Научная статья на тему 'Опыт США в развитии дистанционного образования'

Опыт США в развитии дистанционного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1957
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СЕТИ / УНИВЕРСИТЕТЫ / США
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт США в развитии дистанционного образования»

ОПЫТ США В РАЗВИТИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Свиридова Е.А. к. ф. н.,

Омский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова

Ключевые слова: Дистанционное обучение, североамериканская модель, образовательные сети, университеты, США.

Западноевропейский опыт дистанционного обучения (ДО) имеет давнюю историю. Она берет начало в XIX, когда, в 1840 году, сэр Исаак Питман начал обучать стенографии посредством почтовых отправлений студентов в Великобритании. Чуть позже, в 1874 году программу обучения по почте предложил Университет штата Иллинойс. В 1892 г Вильям Рейни Харпер, считающийся в США родоначальником ДО, учредил первое университетское отделение дистанционного обучения в Университете Чикаго, а в 1906 г. преподавание по почте было введено в Университете штата Висконсин [1, c.10].

Традиционно выделяются два основных подхода к развитию дистанционного обучения: европейский и североамериканский, которые опираются на две различные концепции его организации. Первый подход получил распространение в европейском регионе (Великобритания, Испания, ФРГ, Нидерланды и др.). Второй подход имеет место в Канаде и США. Принципиальное их различие состоит в том, что в Западной Европе дистанционное обучение развивалось, прежде всего, открытыми университетами (Open University - OU), которые финансируются правительствами. В Северной же Америке в конце XX века сложилась парадоксальная ситуация, вызванная уменьшением государственного финансирования - число желающих получить высшее образование с каждым годом возрастало, а вузы были не в состоянии охватить всех желающих очной формой обучения. Это привело к необходимости пересмотра стратегии развития традиционных форм образования в пользу увеличения числа учебных заведений, использующих дистанционные технологии обучения.

В 60-х гг. XX века инженерные колледжи США начали транслировать по телевидению учебные курсы для сотрудников нескольких корпораций. Высокая эффективность этих программ и возможности спутникового телевидения привели к их распространению на всю территорию США, а затем на Европу, Китай и другие страны. Национальный технологический университет (1984 г.), объединивший позднее 40 университетских инженерных школ, опирался уже на технологии именно дистанционного обучения в подготовке инженеров.

Сегодня США являются безусловным мировым лидером в онлайн-образовании, с сотнями онлайн колледжей и тысячами интернет-курсов. Дистанционное обучение в США является многоуровневым, развиваясь как на общенациональном уровне, так и на уровне штата, корпорации, университета. На общенациональном уровне в США телевидение (PBS TV) транслирует программы обучения взрослых, взаимодействуя с 1500 колледжами и местными станциями, предлагая курсы в различных областях науки, бизнеса, управления. Программы ДО в разных штатах развиваются по варианту спутниковых телеконференций, проводимых головным университетом. Широкое развитие получили системы ДО корпоративного уровня, зачастую с образованием собственных образовательных центров и образовательных сетей (Дженерал Моторс, Форд, Дисней и др.) В течение последнего десятилетия интенсивно стали использоваться системы дистанционного обучения в Вооруженных силах США [2]. Что касается высшего образования, то достаточно сказать, что 6 миллионов студентов США (почти треть всех получающих высшее образование) проходят, по крайней мере, один курс онлайн. Количество студентов, обучающихся онлайн, превышает общее число получающих высшее образование в целом. 65% высших учебных заведений страны в настоящее время отмечают, что онлайн-обучение является важнейшей частью их долгосрочной стратегии. Многие ведущие университеты предоставляют бесплатные онлайн курсы. Это Калифорнийский университет, Открытый Британский университет (проект OpenLeam), Массачусетский технологический институт, университеты Стэнфорд и Беркли и многие другие [3].

Базируясь на фундаментальных принципах традиционного обучения, ДО широко внедряет инновационные технологии во все виды образовательной деятельности, развивая идеологию открытого

общедоступного образования. Оно становится проводником политики преодоления национальных границ и построения наднационального образовательного пространства. Кроме того, дистанционное обучение все чаще рассматривается как движущая сила развития экономики страны. В России электронное обучение становится особенно актуальным в условиях введения ФГОС нового поколения, перехода на уровневую систему образования и связанного с этим сокращения объемов аудиторной работы, расширения форм самостоятельной работы студентов, для организации которой рассматриваемый вид обучения открывает новые возможности.

Литература

1. Киян И.В. Зарубежный опыт дистанционного обучения//Образование и общество. - 2010, № 5, С.87-92.

2. Тавгень И.А. Дистанционное обучение: опыт, проблемы, перспективы. - Минск: БГУ, 2004. -227с.

3. Hanover Research report URL: http://www.hanoverresearch.com/wpcontent/uploads/2011/12/Trends-in-Global-Distance-Learning-Membership.pdf

4. Kurs22: портал про образование. URL: http://kurs22.spb.ru/news/115-obrazovatelnoesoobschestvo-rf-obespokoeno-veroyatnostyu-vytesneniya-tradicionnogo-obrazovaniyadistancionnym.html ].

5. Инновации в образовательном процессе в Омском институте (филиале) РГТЭУ /Метелев С.Е., Елкин С.Е., Завадская В.В., Ищак Е.Р., Калинина Н.М., Кокина Ю.В., Куламихина И.В., Матненко И.А., Метелев И.С., Радионова О.А., Свиридова Е.А., Худякова О.Д., Чижик В.П., Шайтанова Л.М., Шамис В.А. - Омск, 2011.

6. Метелев С.Е. Главный в вузе - студент //Аккредитация в образовании. 2011. № 4 (48). С. 84.

7. Метелев С.Е., Ефимова С.В. Стабильность вуза в его внутренней политике //Аккредитация в образовании. 2009. № 7 (34). С. 46-47.

8. Метелев С.Е., Некрасова Т.В Управление качеством образования как инновационная деятельность //Аккредитация в образовании. 2007. № 16. С. 64-65.

9. Федоров А.А., Метелев С.Е., Соловьев А.А., Шлякова Е.В. Инновационные процессы в высшей школе. - Омск, 2013.

10. Федоров А.Э., Метелев С.Е., Соловьев А.А., Шлякова Е.В. Компетентностный подход в образовательном процессе. - Омск, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.