательские. Учебные игры применяются для развития навыков и умений по практическому использованию теоретических знаний в своей практической деятельности. Производственные игры характеризуют решение отдельной проблемы (отработка системы управления на предприятии,

выработка механизмов внедрения инноваций, прогнозирование дальнейшего развития предприятия и

др.).

Исследовательские игры используются при проверке гипотез, новых принципов организации работы, внедрения новых технологий и др. Назначение деловой игры заключается в творческой деятельности участников, которым нужно отыскать проблему и способы ее решения. Содержание деловой игры определяют участники игры. При проведении деловой игры необходимо руководствоваться определенными правилами. Первая группа правил связана с соблюдением методических, требований. Так, деловая игра должна быть логическим продолжением, дополнением или завершением конкретной теоретической темы учебной дисциплины; максимально приближаться к реальным условиям управления организации в целом или ее отдельным элементом. Для проведения игры необходимо подготовить учебно-методическую документацию, в которой прописать задачи, условия и правила проведения и оценки игры. Вторая группа правил относится к деятельности педагога. Чтобы игра состоялась, принесла ожидаемые результаты педагогу необходимо: подобрать такой материал, который бы мог заинтересовать студента-бакалавра, и который бы содержал в себе проблемную ситуацию, связанную с его будущей профессиональной деятельностью; учесть состав группы студентов, готовность и их желание участвовать в игре; довести цели игры до участников игры, сами же цели должны быть понятными, выполнимыми; оптимально сочетать индивидуальную, групповую и коллективную работув процессе проведения игры. Следующая группа требований предъявляется к студенту. При проведении игры должны быть созданы условия, позволяющие направить обучающихся на творческую самостоятельную проработку материала, положительный настрой на игру. Деловая игра предусматривает коллективное взаимодействие. Поэтому необходимо создать и поддерживать доброжелательную атмосферу среди студентов в процессе проведения и обсуждения итогов игры. Наличие сплоченного коллектива в учебной группе, а также лидера позволят активизировать всех участников игры. И последняя группа требований касается организационно-технических условия проведения игры: оптимальные условия проведения игры; наличие определенной системы проведения игр в учебном процессе вуза; распределение ролей студентов в игре; техническое обеспечение игры; предварительное формирование игровых групп. К примеру, при проведении деловой игры необходимо установить регламент (времени должно хватить на решение проблемы), поскольку незавершенность игры обесценивает всю работу по ее проведению.

В деловой игре выделяют следующие этапы: введение в игру, разделение участников на группы, изучение ситуации, обсуждение ситуации в группах, игровой процесс (анализ ситуации, принятие решения, его оформление), подведение итогов игры, анализ деятельности групп, оценка эффективности работы участников и групп, разбор оптимального варианта, общая дискуссия.

Перед игрой следует уточнить некоторые терминологические понятия: задача - поставленная цель, которую необходимо достигнуть; проблема - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения и разрешения. Можно рассматривать проблему как противоречие между старыми и новыми знаниями, требованиями и т. д.

Этап «введение в игру» помогает участникам понять цель игры и основные правила ее проведения. Далее необходимо разделить учебную группу на подгруппы. Оптимальный размер подгруппы - четыре - пять человек. Желательно, чтобы участники подгруппы были равны по интеллектуальному развитию, а также психологически совместимы. Для изучения ситуации участники получают необходимую информацию от преподавателя и обеспечиваются дополнительной информацией (например, правовыми или экономическими документами). Исходная информация может быть дана как на занятии, так и заранее. Лучше заранее, так как не затрачивается время на ознакомление с информацией. В процессе обсуждения в группе задача преподавателя - управлять работой групп, помогая отстающим группам, консультируя участников по вопросам, возникающим у них в процессе обсуждения. После изучения ситуации начинается сам процесс игры, заключающийся в продуцировании участниками возможных решений поставленной задачи, их анализе, выработке общего заключения. Вся информация, отражающая деятельность групп, по необходимости заносится в специальные протоколы, которые после игры обрабатываются и анализируются. Например, анализируются эффективность взаимодействия, количество выдвинутых решений, степень реалистичности решений и т. д.

На этапе подведения итогов проводится анализ деятельности групп и дается оценка принятых ими решений.

После анализа деятельности групп важным является вынесение единого, правильного (эффективного) решения конкретной ситуации, соотнесение его с реальными обстоятельствами, обоснование принятия этого решения. Узловым моментом в ходе проведения игры выступает подведение ее итогов. Для этого выслушиваются точки зрения всех участников и предложения по совершенствованию методики проведения игры. Вопросами для оценки игры могут быть: Интересна ли игра? Соответствует ли она реальным условиям действительности? Что можно было бы сделать иначе, если бы вы играли еще раз? Какими могли быть другие результаты игры? В силу каких причин? Какова польза игры? Ориентирована ли игра на имеющиеся у участников знания? Использовалась ли полученная информация, требовалась ли дополнительная? Налажено ли было взаимодействие участников игры? Какова эффективность игры? Такое обсуждение игры может стать не только подведением итогов, но и заделом для проведения следующей игры.

Положительным свойством деловых игр является то, что они позволяют осуществить следующее: рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени (сжатие процесса); освоить навыки выявления, анализа и решения конкретных проблем; научиться ориентироваться в нестандартных ситуациях; приобрести навыки работы групповым методом при подготовке и принятии управленческих решений; концентрировать внимание на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи; повысить интерес к изучению дисциплины; развивать взаимопонимание между участниками игры; раскрыть личностный потенциал студента, когда каждый диагностирует свои собственные возможности в отдельности и в совместной деятельности с другими участниками.

В качестве недостатков деловых игр можно отметить: относительную сложность подготовки; отсутствие формализованных критериев, позволяющих дать более объективную оценку и сравнить ожидаемый результат с реальной действительностью; отсутствие четкого алгоритма проведения игры. Таким образом, деловая игра является одной их важных технологий обучения бакалавров в высшей школе. В условиях имитационного воссоздания конкретной управленческой проблемы у обучающихся формируются необходимые компетенция для осуществления своей профессиональной деятельности, накапливается опыт решения проблем, трансформируются знания в умения и навыки. Хотя деятельность студентов на занятиях носит игровой характер, обучающиеся относятся к ней серьезно, осознают ценность и важность полученных знаний, умений и социального опыта.

Литература

1. Андреенкова О.С. Обоснование возможности использования коучинга для повышения качества образования в вузе экономического профиля //Сибирский торгово-экономический журнал. 2005. № 1. С. 75-78.

2. Инновации в образовательном процессе в Омском институте (филиале) РГТЭУ / Метелев С.Е., Елкин С.Е., Завадская В.В., Ищак Е.Р., Калинина Н.М., Кокина Ю.В., Куламихина И.В., Матненко И.А., Метелев И.С., Радионова О.А., Свиридова Е.А., Худякова О.Д., Чижик В.П., Шайтанова Л.М., Шамис В.А. Омск, 2011.

3. Метелёв С.Е. Главный в вузе - студент //Аккредитация в образовании. 2011. № 4 (48). С. 84.

4. Метелёв С.Е., Ефимова С.В. Стабильность вуза в его внутренней политике //Аккредитация в образовании. 2009. № 7 (34). С. 46-47.

5. Метелев С.Е., Некрасова Т.В. Управление качеством образования как инновационная деятельность //Аккредитация в образовании. 2007. № 16. С. 64-65.

6. Пономарева З. М. Деловые игры в коммерческой деятельности. Темы: «Аукцион», «Биржа»: Практикум / З. М. Пономарева. М.: Дашков и К°, 2013. 184 с.

7. Учебно-методическое пособие к изучению дисциплины «Игровые технологии в коммерции» / М. Б. Дюжева, Н. И. Роговская; Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2016. 33 с.

8. Федоров А.А., Метелев С.Е., Соловьев А.А., Шлякова Е.В. Инновационные процессы в высшей школе. - Омск, 2013.

9. Федоров А.Э., Метелев С.Е., Соловьев А.А., Шлякова Е.В. Компетентностный подход в образовательном процессе. - Омск, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.