УДК 331.5
Е.С. Рычкова, М.С. Бальцежак, А.Е. Белкина
ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
В статье представлены результаты исследования эффективности функционирования территорий опережающего развития (ТОР) в Амурской области, позволившего выявить проблемы обеспечения ТОР трудовыми ресурсами. Определена потребность инвестиционных проектов ТОР «Бе-логорск» в квалифицированных трудовых ресурсах, а также факторы повышения эффективности и результаты синергии от проектов, реализуемых резидентами ТОР.
Ключевые слова: территории опережающего развития (ТОР), инвестиционные проекты, Амурская область, трудовые ресурсы, проблемы.
THE PROBLEMS OF ENSURING LABOR RESOURCES FOR THE TERRITORIES OF ADVANCED DEVELOPMENT OF THE AMUR REGION
The article presents the results of a study of the effectiveness of the territories of advanced development (TAD) in the Amur Region, which made it possible to identify the problems of labour resources with TAD. The need of investment projects of TAD «Belorogorsk» in the qualified labour resources, as well as the factors of increasing the efficiency and results of synergy from the implemented projects by the residents of the TAD are determined.
Key words: territories of advanced development (TAD), investment projects, Amur region, labour resources, problems.
Поиск новых механизмов улучшения инвестиционного климата в стране в последние годы приобрел особую значимость. Одним из инструментов социально-экономического развития регионов в рамках формирования новой модели развития Дальнего Востока стало создание территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР), являющихся территориальными кластерами.
На сегодняшний день процесс создания и функционирования территориальных кластеров рассматривается по различным направлениям. Так, в работе С.Л. Орлова [1] формирование ТОР определено «как важнейший фактор укрепления евразийской интеграции». И.И. Курков и Т.В. Скрыль рассматривают ТОР как «инструмент регулирования» и «элемент устойчивого экономического развития» регионов России [2, 3]. К.И. Степанов и С.Л. Орлов трактуют формирование ТОР как «новую парадигму в национальной системе управления» [4].
Итоги исследования значимости функционирования территорий опережающего развития в качестве стимула для улучшения демографической ситуации в Дальневосточном федеральном округе представлены в работах В.К. Заусаева и Н.А. Кручака [5], Н.А. Норкиной, Е.Р.Мысевой и А.Д. Малых [6], М.В. Рязанцевой [7].
В работе Е.И. Красниковой, А.Е. Белкиной и В.М. Оганесян [8] рассмотрены подходы И.С. Кришталя, М.Ю. Андреевой и Л.И. Вотынцевой, Т.С. Ремизовой, Т.В. Скраль, Ф.Ф. Шариповой и А.В. Садыковой, представивших территории опережающего развития как «факторы инвестиционной привлекательности», а проектное финансирование - как «ключ к становлению центров и осей развития» ТОР.
В Российской Федерации создано 59 ТОР, из них 18 - на Дальнем Востоке. Основные характеристики ТОР ДФО представлены в табл. 1.
Таблица 1
Характеристика территорий опережающего развития
Наименование ТОР, реквизиты постановления РФ Площадь, га Географическое месторасположение Количество рабочих мест Специализация
1 2 3 4 5
1. «Хабаровск», № 630 от 25.06.2015 г. 716,4 г. Хабаровск; Хабаровский муниципальный р-н; Ракитненское сельское поселение Хабаровского края 3000 Сельское хозяйство, транс-портно-логистический комплекс, промышленность, металлургия, пищевая промышленность
2. «Надеждинская», № 629 от 25.06.2015 г. 806,7 Надеждинский муниципальный р-н; Владивостокский городской округ Приморского края 1600 Транспортно-логистический комплекс, промышленность
3. «Комсомольск», № 628 от 25.06.2015 г. 210 г. Комсомольск-на-Амуре; г. Амурск; Солнечный муниципальный р-н Хабаровского края 3000 Промышленность
4. «Приамурская», № 879 от 21.08.2015 г. 1252,5 Благовещенский р-н; Ивановский р-н; Тамбовский р-н Амурской области 1530 Промышленность, транс-портно-логистический комплекс
5. «Беринговский», № 876 от 21.08.2015 г. 871,05 Анадырский р-н; городской округ Анадырь Чукотского автономного округа 2500 Портовая деятельность, транспортно-логистический комплекс, добыча полезных ископаемых
6. «Белогорск», № 875 от 21.08.2015 г. 705 Городской округ Белогорск Амурской области 325 Сельское хозяйство, пищевая промышленность
7. «Михайловский», № 878 от 21.08.2015 г. 3885 Михайловский, Черниговский, Яко-влевский муниципальные р-ны Приморского края 2500 Сельское хозяйство
8. «Индустриальный парк Кангалассы», № 877 от 21.08.2015 г. 83 г. Якутск Республики Саха (Якутия) 350 Промышленность
9. «Камчатка», № 899 от 28.08.2015 г. 4242,7 Елизовское городское поселение; Паратунское, Раздольненское и Но-воавачинское сельские поселения; Быстринский, Карагинский, Олютор-ский, Соболевский, Тигильский, Усть-Большерецкий, Усть-Камчатский муниципальные р-ны; городской округ Петропавловск-Камчатский Камчатского края 3000 Портовая деятельность, промышленность, туристический кластер, металлургия
10. «Большой Камень», № 43 от 28.01.2016 г. 334,1 Городской округ Большой Камень Приморского края 5500 Судостроение, промышленное производство
11 .«Южная», № 201 от 17.03.2016 г. 19438,9 г. Южно-Сахалинск; Анивский и Томаринский городские округа Сахалинской области 450 Сельское хозяйство
12. «Горный воздух», № 200 от 17.03.2016 г. 531 г. Южно-Сахалинск Сахалинской области 5000 Туристическо-рекреационное
13. «Амуро-Хинганская», № 847 от 27.08.2016 г. 520,2 г.Биробиджан, Ленинский и Октябрьский муниципальные р-ны Еврейской автономной области 1042 Добыча полезных ископаемых, промышленное производство, сельское хозяйство
Продолжение табл. 1
1 2 3 4 5
14. «Южная Якутия», № 1524 от 28.12.2016 г. 23200 Нерюнгринский р-н Республики Саха (Якутия) 2700 Горнодобывающая, промышленность
15. «Нефтехимический», № 272 от 07.03.2017 г. 1300 Партизанский муниципальный р-н Приморского края 3500 Промышленность
16. «Николаевск», № 464 от 19.04.2017 г. 531300 г.Николаевск-на-Амуре; рабочий поселок «Многовершинный»; Инно-кентьевское, Красносельское, Оре-мифское, Члянское сельские поселения Николаевского муниципального р-на Хабаровского края 1395 Рыбный промысел и рыбообработка
17. «Свободный», № 673 от 03.06.2017 г. 1450 г. Свободный, Амурская область 4730 Газохимическая промышленность
18. «Курилы», № 992 от 23.08.2017 г. 12 Муниципальное образование «Южно-Курильский городской округ» Сахалинской области 937 Пищевая промышленность
По данным Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока [9], во все ТОР, созданные на территории Дальневосточного федерального округа, входит 192 резидента с общим объемом инвестиций 2 трлн. 132 млрд. 43 млн. руб. Планируется создать 38140 рабочих мест. Как известно, «на Дальнем Востоке уже реализовано 9 инвестиционных проектов, два из которых на территории Амурской области»[10].
В ТОР «Белогорск» подписаны соглашения об осуществлении деятельности с пятью резидентами, при этом якорными инвесторами являются ООО «Амурагроцентр», ООО «Белогорский хлеб», а также ООО «Агротехнологии». Сведения о действующих резидентах ТОР «Белогорск» представлены в табл. 2.
Таблица 2
Сведения о действующих резидентах ТОР «Белогорск»
Наименование резидента ТОР Соглашение о ведении деятельности на территории ТОР и срок его действия Свидетельство о регистрации резидента ТОР (с реквизитами) Виды деятельности
1. ООО «Масло-экстрационный завод «Амурский» 1/Р-7 от 16.11.2015 до 21.08.2085 28000000007 от 16.11.2015 Производство пищевых продуктов.
2. ООО «Белхлеб» 1/Р-34 от 16.03.2016 до 28.02.2026 28000000034 от 16.03.2016 Производство пищевых продуктов; производство напитков.
3. ООО «Амурский завод металлических конструкций» 1/Р-84 от 02.09.2016 до 20.08.2085 28000000084 от 02.09.2016 Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования.
4. ООО «Беллес-пром» 1/Р-177 от 08.09.2017 до 21.08.2085 28000000177 от 08.09.2017 Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки (кроме мебели), производство изделий из соломки и материалов для плетения.
5. ООО «Амурэко-ресурс» 1/Р-201 от14.11.2017 до 21.08.2085 28000000201 от 15.11.2017 Производство нефтепродуктов и химических продуктов, не включенных в другие группировки; смазочных материалов, присадок и антифризов; аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом; покупка и продажа земельных участков, собственных нежилых зданий и помещений, недвижимого имущества; деятельность, связанная с перевозками; строительство жилых и нежилых зданий; обработка вторичного неметаллического сырья.
В соответствии с подписанными соглашениями резиденты ТОР «Белогорск» реализуют инвестиционные проекты, характеристика которых представлена в табл. 3.
Таблица 3
Характеристика инвестиционных проектов ТОР «Белогорск»
Инвестор Наименование инвестиционного проекта Сроки реализации, годы Планируемый объем инвестиций, млн. руб. Мощность производства Рабочие места
ООО «Амур-агроцентр» Завод по глубокой переработке сои. I очередь действующее предприятие 1900 240 тыс. т сои в год 420
Завод по глубокой переработке сои. II очередь 2017-2019 гг. 2540 73 тыс. т в год - соевой продукции 84
ООО «Бел-леспром» Создание лесоперерабатывающего комплекса 4 кв.2017 - 4 кв. 2018 г. 10,30 2 тыс. м3 обрезных пиломатериалов в год; 6 тыс. т древесного угля в год 28
ООО «Белхлеб» Строительство хлебобулочного цеха действующее предприятие 18 490 т хлебобулочных изделий в год 15
ООО «Амурский ЗМК» Амурский завод металлических конструкций 2016-2018 716,10 28,8 тыс. т металлоконструкций в год 228
ООО «Амур-экоресурс» Создание комплекса по переработке промышленных отходов на базе технологии вакуумной дистилляции отработанных масел и пиролиза производственных отходов 1 кв.2018 - 1 кв. 2019 г. 32,70 3000 т в год по переработке отработанных масел и 600 т в год по утилизации отходов производства 16
Итого - - 5217,1 - 791
Таким образом, на территории опережающего развития «Белогорск»:
ведутся проектно-изыскательские работы и разрабатываются бизнес-планы двух инвестиционных проектов;
осуществляются строительно-монтажные работы трех инвестиционных проектов;
по двум инвестиционным проектам ведется операционная деятельность.
В связи с тем, что синергетический эффект привлечения инвестиций определяется самим фактом существования территориального кластера, на наш взгляд, необходимо оценить макроэкономическую эффективность функционирования ТОР «Белогорск», которая в свою очередь оценивается по способности ТОР влиять на формирование ВРП Амурской области и обеспечивать динамику экономического роста. Увеличение ВРП Амурской области с учетом реализации проектов ТОР представлено на рис. 1.
Приведенные прогнозные показатели свидетельствуют о положительной макроэкономической эффективности создания и развития ТОР «Белогорск». Анализ прогнозных значений ВРП региона позволил выявить, что при реализации проектов ТОР ВРП региона к 2028 г. увеличится в 6 раз по сравнению с фактическим значением ВРП Амурской области в 2016 г. (без учета функционирования ТОР).
Функционирование ТОР «Белогорск» в Амурской области позволит также создать дополнительные рабочие места для различных категорий трудовых ресурсов. В результате увеличится уровень занятости и, соответственно, повысится уровень жизни населения.
3500
I
3000
2500
2000 I
1500 ; I
1000
500 \2 21
т 1| [39
2016 201" 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028
□ Прогноз ВРП. мпр д.ру б. ■ Прогноз ВРП при реалжац! о I пр оектов ТОР. млрд.руб. Рис. 1. Увеличение ВРП региона с учетом реализации проектов ТОР.
При этом на разных этапах развития ТОР будут необходимы трудовые ресурсы разной степени квалификации, обладающие разными навыками.
На этапе строительства объектов, развития транспортно-инженерной инфраструктуры необходимы квалифицированные архитекторы, строители, технические специалисты в сфере инженерного обеспечения, а также разнорабочие и неквалифицированный персонал.
На этапе введения высокотехнологичных и трудоемких производств на территории ТОР для обеспечения их деятельности, наряду с управляющим звеном, потребуются высококвалифицированные специалисты, инженеры и технологи, а также разнорабочие. Потребность в квалифицированных трудовых ресурсах инвестиционных проектов ТОР «Белогорск» представлена на рис. 2.
50 о)
16(2%)
15 (2° о)
28 (4° о)
Маслоэкстракционный завод «Амурский»
Лесоперерабатывающий комплекс
Хлебобулочный комбинат
Амурский завод металлических конструкций
Комбикормовый завод
Комплекс по переработке промышленных отходов
Рис. 2. Потребность в квалифицированных трудовых ресурсах ТОР «Белогорск».
Таким образом, по результатам анализа деятельности ТОР в Амурской области за период 2015-2017 г. и прогноза ВРП Амурской области с учетом реализации проектов ТОР выявлены факторы, влияющие на эффективность их функционирования, один из которых - обеспечение трудовыми ресурсами. В то же время рынок труда региона не может обеспечить растущую потребность в специалистах для реализации проектов ТОР, в связи с чем ключевая роль в решении данной проблемы отводится региональным учреждениям профессионального образования.
В настоящее время в Амурской области функционируют 6 учреждений высшего образования и 20 профессиональных образовательных организаций, имеющих лицензии на осуществление образовательной деятельности по подготовке специалистов среднего звена (в том числе квалифицированных рабочих, служащих).
Сокращение приема в учреждения профессионального образования Амурской области происходит в соответствии с тенденциями, характерными для Российской Федерации в целом. В то же
время сокращение приема в региональные учреждения среднего профессионального образования более значительно, чем в высшей школе, что сказалось на увеличении доли высшего образования в структуре приема учреждений профессионального образования.
В 2014 г. отличительной особенностью региональной структуры приема в учреждения профессионального образования в сравнении с общероссийской являлся относительно низкий удельный вес лиц, поступающих в учреждения высшего образования, по сравнению с общероссийским: в 2000 г. - 27,8%, в 2014 г. - 36,7% против 43% и 52,3% соответственно. Данные о приеме в региональные учреждения профессионального образования 2017 г. демонстрировали увеличение удельного веса лиц, поступивших в региональные учреждения высшего образования, до 38,3% [11]. Следовательно, относительно низкие темпы структурных сдвигов приема в учреждения профессионального образования по уровням подготовки сохраняются.
В Амурской области относительно высокий спрос на высшее образование негативно сказывается на подготовке кадров среднего звена и рабочих профессий для экономики региона. Отмечается дефицит кадров рабочих профессий, что подтверждают данные статистики: доля заявленных вакансий на замещение рабочих профессий в 2000 г. составляла 69,2% [12], в 2014 г. - 73,1% [13], в 2016 г. - 71,7%. В частности, по данным ГКУ Амурской области, ЦЗН г. Свободного на 01.01.2018 г. -84,2% [14].
В то же время специалисты с высшим образованием в меньшей степени испытывают затруднения с трудоустройством в регионе, чем специалисты со средним и начальным профессиональным образованием. По данным официальной региональной статистики [15], в 2016 г. удельный вес лиц с высшим образованием среди безработных составил 13,1%, со средним профессиональным - 23,8%, с квалификацией рабочего (служащего) - 25,8%. Более низкий показатель безработицы среди населения региона, имеющего высшее образование, чем в целом по РФ, свидетельствует о высоких требованиях работодателей к кандидатам на рынке труда. Доля специалистов с высшим образованием среди занятого населения в Амурской области остается относительно большей (28,8% в 2016 г.), чем лиц со средним профессиональным образованием и квалифицированных рабочих.
Таким образом, высокая потребность населения Амурской области в получении высшего образования, как и целом по стране, может быть объяснена рядом причин:
1) необоснованным завышением требований работодателей к уровню профессионального образования работников;
2) объективным усложнением хозяйственных отношений, связанных с деятельностью экономических субъектов;
3) развитием и введением в профессиональную деятельность новых информационных и телекоммуникационных технологий, требующих от работников самых передовых знаний;
4) стремлением молодежи получить возможность социальной мобильности;
5) социальным одобрением высшего образования в обществе;
6) нестабильностью экономической ситуации;
7) более высокой заработной платой специалистов с высшим образованием.
Однако при относительно благополучном положении специалистов с высшим образованием на рынке труда сохраняется структурная диспропорция подготовки их с потребностями рынка труда. Одной из причин сложившейся ситуации является низкий уровень профессиональной ориентации абитуриентов. На современном этапе развития регионального рынка услуг высшего образования спрос со стороны населения формируется под влиянием факторов субъективного представления о материальной выгоде и престижности будущей профессии, что не всегда совпадает с реальностью рынка труда. В то же время «гибкость реагирования на условия внешней среды вуза, использование
адаптированных механизмов воздействия на формирование спроса населения региона на образовательные услуги стало необходимым условием для конкурентоспособного функционирования в современных рыночных отношениях» [16].
Таким образом, факторами повышения эффективности и результатами синергии от реализуемых проектов резидентов территорий опережающего социально-экономического развития Амурской области являются стимулирование инвестиционных проектов, привлечение инвестиций, создание новых рабочих мест, увеличение доходов бюджета, создание развитой инфраструктуры, а также повышение финансового благосостояния населения. Для решения проблем обеспечения трудовыми ресурсами проектов региона и кадровой подготовки образовательным организациям необходимо активизировать профориентационную работу по актуальным направлениям подготовки. Возрастает значимость бюджетных мест в учреждениях профессионального образования, реализующих образовательные программы для приоритетных региональных предприятий, для повышения престижа рабочих профессий у молодого поколения.
1. Орлов, С.Л. Создание территорий опережающего развития в России - важнейший фактор укрепления евразийской интеграции // Проблемы современной экономики. - 2016. - № 2. - С. 27-30.
2. Курков, И.И. Территории опережающего развития как инструмент регулирования социально-экономического развития регионов России // Проблемы экономики и менеджмента. - 2015. - № 5. - С. 74-81.
3. Скрыль, Т.В. Механизм территорий опережающего развития как элемент устойчивого экономического развития // Мировая экономика: проблемы безопасности. - 2016. - № 1. - С. 15-22.
4. Степанов, К.И., Орлов, С.Л. Новая парадигма в национальной системе управления: формирование территорий опережающего развития в Дальневосточном федеральном округе // Проблемы современной экономики. -2015. - № 1. - С. 203-204.
5. Заусаев, В.К., Кручак, Н.А. Территории опережающего развития и демографические процессы // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. - 2015. - № 1. - С. 23-32.
6. Норкина, А.Н., Мысева, Е.Р., Малых, А.Д. Стратегия развития территорий опережающего развития как регулирующий фактор миграционной политики на территориях Дальнего Востока // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. - 2016. - № 12. - С. 30-37.
7. Рязанцева, М.В. Стимулирование притока трудовых ресурсов на территории опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока // Российское предпринимательство. - 2015. - Т. 16, № 18. -С. 3091-3102.
8. Красникова, Е.И., Белкина, А.Е., Оганесян, В.М. Инвестирование территорий опережающего социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа // Финансы и кредит. - 2017. - Т. 23, № 43. -С. 2592-2606.
9. Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока: офиц. сайт. - Режим доступа: https ://minvr.ru/activity/territorii-operezhayushchego-razvitiya/. - 15.03.2018.
10. Белкина, А.Е., Рычкова, Е.С. Проблемы оценки эффективности функционирования территорий опережающего развития Амурской области // Экономика и региональное управление. - Благовещенск, 2017. -С. 22-25.
11. Амурский статистический ежегодник. 2017: статистический сборник. - Благовещенск: Амурстат, 2017. - 472 с.
12. Труд и занятость в Амурской области в 2011 году: сборник. - Благовещенск: Амурстат, 2012. - 134 с.
13. Профессиональное образование в Амурской области: сборник. - Благовещенск: Амурстат, 2015. - С. 18.
14. Государственное казенное учреждение Амурской области Центр занятости населения города Свободного: офиц. сайт. - Режим доступа: http://svobzan.amur.ru/inform.htm. - 15.03.2018.
15. Амурская область в цифрах. Краткий статистический сборник. - Благовещенск: Амурстат, 2017. - 244 с.
16. Рычкова, Е.С., Бальцежак, М.С. Исследование спроса на рынке услуг высшего образования Амурской области // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2013. - № 8 (56). - С. 1-10.