Научная статья на тему 'Воспитательные возможности деловой игры в вузе'

Воспитательные возможности деловой игры в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
444
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / ДЕЛОВАЯ ИГРА / ИМИТАЦИОННЫЕ / ОПЕРАЦИОННЫЕ / РОЛЕВЫЕ ИГРЫ / ДЕЛОВОЙ ТЕАТР / GAME / THEATER BUSINESS / SIMULATION / ROLE PLAY / OPERATION / ROLE PLAYING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Истомина В.В.

В статье проанализировано понятие «деловая игра» и виды деловых игр: имитационные, операционные, ролевые, деловой театр. Выделены профессионально значимые качества личности будущего бакалавра профессионального обучения. Представлено примерное содержание воспитательной работы преподавателя при проведении деловых игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL OPPORTUNITIES OF BUSINESS GAMES IN HIGH SCHOOL

The concept of “role play” and the types of business games: simulation, operation, role, business theater are analyzed in this article. Professionally important qualities of a future bachelor of professional training are highlighted. The approximate content of teacher education work during business games is presented.

Текст научной работы на тему «Воспитательные возможности деловой игры в вузе»

УДК 378 В. В. Истомина, доц. Челябинской

государственной агроинженерной академии (ЧГАА), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: veronichka2003@yandex.ru

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ В ВУЗЕ

В статье проанализировано понятие «деловая игра» и виды деловых игр: имитационные, операционные, ролевые, деловой театр. Выделены профессионально значимые качества личности будущего бакалавра профессионального обучения. Представлено примерное содержание воспитательной работы преподавателя при проведении деловых игр.

Ключевые слова: игра; деловая игра; имитационные, операционные, ролевые игры; деловой театр.

Игра как форма обучения создана самой природой и поэтому является непревзойденным по эффективности методом познания окружающего мира по сравнению с другими методами обучения, созданными человеком. Способность к игровому обучению заложена в человеке на генетическом уровне, поэтому данная форма обучения должна широко использоваться и в профессиональной подготовке кадров.

Одним из наиболее распространенных видов игры в вузах является деловая игра, смысл которой заключается в имитации реальной обстановки и в игровом моделировании управленческой деятельности для принятия и анализа решений [1]. Во время деловых игр, воспроизводящих производственные условия, осваиваются практические знания и умения, крайне значимые для специальности и будущей профессиональной деятельности молодых специалистов.

На сегодняшний день деловая игра представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого [2].

В деловых играх моделируются различные жизненные ситуации, а участнику представляется возможность побывать в различных ролях. Использование деловых игр значительно укрепляет связь обучающегося с преподавателем, раскрывает творческий потенциал каждого обучаемого. Опыт организации деловых игр показывает, что в процессе их проведения происходит более интенсивный обмен идеями, информацией, позволяющий вносить коррективы во взгляды и личностные позиции студентов. Деловая игра побуждает участников к творческой деятельности, стимулирует развитие организаторских и коммуникативных способностей.

Традиционно деловая игра используется в учебном процессе вузов как способ формирования профессиональных знаний и умений, также она обладает большим потенциалом в направлении формирования профессионально значимых качеств личности будущего специалиста.

В данной статье мы рассмотрим воспитательные возможности деловых игр в формировании профессионально значимых качеств личности будущего бакалавра профессионального обучения в вузе.

Анализ общих и профессиональных компетенций бакалавра профессионального обучения [3] позволил выделить следующие профессионально значимые качества личности:

- наличие общекультурных и ключевых ценностей профессионально-педагогической деятельности;

- стремление к самопознанию, самодеятельности, самооценке, самоопределению и саморазвитию;

- доброжелательность, педагогический такт;

- социальная активность;

- гуманистическая направленность;

- владение нормами педагогического поведения;

- коммуникативные и аналитические, организаторские, творческие способности;

- владение культурой мышления;

- способность к когнитивной деятельности.

Данные качества необходимо формировать

на занятиях не только по общепрофессиональным дисциплинам. Все изучаемые дисциплины обладают воспитательным потенциалом, особенно если занятия по ним проводятся при условии регулярного проведения деловых игр, тщательного контроля и корректировки действий и выводов студентов со стороны преподавателя в ходе игры.

В настоящее время в учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр.

Так, при имитационных играх на занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения. Имитироваться также могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы, методическое совещание и т. д.), обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет руководителя, зал заседаний и т. д.). Данный тип деловой игры позволяет воздействовать на формирование общекультурных ценностей, стремления к самопознанию, самодеятельности, самооценки, самоопределения, стимулировать доброжелательность и педагогический такт в общении с одногруппниками, овладевать нормами педагогического поведения, коммуникативными и аналитическими, организаторскими, творческими способностями.

Проведение операционных игр способствует отработке конкретных специфических операций, например, методики написания плана занятия, решения задач, проведения анализа ситуации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. В данном виде игры проявляются прежде всего аналитические, организаторские, творческие способности, способности к когнитивной деятельности, стремление к самопознанию, самодеятельности, самооценке. В ходе выступлений студентов по итогам проделанной работы необходимо обращать внимание на доброжелательность и педагогический такт слушателей.

Игры, которые предусматривают исполнение ролей, направлены на отработку тактики поведения, действий, выполнения функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, а между студентами

распределяются роли с обязательным содержанием. Ролевые игры направлены на организацию речевого взаимодействия участников, поэтому они позволяют воспитывать такие профессионально значимые качества личности будущего бакалавра профессионального обучения, как доброжелательность, педагогический такт, владение нормами педагогического поведения, стремление к самодеятельности, самооценке, самоопределению и саморазвитию, а также коммуникативные и организаторские, творческие способности.

Еще одной разновидностью деловых игр является деловой театр, при помощи которого разыгрывается какая-либо ситуация, направленная на раскрытие поведения человека в заданной ситуации. В таких условиях студент должен мобилизовать весь опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки заключается в том, чтобы научить студента ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность. Для этого вида деловой игры составляется сценарий, в котором описывается конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи [4]. Организация занятий в рамках делового театра позволяет формировать аналогичные качества, что и игры с исполнением ролей.

Такие качества личности будущего бакалавра профессионального обучения, как гуманистическая направленность и социальная активность реализуются во всех представленных видах игр. Примерное содержание работы преподавателя, направленной при проведении деловых игр на воспитание профессионально значимых качеств личности будущего бакалавра профессионального обучения, представлено в табл. 1.

Профессионально значимые качества личности Деловые игры

имитационные операционные ролевые деловой театр

1 2 3 4 5

Наличие общекультурных и ключевых ценностей профессионально-педагогической деятельности Обсуждение поведения отдельных героев разыгрываемой ситуации Обсуждение поведения отдельных героев разыгрываемой ситуации

Таблица 1

Примерное содержание воспитательной работы преподавателя при проведении деловых игр

Окончание табл. 1

1 2 3 4 5

Стремление к самопознанию, самодеятельности, самооценке, самоопределению и саморазвитию Анализ студентами собственного поведения в разыгрываемой ситуации Анализ студентами результатов работы, ее качества, соответствия задаче Анализ студентом своей работы в роли

Доброжелательность, педагогический такт Контроль и коррекция поведения участников игры Контроль поведения студентов в ходе выступлений по проделанной работе Контроль и коррекция поведения участников игры

Владение нормами педагогического поведения Контроль и коррекция поведения участников игры Контроль и коррекция поведения участников игры

Социальная активность Проигрывание студентами различных ролей, анализ деятельности других студентов, наблюдение неучаствующих в игре студентов и анализ их поведения

Гуманистическая направленность Обсуждение возникших между студентами конфликтных ситуаций, анализ и корректировка их поведения

Коммуникативные и организаторские способности Создание диалога и полилога между студентами Парная и групповая работа студентов Общение студентов по ролям, организация диалога

Аналитические и творческие способности Задания на поиск выхода из возникшей ситуации Содержание заданий — проблемное Поиск студентами способа решения возникающих в ходе игры ситуаций

Владение культурой мышления Содержание заданий — проблемное Решение проблемных ситуаций

Способность к когнитивной деятельности Рассмотрение выполняемых действий в разных производственных ситуациях

Все представленные модификации деловых включающую три этапа: подготовку, проведе-игр имеют идентичную методику проведения, ние, анализ и обобщение [5; 6] (рис. 1).

Этап подготовки Разработка игры - разработка сценария - план деловой игры - общее описание игры - содержание инструктажа - подготовка материального обеспечения

Ввод в игру - постановка проблемы, целей - условия, инструктаж - регламент, правила - распределение ролей - формирование групп

и

Этап проведения Групповая работа над заданием - работа с источниками - тренинг - мозговой штурм

Межгрупповая дискуссия - выступления групп - защита результатов - правила дискуссии - работа экспертов

1 г

Этап анализа и обобщения - вывод из игры - анализ, рефлексия - оценка и самооценка работы - выводы и обобщения

Рис. 1. Этапы проведения деловой игры

Как и все игры, деловая игра имеет определенные правила проведения. Требования к правилам игры сводятся к следующим положениям.

1. Правила содержат ограничения, касающиеся методики проведения игры, регламента игровых процедур или их элементов, ролей и функций преподавателей (студентов-ведущих), системы оценивания.

2. Правил не должно быть слишком много (не более 5-10), они должны быть представлены аудитории на плакатах, слайдах или информационных листах.

3. Характер правил должен обеспечивать воспроизведение реального и делового контекстов игры.

4. Правила должны содержать конкретные инструкции, включающие требования к нормам поведения и речи студентов, организации взаимоотношений.

5. Четко прописана система стимулирования игроков.

В учебной деловой игре принимают участие преподаватель и студенты. У каждого из них своя роль в процессе проведения деловой игры. Роль преподавателя заключается в: выборе темы и определении целей игры; разработке сценария деловой игры и списка действующих лиц; описании роли каждого из студентов; подготовке необходимого реквизита (карты наблюдений, секундомер, карточки участников с названием роли, данные о производстве, фирме, партнере и т. д.); распределении ролей между студентами группы и ознакомление их со сценарием игры; корректировка хода деловой игры в процессе ее проведения (ускорение темпа, введение дополнительных условий, контроль за деятельностью наблюдателей); подведении итогов при анализе хода игры, определении положительных и отрицательных моментов, определении рейтинга каждого из участников.

При распределении ролей между студентами группы преподавателю желательно учитывать личностные особенности каждого участника. Однако практика показывает, что эффективнее и интереснее игра проходит в том случае, когда студенты в разных турах игры меняются ролями. Некоторые деловые игры предполагают распределение ролей путем жеребьевки. При этом преподаватель должен следить, чтобы студенту не досталась одна и та же роль несколько раз. В ряде случаев при разработке сценария бывает затруднительно рассчитать время, необходимое на каждой из стадий деловой игры. В этом случае роль преподавателя заключается в оперативной корректировке сценария и изменении норм времени по ходу деловой игры.

Особым предметом внимания педагога является создание игровой мотивации, обеспечение оптимальной динамики межличностных отношений студентов. Важно поддерживать определенный уровень соревновательной мотивации среди участников игры с тем, чтобы она стимулировала активность. При комплектовании команд необходимо учитывать межличностные отношения, сложившиеся в группе. Для достижения сотрудничества лучше, чтобы в команде наблюдались позитивные межличностные отношения. Некоторые педагоги при комплектовании групп используют данные социометрии [7].

Проанализировав роль педагога при организации деловой игры, необходимо обратить внимание на наличие двух аспектов управления педагогом деловой игрой: образовательного и воспитательного.

Образовательный аспект направлен на формирование знаний и умений студентов. Он реализуется следующим образом: преподаватель при запуске деловой игры направляет свои усилия на детализацию понимания участниками игровой ситуации. Если преподаватель обнаруживает недостаточность знаний студентов по отдельным вопросам, он может ввести в рассказ дополнительную информацию либо ориентировать студентов на самостоятельное изучение материала. Такое выстраивание событий поддерживает игровой план. Далее преподаватель проводит игру, согласно методике, изложенной на рис. 1.

Воспитательный аспект начинается с ввода в игру, когда студентам объясняются правила ее проведения. Во время игры преподаватель должен внимательно наблюдать за студентами, чтобы потом провести дальнейший анализ, речи, поведения студентов, формируемых профессионально значимых качеств личности будущего специалиста и всего хода игры в целом.

Несомненно, деловые игры позволяют за короткий срок в несколько приемов добиться целей, на достижение которых при традиционном обучении преподавателем затрачиваются огромные трудовые и временные ресурсы [8]. Однако хочется отметить, что применение только деловых игр на занятиях не обеспечит всестороннего формирования профессионально значимых качеств личности будущего бакалавра профессионального обучения. Необходимо сочетание деловых игр и традиционных занятий с использованием таких активных методов, как проблемное изложение, решение производственных ситуаций, эвристическая беседа, учебная дискуссия, самостоятельная работа с литературой и др.

Библиографический список

1. Актуальные проблемы воспитания и образования на пороге XXI века [Текст] : меж-вуз. сб. науч. статей / под ред. М. Д. Горячева, Т. И. Рудневой. — Самара : Изд-во «Самарский университет», 2010. — 183 с.

2. Беляцкий, Н. Менеджмент. Тексты, задачи, ситуации, деловые игры. Практикум [Текст] : учеб. пособие / Н. Беляцкий. — Казань : Книжный дом, 2010. — 268 с.

3. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (по отраслям) (квалификация (степень) «бакалавр») [Текст] : приказ Минобразования и науки РФ от 22 дек. 2009 г. № 781.

4. Смирнов, Т. М. Методические рекомендации по подготовке и проведению деловых игр [Текст] / Т. М. Смирнов. — М. : ИМХО, 2011. — 57 с.

5. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] : учеб. пособие / Г. К. Селевко. — М. : Педагогич. о-во России, 2008. — 164 с.

6. Турнер, Д. Ролевые игры. Практическое руководство [Текст] / Д. Турнер. — СПб. : Питер, 2010. — 95 с.

7. Бакунчик, Н. Ю. Креативные формы обучения [Текст] : практикум / Н. Ю. Бакунчик. — Челябинск, 2010. — 74 с.

8. Королева, Л. Р. Сборник деловых игр и кейсов по экономическим дисциплинам [Текст] / Л. Р. Королева. — Челябинск, 2011. — 312 с.

УДК 377 О. Н. Кандерова, зав. кафедрой

Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. пед. наук, доц., г. Челябинск М. В. Махалина, начальник Методического центра ЧИРПО, г. Челябинск, e-mail: spj-2012@list.ru

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДХОДЫ К ИХ РЕШЕНИЮ

В статье на основе материалов областного конкурса методических разработок педагогических работников рассматриваются некоторые проблемы организации внеаудиторной самостоятельной работы в учреждениях начального и среднего профессионального образования, отбора содержания обучения, выбора видов самостоятельной работы, конструирования учебно-познавательных, практических заданий и способов их решения.

Ключевые слова: внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся, проблема отбора содержания, виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, конструирование учебно-познавательных и практических заданий.

Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования является актуальной проблемой. Это объясняется целым рядом сложившихся обстоятельств:

- во-первых, в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее ФГОС) на внеаудиторную самостоятельную работу (далее ВСР) обучающихся

отводится 50 % от аудиторной нагрузки, более того, само понятие «внеаудиторная самостоятельная работа» в образовательные программы начального профессионального образования вводится впервые, следовательно, эффективная организация самостоятельной внеаудиторной работы будет существенно влиять и на качество подготовки компетентного конкурентоспособного специалиста, приспособленного к самостоятельной профессионально ориентированной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.